скачать рефераты

МЕНЮ


НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канады

НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канады

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: НАФТА, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ, ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КАНАДЫ

работа студента 5 курса

белорусскоязычного отделения

исторического факультета

Коренковича Вадима

научный руководитель

Минск 1998 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр.3

Глава 1. НАФТА в действии стр.6

Глава 2. НАФТА и Канада : результаты

деятельности стр.19

Заключение стр.29

Список литературы стр.33

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие уходящего двадцатого века развитие

экономических и политических процессов в различных регионах современного

мира происходило под влиянием многочисленных факторов и событий, и все же

анализ изменений в экономической и политической картинах мира к настоящему

времени , позволяет выделить две превалирующие тенденции: сепаратизм и к

интернационализация. Примерами могут служить, в первом случае,

сепаратистские движения в Квебеке, Шотландии, Уэльсе и Испании , а во

втором тенденции к интернационализации и транснационализации экономических

процессов, объединительный процесс в Европе. Эти две на первый взгляд

противоречивые тенденции значительным образом влияют на формирование

внешней и внутренней политики стран мира, высвечивают новые аспекты

исторически сложившихся конфликтов, но одновременно с этим во многом

помогают найти новые решения и новый взгляд на существующие проблемы, как

это происходит в Шотландии или в Канаде, где во время обострения

квебекского сепаратизма наряду с рассматрением варианта как выделения

провинции в суверенное государственное образование как националисты, так и

сторонники федерального правительства не могли сбросить со счетов роль,

играемую объединенной Канадой в интграционных процессах на континенте и

проблемы, такие как усложнение и ослабление экономических связей с другими

провинциями, с которыми Квебеку неминуемо пришлось бы столкнуться при

выделении его в самостоятельное государственное образование.

В связи с вышеизложенным представляется важным рассмотрение

проявления тенденции к интернационализации на региональном уровне для

получения более четкого представления о ее движущих силах, побудительных

мотивах стран, втянутых в эти процессы, и выявления возможных перспектив

развития данных процессов.

Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к

глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе на примере

Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ

механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками

стран участниц в результате действия данного соглашения в период с 1994

года по сегодняшний день. Значительное место в работе уделяется изменениям

в экономиках стран- участниц НАФТА, так как это является неотъемлимой

частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь

экономический характер.

Несмотря на то что процесс развития Соглашения сложно рассматривать

разрезе лишь одной из стран-участниц, акцент в данной работе сделан на

анализ процессов происходивших в Канаде, так как эта страна, уступая в

экономическом потенциале Соединенным Штатам, значительно опрежает в этом

отношении Мексику. Это дает возможность оценить результаты, которые

принесла деятельность НАФТА в данном регионе, не делая значительных скидок

на показатели экономического развития страны и являясь, в следствие этого,

своего рода стандартом.

Работа в основном основана на материалах, предоставляемые

глобальной сетью Интернет в сайтах “НАФТА”, “Оранизации американских

государств”, “Канада”, среди которых можно выделить “Сборник отчетов

изданных офисом Торгового представительства Соединенных Штатов Америки и

связанных с ним организаций” за 1997 год [1], обзор Североамериканского

соглашения о свободной торговле, изданный Организацией Американских

Государств и содержащий детальное и постатейное изложение Соглашения,[2]

обзор деятельности НАФТА, изданный канадским Департаментом Иностранных дел

и международной торговли[3], а также ряд публикаций в таких американских и

канадских периодических изданиях, как “Washington Times”, “Washington Post”

и “Montreal Gazette”

ГЛАВА 1. НАФТА в действии

Североамериканскиое соглашение о свободной торговле (НАФТА) между

Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января

1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между

партнерами по НАФТА, Соглашение содержит грандиозный план уничтожения

тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными

положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. Это включает в

себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности,

конкуeренции и передвижения деловых людей через границы.[4]

НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а

также повысила привлекательность канадской экономики для иностранных

инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти

рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех

источников устойчиво росли.

Однако что более важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-

американское Соглашение о свободной торговле (FTA) стимулировали

значительный прогресс в производительности и специализации в канадской

экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества

продуктов, конкурентноспособности цены. Результатом стало повышение общей

конурентноспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.

Широкая сфера торговли является основной движущей силой

экономического роста и создания новых рабочих мест в окрытой экономике,

примером которой является Канада. Отношение экспорта товаров и услуг к

валовому национальному продуту (ВНП) в 1996 составило 38.4 процента[5] и

сделало Канаду самой глобально интегрированой изо всех стран большой

семерки.

В результате четырех лет претворения в жизнь, НАФТА развило

существующие тенденции к конвергенции рынков в Северной Америке. Это

демонстрируют показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда

долларов США в общей двусторонней торговле Канады с партнерами по НАФТА,

более 200 миллиардов долларов США исходящих и входящих иностранных прямых

инвестиций и более 50 милиардов долларов США в торговле и услугах между

Канадой и США.[6] Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого

спктра товаров, услуг, финансовых ресурсов и технологий уже существуют и

процветают во в значительной мере интегрированой коммерческой среде.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным

институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят

представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия

наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает

разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также

наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние

собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексико в

начале 1998 года.

Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать

содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого

планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван

служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего

секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в

достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением,

с целью способствования торговле и инвестициям. обеспечения эффективного

претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более 30

рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по

созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю

сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики,

стандартизацию товаров, госпоставки и передвижение деволых людей через

границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет

Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс

претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для

изучения способов дальнешей либерализации торговли между странами-

участницами. Примером может служить последовательная политика Канады,

направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров.

Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения

спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на

ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной

Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно

установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО).

Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно

возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА

выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы

затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других

консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет

найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы

группой экспертов.

Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров,

возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции

Секритариата НАФТА. В первые девять месяцев 1996 - 97 финансового года

Секретариат назначил 14 рассмотрений группами экспертов в соответствии с

Главой 19 Соглашения и одно арбитражное рассмотрение согласно Главе 20.

В 1996 были приняты восемь решений группой экспертов согласно Главе 19 и

один отчет группы экспертов согласно Главе 20.

Двадцатая глава Североамериканского солашения о свободной торговле

установливает институциональный механизм и процедуру разрешения споров. На

конец 1996 года в соответствии с этой главой были затребованы 11

консультаций по 10 случаям, один из которых был передан для арбитражного

рассмотрения. В четырнадцатой главе дополнительно оговариваются специальные

процедуры для разрешения любых споров, касающихся финансовых услуг.[7]

Основываясь на Канадско- американском соглашении о свободной торговле

(FTA), НАФТА включает в себя (в Главе 19) уникальную систему рассмотрения

экспертами, представляющими две страны, национальных решений по вопросам

антидемпинга и компенсационной пошлины, замещая тем самым юридическое

рассмотрение и каждой из трех стран.[8] Со времени принятия НАФТА поступило

уже 73 запроса на расмотрение вопроса группой экспертов, в соответствии с

Главой 19 Соглашения.

Что же касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА

использует процедуры “смешанного “ арбитража между инвестором, чьим

интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь

на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите

иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров,

связанных с инвестициями. НАФТА также требует от национальных агенств

уважения к принципам справедливости и прозрачности.

На национальные секции НАФТА возложена ответственноть и за разрешение

споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими

странами не в рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция

Секретариата НАФТА была возложена ответственность за администрирование

процесса разрешения споров согласно Главе 8 канадско-израильского

соглашение о свободной торговле, и такая же ответственность по канадско

-чилийскому соглашению о свободной торговле.

НАФТА создавалось как соглашение, направленное вовне, потенциально

рассчитанное на расширение за счет присоединения к нему новых

участников.[9] Страны, уже состоящие в НАФТА, в общем, придерживаются той

позиции, что членство в НАФТА должно быть открытым для всех стран,

изъявляющих желание присоединится к Соглашению и способных принять на себя

обязательства, налагаемые им, включая параллельные соглашения по вопросам

труда и окружающей среды.

Уже начиная с 1994 года начались разговоры о присоединении Чили к

НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу начались только в июне

1995 года, и эти реальные шаги к расширению состава участников Соглашения

сразу же получили как сторонников, так и противников. Представители первых,

как в Канаде так и в США аппелировали к тому, что более прочные

экономические связи с Чили создадут больше возможностей для торговли и

инвестиций на этом рынке, характеризующемся высокими темпами роста. Любимым

высказыванием партии сторонников присоединения Чили стали слова,

произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году: “Каждый доллар, на который

растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает день рабского

труда, а часы ненужной работы, которая требуется для этого, крадутся из

бесценного времени, предназначенного на выполнение личных обязанностей

каждого.”[10] И на самом деле, правительство, ограничивающее мировую

конкуренцию среди производителей с помощью тарифов или других торговых

барьеров, увеличивает налоговое бремя всех потребителей, в том числе и в

своей стране.

Сами Чили неоднократно доказывали свою готовность присоединитьсяк

НАФТА. Еще за несколько лет до заключения Соглашения они пошли на

существенное снижение тарифов, но к 1997 темпы этого снижения пошли на

убыль, так как в Чили возникли опасения, что дольнейшее снижение тарифов

ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их присоединения к НАФТА.

С связи с этим чилийские тарифы на некоторое время зависли на уровне 15

процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть снижены еще больше, в

обмен на снижение торговых сборов и больший доступ на рынки будущих

торговых партнеров.[11]

Казалось бы, учитывая положительные результаты начальной деятельности

НАФТА, его влияния на развитие экономик стран-участниц, идея расширения не

должна была встретить препятствий на пути к претворению в жизнь, но в США

у нее все же появился ряд оппонентов. Часть консерваторов высказывалась за

сохранение торговых барьеров для защиты некоторых блаприятствуемых отраслей

и занятых в них сотрудников, а часть либералов стояли за сохранение

барьеров с целью защиты окружающей среды и своих сторонников, состоящих в

профсоюзах.

Столкнувшись в 1997 году с подобным противодействием со сотороны США,

Канада и Чили удачно завершили переговоры о временном двустороннем

соглашении о свободной торговле и параллельных соглашениях о сотрудничестве

в области охраны труда и окружающей среды, что было призвано служить мостом

на пути к присоединению Чили к НАФТА. Мексико также вела переговоры с Чили

о пересмотре соглашения между ними о свободной торговле с целью ее

усиления.

Следует, однако отметить, что сотрудничество стрfн членов НАФТА не

ограничено лишь сугубо экономическими вопросами снижения тарфов и

либерализации рынков. Значительные успехи были достигнуты в сотрудничестве

в таких областях как охрана окружающей среды и труда. Североамериканские

соглашения по сотрудничеству в этих областях, переговоры о заключении

которых и осуществление проходили параллельно с НАФТА, были созданы для

содействия большему сотрудничеству между странами-партнерами в этих

областях и способствования эффективному исполнению законов и предписаний

каждой из стран.

В 1994 году в рамках Североамериканского соглашения по

сотрудничеству в сфере труда была создана Комиссия по сотрудничесву в сфере

труда для содействия сотрудничеству по трудовым вопросам между членами

НАФТА и способствования эффективному исполнению национального трудового

законодательства. Комиссия состоит из Совета Министров, в состав которого

входят министры труда от каждой из стран-участниц, и Секретариата,

располагающегося в Далласе, штат Техас.

Секретариат обеспечивает административную, техническую и

производственную помощь Совету, несет ответственность за осуществление

ежегодной рабочей программы. Национальные административные офисы,

располагающиеся в департаментах труда в каждой из трех стран, служат

местными рабочими станциями по претворению Соглашения в жизнь.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.