скачать рефераты

МЕНЮ


Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли

Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли

Нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой

деятельности.

Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы

экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или

иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических,

социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и

развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния

народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей

стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной

инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на

нее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель

внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого

22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.

В США в каждой отрасли экономики, при промышленных корпорациях или

отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые фирмы,

выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и

импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской

техникой, укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в

работе. Такая торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме

опытных товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков

соответствующих товаров в целях определения цен на них по подписываемым

контрактам, а также юридическое и транспортное подразделения.

В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения

торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах - "Континентал",

"Каргил", "Дрейфус" (созданные еще в XIX веке) и другие, профессионально

ведущие внешнюю торговлю зерном. Совместно с Минсельхозом США

(государством) и фермерами они обеспечивают эффективное функционирование

инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и импортом зерна. В годы,

когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже себестоимости у

фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно, поставленное ими на

экспорт.

В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях

выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам экспорта и импорта

товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в той или

иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство сельского

хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству,

Министерство энергетики и Госдепартамент.

США - знаток и мастер экономического регулирования - находятся сейчас в

благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в экономическом

соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое место, и

роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место, а

Россия - близкое ко второй сотне).

Отрицательные последствия глубокого валютно-финансового кризиса,

разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной Азии, а затем

распространившегося на другие страны, задели США немного. В России

негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в полгода задержки

экономических реформ.

В других странах с развитой рыночной экономикой регулирование и

направление внешнеэкономической деятельности в интересах государства

ведется особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии, Индии,

Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет место

во всех странах.

В Норвегии, социальная система которой основывается на принципах

общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным

источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы

нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего

народа, и определенный процент выручки от их экспорта систематически

отчисляется на счета каждой семьи, которая в этом нуждается.

Социальная система с развитой рыночной экономикой, существующая в

Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между богатством и

благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса, в

отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной

экономикой, основывающейся на монетаризме.

В СССР осуществление внешней торговли и других видов экономической

деятельности по действовавшему в стране закону о монополии внешней торговли

было исключительным правом государства и его органов, а также

специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год

Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план,

на основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.

В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых объединений,

специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали юридическими

лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В системе

Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим

образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный

опыт. Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же

совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.

С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений

в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных

товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках.

Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции, проверка ее

солидности имели первостепенное значение.

В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и экспорту

определялась коммерческая эффективность, и была установлена отчетность по

этому показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически

проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие

их, наказывались соответственно содеянному.

Определение экспорта и импорта в объемах страны и созданная

инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени и

разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом

конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.

Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но и

по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением США,

которые в период "холодной войны" и до распада СССР ограничивали внешнюю

торговлю с Советским Союзом.

Одним из примеров того, что государственная монополия - это не всегда

плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных условиях,

около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную часть

урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных

количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на

мировом зерновом рынке.

Сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на мировом рынке

резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой низкой цене,

существовавшей тогда на мировом рынке - 60 долларов за тонну, цена

подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.

В результате СССР по одной этой сделке сэкономил порядка 600 млн.

долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная цифра. И все

потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно выбрали фирмы,

с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы. Блестяще была

использована монополия внешней торговли по разработке единой тактики

переговоров с руководством из единого центра.

Эта внешнеторговая операция потом тщательно анализировалась

американскими компетентными органами. Было много противоречивых публикаций

в американской прессе, издано три книги, одна из них называлась "Большое

зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом советской

внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании комиссии,

созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы

своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была

повышена цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по

этим вопросам, некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской

стороне претензий не было.

Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий

странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние годы многие

промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции с

глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств,

наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации

внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта

этой продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.

На внешней торговле России отражается и то, что добрая половина

экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены

колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии

часто задерживаются.

Однако в стране - в центре и регионах созданы не только новые солидные

компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без соответствующей

инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди, не

компетентные в вопросах внешней торговли.

На рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранные

торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими из

России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить кусок и безнаказанно

уйти вовремя.

В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и

сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и

акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и

непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и

организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.

В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих

государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали

более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке,

притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной

стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти не

допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в

бюджет государства и нанесло урон отрасли.

В странах, в основе экономики которых, как в России, лежат доходы от

топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко контролируется

государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего обвала

мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе страны

было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.

При экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней

торговле возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно

снижающих ее эффективность.

Государственной Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который

предусматривает регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст.

12) и возможность введения государственной монополии на экспорт и импорт

некоторых товаров (ст. 17), но он не действует. Необходимо непосредственно

в законе определить конкретно, на какие товары следует ввести

государственную монополию, и какие структуры будут осуществлять такие

операции.

Таможенная служба является частью системы федеральных органов

исполнительной власти и становится важным фактором обеспечения

экономической безопасности РФ. Созданы необходимые правовая база и

таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач,

поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством

России. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением

Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-

1997 годы и на период до 2000 года, в которой определены стратегические

направления и конкретные задачи.

Роль российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с

тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития

интеграционных процессов усиливается.

Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости

и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность

наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной (товароведческой)

экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных

товаров, к более высокому мировому рейтингу которых должно стремиться

государство.

Участники внешнеэкономической деятельности нередко используют

манипуляции с таможенной стоимостью как один из способов ухода от уплаты

таможенных платежей. Это послужило причиной замены адвалорных ставок

таможенных платежей на специфические и комбинированные. Такая замена

произошла по тем товарным группам, по которым контрактные цены постоянно

занижались.

Практика показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей

регламентации контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют

принципы "свободы договора", "свободы волеизъявления", в то же время для

таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется

наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых

контрактах. Эти сведения должны позволять применять методы определения

таможенной стоимости и таким образом ее контролировать. А для этого

обязательно, прежде всего, наличие условий поставки товара через таможенную

границу.

Так, в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт

признается документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он

содержит следующие данные: подробные сведения о продавце и покупателе,

условия поставки (по "ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за

единицу каждого, а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из

условий сделки в контракте и в инвойсе) - условия их предоставления;

необходимые реквизиты контракта, подписи и печати. Важной характеристикой

контрактной цены товара могут служить сведения о его ассортименте,

качестве, условиях и сроках оплаты. При несоответствии предоставляемых

сведений указанным требованиям таможенный орган вправе не признавать их в

качестве условий, подтверждающих таможенную стоимость.

Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как известно,

и в связи с использованием административных средств регулирования внешней

торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от

применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта.

Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров,

13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически

развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт

угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные

консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты.

Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная

Корея.

В свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения

экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции

текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии,

станкостроительной промышленности, промышленности, производящей автомобили,

электронику и другие товары. В число стран, на которые распространяется

подобная политика, входит и Россия. Основными средствами государственного

регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а

в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже

единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и

ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

Казалось бы, что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора

товаров и прямым образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают

рыночный механизм. Но на практике этого обычно не происходит, ибо такие

инструменты применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группы

товаров в течение ограниченного периода времени в целях решения оперативных

задач и тем самым могут содействовать скорейшей нормализации

функционирования национального рынка.

Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет

особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими

государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во

внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей

криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней

торговли должно стать главнейшей задачей государства.

Литература.

1) Р. И. Хабулатов «Мировая экономика» Москва, «Инсан», 1994 г.

2) «Внешняя торговля», журнал № 7-9, 1998 г П. Скакун «О регулировании

внешней торговли и другом»

13.10.2000


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.