скачать рефераты

МЕНЮ


Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г

Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г

Установление правового фундамента в кыргызско-

российских отношениях и Политический диалог

в период 1991-2000 г.

Обобщая итоги внешнеполитической деятельности за весь промежуток

времени (1991-2000), президент КР подчеркнул: «Интенсивно и плодотворно

развивались взаимоотношения Кыргызстана с Россией, нашим основным

стратегическим партнером. Хотелось бы отметить высокий уровень

политического взаимопонимания и делового партнерства который присущ нашему

сотрудничеству с первого дня установления дипломатических отношений».

Приоритетность связей с Россией предопределены всей историей развития

Кыргызстана и обусловлена множеством факторов.

Во-первых, вековыми политическими, хозяйственными и духовными связями,

которые сопровождались в последние десятилетия тесным взаимоотношением

экономик и иных сфер жизнедеятельности двух государств. Распад СССР

временно ослабил это взаимодействие, качественное изменение ситуации

обуславливается тем, что на современном этапе речь идет о сотрудничестве

двух равноправных суверенных государств.

Во-вторых, общностью целей двух государств в осуществление глубоких

демократических преобразований, преодоление кризисных явлений в социально-

экономической области. Россия с учетом ее мощной и диверсифицированной

хозяйственной структуры и нарастающих рыночных возможностей способна в

послекризисный период сыграть роль локомотива для кыргызской экономики,

равно как и для экономик других стран СНГ.

В-третьих, нарастанием взаимного притяжения Кыргызстана и России друг

к другу в связи с тем, что обе страны в обозримом будущем не смогут

включиться на равных в мировое разделение труда и выдержать усиливающуюся

конкуренцию на международных рынках (за исключением лишь некоторых сырьевых

товаров). Поэтому сама история поставила перед ними задачу координации

действий и кооперации ресурсов.

Развитие двусторонних отношений – это многомерный процесс, включающий

осознанное движение стран навстречу друг другу. Существенное влияние на

уровень и состояние кыргызско-российских отношений оказали особенности

внешнеполитической стратегии РФ. Политическое руководство КР осознало

возможность возрождения России в качестве великой державы прежде всего при

условии всестороннего развития и укрепления сотрудничества в общепризнанной

сфере ее жизненно важных интересов внутри СНГ.

В наиболее концентрированной форме эти установки получили выражение в

«Стратегическом курсе РФ с государствами – участниками СНГ», утвержденном

Указом Президента России Б. Ельцина 14 сентября 1995 г. Реализация Указа и

новый взгляд, в частности, на страны Центральной Азии, стали мощным

императивом в Российской внешней политике.

Характер, динамика и открытость кыргызско-российских отношений

подтверждают это. Не случайно Президент РФ Б. Ельцин, выступая на пресс-

конференции по итогам официального визита Президента КР .А.Акаева в Россию

в марте 1996 г. оценил состояние двусторонних отношений между Кыргызстаном

и Россией, как образец для других государств в СНГ.

Если рассматривать эти взаимоотношения во временной ретроспективе, то

можно выделить группу узловых документов, отражающих важнейшие вехи

сотрудничества.

Прежде всего следует отметить Договор об основах межгосударственных

отношений КР и РФ, подписанный 21 июля 1991 г. по прибытию Президента РФ Б.

Ельцина с официальным визитом в КР, 20-21 июля 1991 г., обсуждались вопросы

кыргызско-российского сотрудничества.

Впервые в истории двух государств в Договоре официально закрепилось: «

Высокие Договаривающиеся Стороны признают друг друга суверенными

государствами и обязуются воздерживаться от действий, которые могут нанести

ущерб государственному суверенитету другой Высокой Договаривающейся

Стороны.

Отношения между Высокими Договаривающимися Сторонами строятся на

основе принципов суверенного равенства и уважения прав, присущих

суверенитету, не применения силы или угрозы силой, включая экономические и

иные способы давления, территориальной целостности и нерушимости границ,

мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения

прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться

своей судьбой, добросовестного выполнения обязательств, взаимовыгодного

сотрудничества и других общепризнанных норм МП».

Несмотря на то, что Договор был заключен еще в рамках бывшего СССР, он

создал правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений.

После распада СССР перед новыми независимыми государствами встала

задача формирования договора- правовой базы в соответствии с нормами МП.

Первыми документами такого рода стали Протокол об установлении

дипломатических отношений между КР и РФ 20 марта 1992 г. При этом они

руководствовались стремлением развивать свои отношения содействовать

осуществлению целей и принципов СНГ. Также Протокол о сотрудничестве и

координации деятельности между МИДами от 24 апреля 1992г. и Договор о

Дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между КР и РФ от 10 июня 1992г

Этими документами были окончательно установлены дипломатические отношения

между Кыргызстаном и Россией. Последним договором определены основные

направления сотрудничества и взаимодействия РФ и КР в политической,

экономической, военной, гуманитарной и иных сферах.

В преамбуле Договора отмечалось значение исторических сложившихся

прочных связей двух государств, традиций доброго общения и взаимодействия

народов.

В статье 1 закреплено: «Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои

отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь

принципами взаимного уважения государственного суверенитета и

территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения

силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления

равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения и соблюдения

прав человека и основных свобод добросовестного выполнения обязательств, а

также другими обще производственными нормами МП.»

Статья 2 гласит: Высокие Договаривающиеся стороны взаимодействуют в

целях укрепления мира, повышения стабильности как в глобальном, так и

региональном масштабе. Они координируют свою внешнеполитическую

деятельность, способствуя продолжению процесса разоружения и укреплению

коллективной безопасности, а также усилению миротворческой роли ООН и

повышению эффективности региональных механизмов. Они прилагают усилия для

содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций,

затрагивающих интересы сторон. Стороны координируют свои позиции в этих

областях с целью осуществления в необходимых случаях совместных или

согласованных действий.

В соответствии с Договором Россия и Кыргызстан являются дружественными

государствами.

Данный Договор был заключен сроком на десять лет.

Дипломатические отношения между странами быстро обрели полноформатный

характер: были открыты посольства, главам государств вручили верительные

грамоты первые послы суверенных государств.

Открытие в Бишкеке посольства РФ 8 сентября 1992 г. свидетельствовало

о том, что в летописи взаимоотношений народов двух государств,

насчитывающей уже многие столетия богатейшей истории, была открыта новая

страница. От 1-го кыргызского посла в России Баатыра до 1-го российского

посольства в Кыргызстане прошло более двух столетий. Дружба кыргызов и

народов России испытана временем. Благодаря ей, достигнуты впечатляющие

результаты.

В КР послом стал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ М.А. Романов, а в

России – Чрезвычайный и Полномочный Посол КР А.К. Манаев.

Но а с января 1997 г. РФ в КР представляет новый Чрезвычайный и

полномочный Посол Г.А. Рудов.

Уместно заметить, что посольства КР было открыто в Москве на базе

действовавшего много лет Постоянного представительства КР в России. Что же

касается Российской стороны, то она открыла свое посольство в Кыргызстане

впервые.

Министерства иностранных дел, двух государств договорились о

регулярном проведении переговоров и консультаций на уровне министерств

иностранных дел и других уровнях по международным и двусторонним вопросам,

представляющим взаимный интерес. Совместными усилиями созданы

благоприятные условия для взаимодействия дипломатических служб и

ознакомления с опытом друг друга посредством обмена стажерами, экспертами,

проведения семинаров и совместных исследований, налаживания различных форм

прямой связи, подготовки и переподготовки специалистов для дипломатической

службы.

Взаимодействие МИДов двух сторон носит многоуровневый характер, имеет

свой отлаженный механизм.

Здесь приводятся некоторые звенья этого механизма:

Состояния дел в конкретной сфере , подготовку, подписание работы над

договорно-правовой базой двусторонних отношений, которые включают в себя

аналитическую деятельность, изучение договоров, соглашений, других

межгосударственных, межправительственных и межведомственных актов,

выработку регуляторов их ратификации и практического осуществления;

Двусторонние консультации, включающие обмен дипломатическими делегациями

разного уровня для обсуждения актуальных проблем и перспектив кыргызско-

российского сотрудничества, стажировки дипломатов, направление специалистов

МИДА КР в МИД РФ с целью ознакомления с практикой работы его

функциональных подразделений, обмена опытом, повышения квалификации;

Квотное обучение посланцев Кыргызстана в Дипломатической Академии и МГИМО

МИД России, а также содействия указанных заведений функционированию

факультета МО КРСУ;

Формирование информационной базы, помощь внешнеполитического ведомства РФ в

расширении банка данных, фондов архива и библиотеки МИДа КР за счет

специальной литературы международно-правового, дипломатического профиля, а

также сборников документов СНГ, ОБСЕ и ООН;

Практические мероприятия – организация визитов, контакты посольств,

совместные шаги на международной арене.

Активность, динамизм работы дипломатических ведомств двух стран,

несмотря на сложности 1-х лет, давали импульс развитию двусторонних

кыргызско-российских отношений. Однако, это не означало, что они имели лишь

однолинейное измерение. Проблем, трудностей возникало немало, но обе

стороны находили пути их решения.

В короткий срок была отлажена система периодических встреч на уровне

Глав государств, правительств, парламентов и ведомств двух стран.

10-11 февраля 1993 года состоялся рабочий визит Президента КР А.

Акаева в Москву. В ходе визита состоялись встречи с президентом РФ Б.

Ельциным и Главой Правительства РФ В. Черномырдиным. На этой встрече

обсуждались вопросы кырзызско-российского сотрудничества. Была достигнута

договоренность о предоставлении Кыргызстану российского льготного кредита

на 75 млрд. рублей. Был решен и ряд других практических проблем кыргызско-

российского сотрудничества.

Но а 30 мая 1993г официальная делегация КР во главе с Президентом

А. Акаевым приняла участие в торжествах, посвященных 290 –летию г.Санк-

Петербурга. Было заключено соглашение о расширении сотрудничества КР с г.

Санк-Петербургом.

6 августа 1993 года образовано добровольное общество «Кыргызстан-

Россия, целью которого является всемирное содействие укреплению дружбы и

разносторонних связей между народами двух равноправных государств.

24-25 января 1994г. в Бишкеке с официальным визитом находилась

Правительственная делегация во главе с министром иностранных дел

А.Козыревым. В ходе этого визита состоялся обмен мнениями с Президентом КР

по вопросам дальнейшего развития российско-кыргызских отношений, о

положении в Среднеазиатском регионе, о путях нормализации обстановки в

Таджикистане и вокруг него, а также пот некоторым другим проблемам,

представляющим взаимный интерес. Стороны обменялись ратификационными

грамотами Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам, подписали Консульскую конвенцию.

Но, а в 1994 г. 12февраля состоялся официальный визит

Правительственной делегации КР во главе с премьер-министром А.Джумагуловым.

В ходе этого визита состоялась встреча с главой Правительства РФ

В.Черномырдиным и таким образом было подписано соглашение о торгово-

экономическом сотрудничестве в 1994г.

22 февраля 1994 г. в Кремле Президент России Б.Ельцин и Президент

Кыргызстана А.Акаев обсудили вопросы о положении русскоязычного населения,

расширения торгово-экономического сотрудничества, а также о ситуации в

Центральной Азии, Таджикистане и другие проблемы.

21 сентября 1995 года в Москве состоялись переговоры министерств

иностранных дел РФ и КР между Р.Отунбаевой и В.Козыревым обсуждался широкий

круг вопросов углубления двустороннего сотрудничества, ситуация в СНГ и

пути укрепления СНГ, обстановки в Среднеазиатском регионе, положение

русскоязычного населения в КР. Большое внимание было уделено координации

позиций по международным вопросам в свете 50-й сессии ГА ООН.

Министры с удовлетворением отметили динамичный характер развития

кыргызско-российских отношений, высокую степень взаимопонимания по

региональным и международным проблемам, выразили решимость вносить

конкретный вклад в деле дальнейшей интеграции в рамках СНГ.

В.Козарев и Р.Отунбаева подписали Соглашение о статусе корреспондентов

СМИ обеих стран и План мероприятий по сотрудничеству между МИД РФ и МИДКР

на 1996 г. Состоялся также обмен грамотами о ратификации кыргызско-

российской консульской конвенции.

20 декабря 1995 г. в Москве состоялась рабочая встреча президентов КР

И РФ. Они обменялись мнениями по широкому кругу проблем, представляющих

взаимный интерес. Выражена обоюдная приверженность курсу на углубление

демократических преобразований и экономических реформ в обеих странах,

дальнейшее укрепление кыргызско-российского сотрудничества и

стратегического партнерства по всем направлениям двусторонних отношений , в

рамках СНГ, в вопросах региональной и международной политики.

Особое внимание руководители России и Кыргызстана уделили различным

аспектам гуманитарного сотрудничества, включая вопросы миграции и

положение Россиян в КР, а также углубление и повышение эффективных

интеграционных процессов между странами СНГ.

Члены Правительства Кыргызстана, в том числе Премьер-министр

А.Джумагулов, его заместитель, Я. Фишер в 1995-1996 гг. осуществляли

рабочие поездки в Москву.

Всего в 1996 г. более 30 различных российских представителей и

делегаций побывали в Бишкеке.

Следует особо выделить специфику официальных визитов президентов

суверенных государств. Каждый из них знаменует собой крупную веху в

развитии межгосударственных отношений.

Показательным в связи с этим является официальный визит Президента

А.Акаева в Россию в марте 1996 г. В состав делегации вошли: Премьер-министр

А.Джумагулов, Гос.секретарь и.Абдуразиков, министр иностранных дел

Р.Отунбаева, мэр г. Бишкек Б.Силаев, министр образования и науки А.Какеев,

чрезвычайный и Полномочный Посол КР в РФ А. Мамаев и министр по делам

сотрудничества с государственными участниками СНГ Я.Фишер.

В ходе визита состоялись встречи А.Акаева с Президентом Б.Ельциным,

Премьер-министром В.Черномырдиным, Председателем Гос.Думы Г.Селезневым,

Министром иностранных дел Е. Примаковым, мэром г.Москвы Ю.Лужковым,

мэром г.Санк-Петербурга А..Собчаком.

Во время беседы с Президентом РФ обсуждалось состояние двустороннего

сотрудничества в политических, торгово-экономических и культурно-

гуманитарной областях. Было отмечено, что в целом кыргызско-российские

отношения развиваются на прочной дружественной основе.

Особое внимание президенты уделили положению русскоязычного населения

КР.

Президент Б.Ельцин приветствовал решение Кыргызстана присоединиться км

Таможенному союзу и Договору об углублении интеграции в экономической и

гуманитарной областях.

Президенты обменялись мнениями о ситуации в конфликтных регионах СНГ,

подчеркнув необходимость укрепления системы коллективной безопасности в

рамках Сотрудничества.

Вопросы межпарламентного сотрудничества Кыргызстана с Россией и

другими государствами-участниками СНГ обсуждались на встрече с

Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Е.Строевым.

Стороны высказались за дальнейшую совместную деятельность парламентов

по сближению национальных законодательств, за создание единого правового

пространства на территории СНГ, экономическое и культурно-гуманитарное

сотрудничество между КР и РФ.

Во время встречи с мэром Москвы Ю.Лужковым были затронуты проблемы

регионального сотрудничества, взаимодействия мэрий столиц двух государств.

Ю.Лужков заверил, что мэрией Москвы будет оказано всяческое содействие

установлению прямых связей между предприятиями столиц, в организации и

проведении Дней культуры Кыргызстана в РФ.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.