скачать рефераты

МЕНЮ


Варианты включения Украины в мировую экономику

Варианты включения Украины в мировую экономику

Реферат

по международным экономическим

отношениям

|на тему: |Варианты включения Украины в мировую экономику |

Киев – 1999

Содержание

Введение 3

1. Украина и интеграционные объединения 5

1.1. ЕС: реальность и перспективы 5

1.2. Развитие в рамках СНГ 6

1.3. Украина в ЧЭС 8

2. Перспективные партнеры Украины 12

2.1 Страны АТР и Африки 12

2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA 14

Выводы 16

Список использованной литературы 17

Введение

Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном

разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных

относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости

и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к условиям международной

хозяйственной жизни. Украина как суверенное государство пока оказывает

крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы,

происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в

стороне от главных мирохозяйственных процессов.

Находясь в центре Европы, рядом с государствами, активно

преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за

процессами, которые происходят в соседних государствах. Принимая во

внимание ресурсы и географическое положение Украины, а также конкретные

условия, которые создает мировая экономика каждому государству, Украина

должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения

структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой

экономике.

Существуют большое количество точек зрения относительно включения

Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.

Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на

ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования

отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом

и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ.

Для Украины ее будущее, в первую очередь, связано с воссозданием

государственности и оформлением общенациональной идеи. Молодой державе еще

предстоит выработка устойчивой и динамичной модели экономики. Ее

политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны,

вытекающей из географического расположения государства в пределах

Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тяготения к

Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в

пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ. Именно

эта система в глобальном контексте предопределяет набор стратегий и

перспектив путей развития Украины в XXI в.

В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть

положено удобное географическое расположение Украины между технологически

развитым севером и быстро развивающимся югом Европы и прилегающим к нему

Ближним Востоком и североафриканскими странами. В развитии и поддержании

этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны

Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион

Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает

еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским

Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении «Север–Юг»,

включающем в себя несколько транспортных коридоров, строительство

трубопроводов и другие инвестиционные проекты.

Уникальность географического положения Украины позволяет ей также

выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными

словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион».

Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как

ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое

развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.

1. Украина и интеграционные объединения

1.1. ЕС: реальность и перспективы

Как показывает практика глобализации конца XX в., все больше набирает

силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для

Украины налаживание эффективных и достойных ее потенциала связей с

Европейским Союзом представляется одной из приоритетных задач. Это

совпадает и с концепцией, которую избрал для себя Европейский Союз еще в

1993 г. в Копенгагене на встрече высшего уровня, заявив, что он будет

расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина

не находится в списке первоочередных кандидатов и даже кандидатов второго

эшелона, однако на последующих этапах ее кандидатура вполне реальна.

14.06.94 было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между

Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми членами Союза ушло почти 4

года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у Украины

открылись новые возможности для выхода на рынки стран-членов ЕС с

отечественной продукцией. Однако соглашение также ставит перед Украиной

задачу дальнейшей реструктуризации экономики, смены механизма

сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, которое обеспечило бы

реализацию этого соглашения.

В соответствии с договором о партнерстве и сотрудничестве между

Украиной и ЕС с 1998 г. начаты практические приготовления по формированию

между ними зоны свободной торговли.

С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию в

Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский политический,

экономический и правовой простор и создания предпосылок для приобретения

Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена Стратегия интеграции

Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 11.06.98. В данном

документе определены направления интеграционного процесса, а именно:

экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС,

адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, адаптация

социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д..

Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в

экономическом, так и в политическом отношении.

1.2. Развитие в рамках СНГ

Значительной проблемой являются перспективы экономических отношений со

странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовавший единый

народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня

воспринимается критически. И тем не менее, не стоит отбрасывать то, что

было полезным и может быть полезным в настоящем и будущем. Речь идет об

экономических связях и ростках кооперации, которые еще есть возможность

сохранить и развить. Существует несколько моделей экономических

взаимоотношений с новыми государствами, возникшими на месте бывшего Союза.

Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить

потребности и интересы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе

крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ

сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.

Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей

задачей последовательное и согласованное экономическое сближение бывших

советских республик через создание системы свободного перемещения товаров,

услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласование бюджетной, денежно-

кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе

договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли

быть в последующем реализованы, поскольку не соответствовали новым

национальным законодательным актам молодых государств.

После заключения договора о создании Экономического Союза был

составлен план интеграционного развития, в рамках которого предполагалось

создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших

проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отношений полноценной

реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность

реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только

внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной

обоснованностью и проработкой самих концепций новых механизмов. В связи с

этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов

строились и продолжают строиться на основе двухсторонних торгово-

экономических отношений.

Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы,

транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо,

мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-

энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные

металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила

Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев

подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали

Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает

координацию экономического и социального развития обеих стран,

сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для

стратегического партнерства в глобальном масштабе. Практически в обмен на

признание Россией полного суверенитета Украины и ее территориальной

целостности Украина открыла двери для проникновения российского капитала на

украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя

движения вперед.

Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном,

который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая

4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с

Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами – трубами,

ирригационными системами, зерном, сахаром.

Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать

добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное

море.

1.3. Украина в ЧЭС

25 июня 1992 г. была подписана Декларация о причерноморском

экономическом сотрудничестве. Идея интенсификации причерноморского

экономического сотрудничества стала воплощаться в реальных формах

хозяйствования.

31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоянный

Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле. Главной задачей Делового

Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и разработка

на этой базе конкретных проектов сотрудничества.

Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в других сферах

экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии

сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией,

энергетике, туризме, таможенном регулировании.

К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые

также важны для Украины, можно отнести следующие:

создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что

стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рамки

производственной кооперации и совместных инвестиций в сферах взаимных

интересов;

формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловых центров для

финансирования и информационной поддержки государственных и частных

инвестиций в инфраструктурные проекты;

сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте —

создание новых транспортных коммуникаций, переход на современные

транспортно-погрузочные и складские технологии; создание транспортных

коридоров;

организация паромного сообщения между портами Черного моря, в т.ч. между

городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции;

создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС;

обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов региона с целью

осуществления ремонта судов стран ЧЭС;

развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области

автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой области;

расширение железнодорожного сообщения между странами ЧЭС, включая

строительство железнодорожных вокзалов; развитие портового хозяйства;

налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;

комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — биологических,

минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения

в устьях рек региона;

сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рациональном

использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических

объектов, строительстве газо- и нефтепроводов, модернизации

нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу

Черного моря по приему нефти и газа, введении в действие новых и

реконструкции действующих угольных предприятий с внедрением нового

поколения горных машин, развитии работ по использованию нетрадиционных

источников энергии;

сотрудничество в техническом перевооружении металлургических предприятий

стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в т.ч. использовании нового поколения

машин непрерывной разливки стали; модернизация прокатного оборудования с

целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка,

компьютеризация и автоматизация производственных процессов с целью

улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного

бассейнов;

развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС;

сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности путем

образования совместных предприятий по выпуску тароупаковочных материалов,

продуктов детского питания; техническое переоснащение табачной,

кондитерской и масложировой отрасли и организация серийного производства

технологического оборудования для этих отраслей, включая производство

запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации;

участие в конверсии оборонной промышленности, перевод ее на массовое

производство качественных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и

приватизации предприятий;

развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение надежной

телефонной связи между странами Причерноморья; реализация проекта по

строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией,

Румынией и Украиной;

кооперация в развитии унифицированной таможенной системы стран региона,

создание полноценной системы многосторонних расчетов и возможной

последующей организации Черноморского платежного союза;

сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов приватизации,

предпринимательства, укрепления малого и среднего бизнеса.

Участие в причерноморской интеграции ни в коей мере не противоречит

экономическим интересам Украины, которая по своему потенциалу и

геополитическому положению в Европе является важным партнером для любого

европейского государства.

Шестилетний период становления и развития организации доказывает ее

перспективность и благотворное влияние на вошедшие в объединение страны.

Представляющими интерес для Украины отличительными чертами ЧЭС являются:

широкое разнообразие природных ресурсов, огромные запасы нефти и газа, а

также других сырьевых материалов;

большой интеллектуальный потенциал, наличие большого числа

высокообразованных специалистов, ученых, институтов, оснащенных передовыми

научными технологиями;

значительный рынок высоко- и низко квалифицированной рабочей силы,

конкурентоспособной в сравнении с рабочей силой в других регионах;

потребительский рынок в 330 млн. чел., на котором существуют устойчиво

высокий спрос на очень многие виды товаров и услуг и большой их дефицит;

регион потенциально крайне привлекателен для развития международного

туризма благодаря богатому историческому и культурному наследию и

уникальным природным условиям.

Украина располагает всем необходимым для включения ее в процессы

регионализации международного сотрудничества. Это, прежде всего, ее

выгодное геоэкономическое положение.

Инвесторы отдельных стран при прочих равных условиях предпочитают

вкладывать капитал в соответствующие прибрежные зоны и приграничные районы

Украины, где начала формироваться инфраструктура для международного

бизнеса.

Применительно к Украине причерноморское сотрудничество должно

рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти о

сотрудничестве территорий, непосредственно выходящих к Черному морю и в

хозяйственном отношении тесно связанных с ним. Этот уровень развития

регионального сотрудничества берет свое начало из древней приграничной и

прибрежной торговли.

В широком смысле — это означает включение в сотрудничество всего

экономического пространства страны. Базисом для него является увеличение

разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей

территории.

ЧЭС — это живой организм, постоянно изменяющийся и создающий новые

возможности для делового мира Украины.

2. Перспективные партнеры Украины

2.1 Страны АТР и Африки

Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику, Украина стремится

развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами.

Важным для Украины является развитие внешнеэкономической деятельности

с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в настоящее

время проживает почти половина человечества, вырабатывается свыше 55%

товарной продукции мира и сосредоточено примерно 40% объема мировой

торговли. Это — один из богатейших и наиболее передовых регионов в области

новейших технологий и их внедрения в жизнь. Вышеперечисленное обусловливает

необходимость расширения присутствия Украины в этом регионе. Более активная

ориентация Украины в настоящее время на Запад, связанная с возможностью

получения инвестиций, передачей технологий, опыта управления, не исключает

тех широких возможностей, которые открываются перед Украиной на Востоке.

Однако ее интеграция в систему экономических отношений с государствами АТР

требует решения многих экономических и политических проблем, затраты

времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике

региона.

Заметное место в отношениях Украины со странами Африканского

континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР.

ЮАР открывает широкие возможности для международного сотрудничества в

области автотранспортного машиностроения, военно-промышленного комплекса.

Различия природных условий и циклов созревания сельскохозяйственных культур

создают неплохую основу для взаимодействия Украины и ЮАР в агропромышленном

секторе. В силу таких различий производители двух стран не являются

конкурентами. А это значит, что в данной сфере вполне реальны специализация

и кооперирование. Например, в обмен на поставки пшеницы, наша страна могла

бы закупать в Южной Африке свежие фрукты и овощи, необходимые населению в

зимний период. Другим направлением сотрудничества могло бы стать

использование имеющихся в Южной Африке технологий хранения и переработки

сельскохозяйственных продуктов.

Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно

как и для суверенной Украины, чрезвычайно актуальной является задача

интеграции в мировое хозяйство. Во многом сходные трудности, переживаемые

странами — с одной стороны, и взаимодополняемость хозяйственных комплексов

обеих стран — с другой, могут стать надежной основой для взаимовыгодного

сотрудничества. При этом его динамизм будет определяться тем, насколько

адекватно стороны станут реагировать не изменения конъюнктуры и учитывать

интересы друг друга.

2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA

Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-

экономическими партнерами Украины. Между ними сложились взаимодополняющие

связи в различных отраслях экономики, науки и техники. Заинтересованность

во взаимном сотрудничестве объясняется такими факторами, как

территориальная близость, сходство решаемых этими странами задач, а для

Украины также то, что вскоре ее ближайшие соседи станут членами ЕС.

Для Украины процессы, происходящие в рамках CEFTA, представляют

интерес не только с точки зрения появления нового емкого рынка на Западе,

но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с соседями по СНГ и в

рамках Черноморского экономического сотрудничества.

Страны ЦВЕ начали процесс интегрирования в EС для того, чтобы в

будущем стать полноправными членами. У Венгрии, Польши, Чехии, Словении

есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г.

Наиболее актуальным для Украины является сохранение в рамках региона и

с учетом процесса глобализации существующей специализации стран CEFTA в

транспортном машиностроении, производстве медикаментов и медицинского

оборудования, малотоннажной химии. Украине жизненно важно поддерживать

сотрудничество в области производства сельскохозяйственных машин,

автомобилей, электронной техники и энергетического оборудования.

Восстановление угасающих связей в черной и цветной металлургии, химии,

деревообрабатывающей промышленности также должно дать импульс для

возрождения экономики Украины.

Огромные резервы скрыты в развитии кооперации между предприятиями,

перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и выпускающими продукты

питания. Сегодня на рынках Украины мы видим все больше продовольствия,

поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно привлекает к себе внимание

яркой упаковкой и высоким качеством, во многих случаях достигшим

европейских стандартов. Это происходит благодаря тому, что в этих странах

активно заработал частный сектор, ориентированный на быструю реализацию

потребительских товаров, сбыт которых сегодня частично осуществляется на

западные рынки, но в основной массе — на рынки стран СНГ и, в первую

очередь, в Украину, Беларусь и Россию. Таким образом, благодаря изменениям

в экономике стран CEFTA сложилась новая товарная структура

внешнеэкономических связей Украины с этими странами.

Из сказанного выше следует, что как Украина, так и страны ЦВЕ

объективно заинтересованы в продолжении взаимной торговли, особенно в

области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать компромиссы.

Среди прочих мер, способствующих решению проблемы платежеспособности

партнеров, следовало бы рассматривать возможность образования нового

платежного союза.

Выводы

Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет

создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы,

которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это,

с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-

партнерам и говорить с ними на одном языке бизнеса, а с другой стороны,

откроет для ТНК дорогу в Украину.

С целью вхождения в мировое экономическое пространство Украина

обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в

связи с этим открытость экономики, последовательно и неуклонно проводить

приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную

администрацию.

На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК, поделившие между

собой мировое пространство и использующие национальные правительства в

своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот, необходимых для

своей деятельности в стране. Практика выступления ТНК на национальных

рынках раскрывает методику использования ими политических кругов

национальных держав, инфраструктуру, национальную систему инноваций и

защиты авторских прав. В результате складывается ситуация, когда ТНК

нуждается в организации помощи со стороны национального государства,

которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей.

Одной из главных задач Украины в развитии регионального сотрудничества

является расширение экспортной базы, ориентированной на рынки соседних

стран, налаживание с ними производственно-кооперационных связей и научно-

технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном

сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и

культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением

гражданам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь,

экономическую природу. Направление потоков украинских «коммерческих

туристов» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различных видов

потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних

стран.

Список использованной литературы

1. Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу /

Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998.

2. Сіденко В. Економічне трансформування в країнах Центральної та Східної

Європи. Економіка України, №12, 1998

3. Токарев О. ПАР – наш новий зовнішньоекономічний партнер. Економіка

України, №5, 1998.

4. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины.

Киев: Логос, 1998.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.