скачать рефераты

МЕНЮ


Дефицит государственного бюджета

Исполнение республиканского бюджета России (в % ВВП)




1995 год

1996 год

1.02.97

1.03.97

1.04.97

1.05.97

1.06.97

1.07.97

1.08.97*

Доходы















Налог на прибыль

2,47

1,44

0,59

0,67

0,88

1,13

1,30

1,29

1,17

Подоходный налог

0,2

0,23

0,20

0,20

0,17

0,12

0,12

0,10

0,09

Налог на добавленную стоимость, спецналог и акцизы

5,81

6,74

4,21

4,57

5,44

6,30

6,64

6,28

5,98

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

1,46

1,01

0,55

0,71

0,83

0,86

0,88

0,93

0,93

Прочие налоги, сборы и платежи

0,34

0,28

0,15

0,37

0,22

0,23

0,25

0,14

0,22

Итого налогов и платежей

10,28

9,70

5,70

6,52

7,54

8,64

9,19

8,74

8,39

Неналоговые доходы

3,4

2,80

1,59

1,91

1,35

1,57

1,54

1,55

1,29

Всего доходы

13,68

12,50

7,29

8,43

9,22

10,20

10,73

10,29

9,46

Расходы





 







 





Государственное управление

0,27

0,24

0,17

0,18

0,21

0,21

0,24

0,24

0,27

Международная деятельность

1,3

1,18

0,36

0,34

0,60

0,69

0,69

0,73

0,53

Национальная оборона и правоохранительная деятельность

4,03

4,10

2,92

3,37

4,46

4,69

4,91

4,28

4,25

Фундаментальные исследования

0,29

0,29

0,05

0,11

0,23

0,28

0,31

0,31

0,35

Услуги народному хозяйству

2,18

1,84

0,86

0,89

1,43

1,53

1,62

1,47

1,96

Социальные услуги

1,12

1,22

0,52

1,70

2,19

2,28

2,36

2,38

2,15

Обслуживание государственного долга

1,5

1,51

1,24

1,32

1,94

1,85

1,91

1,74

1,77

Прочие расходы

2,79

1,94

2,88

1,19

1,66

1,55

2,04

2,21

1,90

Итого расходов

15,24

14,37

8,42

9,10

12,72

13,09

14,08

13,36

13,17

Ссуды за вычетом погашений

1,37

1,04

0,60

0,94

0,35

0,80

0,19

1,03

0,88

Расходы и ссуды за вычетом погашений

16,61

15,33

9,02

10,04

13,07

13,89

14,28

14,39

14,04

Дефицит бюджета

2,94

2,83

1,73

1,61

3,84

3,69

3,55

4,10

4,59

Общее финансирование, в том числе

2,94

2,83

1,73

1,61

3,84

3,69

3,55

4,10

4,59

внутреннее финансирование

1,41

1,36

1,20

0,38

1,95

1,84

1,66

1,48

2,35

внешнее финансирование

1,53

1,47

0,52

1,23

1,89

1,85

1,89

2,62

2,24

Справочно: ВВП (трлн. руб.)

1659

2256

201

401

605

812

1019

1226

1454

*Предварительные данные

По состоянию на 1 июля положение с бюджетом остается по-прежнему не утешающим. Бюджет можно считать исполненным лишь с учетом секвестра, тогда как по отношению к первоначальному плану исполнение находится на уровне 50-60%.

Основным источником финансирования бюджета остается внешнее финансирование в виде займов международных организаций, правительств и частного сектора.

Как видно из таблицы 2, согласно предварительным данным доходы федерального бюджета продолжили свое падение в июле. При этом произошло параллельное увеличение дефицита бюджета, профинансированное, в основном, за счет эмиссии ценных бумаг на внутреннем рынке.

Исполнение консолидированного бюджета представлено в Таблице 3.

Таблица 31.

Исполнение консолидированного бюджета России (в % ВВП)




1996

I

II

III

IV

V

VII

Налоги и платежи

20,97

12,99

14,15

16,07

18,39

19,70

19,43

Неналоговые доходы

2,83

2,32

2,65

2,51

2,43

2,51

2,64

Всего доходы

24,9

15,31

16,80

18,58

20,82

22,21

22,07

Всего расходов и ссуд за вычетом погашений

29,07

18,22

20,11

23,50

25,31

26,21

26,76

Дефицит бюджета

4,17

2,91

3,31

4,92

4,49

4,00

4,69


В июле произошло увеличение величины задолженности по налоговым поступлениям в федеральный бюджет. Общая величина задолженности, таким образом, составила около 85 трлн. рублей.

Усилиями налоговых органов с начала года было погашено 43 трлн. рублей недоимки, в том числе около 35 трлн. погашено налогоплательщиками в добровольном порядке после предъявления требования.

В критическом состоянии оказался федеральный бюджет, прежде всего по исполнению его доходной части. Объем налоговых поступлений, например, к ноябрю 1996 года составил 57,7% бюджетных проектировок[2]. Это говорит между прочим и о качестве самих проектировок, которые отражают, скорее, благие намерения, чем реальные возможности.

Кроме того, в первом полугодии 1996 года были предприняты беспрецедентные экстренные меры по мобилизации средств в бюджет: реализация государственных запасов на сумму 6,4 трлн. рублей; изъятие в бюджет прибыли Центробанка в размере 5 трлн. рублей; конвертация валюты на сумму 17,2 трлн. рублей[3]. В приложении к Федеральному Закону РФ “О федеральном бюджете на 1997 год” “Поквартальном распределении доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1997 год” были даны такие цифры (млн. руб.)1

всего расходов

529 765 200, 0

всего доходов

434 365 100, 0

дефицит федерального бюджета

  95 400 100, 0

всего источников финансирования дефицита

  95 400 100, 0.

Из-за нехватки средств правительство вынуждено наращивать объемы заимствований. В 1996 году с финансового рынка в бюджет было привлечено более 30 трлн. рублей чистой выручки2, то есть за вычетом расходов на погашение займов. Для повторения таких мер уже не будет условий, поэтому в 1997 году главной проблемой стало обеспечение устойчивого поступления в бюджет регулярных запланированных доходов. Создав ВЧК правительство продемонстрировало готовность “любой ценой” нормализовать бюджет. В ноябре 1996 года поступление налогов возросло вдвое.

Из-за нехватки средств расходы федерального бюджета вынужденно были сокращены, составив за 10 месяцев 60% по сравнению с планом3. Но еще больше проблем возникает из-за крайне неравномерного сокращения фактических расходов по направлениям. В 1996 году расходы в целом были недофинансированы на 30%4. Среди сильно урезанных статей надо назвать инвестиции, науку, промышленность и энергетику, здравоохранение, финансовую помощь субъектам федерации. В то же время значительно превышены плановые расходы на создание пенсионного фонда, угольную промышленность, сельское хозяйство и на оборону. Спору нет, все эти направления важны (если не учитывать то, что угольная промышленность с развитием НТП утрачивает свою важность и актуальность и что сельское хозяйство является главной отраслью отсталых стран), но плохо то, что приоритеты финансирования определяются в отрыве от закона “О бюджете”, а законодательную власть, которой формально принадлежат полномочия по определению таких приоритетов, ставят перед свершившимся фактом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.