скачать рефераты

МЕНЮ


АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли...

АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Владивостокский филиал

 

                                               

                                               


                                               

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и ВЭД»

 

 

 

Тема: АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли, инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества, подготовки кадров.

 

 

 

 

 

 

Слушатель: П.А.Пятов

2 курс очной формы обучения

факультета таможенного дела.


Группа 121


Руководитель:

М.В.Терский

 

 

 

 

 

Владивосток


Оглавление


Введение....................................................................................................................... 3

Глава 1 – О структуре АТЭС....................................................................................... 5

1.1. История............................................................................................................... 5

1.2. Структура............................................................................................................ 6

1.3. АРЕС MEANS BUSINESS................................................................................. 7

Глава 2 – Результаты деятельности АТЭС................................................................ 9

2.1. Восемь саммитов............................................................................................... 9

2.2. Проблемы моря................................................................................................ 11

2.3. Подготовка кадров........................................................................................... 12

2.4. Инвестиции и торговля................................................................................... 13

2.5. Терроризм......................................................................................................... 14

Глава 3 – Россия и АТЭС.......................................................................................... 16

3.1. Отделение «Проблем АСЕАН, АТЭС и АТР» РАЕН.................................... 17

3.2. РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС В АТЭС................................................................. 19

3.3. РОССИЯ В АТЭС: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ............................ 20

Заключение................................................................................................................. 22

Список литературы.................................................................................................... 24

 

Введение

Сегодня, в начале ХХI века, Азиатско-Тихоокеанский регион переживает этап сложных и неоднозначных перемен. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре азиатских обществ, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое подключение региона к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству - все это заставляет с большой степенью уверенности говорить, что АТР располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим.

Возможности этого региона впечатляют - в его пределах расположены страны, в которых в совокупности проживает более половины населения планеты. На долю АТР приходится примерно 60 процентов мирового ВВП, свыше половины планетарного торгового оборота, более 60 процентов морских и почти 25 процентов воздушных перевозок. В АТР сосредоточены крупнейшие финансовые резервы, там находят применение наиболее передовые технологии.[1]

Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Диапазон решаемых АТЭС задач простирается от либерализации торговли и инвестиционных режимов, электронной торговли, гармонизации стандартов и таможенных процедур до противодействия терроризму, отработки систем социальной защиты населения и гендерной проблематики.


Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

1.                   Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.

2.                   Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.

3.                   Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.


Формально сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки глобальных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности, а также налаживания экономического сотрудничества на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Форум, охватывающий широкий круг областей и сфер деятельности, связанных в первую очередь с экономикой, имеет значительный потенциал для того, чтобы не только оказывать существенное влияние на экономическую ситуацию в АТР, но и способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом.

Даже беглый и далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается АТЭС, показывает, насколько полезно для России активное участие в работе этого Форума, нацеленного на объединение усилий крупнейших мировых держав в деле строительства глобальной экономики 21 века.

Глава 1 – О структуре АТЭС

1.1. История.1

Формирование форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча министров иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Впрочем, правильнее сказать, что тогда произошел скорее обмен мнениями между государствами региона, имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать региональное экономическое сотрудничество.

США, Япония, Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие в подготовке этой встречи, ближе других государств подошли к пониманию того, что в регионе необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных экономических отношений. Была утверждена и программа сотрудничества, основу которого составили либерализация торговли и привлечение инвестиций, передача технологий, подготовка людских ресурсов, развитие туризма и др. Было также определено, что в мероприятиях АТЭС могут участвовать международные региональные организации, и представители Секретариата АСЕАН, Секретариата Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Южно-тихоокеанского форума (ЮТФ) стали подключаться к деятельности АТЭС уже на ранних этапах существования форума. Было решено, что все решения в АТЭС (в том числе и по приему новых участников) принимаются на основе консенсуса. Большую роль в организационном укреплении форума сыграли последующие встречи министров иностранных дел АТЭС в Сингапуре (1990 год), в Сеуле (1991 год) и в Бангкоке (1992 год).

Новый этап развития АТЭС начался в 1993 году, когда после прихода к власти в США администрации Б. Клинтона высшим органом АТЭС по предложению Вашингтона стала неформальная встреча глав государств и правительств (саммит) стран АТЭС, а США стали играть главенствующую роль в деятельности АТЭС.

Саммиты АТЭС стали проводиться ежегодно. В их ходе обсуждаются актуальные проблемы мировой экономики, рассматриваются основные итоги деятельности форума и принимаются документы, определяющие перспективные долгосрочные направления его деятельности.

1.2. Структура.

В АТЭС действует институт страны - председателя, обязанности которого в 2002 году выполняет Мексика. В  2003 году страной-председателем будет Таиланд, в 2004 году – Чили.1
Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, штаб-квартира которого находится в Сингапуре.

Основные направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие). К встречам в верхах приурочиваются ежегодные регулярные совещания министров иностранных дел и министров, отвечающих за вопросы торговли.

Одна из важнейших основ деятельности АТЭС – заявленная его участниками приверженность принципам «открытого регионализма», что подразумевает постепенную ликвидацию ограничений на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг внутри этого региона, защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ / ВТО. Не менее важно, что участники АТЭС отказались от протекционизма, и выразили готовность не ограничивать развитие своих экономических связей рамками региона. Ожидается, что все это позволит обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего АТР. Многие практические вопросы работы АТЭС обычно рассматриваются в ходе многочисленных семинаров, симпозиумов, встреч для обмена опытом и других мероприятий, на которых страны-участницы представлены экспертами - сотрудниками министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных корпораций.

Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, промышленной науке и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, людским ресурсам, энергетике, по сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму.
Главное содержание деловой активности рабочих групп АТЭС состоит в том, чтобы действовать, исходя из решений и документов, принимаемых в ходе саммита стран АТЭС, и намечать основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Разработкой таких направлений деятельности рабочих групп занимаются Секретариат АТЭС и руководство рабочей группы; предлагаемые ими рекомендации обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп в присутствии делегаций всех стран-участниц, обозревателей и гостей.

1.3. АРЕС MEANS BUSINESS

Желая подчеркнуть отличие АТЭС от различных международных экономических организаций (САЗСТ, ЕС, ВТО, ОЭСР), нередко используют один из его основных лозунгов — «АРЕС means business». Возможный перевод на русский язык: «АТЭС означает дело», но можно перевести и как «АТЭС означает бизнес». В реальной жизни работа в рамках АТЭС ориентирована на постоянный диалог с представителями бизнеса, учет интересов деловых кругов и мнений ведущих предпринимателей.

Очевидно, что в условиях рыночной экономики предпринимательство служит локомотивом экономического роста, и его процветание необходимо для создания рабочих мест, качественного улучшения социально-экономических условий жизни населения.

Можно выделить следующие основные формы диалога АТЭС с деловыми кругами:1

1. Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между четырьмя государственными структурами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС), который был создан в соответствии с решением Осакского саммита в ноябре 1995 года.
Члены ДКС назначаются непосредственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса.

Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Помимо передачи самого текста доклада, члены ДКС осуществляют также прямой диалог с экономическими лидерами.

Важно, что одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем «руководством к действию» для АТЭС в целом. К числу наиболее важных инициатив можно отнести, в частности, электронные планы индивидуальных действий, продовольственную систему АТЭС, оценку готовности к электронной торговле и ряд других.

2. За последнее время приобрели систематический характер т.н. деловые саммиты АТЭС. Как правило, в них принимает участие от 300 до 600 лидеров делового мира АТР, а в качестве докладчиков выступают ведущие представители бизнеса, политических и академических кругов региона и мира в целом. По итогам Брунейской встречи в качестве одного из наиболее ярких, насыщенных и запоминающихся обозревателями был выделен доклад Владимира Путина, что имеет особое значение с учетом «дебютного» характера открытого выступления Президента России на мероприятии атэсовского формата.

3. В рамках АТЭС ежегодно проводится шесть–восемь встреч на уровне министров. Как правило, к ним приурочиваются различные мероприятия с участием деловых кругов, нередко весьма масштабные. Так, на регулярной основе ведут диалог с представителями бизнеса министры финансов, энергетики, по малому и среднему предпринимательству. Министры финансов сформировали постоянную «Группу финансьеров» (по два представителя от каждой страны), а министры энергетики — аналогичную группу из представителей бизнеса соответствующей отрасли.

4. На рабочем уровне диалог между представителями структур АТЭС и деловым сообществом приобрел устойчивый и разнообразный характер. Проводятся регулярные симпозиумы, отдельные встречи, главы крупных компаний непосредственно участвуют в заседаниях рабочих органов форума, входят в состав национальных делегаций и приглашаются в качестве экспертов на заседания (по вопросам инфраструктуры, таможенных процедур, содействия торговле, по инвестициям и др.)
 

Глава 2 – Результаты деятельности АТЭС

В первой части данной главы мы рассмотрим итоги восьми саммитов АТЭС (по 2000 год включительно). Во второй части будут рассмотрены результаты деятельности некоторых рабочих групп АТЭС. Всего их 10, каждая  рассматривает специфический круг вопросов, интересующих именно ее участников, имеет собственные приоритеты и особенности, хотя и работает в тесном контакте с Секретариатом АТЭС. На заседаниях  рабочей группы рассматриваются конкретные вопросы в тех сферах сотрудничества, которые определены участниками в качестве приоритетных.

 Также мы коснемся такой актуальной сегодня проблемы, как международный терроризм.

2.1. Восемь саммитов.

Первый саммит прошел в Сиэтле, США. На нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование "видение АТЭС".

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята «Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС», которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010–2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

В результате четвертого саммита АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.

В ходе пятой встречи в верхах в Ванкувере (Канада, 1997 год) были утверждены критерии членства в АТЭС, решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу, после чего на прием в организацию был объявлен 10-летний мораторий. Была также принята специальная Декларация, в которой выражались намерения усилить экономическое и научно-техническое сотрудничество.
В Ванкувере была согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами, причем в 9 из этих секторов конкретные шаги должны были быть предприняты, начиная уже с 1999 года.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.