скачать рефераты

МЕНЮ


Египет в мировой экономике

Среди всех отраслей экономики АРЕ следует выделить 5 наиболее развитых, в которых создается 60% ВВП страны. Это торговля и финансовые услуги (21%), промышленность (20%), сельское хозяйство (16%), транспорт (9%) и строительство (6%).

II.II. Промышленность.

В этой сфере занято 2,5 млн. чел. В последние годы отмечается четкая тенденция к повышению ее удельного веса в экономике АРЕ. В основном это связано с бурным развитием нефте- и газодобывающей промышленности. В настоящее время в государственном секторе отмечается снижение объемов производства, в то время как в частном секторе вследствие проводимых правительством АРЕ процессов приватизации и либерализации – повышение.

Так, 65,5% доли промышленности в ВВП в 2001г. согласно данным министерства экономики и внешней торговли АРЕ была создана в частном секторе. Большинство предприятий частного сектора – это малые предприятия с количеством работников от 15 и меньше. Среди наиболее развитых отраслей промышленности следует выделить пищевую и текстильную промышленность, производство мебели и керамики, фармацевтическую промышленность, металлургическую промышленность и машиностроение.

Основными промышленными товарами являются хлопковая пряжа, шелк, готовая одежда, легковые и грузовые автомобили, автобусы, стиральные машины, промышленные холодильники, аллюминий, цемент, фосфаты, фосфатные и азотные удобрения, мыло.

С начала 70гг., в качестве одной из форм развития промышленности, правительство АРЕ активно занимается созданием новых свободных промышленных зон. В настоящее время на территории АРЕ действуют 7 свободных промышленных зон.

В горнодобыче преобладает добыча сырой нефти, разведанные запасы которой на сентябрь 2001г. составляли 3,75 трл. бар. В 1999г. среднесуточная добыча нефти составила 835 тыс. барелей. Основные месторождения нефти находятся в Западной Пустыне недалеко от ливийской границы, в оффшорной зоне Средиземного моря и на Синайском полуострове. Добыча осуществляется при содействии иностранных компаний и регулируется соглашением о разделе продукции.

Разведанные запасы природного газа, по состоянию на март 2001г., оцениваются в примерно 20 трлн. куб. м., а потенциальные запасы – 40 трлн. куб. м. Для наращивания экспорта нефти правительство АРЕ поощеряет использование природного газа в электроэнергетике. С этой целью оно планирует заключить франчайзинговое соглашение с четырьмя частными компаниями по газификации страны.

Активно ведется работа по созданию «Арабского регионального газопровода» длиной 850 км и стоимостью 700 млн. долл.. Газопровод должен соединить египетский г.Эль Ариш и иорданский порт Акаба в обход Израиля, северную часть Иордании, Сирию и Турцию. Затем из Сирии можно будет пустить газовую ветку в Ливию и на Кипр.

Основные запасы o каменного угля находятся на Синайском полуострове и оцениваются в 50 млн.т.. Однако, вследствие того, что уголь по своему химическому составу бедный, его разработка считается экономически нецелесообразной.

В оазисе Бахария (Западная Пустыня) ведется добыча железной руды, а на Красном море (Бур Сафага и Кусейр) – известняка и фосфатов. Для освоения фосфатного месторождения в Абу Тартур правительство АРЕ приняло решение найти частного инвестора, который должен будет компенсировать ему расходы на освоение месторождения в 1,5 млрд. долл., а также примерно 3 млрд. долл. за создание инфраструктуры.

В АРЕ есть также запасы марганца, золота, цинка, олова, свинца, меди, углекислого калия и урана. Однако удаленность этих месторождений, высокая стоимость работ по их добыче, а также транспортные расходы препятствуют их освоению.

II.III. ВТО.

Египет, являясь членом ВТО, имеет благоприятные, правовые условия для обеспечения доступа своих товаров на внешние рынки и может использовать достаточно эффективный механизм урегулирования торговых споров, который не только дает возможность оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.

К примеру, Египет может использовать этот механизм ВТО в качестве защиты при проведении антидемпингового расследования в отношении плоского проката и железа, поставляемого Египтом в страны ЕС. Антидемпинговое расследование, проводимое ЕС с 20 12.2001г. в отношении шести стран, включая Египет (6% рынка плоского проката из железа ЕС), инициировано Федерацией Европейских производителей стальной продукции и должно завершиться в апреле 2002г. Как заявил министр внешней торговли Египта Б.Гали, в случае неблагоприятного для Египта хода расследования, будут приняты все необходимые меры для защиты своей продукции от ввода антидемпинговых пошлин.[6]

Египет активно использует предоставленный ему, как развивающейся стране, льготный период (до 2005г.) для защиты своих производителей от конкуренции импортных товаров пугем введения повышенных таможенных тарифов и технических барьеров. Так, в феврале 2002г. введен повышенный тариф на импорт готовой одежды. Предполагается, что указанный льготный период будет использован для модернизации национальной промышленности которая сможет выпускать конкурентоспособную продукцию.

Египетские экспортеры текстильной продукции используют льготны период для увеличения объема экспорта своих товаров, освоения новых рынков.

В то же время после истечения льготного периода и отмены ограничена в торговле египетской текстильной промышленности придется испытывав жесткую конкуренцию особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии. То же самое можно отнести к автомобильной промышленности и к ряду других отраслей.

Таким образом, членство Египта в ВТО на данном этапе позволит успешно решать определенный круг торгово-экономических вопросов, но в случае, если египетская промышленность не будет модернизирована и не будет налажен выпуск конкурентоспособной продукции до истечения льготного периода, последствия либерализации торговли могут привести к негативным результатам.

Невозможность решить существующие проблемы в торговле используя только механизм ВТО, побуждает Египет искать дополнительные средства для их урегулирования путем заключения соответствующих соглашений как с отдельными странами, так и с региональными объединениями.

В июне 2001г. подписано Соглашение об ассоциированном членстве Египта в ЕС, которое, по мнению экспертов Египетского центра экономических исследований, окажет более глубокое воздействие на национальную экономику, чем присоединение к ВТО. В соответствии с условиям Соглашения через 12 лет после его ратификации сторонами должно завершиться создание Зоны свободной торговли со странами ЕС, на которое приходится 40% египетского внешнеторгового оборота.

Кроме того, Египет является участником действующего соглашения об Общем рынке для стран Восточной и Южной Африки – КОМЕСА, Панарабского соглашения о свободной торговле.

Активизация египетско-иракских торговых связей привело к созданию в 2001г. между двумя странам Зоны свободной торговли.

В январе 2002г. создана Зона свободной торговли уже между Египтом, Ираком, Сирией и Ливией с полной отменой всех таможенных пошлин и сборов. Как ожидается, ее создание будет способствовать активизации процессов формирования Арабского общего рынка.

Основными направлениями внешнеэкономической политики Египта остаются: увеличение притока зарубежных средств для финансирования экономического развития, а также экспорта египетских товаров и услуг, рационализация импорта, которые все чаще реализуются путем заключения двусторонних торговых соглашений. Дисбаланс в торговле с рядом стран также побуждает Египет активизировать работу по заключению таких двусторонних соглашений.

Так, между Египтом и США, одним из его основных торговых партнеров, действует подписанное в 1999г. рамочное Соглашение о торговле и инвестициях, которое является основой развития двусторонних торгово-экономических отношений между двумя странами.

Двусторонний Совет – созданный в соответствий с указаным Соглашением, координирует работу, направленную на подписание Соглашения о свободной торговле между Египтом и США, устраняющего препятствия в двусторонней торговле и способствующего созданию более благоприятных инвестиционных условий. Активизации этого процесса послужил визит в 2001г. в США президента Египта X.Мубарака.

Между Египтом и Францией действует ряд двусторонних торгово-экономических соглашений, являющихся основным фактором расширения взаимной торговли и, прежде всего, способствующих увеличению египетского экспорта во Францию (ежегодный рост составляет 13,5%).

Двусторонние соглашения между Египтом и Италией, являющейся вторым после США торговом партнером Египта (12,7% египетского экспорта), являются определяющим фактором в развитии торговли и привлечении инвестиций в экономику Египта.

Во время недавнего визита в Китай президента Египта X.Мубарак подписан ряд двусторонних соглашений, призванных расширить экономические связи между странами и сбалансировать торговлю.

Достигнута договоренность с Индией об образовании совместной рабочей группы для изучения и подготовки преференциального двустороннего торгового соглашения.

Действуют двусторонние соглашения между Египтом и другими европейскими, африканскими и азиатскими странами и этот процесс получает свое дальнейшее развитие.

Египет, используя определенные преимущества предоставляемые ему членством в ВТО, одновременно стремится решить проблемы торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами путем заключения двусторонних соглашений.

II. IV. Финансы и банковская система.

Финансовое положение Египта продолжает оставаться сложным. Несмотря на регулярные оптимистические заявления правительства о способности стабилизировать курс национальной валюты, все остается прежним.

Много вопросов вызывают утверждения главы египетского кабинета, что насыщение внутреннего валютного рынка долларовой наличностью будет путем регулярных интервенций ЦБ из средств специального стабилизационного фонда (ССФ), образованного за счет заимствований из различных внешних источников.

Представители западных доноров в Каире не скрывают своего удивления тем, что Глава правительства АРЕ говорит о формировании ССФ как о решенном вопросе. По их данным МВФ пока лишь «в принципе» обещал оказать финансовую поддержку египтянам. Однако объемы этой помощи до сих пор не определены. Кроме того, насколько известно, эти средства предназначены для реформирования финансовой системы АРЕ, а не «аварийного» обеспечения плавучести курса египетской национальной валюты.

Египет остается одной из самых зависимых от внешней помощи стран мира. Только США за последние 25 лет представили АРЕ с учетом военной составляющей 50 млрд. долл. В этой связи ряд местных экспертов высказывает сомнение относительно способности нынешнего кабинета справиться с экономическими трудностями даже за счет массированных внешних финансовых вливаний. Хотя они признают, что без внешней поддержки правительству никак не удается решить триединую задачу в финансовой сфере: обеспечить достаток долларовой наличности для стабилизации курса национальной валюты, продолжать осуществлять необходимые импортные закупки, а также закрывать бюджетные бреши, образовавшиеся в результате падения доходов от туризма, экспорта нефти и эксплуатации Суэцкого канала в условиях неблагоприятной международной и региональной конъюнктуры, лишь за счет внутренних золотовалютных резервов, которые за последние два года снизились с 20 до 12,7 млрд.долл.

Отмывание денег. В октябре 2003г. Египет был вновь внесен в список стран, не борющихся с отмыванием денег. В этой связи был заявлен официальный протест, и для ознакомления с банковской системой Египта приглашены эксперты Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

По действующему в этой области в АРЕ законодательству египетские банки обязаны располагать информацией о своих клиентах, знать источник происхождения средств владельцев счетов и располагать информацией о бенефициаре. Запрещается открывать неименные счета и счета на предъявителя. Все банковские документы должны хранится до 5 лет. Банкам предписывается обращать особое внимание на крупные денежные переводы с последующим обналичиванием, на факты регулярного внесения на счета наличных денег, на несоответствие декларированной деятельности владельца счета с характером банковских операций, на открытие документарных аккредитивов, несоответствующих роду деятельности владельца счета. Учету подлежат платежи, по которым конечными бенефициарами являются неизвестные банку иностранные лица, и предоставление кредитов по банковским операциям, которые не имеют к клиентам отношения. Египетские банки обязаны представлять в соответствующие органы информацию обо всех необычных банковских операциях владельцев счетов, а также в случаях, если сумма банковской операции превышает 0,5 млн.ег.ф. (110 тыс.долл.).

Государственные банки. На начало 2003г. египетская банковская система включала 4 государственных банка, 28 акционерных банков с участием госкапитала, 30 частных и иностранных банков и 2 банка «Араб Интернешнл» (Arab International Bank) и «Нассер Сошиэл» (Nasser Social Bank), которые учреждались на основании межправительственных соглашений и не подлежат контролю со стороны ЦБ Египта.

Исторически в АРЕ доминируют 4 государственные банка:

·        «Банк Александрия» (Bank of Alexandria). Основан в 1950г. Участвует как учредитель в акционерном капитале большинства египетских средних банков. Имеет 160 отделений. Заграничных представительств нет. 75% операций связано с финансированием акционированных госпредприятий. Ведущий банк в области финансирования промышленности;

·        «Банк дю Кэр» (Banque du Caire), Основан в 1952г. Имеет 200 отделений. Обслуживает счета Управления Суэцкого канала, «Иджипт Эйр» и Генеральной организации по туризму. Проводит бюджетные расчеты по импорту стратегических товаров – комплектного оборудования, стали и удобрений;

·        «Банк Мыср» (Banque Misr). Специализируется на финансировании предприятий пищевой, прядильной и ткацкой промышленности, включая импорт сырья и оборудования. Финансирует закупки по линии министерства обороны АРЕ. Ведет расчеты по финансовой помощи США. Имеет 400 отделений по стране. Банк обращался к российской стороне по вопросу открытия отделения в России и получил, соответствующие разрешение Банка России, выданное 22 июня 1994г. на срок до 3-х лет, но им не воспользовался;

·        «Национальный банк Египта» (National Bank of Egypt). Создавался для выравнивания экономического развития регионов Египта. Ведет бюджетные счета правительства, счета Египетской генеральной нефтяной корпорации. Финансирует правительственные закупки продовольствия. Осуществляет расчеты при закупках из США по линии госпомощи. Имеет 304 отделения по стране[7].

В 1957-74гг. в Египте работали только банки, имеющие египетский капитал. В 1974г. разрешено 49% участие иностранцев в капитале частных банков, но деятельность таких банков была ограничена в основном операциями с инвалютой. С 1983г. отменены ограничения, установленные для банков с участием иностранного капитала по розничным операциям с местной и инвалютой.

На 1 ноября 2003г., розничная сеть египетской банковской системы состоит из 2588 банковских отделений, из которых 852 находится в сельской местности. В среднем одно банковское отделение приходится на 26 тыс. жителей.

К операциям по обмену иностранной валюты допущено 126 частных компаний с уставным капиталом 221,5 млн.ег.ф. Оборот этих компаний оценивается в 4,6-4,9 млрд.долл. ежегодно. Что составляет примерно 30% поступающей на рынок наличной валюты. Принятое в 2003г. новое банковское законодательство предусматривает увеличение уставного капитала указанных компаний с 10 до 100 млн.ег.ф.

На 1 июля 2003г. ЦБЕ зарегистрировал 29 представительств и 14 отделений банков-нерезидентов. В окт. 2003г. Европейский инвестиционный банк объявил о решении открыть в Каире региональное отделение, через которое будут осуществляться операции банка в странах средиземноморского бассейна. Накопленный объем инвестиций в финансирование в Египте проектов в газовой и нефтехимической отраслях оценивается в 2,5 млрд. евро.

Египетское правительство объявило о присоединении в рамках ВТО к соглашению по основным средствам связи, и был проведен ряд мероприятий по внедрению в банковскую систему информационных технологий. В 2003г. ведущие египетские банки имели 7 тыс. электронных терминалов для перевода денег из банка для оплаты покупок и 1,6 тыс. банкоматов. Четыре банка осуществляли банковское обслуживание через домашний компьютер, включая переводы денежных средств и оплату счетов. Три банка предлагали клиентам банковское обслуживание по системе электронной связи. Большая четверка банков разрабатывала в 2003г. меры по открытию интернет отделений. Ведущие египетские банки имеют веб-сайты. Национальный банк Египта предлагал своим клиентам в 2003г. специальную карту для расчетов за покупки в интернете.

Курс египетского фунта. В течение 2003г. негосударственные египетские банки испытывали трудности в связи с недостаточными продажами государственными банками и египетскими экспортерами свободно конвертируемой валюты, ожидавшими дальнейшую реорганизацию валютного рынка и придерживавшими иностранную валюту. Приобрести иностранную валюту в банковской системе по официальному курсу было весьма сложно. Курс черного рынка превышал официальный курс на 12-15%.

В 1991г. с началом в Египте рыночных реформ фиксированный курс египетской валюты был отменен и продержался до середины 1998г., т.е. до азиатского банковского кризиса. Плавающий курс египетского фунта был стабилен и равен 3,30 ег.ф. за долл. В 1998г. спрос на египетском рынке на иностранную валюту резко возрос, и на поддержание курса египетского фунта ЦБЕ потратил в сент.-дек. 1998г. из золотовалютных резервов 1 млрд.долл. и в январе - июне 1999г. – 5,1 млрд.долл. Это привело к уменьшению золотовалютных резервов страны, в целях дальнейшего сохранения которых египетское правительство вернулось к фиксированному курсу египетского фунта. Фактически официальный валютный рынок был закрыт.

Одновременно зашли в тупик переговоры египетского правительства с МВФ об отсрочке платежа в 4 млрд.долл. по задолженности странам – членам Парижского клуба, так как МВФ настаивал на дальнейшем сохранении рынка валюты и считал, что египетский фунт переоценен, на 25-40%. Сохранение плавающего курса означало девальвацию фунта и могло привести к дальнейшему уменьшению золотовалютного резерва, который, по мнению правительства, является символом устойчивости и жизнеспособности египетской экономики. В результате давления МВФ в дек. 2000г. египетский фунт был девальвирован до 3,90 египетских фунтов за долл., в авг. 2001г.– до 4,15 ег.ф., в дек. 2001г. – до 4,5 ег.ф.

Количество денег в обращении на 1 ноября 2003г. составило 54,6 млрд.ег.ф. и возросло по сравнению с 1 января 2001г. на 10%. По оценке ЦБ Египта, отношение количества денег в обращении к ВВП, в 2003г. составило 9%.

II.V. Экономические отношения с соседями.

О египетско-ливийских отношениях. Объем ливийских инвестиций составлял на начало 1999 г. 3,7 млрд.ф. Ливийцы заинтересованы в участии в реализации проекта Новая Долина путем создания «инфраструктурных оазисов», включающих в себя гостиницы, конференц-залы, сеть бензоколонок и мастерских.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.