Египет в мировой экономике
Стороны
договорились провести изучение проекта по прокладке 360 км. газопровода для
экспорта египетского природного газа в Ливию с перспективой его дальнейшей
продажи в Европу.
АРЕ и Ливия
планируют поднять уровень торгового обмена до 1 млрд.долл. в год (сейчас его
объем оценивается в 300 млн.долл.). Предложено создание арабского
координационного органа, формируется совместная группа по проработке вопроса
единой денежной системы[8].
На совместных
министерских заседаниях в Каире оценены результаты процесса создания единой
энергетической системы, рассматривались перспективы ливийских инвестиций в
сельскохозяйственные проекты в Египте. Будет собрана египетская экспертная
группа для изучения возможностей мелиорации на Великой реке в Ливии.
Решено преодолеть
проблему взаимных задолженностей. Договорились также о создании общей
информационной базы по промпроектам, вырабатываются меры по унификации
стандартов и применению системы «единого качества» промышленной продукции.
Подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Обсуждена идея
строительства аэропорта на египетско-ливийской границе.
Отношения со
странами Персидского залива. Активное сотрудничество с заливными странами в
экономической области по-прежнему имеет для египтян первостепенное значение в
связи с возможностью доступа к значительным финансовым ресурсам, в том числе в
рамках инвестиционного сотрудничества.
Наиболее заметны
инвестиционные вклады заливников в реализацию проекта «Новая Долина»: ОАЭ
безвозмездно предоставили Египту 4 млрд.ф. (1 млрд.долл.) на строительство
канала им. шейха Заида. Саудовский принц Аль-Валид бен Талал заключил с Египтом
контракт на приобретение 120 тыс. федданов в Новой Долине, для освоения которых
он собирается потратить 1 млрд.долл. В перспективе бен Талал планирует
развернуть сельскохозяйственную и промдеятельность на 500 тыс. федданов.
Обсуждается реализация решения Кувейтского фонда развития о предоставлении АРЕ
на льготных условиях 200 млн.долл. на финансирование работ в «Новой Долине».
Немаловажное
значение для АРЕ имеет и арабский туризм, объем которого составляет 33% от
общего числа туристов, посещающих Египет. КСА вкладывает 1 млрд.долл.
инвестиций в туристические проекты Египта.
Поддерживаются
тесные связи с Оманом, подтверждением чему стал визит султана Кабуса в АРЕ 4-9
февраля 1999 г., выявивший совпадение позиций двух стран по необходимости
снятия санкций с Ирака, прежде всего отмены экономического эмбарго. В 1998 г.
на заседании Совместного комитета стороны подписали соглашения по поощрению и
защите инвестиций и укреплению эконом- и техсотрудничества. Подписано
соглашение о сотрудничестве в области научных исследований и технологий с
Бахрейном, предпринимающим активные шаги по увеличению объема торгового обмена
с АРЕ: принято решение об открытии египетского торгпредства в Манаме, есть
договоренность по организации обмена выставками промпродукции.
Арабский общий
рынок. Идея создания АОР была впервые сформулирована в августе 1964 г., однако
из-за крайне нестабильной военно-политической ситуации в регионе и
крупномасштабных военных конфликтов на Бл. Востоке в 1967 г. и 1973 г. ее
осуществление было отложено до лучших времен[9].
В июне 1996 г.
участники Каирского саммита приняли принципиальное решение о формировании
арабской зоны свободной торговли (АЗСТ).
1 января 1998 г.
было объявлено о начале поэтапного осуществления плана создания АЗСТ,
рассчитанного на 10 лет. В 2007 г. в результате ежегодного снижения таможенных
сборов на 10% намечается выйти на режим беспошлинной торговли между участниками
действующего соглашения о поощрении и развитии взаимного товарооборота, в число
которых на тот момент входили 18 арабских государств (о намерении в самое
ближайшее время подключиться к соглашению заявили также Алжир, Джибути,
Коморские о-ва и Мавритания). Будут созданы базовые предпосылки для углубления
экономической интеграции арабских государств, конечной целью которой, как
отмечено в решениях Каирского саммита, должно стать образование АОР.
Устранение
таможенных барьеров должно способствовать ускоренному росту межарабской
торговли, объемы которой составляют 38,5 млрд. долл. в год, при том, что
суммарный внешнеторговый оборот арабских государств превышает 306 млрд.долл.
Следующим шагом в направлении формирования АОР должна стать унификация
действующих в отдельно взятых странах систем мер и стандартов, что в свою
очередь позволит приблизиться к запуску экономической кооперации на
двусторонней и многосторонней основе.
Возвращение в
Африку. 30 июня 1998 г. состоялось официальное вступление АРЕ в экономическое
сообщество стран Восточной и Южной Африки (KOMECA). На III очередном саммите
организации в Киншассе соответствующие документы подписал министр иностранных
дел А.Муса, тем самым Египет присоединился к этому крупнейшему экономическому
объединению 20 африканских стран, где проживает 370 млн.человек.
АРЕ подала заявку
на вступление в КОМЕСА, преемницу экономической группировки государств,
применяющих на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования в
торговле, еще в 1993 г. Однако из-за жесткого противодействия некоторых стран,
в первую очередь Судана, в основе которого лежали мотивы политического
характера, членство Египта в КОМЕСА было отложено на 5 лет.
По мере изменения
региональной ситуации в пользу Египта и после однозначного согласия всех
государств-членов КОМЕСА, АРЕ добилась статуса полноправного, 21-го, участника
этого самого крупного экономического союза на африканском континенте.
Египтяне
стремятся к запуску общеафриканских проектов в металлургической и пищевой
промышленности, призывают партнеров по КОМЕСА к проведению совместных изысканий
в области геологии. При этом со стороны АРЕ выражается готовность оказывать
техпомощь (современное оборудование, интеллектуальная поддержка), обеспечивать
подготовку кадров, организовывать конференции и выставки. Египет нацелен решать
проблемы морских и воздушных перевозок в рамках КОМЕСА, планируя довести в
течение ближайших двух лет число воздушных линий, соединяющих АРЕ с
африканскими партнерами, до 12 (действуют 6 линий: Эритрея, Эфиопия, Кения,
Танзания, Уганда, Судан). Предстоит также решить проблему свободного доступа на
рынки КОМЕСА египетских экспортных товаров, чему пока препятствует отсутствие
механизма страхования грузов от рисков некоммерческого характера (войны,
госперевороты и т.д.).
Одновременно МИД,
минторговли и промышленности АРЕ занимаются изучением переданных секретариатом
КОМЕСА требований по стандартам, соблюдение которых необходимо при производстве
продукции, предназначенной для экспорта в страны-члены этой экономической
группы (египтян в данном контексте не устраивает требование обязательного
использования не менее 35% местных компонентов в товарах «комесовской
ориентации»).
24-25 мая 1999 г.
Египет впервые после вступления в КОМЕСА принял участие в саммите данной
организации (египетскую делегацию возглавлял министр иностранных дел А.Муса),
прошедшем в Кении. На саммите были утверждены предложения АРЕ о проведении
ежегодной встречи на уровне министров иностранных дел, переносе в Каир суда
данной организации, создании инвестиционного агентства стран-членов КОМЕСА.
Позитивно встречена участниками и инициатива египтян созвать пятый саммит
организации в Каире в 2001 г.[10]
Средиземноморье.
ЕС в своей политике в отношении южного и восточного Средиземноморья
руководствуется растущей взаимосвязью Европы со странами данного региона.
Учитывается влияние складывающейся в них внутренней обстановки не только на
экономические интересы ЕС, но и на безопасность на европейском континенте, на
формирование оборонной политики Европы и усилия европейцев по контролю за
демографической ситуацией.
Отсутствие четкой
политики по поддержке экономического развития стран южного и восточного
Средиземноморья приведет к тому, что разрыв в их доходах, по сравнению с
государствами Европы в 1998 г. составлявший 1 к 12, к 2010 г. возрастет до 1 к
20. Подобное соотношение неизбежно вызовет рост иммиграционных потоков в страны
Европы и обострение здесь социально-экономической, демографической и
криминогенной обстановки. При этом общая численность населения стран южного и
восточного Средиземноморья в 2010 г. будет насчитывать более 300 млн.человек (в
1995 г. — 220 млн.человек). ЕС исходит также из того, что эти страны
обеспечивают 20% энергетических потребностей, поставляют в Европу половину
своей экспортируемой продукции (в случае североафриканских государств — 2/3) и
закупают у него половину своего импорта.
Идея
евросредиземноморского партнерства, которая впервые была высказана на встрече
глав государств и правительств стран ЕС в Лиссабоне в 1992 г., получила свое
развитие на встречах в Корфу в июне 1994 г. и в Эссене в декабре того же года.
В июне 1995 г. в Каннах были одобрены предложения Европейской Комиссии по
созданию механизма партнерства между странами Европы и Средиземноморья. В итоге
в ноябре 1995 г. участники Барселонской конференции — министры иностранных дел
15 государств ЕС и 12 стран Средиземноморья, а также представители Совета ЕС и
Европейской Комиссии — одобрили декларацию, определившую направления этого
партнерства, и утвердили Рабочую программу реализации евро-средиземноморского
сотрудничества.
Избраны два
взаимодополняющих друг друга подхода: на двустороннем уровне — соглашения о
партнерстве между ЕС и каждой из средиземноморских стран; на региональном
уровне — постоянный многосторонний диалог в области политики, безопасности,
экономики и культуры, включая обсуждение совместных проектов, путем укрепления
взаимодействия между представителями частного сектора и правительственными
структурами стран-участниц.
Механизм
многостороннего взаимодействия включает в себя проведение каждые 3 месяца
заседаний Евросредиземноморского Комитета по Барселонскому процессу, состоящего
из «тройки» Евросоюза и каждой из стран Средиземноморья, для определения
дальнейших действий по реализации Рабочей программы. Европейская Комиссия
осуществляет контроль за всей работой по региональному сотрудничеству.
Одним из
достижений евро-средиземноморского партнерства является создание механизма
осуществления постоянного регионального диалога по вопросам политики и
безопасности. Так, на встрече министров иностранных дел в Палермо в июне 1998
г. в рамках обсуждения вопросов мира и стабильности в регионе были рассмотрены
проблемы терроризма и ближневосточного урегулирования. Участники форума
выразили общую заинтересованность в активизации совместных мер по борьбе с
терроризмом, в том числе одобрили решение обсудить эту проблему в ближайшее
время на высоком государственном уровне с участием экспертов.
ЕС заключил
двусторонние соглашения о партнерстве с пятью средиземноморскими странами —
Марокко, Тунисом, Израилем, Иорданией и ПНА. В процессе обсуждения находятся
проекты аналогичных соглашений с Египтом, Ливаном, Сирией и Алжиром.
Отношения между
Египтом и ЕС строятся на основе Соглашения о сотрудничестве января 1977 г.,
вступившего в силу в ноябре 1978 г. Четыре протокола к данному Соглашению
предусматривают оказание Египту финансовой помощи в реализации программ в
экономической, социальной и сельскохозяйственных областях на общую сумму 425
млн.экю. Перечислено около половины предусмотренных средств.
Крупнейшими из
имеющихся в протоколах проектов являются: строительство системы по очистке воды
в Хелуане (35 млн.экю); кредитная линия на развитие сельского хозяйства (45
млн.экю) — выполнена; программа по развитию продовольственного сектора (55
млн.экю) — выполнена; создание новой сельскохозяйственной зоны Бустан в районе
Западной дельты (15 млн.экю); программа приватизации предприятий (43 млн.экю);
реформирование банковского сектора (11,7 млн.экю); развитие ветеринарной службы
(20 млн.экю): программа по развитию частного сектора (25 млн.экю); программа по
развитию сельскохозяйственного сектора (75 млн.экю).[11]
Финансовая помощь
Египту по Соглашению 1977 г. до 1995 г. поступала в форме бюджета,
ограничивавшего рамки использования средств их целевым назначением. По сути
дела это Соглашение регулирует отношения между донором и получателем.
Заключение Соглашения о партнерстве откроет для Египта более широкие
возможности в вопросах получения финансовой помощи, а также ряд других
преимуществ.
В января 1996 г.
египетская сторона вышла с предложением увеличения свободного от тарифов
экспорта египетских сельскохозяйственных товаров в страны ЕС. К концу 1996 г.
текст проекта Соглашения был согласован сторонами на 95%. Оставшуюся часть
составляют спорные вопросы, разногласия по которым затруднили дальнейшее
продвижение переговоров.
В
торгово-экономических отношениях Египта с ЕС сохраняется немало сложных
проблем. Раздражение в Каире весной 1998 г. вызвало решение Европейской
Комиссии ввести 20% антидемпинговые пошлины на египетский хлопок (ЕС является
основным потребителем этого важного товара египетского экспорта). Разъяснения
европейцев, что такого рода меры приняты в результате тщательного расследования
соответствующих жалоб ряда европейских (французских и др.) фирм и затронули не
только Египет, но и другие страны (Китай, Индию, Индонезию, Пакистан, Турцию),
не смягчили недовольства египетской стороны. Египетские производители хлопка вынуждены
были приостанавливать поставки в европейские страны. Это далеко не первый шаг
европейцев, направленный на ограничение допуска египетской продукции на рынки
ЕС. В ноябре 1996 г. Еврокомиссия уже пыталась прибегнуть к антидемпинговым
мерам в отношении египетского хлопка. Но тогда это решение, действовавшее
полгода, было отменено постановлением министерского совета стран-членов ЕС. В
мае 1997 г. были приняты дискриминационные меры, затронувшие ряд ввозимых из
АРЕ хлопчатобумажных и трикотажных изделий, что обернулось ущербом для
египетских экспортеров в 150 млн.долл. Не удовлетворяются пожелания египтян
увеличить квоты для их аграрной продукции, поставляемой в европейские
государства (цитрусовые, картофель, рис).
Такой подход ЕС
блокирует предпринимаемые египетским правительством усилия по хотя бы
частичному выравниванию неблагоприятного для Египта баланса (1:3,6) в торговле
со своим главным коммерческим партнером (на долю стран ЕС приходится 35%
экспорта и 41% импорта АРЕ). Египетские СМИ писали о том, что европейцы
настойчиво ставят вопрос о снятии Египтом таможенных барьеров, но не спешат
открывать собственный рынок
II.VI. Экономические связи с
Россией.
Одним из главных
событий российско-египетского торгово-экономического сотрудничества стало
проведение в апреле 2001 года в Москве третьего заседания Совместной
Российско-Египетской Комиссии по торговому, экономическому и
научно-техническому сотрудничеству и подписание 27 апреля 2001 года
Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и
научно-технического сотрудничества между Россией и АРЕ. Это заседание явилось
также одним из этапов подготовки к состоявшейся 27 апреля 2001 года в Москве
встрече президентов РФ В.В. Путина и АРЕ М.Х. Мубарака, придавшей
дополнительный импульс развитию российско-египетских отношений.
Усилия российской
стороны на переговорах были направлены на устранение причин, сдерживающих
развитие российско-египетских торгово-экономических отношений. Стороны
договорились о принятии необходимых мер для заключения межправительственных
соглашений о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и
сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки, обсудили
возможность заключения соглашений о сотрудничестве в области мирного
использования космического пространства и в области выставочно-ярмарочной
деятельности, а также защите интеллектуальной собственности.
Стороны отметили
важность повышения роли Египетско-Российского Делового Совета и выполнения
договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания Совета в сентябре 2000
года, и направленных на развитие сотрудничества российских регионов с
Ассоциацией египетских бизнесменов, Федерацией египетских промышленников. В
рамках этих договоренностей проводилась работа по реализации проектов создания
в Египте сборочных производств сельхозтехники (совместно с Липецким тракторным
заводом) и автомобилей повышенной проходимости (совместно с Ульяновским
автозаводом), а также совместной транспортной компании с ОАО «Волгоградвнештранс».
Положительное
влияние на развитие российско-египетского сотрудничества в области мирного
использования атомной энергии оказала прошедшая 28-31 мая 2001года в Каире
выставка-конференция по перспективам разработки реакторов малой и средней
мощности, в которой принимали участие и выступали с докладами представители
заинтересованных российских организаций, научно-исследовательских институтов.
В АРЕ прошли
переговоры российской ассоциации «Росмедпром» с египетской фармацевтической
фирмой «СЕДИКО» о поставке в Египет российских медицинских препаратов, в
частности, генно-инженерного инсулина. В России сертифицировано и продаются 12
медицинских препаратов египетского производства, еще 2 вида сейчас находятся в
процессе регистрации[12].
Несмотря на общую
тенденцию усиления защиты внутреннего рынка и местного производителя,
выразившуюся, в частности, в увеличении числа возбужденных антидемпинговых
расследований, в 2001 году в АРЕ не было инициировано новых процедур в
отношении российской продукции. Более того, в апреле 2001 года было принято
решение о прекращении антидемпингового расследования в отношении российской
бумаги для письма и печатных целей.
Однако срок
действия введенной в феврале 2000 года египетской стороной на 1 год 40%-й
пошлина на горяче- и холоднокатаный стальной лист, поставляемый или имеющий
происхождение из России, в феврале 2001 года был продлен декретом МЭВТ АРЕ еще
на один год.
Характерной
чертой египетского рынка являлась тендерная основа закупок, несущая в себе
определенные организационно-финансовые сложности для российских экспортеров,
особенно для тех, кто не имеет опыта работы на египетском рынке. Эти сложности
связаны с необходимостью закупки тендерной документации, внесением гарантийных
сумм Bid Bond (гарантия участия в торгах – 2%) и Performance Bond (гарантия
надлежащего исполнения контракта – 10%).
Кроме того,
согласно действующим правилам участие потенциальных экспортеров оборудования в
объявляемых торгах должно осуществляться с помощью египетских
зарегистрированных агентов, которые призваны содействовать решению многих
организационных и финансовых вопросов участия. Поэтому вопрос подбора
надлежащего надежного агента являлся одним из важнейших, так как от него в
большой степени зависела возможность выигрыша объявленного тендера.
Начиная с
1996года, в Египте получила распространение практика привлечения прямых
иностранных инвестиций в проекты в области сельского хозяйства, энергетики и
транспорта на условиях системы БОТ (build, operate, transfer) и ее
разновидностей, охватывающих все стадии сделки – от разработки проекта до
реализации готовой продукции.
Характеризуя динамику
российско-египетской торговли в 2001году, следует отметить, что российские
экспортеры смогли сохранить свои позиции, при этом впервые более чем за 10 лет
существенно увеличились и импортные закупки в АРЕ (более чем в 2 раза).
По оценке,
базирующейся на данных ГТК РФ и Центрального агентства мобилизации и статистики
АРЕ, товарооборот российско-египетской торговли в целом за 2001 год остался на
уровне 2000 года и составил 450 млн. долл. По сравнению с уровнем предыдущего
года российский экспорт сократился на 5 млн. долл. и составил 440 млн., в то
время как импорт вырос и составил 10 млн. долл. (см. приложение, таблица 2).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|