скачать рефераты

МЕНЮ


Египет в мировой экономике

    Товарная структура российского экспорта продолжала носить сырьевую направленность с преобладанием в ней черных металлов. При этом, доля необработанных сырьевых материалов в этот период повысилась за счет поставок сырой нефти (13% в объеме экспорта) при общей тенденции к увеличению поставок переработанного сырья и полуфабрикатов.

Экспорт нефтепродуктов из России в Египет после ввода в эксплуатацию в апр. 2001г. нефтеперерабатывающего завода под Александрией мощностью 5 млн. т. в год практически прекратился.

Вместе с тем, с пуском этого предприятия, спроектированного на переработку добываемого в странах Персидского залива сырья, российские компании, продававшие в последнее время около 40% иракской нефти в рамках программы ООН «нефть в обмен на продовольствие», получили в лице Египта нового потенциального импортера. В 2001 г. реэкспорт иракской нефти существенно повлиял на структуру российского экспорта в Египет и в дальнейшем может стать важным фактором роста наших поставок в АРЕ.

Ускоренное развитие египетской нефтехимической промышленности обусловило существенное сокращение отгрузок из России полимеров этилена и винилхлорида. Поставки полипропилена, колебавшиеся в последние годы от 3 до 8 млн. долл., прекратились уже в 2001 г. в результате ввода в эксплуатацию в свободной зоне в. районе Айн-Сохны крупного предприятия, которое полностью удовлетворит внутренние потребности Египта в данной продукции.

Объем поставок таких традиционных товаров российского экспорта в АРЕ как пиломатериалы, фанера и бумага определялся в значительной мере трудно прогнозируемым количеством этих российских товаров, поступающих в Египет из других стран, зачастую по более низким ценам, чем могли предложить наши экспортеры, поставляющие их напрямую. По оценке ряда российских поставщиков, работающих на местном рынке, доля такой реэкспортной продукции по ряду позиций лесобумажных товаров составляет до 1/3 от ее прямых поставок из России.

Экспорт в АРЕ ряда товаров, в первую очередь подсолнечного масла, определялся в значительной степени объемами их производства в России. Обращает также на себя внимание устойчивое присутствие в российских поставках в АРЕ в течение последнего времени такого традиционного товара египетского экспорта в нашу страну, как хлопчатобумажные ткани.

Расширение номенклатуры и сохранение уровня российских поставок ряда сырьевых товаров и полуфабрикатов в Египет происходило на фоне сокращения поставок машинотехнических товаров. В результате, удельный вес машинотехнических товаров в нашем экспорте в АРЕ в 2001 г. уменьшился до 13,4% (18,9% в 2000 г.).

Объем экспорта российской машинотехнической продукции в АРЕ в 2001 г. сократился по сравнению с прошлым годом на 28,6% и составил 60 млн. долл.. При этом доля экспорта машинотехнической продукции в общем объеме экспорта в АРЕ сократилась на 5,5%.

Снижение объемов экспорта российской машинотехнической продукции в АРЕ в 2001 еще раз показало, что российские экспортеры машинотехнической продукции для гражданских, целей постепенно теряют свои позиции и вытесняются с египетского рынка. Это происходит в результате того, что они до сих пор не смогли приспособиться к произошедшим на нем в середине 90гг. изменениям, которые проявились в замещении значительной части импортировавшейся готовой продукции товарами, собираемыми на местных предприятиях в основном из ввозимых в АРЕ комплектующих.

Вместе с тем, есть и примеры использования российскими компаниями преимуществ организации сборки своей техники в Египте. Так, представительство АО «АвтоВаз» в АРЕ подготовило проект соглашения между АО «АвтоВАЗ» и египетской компанией Al-Amal о поставках в Египет кузовов автомобилей ВАЗ с последующей организацией их сборки, начиная с 2002 года, на египетских предприятиях на долгосрочной основе. Соглашение было подписано в марте 2001 г. во время визита в Тольятти генерального управляющего египетской компании Al-Amal Со Хасана Солимана (см. приложение, таблица 3,4).


Наибольший объем поставок обеспечило ФГУП «Рособоронэкспорт», экспортировавшее в 2001г. в Египет специмущество, включая ЗИП, на 32 млн. долл., а также «АвтоВАЗ», поставивший 1710 автомобилей ВАЗ, и «Авиаэкспорт».

Практически все контейнерные перевозки осуществляются через порты Украины, что значительно увеличивает сроки доставки, приводит к существенному увеличению транспортной составляющей в цене товара, снижая тем самым его конкурентоспособность, а также повышает степень риска хищения и порчи грузов при их транспортировке по территории Украины. Высокие транспортные расходы, составляющие, например, на маршруте Александрия – Москва от 3100 до 3400 долл. за 20-футовый контейнер, значительно понижают конкурентоспособность российских товаров на египетском рынке.

Рост российского импорта из Египта в 2001 г. произошел главным образом за счет увеличения поставок цитрусовых и риса, а также расширения номенклатуры товаров.

Среди других позиций, ввезенных из Египта в Россию, можно выделить растения, используемые в парфюмерии и фармацевтике, смеси душистых веществ, мыло и синтетические моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, льняное волокно, облицовочную плитку, мрамор, экстракты и концентраты кофе, инсектициды, гербициды.

Анализ основных направлений Долгосрочной программы социально-экономического развития АРЕ до 2016/17 гг. свидетельствует о возможных изменениях в 2002-04гг. импортных потребностей и экспортных возможностей Египта.

В настоящее время основным товаром российского экспорта в АРЕ являются черные металлы, на которые в общей сложности приходится около 30% наших поставок.

Долгосрочной программой социально-экономического развития АРЕ до 2016/17 гг. предусматривается ускоренный рост черной металлургии, в результате которого импорт стальной заготовки может снизиться до 80-100 (и 1997 г. импорт указанной продукции в АРЕ составил 450 тыс.т.).

Резко сократятся и импортные потребности в листовом прокате после завершения строительства с участием итальянских компаний металлургического завода полного цикла в Суэце.

Помимо указанного выше завода в Суэце намечено строительство при содействии люксембургских фирм металлургического завода полного цикла на базе железорудного месторождения в Асуане.

Создание этих предприятий приведет к существенному снижению импортных потребностей Египта в стальной заготовке, резко обострит конкурентную борьбу на местном рынке и вызовет ужесточение мер со стороны египетских властей по его защите от импортной продукции.

Одним из немногих российских товаров, импортные потребности в котором в АРЕ могут возрасти, является каменный уголь.

Как ожидают, его импорт Египтом увеличится с 1870 тыс.т. в 1996/97 гг. до 2025 тыс.т. в 3002/03 гг. Каменный уголь относится к числу традиционных товаров российского экспорта в АРЕ. В 1994 г. его поставки из России по данным египетской таможенной статистики составляли 244 тыс.т., однако, в дальнейшем они сократились, а с 1996 г. были вообще прекращены.

В 2000-01гг. Россия получала обращения руководства государственной Хелуанской коксохимической компании о возобновлении долгосрочных поставок коксующегося угля из Кемеровской области в объеме до 5000 тыс.т. в год. В случае положительного решения этого вопроса российской стороной Египет может стать довольно емким рынком сбыта для добываемого у нас каменного угля.

В 2002-04 гг. сохранятся относительно благоприятные перспективы для поставок в АРЕ российской лесобумажной продукции: пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, картона и бумаги.

Что касается бумаги, то после 2003 г., когда планируется ввод в эксплуатацию в Бэни-Суэйфе совместного с французской компанией CFN предприятия по выпуску 120 тыс. т. бумаги в год, импорт этой продукции, составляющий ежегодно около 600 тыс. т., несколько сократится. Однако это не вызовет ощутимого снижения объемов российских поставок, поскольку наши экспортеры практически не отгружают в АРЕ бумагу такого качества, которая будет производиться в Бэни-Суэйфе.

Относительно благоприятные условия в 2002-04гг. сохранятся и для поставок в АРЕ ряда химических товаров.

В рамках Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Россией и АРЕ, подписанной обеими сторонами 27 апреля 2001 г., намечены основные направления экономического и технического сотрудничества между Россией и АРЕ в различных секторах экономики, таких как горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и фармацевтическая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, гражданское строительство, цементная и стекольная промышленность, использование космоса, здравоохранение и фармакология, пищевая промышленность, сфера туризма и др.

При этом наиболее перспективными для российской стороны являются проекты реконструкции на территории АРЕ промышленных объектов, строительство которых было выполнено советскими (российскими) организациями.

К примеру, при соответствующей подготовке российский консорциум «Силовые машины», представляемый в Египте агентом АО «Энергомашэкспорт», имеет хорошие возможности на предстоящих международных торгах на выполнение работ по реконструкции гидрогенераторов Асуанской ГЭС (объявление тендера на них планируется весной 2002 г. после подготовки тендерной документации).

Хорошие перспективы имеет сотрудничество в области черной металлургии. После успешного пуска в эксплуатацию коксовой батареи №1 на заводе El Nasr for Coke and Chemicals, осуществленного при техсодействии ГУЛ ВО «Тяжпромэкспорт», объединение имеет хорошие шансы выиграть тендер на реконструкцию коксовой батареи №2 на том же заводе, а также на модернизацию доменной печи №3 на комбинате Helwan Iron and Steel Plant.

ГУЛ «ВО «Технопромэкспорт» в 2001г. получило разрешение минэнергетики АРЕ на заключение контракта без объявления тендера на поставку силового трансформатора напряжением 500 кв., корпусов для сервомоторов, щеток для генераторов и возбудителей электромоторов для Асуанской ГЭС. В августе предприятие приняло участие в тендере на поставку и установку турбогенератора мощностью 250 мвт. с конденсатором для ГЭС «Каир Север». Ожидается решение по результатам тендера. Мощность ГЭС «Каир Север» – 750 мвт., общая ориентировочная стоимость всего проекта составляет 300 млн. долл.

Перспективным остается сотрудничество в реализации крупного инвестиционного проекта, участниками которого являются египетская компания «Сирокко» и российские компании ВО «Авиаэкспорт», ЗАО «Авиастар» и «Авиационный научно-технический комплекс им. A.M. Туполева», по производству и реализации самолетов ТУ-204-120, оборудованных двигателями английской фирмы «Роллс-Ройс». Всего должно быть произведено 30 самолетов, из которых четыре уже поставлены. Два самолета находятся в стадии сборки и будут поставлены в 2002г.

Динамично возраставшее на протяжении последних лет количество российских туристов, достигшее в 2001 г. 210 тыс.чел. (рост по сравнению с 2000 г. на 32%), истративших в Египте в том году 100 млн. долл., требует повышенного внимания к сфере туризма. Назрела необходимость создании в рамках МПК специальной рабочей группы или подкомиссии по туризму, в работе которой под эгидой представителей туристических администраций России и АРЕ могли бы принять участие туристические операторы двух стран, имеющие наиболее тесные двусторонние связи.

В качестве первого шага эта рабочая группа или подкомиссия могла бы, обсудить вопросы медицинского страхового обслуживания российских туристов в Египте и привлечения российских инвестиций в эту сферу услуг.

Поскольку при оказании страховой медицинской помощи российским туристам нередко возникают финансовые проблемы, можно было бы также рассмотреть возможность создания в основных центрах российского туризма в АРЕ, в Шарм эль-Шейхе и Хургаде, с привлечением инвестиций туристических компаний обеих стран, совместных медицинских учреждений. При – этом вклад нашей стороны мог бы состоять из российского оборудования и медицинского персонала этих центров.

Для успешной реализации проектов и направлений сотрудничества, определенных Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Россией и АРЕ, способствующих увеличению объемов российского экспорта в АРЕ, представляется необходимым:

– обеспечить создание постоянной транспортной линии между Россией и Египтом путем организации работы совместной российско-египетской транспортной компании в развитие договоренностей, достигнутых в ходе переговоров в сентябре 2000 г. между российской компанией «Волгоградвнештранс» и египетской Egytrans, а также привлечь к решению этой проблемы Минтранс России и МПС России;

– наладить эффективные межбанковские связи между двумя странами, что позволило бы поднять обслуживание российско-египетской торговли на качественно новый уровень и, в частности, дало бы возможность египетским организаторам торгов принимать от российских банков гарантии участия в них российских фирм и организаций без перевода покрытия и без подтверждения их первоклассными европейскими или американскими банками. Отсутствие отлаженных межбанковских связей между странами препятствует развитию взаимной торговли и, прежде всего, росту российского экспорта в Египет, поскольку условия торгов требуют внесения значительных денежных сумм, что затрудняет участие в них российских организаций;

– возобновить практику оказания государственной финансовой поддержки российским экспортоориентированным предприятиям в виде бюджетных ссуд, предоставляемых им на возвратной и платной основе для реализации высокоэффективных экспортных контрактов;

– найти решение вопроса страхования экспортных кредитов от политических и долгосрочных коммерческих рисков. Наиболее экономичной формой государственной финансовой поддержки экспорта является создание системы и механизма предоставления государственных гарантий для страхования экспортных кредитов от политических и долгосрочных коммерческих рисков. Для практического осуществления этих целей была создана страховая компания «Росэксимгарант», которая, однако, по ряду причин не выполняет свои основные функции.

Египетские инвестиции в российскую экономику осуществлялись в форме участия египетской компании «Като Ароматик» в производстве самолета ТУ-204-120 на ульяновском предприятии «Авиастар», а также продолжающейся деятельности единичных малых совместных сбытовых предприятий, созданных в начале 90гг., например «Таки-Москва».

Большое влияние на динамику российско-египетского инвестиционного сотрудничества оказал финансовый кризис в России в августе 1998г. В частности, банкротство «Межкомбанка», активно работавшего на египетском рынке, и отзыв у него в 1999г. Центробанком России лицензии негативно сказался на двусторонних межбанковских отношениях ввиду того, что имевшие в «Межкомбанке» корреспондентские счета Египетский банк развития экспорта и банк «Миср» понесли значительные убытки.

В начале января 2002 года в Каире проведены переговоры российской делегации во главе с первым замом гендиректора «Росавиакосмос» (в состав делегации также входили президент ОАО «Туполев», гендиректор ОАО ВО «Авиаэкспорт» и гендиректор ЗАО «Авиастар-СП») с председателем Совета директоров египетской компании «Сирокко» И.Камелем, подтвердившие заинтересованность сторон в углублении двустороннего сотрудничества.

В ходе переговоров подписан Протокол о продолжении инвестиционной деятельности компании «Сирокко» но производству гражданских самолетов на заводе ЗАО «Авиастар-СП», в котором предусматривается выделение египетской стороной в 2002-03 гг. инвестиций в 280 млн.долл. Протоколом также предусмотрена передача компании «Сирокко» согласованных пакетов акций ОАО «Туполев» и ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновский завод).

В итоге успешного сотрудничества египетской фирмы «Като Ароматик» с ульяновским предприятием «Авиастар» достигнута договоренность о подготовке к подписанию контракта на поставку 5 самолетов ТУ-204-120 в КНР; разрабатывается конструкторская документация на модернизацию указанного самолета в соответствии с требованиями китайского заказчика и запланировано проведение работ по сертификации модернизированных самолетов.

Всего, начиная с 1997г., в отношении поставок российской продукции в АРЕ инициировано четыре антидемпинговых расследования: по стальной арматуре, бумаге для письма и печатных целей, горяче- и холоднокатаному стальному листу и стальной заготовке, носящие явно выраженный дискриминационный характер и ущемляющие экономические интересы российских товаропроизводителей и экспортеров.

Факт возбуждения антидемпинговых расследований, инициируемых в АРЕ с грубейшими нарушениями международного и внутреннего законодательства, даже в том случае, если они не завершаются введением каких-либо антидемпинговых мер, приводит к сокращению поставок соответствующих товаров.

Такие меры нетарифного регулирования при импорте товаров как квотирование и лицензирование в АРЕ не применялись. В отдельных случаях применялись меры административного характера и технические барьеры, затрудняющие свободную торговлю. В 2000 году введен временный запрет на импорт мясомолочных продуктов и яиц происхождением из государств-членов ЕС из-за обнаруженного в них диоксина, а в 2001 году – запрет на импорт мяса животных из стран, пострадавших от распространения эпизоотии.

В торговле с Россией египетской стороной используются технические барьеры, как, например, требование сертификата, подтверждающего отсутствие в ввозимых в Египет товарах радиоактивных веществ сверх допустимых пределов.

Перечень сертифицируемых товаров включает готовые к употреблению продукты питания, животные жиры, рассаду и семена, табак и др. Предоставление такого сертификата требуется только для товаров, «импортируемых или имеющих происхождение из государств бывшего СССР и СФРЮ.

В отношении маркировки импортируемой из России стальной арматуры введено дополнительное требование покраски торцов и установки клейма завода-изготовителя через 1 метр изделия.

Заметное сокращение объемов поставок российского комплектного оборудования явилось также следствием слабой работы российских организаций с иностранными компаниями с целью создания с ними консорциумов для реализации тех или иных проектов или получения от иностранных компаний субподрядов на выполняемые ими в АРЕ проекты.

Среди причин утраты российскими компаниями позиций на рынке комплектного оборудования АРЕ, а также их вытеснения с рынка отдельных машин и оборудования (наряду с нездоровой конкуренцией между российскими компаниями), следует назвать недобросовестную конкуренцию со стороны фирм стран-членов СНГ, в первую очередь, украинских.

Вышесказанное можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, ОАО «ВО Техностройэкспорт» выступало конкурентом ГП ВО «Тяжпромэкспорт» в тендере на поставку крана-перегружателя, проводимом коксохимическим заводом в Хелуане. В результате этого ГП ВО «Тяжпромэкспорт», оказывавшее содействие в сооружении этого предприятия в АРЕ и продолжающее поставку для него оборудования, было вынуждено снизить цену предложения почти на 300 тыс. долл. – до 3 млн. долл.

Острая конкурентная борьба велась между ГУЛ «Зарубежчермет» и ГП ВО «Тяжпромэкспорт» по тендеру на реконструкцию коксовой батареи №2 на коксохимическом заводе в г. Хелуан. В борьбе с ГП ВО «Тяжпромэкспорт» и китайскими компаниями ГУП «Зарубежчермет» снизил цену своего предложения с 12 до 4 млн. долл., что создало угрозу невыполнения им, в случае выигрыша тендера, своих обязательств. Кроме того, такую низкую цену ГУП «Зарубежчермет» смогло предложить, ориентируясь на украинское предложение и полностью исключив российские организации из списка поставщиков материалов и оборудования для реконструкции коксовой батареи, в то время как предложение ГП ВО «Тяжпромэкспорт» предусматривало поставку огнеупоров из России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.