скачать рефераты

МЕНЮ


Экологические аспекты в МЭО

p> Новая концепция экологически устойчивого развития предусматривает постепенное поэтапное внедрение в жизнь экологически идеальной промышленной структуры производства, построенной на многоразовом потреблении, когда продукция в преобразованном виде благодаря наукоемким технологиям может многократно использоваться. Однако на практике решение этой проблемы находится далеко от идеала,так как даже в странах ОЭСР лишь 20% инвестиций, направляемых на защиту окружающей среды, идет на разработку экологически чистых технологий. Это свидетельствует о том,что во всем мире пока преобладает эколого-технологический принцип «конца трубы», когда инвестиции направляются на обезвреживание отходов, а не на предупреждение их образования.

Следует отметить, что структурное изменение производства може служить лишь фундаментом построения концепции экологически устойчивого развития,а сам механизм осуществления определяется путем совершенствования экономической системы, адекватной административной поддержки и общественного осознания необходимых преобразований.

Так к примеру, в США экологическая гласность предусмотрена в законе о
«Суперфонде»,во исполнение которого данные о 308 опасных химических веществах регулярно публикуются, а правительственные органы в свою очередь осуществляют проверку и строго контролируют выполнение закона. В результате этого, у населения постепенно произошло смещение приоритетов от потребности в традиционных благах к экологическим. В следствии этого промышленные корпорации с целью снижения конфронтации с общественностью постоянно увеличивают расходы на создание экологически безопасных производств, что в конечном счете увеличвает конкурентоспособность их продукции.

За 1994г. они составили от ВНП, млн.долл., %

| |млн.долл. |% |
|Дания |1237 |1.9 |
|Германия |14424 |1.7 |
|США |80446 |1.6 |
|Швеция |1948 |1.5 |
|Швейцария |1891 |1.5 |
|Великобритания |8837 |1.4 |
|Япония |26035 |1.3 |
|Нидерланды |2254 |1.3 |
|Австрия |1130 |1.3 |
|Франция |7746 |1.1 |

Таким образом,паритет предполагает увеличение инвестиций в охрану окружающей среды, что вполне целесообразно, так как улучшение экологической обстановки пропорционально приводит к росту производительности труда и как следствие к значительному устойчивому росту доходов.

В среднем на нужды охраны природы затрачивается в странах Запада,
Японии и США не более 200 ЭКЮ в расчете на душу населения.

Производство экотехники-приборов и устройств как одно из составляющих экоиндустрии предоставляет возможность контролировать качество окружающей среды, уровень очистки различных выбросов предприятий и транспорта и составлять реальные программы по совершенствованию стандартов и нормативов, законодательства, контролю, экологической экспертизе и сертификации; введению экологического аудита; созданию новых оргструктур путем нивелирования макроэкономических показателей относительно четко установленных экологических требований и проведения анализа по уровню взаимозависимости категорий экономического ущерба, экологических издержек, экономического и социального оптимумов загрязнения. С точки зрения концепции эколгически устойчивого развития очень важно контролировать соотношение экономических и экологических издержек в динамике социально- экономического развития общества. При этом особое внимание следует уделять двум основным взаимозависимым факторам:

1. влияние антропогенной деятельности человечества на состояние окружающей среды и ее функциональную зависимость от возможных тенденций НТП в производстве и природопользовании, а также организационной структуры производственных и природоохранных фондов;

2. развитие приоритетных направлений природоохранной стратегии при переходе со стадии экономического оптимума загрязнения на уровень социально- нормативный на основе анализа динамических макромоделей.

Разработка конкурентоспособных ресурсосберегающих и средощадящих технологий приводит в основном к обновлению основных средств производства и требует определенных капитальных затрат. В связи с этим такие процессы ускоряются путем принятия государством строгих законов по охране окружающей среды, налоговой политике, направленной на те же цели. При этом в качестве основного стимула используют право на продажу выделенных предприятиям лимитов на загрязнение, а также сертификацию продукции своеобразным знаком экологического качества. Такой знак дает преимущество в конкурентной борьбе на свободном насыщенном рынке.

В системе стимулирующих воздействий на экологизацию производства основное место занимают экологизация налогообложения и кредитной политики, введение рыночных методов регулирования природоохранной деятельности. В аспекте экологизации налогообложения концепции экологически устойчивого развития в наибольшей степени эффективным считаются фундаментальные предложения по кардинальному изменению общей налоговой системы в государстве, включая возможные пути постепенной реализации этих предложений. Их суть заключаются в поступательном переходе от существующего косвенного налогообложения к прямому природноресурсному.

Кроме этого также рационально параллелное развитие системы льготного налогообложения экологичных видов продукции и услуг с единовременной компенсацией соответствующих потерь бюджетных поступлений путем введения дополнительных налогов на экологически опасные изделия, используя так называемый принцип «фискальной нейтральности». Для этого необходимо разработать перечень поправочных коэффициентов к действующими и проектируемым налогам. Базой для такого перечня должна служить сертификация продукции и услуг по экологическому признаку.

Одним из способов стимулирования экологически устойчивого развития производства служит специальная система оплаты за загрязнение окружающей среды. На Западе этот способ достаточно эффективен, так как компенсировать такие платежи ростом цен из-за высокой конкуренции практически невозможно.
В нашей стране рынки энергетической, нефтехимической и других загрязняющих отраслей промышленности почти полностью монополизированы производителями.
Поэтому время платежей за загрязнение легко нерекладывается на плечи потребителей.

В настоящее время в развитых странах динамично развивается другой современный подход к экономическому регулированию природоохранной деятельности. Он основан на формировании особого рынка разрешений на загрязнение. При этом в пределах конкретной территории устанавливается социально-приемлемый уровень загрязнения, а вклад каждого загрязнителя определяется путем свободной взаимовыгодной торговли выделнными квотами на загрязнение. Приобретая подобно другим видам собственности право- загрязнять, предприятие имеет возможность при необходимости купить это право у другого предприятия. Однако для практического осуществления этого подхода следует ограничиться небольшим количеством основных массовых загрязнителей и с целью предотвращения спекулятивных сделок необходимо увязать сам механизм купли-продажи прав на загрязнение с законодательством о банкротстве. Между тем торговля квотами может быть осуществлена и на международном уровне по соответствующим соглашениям, например, по углеродному кредиту.

Перспектвным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя. При этом экологизацию кредитной политики необходимо строить на принципе «кредитной нейтральности», когда экономические санкции в виде повышенного процента для кредитования экологически ненадежных предприятий из-за понятных соображений компенсируются льготным кредитованием эколгически надежных предприятий.

Отсюда очевидно, что формирование рынков экологичной продукции, экологических технологий,оборудования и услуг связано с целым комплексом экономических и админстративных воздействий, включающим в себя совершенствование микроэконо-мических показателей, использование принципов
«фискальной и кредитной нейтральности», повышение эффективности платежей за загрязнение, введение торговли прав на загрязнение, создание эколого- инновационных программ и т.п.

Как известно из года в год расширяется использование вторичных природных и материальных ресурсов,а в некоторых случаях вторичные ресурсы становятся основным сырьем, экономя при этом силы, средства и энергию.
Вместе с тем утилизация отходов предполагает наличие спроса на продукты из вторсырья. На свободном рынке этим продуктам приходится конкурировать с товарами, произведенными из первичных ресурсов, себестоимость которых зачастую намного ниже. И в этом смысле, учитывая тот факт, что утилизация сама по себе преследует не только и не сколько получение дополнительных доходов от реализации вторичных материалов,а прежде всего уменьшение количества отходов. Необходимо по отношению к производству вторичных материалов ввести специальную систему субсидий при расчетах в ценообразовании и налогообложении. Так, в США помимо регулирования непосредственной деятельности путем введения налоговых льгот производят стимулирование предприятий по производству вторичного сырья и благоприятствуют созданию экономических условий для функционирования соответствующих предприятий. Например, министерству торговли вменено в обязанность изучать рыночную коньюнктуру вторичных материалов, экономические технологические барьеры, препятствующие их применению, новые области их использования и др. Федеральное правительство отменило ранее существовавшие дискриминационные ставки на транспортировку вторсырья, была также изменена система сортности материалов для поощрения использования вторичных из видов, принято решение о доле вторичного сырья при закупке материалов в государственные запасы.

Однако главным резервом развития индустрии вторичного сырья по сей день остаются промышленные отходы, а основную стимулирующую роль в использовании вторичного сырья в промышленности играют так называемые биржы отходов, в номенклатуру которых входят также токсичные вещества. Кроме этого их сбытом занимаются и отдельные фирмы, реализуя на рынке производственные отходы с помощью специально созданного подразделения. В ряде случаев, по заявлению представителей фирмы, доход от сбыта побочных химикатов в 20-25 раз превышал затраты.

Наряду с сокращением отходов в самом производственнос процессе все возрастающее значение приобретает повторное их использование, замедляющее рост количества отходов требующих удаления. В одних случаях речь идет об ограниченных запасах природного сырья или его полном отсутствии, что побуждает максимально использовать вторичные материалы.

Рынок вторичных ресурсов формирующийся в нашей республике по своим масштабам и ингредиентному составу может в ближайшее время увеличить экспортный потенциал государства. К примеру, на территории ЮКО в отвалах, полигонах, хранилищах и несанкционированных свалках накоплено порядка 197
132 тыс. тонн отходов производства и потребления,в том числе: вскрышные и вмещающие породы -31 367 тыс.тонн, отходы обогащения- 160 384 тыс.тонн, шлаки свинцового производства - 2 405 тыс.тонн, шлаки фосфорного производства - 2 276 тыс.тонн, твердобытовые - 700 тыс.тонн, на приобретение которых имеются тендерные заявки от зарубежных фирм.

Экологическое обучение- воспитание, просвещение- специальное образование и пропаганда одновременно перспективно и выгодно государству, так как оно получает целое поколение экологически мыслящих людей.

В настоящее время в развитых странах расходы на рекреацию составляют около 20% всех расходов потребителей с тенденцией роста этой доли и общей суммы затрат на восстановление. Это связано с тем,что в некоторых случаях восстановление эффективнее традиционного использования новых территорий как источников традиционных природных ресурсов.

Таким образом, очевидно, что механизм симуляции и управления в рамках категории «экоиндустрия» не всегда традиционны для экономики. Выгодное узкоэкономически не всегда эффективно ресурсно и социально-экологически.
Поэтому требуется сопряжение экономических и социально-экологических целей через рыночные и внерыночные административные механизмы . Для запуска в действие этих механизмов необходимы организация адекватной информации и налаживание межотраслевых и межхозяйственных связей; отработка социальных, экономических или юридических стимулов, их реализация на практике и контроль «экологических» преступлений,в том числе с помощью штрафов и судебного преследования; управление через банковское кредитование и стимулирование с помощью налоговой политики. В данном случае новый закон РК
«Об охране окружающей среды» послужит отправным пунктом для придания отечественной экоиндустрии статуса основного государственного инструмента обеспечения природоохранных мероприятий.

Р е з ю м е .

При росте экономических процессов мирового производства образуется высокий уровень урбанизации и загрязнения окружающей среды. В разных странах поставили перед собой необходимость изменения некоторых применяемых ранее методов обеспечения эколгических условий экономического развития.

Отсюда следует,что перспективные вложения в разработку комплекса природоохранных программ предотвращающих процессы загрязнения, чтов значительной форме является выгодное инвестирование, так как в будущем-это значительно уменьшит расходы материальных и духовных ресурсов.

Как известно основным источником экологической опасности для окружающей среды является электростанции всех типов, цеметное производство и т.д. В связи с этим многие развитые страны уже начали перестройку от ресурсоемкого, высоко отходного производства к форме развития при которой не было бы противоречия экономическим ростом, природопользованием и сохранения целостности экосистем, также твердое образование природно- экологической базы будущего. Сокращение сталилитейного производства и расширение вторичной переработки металлов. И основная база является
«Экоиндустрия» , что касается зарубежных рынков и экоиндустрия то они уже сформировались и имеют тенденцию быстрого роста. А на счет нашего государства РК , то был принят закон от 15 июля 1997г. «Об охране окружающей среды» который дает к образованию построения нормативно- экномической базы для дальнейшего развития экономической индустрии в РК.

Глава II. Экологический фактор как один из важнейших факторов влияющей на современные МЭО.

Глобальные проблемы обьединяет прежде всего из всеобщий, универсальный характер. Это вытекает из того обстоятельства,что они порождены самим типом современной цивилизации, характером производительных сил, подверженных взаимовоздействию и взаимопроникновению (конвергенции), что наиболее ярко проявляется уже с начала 90-х годов. Такое развитие делает возможным из решение на базе обьединения усилий всего человечества, если не будут попытки резко усиливших свои позиции отдельных стран и их групп доминировать над миром. При таком подходе глобальные проблемы все в большей мере «вплетаются» в ткань международных экономических отношений, становятся их неотьемлемым элементом. Что мы относим к глобальным проблемам? Это следующие крупные проблемы современного мира:

- сохранение мира, прекращение гонки вооружений (их экономические аспекты), способствующие повышению роли граждан государств в созидательной деятельности,в процветании общества;

- внезапно вспыхнувшая вынужденная миграция больших масс людей из-за военных конфликтов в разных частях мира , включая Евразию;

- утверждение прав человека в современном государстве, его освобождение из под чрезмерно усилившегося контроля государственных институтов,в особенности- над личной и экономической свободой как центрального сегмента прав человека вообще;

- решение обостряющейся продовольственной проблемы, распространяющейся на все большее число стран;

- преодоление кризиса окружающей среды, который охватывает все новые сферы и новые географические районы и способен разрушить саму возможность для жизни человека;

- укрепление социально-экономической деятельности различных структур
ООН- это тоже проблема всей цивилизации, от эффективного решения которой,в свою очередь, зависит и уровень, качество решения самих глобальных проблем.

Все эти проблемы взаимосвязаны и соответственно, требуют своего комплексного изучения. Ученые и политики в принципе сходятся в том, что современная цивилизация способна решить глобальные проблемы. Едины они и в том,что это требует огромных ресурсов; но навряд ли эти ресурсы представляются более обьемными, чем бремя военных расходов, по-прежнему отнимающее значительную долю ресурсов многих стран. Следовательно, речь идет прежде всего о необходимости мобилизации доброй воли политических лидеров многих государств, чьи разумные действия могут дать возможность решения этих проблем.

С решением глобальных проблем непосредственно «граничит» задача модернизации всей сложившейся системы международных экономических отношений. С одной стороны, она самостоятельная проблема,с другой - вплетена в ткань разрешения каждой из основных глобальных проблем, решаемых мировым сообшеством на базе конструктивного диалога. Здесь причина повышения роли субьективного фактора в самой сфере осуществления МЭО, в том числе в подходах к глобальным проблемам. Это обстоятельство необычайно возвышает разные подсистемы политической и экономической дипломатии.

Для решения глобальных экономических проблем необходимо довольно четко выделить предпосылки, определяющие их приоритетность.

Необходимо осуществить всестороннюю разработку и решения в области экологических проблем. Человечество переживает сейчас исторический переходный период, когда буквально как взрыв наступило осознание существования мощного конфликта между человеческой деятельностью и небезграничными возможностями окружающей среды. Надо иметь в виду, что большинство важнейших действий за сохранение окружающей среды состоятся в
90-х годах , и жизненно важно для Цивилизации не проиграть в этой области национальным эгоизмам отдельных стран. Прежде всего надо решить три актуальных вопроса: а) экологическое мышление должно проникнуть в высшие сферы государственного руководства и в область взаимодействия между правительствами и промышленными кругами; б) необходимо заменить принцип «реагировать и лечить» стратегий
«предвидеть и предотвращать»; в) необходимы немедленные действия для решения особо серьезных экологических проблем: вооруженных конфликтов, продовольствия, климата планеты.

Решение последней в значительной мере находится в сфере энергетики, в частности,в сфере разработки безопасных видов энергетики, альтернативных источников и т.д. Остро стоит вопрос уничтожения лесов- на каждое посаженнов дерево сегодня вырубается 10 деревьев. Без леса, без его восстановления Земля окажется не в состоянии поглощать углекислый газ; вопрос сохранения озонового слоя атмосферы и др.

Р е з ю м е .

Человечество сейчас переживает исторический переходный период, когда буквально как взрыв наступило осознание, что образуется мощный конфликт между человеческой деятельностью и непредсказуемый поведением окружающей среды. Которая занимает одно из первых мест в глобализации проблемы ХХ-го столетия нашей планеты.

Вся эта проблема очень сложна и требует своего комплексного ухудшения.
Ученые и политики в принципе сходятся в том,что современная цивилизация способна решить глобальную проблему, хотя даже это требует огромных ресурсов и время.

Глава III. Основные международные аспекты решения глобальных экономических проблем.

§3.1. Экологический кризис как глобальная проблема.

Основные причины экологического кризиса. Экологическая проблема имеет многовековую историю, однако обостряется она с необычайной быстротой со второй половины XIX столетия, по мере индустриализации планеты. За последние 100 лет было уничтожено около 1/4 обрабатываемой в мире земли и около 2/3 лесов нашей планеты. Каждое десятилетие в мире теряется 7% земель с плодородными почвами. Ежегодно с полей выносится 26 млрд тонн плодородного слоя. Кризисный характер проблема приобрела уже с конца 50-х- начала 60-х годов. Вот всего лишь несколько цифр, иллюстрирующих масштабы надвигающейся катастрофы. Каждые два года прибавляется 12 млн га опустошенных земель. Интенсифици-руется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на полгектара, а каждые два года - на площадь, равную всей Финляндии. И если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, то для полного выведеия из производства земли не понадобится и 50 лет,а оставшиеся леса могут быть полностью уничтожены еще до 2000 года. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах, затрагивая «ледовые».

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.