скачать рефераты

МЕНЮ


Экономика Австрии

Экономика Австрии

Московский государственный университет

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Мировая экономика»

Тема : «Экономика Австрии»

Выполнил: студентка гр. УП-31

Деревянко С.В.

Принил: преподаватель

Пархоменко Н.В.

2005

 Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

I. Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии

5

1.1. Особенности экономического развития Австрии во II половине XX века

5

1.2. Эволюция экономической политики Австрии

7

1.3. Структура современной экономики Австрии. Компании - лидеры

11

II. Внешние экономические связи австрии

16

2.1. Место Австрии в международном разделении труда

16

2.2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика Австрии

18

2.3. Инвестиции и инвестиционная политика Австрии

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27


Список использованных источников

30

приложения

32


ВВЕДЕНИЕ


Австрийская Республика - сравнительно небольшая (площадь территории 83,86 тыс. кв.км., население - 8,1 млн. чел.) высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством, разветвленной транспортной системой, развитыми сферами торговли, услуг и туризма, входящая в число наиболее стабильных и благополучных в социально-экономическом отношении стран Европы.

Австрийская экономика отличается сравнительно низким уровнем инфляции и безработицы. Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение и металлургия, пищевкусовая и легкая, химическая и деревообрабатывающая.

Рынок Австрии - один из самых емких в Европе. Покупательная активность предприятий и домашних хозяйств этой страны - хороший стимул для российских экспортеров.

В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.

Объектом исследования является экономика Австрии.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов развития экономики Австрии на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-       определить особенности экономического развития Австрии во II половине XX века;

-       рассмотреть структуру современной экономики Австрии;

-       дать характеристику внешней торговле и внешнеторговой политике Австрии, ее значения в МРТ;

-       изучить характер инвестиционной политики Австрии.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Вопросам развития экономики Австрии посвящены исследования и публикации ряда ученых (среди которых Авдокушин Е.Ф., Бочаров С.М., Вачнадзе Г.Н., Погорлецкий А.И., Степанюга Н.А., Фергюсон А., Юданов Ю. и другие), государственных деятелей, представителей деловых структур.

При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.

 


I. Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии


1.1. Особенности экономического развития Австрии
во II половине XX века


Распад Австро-Венгерской монархии на ряд отдельных государств в конце Первой мировой войны породил серьезные экономические проблемы для Австрии. Новая республика Австрия внезапно осталась без своего главного источника продовольствия и угля. Потребовалось несколько лет, чтобы реорганизовать экономику страны и достичь известного уровня благосостояния. В 1929 начался мировой экономический кризис. В течение ряда лет страна в значительной мере зависела от внешней помощи, и только к 1937 смогла создать экономическую базу. В марте 1938 Австрия была присоединена к Германскому рейху.

В 1945 экономика Австрии пребывала в состоянии хаоса. Разрушение и обнищание, вызванные войной, наплыв беженцев и перемещенных лиц, переход военных предприятий на выпуск мирной продукции, сдвиги в мировой торговле и наличие границ между зонами оккупации союзников - все это создавало казалось бы непреодолимые препятствия на пути восстановления экономики. В течение трех лет большинство жителей австрийских городов отчаянно боролись за выживание. Оккупационные власти помогали в организации снабжения продуктами. Благодаря хорошему урожаю 1948 нормирование продуктов было смягчено, а два года спустя все ограничения на продукты были сняты [11, c.3].

В западных зонах оккупации помощь по плану Маршалла и другим программам дала быстрые результаты. Национализация трех крупнейших австрийских банков и почти 70 промышленных концернов (угледобывающих, сталелитейных, энергетических, машиностроительных и в сфере речного транспорта) в 1946-1947 дала значительные экономические преимущества. Доходы от государственных предприятий были направлены на дальнейшее развитие промышленности. АНП предложила допустить элементы частной собственности в национализированном секторе экономики, продав часть акций мелким владельцам, в то время как социалисты призывали к расширению сферы государственной собственности. Радикальная денежная реформа стабилизировала и ускорила восстановление экономики.

Таким образом, тяжелые разрушения в результате войны, последующая советская оккупация Венского бассейна, важного промышленного района Австрии, и послевоенное разделение страны державами-победительницами привели к полной перестройке экономики Австрии. План Маршалла и другие формы помощи со стороны США, исчислявшиеся суммой более 1 млрд. долл., имели решающее значение для перестройки австрийской экономики. В течение 10 лет (1945-1955) значительная часть экономики страны, включая ее жизненно важные нефтяные ресурсы, не находилась под австрийским контролем и не могла способствовать ее реконструкции. Экономика Австрии устойчиво развивалась с конца 1950-х и до середины 1970-х годов. В начале 1980-х годов произошло замедление роста, после 1988 - новое его ускорение. С 1992 рост экономики вновь снова замедлился из-за международного экономического спада, уменьшения экспорта и высоких темпов инфляции.

Рост потребительского спроса в соседних с Австрией странах Восточной Европы в середине 1990-х годов позволил оживить экономику страны. После присоединения в 1995 к ЕС Австрия резко сократила государственные расходы, готовясь вступить в Европейский валютный союз. Эти меры также замедлили общий рост экономики [8, c.295-296].

Одной из особенностей развития явилось то, что, начиная с конца
1940-х годов, в Австрии сложилась уникальная система социального и экономического сотрудничества, которая способствовала политической стабильности и экономической эффективности по крайней мере до конца 1980-х годов. Это социальное партнерство возникло в связи с послевоенным экономическим отставанием Австрии от многих стран Западной Европы. В социальное партнерство вовлечены четыре основные группы общества: работодатели, работники, крестьяне и профсоюзы. Его институциональным воплощением является Паритетная комиссия, которая состоит из ведущих представителей каждой из этих групп и высших государственных чиновников. Паритетная комиссия выработала политику сдерживания роста цен и зарплат [10].



1.2. Эволюция экономической политики Австрии


Государственная экономическая политика в Австрии формируется и реализуется в рамках общей политики правительства, исходя из рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС.

В ходе эволюции концепции экономической политики в послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы.

Был также сделан вывод о нецелесообразности государственной поддержки нерентабельных, бесперспективных предприятий и предпочтительности замещения их продукции более эффективным импортом.

Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности) осуществлялся поэтапно. Государство активно участвовало в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и т.п.).

Сегодня государственная экономическая политика в Австрии концентрируется на создании законодательным путем, и обеспечении механизмами исполнительной власти, рамочных условий деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.

При этом важную роль в опосредованном государственном финансировании и стимулировании продуктивных капиталовложений играет система специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм банковского кредитования. Более подробно инвестиционная сфера Австрии охарактеризована во второй главе.

Деятельность отдельных фондов по стимулированию экономического развития характеризуется следующим образом.

Фонд развития экономики ЕРП исторически был создан на базе средств, полученных Австрией в рамках плана Маршалла. Основными направлениями деятельности фонда ЕРП является развитие перспективных отраслей австрийской экономики, содействие расширению мощностей экспортоориентированных предприятий, внедрение новых технологий (включая использование вторичных ресурсов), содействие развитию регионов и созданию австрийскими фирмами предприятий за границей.

Фонд улучшения структуры экономики «Бюргес» ориентирован на стимулирование деятельности средних и малых предприятий, особенно при разработке ими новых технологий, проведении мероприятий по рационализации производства, создании новых производственных мощностей в перспективных отраслях. Приоритетными сферами использования средств этого фонда являются энергосбережение, развитие микроэлектроники, индустрия туризма и сектор услуг.

Фонд стимулирования научных исследований и конструкторских разработок ФФФ предоставляет средства для перспективных научных исследований и конструкторских разработок в промышленности.

Фонд стимулирования развития новой техники и технологий ИТФ предназначен для содействия развитию микроэлектроники, современных информационных систем, биотехнологии, генетики, производства новых материалов, поддержки мероприятий по охране окружающей среды.

Фонд стимулирования инвестиций в области охраны окружающей среды и водного хозяйства предназначен для финансирования мероприятий по охране окружающей среды, а также для поддержки вложения средств в водоснабжение, очистку и отвод сточных вод на производственных предприятиях.

Фонд гарантирования кредитов имеет целью стимулировать долгосрочные инвестиционные проекты, приобретение долевого участия в производственных предприятиях, проведение мероприятий по охране окружающей среды [13].

Важным элементом стимулирования экономического развития является облегчение доступа средних и мелких фирм к банковским кредитам и гарантиям.

Упрощение и оптимизация режима налогообложения предприятий составляет важное звено государственной экономической политики. В частности, в последнее время в Австрии упразднены налог на имущество предприятий и промысловый налог.

Хотя налоговая система в Австрии в целом довольно сложна и насчитывает около 100 различных налогов и сборов, основными налогами и сборами являются корпорационный налог (34% от налогооблагаемой прибыли), коммунальный налог (3% от фонда заработной платы), сбор в фонд семейных пособий (4,5% от фонда заработной платы) и налог на добавленную стоимость (20%, 10%).

Ключевым элементом экономической политики в Австрии является содействие повышению конкурентоспособности товаров австрийского производства, что достигается, прежде всего, улучшением качества продукции при одновременном снижении их удельной себестоимости за счет применения прогрессивных энерго-, ресурсо- и времясберегающих технологий. Серьезное значение для повышения конкурентоспособности промышленных изделий имеет, по мнению австрийских продуцентов, повышение качества рабочей силы, то есть уровня образования, профессиональной подготовки и квалификации работников.

Определенное значение в государственой экономической политике имеет обеспечение предпосылок роста частного предпринимательства, либерализация административно-правовых требований, упрощение и ускорение организационных процедур в процессе создания предприятий и фирм, улучшение информационного и консультационного обслуживания начинающих предпринимателей.

В качестве важного фактора обеспечения нормальной работы промышленности правительство рассматривает развитие экспорта. Комплекс мер на этом направлении предусматривает поддержку отечественных экспортеров в обработке ими наиболее перспективных внешних рынков; совершенствование системы кредитования и гарантирования экспортных поставок, облегчение доступа к ней ориентированных на экспорт средних и мелких производителей-субпоставщиков и др. [13].

 

1.3. Структура современной экономики Австрии.
Компании - лидеры


Важнейшей отраслью экономики является промышленность. Ее доля в создании ВВП страны составляет (в неизменных ценах нетто без учета взаимных поставок и субпоставок, а также НДС, импортных налогов и сборов) около 22%. В Австрии насчитывается ок. 7 тыс. промышленных предприятий с числом занятых 530 тыс. чел. Подавляющее большинство промышленных предприятий - мелкие и средние, лишь 2% предприятий имеют число занятых 500 и более [4, с.13].

Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение и металлургия, пищевкусовая и легкая, химическая и деревообрабатывающая.

В 1987г. правительством была принята программа санирования ЭИАГ, направленная на приватизацию рентабельных предприятий и ликвидацию неэффективных производств. В результате к концу 2000г. в полной собственности государства оставались компании «Доротеум» (аукционная деятельность, торговля антиквариатом и произведениями искусства) и ЭБАГ (горнодобыча). Государство сохраняло за собой долевое участие в капитале концернов «Аустриа Табак» - 41,1%, «Аустриан Эйрлайнз» - 39,7% (авиакомпания), «Фест-Альпине Шталь» - 38,8% (чермет), «Белер-Уддехольм» - 25% (чермет), «Фест-Альпине Технолоджи» - 24% (оборудование для металлургии и энергетики), «Эстеррайхише Минеральфервальтунг» - 35% (нефтегазпром), «Телеком Аустриа» - 58,7%.

Объем промышленного производства в Австрии составляет в текущих ценах брутто, включая взаимные поставки и субпоставки предприятий, 1,27 трлн.шилл. Портфель заказов в промышленности оценивается в 212 млрд. шилл., причем свыше 60% приходилось на заказы со стороны внешнего рынка.

В автомобилестроении важнейшую часть составляет производство двигателей (900 тыс.ед. в год) и коробок передач, при доле их экспорта свыше 90%.

В области электронных технологий Австрия завоевала себе международное признание, изготавливая на заказ интегральные микросхемы и чипы. Все большее значение приобретает производство, в основном на экспорт, комплексного промышленного оборудования.

При наличии значительного числа современных промышленных предприятий и высокотехнологичных специализированных производств Австрия в целом, однако, уступает ряду промышленно развитых западных стран по уровню наукоемкости продукции. В промышленности страны велика доля малых и средних предприятий. Характерным для Австрии является хорошо развитая сфера торговли и услуг. Важную роль в экономике страны играют внешние экономические связи.

Разрабатываются месторождения бурого угля, железной, свинцово-цинковой и вольфрамовых руд, магнезита, доломита, графита, известняка и мрамора, природного газа и нефти. Однако постоянное развитие промышленности все более увеличивает необходимость дополнительных импортных поставок.

За счет импорта на 80% обеспечиваются потребности страны в природном газе, на 70% - в твердом топливе, на 85% - в нефти. Потребности в каменном угле целиком покрываются за счет импорта.

В стране функционирует 1900 электростанций, в т.ч. 300 ТЭС; общая установленная мощность электростанций составляет 18 тыс. Мвт. При этом почти 1/3 ГЭС имеют мощность менее 1 Мвт. 70% производимой электроэнергии дают ГЭС. В 2000г. производство электроэнергии составило 60,4 млрд. квт.ч. [4, с.13-14].

Сокращение внутреннего производства основных видов сырьевых товаров и растущая зависимость от их импорта ведут к снижению значения в экономике Австрии добывающих и росту значимости перерабатывающих отраслей промышленности, увеличению роли производств, выпускающих готовую продукцию, в т.ч. сложную современную технику и прогрессивные технологии. Постоянно расширяется потенциал гидроэлектростанций, Австрия - крупнейший в ЕС производитель гидроэлектроэнергии.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.