Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить тот факт, что у России
и Евросоюза довольно стабильная база взаимоотношений, доставшаяся России от
Советского союза. Но вместе с тем кроме развитых отраслей сотрудничества,
необходимо помнить и о проблемах имевших место быть в отношениях с Советским
Союзом.
Говоря об итогах
данной главы, следует сказать, что первые шаги в
отношениях России и ЕС относятся ко времени существования Советского Союза,
когда Россия в лице Советского Союза занимала место страны с переходной
рыночной нестабильной экономикой, представляла интерес для ЕС как источник
сырья. При рассмотрении развития отношений между СССР, а в последствии России
и ЕС, можно констатировать, что положение России глобального изменения не
претерпело.
2.
Эволюционные изменения отношения России и Евросоюза
2.1. Вектор
военного сотрудничества.
Россия и ЕС в
силу географической близости, наличия общих экономических интересов, интересов
в области безопасности заинтересованы в поддержании и развитии контактов друг с
другом. Этим во многом и объясняется заключение Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве между Россией и ЕС, которое было подписано в июне 1994 года на
о. Корфу. Оно вступило в силу лишь 1 декабря 1997 г. по причине того, что
процесс ратификации этого документа затягивался ЕС в связи с событиями в Чечне
[6, с.93]. Соглашение охватывает обширный комплекс торгово-экономических
отношений и направлено на установление тесных контактов в различных областях
между двумя партнерами. Соглашение предусматривает создание Совета
сотрудничества на уровне министров, Комитета сотрудничества (на официальном
уровне) и Комитета парламентского сотрудничества. Совет сотрудничества РФ и ЕС
проводит периодические встречи для оценки состояния и планирования совместной
деятельности на очередной отрезок времени. 27 января 1998 г. прошла первая
встреча образованного в соответствии с вышеуказанным соглашением Совета
Сотрудничества ЕС и России. В заключительном коммюнике было отмечено, что ЕС и
России являются стратегическими партнерами в деле мира, стабильности, свободы и
процветания в Европе, и что они разделяют ответственность за будущее континента
и за его пределами. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве дополнено
долгосрочными программными документами.
На саммите ЕС в
Кельне 4 июня 1999 г. была утверждена "Коллективная стратегия ЕС в
отношении России". В этом документе, в частности отмечается, что
стратегическая цель ЕС в отношении российского государства - стабильная,
открытая и плюралистическая демократия, основанная на принципах правового
государства, процветающая экономика в интересах всех граждан России и населения
ЕС; содействие глобальной безопасности и совместный поиск ответов на общие
вызовы на континенте. В России была подготовлена Стратегия развития отношений
России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.), которая была
представлена на саммите в Хельсинки 22 ноября 1999 г. В этом документе
отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача
присоединения России к ЕС не ставится. Россия должна сохранять свободу
определения и проведения своей внутренней и внешней политики. В указанный
период партнерство России с Евросоюзом может выражаться в совместных усилиях по
созданию коллективной системы безопасности в Европе, в деятельности по созданию
зоны свободной торговли, в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества.
Согласно программным документам, в военно-политической области партнерство
должно быть направлено на достижение следующих целей: 1. обеспечение
европейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но
и без монополизма последних на континенте. 2. практическое сотрудничество с
Россией в сфере безопасности (миротворчество), урегулирование кризисов,
различные аспекты ограничения и сокращения вооружений. 3. военно-техническое
сотрудничество с учетом перспективы создания европейской "оборонной
идентичности", предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и
преступности в Европе. Анализ обоих документов позволяет сделать вывод о том,
что они представляют собой солидную базу для развития сотрудничества в
различных областях. Что же касается реального взаимодействия, то оно пока не
может считаться по-настоящему полноценным и взаимовыгодным [7, с.145]. На
саммите Россия-ЕС, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 31
мая 2003 года впервые была объявлена идея создания «четырех общих пространств»
между Россией и ЕС: общее экономическое пространство, общее пространство
свободы, безопасности и правосудия; пространство сотрудничества в области
внешней безопасности, а также пространство научных исследований и образования,
включая культурные аспекты. 10 мая 2005 г. состоялся саммита Россия-ЕС, который
прошел в Москве. На нем были приняты "дорожные карты" по четырем
общим пространствам [7, 130]. Эти документы являются совместными планами
действия по созданию общего экономического пространства, общего пространства
свободы, безопасности и правосудия, общего пространства внешней безопасности
общего пространства научных исследований и образования, включая культурные
аспекты. "Дорожная карта" по общему пространству свободы,
безопасности и правосудия. Реализация этой "карты" преследует цель
содействовать контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное
пересечение границы и пребывание на территориях России и Евросоюза. Общие
принципы: 1) равенство между партнерами и взаимное уважение интересов; 2)
приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению
судебными системами; 3) уважение прав человека; 4) уважение и соблюдение
принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; 5) уважение основных
свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой
информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать
сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной
преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения
безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению
эффективности судебной системы России и членов Евросоюза и независимости суда,
развивать судебное сотрудничество. "Дорожная карта" по общему
пространству внешней безопасности: Россия и Евросоюз активизируют
сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через
консультации в Москве и Брюсселе [8, с.60]. Россия и ЕС намерены вести
усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в
кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового
уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению
международной стабильности. Общее пространство внешней безопасности
предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем,
в целом. Из всего этого видно, что развитие военно-политического вектора
сотрудничества России и Евросоюза в целом претерпело изменения. Здесь сыграли
свою роль и те факторы, что сразу после распада Советского Союза Россия не
имела такой возможности развивать отношения в военно-политического характера
достаточно стабильно, но стечением времени в этой области сотрудничества
предпринимались шаги по наращиванию его наращиванию. В частности был принят ряд
соглашений, укрепляющих военно-политическое сотрудничество между российским
государством и Евросоюзом. Ну а если мы посмотрим на эволюционные изменения
отношений, да и вообще на отношения российского государства и стран, входящих в
Евросоюз. К, примеру, если посмотреть на российско-итальянские отношения, то
мы увидим следующее. На сегодняшний день Италия является одним из наиболее
близких партнеров Российской Федерации в Европе, с которым налажено и
развивается двустороннее интенсивное взаимодействие. Россия и Италия активно
взаимодействуют в военно-политической и военно-технической областях на основе
межправительственного Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим
вопросам и в области оборонной промышленности от 14 ноября 1996г. В сентябре
2004г. в Средиземном море состоялись совместные учения российских и итальянских
ВМС. В ходе визита в Италию 3–5 марта 2005г. Министра обороны Российской
Федерации С.Б.Иванова достигнута договоренность о проведении на регулярной
основе совместных военно-морских учений, которая была подтверждена в контактах
с министром обороны Италии в период проведения 9–10 февраля 2006г. на Сицилии
Совета Россия–НАТО. Последнее, VII заседание Смешанной комиссии по
военно-техническому сотрудничеству состоялось в Риме 13–15 ноября 2006г [5,
с.78]. Сотрудничество в области реагирования на чрезвычайные ситуации получило
мощный импульс вследствие беспрецедентной солидарности Италии в связи с
террористическим актом в Беслане. Итальянское правительство первым среди
иностранных государств направило помощь, необходимую для преодоления
последствий этой трагедии. 17 ноября 2006г. состоялось торжественное открытие
детского реабилитационного центра, строительство и оснащение которого были
полностью профинансированы итальянским правительством. Италия финансирует также
и ряд других проектов по модернизации объектов здравоохранения в Беслане и во
Владикавказе. Активно развивается сотрудничество в таких сферах, как ликвидация
последствий катастроф, включая борьбу с пожарами с использованием в Италии
самолета-амфибии “Бе-200”[3, с.45]. Из всего этого следует, что
российско-итальянские отношения с течением времени лишь упрочняются, т.е.
внешнеполитический курс России направлен на сближение с итальянским
государством в области военно-политического сотрудничества. Если мы посмотрим
на российско-германские отношения, увидим, что сотрудничество в военной области
в сфере ВТС, борьбы с трансграничной организованной преступностью, по линии спасательных
служб, по проектам уничтожения химического оружия, утилизации списанных АПЛ и
физзащиты ядерных объектов в рамках Глобального партнерства “Группы восьми” и
на др. направлениях имеет место быть.. По решению Президента Российской
Федерации и Федерального канцлера ФРГ в 2003 году создана двусторонняя Рабочая
группа высокого уровня по вопросам безопасности. Последнее, шестое заседание
этой группы состоялось 21-22 ноября 2006 года в Москве. В сентябре 2004 года
принято подготовленное Группой Совместное заявление В.В.Путина и Г.Шрёдера о
расширении сотрудничества России и Германии в борьбе с международным
терроризмом. Взаимодействие сторон по реализации Совместного заявления
осуществляется на основе Рабочей программы практических мер [6, с.123]. Из всего
этого следует, что развитие сотрудничества обуславливается необходимостью в
меняющемся мире. Получается, что эволюционные изменения в развитие
рассматриваемого вида сотрудничества явились лишь следствием эволюции
международных отношений.
Если смотреть на
российско-бельгийские отношение, то они отношения имеют глубокие исторические
корни. В последние годы все большую активность и значение приобретают
межпарламентские связи России и Бельгии. 8-10 октября 2002 года состоялся
официальный визит в Бельгию делегации Государственной Думы во главе с ее
Председателем Г.Н.Селезневым. 6 марта 2003 году по приглашению Председателя
Совета Федерации С.М.Миронова Россию посетил Председатель Сената Бельгии А.Де
Деккер. В ходе визита состоялись его переговоры с Председателями обеих палат
Федерального Собрания России. В апреле 2002 года в России находилась с рабочим
визитом делегация Сената Бельгии во главе с Председателем Комиссии по
внутренним и административным делам, нынешним Председателем Сената А.-М.Лизен
[9, с.149]. В мае 2002 года ознакомительную поездку в Москву и Санкт-Петербург
совершила Комиссия по делам правосудия Сената Бельгии. Двусторонние
межпарламентские связи получили заметное развитие и в прошлом году. Основным
событием стали официальный визит в Бельгию 24-26 октября Председателя Совета
Федерации С.М.Миронова и проведение в тот же период под сопредседательством
руководителей верхних палат парламентов России и Бельгии международного
парламентского коллоквиума на тему “Правовое регулирование в области борьбы с
международным терроризмом и гармонизация национальных законодательств”,
организованного по инициативе Совета Федерации России и Сената Бельгии. В
мероприятии приняли участие представители парламентов 36 государств Европы,
Азии и Африки, в том числе руководители сенатов Австрии и Алжира, сенаторы
Бельгии, Испании, Италии, Франции. Итоги коллоквиума нацелены на решение важных
практических задач контртеррористической борьбы. Принятая участниками форума
Совместная декларация - новое и весьма весомое слово в координации действий
законодателей разных стран в борьбе с терроризмом, начатой по совместной
инициативе российских и бельгийских законодателей. В ходе коллоквиума его
организаторы условились проводить подобного рода встречи на регулярной основе.
Следующий коллоквиум должен состояться в Москве осенью 2005 году начали
активную работу сформированные в 2004 году в Государственной Думе и в Совете
Федерации группы по сотрудничеству с парламентами стран Бенилюкса, по линии
которых планируются новые обмены парламентскими делегациями [9, с.151].
Проведенный анализ свидетельствует о том, что расширение российско-бельгийских
отношений военного характера является лишь составляющей на фоне других видов
сотрудничества. В общем, эволюционного развития этой области не происходит.
Что касается
развития российско-британского взаимодействия, то оно является одним из главных
направлений внешней политики обеих стран. Военное сотрудничество осуществляется
на основе двусторонних протоколов. 9-10 октября 2001 года Минобороны Великобритании
Дж.Хун посетил Москву. 19-21 декабря 2001 года Министр обороны России
С.Б.Иванов находился с визитом в Великобритании. 15-18 июля 2002 года Дж.Хун
побывал в Санкт-Петербурге. 11-13 июля 2004 года состоялся визит С.Б.Иванова в
Великобританию. В июле 2004 года в Санкт-Петербурге прошла четырехсторонняя
(Россия, Великобритания, США и Франция) командно-штабная игра “Фрукус-04” по
организации работы объединенного штаба при проведении совместных военно-морских
операций. Происходит плановый обмен визитами боевых кораблей ВМФ обеих стран.
7-27 мая 2005 года корабль британского ВМФ “Сазерленд” совершил официальный
визит в Мурманск, Балтийск и Санкт-Петербург, приуроченный к празднованию
60-летия Победы [7, с.38]. При содействии британской стороны с
1995 года переподготовку прошли свыше 20 тыс. российских военнослужащих,
уволенных в запас. 4-7 декабря 2003 года в Лондоне работала российская
межведделегация, возглавляемая начальником управления региональной политики
КВТС России. В ходе переговоров с британскими правительственными экспертами
обсуждены перспективы налаживания двустороннего военно-технического
сотрудничества, согласовывался проект соответствующего соглашения. Развивается
российско-британское антитеррористическое взаимодействие, в т.ч. по линии спецслужб.
В ходе переговоров В.В.Путина с Э.Блэйром в Лондоне в декабре 2001 году было
принято решение о создании совместной Рабочей группы по борьбе с терроризмом. С
российской стороны ее возглавляет Спецпредставитель Президента России по
вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и
транснациональной организованной преступностью А.Е.Сафонов, с британской –
директор МИД Великобритании по вопросам международной безопасности Э.Оукден.
Последнее заседание группы состоялось 17 мая 2005 года в Москве [7, с.36]. Из
вышенаписаного можно сделать вывод, что эволюционные изменения
российско-британского сотрудничества в военной сфере имеют место быть лишь с
началом XXI века. Возможно, что это связано с международной обстановкой в мире,
которая требовала изменения характера военного сотрудничества.
Подводя итоги
данного параграфа, необходимо отметить, что эволюционные изменения в области
военного сотрудничества обусловлены несколькими фактами. Во-первых, если
говорить о Евросоюзе, как об организации в целом, наблюдается трансформация
сотрудничества в сторону его упрочнения, усложнения характера связей. А если
рассматривать процесс эволюционной трансформации в рамках отношений России со
странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается некоторые различия. Хотя
военное сотрудничество и развивается, но вот характер его эволюционирования не
везде одинаков. Так в одном случае, это изменение явилось следствием изменения
характера международных отношений. В другом отношении сотрудничество военного
характера является лишь составляющей на фоне других видов сотрудничества.
2.2 Политическое сотрудничество.
Понятие
«национальных интересов» вписано в теорию и практику международных отношений.
Особенно логичным оно является в сфере внешних отношений государств, поскольку
непосредственно увязывается с контекстом их существования. Любая страна имеет
свои национальные интересы, которые отражаются и обеспечиваются как
политическими, так и экономическими средствами, как во внутренней, так и во
внешней сфере деятельности. Осознание национальных интересов – принципиальная
задача общества, в первую очередь его элиты. Реализация этих интересов во
внешней политике, во внешнеэкономических отношениях – непосредственная задача
государства, его властных институтов.
Государственная
стратегия во внешнеэкономической сфере фактически представляет собой
государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Такая практика
широко распространена в промышленно развитых и новых индустриальных странах. В
условиях рыночного хозяйства государственное регулирование представляет собой
систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера,
призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах
национальных политических и экономических приоритетов. Эти меры осуществляются
институциональными структурами государства и общественных объединений. Первым
направлением внешнеэкономической деятельности, обеспечивающим стратегические
задачи российского государства, считаем соблюдение определенных пространственно-политических
ориентаций. Речь идет о выдвижении и соблюдении приоритетов в отношениях с
регионами или группами стран. Преимущество отдается отношениям с теми группами
стран, от которых в наибольшей степени зависит безопасность России или успешность
ее экономического развития. Среди них: страны Европейского Союза, как самая
близкая географически, политически и культурно группа развитых в экономическом
отношении стран. В рамках политического
сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в
виде двухсторонних «саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год),
встреч на уровне Председатель Правительства России – Председатель Комиссии Евросоюза
(по согласию сторон), встреч старших должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций
давно уже вышла за пределы двухсторонних отношений и охватывает многие
международные проблемы, включая вопросы безопасности, международного терроризма
и т.д., подтверждением чего является Совместная декларация об укреплении
диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности,
принятая в октябре 2000 на саммите Россия – ЕС в Париже. Стратегии
России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ
В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999 . Политическое
сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов,
осуществляемых под эгидой Евросоюза, крупнейшим среди которых является
«Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование
Европейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе
Балтики (системы канализации и водоочистки в Санкт-Петербурге и Калининграде).
А для развития проектов приграничного сотрудничества было получено согласие на
разовое объединение средств программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ (программы развития
межрегионального сотрудничества Евросоюза). В сфере внутренних дел и правосудия
обе стороны быстро наращивают объем сотрудничества, хотя это направление
является новым для самого ЕС [6, с.85]. Налажены регулярные контакты таможенных
органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом
наркотиков и двойным декларированием грузов. Установлены контакты между
правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный план
действий по борьбе с международной организованной преступностью.