Евросоюз (ЕС) и СНГ
p> Помимо этого договор предполагал ряд других направлений общей
политики как сельское хозяйство, транспорт и конкуренция, гармонизация
законодательства, социальная политика, внешнеторговая политика. А некоторые статьи Договора уполномочивали органы Сообщества даже на создание
дополнительных направлений общей политики (не предусмотренные договором),
начиная с региональной политики и заканчивая политикой защиты потребителя. Изначально Сообщество сделало упор на достижение 4 свобод – свобода
движения лиц, товаров, услуг и капиталов, затем акцент переместился на
решение проблемы права граждан Сообществ на жительство и экономическую
деятельность в других государствах ЕЗС. гармонизации законодательств и
формирования единой бюджетной политики. Тем не менее, внешняя политика
оставалась в ведении самих государств-членов. Что же касается отношений ЕЭС
с другими государствами, то здесь это регулировалось многочисленными
соглашениями. Договор о создании Европейского Сообщества по атомной энергии
предусматривал совместное развитие ядерной энергии в мирных целях, но и
здесь государства-члены столкнулись с рядом трудностей, которые могли быть
решены только через единую согласованную политику. Договоры об ЕЭС и Евратоме вступили в силу 1 января 1958 г. Все три
Сообщества (ЕОУС, ЕЭС, и Евратом) имели общие Парламентскую Ассамблею и
Суд. Буквально в первые годы создания Европейских Сообществ были налицо
заметные сдвиги и успехи, это и снижение таможенных пошлин для торговли
внутри ЕЭС, единая сетка тарифов для торговли с остальным миром. Эти успехи начинают привлекать другие страны не входящие в ЕЭС. 8 июля 1959г. –
Греция заявляет о просьбе получения статуса ассоциированного члена. Через
полгода ее примеру следует Турция. Совершенно неожиданно возникает необходимость регулирования
социальной политики Европы и как следствие этого – создание Европейского
социального фонда. Цель – предоставление помощи рабочим и фирмам с тем,
чтобы они могли адаптироваться к быстро меняющимся экономическим условиям.
Приоритетными объектами стали – занятость профессиональное обучение или
переобучение. Вновь возник вопрос о политическом союзе, «второй план Фуше», но и он
не был одобрен Шестеркой, основная проблема заключалась в том, что не было
согласия в вопросе механизма политического сотрудничества. 09.07.61. ЕЭС и Греция подписали Соглашение об Ассоциированном
членстве, что положило началу параду заявлений с просьбой о членстве в
Европейских Сообществах (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство,
Норвегия). Основной заботой Сообщества долгое время оставалась единая аграрная
политика, которая требовала осторожного подхода и тщательной
подготовительной работы. Аграрная политика касалась ряда принципиальных
вопросов – от создания единого рынка и, следовательно, цен на большинство
продукций сельского хозяйства, до гарантий поддержки как лиц, занятых в
сельском хозяйстве, так и товаров, производимых в ЕЭС. 09.02.62. – Испания изъявляет желание вступить в ЕЭС, 3 месяца спустя
ее примеру следует Португалия. Прогресс ЕЭС не мог пройти без критических этапов своего развития, это
и период 65 г. «политика пустого кресла», проводимая Францией в ответ на
желание Комиссии полностью контролировать через Европарламент общий
бюджет, что расширило бы полномочия Европарламента. В апреле 67 года в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание
соглашения ЕЭС с Грецией об ассоциированном членстве. В том же году
Франция в очередной раз противится присоединению Соединенного Королевства
к Сообществу. Несмотря на некоторые ослабления позиций Сообщества, вызванные
нефтяными кризисами 1973-79 гг. оно, тем не менее, сумело противостоять
центробежным силам и укрепило свои внутренние связи, создав в 1975 г.
Европейскую валютную систему. В 1984 г. – Европарламент принял проект Договора о Европейском Союзе, который предполагал колоссальный скачок в развитии интеграции. 1985 г. – принятие Белой книги, содержащую конкретную программу завершения строительства внутреннего рынка, где было отмечено, что 1 января 1993 года – срок ее полной реализации. В 1986 г. – государства-члены подписали Единый Европейский акт. Основная цель, которую поставили перед собой страны ЕС – это создание единого рынка, свободного от физических, технических и налоговых границ. Единый Европейский акт вступил в силу 1 июля 1987 г. Важным элементом Единого Европейского акта стал принцип «субсидарности». Суть которого в том, что ни одно решение не может быть решено на более высоком уровне, если с ним успешнее справятся на более низком уровне; кроме тех сфер, где требуется коллективное принятие решений. Стандарты, касающиеся промышленности, продукции, охраны труда и защиты интересов потребителей – все они должны быть согласованы, дабы избежать нарушения в их функционировании и либерализации. 1993 г. Договор о Европейском Союзе. В декабре 1991 года главы государств- членов и правительств стран ЕС, собравшись на заседании Европейского Совета в г. Маастрихт (Нидерланды) приняли решение о создании ЕС. Основой Союза стали Европейские Сообщества, дополненные новыми формами сотрудничества. После завершения процесса ратификации, Договор о ЕС вступил в силу. В соответствии с Договором о ЕС учреждаются: 1. Единое европейское гражданство 2. Экономический и валютный союз (ЭВС) ° Экономический союз. Основное направление экономической политики государств-членов и Сообщества определяется Советом Министров. При наличии нарушений или несоответствий, Совет Министров вправе принимать определенные меры. ° Валютный союз. Его цель – единая валютная политика, создание единой валюты (Евро) и нового института – Европейского Центрального Банка, который вместе с центральными банками государств-членов образует Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). 1. Политический союз. ° Общая внешняя политика и политика безопасности. ° Увеличение роли Европейского Парламента. ° Расширение сферы компетенции Сообщества. ° Общая политика в области внутренних дел и правосудия, (создание европейского полицейского ведомства - Европол). Принятие этих ключевых договоров о Европейском Союзе значительно
приблизило идею создания единой Европы, став доказательством необратимости
интеграционных процессов в этих государствах. Основные цели Договора о Европейском Союзе: - закрепить результаты, достигнутые на предшествующих этапах интеграции стран ЕС, включая создание единого рынка; повысить эффективность механизмов и органов Сообщества. - содействовать сбалансированному и устойчивому развитию экономики и социальной сферы в странах членах ЕС в условиях ликвидации внутренних границ между ними и продвижения к Экономическому и валютному союзу. - повысить роль Сообщества на международной арене путем проведения единой внешней политики безопасности странами ЕС, выступающими как единое целое. - усилить защиту прав и интересов граждан стран – членов путем введения гражданства Европейского союза. Маастрихтский договор, на основе которого образованы ЕЭС и Валютный
союз, довершил процесс экономического объединения Западной Европы. Он
также стал 1-м этапом формирования институциональной структуры
политического объединения, сотрудничество правительств становится
непременной чертой ЕС; оно распространяется на внешнюю политику и принятую
общую систему безопасности, а также на юстицию, судопроизводство и
внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету,
состоящему из глав правительств и председателя Комиссии, общеполитические
ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент, Совет, Комиссия и
Суд становятся общественными органами Союза, единство которого они должны
укреплять, как предусмотрено договором. Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал
экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли новые сферы
(промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование,
культура). Утвержден принцип дополнительности: деятельность Сообщества
строго ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и
установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда
государства-члены не могут добиться удовлетворительных результатов
самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и
демократичными. Пакеты договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) –
изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский
договор обозначает важный этап на пути европейского строительства. Ратификация договора заняла больше времени, чем предполагалось, и
почти на год задержала его вступление в силу. Главная проблема заключалась
в том, что новообразование не укладывалось в рамки привычных национальных
представлений. Дания – 2 референдума, прежде чем они согласились на
ратификацию, Германский Конституционный Суд совещался 6 месяцев и лишь
после этого вынес изложенное на 85 страницах заключение, что текст договора соответствует Конституции Федеральной Республики. Воплощение договора в
жизнь будет идти поэтапно, в течение нескольких лет и потребует от
государств-участников и от учреждений политической воли и упорства, тем
более что работу по реализации договора предстоит проводить одновременно с
расширением рамок и углублением сотрудничества, что задано состоявшимися
международными контактами и переговорами. Увеличение числа государств-
членов потребует изменения институциональных норм Союза. Да и в самом
Маастрихтском договоре подтвержден принцип его периодического пересмотра
для поддержания «эффективности общих механизмов и учреждений», уже
оговорено, что будут созываться конференции государств-членов. которые
будут заниматься пересмотром. ' Институты Европейского союза. Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении
Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов.
Главными из них являются Европейская Комиссия, Совет Министров,
Европарламент, суд и Европейский Совет. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20
представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые
назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей
деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из
членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2
представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия. Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-
квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на другие департаменты.
Функции. В широком смысле роль Комиссии такова: Инициировать выработку политики Выполнять решения Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию. Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат). Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств- членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции, сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными фондами и программами ЕС. СОВЕТ МИНИСТРОВ Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой, таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их решения не могут быть отменены. Состав. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное
представительство, где '
работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств, В ходе
рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы,
требующие решения на уровне Совета Министров. Пост Председателя Совета через каждые 6 месяцев переходит, следуя алфавитному порядку, к представителю следующего государства-члена. Для того чтобы обеспечить преемственность в управлении и политике, Председатель тесно сотрудничает с предшествующим и последующим Председателями в рамках структуры, которая называется Тройка. Местонахождением Совета является Брюссель, но он также собирается в Люксембурге, и в столице страны, представитель которого выполняет функции Председателя. У Совета имеется генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным Секретарем, который выполняет всю работу, необходимую для деятельности Совета и его вспомогательных органов. Функции. В системе институтов Европейского Союза Совет является органом, уполномоченным принимать решения. Европейский Совет был создан в 1974 году. Он представляет собой собрание глав государств-правительств, Председателя Комиссии и Членов Комиссии. Он заседает дважды в год и каждое заседание, как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось. Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию, определять общие политические директивы Союза. Ротация поста Председателя Европейского союза происходит так же, как это было указано выше. Законодательные акты издаются обычно в форме регламентов и директив. Регламенты носят
обязательный характер и включаются в национальное законодательство.
Ив Бернар и Жан-Клод Колли. Толковый экономический и финансовый словарь.
Под ред. Л.В. Степанова. Москва. «Международные отношения» 1995 г. Большинство вопросов включаются в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне. В зависимости от того или иного направления политики, решения принимаются Советом Министров или единогласно или квалифицированным большинством. Количество голосов каждой страны ЕС зависят от ее размеров: Германия, Франция, Италия, Соединенное Королевство – 10 голосов, Испания – 8 , Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – 5, Австрия и Швеция – 4, Дания, Ирландия, Финляндия – 3, Люксембург – 1. Для того чтобы заблокировать какой-либо законопроект, необходима следующая пропорция блокировки – 26 из 87. ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ Состав Многонациональный Парламент состоит из 626 членов, которые избираются на основе прямого всеобщего избирательного права каждые 5 лет на выборах в государствах-членах Европейского Союза. Его работой руководит. Председатель совместно с Заместителем Председателя. В его составе работают 19 комитетов, которые подготавливают пленарные заседания. Местом расположения является Страсбург, некоторые заседания проходят в Брюсселе. Секретариат расположен в Люксембурге. Функции. Европейский Парламент начал свою деятельность как консультативный орган. Его полномочия расширялись постепенно. Уровень полномочий варьируются от процедуры принятия совместных решений (статья 189в Договора о Европейском Союзе) и процедуры сотрудничества (статья 189с Договора о Европейском Союзе). В широком смысле роль Европейского Парламента заключается в следующем: Действовать в качестве ведущей политической силы Выполнять законодательные функции в некоторых областях Решать вопросы о назначении и снятии Членов Комиссии Играть ключевую роль в принятии/отклонении бюджета. Полномочия Европарламента постепенно расширялись, особенно за последнее время, в соответствии с Единым Европейским Актом и Маахстрихтским договором. Члены Европарламента встречаются на пленарных заседаниях раз в месяц в течение недели в Страсбурге, на более короткие дополнительные сессии Парламент собирается в Брюсселе, где располагаются офисы их постоянных комитетов. Европарламент в силах заблокировать законопроект, внести поправки. Также обладает правом (каким он никогда не пользовался) роспуска Комиссии большинством в 213 голосов. Не менее важно одобрение Парламента и в вопросе принятия в Сообщество новых членов, ассоциированном членстве и торговых договорах с третьими странами.
Парламент назначает омбудсмана, имеющего право принимать к
рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов Союза, а также
направлять отчеты Парламенту. Согласно Маастрихтскому договору от 1 ноября
1993 г. предусматривается установление одинаковых сроков полномочий для
депутатов Европарламента и членов Европейской Комиссии. Члены Парламента
объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с
принадлежностью к тому или иному политическому направлению, что
действительно помогает укреплению политических связей между государствами-
членами ЕС. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД Отличие ЕС от других международных организаций состоит в том, что ЕС
создан на основе Договоров, обязательных к исполнению для подписавших их
государств, и включение законодательных актов, созданных на основе
договоров, в национальное законодательство государств-членов обязательно.
Состав. Суд состоит из 15 судей, которым помогают 9 Генеральных Адвокатов.
Судьи выдвигаются своей страной, а назначаются Советом Министров
государств-членов на шестилетний срок, каждые 3 года обновляется половина
состава судей. Их независимость гарантируется. Суд расположен в
Люксембурге.
Функции. Роль Европейского суда заключается в том, чтобы толкование и
применение правовых инструментов соответствовало законам Сообщества. Суд
регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-
членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо
юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения
по международным соглашениям. В соответствии с Маастрихтским договором,
Суду предоставлено право налагать в случае невыполнения его решений штрафы
в форме единовременно выплачиваемой суммы. Учредительные Договоры ввели примат права ЕС над национальным правом государств-членов. Но это не означает, что Суд является судебным органом высшей инстанции, так как под его юрисдикцию не входят области. не охваченные договорами ЕС. (Например: уголовное право)' ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ. Состав. Европейский Совет стал высшим политическим органом в ЕС, хотя его создание не было предусмотрено договорами об учреждении Европейских Сообществ. Он был образован в 1974 году, когда главы государств и правительств приняли решение о проведении регулярных совещаний в рамках Европейского Совета с участием также министров иностранных дел, председателем Комиссии ЕС и его заместителем. Впервые его статус был определен в Маастрихтском договоре, «Европейский Совет призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы». Функции. Решения Европейского Совета не являются обязательными для исполнения, но дают политический импульс процессу развития ЕС и определяют его важнейшие направления. Европейский Совет имеет значение некой высшей инстанции, к которой Комиссия ЕС и Совет Министров могут апеллировать в сложных случаях. Данная функция Европейского Совета обусловлена высоким уровнем полномочий, которыми обладают главы государств и правительств в своих странах.' 2.Европейский Союз как элемент международной системы. Евро - единая валюта ЕС. Введение евро завершит начатый в 70-е годы переход от одновалютной
(Бретон-вудской) системы, основанной на долларе как единственной мировой
валютно-резервной валюте, к системе, опирающейся на две суперрегиональных
резервных валют - доллар и евро.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|