скачать рефераты

МЕНЮ


Евросоюз (ЕС) и СНГ

p> Программы Европейского союза для стран СНГ.
ТАСИС.

В июле Комиссия передала в Европарламент доклад о промежуточных итогах реализации программы ТАСИС. Это первое полномасштабное исследование подобного рода за весь период существования ТАСИС, т.е. с 1991 г. по настоящее время. Основная цель доклада - информировать. Европейский
Парламент и государства-члены об эффективности программы, различных ее механизмах и воздействии на ход реформ в странах партнерах.
Для подготовки доклада была сформирована специальная рабочая группа, которая собирала, обрабатывала и анализировала огромное количество данных.
Информацией служили отчеты независимых экспертов по мониторингу программы
ТАСИС. Доклад насчитывает более 70 страниц текста и около 1000 страниц различных приложений. При подготовке доклада авторы стремились выяснить, отвечает ли программа ТАСИС установленным критериям, т.е. актуальность, эффективность, воздействие на ход рыночных реформ и политических преобразований в странах партнерах, открытость и проч. Эксперты пришли к следующим выводам:
1. Форма технического содействия программы ТАСИС была и есть единственно разумной и реальной формой оказания поддержки новым государствам. Эти страны продолжают нуждаться в широких инвестициях, и приоритеты в реализации финансирования лежат в сфере создания рыночной инфраструктуры и формирования демократического общества. Одним из новых направлений программы стали так называемые «проекты ВТО», призванные содействовать интеграции новых независимых государств в мировую экономическую систему.
2. Неудачи и препятствия на пути реализации ТАСИС объясняются низкой скоростью реагирования на потребности стран-партнеров, отсутствием стратегического планирования, отсутствием опыта работы экспертов и консультантов в странах переходного периода, языковой барьер долгое время тормозили процесс полномасштабной деятельности ТАСИС. В свою очередь бюро
ТАСИС жалуется на слабую информационную поддержку со стороны руководящих структур стран-партнеров. "
3. На основе проведенных исследований и многочисленных опросов представителей правительственных структур и других сфер, влияющих на принятие политических решений в странах-партнерах, авторы доклада пришли к заключению, что воздействие ТАСИС на процесс принятия решений в СНГ было особенно ощутимо на начальном тапе реализации программы. В последние годы оно снизилось, что объясняется следующими причинами: отсутствием активного диалога между руководством ЕС и правительствами СНГ, а также сложностью доступа к материалам и документам, отражающим процесс принятия решений в странах-партнерах.
4. Исследование показало, что наибольшая отдача наблюдалась при реализации проектов с участием новых институтов, рассчитывающих на приобретение новых навыков и опыта в таких областях как миграционная политика" таможенная служба, развитие центров поддержки малых и средних предприятий, коммерческие и центральные банки, служба занятость и др.
5. Авторы доклада отметили также то, что программа ТАСИС способствовала росту «национальных кадров», т.е. развитию в странах-партнерах навыков и опыта в области консалтинговой деятельности и передачи ноу-хау.
В целом были сделаны следующие выводы:
° ТАСИС внес существенный вклад в процесс создания демократических институтов и формирования рыночных отношений в СНГ.
° Эффективность ТАСИС сдерживаются рядом недостатков планирования и реализации, в частности, растущим требованиями к системе финансовой отчетности последнее обьясняется необходимостью строго контролировать расходование бюджетных средств ЕС.
° Вывод – проявлять больше «гибкости» в данном вопросе и решать вопрос распределении средств по проектам сообразно конкретных условиям.
Специальная делегация, состоящая из членов Европарламента, посетившая
Москву и некоторые российские города с ознакомительным визитом, составила следующий отчет о деятельности и эффективности бюро ТАСИС в России. В нем были указаны слабые стороны деятельности ТАСИС, необходимые инновации в ее работе, важность учитывания специфики региона, увеличения финансирования непосредственно объектов проекта. Если подробнее, то были сделаны следующие замечания:
° Организацию и управление программой ТАСИС следует рассредоточить и упростить, а процесс утверждения проектов и выделения средств – ускорить.
° Больше привлекать местных партнеров к подготовке и реализации проектов.
° Следует расширить круг полномочий местных бюро ТАСИС, которые могли бы координировать работу европейских и российских партнеров ТАСИС, осуществлять мониторинг по регионам и местным проектам.
° Местные бюро ТАСИС могли бы служить информационной базой, опорным пунктом для представительства ЕС в Москве, представителей государств-членов
ЕС в России, западных кампаний, которые проявляют деловой интерес к данному региону.
° Важно добиться параллельного взаимодействия проектов, что могло бы способствовать реализации одновременно нескольких крупных проектов тем самым, повысить концентрацию усилий и снять часть административных расходов.
° Необходимо более четко определить круг обязанностей консультантов, работа которых оплачивается из бюджета ТАСИС. А также в большей степени привлекать к работе местных партнеров. По общему мнению, не менее важно проводить мониторинг проектов и после их финансирования ТАСИС.
° Автор призывает пересмотреть одно из правил ТАСИС, согласно которому лишь до 15 % финансирования направляются на оборудование. Что недостаточно во многих случаях, поскольку региональная инфраструктура не развита и требует больших технических мощностей."

Помимо программ коммерческого или образовательного толка. ЕС проводит ряд программ гуманитарного направления, цель которых помочь людям, оказавшихся в тяжелых условиях последствий войны или конфликтов. Среди них программа оказания гуманитарной помощи беженцам бывшей Югославии. ЕС выделил 85 млн.
ЭКЮ (106,2 млн.$) для оказания гуманитарной помощи Боснии-Герцеговине.
Хорватии, Федеративной республике Югославии. (Как и раньше руководство такого рода операций было поручено бюро ЕС по гуманитарной помощи ТЕСНО).
Выделенные средства предназначались в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения – беженцев и перемещенных лиц, положение которых усугубилось с приходом зимы. Программа помощи включает доставку продовольствия, медикаментов и средств гигиены, а также оказания социально- психологической поддержки. Несмотря на усилия, как местных властей, так и международных организаций, возвращение к нормальной жизни по-прежнему затруднено, что объясняется сохранением напряженности между национальными общинами, отсутствием экономической деятельности и огромным числом беженцев. Самое тяжелое положение в Боснии-Герцеговине – около 2 млн. беженцев. Чтобы способствовать скорейшему возвращению беженцев на родину, часть средств ТЕСНО была направлена на целевую программу восстановления жилья и социальной инфраструктуры в наиболее пострадавших районах. Всего с начала этого конфликта с 1991 г. ЕС предоставил республикам бывшей
Югославии гуманитарную помощь на сумму 1 млрд. 367 млн. ЭКЮ.
Дополнительно, 600 тыс. ЭКЮ (780 тыс. $) Европейская Комиссия выделила на экстренную расчистку минных полей. По оценкам специалистов на территории
Боснии-Герцеговины установлено более 3 млн. мин, что является основным препятствием для мероприятий по восстановлению страны.

Программа Иногейт для стран СНГ.

14-16 МАЯ В Брюсселе состоялось 3-е по счету заседание рабочей группы по программе Иногейт, Программа Иногейт - межгосударственная программа поставки нефти и газа в Европу. Была разработана в рамках программы ТАСИС для содействия странам СНГ, испытывающим последствия энергетического кризиса. Она начала действовать в 1995 г., в соответствии с решением
Совета Министров ЕС, принятом на ноябрьской сессии в Брюсселе.
Программой предусматривается создание системы нефте- и газопроводов, которая связывала бы между собой страны бывшего Союза и государства
Программа ТАСИС. Годовой отчет за 1995 г. Брюссель. 22.07.96
Западной Европы.
Одновременно будет решаться задача снабжения энергоресурсами стран СНГ, кроме того, экспортеры из Закавказья и Средней Азии получают большие возможности выхода на западные рынки. Программа Иногейт рассматривается как подготовительный этап для перехода к широкомасштабным инвестициям со стороны частных кампаний и международных финансовых организаций. В рабочую группу вошли представители ведущих нефтяных кампаний. Среди проектов
Иногейт - подготовка строительства нефте- и газопроводов, которые напрямую свяжут республики Средней Азии и с республиками Закавказья через
Каспийское море экспорт энергоресурсов из Средней Азии и Каспийского бассейна в страны Западной Европы. Содействие по программе Иногейт будет оказываться и странам-экспортерам, и транзитным странам, в том числе
Армении. Азербайджану, Белоруссии, Грузии, Казахстану. Кыргызстану,
Молдове, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану и Украине. В дополнении к этому Болгарии, России, Румынии и Турции предоставлен статус обозревателя.
В заседании рабочей группы принимали участие, помимо указанных стран, представители Всемирного Банка, ЕБРР, Международного агентства по энергетике, Секретариата Европейской энергетической хартии и других финансовых и межправительственных организаций.


ЕС и Кыргызстан.

После обретения независимости Кыргызская Республика стала самостоятельным субъектом международных политических и экономических отношений, что обусловило необходимость определения приоритетов внешнеполитического курса страны. Безусловно, одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Кыргызстан – Европейский Союз.
Еще в начальный период существования СНГ один из лидеров подчеркивал, что геополитическое положение Кыргызстана, этнический состав его населения диктует необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток, ближайших из отдельных соседей. Как и Россия, Кыргызстан также является евроазиатской страной, т.е. занимает двойственное положение в системе международных отношений. Принадлежность к тюрко-язычному миру, религиозная общность с исламскими государствами, исторические корни и психологические особенности национального духа, - обуславливают принадлежность к
Азии. Но было бы неверно считать, что в сочетании "евроазиатская" страна его вторая часть абсолютно доминирует. Существование многонационального русскоязычного населения, статус Кыргызстана как региональной страны - все это предопределяет необходимость развития тесных связей и сотрудничества с ведущими европейскими странами.
Континентальная интеграция - это путь к мировой интеграции, осознание взаимозависимости интеграционных процессов поможет человечеству решить мировые и региональные проблемы. Поэтому в проекте Евразийского союза интеграционные процессы на территории СНГ проецируются в общемировой интеграционный поток.
Европейский союз является самым крупным партнером стран СНГ. Вместе с тем удельный вес государств СНГ и Восточной Европы сравнительно невысок в общем объеме ЕС - 8% и, по оценкам специалистов. уровень торговли между этими странами и ЕС вряд ли будет существенно расширен в ближайшее время.
Например, основной статьей экспорта ЕС из Кыргызстана является сырье. Но эта продукция испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных производителей. Реформы внутреннего рынка ЕС будут оказывать влияние скорее на импорт в страны ЕС из Кыргызстана, нежели на экспорт. Существенный рост импорта в государства-члены Евросоюза из Кыргызстана, вероятно, будет происходить за счет новых товаров, которые будут производиться с помощью иностранных инвестиций и технологий.
Одним из факторов относительной слаборазвитости экономики Кыргызстана является устаревшая отраслевая структура, характеризующаяся преобладанием трудоемких отраслей, что и заставляет импортировать науко- и техноемкие товары. Проблема передачи в Кыргызстан новых Европейских технологий и опыта значительно затруднена технологическим отставанием и слабостью инфраструктуры.
Общеизвестно, что одним из главных экономических плюсов Кыргызстана является наличие огромных запасов минерального сырья. Вопросы надежного и достаточного снабжения минеральным сырьем стали в последние десятилетия приоритетными для развитых промышленных стран Европейского Союза, обладающих небольшими собственными ресурсами.
Европейский Союз выступает в поддержку упрочения независимости, суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана и других стран этого региона, а также высказывается в поддержку дальнейшего развития демократических норм и институтов демократии, прав человека, верховенства закона. ЕС выступает за необходимость расширения контактов между правительственными органами и парламентами.
Одной из важных сторон, выработанной в ЕС по отношению к Кыргызстану и другим государствам центрально-азиатского региона, является поддержка процесса политических и экономических реформ в этих государствах. В этой связи ЕС видит свою задачу в сотрудничестве с международными финансовыми органами по вопросам гуманитарной помощи и содействию экономическому возрождению и устойчивому развитию Кыргызстана и других стран региона.
Наиболее активно Европейский Союз работает в этом направлении с Европейским банком реконструкции и развития.
Важное значение, обеими сторонами, придается продолжению сотрудничества по региональным проектам европейской программы ТАСИС, включая такие как сотрудничество по энергетике (рабочая группа по управлению трубопроводами), транспорт (Европейско-Кавказско-Центральноазиатский, транспортный коридор - ТРАСЕКА, окружающая среда).
В реализации стратегических целей и приоритетов в Кыргызстане ЕС придает большое значение выполнению договоренностей, заключенных в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Кыргызстаном. В соглашении зафиксировано мнение о том, что Кыргызстан является страной с переходной экономикой, а не с государственной системой торговли. Это положение кардинально изменяет механизм сотрудничества ЕС с КР.
Соглашение основано на разумном балансе интересов обоих сторон. Так,
Кыргызстан предоставляет ЕС льготные условия для европейских компаний на кыргызском рынке, вместе с тем в ряде отраслей экономики – энергетике, банковском секторе, предоставление льготных инвестиций - Кыргызстан имеет преимущество как страна с переходным статусом. Нашему государству предоставлен более свободный режим на европейском рынке, в то время как
Кыргызстан открывает свой рынок поэтапно.
ЕС и Кыргызстан провели уже два заседания совместного комитета, на которых была согласована рабочая программа. Таковы основные аспекты двусторонних отношений между Кыргызстаном и ЕС. Процесс европейской интеграции продолжает развиваться с созданием в 1999 году Валютного Союза, несомненно, произойдут позитивные изменения в системе двусторонних отношений между
Кыргызстаном и ЕС.
В декабре 1992 года в Кыргызстане было открыто Бюро по оказанию технической помощи СНГ. Руководителем координационного совета был назначен
Т.Аквин. Кыргызстан в знак признания успехов его демократических реформ стал первым из малых государств СНГ (после Украины, Казахстана и
Беларуси), с которыми ЕС начал переговоры о заключении всеобъемлющего соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Постановлением Правительства КР от 29 октября 1993 года создается посольство КР в Бельгии и Указом Президента КР Чрезвычайным и Полномочным
Послом в королевстве Бельгия был назначен Ч.Т Айтматов, а также по совместительству постоянным представителем при ЕС и НАТО.
Декабрь 1993 г. - в Брюсселе состоялся первый раунд переговоров по подготовке основного соглашения по партнерству и сотрудничеству между ЕС и
КР. Сторонами были обсуждены его основные положения, внесены соответствующие предложения и поправки.
9.02.1993 г. - в комитете Постоянных представителей ЕС в Брюсселе на уровне послов стран-членов ЕС было подписано основное соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и КР. С кыргызской стороны соглашение было подписано Чрезвычайным и Полномочным послом Ч.Т. Айтматовым.
Отношения с ЕС на сегодняшний день имеет регулярный рабочий характер: происходит двусторонний обмен визитами на уровне министерств, экспертов, специалистов различных ведомств обеих сторон, что позволяет развивать стабильное сотрудничество, проводятся акции и мероприятия согласно текущим программам и проектам. Европейский союз вполне удовлетворен использованием технической помощи, которую он предоставляет Кыргызстану. По словам
Чрезвычайного и Полномочного Посла, главы представительства ЕС в
Кыргызстане и Казахстане М. Хамфриса. Он также отмечает, что не все совместные проекты реализуются достаточно успешно. Поэтому уже сегодня необходимо принимать меры для улучшения нынешнего состояния двусторонних торгово–экономических отношений. Первым шагом на этом пути М.Хамфрис считает вступление в силу с января следующего года нового договора о сотрудничестве между Кыргызстаном и Европейским союзом. На сегодняшний день документ уже ратифицирован практически всеми государствами — членами ЕС и структурами этой организации. Кыргызстан станет первой страной в
Центральной Азии, с которой заключается обновленный договор, предусматривающий более широкие и серьезные взаимоотношения в торговле, экономике и других сферах. При этом реализуемые сейчас в республике в рамках программы ТАСИС проекты не претерпят каких–либо изменений и сокращений. В будущем году правительство Кыргызстана вновь может рассчитывать на продовольственный грант ЕС в размере 9 миллионов долларов.
Кроме того, М.Хамфрис отмечает, что введение евро должно стать примером интеграции и экономического сотрудничества для стран Содружества, если они хотят быть вместе. Данный опыт покажет, как можно консолидированно вести дела, не затрагивая вопросы независимости государства.
Помощь в разработке проекта программы Национальной политики по продовольственной безопасности нашему правительству оказали специалисты
Европейского союза. Советник ЕС по странам Центральноазиатского региона г–н
Гофман отмечает также, что по линии европейских государств Кыргызстан будет получать безвозмездные гранты на развитие и поддержку промышленных секторов, от которых зависит производство продуктов питания. В Брюсселе прошло первое заседание Совета сотрудничества, учрежденного нашей республикой и странами Европейского союза. В состоявшемся заседании приняли участие представители пятнадцати стран ЕС, а также члены Европарламента.
Все они отметили большое значение развивающегося диалога между Европой и
Кыргызстаном. В Брюсселе были проработаны основные направления дальнейшего политического и экономического сотрудничества между нашей республикой и странами ЕС. Кроме того, намечены перспективы совместной работы в решении глобальных международных проблем, таких, как урегулирование внутриафганского конфликта. Не меньшее внимание было уделено и теме оказания помощи странами ЕС Кыргызстану в продвижении начатых у нас демократических реформ. По словам министра иностранных дел М.Иманалиева - главным для Кыргызстана на сегодняшний момент — является разработка основных механизмов уже наметившегося партнерства. Начало этому процессу положено подписанием соглашения об экспорте в Европу чистокровных кыргызских скакунов. По словам председателя Госкоминвеста У.Исаев— за последние три года в рамках программы Европейского союза — ТАСИС — в страны Центральноазиатского региона поступило 500 миллионов долларов. А если говорить о гуманитарной помощи, то с 1992 года по линии ЕС один только
Кыргызстан получил ее более чем на 24 миллиона долларов. В ходе поездки в
Брюссель кыргызстанцами получено подтверждение о передаче в этом году нашей республике на реализацию грантовых проектов ТАСИС 12 миллионов евро. Также достигнута договоренность о структурном переориентировании оказываемой нам помощи. Отныне главную роль в ней займут не консультационные услуги, как было раньше, а прямое инвестирование. Маленький Кыргызстан, таким образом, опять опередил своих соседей по Центральноазиатскому региону. Но вот что заявляет руководитель департамента Европейской комиссии по Центральной Азии господин С.Виттербруд на одной из встреч с группой журналистов из
Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и
Монголии, находившейся на стажировке в Брюсселе в дни визита сюда нашей правительственной делегации: “Кыргызстан в конце девяностых считался нашим любимчиком и самым прилежным учеником в классе, где изучают рыночную экономику. Но где–то с 1997 года здесь начался явный откат от демократических реформ назад. И мы все это прекрасно видим”. Впрочем, шанс вернуть потерянные позиции у Кыргызстана, считают эксперты, еще есть. И даст его нам Европа. Вопрос в том, сумеем ли мы им воспользоваться.
Европейским Союзом также была разработана комплексная программа развития, специально для Кыргызстана. По мнению старшего советника Координационного бюро ТАСИС в Кыргызстане Джона Хэмбли, кыргызский премьер–министр
Амангельды Муралиев поступил весьма мудро, приняв как руководство к действию программу, разработанную Всемирным банком. Возможно, признают специалисты, Всемирный банк действительно подтолкнула к разработке этого проекта критика, которой данная международная финансовая организация подвергается в последнее время из–за якобы недостаточно ощутимой странам–получателям пользы. И уважаемая организация попыталась вернуть себе былой имидж. Тем не менее концепция, разработанная ВБ, хорошо принята правительством страны и донорским сообществом как шанс для переоценки возможностей развития республики. Джон Хэмбли отмечает, что Кыргызстан обременен долгами, которые составляют около 10% ВВП, поэтому необходимо скорое решение проблемы в критическое для страны время. Приоритетом номер один программы является стабилизация макроэкономики, необходимая для выживания, адаптации и стимуляции роста и развития секторов экономики, особенно в сфере малых и средних предприятий. При этом страна в будущем должна более тщательно оценивать свои программы, предлагаемые для доноров.
По мнению представителя Европейского союза, организациям и странам–донорам нужно теснее сотрудничать друг с другом, а правительству Кыргызстана следует провести переоценку своих возможностей в использовании и возврате займов. Эксперт ЕС также считает необходимым для правительства страны — получателя помощи — больше внедрять в жизнь предоставленные рекомендации международных организаций. Он считает правильным признание премьер–министром Амангельды Муралиевым ошибок, допущенных в прошлом, особенно в энергетике и авиации. По словам Джона Хэмбли, так как правительство Кыргызстана объявило о том, что оно не намерено брать новые займы, то теперь кредитные организации должны перенести свое внимание на кратко– и среднесрочные цели. А донорам, предоставляющим техническую и грантовую помощь, которая в прошлом недооценивалась правительством
Кыргызстана, стоит взять на себя утверждающую роль в стабилизации и дальнейшем развитии частных, общественных и государственных институтов
Кыргызстана. Также между Европейским союзом и Кыргызстаном приобрело официальный статус и вступило в силу соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Документ был подписан еще в феврале 1995 года, но начал действовать лишь с 1 июля 1999–го — необходимо было соблюсти все международные нормы ратификационных процедур. Документ был одобрен парламентариями пятнадцати стран, входящих в ЕС, и нашим Жогорку Кенешем.
Глава представительства Европейского союза в Кыргызстане, Чрезвычайный и
Полномочный Посол Майкл Хамфриз отметил, что данное соглашение расширяет возможности торгово–экономического сотрудничества Кыргызстана со странами
Запада. Теперь в отношении нашей республики будет применяться режим наибольшего благоприятствования, исключается дискриминация со стороны иностранных компаний и т.д. Кстати, ЕС уже является одним из основных наших торговых партнеров. На него в 1998 году пришлось 30 процентов объема внешней торговли республики. После приобретения Кыргызстаном суверенитета этот союз поддерживал нас посредством технической (программы ТАСИС) и гуманитарной помощи на общую сумму в 120 миллионов евро. Первое заседание
Совета сотрудничества прошло уже 20 июля в Брюсселе. Подобные соглашения с
ЕС заключили также Казахстан, Узбекистан, Украина, РФ и государства
Закавказья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития ЕС ведет свой отсчет со времени окончания 1 мировой войны. Путь, пройденный Сообществами, заслуживает тщательного и глубокого анализа, причем необходимо избегать крайностей и некорректности в оценках и выводах, чем в немалой мере страдали догмы и схемы прошлого.
Может быть, все это в какой-то мере объясняет, но, бесспорно, не оправдывает не только официальную позицию, но и ее теоретическое обоснование, характерное для конца 40-х начала 60-х годов, хотя и тогда было очевидно, что Европа после второй мировой войны сильно отличалась от
Европы до первой мировой войны.
Развитие сотрудничества между государствами и другими акторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных объединений глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Учитывая многообразие этих сфер, безусловно, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, следовательно, вопрос политической интеграции останется актуальным еще долгое время.
Одним из негативных последствий прежней идеологизации было то, что процессы западноевропейской интеграции рассматривались исходя из тезиса о неизбежном обострении межгосударственных противоречий, которые ничто не может устранить и даже смягчить – ни заинтересованность в объединении сил, ни научно-техническая революция, ни экономическая интеграция. Подобное ограничивало возможности глубокого анализа, призванного определить то, что субъективно и преходяще, от того, что объективно и перспективно. Делались выводы, что Сообщества создавались под сильнейшим политическим нажимом, при сопротивлении "слабых". Особенно интенсивно разыгрывалась карта необходимости "отстаивания суверенитета государств", якобы подавляемого
Сообществами, и борьба с "посягательствами европейского права на национальные правовые системы".
Право и институты Европейского Союза трудно понять, не следуя принципу историзма. Нельзя забывать, что Сообщества не стоят на месте, не остаются застывшими структурами, а непрестанно развиваются, переходя из одного этапа своей истории в другой.
Так, сосуществуют и конкурируют два понятия, подразумевающие один и тот же феномен: "Сообщество" и "Сообщества", что приводит к спорам. Здесь следует определить данные понятия, в Европе существуют три формально обособленные структуры: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское
Экономическое Сообщество (ЕЭС) и Европейское Сообщество по атомной энергии
(Евроатом). Они разделены временем; ЕОУС создано в 1951 году, а ЕЭС и
Евроатом в 1957 году.
Соотношения трех основополагающих договоров предопределяется их содержанием. Итак, структуры "Европейское Сообщество" формально не существует и юридически она не признана. Все три Сообщества и поныне сохраняют свою правосубъектность, как во внутригосударственном, так и в международном праве, чем они резко отличаются от "Европейского Сообщества", которое до сих такой правосубъектностью не обладает.
Институт Сообществ – Европарламент, Совет, Комиссия. Суд, Палата аудиторов, а так же другие органы в их современном виде сложились далеко не сразу. Учредительные договоры не только стали юридической базой их организации и деятельности, но и предопределили возможность их последующего развития.
Развитию институциональной системы Сообществ присущи свои трудности и внутренние противоречия, которые порой порождают серьезные осложнения.
Понятие "европейская интеграция' все чаще связывается с идеей европейского объединения, которое в принципе может воплотиться в европейскую конфедерацию, в которую по идее должны войти все страны Европы, включая
Россию.
Но для этого нужно создать немало предпосылок для более высокого уровня отношений между странами, находящимися на Западе и Востоке европейского континента.
Новый этап в истории Европейского сообщества наступил с подписанием в городе Маастрихт (Нидерланды) 7.02.92 года Договора о Европейском Союзе.
Не заглядывая далеко в будущее, тем не менее можно с полным основанием утверждать, что подписание и ратификация Договора о ЕС придали динамичному процессу европейской интеграции больше устойчивости и больше шансов на успешную реализацию консенсусной демократии в Сообществе.
С изменением соотношения сил на международной арене ускорились процессы интеграции, более тесного сотрудничества в различных сферах деятельности между государствами-членами. Европейские государства изъявили желание вступить в Сообщество, в число которых входят и государства бывшего
Советского Союза.
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что экономический и валютный союз возникнет к 2000 году. Это ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем политическую интеграцию. Таким образом, мало-помалу
Единая Европа с внутренним более интегрированным ядром, а также более расплывчатым внешним слоем будет все в большей степени становиться важным политическим действующим лицом на международной арене.
В настоящее время ЕС активно сотрудничает со странами СНГ, заключает соглашения о партнерстве и сотрудничестве, о торговле товарами и т.д. Наше государство, являющееся членом СНГ, также участвует во многих разработках и проектах ЕС. Сравнению и анализу процесса интеграции и сотрудничества в ЕС и СНГ посвящена вторая глава. Очевидно, что слепое копирование не подходит для государств СНГ, тому приводятся ряд причин. Но имеется немало предпосылок вероятного построения подобной системы экономических и оборонно-военных связей между государствами.
ЕС, в свою очередь, подготовил специальную программу оказания технической помощи государствам с переходной экономикой, в частности, ТАСИС.
Одной из важных сторон, выработанной в ЕС по отношению к Кыргызстану и другим государствам центрально-азиатского региона, является поддержка процесса политических и экономических реформ в этих государствах. В этой связи ЕС видит свою задачу в сотрудничестве с международными финансовыми органами по вопросам гуманитарной помощи и содействию экономическому возрождению и устойчивому развитию Кыргызской Республики. Координационное бюро программы ТАСИС за период с 1991 по 1999 провело множество проектов по консультативной и технической помощи Кыргызстану, эти проекты касались сфер экономики, финансов, банковский сектор. сельское хозяйство, образование, энергетика и государственное управление. В целом программа
ТАСИС привнесла заметный вклад в развитие инфраструктуры нашего государства.
Что касается прогноза политического развития ЕС, то здесь рассматривался вопрос предстоящего расширения европейского союза на восток, так как по единодушному мнению политиков и экспертов - это расширение имеет сугубо политического значение, в связи с этим возникла целая волна споров и дискуссий о целесообразности этой идеи. Безусловно, расширение внесет существенные изменения в структуру ЕС, многие евроскептики считают, что такое «растекание» Союза вширь может отразиться на качественном уровне ЕС.
И эти опасения небеспочвенны, так как, увеличиваясь в территориальном и демографическом плане, экономически оно не принесет существенных вкладов, скорее оно потребует новых значительных дотаций. Хотя, с точки зрения независимых экспертов, предстоящее расширение Евросоюза больше похоже не на слияние, а на поглощение. Также уделено внимание проблеме взаимосвязи расширения ЕС и специфики региональной безопасности, с учетом интересов стран СНГ и России. Если в случае введения евро, страны СНГ, вероятно, получили бы существенные послабления в валютной гонке, то с расширением ЕС на восток реально возникает угроза становлению самого СНГ, так как многие государства СНГ подали заявки как возможные претенденты на членство в
Европейском союзе.

Литература:

«Европейский союз – ваш сосед» Брюссель-Люксембург. 1995 г.
Безруков А.И., Зубенко Л.А. «Европейское Сообщество на пути к единому рынку: роль транснационального капитала». - Москва. 1990 г.
Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва. 1994 г.
Бжезинский З. «Великая шахматная доска» – М. «Международные отношения» 1999 г.
Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г.
Глухарев Л.И. «Европейские Сообщества: в поисках новой стратегии». -
Москва. 1990 г.
Койчуев Т. «Экономика переходного периода». Бишкек. 1995 г.
Арах Метка «Европейский Союз: видение политического объединения». -
Москва. 1998 г.
Крылова И.С. «Европейский парламент» - Москва. 1987 г.
Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты»- Москва.1992г.
Воронов К. «Четвертое расширение ЕС» МЭМО 1996 г. М.
Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» МЭМО №9
М. 1998 г.
Иванов И. «Старт «зоны евро». МНИМО №1 1999 г.
Куранов А. «Новички спешат в Евросоюз» Новое время. Приложение
–Политэкономия №10. 26 мая 1998 г.
Поздняков Э. Ганжа С. «Новые страны на пороге Европейского союза» МНИМО М.
3 1999



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.