скачать рефераты

МЕНЮ


ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда

p> - Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле;

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

- Соглашение по применению ст. 6 ГАТТ1994 года (Антидемпинговые процедуры);
2.Соглашение по применению ст. 7 ГАТТ1994 года (Оценка таможенной стоимости товаров)

- Соглашение по предотгрузочной инспекции;

- Соглашение по правилам происхождения

- Соглашение по процедурам импортного лицензирования

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

- Соглашение по защитным мерам.
3.Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
4.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(ТРИПC).
5.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
6.Механизм обзора торговой политики.
7.Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;
Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.

Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.
Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае
1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам этой конференции сформулировано поручение Генеральному Совету подготовить решение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия").

Следующий форум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвящен обсуждению выполнения странами-членами организации действующих соглашений
Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП: начало переговоров по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПC), подготовка рекомендаций по перспективам деятельности организации с учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможному включению в будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а также тарифов на промышленные товары.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию,
Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса.
Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее время Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия).
Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по
Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений.

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами- учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до
1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя.

В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в
ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань,
Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения к ВТО, выработанная за полвека существования
ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на
Россию. (Более подробно см. информационно-аналитический материал "О ходе присоединения России к ВТО").

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.

Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены
ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в
Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;

- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;

- Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.


О ходе присоединения России к ВТО

Цели и задачи присоединения. В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров со странами-членами ВТО.

Главная задача России на переговорах - получение условий членства в
ВТО, которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

Присоединение к ВТО вытекает из задач современной торговой политики, которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя:
- получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
- развитие экспортных возможностей страны и "облагораживание" структуры российского экспорта;
- обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил
ВТО.
Основные преимущества участия России в ВТО заключается в следующем:
- создание более благоприятных - недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности;
- доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;
- внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство международного опыта в области регулирования торговли.

История развития процесса присоединения. В середине 1992 г. Российская
Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации вручил Генеральному директору ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована
Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой организации, данная комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросам
ВТО. В августе 1997 г. на основе указанной МВК была создана Комиссия
Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Передача в Секретариат
ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской
Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к
ГАТТ. В связи с завершением Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и созданием ВТО, в декабре 1994 г. была передана официальная заявка Правительства РФ о намерении России присоединиться к этой организации.

В апреле 1995 г. в Госдуме были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО; итоги обсуждения получили одобрение этого законодательного органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседания
Правительства России, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения и определены меры по развитию переговорного процесса. В связи с важностью данной задачи основные подходы по присоединению России к
ВТО определяются решениями Правительства Российской Федерации.

Ход переговорного процесса .Сразу после подачи заявки о намерении
Российской Федерации присоединиться к ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993 г. была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. - к ВТО), в рамках которой проходят все основные мероприятия и процедуры по оформлению членства России.

Было проведено девять заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО, даны ответы на более чем 2500 вопросов вопросников стран-членов и
Секретариата ВТО по внешнеторговому Меморандуму, подготовлены законодательные акты и справочно-нормативные документы. Процесс присоединения России не сводится лишь к деятельности в рамках Рабочей группы. Двусторонние консультации с заинтересованными странами-членами ВТО проходят не только в период проведения заседаний Рабочих групп в Женеве, но и в Москве. Проведены серии консультаций по всей проблематике ВТО с делегациями США и ЕС.

В соответствии с Постановлением Правительства России №1072 от 28 августа 1997 г. была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации. В настоящее время в рамках этой
Комиссии задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, других органов государственной власти.

В 1998 году в Москве прошли двусторонние тарифные переговоры с делегациями Японии, ЕС, США и Канады. В ходе данных встреч обсуждались российские тарифные предложения, а также смежные вопросы, связанные с доступом на рынки товаров. В Женеве была проведена серия тарифных переговоров с Норвегией, Пакистаном, Швейцарией, Чехией и Словакией. прошли встречи с представителями Новой Зеландии, Вьетнама. Также российская сторона провела на двух- и многосторонней основе серию консультаций по вопросам присоединения к ВТО с государствами-участниками Таможенного Союза
(Белоруссия, Казахстан, Киргизия), а также с Украиной и Молдовой.

В мае 1998 г. российская делегация приняла участие во второй
Министерской Конференции ВТО в Женеве. На данном форуме, который является высшим органом этой международной организации, подводились итоги пятидесятилетней деятельности системы ГАТТ/ВТО.

Некоторые проблемы в подготовке к вступлению в ВТО России. Заявить о своем вступлении в ВТО гораздо легче, чем реально стать его членом. Для этого надо решить две проблемы - таможенных тарифов и технических барьеров. Если с тарифами Россия справляется, то технические барьеры в торговле - действительно большое препятствие.

Соглашение о технических барьерах торговли (ТБТ) касается нескольких проблем. Речь идет о стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия. Применение международных стандартов является непременным условием для всех членов ВТО. Это, в частности, означает, что, принимая в стране свой стандарт или правила оценки соответствия, необходимо прежде узнать, существует ли аналогичный международный документ. И если он действует, то в своей практике страна обязана использовать его, а не разрабатывать собственный. Причем гарантию выполнения этого документа дает правительство страны, входящей ВТО.

Еще один важный принцип соглашения о ТБТ - нотификация, или уведомление. Если страна решила разрабатывать свой собственный технический стандарт или регламент, она обязана уведомить об этом секретариат ВТО.
Кроме того, любое из входящих в ВТО государств может потребовать у другой страны предоставить ей информацию об этих разработках, а затем выслать ей свои комментарии к ним. Разработчик обязан учитывать эти замечания.

Для страны - члена ВТО обязательно также следование принципу пропорциональности. Если страна хочет защититься от какого-то риска, то принимаемые меры должны быть адекватны. Члены ВТО не терпят дискриминации в торговле. Страна должна относиться к импортеру, как и к собственным производителям.

В ряде отраслей в России очень высокий показатель применения международных нормативных документов, в основном в тех , которые работают на экспорт. Однако есть секторы, где этот вопрос стоит достаточно остро.
Например, пищевая промышленность, ее стандарты традиционно были ориентированы на отечественного производителя, а не на получение импортной продукции. Здесь тоже принимаются ускоренные меры по гармонизации, но не за счет снижения показателей, которые способны нанести ущерб нашим потребителям.

Более сложные проблемы связаны с принципом пропорциональности. Рынок в
России неустоявшийся, сюда со всего мира везут продукцию, которую зачастую не разрешают использовать у себя дома. В США есть закон: если завезенный товар не проходит по действующим там стандартам, то его можно либо уничтожить, либо отправить на реализацию в другую страну. Легко понять, какой вариант предпочитают его владельцы. Поэтому Россия вынуждена применять самую сложную схему оценки соответствия сертификатов. Обычно в этом процессе участвуют три стороны: продавец, покупатель и независимый эксперт. В данном случае оценку соответствия выставляет третья сторона - независимый эксперт. Там, где рыночные отношения уже устоялись, оценку соответствия обычно доверяют первой стороне - то есть производителю. Но так как у нас много фирм-«однодневок», такая система в условиях России вряд ли будет работоспособной. Поэтому приходится проводить независимую экспертизу.
Это требует дополнительных расходов, но зато дает большие гарантии безопасности. Естественно, что партнеры по переговорам настаивают на преимущественном использовании системы самодеклараций.

Многие принятые у нас стандарты затрудняют наши международные экономические связи. Например, в пищевой промышленности сейчас готовится общий стандарт, который определяет тот объем информации, который необходимо помещать на этикетках продуктов. До сих пор было 800 стандартов на разные продукты. И чтобы узнать, что следует писать на упаковках, надо было изучать их все. Теперь все будет сосредоточено в одном документе.

Процесс подготовки к вхождению в ВТО мог бы протекать успешней, если бы не недостаток средств. Частный сектор пока в эту работу не включился. А ведь стандартизация - весьма выгодный бизнес. По оценкам немецких экспертов, если фирма проводит свой стандарт как международный, то получает прибыль не менее 700%. Но не сразу. Международный стандарт разрабатывается
4-5 лет, если компания на рынке продержится этот срок, то такие доходы она будет иметь. Наши же бизнесмены часто не желают так долго ждать, они хотят получить все и сразу.

Ближайшие задачи. Присоединяясь к ГАТТ/ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренности ВТО. Необходимо изучить весь пакет договоренностей с целью использования многих содержащихся в них положений для защиты экономических интересов России.
Прежде всего, необходимо провести собственными силами экспертизу законодательной базы России, регулирующую внешнеэкономическую деятельность с тем, чтобы определить, где она отклоняется от установившихся норм и положений ГАТТ и где придется пойти на удовлетворение предложений, обращенных в нашу сторону. Это, прежде всего, касается Таможенного Кодекса
России и Закона о таможенном тарифе налогового законодательства. Еще в большей мере это касается многочисленных инструкций ГТК, налогового ведомства, проблем сертификации товаров. Вместе с тем, определив слабые места, целесообразно сделать их предметом переговоров, добиваясь достаточно продолжительных промежутков времени для изменения законодательных норм, административных распоряжений. Подобная "перестройка" может стать определенным обоснованием необходимости иностранной технической помощи, помощи в подготовке кадров как условия реализации этих задач. Другое направление - воздержатся на период переговоров от односторонней либерализации внешнеторгового режима России. Либерализацией внешней торговли товарами могла быть сделана как "плата" за присоединение к
ГАТТ/ВТО. Эта проблема существует в таможенно - тарифной области, в налогообложении и в других областях. Обычная практика всех стран заключается в том, что снижение и закрепление ставок таможенных пошлин, отмена квот и т.п. происходит в процессе переговоров как уступка за столом переговоров, а не безвозмездно до их начала. Иначе в самих переговорах российская сторона может оказаться в недостаточно сильном положении, лишив себя "весомых аргументов" в переговорах. Далее, уже сейчас при осуществлении законотворческой деятельности, издании постановлений правительства, изменения административных процедур следует ориентировать не установленные международные нормы и практику ГАТТ с тем, чтобы не создавать препятствия в ходе самих переговоров и сделать процесс правовой адаптации
России к нормам и положениям ГАТТ/ВТО максимально плановым и быстрым.
Особенно важно, чтобы в процессе реализации уже принятых нормативных актов реальная практика (а она базируется на ведомственных инструкциях) не нарушала собственные законы и не изменяла содержание нормативного акта, постороннего по всем правилам и нормам ГАТТ/ВТО. Не менее важно и другое: вступая в переговоры, необходимо заранее очертить пределы, выход за которые может нанести ущерб национальным экономическим интересам России, ее экономической безопасности, ослабить позиции экспертов и импортеров страны на внешнем и внутреннем рынках. ГАТТ 1947 и ГАТТ 1994 не запрещает защиту национальной экономики. Они требуют, чтобы протекционистские меры опирались на правила их применения. Поэтому переговорная позиция России должна включать четкие предложения по реализации мер по защите экономических интересов страны, ее экспортеров и импортеров. Настало время заявить, что в
России есть отрасли производства, включая и предприятия, выпускающие высокотехнологичное оборудование и товары (отнюдь не только военного назначения), которые обладают сравнительными преимуществами производства в мировом масштабе.

Сравнительные преимущества многих отраслей экономики России - это большие масштабы производства, высокая квалификация инженеров и рабочих, в ряде случаев превосходящая аналогичные качественные характеристики многих стран (и не только в развивающемся мире), все еще низкая цена рабочей силы, которая перекрывает недостаточную производительность труда, сравнительно дешевое и доступное сырье и материалы.

Поэтому в ходе переговоров необходимо отстаивать эти преимущества
России, подчеркивая, что они дают стране все основания участвовать в формировании мировых цен, а низкие цены на продукцию российских предприятий
- результат действия факторов, связанных с ее сравнительными преимуществами по сравнению с другими странами, а не экспорт товаров по демпинговым ценам.

Присоединение России к ВТО - длительный и сложный переговорный процесс. Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Исходя из этого участие
России в ВТО возможно лишь при том, что условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Заключение

Значение Всемирной торговой организации

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно- правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ (128 на конец 1994 г.), но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
CCC Customs Cooperation Counсil - Совет таможенного сотрудничества (СТО)
CCC Secretariat Секретариат Совета таможенного сотрудничества
DSB Dispute Settlemеnt Body - Орган разрешения споров (ОРС)
FAO Food and Agriculture Organisation of the United Nations -
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций
(ФАО)
GATS General Agreement on Trade in Services - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
GATT 1994 General Agreement on Tariffs and Trade 1994 - Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994 г.)
IMF International Monetary Fund - Международный валютный фонд (МВФ)
MFA Arrangement Regarding International Trade in Textiles - Соглашение по международной торговле текстилем - МТТ
SCM Subsidies and Countervailing Measures - Субсидии и компенсационные меры
- СКМ
Secretariat Secretariat of the World Trade Organization - Секретариат
Всемирной торговой организации
SSG Special Safeguard - Специальные защитные меры
TMB Textiles Monitoring Body - Наблюдательный орган по текстилю (НОТ)
TPRB Trade Policy Review Body - Орган по проведению обзора торговой политики (ООТП)
TRIPS Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)
World Bank International Bank for Reconstruction and Development - Мировой банк - Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
WTO World Trade Organisation - Всемирная торговая организация (ВТО)
WTO Agreement Аgreement Establishing the World Trade Organisation -
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации

Список использованной литературы.

I. Нормативные акты:

1.Федеральный закон Российской Федерации «О сертификации продуктов и услуг»
II. Книга:

1.Ив Бенар, Жан-Клод Колли. «Толковый экономический и финансовый словарь». «Международные отношения». Москва. 1997 г.
III. Статьи:

1.В. Андрианов, д. э. н., профессор, советник первого заместителя правительства РФ «Россия и всемирная торговая организация», http://is.park.ru/parknoframes/

2. «Экономический анализ - разумный протекционизм» «Эксперт», 07 сентября

1998 года.

3. «Воинственный лик Меркурия» «Итоги», 09 февраля 1998 года

4. В. Горский «Проблемы вступления России в ВТО», http://www/aris/ru

Дата выполнения.01.12.98
Подпись слушателя.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.