скачать рефераты

МЕНЮ


Геополитика и геоэкономика Норвегии

Геополитика и геоэкономика Норвегии

                 Санкт-Петербургская государственная    

                   инженерно-экономическая академия.

     Кафедра «Государственного и муниципального управления»

                            КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.

             Геополитика и геоэкономика Норвегии.

                  

          Руководитель:                                        Выполнил:

          

                                      

                                                Санкт-Петербург

                                                         1997


СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.                                                                                                             3

ГЛАВА 1. Анализ геополитической и геоэкономической ситуаций.            3

   1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.             3

   1.2. Анализ геополитической ситуации в Норвегии.                                   7

   1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность?          9

ГЛАВА 2. Норвегия сегодня: современный взгляд.                                        12

   2.1. Основные экономические ресурсы.                                                        12  

2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция

       холодной войны.                                                                                       14 

   2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы.                  16

ГЛАВА 3. Норвежско-Российский диалог.                                                       18

   3.1. Соседи по северу.                                                                                      18

   3.2. Географический фактор.                                                                            19

   3.3. Экологическая безопасность Норвегии.                                                   20

3.4. Арктическая ориентированность важный элемент в отношениях

       между Россией и Норвегией.                                                                    21

3.5. Россия и Норвегия прибрежные государства. Делимитация зон

       континентального шельфа.                                                                       23

   3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии.                                              25

3.7. Важные аспекты Норвежско-Российского взаимодействия на

       современном этапе.                                                                                    25

ГЛАВА 4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона.                                  27

4.1. Российско-Норвежское взаимодействие-важнейшая                            

            движущая сила баренцева сотрудничества.                                             27

4.2. Приоритетные программы СБЕР и основные направления

         сотрудничества в регионе.                                                                        28

  4.3. Совет государств Балтийского моря.                                                           31 

Заключение.                                                                                                             33

Приложения.                                                                                                           36

Литература.                                                                                                              37


ВВЕДЕНИЕ.

    Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и глава 2) посвящён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и некоторым прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития Норвегии. Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в Европейский Союз, а точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать против на референдуме в 1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос представляет наибольший интерес при рассмотрении геополитической ситуации в стране.

   Второй блок (глава 3 и глава 4) посвящён норвежско-российским отношениям. Касательно российско-норвежского сотрудничества представлены такие аспекты как историко-географическая справка о взаимоотношениях России и Норвегии, размещение и создание военных ядерных баз вблизи норвежско-российской границы. Освещена чрезвычайно важная и волнующая не только Россию проблема утилизации ядерных отходов, увеличивающихся каждый год. Интересная ситуация сложилась на архипелаге Шпицберген (Свальбард). По договору от 9 февраля 1920 года архипелаг передан под "полный и абсолютный суверенитет Норвегии». Но и до настоящего времени он остаётся предметом многих дискуссий. В отношениях с Норвегией досталось неурегулированное наследство - предстоит решить застарелую проблему разграничения экономической зоны и шельфа(155 тысяч кв.км.) в Баренцевом море. Норвежцы придерживаются принципа медианой линии, тогда как россиянам  ближе принцип арктических границ. Этот вопрос не урегулирован до сих пор. В этом свете понятна инициатива норвежского министра Т.Столтенберга по организации многостороннего органа- Совета Баренцева/Евро-арктического региона, который был создан в Январе 1993 года. В его формировании приняли участие представители Финляндии, Швеции, России, Дании, Исландии и ЕС. Целью нового образования является сотрудничество в сфере экономики, охраны окружающей среды и безопасности. Россия может извлечь из создания Совета определённую пользу. Речь идёт о привлечении инвестиций северных стран, а может быть, даже фондов ЕС для разработки полезных ископаемых в Арктике, развитии необходимой инфраструктуры в проведении экологических программ.

    В заключении представлен сценарий развития российско-норвежских отношений.



Глава 1. Геополитика и геоэкономика Норвегии.


1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.


Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственых и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения. Если доля стран Северной Европы в капиталистическом мире составляет по населению менее 1%,то по внутреннему валовому продукту и промышленному производству - примерно 3% , а по экспорту около 5%.

Сила стран Северной Европы не в количестве, а в качестве и производимой продукции, в основном экспортируемой. Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Располагая передовой производственной базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с её зависимостью от внешних рынков длительное время шла преимущественно по пути поиска и закрепления своих «ниш», относительно узкой специализации на производстве определенных продуктов, систем, компонентов, узлов.

При этом экономике Норвегии всегда была присуща способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изначально специализация  базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам  гидроэнергии на первое место по Западной Европе. 

Последние десятилетия на первый план вышли отрасли, использующие современные технологии. В настоящее время все больше усиливается ориентация на выпуск  наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.

Экономический кризисы середины 70-х начала 80-х годов, переплетение циклических спадов и структурных сдвигов едва не свели на нет те выгоды, которые извлекала Норвегия из специализации, затруднили лавирование за счет асинхронности, разновременности экономического цикла, как это было раньше. Во второй половине 70-х годов по ряду важных показателей Норвегия  держалась только за счет нефти.

С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства, современным технологиям Норвегия с учетом своих национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса встала на путь структурной перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.

В этой связи представляет интерес анализ дальнейшего поиска специализации нового типа, судьбы «нишевой  специализации», характера структурной модернизации. Решение этих проблем вызывает острую борьбу мнений, сопровождается дискуссией на уровне экономической теории и государственной политики. При этом нынешний этап отмечен не только спорами, но и апробированием различных теоретических положений на практике: неокейнсианство и неолиберализм, но в духе прагматического подхода к конкретным задачам. В общей картине происходящих изменений переплелись подчас противоположные тенденции. С одной стороны - к обострению конкурентной борьбы между северными странами, а с другой - к объединению ресурсов для укрепления позиций региона в мировой экономике, чтобы  вписаться с наибольшей выгодой в меняющееся международное разделение труда, воспользоваться достижениями научно-технического прогресса. По мере углубляющейся интернационализации хозяйственной и общественной жизни наблюдается и другая важная тенденция- утрата исторически присущих странам черт обособленности и провинциализма, но с сохранением в каждой из них своей самобытности.

Определенным  своеобразием отличалась в Норвегии формирование капиталистических  экономических структур: более поздние сроки индустриализации, её значительная обусловленность потребностями внешнего рынка, возможность добиться выгодного положения  на нем своих товаров и услуг.

Почти не участвуя в территориальном разделе мира, Норвегия и без колоний благодаря производственно-финансовым связям к прибылям крупных держав, стала частью мировой хозяйственной системы. Уже в конце прошлого - начале нынешнего века на базе концентрации и централизации производства и капитала возникли крупные компании, преимущественно экспортного направления, стали складываться финансовые группы.

В Норвегии низкая экономическая конъюнктура и кризисные явления наблюдаются с 1986 года, когда резко упали цены на нефть, в связи с переходом на энергосберегающие технологии. На протяжении одного года вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%.В последующие годы сильное увеличение добычи нефти подняло эту цифру до 16 % ВВП, но, как утверждают специалисты в ближайшем будущем добыча нефти снова начнет падать. Доходы от природного газа будут восполнять пробел, по крайней мере, несколько лет. Но будет ли относительно слабая нефтяная часть экономики страны, в которой преобладает государственный сектор, достаточно сильной, чтобы компенсировать нехватку средств, когда начнется сужаться нефтяной сектор? Эти тревоги усугубляются в последние годы резким ухудшением состояния государственных финансов. Щедрая бюджетно-налоговая политика, принятая правительством Рабочей партии после 1990г. с целью смягчить трудности спада, привела к росту дефицита государственного бюджета до 12,5%. Понимая эти долгосрочные трудности, правительство в 1993г. представило парламенту программу на 1994-1997гг., в которой изложило стратегию их устранения. Она основана на значительном ужесточении бюджетно-налоговой политики, сдерживания трансфертных платежей в пользу инвестиций в инфраструктуру и общий перенос упора с государственного сектора на частный.

  Правительство Рабочей партии проводило рестрективную политику. После сокращения ВВП в 1988 году он возрастал и в 1992г. темпы его роста приблизились к 3 %. ВВП страны возрос на 1,2% в 1993г. и на 2,3% в 1994г. Рост  валового  внутреннего  продукта с 1989  по 1992 года показан на рисунке 1.



рис.1.

 


Личное потребление в 1992г. было ниже уровня 1986г. почти на 3%. Валовые капиталовложения значительно уступают показателям 1988г. Импорт в 1992г. был ниже, чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства и обрабатывающей промышленности - даже ниже уровня 1985г. Эта безрадостная картина скрадывалась лишь благодаря добыче нефти. Объём валовых капвложений показан на рис.2.


рис.2.




Уровень инфляции постепенно понижался и в мае 1993г. составил в годовом исчислении 2,4%, а в 1994г.1,7%. Но уровень издержек на заработную плату был по-прежнему заметно выше, чем в других странах, хотя конкурентоспособность норвежских товаров в 1993г. на 11% превысила уровень 1988г.

Дефицит государственного бюджета по-прежнему велик -50 млрд. крон в 1993г. К весне 1993г. заметно снизился уровень процентных ставок, приостановилось падение занятости.

За первые пять месяцев 1993г. экспорт составил 88 млрд. крон, а импорт 60 млрд. крон. На нефть приходится 43% всего норвежского товарного экспорта.

Банковский кризис в стране продолжается пятый год, хотя самое худшее уже позади. Все крупные коммерческие банки, кроме «Ден Норске банк», оказались в полной зависимости от государства. Банковский кризис начался с драматического падения цен на нефть и распространился на все другие секторы экономики.

1994 год положил начало оживлению экономики. ВВП вырос на 3,5%. Инфляция составила мене 1%. Платежный баланс связан с большим активным сальдо, превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5%  экономически активного населения страны. Уровень безработицы  с 1989 по 1995 года характеризует рис.3.


рис.3.


1995 год закончился примерно на таком же экономическом уровне. Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому назад обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%. Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке. В следующие несколько лет положение может измениться, и возникает сомнение в том, удастся ли этот краткосрочный успех превратить в стойкий долговременный рост.


1.2.Анализ геополитической ситуации.

  Норвегия как единое государство сформировалась в конце IX века нашей эры. На раннем этапе установились контакты с российскими княжествами. Сыновья норвежских королей росли при княжеских дворах в России, русские принцессы становились королевами Норвегии. Норвежцы путешествовали по России, служили в охране российских князей (их называли варягами), осуществлялся активный товарообмен. Впоследствии, в результа­те опустошительной эпидемии "черной смерти" (чумы) приблизи­тельно в 1350 году, экономическая ситуация в Норвегии ухудши­лась, и страна попала под власть датской короны. В 1814 году, в период завершения наполеоновских войн, со­юзники-победители вынудили Данию уступить Норвегию Швеции в порядке компенсации за потерю ею в 1809 году Финляндии. Норвегия воспользовалась этой возможностью, чтобы провозгла­сить независимость, и приняла самую демократичную на тот мо­мент в Европе Конституцию, которая действует и по сей день, хотя и со значительными поправками. Однако под давлением военного превосходства Швеции и международной изоляции Норвегия вы­нуждена была принять неизбежное. Норвежское руководство доб­ровольно приняло достойное предложение шведской короны за­ключить личную унию со Швецией. Норвегия оставалась отдель­ным государством и сохраняла свою новую Конституцию. Однако оба королевства получали одного главу государства и должны  были проводить единую внешнюю политику.                  

В течение следующего столетия происходил непрерывный рост  норвежского национального самосознания. Одновременно с прогрессом в промышленности, торговле и судоходстве происходило  возрождение культуры. В политике радикальные и демократиче­ские настроения вели к возникновению оппозиции по отношению к королю Швеции. Растущее национальное самосознание подчер­кивало различия в уровне жизни и особенностях жизненного уклада, а также в политических взглядах между Норвегией и Швецией. Под влиянием расходящихся экономических и внеш­неполитических интересов норвежский парламент (Стортинг) проголосовал в 1905 году за разрыв унии со Швецией. Последо­вавший за этим референдум поддержал это решение подавляю­щим большинством голосов, и два королевства мирно разошлись. Первой державой, признавшей новый и полностью независимый статус Норвегии, стала Российская империя.


В послевоенный период политический курс Норвегии в основном определяется ее участием в НАТО (с 1949 г.) и направлен на тесное политическое и военно-экономическое сотрудничество с ведущими державами этого блока (США, Великобританией, Германией). Отношения Норвегии с ЕЭС регулируются соглашением о свободной торговле (1973г.).


К важному аспекту анализа обновляющейся ситуации региона относится внешняя политика. В послевоенные годы североевропейские страны заняли, как известно, особое место на политической карте мира. Для Швеции характерна проводимая ею политика активного  нейтралитета. Нейтралитет Финляндии сочетался с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. Государство - члены НАТО - Норвегия, Дания и Исландия заявили о своём отказе от размещения на их территории в мирное время ядерного оружия.

Различие позиций не могло не отразиться на внешнеполитическом поведении стран европейского Севера. При этом их роль в международной жизни заметно возросла. Ведь из объекта истории, какими длительное время были малые страны, постоянно вовлекаемые в игру и противоречия крупных держав, они стали её субъектом. Они вносят свой вклад в ход мирового исторического процесса, активно участвуют в формировании нового порядка в духе Хельсинского акта, Парижской хартии.

Возникшая на рубеже 90-х годов новая геополитическая ситуация - кардинальные изменения в Центральной и Восточной Европе, распад СССР на суверенные республики, возникновение СНГ, обретение независимости балтийскими государствами, новая роль России - заставляет Северные страны переосмысливать многие важные международные проблемы.

Огромный интерес вызывает на Севере Европы трудный, подчас драматически взрывной ход обновление нашего общества. Этот интерес продиктован и деловыми соображениями, перспективами развития уже в новых условиях взаимовыгодного сотрудничества - ведь мы соседи и его застой противоестественен. Но ещё в большей степени он диктуется тем влиянием, какое оказывают перемены в нашей стране на развитие общеевропейских и мировых процессов, в том числе глобального характера.

Естественно, внимание европейских северян, как впрочем, и всего Запада, привлекает поразительные по скорости и масштабам перемены в Восточной Европе. Отношение к ним североевропейских государств (в целом они поддерживают происходящие изменения) неоднозначно, как  неоднозначны по своей сути сдвиги и катаклизмы в отдельных восточноевропейских странах. Так, объединение Германии при общем одобрении вызывает и определенные опасения (не забыт прошлый исторический опыт). Если не беспокойство, то неуверенность порождает  и далекая от стабильности обстановка в Польше, их южном соседе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.