p> Анализируя выше сказанное, нужно отметить, что фигура президента и,
конкретно, его внешнеполитическая стратегия, зависели от социально-
политического блока, выступившего для него в роле протекционистской силы.
Однако не всегда те функции, которые были возложены и на президента и на
парламент могли быть выполнены и реализованы ими. Поскольку республиканское
правительство и могущественная промонархическая и экономическая элита не
совпадали в своих взглядах и интересах, то и внутренне развитие Германии,
как и её внешнеполитический курс, были непредсказуемыми.
В обязанности президента входило представительство империи в
международно-правовых отношениях, следовательно, именно президент являлся
проводником внешнеполитического курса Германии. Президент и кабинет
правительства, как представители власти молодой Веймарской республики, в
условиях диктуемых им внешним миром, должны были вести такую политику,
которая бы не вызвала кризисных явлений в международных отношениях для
новой формы государственной власти в Германии. Проводимая ими внешняя
политика была вынуждена в первую очередь соответствовать требованиям держав-
победительниц, тем самым способствуя международному признанию Веймарской
республики. Республиканский строй и его органы государственной власти
внутри страны поддерживались промышленниками новых отраслей: в основном
представителями крупной буржуазии, которые считали, что установление
буржуазно-парламентской республики и сотрудничество с правыми лидерами
социал-демократии укрепят капиталистическую систему, и республиканский
строй, как непременное условие её существования. Следовательно, поддерживая
государственную власть, они преследовали в первую очередь свои интересы.
В роле оппозиции выступал финансовый и промышленный капитал рейнско-
вестфальской тяжёлой индустрии и ост-эльбские помещики – принципиальные
противники республиканской демократии, которые выступали за другой курс,
носящий аванюристическо-милитаристский характер. Выбор данного курса
объясняется стремлением подорвать престиж Веймарской республики, доказать
её несостоятельность, как дипломатического партнёра, вызвать негодование
стран-участниц мирного договора. Данный курс получил название «политики
катастроф»[6] и был умелым инструментом в руках тех, кто добивался
скорейшего падения неугодного демократического республиканского строя.
В целом Веймарская конституция утверждала господство буржуазии и
помещиков. Руководящая роль принадлежала промышленным и финансовым
магнатам. Примером зависимости правительства от представителей крупного
капитала является декабрь 1919 года, когда в результате слияния Объединения
центрального союза Германских промышленников с Союзом промышленников
образовался Имперский союз германской промышленности, который вместе с
Объединением германских союзов работодателей направлял из-за кулис политику
правительства[7]. Обоими союзами руководили магнаты монополистического
капитала, которые являлись сторонниками реставрации монархических порядков
и реваншистских планов, предусматривавших силовой пересмотр итогов
проигранной войны.
Для того чтобы полностью убедиться в стремлении правящих кругов
Германии осуществлять внешнюю политику реваншистского характера, нужно
оценить статьи Версальского мирного договора и рассмотреть условия
послевоенного существования Германии. Именно данные положения определили
предстоящую цель внешней политики Германии – выход из внутреннего кризиса и
борьба за восстановление международного престижа.
Утверждение республиканского демократического строя и стабилизация
новой политической системы оказались трудным и длительным процессом,
оказывающим влияние и на развитие внешнеполитического курса. С 1919 года и
до конца 1923 года сохранялась напряженная ситуация, шла острая
политическая борьба, приводившая к частой смене правительственных
кабинетов, что естественным образом отражалось и на ведении внутренней и
внешней политике, поскольку реализуемая кабинетами программа являлась
воплощением проводимого курса внутри и вне государства.
Веймарская коалиция политических сил, определивших состав
правительства в 20-е годы, была неоднородна. На левом фланге стояла социал-
демократическая партия (СДПГ), а на правом – партия Центра и Немецкая
национальная народная партия (НННП). НННП занимала националистические,
реваншистские позиции, была враждебна веймарской демократии, нередко
смыкалась с фашистами. Идеологическая направленность правых сил гласила о
том, что тяжелое положение немецкого народа связано с несправедливым миром,
тем самым подстрекала народные массы к стремлению бороться против
Версальского мира и не признавать сложившейся ситуации в международном
плане для Германии.
На левом фланге соперничество социал-демократической и
коммунистической партий доходило до открытой враждебности, что значительно
ослабляло их положение, и не давало возможности доминировать в
Национальном собрании.
Данная ситуация имела своё олицетворение и во внешнеполитическом
курсе сложившихся группировок политических сил. Политика правых партий,
выступавших против Версальского договора и конституции, получила клеймо
«политики катастроф», поскольку она вела к обострению классовых
противоречий в стране и угрожала внешним вторжением. В целом, правые
партии, представляли интересы магнатов отраслей тяжелой германской
промышленности (металлургии, угольной, военной), верхушки генералитета и
многих других армейских чинов, крупных финансовых магнатов.
Другая группировка политических партий, включавшая СДПГ, буржуазную
партию Центра и другие, признавала республику, мирный договор, конституцию.
Её политический курс получил название «политики выполнения мирного
договора». Эта группировка политических сил являлась представительницей
интересов новой промышленной буржуазии (электрохимической, химической и
др.) в Германии. Именно эти силы нового германского общества считали
необходимым проводить динамичный и последовательный как внутриполитический,
так и внешнеполитический курс. Тем самым, данная часть крупной буржуазии,
исходя из реальной обстановки, считала, что установление буржуазно-
парламентской республики и сотрудничество с правыми лидерами социал-
демократии и профсоюзов укрепят капиталистическую систему. Для них
«политика выполнения» являлась шагом к восстановлению внешнеполитического
престижа Германии на данном этапе её развития, то есть способом утверждения
и доказательства дееспособности новой формы государственной организации
немецкого общества – Веймарской республики.
Таким образом, политическая ситуация в Германии была тревожной, что
проявилось в «маятнике» политических сил, сменявших друг друга. Эта
тенденция распространилась и на внешнюю политику, которая подвергалась
воздействию данного явления и менялась в зависимости от доминирования той
или иной политической силы в верхах германского общества. В правящих кругах
страны сформировалось две группировки – «проверсальская» и «провосточная».
Первая настаивала на выполнении версальских обязательств и ориентировалась
на терпеливый диалог с Антантой в интересах смягчения условий репарационных
выплат. Вторая была связана с тяжёлой промышленностью и видела будущие
Германии в соединении «германского интеллекта и промышленности с русскими
трудовыми ресурсами и сырьём»[8].
Тенденция колебания политических сил и настроений немецкой
общественности нашла своё отражение в ожесточенной политической борьбе
Веймарской республики. В свою очередь, смена правительственных кабинетов,
влияла на внутренне развитие Германии и её внешнюю политику. Данное
положение подтверждают рассмотренные ниже факты и события. В середине марта
1920 года была предпринята попытка военного переворота, организованная
монархистом В. Капом, генералом Э. Людендорфом, Лютвицем и др. Заговорщики
стремились к установлению военной диктатуры, путём свержения правительства,
реставрации монархии и уничтожению веймарской конституции. Захватив власть,
они хотели добиться пересмотра Версальского договора, главным образом его
военных условий[9]. Фактически можно доказать стремление промонархических
реакционных сил проводить агрессивную реваншистскую политику. В целях
аргументации приведу несколько примеров: юнкерство и военщина, вместе с
контрреволюционными и военными организациями, вербуя офицеров, реакционно-
настроенных студентов, деклассированные элементы вели широкую
шовинистическую и антидемократическую пропаганду. Активизировалась
деятельность реакционной националистической военной организации «Стальной
шлем», возникшей в ноябре 1918 года. Правящие круги укрепляли армию, к
началу 1920 года, германские вооруженные силы, несмотря на ограничительные
статьи Версальского договора, насчитывали четыреста тысяч человек без
«добровольческих» объединений[10].
Дальнейшее укрепление реакционных сил наблюдается в середине 1920
года: германская буржуазия настолько окрепла, что у неё уже не было
необходимости маскировать свою политику с помощью правых социал-демократов,
тем более, что позиции последних стали ослабевать. Резкое ослабление социал-
демократической партии привело к её устранению из правительственного
кабинета. Германские милитаристы решили покончить с коалицией и образовать
правительство без социал-демократов. 25 июня 1920 года один из лидеров
партии Центра, Ференбах, при поддержки националистов, сформировал
правительство из представителей Немецкой народной и Демократической партий.
Таким образом, впервые после ноябрьской революции, к власти пришёл
кабинет с лидером правого крыла партии Центра, состоявший исключительно из
представителей буржуазных партий: Демократической, Народной и Центра.
Внешнеполитический курс этого правительства был крайне реакционным. Социал-
демократы заняли по отношению к новому правительству позицию
«благожелательной оппозиции». С мая 1921 года, пост канцлера Германии
занимал один из лидеров католической партии Центра – И. Вирт. Видным членом
его кабинета (министром восстановления, а затем министром иностранных дел
был В. Ратенау). Вирт и Ратенау считали, что Германия должна лояльно
выполнять репарационные обязательства, однако, такая внешнеполитическая
линия встречала противодействия со стороны тяжелой индустрии и аграриев.
На средства монополистов и юнкеров насаждались реакционные и
фашистские организации, в состав которых входили бывшие офицеры и унтер-
офицеры, буржуазная молодёжь, часть чиновничества и мелкой буржуазии,
деклассированные элементы. Они добивались ликвидации Веймарской республики,
установления открытой диктатуры монополистического капитала и перехода к
агрессивной внешней политике. Началась эра роста популярности фашизма с его
открыто националистической внешней политикой, подразумевавшей стремление и
желание Германии стать доминирующей мировой геополитической силой,
добившись реванша за проигранную войну и унизительное положение по статьям
Версальского мира.
В результате обострения внутриполитического положения и давления
крайних групп кабинет Вирта пал, и в ноябре 1922 года Куно – ставленник
монополистической группы Стиннеса – сформировал правительство из
представителей Народной партии, Демократической партии и Католической
партии Центра. Стиннесс, исходя из своих эгоистических соображений, открыто
призывал к срыву репарационных платежей. Неспособность и нежелание Германии
осуществлять репарационные выплаты привели к оккупации Рура. Оккупация Рура
по замыслам французских правящих кругов должна была привести к полному
взысканию репараций, а в конечном итоге, к отторжению от Германии некоторых
территорий. Однако эта акция привела к обратному эффекту. Правительство
Куно, подстёгиваемое Германским монополистическим капиталом, провозгласило
политику «пассивного сопротивления». «Король Рура» - Стиннесс, заявлял, что
французская оккупация Рура может оказаться даже выгодной для Германии, так
как даёт возможность использовать противоречия в лагере победителей по
репарационному вопросу. Таким образом, Стиннесс толкал германскую
дипломатию на путь политики катастроф. В августе 1923 года всеобщая стачка
рабочих в Германии смела кабинет Куно[11].
Новое правительство Шреземана с участием правых социал-демократов
приняло решение о прекращении «пассивного сопротивления». В стране было
введено чрезвычайное положение. Вскоре после этих событий происходит
активизация фашистского движения. Фашисты, объединившись в национал-
социалистическую партию, усиливали компанию социальной демагогии и
шовинистическую пропаганду, требуя отмены Версальского договора. В начале
декабря 1923 года после разгрома «пивного путча», организованного
фашистами, в Германии было сформировано чисто буржуазное правительство во
главе с Вильгельмом Марксом, которое сразу же провело закон о расширении
чрезвычайных полномочий. Фактически, хозяином положения стала реакционная
военщина, во главе с генералом рейхсвера Сектом. Таким образом,
внешнеполитический курс Германии, на данный момент, определялся интересами
крупного монополистического капитала тяжёлой и военной промышленности. Это
означало наибольшее сближение с американскими финансовыми группами, целью
которых являлось помочь Германии модернизировать и укрепить её армию,
следовательно, создать надёжный заградительный барьер от Англии и Франции.
В декабре 1924 года в стране были проведены выборы в рейхстаг.
Большинство голосов избирателей получили буржуазные партии. 15 января 1925
года из представителей буржуазных партий. Было сформировано правительство
Лютера, выражавшее интересы крупных промышленников и аграриев.
Активизировалась внешняя политика Германии. Правящие круги стали добиваться
равноправия страны в международных делах, наблюдалась борьба двух
тенденций: на сплочение со странами Антанты и на улучшение отношений с
СССР.
Острый характер приняли состоявшиеся весной 1925 года выборы нового
президента Германии. Борьба, развернувшаяся главным образом между
представителями правых партий - Гинденбургом и представителем Веймарской
коалиции Вильгельмом Марксом. Избрание 26 апреля 1925 года фельдмаршала
Гинденбурга президентом Германской республики усилило позиции реакционных,
милитаристских группировок. Данная тенденция отразилась и на развитии
внешнеполитического курса. В огромных масштабах развернулась пропаганда
реваншизма и расизма. Агрессивный курс внешней политики, вернее подготовку
к нему, доказывают следующие факты: быстрыми темпами стала проводиться
ремилитаризация страны, увеличилась численность рейхсвера, возникли
военизированные союзы – «Стальной шлем», «Вервольф» и др. Правящие круги
Германии разработали программу перевооружения германской армии и
строительство военно-морского флота, не смотря на статьи Версальского мира.
В 1928 году состоялись выборы в рейхстаг, которые отразили сложность
политической обстановки в Германии. Однозначным результатом стало то, что
сформированное коалиционное правительство во главе с социал-демократом
Мюллером, проводило политику в интересах крупного монополистического
капитала, готовило страну к реваншу.
В конце 20-х годов, при поощрении монополистического капитала, в
Германии значительно активизировалась деятельность фашистских организаций,
что означало динамичное развитие социального мнения в сторону агрессивного
внешнего курса.
Таким образом, немаловажным, а скорее даже наиболее определяющим
фактором, меняющегося курса внешней политики Германии являлся состав
правительственного кабинета, во главе с канцлером, в большинстве своём
сформированный из победившей на выборах в Национальное собрание партии.
Из вышесказанного следует отметить, что формирование нового
внешнеполитического курса геополитического образования – Веймарской
республики – во многом определялась тем положением, в котором оказалась не
только послевоенная Германия, но и весь мир в целом. Буря мировой войны
смела выстроенные в течение длительного времени дипломатические связи,
разрушила налаженные межгосударственные контакты, усугубила в ещё большей
степени существующие различия между странами. Германия была поставлена в
условия изоляционизма, согласно которым её политическая слабость
проявлялась наиболее ярко. Однако это был не единственный фактор, влияющий
на построение нового дипломатического стиля и курса немецкого государства.
Внутриполитические противоречия и динамичная смена политических сил на
арене власти заставляли лавировать и изгибаться дипломатические круги
Германии. Внешняя политика Германии естественным образом отражала цели и
задачи экономической, а чаще всего одновременно и политической элиты. Новые
условия и новые инструменты внешней политики, обусловленные сменой формы
государственной организации Германии, сделали немецкую дипломатию
многогранным и сложным явлением международных отношений. Её цели были
полностью подчинены желанию, найти точку опоры (дипломатического партнера)
для осуществления планомерной реконструкции всех сфер жизни государства, а
в большей степени – восстановления экономического потенциала и
международного равноправия. Именно с этой целью, пока ещё заочно, но
наиболее явственно Германия определяла для всестороннего сотрудничества
Советскую Россию.
§2. Версальский мир, как условие политического сближения Германии и
Советской России.
Заключение мира не способствовало стабилизации положения в Германии.
Версальский мирный договор обернулся для Германии камнем преткновения не
только в её внутриполитическом развитии, но и условием её
внешнеполитической изоляции. Германия, как страна, потерпевшая поражение в
войне, переживала крайне тяжёлую социально-экономическую ситуацию.
Необходимость выплаты репараций, недостаток финансовых средств, потеря
важных сырьевых районов, а так же колониальных владений вели к
экономической нестабильности. 10 января 1920 года вступил в силу
грабительский Версальский договор. Победившая Антанта заставила Германию
подписать такой мир, который поставил её «в условия материальной
невозможности экономического существования, в условия полного бесправия и
унижения»[12].
У. Черчилль в мемуарах по поводу Версальского договора писал:
«Экономические статьи договора были злобны и глупы до такой степени, что
становились явно бессмысленными…В этом диктате нашли своё отражение гнев
держав-победительниц, а так же вера их народов, что побеждённую страну или
какое-либо сообщество людей можно обложить такой данью, которая способна
возместить стоимость современной войны»[13].
Тяжёлые условия мира осложнили жизнь не только немецким трудящимся, в
основном за счёт которых промышленники черпали средства для отчисления по
статьям мирного договора, но и тем, кто являлся хозяевами экономической
сферы Германии. Кризисные явления немецкой экономики были порождены
положением, в которое были поставлены немецкие владельцы капитала:
отчуждение сырьевых районов, территорий богатых полезными ископаемыми,
уменьшение посевных площадей, сокращение трудовых ресурсов, нарушение ранее
сложившихся экономических связей. Данные обстоятельства доказывают статьи,
касавшиеся пограничных зон Германии, и её колониальных владений.
На западе Германия должна была вернуть Франции две французские области
- Эльзас и восточную часть Лотарингии, отторгнутые у Франции после франко-
прусской войны 1871 г. Кроме того, Париж настаивал на передаче под
французский контроль богатой полезными ископаемыми Саарской области,
несмотря на то, что этнически большинство населения Саара состояло из
немцев. Из-за сопротивления делегации США, поддержанной британскими
представителями, французские требования были отклонены, и Саарская область
была передана под контроль Лиги наций на 15 лет с условием проведения в ней
в будущем плебисцита с целью окончательного решения вопроса о ее
государственной принадлежности. Весьма острая полемика развернулась и
вокруг Рейнской зоны. Этот процветающий промышленно развитый район между
Рейном и границами Франции и Бельгии был экономически тесно связан с
центром немецкой военной промышленности в Руре. Франция требовала отделения
Рейнской области от Германии и установления там франкофильского
правительства. США и Великобритания не поддержали этот вариант. В итоге
было принято компромиссное решение. Левый берег Рейна и 50 - километровая
зона вдоль правого его берега объявлялись демилитаризованной зоной, и там
союзники (в основном силами французских оккупационных войск) вводили режим
временной оккупации сроком на 15 лет[14]. Оккупация Рейнской области
вызывала негативную реакцию в Германии и стала питательной средой для
антифранцузских, реваншистских да еще и расистских настроений (во
французский оккупационный контингент были включены черные солдаты из
африканских колоний Франции) в германском обществе. Кроме того, Бельгия
получила от Германии округи Эйпен и Мальмеди, а так же так называемые
нейтральную и прусскую части территории Морене, населенные валлонами.
Плебисцит 1920 г. окончательно узаконил это решение. Дания получила от
Германии северную часть Шлезвига, со смешанным датско-немецким населением
после проведения предусмотренного Версальским договором референдума в 1920
г. Кроме того Германия лишилась части Восточной Пруссии и провинции Позен,
из которых был сформирован так называемый Польский (Данцигский) коридор,
который обеспечивал новому государству выход к морю. Германская Восточная
Пруссия, таким образом, была "разрезана" территорией Польши. В результате
приобретения коридора под польской юрисдикцией оказались районы, в которых
проживало более 2 млн. немцев. Новая Польша оказалась многоэтничным
образованием, в котором помимо поляков проживали весьма крупные общины
украинцев, белорусов и немцев, нелояльные к Польскому государству. Кроме
того, из-под юрисдикции Германии были изъяты и переданы под контроль Лиги
наций крупные восточнопрусские порты на Балтике - Данциг (Гданьск) и Мемель
(Клайпеда). Таким образом, территория Германии уменьшилась на 1/8,
население – без малого, на 1/10; значительно сократились запасы полезных
ископаемых, которыми располагала Германия. Количество выращиваемого в
стране хлеба и картофеля уменьшилось на 18-20% , поголовье скота- на 11 %.
Германия была обязана передать Антанте почти весь военный и торговый
морской флот, 800 паровозов, 232 тысячи вагонов. Германские реки и порты
были объявлены открытыми для судов стран Антанты[15].