скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная внешнеторговая политика

2) регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта, не дающего дремать нерадивым отечественным производителям. Протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы не превратиться в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.

Для формирования эффективной внешнеэкономической политики необходимо чётко и ясно определить ее основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической политике уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников, с тем чтобы оно отвечало общегосударственным интересам.

Раньше, в условиях государственной монополии на ВЭД, когда в СССР господствовала государственная собственность, а число участников ВЭС не превышало несколько десятков, практически вся эта деятельность управлялась из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к незаинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.

В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка ВЭП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики России;

2) единство системы государственного регулирования ВТД и контроля за её осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории РФ;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников ВТД и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников ВТД;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВТД, нанесения ущерба её участникам и экономике РФ в целом.

Отношения РФ с иностранными государствами в области ВТД строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

В целях интеграции экономики РФ в мировую экономику РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли.

Если дипломатия не служит войне, она служит торговле, и поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики.

Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые обычно в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Последовательный отказ от экспортного тарифа (не применяемого, кстати, в промышленно развитых государствах) должен, безусловно, сопровождаться стимулированием экспортной деятельности, которая, в конечном счете, обеспечит увеличение бюджетных доходов от внешней торговли. Одновременно регулирование экспорта будет осуществляться через общепринятую в мировой практике систему прогрессивного налогообложения, а не путем использования экспортных пошлин.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВТД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

Однако активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Её целью должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием. Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отставания от стран-лидеров даёт две базовые модели ВЭП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны – западно - европейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭП СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортёрам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта может быть достигнуто положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и решены проблемы погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля.

3. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские юридические лица и граждане (физические лица).

Субъектами внешнеторговой деятельности могут быть как российские, так и иностранные участники. К российским участникам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на территории России, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Юридическим лицом, согласно Главе 4 Гражданского кодекса Российской федерации, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права , нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью ( в том числе и внешнеторговой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Иностранными участниками внешнеторговой деятельности могут быть юридические лица и организации в иной правовой форме, а также физические лица, включая лиц без гражданства, гражданская правоспособность (т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности), которых определяется по праву иностранного государства.

Всех участников ВТД России можно классифицировать по трём признакам:

1) по профилю внешнеторговой деятельности;

2) по характеру совершаемых внешнеторговых операций;

3) по организационно-правовым формам.

Классификация по профилю деятельности предполагает учёт функционально-целевой направленности: производство экспортной продукции и её реализация на внешнем рынке; обмен информацией; посреднические услуги; торговля результатами интеллектуальной собственности; страховые, транспортные и другие услуги.

Принадлежность субъектов ВТД к какой-либо сфере деятельности по данному критерию имеет большое значение. Она определяет дифференциацию воздействия механизма государственного внешнеторгового регулирования через налогообложение, таможенные сборы и таможенный режим, инвестиционные льготы, а также через определение приоритета среди участников ВТД. Кроме того, это необходимо для сбора внешнеэкономической информации, на базе которой формируется статистика внешней торговли, а также банк данных о составе участников, численности экспортёров стратегического сырья, объеме прохождения товаров через таможенную границу и репатриации валютной выручки в уполномоченные банки экспортеров.

По профилю деятельности субъектов ВТД в первую очередь следует выделить её участников, работающих на внешнем рынке без посредников. К ним относятся промышленные, сельскохозяйственные, строительные предприятия (организации), производственные кооперативы, научно -исследовательские, транспортные и иные организации, обеспечивающие производство экспортной продукции, работ и услуг. Эту группу участников ВТД образуют производители конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг, обеспечивающие весь технологический цикл производства и реализации. Являясь производителями и одновременно владельцами экспортной продукции, они самостоятельно реализуют её на внешнем рынке, становясь также собственниками валютных средств, полученных в результате внешнеторговых операций. Формируя валютные фонды, эти организации создают возможность обеспечения импортных поставок необходимого оборудования, сырья, материалов для дальнейшего расширения конкурентоспособного экспортного производства, а также развития социальной базы.

По своей организационной форме и форме собственности производителями товаров и услуг могут быть государственные, муниципальные, частные, смешанные предприятия, акционерные общества, товарищества и производственные кооперативы, холдинги и консорциумы, ассоциации и союзы предпринимателей. Крупные экспортёры-производители создают свои внешнеторговые фирмы (отделы), имеющие право на совершение экспортно-импортных операций.

Кроме российских предприятий, в группу производителей-экспортеров входят совместные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями (СП). СП действуют в России с 1987 г. В 1995 г. зарегистрировано около 16 тыс. СП, основная часть которых небольшие (70%). Большинство иностранных инвесторов предпочитают присутствовать в России в качестве хозяйствующих субъектов, не рискуя при этом капиталом. Почти 80% СП в России одновременно ведут внешнеторговую посредническую деятельность. Многие СП производственного профиля стремятся перестроиться на предоставление услуг, расширяя процесс диверсификации своей деятельности, насчитывающей часто до 20-30 направлений. В результате продукция СП занимает чуть более 4,5% экспорта и 8,6% - импорта.

Основными причинами низкой доли СП в производственной сфере являются отсутствие рынка сырья и средств производства, отсталая материально-производственная база отечественных предприятий и отсутствие у них крупных начальных капиталовложений. Однако при известных помехах развитию СП в России можно выделить 300- 400 из них, которые были созданы еще в режиме благоприятствования для иностранного инвестора (1987-1991 гг.) и, несмотря на последовавший затем экономический спад и резкое ужесточение условий деятельности, остаются устойчивыми производителями товаров и услуг. Основные инвесторы в российскую экономику сосредоточены в США и Западной Европе (три четверти иностранных инвестиций); наряду с США и Германией в тройку наиболее крупных инвесторов входит Швейцария, выполняющая роль одного из крупнейших в мире финансово-кредитных центров.

В состав первой группы участников ВТД входят всевозможного рода предприятия, объединения, организации, которые не являются производителями и владельцами экспортной продукции и услуг, а лишь обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке от лица производителей и выполняющие посреднические внешнеторговые операции (предмет деятельности организаций-посредников будет рассмотрен отдельно).

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участников ВТД можно разделить на экспортеров и импортеров, а также специализированных посредников. Экспортерами выступают в основном производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке, отраслевые внешнеэкономические объединения, спецэкспортеры специализированные внешнеэкономические организации Министерства внешнеэкономических связей (В/О МВЭС) и акционерные общества внешнеэкономического профиля, получившие право с процессе регистрации внешнеторговых контрактов на экспортные поставки по межправительственным соглашениям и международным обязательствам, а также другие участники ВТД, рассмотренные выше.

Группа импортёров включает:

а) государственные организации (например, В/О МВЭС), обеспечивающие по решению правительства закупки критического импорта (медицинских препаратов и оборудования, отдельных видов пищевого сырья, продуктов питания, зерна и т.д.) за счет государственных валютных средств и кредитов;

б) региональные органы самоуправления, имеющие возможность за счет местных валютных фондов обеспечивать импортные закупки потребительских товаров с целью пополнения внутреннего рынка и развития социальной сферы региона;

в) коммерческие структуры в числе нескольких сотен крупных торгово-посреднических фирм и торговых домов, занимающихся исключительно импортными закупками и вытесняющих полугосударственный дотационный импорт. Они обеспечивают в настоящее время до 70% импорта товаров народного потребления, производя закупки за свой счет непосредственно у экспортёров, чаще - через закупочные конторы импортных фирм за рубежом, а затем продают эти товары на внутреннем рынке оптовым и розничным торговцам. Примером может служить известная фирма "Союзконтракт", крупнейший поставщик импортных продуктов питания на российский рынок;

г) различные хозяйственные организации, расположенные в регионах приграничной и прибрежной торговли, которые способствуют увеличению импортных поставок товаров массового спроса за счет валютной выручки в результате экспортных операций с использованием возможностей местных ресурсов.

д) частные предприниматели ("челноки"), которые обеспечивают насыщение российского потребительского рынка путём челночных поездок с коммерческими целями в Китай, Турцию, Республику Корея, Польшу и другие страны. Начиная с 1991 г. и особенно в 1992-1993 годах в челночный бизнес вовлечены сотни тысяч россиян, объём импортируемых ими товаров сопоставим с импортом крупных регионов. Если учесть количество "челноков", а также то, что стоимость товаров, ввезённых одним частным предпринимателем в 1995 г. за одну поездку оценивалась в 1,5-5 тыс. долларов США, ежегодный общий объём челночного импорта в Россию составляет, видимо, 3-5 млрд. долларов. Основные виды ввозимых товаров - одежда и обувь. В 1994 г. на долю "челноков" приходилось до 70% поступающей в Россию одежды, 30%-аудио и видеотехники. Официальная статистика плохо отражает реальное состояние участия частного бизнеса во внешнеторговых операциях, доля же частного сектора в структуре внешней торговли, особенно в импорте растёт.

Каждый из участников ВТД, к какой бы сфере деятельности он не относился, имеет определённую организационно-правовую форму, перечень которых закреплён в Гражданском кодексе РФ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (Статья 50) юридические лица могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Юридические лица, преследующие в своей деятельности извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, признаются коммерческими организациями. Организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, считаются некоммерческими организациями.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В свою очередь, хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), а хозяйственные общества могут выступать в форме акционерного общества (открытого и закрытого), общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Самой распространённой организационно-правовой формой организаций в сфере ВТД является общество с ограниченной ответственностью (ранее товарищество с ограниченной ответственностью).

Некоммерческие организации, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и внешнеторговую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Законодательством допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих объединений в форме ассоциаций и союзов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ломакин В.К. «Мировая экономика». М.: ЮНИТИ, 2000г. - 718с.
2. Международные экономические отношения. / Под. ред. И.П. Фаминского. М.: ЮРИСТ, 2001г. - 840с.

3. Мировая экономика и международная торговля./ Под ред. Капустиной Л.М.  М.: Экономика, 2003 г. -400с.

4. Устинов И.Н. «Внешнеторговые связи. Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2001 г.- 425с.

5. Наговицин А.Г. «Внешняя торговля». М.: Приор, 2001г. - 527с.

6. Экономика внешних связей России: учебник./Под ред. А.С. Булатова. – М.: Дрофа, 2001г. – 455с.



Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.