Государственная внешнеторговая политика
2) регулируя
импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб
национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и
антимонопольное значение импорта, не дающего дремать нерадивым отечественным
производителям. Протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с реальным
уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы не превратиться
в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.
Для формирования
эффективной внешнеэкономической политики необходимо чётко и ясно определить ее
основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической политике
уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников, с тем чтобы
оно отвечало общегосударственным интересам.
Раньше, в
условиях государственной монополии на ВЭД, когда в СССР господствовала
государственная собственность, а число участников ВЭС не превышало несколько
десятков, практически вся эта деятельность управлялась из одного центра на базе
государственного плана, что и приводило к незаинтересованности непосредственных
производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и
в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим
негативным последствиям.
В условиях
перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем
предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия
отказалась от государственной монополии и связанных с ней форм государственного
регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка
ВЭП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её
последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Основными
принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) в
Российской Федерации являются:
1) единство
внешнеторговой политики как составной части внешней политики России;
2) единство
системы государственного регулирования ВТД и контроля за её осуществлением;
3) единство
политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации
государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических,
экономических и военных интересов, а также выполнения международных
обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных
наиболее опасных видов оружия;
4) единство
таможенной территории РФ;
5) приоритет
экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство
участников ВТД и их недискриминация;
7) защита
государством прав и законных интересов участников ВТД;
8) исключение
неоправданного вмешательства государства и его органов во ВТД, нанесения ущерба
её участникам и экономике РФ в целом.
Отношения РФ с
иностранными государствами в области ВТД строятся на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих
из международных договоров РФ.
В целях
интеграции экономики РФ в мировую экономику РФ в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о
таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой
таможенной территории без применения мер таможенного и нетарифного
регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами
деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли.
Если дипломатия
не служит войне, она служит торговле, и поэтому создание благоприятных условий
для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных
задач российской внешней политики.
Традиционные
инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые обычно в странах с
рыночной экономикой, становятся главными в России. Последовательный отказ от
экспортного тарифа (не применяемого, кстати, в промышленно развитых
государствах) должен, безусловно, сопровождаться стимулированием экспортной
деятельности, которая, в конечном счете, обеспечит увеличение бюджетных доходов
от внешней торговли. Одновременно регулирование экспорта будет осуществляться
через общепринятую в мировой практике систему прогрессивного налогообложения, а
не путем использования экспортных пошлин.
Рыночной системе
хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты
регулирования ВТД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки.
В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких
различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом
свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего
использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным
инструментам регулирования экспортно-импортных операций.
Однако активное
применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться
к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно
задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в
зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и
лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления
внешнеэкономическими операциями. Её целью должно быть не столько ограничение
торговли, сколько контроль за ее развитием. Мировой опыт использования ВЭС для
преодоления отставания от стран-лидеров даёт две базовые модели ВЭП. Первая
предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение
импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй
мировой войны – западно - европейские страны, Япония, а за ними - новые
индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия
некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭП СССР,
что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта
оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.
Наиболее
действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику
является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на
активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и
залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой
рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное
содействие национальным экспортёрам. Для России это имеет особую важность, так
как только через развитие экспорта может быть достигнуто положительное сальдо
торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и решены
проблемы погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля.
3.
УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правом
осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские юридические
лица и граждане (физические лица).
Субъектами
внешнеторговой деятельности могут быть как российские, так и иностранные
участники. К российским участникам относятся юридические лица, созданные в
соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на
территории России, а также физические лица, имеющие постоянное или
преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в
качестве индивидуальных предпринимателей.
Юридическим
лицом, согласно Главе 4 Гражданского кодекса Российской федерации, признается
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и иные неимущественные права , нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица
должны иметь самостоятельный баланс или смету. Гражданин (физическое лицо)
вправе заниматься предпринимательской деятельностью ( в том числе и внешнеторговой)
без образования юридического лица с момента государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранными
участниками внешнеторговой деятельности могут быть юридические лица и
организации в иной правовой форме, а также физические лица, включая лиц без
гражданства, гражданская правоспособность (т.е. способность иметь гражданские
права и нести обязанности), которых определяется по праву иностранного
государства.
Всех участников
ВТД России можно классифицировать по трём признакам:
1) по профилю
внешнеторговой деятельности;
2) по характеру
совершаемых внешнеторговых операций;
3) по
организационно-правовым формам.
Классификация по
профилю деятельности предполагает учёт функционально-целевой направленности:
производство экспортной продукции и её реализация на внешнем рынке; обмен
информацией; посреднические услуги; торговля результатами интеллектуальной
собственности; страховые, транспортные и другие услуги.
Принадлежность
субъектов ВТД к какой-либо сфере деятельности по данному критерию имеет большое
значение. Она определяет дифференциацию воздействия механизма государственного
внешнеторгового регулирования через налогообложение, таможенные сборы и
таможенный режим, инвестиционные льготы, а также через определение приоритета
среди участников ВТД. Кроме того, это необходимо для сбора внешнеэкономической
информации, на базе которой формируется статистика внешней торговли, а также
банк данных о составе участников, численности экспортёров стратегического
сырья, объеме прохождения товаров через таможенную границу и репатриации
валютной выручки в уполномоченные банки экспортеров.
По профилю
деятельности субъектов ВТД в первую очередь следует выделить её участников,
работающих на внешнем рынке без посредников. К ним относятся промышленные,
сельскохозяйственные, строительные предприятия (организации), производственные
кооперативы, научно -исследовательские, транспортные и иные организации,
обеспечивающие производство экспортной продукции, работ и услуг. Эту группу
участников ВТД образуют производители конкурентоспособных на внешнем рынке
товаров, работ и услуг, обеспечивающие весь технологический цикл производства и
реализации. Являясь производителями и одновременно владельцами экспортной
продукции, они самостоятельно реализуют её на внешнем рынке, становясь также
собственниками валютных средств, полученных в результате внешнеторговых
операций. Формируя валютные фонды, эти организации создают возможность
обеспечения импортных поставок необходимого оборудования, сырья, материалов для
дальнейшего расширения конкурентоспособного экспортного производства, а также
развития социальной базы.
По своей
организационной форме и форме собственности производителями товаров и услуг
могут быть государственные, муниципальные, частные, смешанные предприятия,
акционерные общества, товарищества и производственные кооперативы, холдинги и
консорциумы, ассоциации и союзы предпринимателей. Крупные
экспортёры-производители создают свои внешнеторговые фирмы (отделы), имеющие
право на совершение экспортно-импортных операций.
Кроме российских
предприятий, в группу производителей-экспортеров входят совместные предприятия
и предприятия с иностранными инвестициями (СП). СП действуют в России с 1987 г.
В 1995 г. зарегистрировано около 16 тыс. СП, основная часть которых небольшие
(70%). Большинство иностранных инвесторов предпочитают присутствовать в России
в качестве хозяйствующих субъектов, не рискуя при этом капиталом. Почти 80% СП
в России одновременно ведут внешнеторговую посредническую деятельность. Многие
СП производственного профиля стремятся перестроиться на предоставление услуг,
расширяя процесс диверсификации своей деятельности, насчитывающей часто до
20-30 направлений. В результате продукция СП занимает чуть более 4,5% экспорта
и 8,6% - импорта.
Основными причинами
низкой доли СП в производственной сфере являются отсутствие рынка сырья и
средств производства, отсталая материально-производственная база отечественных
предприятий и отсутствие у них крупных начальных капиталовложений. Однако при
известных помехах развитию СП в России можно выделить 300- 400 из них, которые
были созданы еще в режиме благоприятствования для иностранного инвестора
(1987-1991 гг.) и, несмотря на последовавший затем экономический спад и резкое
ужесточение условий деятельности, остаются устойчивыми производителями товаров
и услуг. Основные инвесторы в российскую экономику сосредоточены в США и
Западной Европе (три четверти иностранных инвестиций); наряду с США и Германией
в тройку наиболее крупных инвесторов входит Швейцария, выполняющая роль одного
из крупнейших в мире финансово-кредитных центров.
В состав первой
группы участников ВТД входят всевозможного рода предприятия, объединения,
организации, которые не являются производителями и владельцами экспортной
продукции и услуг, а лишь обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке
от лица производителей и выполняющие посреднические внешнеторговые операции
(предмет деятельности организаций-посредников будет рассмотрен отдельно).
По характеру
совершаемых внешнеторговых операций участников ВТД можно разделить на
экспортеров и импортеров, а также специализированных посредников. Экспортерами
выступают в основном производители экспортной продукции, самостоятельно
работающие на внешнем рынке, отраслевые внешнеэкономические объединения, спецэкспортеры
специализированные внешнеэкономические организации Министерства
внешнеэкономических связей (В/О МВЭС) и акционерные общества
внешнеэкономического профиля, получившие право с процессе регистрации
внешнеторговых контрактов на экспортные поставки по межправительственным
соглашениям и международным обязательствам, а также другие участники ВТД,
рассмотренные выше.
Группа импортёров
включает:
а)
государственные организации (например, В/О МВЭС), обеспечивающие по решению
правительства закупки критического импорта (медицинских препаратов и
оборудования, отдельных видов пищевого сырья, продуктов питания, зерна и т.д.)
за счет государственных валютных средств и кредитов;
б) региональные
органы самоуправления, имеющие возможность за счет местных валютных фондов
обеспечивать импортные закупки потребительских товаров с целью пополнения
внутреннего рынка и развития социальной сферы региона;
в) коммерческие
структуры в числе нескольких сотен крупных торгово-посреднических фирм и
торговых домов, занимающихся исключительно импортными закупками и вытесняющих
полугосударственный дотационный импорт. Они обеспечивают в настоящее время до
70% импорта товаров народного потребления, производя закупки за свой счет
непосредственно у экспортёров, чаще - через закупочные конторы импортных фирм
за рубежом, а затем продают эти товары на внутреннем рынке оптовым и розничным
торговцам. Примером может служить известная фирма "Союзконтракт",
крупнейший поставщик импортных продуктов питания на российский рынок;
г) различные хозяйственные
организации, расположенные в регионах приграничной и прибрежной торговли,
которые способствуют увеличению импортных поставок товаров массового спроса за
счет валютной выручки в результате экспортных операций с использованием
возможностей местных ресурсов.
д) частные
предприниматели ("челноки"), которые обеспечивают насыщение
российского потребительского рынка путём челночных поездок с коммерческими
целями в Китай, Турцию, Республику Корея, Польшу и другие страны. Начиная с
1991 г. и особенно в 1992-1993 годах в челночный бизнес вовлечены сотни тысяч
россиян, объём импортируемых ими товаров сопоставим с импортом крупных
регионов. Если учесть количество "челноков", а также то, что
стоимость товаров, ввезённых одним частным предпринимателем в 1995 г. за одну
поездку оценивалась в 1,5-5 тыс. долларов США, ежегодный общий объём челночного
импорта в Россию составляет, видимо, 3-5 млрд. долларов. Основные виды ввозимых
товаров - одежда и обувь. В 1994 г. на долю "челноков" приходилось до
70% поступающей в Россию одежды, 30%-аудио и видеотехники. Официальная
статистика плохо отражает реальное состояние участия частного бизнеса во
внешнеторговых операциях, доля же частного сектора в структуре внешней
торговли, особенно в импорте растёт.
Каждый из участников
ВТД, к какой бы сфере деятельности он не относился, имеет определённую
организационно-правовую форму, перечень которых закреплён в Гражданском кодексе
РФ.
В соответствии с
Гражданским кодексом РФ (Статья 50) юридические лица могут быть как коммерческими,
так и некоммерческими организациями. Юридические лица, преследующие в своей
деятельности извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности,
признаются коммерческими организациями. Организации, не имеющие цели извлечения
прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, считаются
некоммерческими организациями.
Коммерческие
организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В свою очередь, хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и
товарищества на вере (коммандитные товарищества), а хозяйственные общества
могут выступать в форме акционерного общества (открытого и закрытого), общества
с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Самой
распространённой организационно-правовой формой организаций в сфере ВТД
является общество с ограниченной ответственностью (ранее товарищество с
ограниченной ответственностью).
Некоммерческие
организации, могут создаваться в форме потребительских кооперативов,
общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником
учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах,
предусмотренных законом.
Некоммерческие
организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и
внешнеторговую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Законодательством
допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих
объединений в форме ассоциаций и союзов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для стабильного
развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую
политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также
надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к
внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую
"стратегичность", устойчивость, предсказуемость.
Факторы
торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин,
активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение
сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для
дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и
предсказуемости.
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ломакин В.К. «Мировая экономика». М.: ЮНИТИ, 2000г. - 718с.
2. Международные экономические отношения. / Под. ред. И.П. Фаминского. М.:
ЮРИСТ, 2001г. - 840с.
3. Мировая экономика и международная торговля./ Под ред.
Капустиной Л.М. М.: Экономика, 2003 г. -400с.
4. Устинов И.Н. «Внешнеторговые связи.
Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2001 г.-
425с.
5. Наговицин А.Г. «Внешняя торговля». М.: Приор, 2001г. - 527с.
6. Экономика внешних связей России: учебник./Под ред.
А.С. Булатова. – М.: Дрофа, 2001г. – 455с.
Страницы: 1, 2
|