Изучение среды международного маркетинга на примере Египта
Разработкой и принятием законов занимается Народное собрание АРЕ
(нижняя палата парламента, имеющая 444 депутатских места) и Консультативный
совет АРЕ (верхняя палата парламента; имеющая 264 депутатских места). Выборы в
Народное собрание АРЕ состоялись в конце 2000г. Срок полномочий депутатов
нижней палаты парламента – 5 лет. Одна треть депутатов Консультативного совета
АРЕ назначается президентом. Выборы в верхнюю палату парламента прошли в мае
2001г.
В парламенте доминируют представители Национально-демократической
партии (НДП), которая была основана А.Садатом в 1978г. и с тех пор находится у
власти. НДП контролирует органы исполнительной власти на местах и в центре, а
также средства массовой информации и государственные предприятия.
Египетское правительство формально подотчетно парламенту. Фактически
является основным инструментом политики президента. Важнейшие решения,
касающиеся деятельности исполнительной власти, принимаются президентом при
участии премьер-министра и министров. Ключевыми ведомствами являются
министерства обороны, информации, МИД и МВД.
Составной частью политической системы АРЕ считаются вооруженные силы,
служба в которых является конституционной обязанностью. Срок службы в армии – 3
года. В сухопутных войсках служат 320 тыс., ПВО – 75 тыс., ВВС – 29 тыс. и ВМФ
– 19 тыс. человек. Численность сил безопасности превышает 250 тыс. и
национальной гвардии – 60 тыс.чел.
ИНВЕСТИЦИИ
На международной экономической конференции по Бл. Востоку и Сев. Африке
(Каир, МЕНА-96) были впервые обнародованы крупные инвестиционные проекты,
рассчитанные на освоение 118 млрд.долл. в течение 40 и более лет — урбанизация
Синая, а также развитие Верхнего и Среднего Египта (освоение территории
губернаторства Новая Долина или проект канала «Тошка»). При этом учитывается,
что население страны, составлявшее в 1996 г. 63,5 млн.чел., должно увеличиться
к 2017 г. до 80 млн.чел.
Основные инвестиции в развитие египетской экономики направляются в с/х
и ирригацию (проект «Тошка» с освоением более 200 тыс. га пустынных земель,
строительство канала Ас-Салям и с/х освоение Сев. Синая), в энергетику
(строительство новых ТЭС и ЛЭП), в транспортное строительство (автодороги, мосты,
аэропорты, морпорты, трубопроводы, в нефте- и газодобычу, геологоразведку,
телекоммуникационные сети, а также в развитие среднего и малого бизнеса,
индустрию туризма. Проект прокладки канала и орошения земель в районе Тошка
является самым грандиозным общенациональным проектом Египта, по значению
приравненным к высотной Асуанской плотине. Президент Х.Мубарак на месте
закладки насосной станции 9 января 1997 г. заявил, что «выполнение этого
проекта позволит Египту достойно войти в XXI век и обеспечить египтянам лучшую
жизнь». Предусматривается прорыть в песках канал длиной 350 км. (1 этап),
соорудить насосную станцию (18 основных и 3 резервных агрегата, позволяющие
осуществить подъем воды на высоту 53 м.), протянуть ЛЭП-220 от Асуанской ГЭС до
насосного комплекса. Канал отсечет к западу от Нила 500 тыс.федданов песчаной
земли, на которую затем будет уложен слой ила из озера Насер.
В процессе реализации проекта, который будет осуществляться в несколько
этапов, должно быть вовлечено в с/х оборот 2,2 млн. федданов земли, сооружено
25 индустриальных зон, создана разветвленная инфраструктура. Финансирование
освоения Новой Долины будет осуществляться совместными усилиями как местного,
так и иностранного капитала. Правительство предполагает взять на себя 20 % всех
расходов, а остальное должно приходиться на долю деловых кругов. Инвесторам
предоставляются льготы, в частности освобождение от всех налогов до 20 лет.
Принятые в 1996-97 гг. законы и нормативные акты явились логическим
продолжением экономической реформы в АРЕ по созданию благоприятного климата для
привлечения иноинвестиций и активизации национального капитала в инвестиционной
сфере. Закон № 100/96 отменил монополию государства на строительство и
эксплуатацию объектов энергетики и коммунального хозяйства, закон № 229/96
предоставил право инвесторам строить, содержать и эксплуатировать объекты
общенациональной и региональной инфраструктуры (автодороги, мосты, аэро- и
морпорты). 11 мая 1997 г. издан закон № 8 «О поощрении инвестиций и гарантиях
инвесторам». Компании, зарегистрированные в соответствии с этим законом,
освобождаются от уплаты налога на корпорации на 5 лет (если они базируются в
новых промзонах и отдаленных районах, то этот срок увеличивается до 10 лет, а
за пределами долины Нила — до 20 лет). Льготы распространяются на компании:
осваивающие пустынные территории с использованием современных методов
ирригации; занимающиеся животноводством, птицеводством, рыболовством;
промышленные и горнодобывающие; реализующие проекты жилищного строительства не
менее чем на 50 домов; развивающие инфраструктуру, включая электро- и
водоснабжение, канализацию, автодороги и связь; компании по перевозкам грузов в
рефрижераторах; гостиницы, мотели, пансионаты, туристические городки;
контейнерные терминалы, зернохранилища, склады-холодильники; компании,
специализирующиеся на финансовом лизинге, на размещении ценных бумаг и т.д.
Закон №8/97 значительно расширил область правового регулирования в
инвестиционной сфере, ввел дополнительные гарантии и стимулы, предоставляемые
национальным и иностранным инвесторам, независимо от форм собственности,
урегулировал вопросы функционирования СЭЗ. Режим свободной зоны, предоставляемый
упомянутым законом и распространяемый на инвестиционные проекты,
предусматривает освобождение инвестора от таможенных пошлин, других налогов и
выплат на ввозимое в АРЕ оборудование, механизмы и транспортные средства (кроме
личных автомобилей). При этом распределение доходов, осуществляемое инвестором
после ввода объекта в эксплуатацию, не подпадает под действие налогового
законодательства АРЕ.
Основными способами привлечения инвестиций в АРЕ стали схемы БOT (строить-управлять-извлекать
прибыль), БOOT (строить-управлять-владеть-извлекать прибыль) и БOO (строить-управлять-владеть,
Built-Operate-Ownership).
Закон 3/97 в полной мере закрепил и расширил действие этих схем в
инвестиционной сфере. При этом, в соответствии с законом 89/98 «О тендерах»,
основной формой получения заказа становится открытый (международный) тендер,
предусматривающий процедуру предквалификации, полное и строгое выполнения
тендерных требований по техническим и финансовым аспектам, а также внесение
временного депозитного вклада в размере 2% стоимости проекта (Big Bond —
гарантия участия). В случае выигрыша тендера инвестор обязан внести окончательный
депозитный вклад Perfomance Bond — гарантия исполнения) в размере до 10%
стоимости проекта. Однако на практике имеет место взимание в качестве депозитов
не 10% от стоимости контракта, а фиксированных сумм от 150 до 350 тыс.долл.
Таким образом, государство отказалось от монопольного права привлекать
материальные и финансовые ресурсы в основные отрасли экономики страны, оставив
за собой такое право лишь в сфере соцстраха, госаппарата и армии, а также
Суэцкого канала.
Многочисленные западноевропейские, американские и японские фирмы, а
также компании из Ю. Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Австралии и других
стран активно предлагают свои услуги и капиталы на инвестиционном рынке Египта.
Американская «Амоко» и итальянская «Аджип» доминируют на рынке нефтегазовой
промышленности, строительства объектов нефтехимии. Французские фирмы,
реализующие «Программу Мубарак-Ширак», ведут строительство метро в Каире и
Александрии, участвуют в модернизации алюминиевых предприятий, создании системы
телекоммуникаций. Немецкие компании по «Программе Мубарак-Коль» осуществляют
проекты профтехобразования, являются ведущими фирмами и консультантами при
строительстве объектов энергетики. Японские организации участвуют в
строительстве объектов инфраструктуры, автосборочных производств, ирригации.
Даже менее крупные фирмы из Дании, Люксембурга, Голландии, Бельгии, а также из
Китая, Индии, Турции и других стран находят свою нишу на инвестиционном рынке
Египта. Значительное место занимают также инвестиции соседних арабских стран в
развитии туристического и гостиничного бизнеса в АРЕ.
Процессу активности зарубежных фирм способствуют достаточно
привлекательные кредитно-финансовые условия, предоставляемые им в рамках
реализации инвестиционных проектов: 40% — дар, 40% — т.н. «мягкий» кредит
(17-20 лет рассрочка, 10 лет — льготные, 2,5-4% годовых) и 20% — бюджетное
финансирование, а также возможность размещения части изготавливаемого
технологического оборудования на египетских заводах.
О порядке представительств и филиалов иностранных юридических лиц. Основными
актами являются закон №159/1981 о компаниях и исполнительное регулирование к
указанному закону, утвержденное декретом № 96/1982. Иностранная компания может
быть непосредственно представлена в АРЕ в форме представительства филиала или отделения
или АО.
I. Иностранным компаниям открывать свои представительства, научные и
технические бюро или осуществлять свое «представительство» в иных формах, целью
которых является изучение конъюнктуры рынка или подготовка операций по
реализации проектов в отдельных сферах производства; запрещено заниматься
посреднической (коммерческой) деятельностью, а также выполнять функции
коммерческих агенств.
Представительство должно быть зарегистрировано в Управлении компаний.
Требуется представить следующие данные: название иностранной компании, ее
юридический статус, местонахождение за границей, ее цели, капитал, отделение в
АРЕ, адрес в AРE (если есть отделение), форма представительства, цель открытия,
временный или постоянный адрес, наличие финансовых средств на счетах
представительства и источник финансирования, номера телефонов. К заявлению
прилагаются: устав компании, заверенный нотариусом; перевод на арабский язык
основных положений устава; решение иностранной компании об открытии
представительства в АРЕ, назначении главы представительства, переведенное на
арабский язык. Если глава представительства является иностранцем, то на него
должны быть представлены следующие сведения: имя, написанное арабскими буквами,
национальность, имя, написанное латинскими буквами, год и место рождения,
вероисповедание, номер паспорта, место выдачи паспорта, дата выдачи, должность,
дата приезда в АРЕ, срок пребывания, место работы в АРЕ, дата предыдущего
приезда и убытия. Если глава представительства египтянин, то необходимо указать:
имя из трех слов, национальность, вероисповедание, адрес, номер удостоверения,
дату, место выдачи. Необходимо уплатить регистрационный сбор чеком на имя
Управления компаний. Представительство обязано уведомить Управление компаний о
всех изменениях, касающихся замены главы представительства, его адреса, адреса
представительства, номера телефона и пр.
Управление компаний вправе осуществлять проверку деятельности
представительств иностранных компаний и знакомиться с документацией и другими
финансовыми документами представительства на предмет соответствия их
требованиям законодательства.
Представительство ежегодно направляет в Управление компаний информацию
о работниках отделения, их должности, сведения о зарплате.
В случае если иностранной компании требуется организовать сервисную
сеть (по обслуживанию и продвижению своих товаров на рынке) на территории
Египта, ей необходимо выбрать коммерческого агента и зарегистрировать свое
представительство в рамках закона о коммерческих агенствах. Отказ компании от
услуг агента может повлечь за собой отзыв регистрационного разрешения.
II. Иностранная компания может зарегистрировать свое отделение в АРЕ
при условии, что она заключила контракт с египетским государственным или
частным сектором.
Для того чтобы открыть отделение компании в АРЕ, требуется получение
разрешения от Управления по инвестициям. Отделение должно быть также
зарегистрировано в коммерческом реестре. До подачи заявки на регистрацию
необходимо получить в одном из египетских банков свидетельство об открытии
своего счета на сумму не менее 2500 ф. Сама заявка должна включать в себя
данные: предмет деятельности; балансовый отчет о деятельности головной компании
за последний год; решение органов управления компании об открытии в Египте
своего отделения, назначении управляющего и образовании капитала, необходимого
для функционирования отделения; копию контракта на совершение операций в АРЕ.
Регистрационное удостоверение (разрешение) действует в течение 5 лет.
Отделение иностранной компании должно быть также зарегистрировано в регистре
иностранных компаний, ведущемся в Управлении компаний.
Управление делами отделения иностранной компании осуществляется
уполномоченным лицом, которое может быть как иностранцем, так и египтянином.
Если отделение иностранной компании подпадает под действие налогового
законодательства АРЕ, необходимо также зарегистрироваться в налоговых органах и
получить налоговую карточку. Лицо, занимающееся вопросами регистрации
отделения, должно иметь доверенность своей компании, легализованную египетским
консульством в соответствующей стране.
Отделение компании может начать функционировать только после завершения
процедуры регистрации. В статье 170 закона 159/1981 указано на необходимость
соблюдения количественных требований в отношении персонала отделения компании:
египтяне должны составлять не менее 90% от общего числа занятых, и их зарплата
должна быть не менее 80% от общего фонда зарплаты. Кроме того, египтяне должны
занимать не менее 75% должностей административного и технического характера, и
их зарплата не может быть меньше 70% от общего фонда зарплаты для данной
категории работников. Иностранцы, вне зависимости от их должности в отделении
компании, должны получить разрешение на работу в АРЕ в установленном порядке.
Работники отделения компании вправе участвовать в распределении не менее 10%
прибыли отделения и не более общего ежегодного размера выплат по платежным
ведомостям.
К таким видам деятельности относятся, в частности, осуществление
импорта, объявление торгов с участием правительственных учреждений и
организаций госсектора. Однако если отделение иностранной компании изъявит
желание осуществлять такого рода деятельность, то оно должно действовать через
зарегистрированного в установленном порядке египетского агента.
При налогообложении отделений иностранных компаний учитываются два
фактора. Первый — статус «постоянного учреждения» в АРЕ, второй — получение
доходов от проводимой в Египте деятельности. Как египетские, так и иностранные
работники отделения компании подпадают под действие египетского
законодательства о подоходном налоге. При этом различаются налог на зарплату и
налог на общий доход. Налог на зарплату взимается в размере 2% от первых 480 ф.
и может достигнуть 22% с суммы, превышающей 3840 ф. Работодатель обязан
удерживать указанный налог. Общий налог на доход работника взимается от общей
суммы полученного чистого дохода в пределах 8% с суммы свыше 2000 ф. и 65% с
суммы свыше 200 тыс.ф., за вычетом уплаченного налога по зарплате. В
обязательном порядке делаются отчисления на социальное страхование египетских
работников.
Отделение иностранной компании обязано назначить египетского аудитора.
Аудитор не вправе участвовать в управлении делами отделения компании, однако
ему должна быть предоставлена возможность знакомиться со всеми финансовыми
документами отделения.
Еще одной формой, обеспечивающей представительство иностранных компаний
в АРЕ, является создание АО или ООО в рамках закона №230/1989 («Об
инвестициях») или закона №159/1901 («О компаниях»). Как правило, иностранные
компании предпочитают действовать в рамках закона «Об инвестициях»,
гарантирущего предоставление больших льгот и привилегий.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Площадь Египта составляет 1001,4 тыс.кв.км, 95% которых занимают
пустыни. Под хозяйственные цели используется 35,2 тыс.кв.км.
Население АРЕ на 1 янв. 2004г. достигло 70,2 млн. человек, включая 2,9
млн. египтян, проживающих за границей, из которых 1,9 млн. временно выехали из
страны для работы за рубежом. Темпы естественного прироста населения снижаются
– в 2005г. они уменьшились до 1,9%. На мужчин приходится 51% населения. По
прогнозу Центр. агентства мобилизации и статистики, население Египта к 2029г.
удвоится и составит 123 млн. чел.
Египетское законодательство признает трудоспособным лицо, которое
достигло 15-летнего возраста. Численность трудоспособного населения АРЕ на 1
янв. 2005г. превысила 20 млн. чел. Число постоянно занятых составило 18 млн.
чел. Несмотря на то, что, по оценке экспертов МВФ, реальные потребности
государственного сектора экономики АРЕ в рабочей силе не превышают 0,6 млн.
чел., в нем занято 6 млн.чел.
Число безработных – 2 млн.чел. К временной и сезонной работе
привлекался 1 млн. чел., в т.ч. – 0,3 млн. детей в школьном возрасте для уборки
хлопка. Через биржи труда был трудоустроен 1 млн. чел., в т.ч. 0,8 млн.
выпускников учебных заведений.
На детей в возрасте до 15 лет приходится 37% населения страны. Египтяне
в возрасте от 15 до 40 лет составляют 41% населения, от 40 до 60 лет – 16% и
старше 60 лет-6%. Продолжительность жизни мужчин в Египте в 2003г. достигла 68
лет и женщин – 72 лет. Среднестатистическая египетская семья состоит из 5 чел.
В дельте Нила живет и работает 97% населения Египта. Плотность
населения в этом районе считается одной из самых высоких в мире. В Каире этот
показатель составляет 32 тыс. чел. на 1 кв. км.
Одной из трудно разрешимых проблем Египта считаются вопросы, связанные
с состоянием окружающей среды. 80% промышленных сточных вод сбрасываются в
окружающую среду без какой-либо очистки. Полной и частичной очистке
подвергается только 20% сточных вод. Египетская промышленность выбрасывает 10
тонн летучих отходов в минуту. Содержание окиси свинца и кадмия в каирском
воздухе в 8 раз превышает допустимый уровень.
В Каире проживает 7,5 млн. чел., в провинции Гиза, относимый египтянами
к так называемому большому Каиру – 5,4 млн. чел. и в Александрии – 3,6 млн.
чел.
Уровень зарплаты неквалифицированного рабочего составляет 300 ег.ф.,
квалифицированного-600 ег.ф. в месяц (50 и 100 долл.). На уборке хлопка ставка
составляет 15 ег.ф. за двое суток при 12-часовом рабочем дне.
Несмотря на то, что 40 млн. чел. страны живет бедно или находится за
чертой бедности, внутриполитическое положение в египетском обществе
относительно стабильно. Это объясняется отлаженной системой подавления любого
проявления социального недовольства и сохранением в стране чрезвычайного
положения, введенного в 1981г. после убийства мусульманскими террористами
египетского президента А.Садата.
Считается, что большая часть населения - мусульмане, а меньшая -
исповедующая христианство (копты). Но есть и люди других религий.
Опознавательным знаком копта служит вытатуированный на внутренней стороне
запястья крест, а нательных крестов копты не носят.
Страницы: 1, 2
|