скачать рефераты

МЕНЮ


Киотский протокол - как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уро...

Предполагается, что при введении новой системы общая сумма экологических платежей останется неизменной: она по-прежнему будет в пределах 11,5 млрд. руб., однако для конкретных предприятий и отраслей за счет увеличения сверхнормативных платежей цифры могут существенно измениться. Для предприятий электроэнергетики повышение составит около 15%. Практически такое же повышение ожидает предприятия нефтехимии – их платежи возрастут примерно на 20%. Рост сборов с предприятий целлюлозно-бумажной промышленности составит 50%, а нефтедобывающей промышленности – 60%[45].

Проблема российских предприятий в том, что пока они бесконечно далеки от экологических стандартов, которые достигают предприятия ЕС.

Большинство предприятий ведущих отраслей России не соответствует ни прежним, ни готовящимся нормативным требованиям по выбросам. Чтобы избежать сверхнормативных платежей, большинству из них необходимо модернизировать собственное производство.

Если можно одним словом описать в целом реакцию компаний в России на ратификацию КП, то наиболее подходящее – «озадаченность». Например, в ответ на вопрос о значении КП для каждой из представленных нефтегазовых компаний, Андрей Шторх, директор по стратегическому планированию компании «Ренова», заявил: «Если говорить об уровне корпораций и предприятий, я думаю, что никто пока не решится взять на себя смелость сказать, что для какой-то отдельно взятой компании это выгодно, а для другой - невыгодно. А глава компании Shell в России Джон Барри подтвердил это замечание, сказав, что «не знает, как КП скажется на нефтегазовом бизнесе на уровне операций», хотя отметил, что на макроуровне Россия выигрывает как поставщик газа на мировой рынок, ведь «голубое топливо» более чем нефть, приемлемо с точки зрения выбросов углекислого газа.

Ряд других компаний, включая СУЭК и ЕвразХолдинг, а также курирующие основных эмиттеров Департамент ТЭК Минпромэнерго и Комитет Думы по энергетике, транспорту и связи в ответ на вопросы об их позиции по КП воздержались от комментариев.

В то же время стратегически ограничения на выбросы углекислого и прочих парниковых газов не могут не вызывать у подозрений у нефтяников и газовиков, играющих первую скрипку в российской экономике. Ведь нефтегазовый рынок, по определению, – это «углеродный бизнес», и ограничения выбросов двуокиси углерода в атмосферу, по сути дела, означают падение цен на нефть для поставщиков и ограничение рынка энергоресурсов.

С другой стороны у нефтегазовых компаний также весьма велик потенциал снижения выбросов, а, следовательно, «углеродные» инвестиции могут внести существенный вклад в их модернизацию. РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», уже реализующих свои программы энергетического перевооружения. В их рамках «киотская» составляющая инвестиций за счет проектов совместного осуществления может достигать 50%[46]. Снижая выбросы углекислого газа и, особенно, метана, «Газпром» сможет сэкономить свою главную товарную продукцию.

Киотский протокол может также помочь в модернизации других предприятий-источников парниковых газов, например, металлургических производств и на транспорте. Председатель совета директоров Балтийского Банка Анатолий Зелинский отметил, что для тех российских предприятий, которые реализуют сегодня программы модернизации и имеют в них энергосберегающую составляющую, Киотский протокол автоматически является одним из источников финансирования и может закрыть около 10%[47] потребностей от инвестирования в модернизацию. Но предприятия, которые не могут собрать средств для реализации своих планов модернизации, от Киотского протокола не выиграют.


Программные объемы выбросов парниковых газов ОАО «Газпром»[48]


1990

2000

2008

2012

факт


прогноз


Метан, миллиарды кубометров

11,0

10,0

7,8

5,1

Метан в пересчете на диоксид углерода, миллионы тонн

161,7

147,0

114,7

75,0

Диоксид углерода от сжигания топливного газа, миллионы тонн

105,4

84,0

74,0

70,0


Во всех спорах о влиянии выбросов углерода на глобальное потепление климата, об экономической и политической составляющей Киотского протокола нужно помнить о том, какое влияние эти выбросы оказывают на каждого из нас. Всемирная Организация Здравоохранения регулярно сообщает об ухудшении состояния здоровья людей в крупных городах, что связано с загрязнением атмосферы. Кроме того, растет значимость экологического фактора в общем показателе здоровья людей. По мнению группы экспертов, проводивших данное исследование, ратификация Киотского протокола и создание эффективной системы управления выбросами ПГ позволяют дополнительно предотвратить рост выбросов традиционных атмосферных загрязнителей. Сегодня вклад выбросов от сжигания топлива в общий риск здоровью составляет примерно 10-25%. Однако при отсутствии эффективной стратегии регулирования выбросов эта величина может возрасти до 50% и больше.

Человек стал больше болеть, появились новые «экологические» заболевания (например, синдром хронической усталости). Происходит снижение репродуктивной функции у женщин в мегаполисах, что по данным ВОЗ также является следствием ухудшения экологической ситуации. Все это влияет на демографическую ситуацию, на производительность труда, а, следовательно, на экономику.

Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. При снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п. Исследования в 6 городах России (Москва, Нижний Новгород, Воронеж и др.) позволили оценить общероссийский эффект от первоочередных мер по снижению выбросов парниковых газов как снижение смертности на 40 тыс. человек в год.


Оценки снижения риска смертности при активном участии России в Киотском протоколе за счет сокращения выбросов веществ, сопутствующих выбросам ПГ[49]


Снижение риска смертности (случаев/год)

Сокращение выбросов СО2 тыс. тонн в год

Россия, в целом

40 000

600 млн.

Тепловая энергетика России, в целом

10 000

60 млн.

Москва

850

3600

Воронеж

1130

220

Нижний Новгород

277

1700

Великий Новгород

51

1100

Вельск

40

50

Новодвинск

16

1000




Заключение

         Проанализировав все вышеизложенное можно выделить следующее:

§         Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата.

§         Киотский протокол к Рамочной конвенции об изменении климата был подписан в 1997 году в бывшей столице Японии – Киото. Он обязывает индустриально развитые страны сократить эмиссию шести парниковых газов на 5,2% по отношению к уровню 1990 года.

§         Договор получил широкое одобрение и был назван важным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата. То, что выбросы парниковых газов атмосферу напрямую связаны с глобальным потеплением, пока не доказано, но тому есть масса косвенных подтверждений. Эту связь признает большинство промышленно развитых стран.

§         Участие в Киотском протоколе абсолютно добровольно для каждой страны. Протокол не устанавливает каких-либо ограничений на выбросы ПГ после 2012г. Протокол не предусматривает никаких временных ограничений по принятию обязательств, поскольку он устанавливает бюджеты выбросов только для 2008-2012 гг.

§         Евросоюз - главный инициатор Киотского протокола (31 мая 2002 года Евросоюз ратифицировал протокол). В законодательстве европейских стран были внесены положения об огромных налогах на грязное производство, именно поэтому там был разработан ряд новых экологических технологий, позволяющих до минимума сократить выбросы парниковых газов и вредных примесей. Общий объем затрат ЕС на выполнение обязательств по протоколу оценивается в 130 млрд. долларов. На сегодняшний день Евросоюз лучше всего подготовлен для реализации Киотского протокола.

§         Чтобы данное соглашение превратилось в международный закон, должны были произойти две вещи. Первое: оно должно было получить одобрение в законодательных органах 55 стран. Второе: суммарный выброс CO2 ратифицировавших его стран должен составлять не менее 55% от выбросов стран Приложения 1 РКИК в 1990 г.

§         В свете этих событий ратификация Протокола Россией была чрезвычайно важна. Наша страна подписала протокол 11 марта 1999 г, но ратифицирован он был после многих лет дебатов только в 2004 году (22 октября его ратифицировала Государственная Дума, а 4 ноября его подписал Президент). Это означает автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу, ведь на долю РФ приходится 17,4% выбросов ПГ. Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него США – крупнейшей из стран-участниц соглашения. (В 2001 г. США отказались от выполнения своих обязательств, опираясь на то что для них это экономически не выгодно).

§         Киотский протокол дает странам чрезвычайно широкие возможности для определения того, когда, где и как ограничивать выбросы ПГ. В нем не ограничивается использование любых способов государственного регулирования, измерения выбросов или технологий. Наоборот, каждая страна, выполняющая требования протокола, может реализовывать свою собственную, наиболее эффективную и выгодную политику по управлению выбросами ПГ. Каждая страна может выбрать, стоит ли ограничивать выбросы в отдельных секторах экономики, либо стимулировать поглощение углекислого газа за счет улучшения лесопользования и ведения сельского хозяйства.

§         К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44.2%.

§         Киотский протокол – первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами – разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны – ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. Так как у России здесь есть преимущество (квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990 г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды. По прогнозам экспертов Россия вполне может стать одним из крупнейших в мире продавцов углеродных  квот. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества, поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов. Рыночные механизмы регулирования выбросов парниковых газов, предусмотренные в Протоколе, вполне могут быть использованы в качестве модели для аналогичных механизмов в иных природоохранных соглашениях.

§         Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления» (российские предприятия получат шанс привлечь инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов).

§         Киотский протокол является дополнительным стимулом для разработки, реализации проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. (Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновляемые источники энергии).

§         Согласно Киотскому протоколу, страны, не выполняющие требований будут подвергаться крупным штрафам. Полученные деньги планируется использовать для «благотворительных» очистных проектов в бедных странах, не являющихся членами соглашения.

§         Страны не способные снизить до требуемого уровня, могут исправить ситуацию, не дожидаясь санкций. Для этого предусмотрена «торговля квотами» на парниковые газы. В качестве «зачета» богатые страны также могут осуществлять различные экологические проекты в странах третьего мира.

§         Киотский протокол пожалуй, самый нашумевший и неоднозначный международно-правовой акт в области экологии за последние годы, споры о целесообразности которого продолжаются с момента его подписания и по сей день.

§         Киотский протокол является противоречивым документом и будем надеяться что он сможет стать одним из первых реальных согласованных шагов Мирового сообщества по переходу к устойчивому развитию.

Приложение


Таблица 1. Выбросы и обязательства по их сокращению в Киотском протоколе

(считая от базового года)

Страны

Обязательство

(% от базового года)

Выбросы в 1995 г.

(% от базового года)

Австралия

+8

+4,8

Европейский Союз

-8

-3,4

Исландия

+10

+4,3

Канада

-6

+9,3

Лихтенштейн

-8

нет данных

Монако

-8

+25,2

Новая Зеландия

+1

+0,5

Норвегия

0

+1,7

США

-7

+3,8

Швейцария

-8

-1,8

Япония

-6

+10,7

Болгария (1988)

-8

-35,7

Xopвaтия

-5

нет данных

Румыния (1898)

-8

-38,1

Россия

0

-29,3

Украина

0

нет данных


Приложение А

Парниковые газы

  • Диоксид углерода (CO2)
  • Метан (CH4)
  • Закись азота (N2O)
  • Гидрофторуглероды (ГФУ)
  • Перфторуглероды (ПФУ)
  • Гексафторид серы (SF6)

Секторы/категории источников

·         Энергетика

·         Сжигание топлива

·         Энергетическая промышленность

·         Обрабатывающая промышленность и строительство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.