скачать рефераты

МЕНЮ


Королевство Нидерландов

0,26

 

69

Металлоизделия

3058,602

12,764

0,41

 

71

Генераторы и моторы

1412,366

5,281

0,37

 

72

Специализированные машины

2853,226

61,516

2,15

 

73

Машины для металлообработки

317,742

17,462

5,5

 

74

Различные машины

3363,441

28,516

0,85

 

75

Конторские машины и ЭВМ

8162,903

40,289

0,5

 

76

Оборудование для телекоммуникации, записи и воспроизведения звука

2243,011

48,394

2,16

 

77

Электрическая аппаратура

7233,333

34,225

0,47

 

78

Транспортные средства для дорожного движения

4029,032

51,317

1,3

 

81

Готовые строительные материалы, изделия для санитарии, центрального отопления, осветительная аппаратура

606,989

25,031

4,1

 

82

Мебель

842,473

4.496

0,53

 

83

Туристическое снаряжение, спасательная аппаратура

137,097

1,215

0,9

 

84

Одежда

2361,82f

21,395

0,9

 

85

Обувь

508,602

18,372

3,6

 

87

Инструменты и аппаратура для профессионального использования, научных исследований и т.д.

1775,806

39,762

2,2

 

89

Аппаратура и принадлежности для фотографии, оптика

1775,806

39,762

2,2

 

93

Различные готовые изделия

5367,742

19,510

0,36

 

94

Бункерное топливо для судов, самолетов

300,000

5,512

1,8

 

ВСЕГО

130951

1143

0,87

 

(В структуру российского импорта включены товарные позиции, превышающие по стоимости 1 млн. долл.)

6.2     ГОЛЛАНДСКИЙ БИЗНЕС НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Анализ развития российско-нидерландских торгово-экономических отношений, активности промышленного и финансового капитала Голландии на территории России, проявляющейся в расширении сети представительств, создания совместных предприятий и в других формах инвестиционного сотрудничества, в целом свидетельствует о рассчитанной на длительную перспективу политике закрепления позиций голландского бизнеса на российском рынке.

6.2.1     ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Процесс экономической стабилизации в России мог бы быть ускорен, если бы в ее хозяйство активнее вливались иностранные капиталовложения, в том числе и из Голландии, играющей значительную роль на международном рынке капитала. Однако поступление прямых голландских инвестиций в российскую экономику остается пока на весьма незначительном уровне. Так, из почти 1 млрд. гульд., инвестированных Нидерландами в Восточную Европу в 1993 г., только 50 млн. гульд., т.е. всего 5%, пришлись на долю России (для сравнения: инвестиции в Польшу составили 187 млн. гульд., в Венгрию - 230 млн.). В то же время инвестиционные потребности России, по некоторым оценкам, составляют 50-60 млрд. долл. в год.

Правительственные и деловые круги Голландии по-прежнему вынуждены проявлять осторожность в условиях сложившейся в России политической и экономической ситуации. Экономическая, а еще больше политическая нестабильность в постсоветском пространстве, переходящая на юге России в военные конфликты, отпугивает потенциальных инвесторов.

Вместе с тем правительственными и деловыми кругами Нидерландов неоднократно заявлялось, что экономическая политика по отношению к региону Восточной Европы, в том числе СНГ, включая Россию, принадлежит к приоритетным направлениям деятельности Кабинета, возглавляемого с 1994 г. премьер-министром В. Коком.

Поскольку, по признанию многих представителей деловых кругов Нидерландов, без поддержки правительства (или ЕС) большинство из них не располагает достаточными капиталами для интенсификации политики сотрудничества со странами Восточной Европы, планируется, что до 1998 г. правительством будут изысканы и выделены дополнительные финансовые средства для осуществления соответствующих программ.

Правительством уже приняты программы регулирования и стимулирования инвестиций в Среднюю и Восточную Европу. На эти цели в 1995 г., в основном через Министерство экономических дел, из нидерландского бюджета выделяется 205 млн. гульд. (1994 г. - 189 млн. гульд.). Помимо этого 400 млн. гульд. выделены из бюджета для реализации политики международного сотрудничества. Они в первую очередь направляются на финансирование программ страхования экспортных кредитов, лизинговых операций и программ технической помощи. Надо отметить, что такая помощь первоначально рассматривалась как временная (до 1996 г.) политика, призванная содействовать предпринимательству в охватываемой ею странах "стать на ноги". Однако уже признано, что и в последующие 5 лет (1997-2001 гг.) будет необходимо ее продолжение и ежегодное выделение не менее 170 млн. гульд. для того, чтобы восточноевропейский рынок "созрел" для полноценных экономических взаимоотношений с Нидерландами.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что соглашение о продвижении и защите инвестиций между Нидерландами и Советским Союзом было подтверждено Российской Федерацией. Это, в свою очередь, также укрепляет основу для голландских капиталовложений.

6.2.2     СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В то время как Нидерланды проводят сдержанную политику в отношении России в области крупномасштабных инвестиций, голландские предприниматели отдают предпочтение менее рисковым финансовым обязательствам, в частности, участию в совместных с российскими партнерами предприятиях. Хотя, следует признать, что и в этом секторе сотрудничества достигнут сравнительно скромный прогресс. Нидерланды не попадают в десятку стран, которые имеют на российской территории наибольшее число СП, значительно уступая, скажем, США, Германии, Китаю. В 1994 г. в России насчитывалось всего около 50 СП с голландским участием (в 1992 г. - 30).

Хотя практически все нидерландские предприниматели высоко оценивают возможности российского рынка, привлекательность использования относительно дешевой рабочей силы при ее высокой квалификации и другие факторы, их пыл охлаждают все те же причины: политическая нестабильность плюс галопирующая инфляция, неумеренно высокие налоги, неопределенность законодательства. По признанию голландских предпринимателей, им приходится платить адвокатским конторам тысячи гульденов за разъяснения по основным вопросам каждого российского законодательного акта, которые во множестве плодятся российскими законодателями и часто противоречат друг другу. Например, налоговое законодательство сейчас настолько запутанное, что невозможно следовать всем предписаниям одновременно. Столь же сложно ориентироваться в управленческой структуре, в бюрократической иерархии.

Кроме несовершенства и запутанности "юридической инфраструктуры", трудность состоит в том, что никто не может быть уверен в стабильности сложившихся экономических тенденций, в обязательности принятых решений, в том, что подписанные контракты, включая скрепленные министерскими печатями, будут выполняться.

Нидерланды имеют с Россией соглашение о защите инвестиций и об избежании двойного налога. Это по крайней мере дает голландским предпринимателям гарантию, что они ставятся в те же условия, что и российские, а кроме того, предоставляет им возможность переводить часть прибыли за границу.

Работающие на российском рынке предприниматели из Нидерландов не обходят молчанием и проблему организованной преступности, которая также "тормозит энтузиазм". По их признанию, многие фирмы даже вносят в свой бюджет уплату мафии в качестве вынужденных дополнительных расходов.

Что касается сферы деятельности российско-голландских СП, то она весьма обширна. Вот как, например, выглядит совместная деятельность некоторых крупных голландских компаний на примерах последнего времени.

В 1994 году электротехнический концерн АББ создал два новых СП в России. Первое - "АББ Электрозавод", учрежденное в партнерстве с Московским электрозаводом, будет выпускать силовые трансформаторы, в основном для российского рынка. Доля участия АББ пока 51%, но предусмотрено ее последующее увеличение до 75%. На этом СП занято 700 человек. Другое предприятие - "Электроинжиниринг" создано совместно с Всероссийским электротехническим институтом и еще несколькими российскими партнерами, здесь доля АББ составляет 60%. "Электроинжиниринг" намерен внедрять технологию АББ в электрические сети России для передачи электроэнергии с электростанций к потребителям.

Химический концерн "АКЗО-Нобель" совместно с российскими организациями (Росхимнефть и казанский комбинат "Оргсинтез") открыл СП по производству органических пероксидов - основных компонентов пластмасс. Доля участия нидерландско-шведского концерна в капитале нового предприятия составляет 51%.

Голландская компания "ПТТ Пост" приобрела 40% участия в российском предприятии "Индепендэнт дистрибьюторс", которое обеспечивает доставку средств массовой информации, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге.

Нидерландской фирмой "Ван Лир" открыто СП близ Екатеринбурга по производству металлической тары (бочек) для хранения и транспортировки жидких веществ. Доля "Ван Лир" в капитале СП "Ван Лир Урал" составляет 90%.

Известная голландская фирма "Нутриция" занимается совместным производством лечебного детского питания.

Важен также и тот факт, что в большинстве создаваемых в России совместных предприятий финансовый взнос голландских партнеров не превышает 1 млн. долл. - еще одно свидетельство их осторожности в нынешней российской ситуации.

6.2.3     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИДЕРЛАНДСКИХ КОМПАНИЙ В РОССИИ

Число нидерландских организаций, имеющих свои постоянные представительства в России, постоянно растет. На конец 1994 года в Москве их насчитывалось более 60, в Санкт-Петербурге - более 20. Открыты представительства во Владивостоке, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и в других крупных городах Российской Федерации. Характерно, что, как правило, они представляют интересы торговых, финансовых и консультационных фирм и компаний, и в меньшей степени - производственных организаций. Об этом свидетельствует целый ряд конкретных примеров последнего времени.

В ноябре 1994 г. было открыто Московское агентство по развитию предпринимательства, курируемое Амстердамской торгово-промышленной палатой при финансовой поддержке Европейского Союза. Это агентство создано для содействия развитию малого и среднего предпринимательства в России путем предоставления консультационных услуг по менеджменту, созданию СП, экспорту, инвестициям и т.д. Аналогичный "пункт поддержки" был открыт в Санкт-Петербурге в январе 1995 г. По мнению ТПП Амстердама, такие агентства дадут дополнительный импульс развитию российско-нидерландских деловых связей и помогут российским и голландским предприятиям облегчить задачу по поиску нужных партнеров.

В конце 1994 г. нидерландский банк ИНГ, уже имеющий свои представительства в Москве и Санкт-Петербурге, первым из международных банков открыл отделение во Владивостоке, которое будет заниматься оказанием консультационной помощи местным и иностранным предприятиям в их экспортно-импортных операциях. Кроме того, по поручению международных организаций ИНГ-банк намерен производить проработку коммерческих проектов в Дальневосточном регионе России.

Весьма активно работает в России отделение голландской аудиторской компании "Делойт & Тач Недерланд". За 5 лет деятельности "российский штат" этой компании вырос до 500 человек, занятых в 12 представительствах от Санкт-Петербурга до Владивостока. Свою главную задачу в России "Делойт", по словам ее руководителей, видит в оказании помощи в осуществлении программ второй фазы приватизации. Другой сферой деятельности этой компании является консультационное участие в подготовке законодательной базы в области бухгалтерской отчетности и аудиторского контроля в России. В этом она сотрудничает с другой нидерландской консультационно-финансовой фирмой "КПМГ". В поле зрения "Делойта" находится и проблема обеспечения кадров для создания в России самостоятельных финансово-консультационных фирм.

В последние годы нидерландские союзы предпринимателей совместно с правительством Нидерландов осуществляют в странах Восточной Европы, в том числе в СНГ, включая Россию, "Некоммерческую программу передачи опыта предпринимательства" (NMCP), призванную помогать предприятиям и организациям посткоммунистических стран в адаптации к рыночным формам экономики. Эта поддержка осуществляется путем направления высококвалифицированных консультантов из числа голландских менеджеров-пенсионеров на конкретные предприятия для изучения и анализа существующих проблем, разработки предложений по их решению, составлению эффективных "бизнес-планов" и т.д. Эксперты NMCP работали на целом ряде российских акционируемых, приватизируемых и конверсионных предприятиях. В 1993 г., например, в Россию было направлено 80 голландских консультантов. Указанная программа представляет особенный интерес для малых и средних предприятий, не имеющих достаточных валютных средств для найма зарубежных экспертов на коммерческой основе. В развитие этой программы предусматривается проведение экспертиз предложений по инвестиционным проектам в различных регионах России, которые можно было бы реализовать при поддержке западноевропейских финансовых организаций. Представительство NMCP действует в Москве, заключены соглашения об открытии региональных филиалов в Санкт-Петербурге, Перми, Челябинске, Екатеринбурге.

6.3     ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Начиная с 1992 года Нидерланды оказывают активное техническое содействие России.

Эта деятельность осуществляется на основе Меморандума о намерениях, подписанного Министерством экономики Нидерландов и Российским агентством по международному сотрудничеству и развитию (в настоящее время правопреемником РАМСИР является Российское бюро по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве России) в 1992 г., и дополнительного протокола к нему (1993 г.). Эти документы содержат программу технической помощи Российской федерации на период до 1997 г. Они предусматривают также возможность выполнения проектов при взаимодействии с Европейским Союзом (ЕС), Европейским и Международным банками реконструкции и развития (ЕБРР и МБРР) путем их параллельного или координированного совместного финансирования.

Координация деятельности в области технического содействия и сотрудничества со стороны Нидерландов возложена на Министерство экономических дел. Практическую работу, связанную с реализацией проектов, осуществляет с 1994 г. Агентство "Cентер", действующее под эгидой указанного министерства. Его деятельность распространяется в целом на все страны Восточной Европы.

По оценке руководства агентства "Сентер", выполнение проектов технического содействия России осуществляется успешно и эффективно. В 1992-1993 гг. на них было израсходовано свыше 50 млн. гульд., а в 1994 г. - 22 млн. гульд. Надо отметить, что это наиболее крупные вложения, сделанные по данной линии в восточноевропейские страны.

В целом финансирование проектов технической помощи Нидерландов странам Восточной Европы в 1994 г. распределялось следующим образом:

СТРАНА

Объем финансирования, млн. гульд

Венгрия

8,0

Латвия

2,0

Литва

1,45

Польша

9,0

Россия

2,0

Словакия

3,0

Украина

8,0

Чехия

5,75

Эстония

1,75

В программе технической помощи России приоритетное значение придается сельскому хозяйству, энергетике, транспорту, охране окружающей среды. Именно в этих областях на долговременной основе реализуется ряд масштабных проектов.

Так, например, осуществляемая при содействии Нидерландов программа регионального развития Коломны включает четыре проекта по производству, хранению и переработке овощей. Это самые крупные по размерам финансирования проекты технической помощи: с 1992 по 1994 г. расхо­ды на их осуществление составили 20 млн. гульд., в 1995 г. будет израсходовано еще 4-5 млн. Голландская сторона удовлетворена ходом выполнения коломенских проектов, которые планируется завершить в 1997 г., и рассматривает их в качестве примера оказания технической поддержки России. Уже сейчас потери в хранении сельхозпродукции снижены до 15% против 45% в 1993 г.

В 1993 г. в Тюменской области началось осуществление проекта строительства первого на территории России и пятого в мире полностью автоматизированного и компьютеризированного тепличного комплекса, на который Голландией выделено около 5,4 млн. гульд.

Крупнейший проект технической помощи в области энергетики связан с развитием нефтегазового комплекса в Тюменской области. Он является составной частью плана ЕБРР и МБРР и оценивается более чем в 40 млн. гульд.

Нидерландско-российская программа технического содействия включает также сельскохозяйственные и транспортные проекты в регионе Санкт-Петербурга (9 млн. гульд. за 1992-1994 гг.), природоохранные проекты в Москве и Московском регионе (общая стоимость 3,5 млн. гульд.) и ряд других.

Одновременно с проектами технической помощи России нидерландскими организациями осуществляется ряд программ в области подготовки кадров, содействия в развитии образования. Голландским правительством финансируется программа переподготовки менеджеров из стран Восточной Европы, в рамках которой только в 1993 г. было принято на обучение 250 представителей России. В том же 1993 г. по линии Министерства науки и образования Нидерландов было израсходовано на реализацию проектов сотрудничества с российской стороной 5,6 млн. гульд., в том числе 3 млн. гульд. на выполнение общеобразовательной программы и 2,6 млн. гульд. на осуществление программы в сфере высшего образования.

Для поддержки научных исследований в России Нидерланды в 1992-1994 гг. выделили гранты для 231 российского научного проекта на общую сумму 17 млн. гульд.

С 1994 г. осуществляется специализированная программа "МАТРА" ("Маатсхаппелэке трансформаси" - "Общественная трансформация"). Голландское правительство включило расходы на ее проведение в размере 25,8 млн. гульд. в бюджет МИД Нидерландов. Целью этой программы является содействие процессам демократического обновления в России, а также финансирование обучения молодых специалистов в голландских учебных учреждениях (Институт международных отношений "Клингендал", курсы Гаагской академии по международному праву, Амстердамский и Лейденский университеты).

По мнению нидерландских координаторов технической помощи России, все выполняемые проекты имеют хорошую перспективу. Использование при их реализации голландского оборудования, технологий, материалов и опыта в целях создания современного производства и инфраструктуры в России заложит хорошую базу для будущих инвестиций из Нидерландов.

7.     Список используемой литературы:


1.    Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995.

2.    Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.

3.    Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991.

4.    Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO


Отдельно выражается особая благодарность экономическому отделу посольства Королевства Нидерландов в Москве за предоставленную информацию.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.