скачать рефераты

МЕНЮ


Королевство Нидерландов

Единственным товаром, подпадающим под государственную монополию на экспорт и импорт в Нидерландах, является природный газ. Только компания "Газюни", в которой государству принадлежит 50% капитала, может его транспортировать, хранить, добывать и продавать.

Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий, ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15 "Продуктсхаппам".

Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю. Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для регулирования отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли запрашиваемый товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу.

В систему внешнеторгового регулирования входят также антидемпинговые меры. С 1977 г., когда вступило в силу антидемпинговое регулирование, главная роль контроля над его выполнением принадлежит странам ЕС. Это означает, что голландские компании могут обращаться напрямую в Брюссель с просьбой защитить их от демпинга. Однако большинство обращаются непосредственно в Министерство экономических дел, которое выступает в роли их официального адвоката.

3.2.2     ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЕС И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Подавляющее большинство государств мира руководствуются в своей таможенной политике принципами Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и конвенциями, заключенными на основе данного соглашения. Целью ГАТТ является осуществление свободной торговли товарами в мировом масштабе. В настоящее время ведутся переговоры о распространении положений ГАТТ на торговлю услугами.

Важнейшим требованием является предоставление всем странам - членам ГАТТ режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Это означает, что товару, ввозимому из какой-нибудь одной страны, должны предоставляться условия не менее благоприятные, чем товару, ввозимому из любой другой страны. Исключения могут делаться в случае создания зон свободной торговли в мировом масштабе. Страны - члены ГАТТ договариваются о взаимном снижении таможенных пошлин и отказе от нетарифных ограничений торговли. Чтобы различие национальных таможенных процедур не препятствовало свободному международному товарообмену, страны - члены ГАТТ держат курс на их постепенную унификацию.

Основные принципы унификации национальных таможенных систем разрабатываются в рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС). Данный Совет, действующий с 1952 г., в настоящее время включает 132 страны (Россия стала его членом в 1992 г.). В рамках Совета разработана и с 1988 г. введена в действие Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Страны-члены СТС осуществляют классификацию товаров для таможенных целей в соответствии с утвержденной данной конвенцией Гармонизированной системой (ГС), на основе которой составлены национальные таможенные тарифы. ГС включает 21 раздел, 97 товарных групп, 1241 позицию и более 5 тыс. субпозиций. Она предусматривает присвоение каждому товару шестизначного цифрового кода. Однако за применяющими ее странами оставлено право более детальной классификации товаров. Так, в Едином таможенном тарифе Европейского Сообщества (ныне Союза) используется Комбинированная номенклатура с восьмизначным кодом. Отдельным странам-членам ЕС при ее введении было разрешено классифицировать товары более подробно вплоть до четырнадцатого знака. (Россия использует 9-значную товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, до восьмого знака идентичную Комбинированной номенклатуре ЕС. Девятый знак пока является нулевым, что оставляет в дальнейшем возможность более детальной классификации.)

4.     ИНВЕСТИЦИИ В НИДЕРЛАНДАХ

4.1     ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Правительством Нидерландов осуществляется последовательный курс на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие национальной экономики как со стороны отечественных, так и иностранных предпринимателей. Особенно поощряются инвестиции, способные содействовать повышению конкурентоспособности голландской продукции на мировом рынке и росту экспортного потенциала страны. Иначе говоря, связанные с разработкой и внедрением передовых технологий. Инвестиции рассматриваются и как существенный фактор в решении проблем создания новых рабочих мест.

Основными иностранными инвесторами в Нидерландах являются Бельгия, США, Англия, Германия и Франция. В последние годы значительно возросла роль Японии, Швейцарии, Австрии, а также Скандинавских стран. Около 8% всех инвестиций в Нидерланды в последнее десятилетие осуществили развивающиеся страны.

На предприятия с иностранными инвестициями приходится до 20% промышленного производства и 21% всех занятых в Голландии. Из 300 крупнейших мировых компаний (по списку "Форчун") свыше 150 имеют в Нидерландах филиалы.

Нидерланды привлекательны для иностранных инвесторов по ряду показателей:

·      развитая инфраструктура;

·      высокий уровень квалификации местной рабочей силы (качество высшего образования, знание иностранных языков и т.д.);

·      объем собственных заграничных инвестиций;

·      льготное торговое законодательство;

·      сравнительно невысокие издержки по содержанию филиалов (стоимость аренды, электричества, газа и т.д.);

·      политическая и экономическая стабильность в стране.

Вместе с тем в последнее время отчетливо проявились и  признаки ухудшения инвестиционной привлекательности Нидерландов. Известные финансово-консалтинговые компании "Прайс Ватерхауз" и "Куперс энд Либранд" опубликовали результаты специального исследования: "Нидерланды уже не налоговый рай для ТНК (транснациональных корпораций)". По данным за пять лет, предшествовавших 1992 г., не менее 35 крупных иностранных инвесторов предпочли Нидерландам другие страны (в Европе, например, Бельгию и Ирландию). Предполагаемый объем этих упущенных инвестиций — 5 млрд. гульд. Принимая во внимание, что далеко не все инвесторы предварительно обращались к голландским консультантам и тем самым обнаруживали свои первоначальные намерения, можно предположить, что реальный объем этих потенциальных инвестиций мог бы быть значительно выше. Нидерландское агентство по иностранным инвестициям считает, что привлекательность Голландии для иностранных инвесторов начинает ослабевать по мере введения не менее гибкого инвестиционного законодательства в других европейских странах. Это серьезный фактор, особенно на фоне того, что в Нидерландах отмечается едва ли не самый высокий уровень социальных расходов со стороны предпринимателей и жесткая политика в отношении природоохранных требований, также значительно удорожающая производство.

В 1993 г. новые иностранные инвестиции в Нидерландах оценивались в 13,1 млрд. гульд., что на 13% ниже, чем годом раньше. На 1994 г. ожидалось дальнейшее падение - еще на 7%. Наибольший спад инвестиций наблюдался в химической промышленности (-26%), металлообрабатывающей и электротехнической (-27%), при росте инвестиций на 4% в пищевой и на 41% в нефтяной отраслях. Порядка 70% этих инвестиций поступило из стран Европейского Сообщества, около 10%—из США.

Все большее число иностранных предприятий привлекает район Схипхола - крупнейшего аэропорта Нидерландов, где формируется мощный промышленный центр. Сейчас в этом районе задействовано более 70 тыс. рабочих мест, это единственное место, где занятость за последние годы возрастала, несмотря на наблюдавшийся спад в экономике.

В свою очередь, Нидерланды также являются одним из крупнейших мировых инвесторов и занимают 3-4 место в мире по экспорту капитала на душу населения. Нидерландские капиталовложения за рубежом составляют около 150 млрд. гульд., что значительно превышает инвестиции других стран в экономику Нидерландов (93 млрд. гульд.). Нидерланды занимают третье после Великобритании и Японии место по инвестициям в экономику США (41 млрд. гульд.). Традиционно самая большая доля голландских капиталовложений за рубежом приходится на западноевропейские страны.

Однако отмечаются и новые акценты в инвестиционной политике Нидерландов в плане географического размещения инвестиций. В то время, как в самой Голландии с напряжением решаются проблемы занятости, нарастает вывоз капитала и, следовательно, экспорт рабочих мест в страны Юго-Восточной Азии, а в последние годы также и в страны Средней и Восточной Европы.

Нидерланды делят с Францией пятое место по инвестициям в среднеевропейские и восточноевропейские страны, уступая США, Германии, Италии и Великобритании. И хотя в абсолютном измерении объемы ежегодно направляемых в эти страны голландских инвестиций не столь велики, темпы их роста весьма значительны. Если в 1990 г. они составили всего 7 млн. долларов, то в 1991 г. - 155, в 1992 г. - 373, а в 1993 г. - уже 754 млн.долларов. Большая часть этих инвестиций сделана крупными концернами, преследующими цели завоевать свое место на новых рынках. Вместе с тем проведенные в Нидерландах исследования и опросы среди средних и малых предприятий также выявили интерес последних к восточноевропейской зоне.

4.2     СТИМУЛЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

В Нидерландах, как и в других странах — членах Европейского Сообщества, действует система стимулирования инвестиций, предложенная в рамках Структурной Программы ЕС на 1990-1994 годы. Эта программа, включающая целый ряд подпрограмм, направлена на поощрение деятельности инвесторов в области исследований и технологического развития по следующим приоритетным направлениям:

·      информационные и коммуникационные технологии;

·      промышленные технологии и технологии новых материалов;

·      охрана окружающей среды;

·      энергетика;

·      прикладная наука и технология;

·      трудовые ресурсы и мобильность рабочей силы.

На каждую подпрограмму выделены ассигнования из бюджета ЕС, которые могут быть распределены между инвесторами в виде грантов. Заявки на предоставление грантов должны быть согласованы с управляющими подпрограммами в Генеральном Директорате по науке, исследованиям и развитию ЕС.

Европейское Сообщество уделяет особое внимание развитию сотрудничества и кооперации между компаниями входящих в него стран. Исключительно для совместных проектов предусмотрены дотации, покрывающие 50% расходов по их осуществлению.

5.     ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

5.1     БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

В Нидерландах сформировалась развитая банковая система, деятельность которой выходит далеко за национальные масштабы. Столица страны Амстердам известен как один из крупнейших центров финансового мира.

Финансовый сектор Голландии отличает способность чутко и эффективно реагировать на изменения экономической конъюнктуры.

В условиях сокращения доходов от традиционных заемно-ссудных операций в последние годы нидерландские банки укрепляют свои позиции посредством проведения торгово-банковских операций и за счет снижения собственных расходов.

Правительство Нидерландов либерализировало банковские и финансовые операции. Развиваются новые рынки, такие как быстро набирающий силу рынок рискового капитала. С основанием Амстердамского межпрофессионального рынка банки получили возможность осуществлять сделки с ценными бумагами непосредственно с инвесторами-учредителями, минуя брокеров на амстердамской фондовой бирже. Одним из элементов либерализационного процесса явилось разрешение страховым компаниям предлагать комбинированное страхование сбережений и жизни совместно с банками. Более того, банкам разрешается иметь более значительные вклады в страховые компании, чем раньше.

В целом нидерландская банковская система принимает меры, адекватные либерализационному процессу на финансовом рынке Европейского Союза, который будет иметь место в течение предстоящих пяти-десяти лет.

Банковская система Нидерландов включает в себя центральный банк как главное финансовое учреждение страны и многочисленные коммерческие, ипотечные, сберегательные и иные банки. Крупнейшими нидерландскими банками являются: "АБН-АМРО" - занимает 16-е место в мировой банковской иерархии, "Рабобанк" - 36-е место, "Интернасионале Недерланден Груп - ИНГ" - 40-е место, "НМБ - Постбанк" - 60-е место.

5.1.1     ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Функции центрального банка страны выполняет основанный в 1814 году Нидерландский банк (De Nederlandsche Bank), штаб-квартира которого находится в Амстердаме. Он выступает как государственный банк, а также как "банк банкиров" и кредитор последних.

Нидерландский банк осуществляет денежный и операционный надзоры за официально зарегистрированными финансовыми учреждениями. Денежный надзор включает в себя отслеживание соответствия ликвидности и платежеспособности кредитных учреждений предписанному уровню и лицензирование таких учреждений после их основания.

Центральный банк имеет полномочия лицензировать валютные операции, но фактически он передал эту функцию коммерческим банкам. Центральный банк осуществляет посреднические функции при осуществлении международных платежей, им также осуществляется надзор за выпуском ценных бумаг на внутреннем рынке. Банк не занимается коммерческими сделками.

5.1.2     КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

Нидерландские коммерческие банки имеют репутацию надежных партнеров и предлагают широкий спектр обслуживания. Большинство коммерческих банков имеют хорошо налаженные отношения с зарубежными партнерами и около 35 иностранных банков имеют свои отделения в Нидерландах.

Высокоэффективная банковская жиро-система (проводка счетов) обеспечивает быстрый перевод средств с одного банковского счета на другой. Поэтому чеки редко используются для урегулирования долгов.

Коммерческие банки столкнулись с проблемой увеличения своих расходов, вызванные в основном дорогостоящей программой автоматизации. Из-за того, что нидерландский рынок обладает хорошей ликвидностью и был таким в течение ряда лет, доходы от традиционных заемных и ссудных операций не выросли так быстро, как расходы.

Для сохранения и увеличения прибыльности коммерческие банки стали переносить свои операции в специализированные области. Они включают в себя торгово-банковские операции на нидерландском и зарубежных рынках, банковские операции в розничной торговле на внутреннем рынке (электронная система банковских операций), проникновение на рынок США и операции с ценными бумагами.

5.1.3     ИПОТЕЧНЫЕ И СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИ

Ипотечные банки предоставляют долгосрочные займы, часто на строительство предприятий или других промышленных и коммерческих зданий, а также на покупку частных домов. Для всех ипотечных займов необходимо совершение нотариального акта, и ипотека должна быть внесена в регистр недвижимого имущества (kadastral). Другие банки предоставляют специализированные заемные услуги, такие как, например, залог под суда.

Сберегательные банки привлекают вклады от широких слоев населения, но они не являются источником финансирования промышленности или торговли. Их фонды обычно вкладываются в правительственные или иные схожие облигации и, подобно ипотечным банкам, они предоставляют финансирование для покупки частных домов.

Таблица 5.1

Финансовый рынок Нидерландов


ПОКАЗАТЕЛИ

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Эмиссия ценных бумаг, млрд. гульд.

32

40

43

44

Общая стоимость ценных бумаг, находящихся в обращении, млрд. гульд.

377

528

872

881

   В том числе:

 

 

 

 

     акций, млрд. гульд.

179

259

457

487

     государственных облигаций, млрд. гульд.

129

192

309

284

     прочих облигаций, млрд. 1ульд.

68

77

106

110

Общий индекс цен на акции (1983 г.=100%)

139,9

186,8

234,1

276.6

Доходность акций, %

33,1

-13,1

47,2

1,0

Доходность облигаций, %

9,9

4,3

14.9

-2,3

Процентная ставка государственных займов, %

7,25

9,01

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.