скачать рефераты

МЕНЮ


Коррупция в нефтедобывающих странах


62 Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33.

63 Сорос Д. Прозрачная коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3.

64 Туркменбаши С. Рухнама. - Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002. - С. 373.


Известно, что классическая теория предполагает следую­щее распределение доходов по принципу: груду - зарплата, ка­питалу - процент, земле - рента, предпринимательству - прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике всегда должны иметь место перераспре­делительные процессы, направленные на обеспечение равнове­сия в обществе между различными слоями населения; теми, кто имеет средства производства (экономическую власть) или долж­ность в государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная рыночная экономика обя­зана содержать или материально поддерживать тех людей, уча­стие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено (престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения доходов, что во мно­гом ослабит давление коррупции.

Несправедливое распределение доходов приводит к безра­ботице среди большинства населения, которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Рим­ский, говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно, когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и режим труда или отдыха, а для ос­тального населения этот выбор оказывается несвободным, про­диктованным чужой волей. Происходит явное (иногда созна­тельное) нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда приводит к тяжелым психологи­ческим заболеваниям, к деградации личности. Кроме того, оп­ределенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет криминальные слои, усиливает социальную дестаби­лизацию в обществе.

Поэтому в связи с вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых полити­ческих и экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе перехода к но­вому типу общественных отношений и созданию действительно гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день движущей силой № 1 экономических преоб­разований в странах Центрально-Азиатского региона, их на­правленность и результативность в решающей степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общест­венных институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них.

Один из оригинальных методов решения проблемы кор­рупции в странах с сырьевой экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг "Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК сообщить общественности о том, сколько они платят на­циональным правительствам принимающих стран. Сорос счи­тает, что именно прозрачность в суммах, приходящих в сырье­вую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпи­рованные правительства стать более открытыми для собствен­ных граждан.

Рыночная экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень быстро бежать, чтобы оставать­ся на месте, поскольку уже предотвращение роста неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что, поскольку "рыночная экономика не выработала экономи­ческого равенства, совместимого с демократией, всем демокра­тиям пришлось "вмешаться" в дела рынка с целым рядом про­грамм, имевшим целью содействовать равенству и предотвра­щать неравенства"65.

Хотя, в исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002 г., в посттранзитных экономи­ках, уровень коррупции постепенно снижается. Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За последние три года средний уро­вень взяткодательства снизился в этом регионе с 2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпри­нимателям в гораздо меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и пре­жде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, не­смотря на положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших улучшениях.

Казахстанские наблюдатели отмечают, что "все положи­тельные сдвиги в уровне коррумпированности во всем регионе явно произошли не за счет Казахстана". В качестве аргумента приводится тот факт, что в 2001 г. индекс восприятия корруп­ции Казахстана спустился на 17 позиций, уступив лишь не­скольким африканским странам.

В настоящее время ситуация с коррупцией в Казахстане обсуждается известными аналитиками и экспертами. Так, анг­лийский журналист, бывший редактор "Financial Times" no Восточной Европе Э. Робинсон предостерегает власти Казах­стана, что "полагаясь на кланы, бюрократию и подхалимов, ре­жим превратится в классическую нефтяную клептократию. Это будет трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти, минеральных ресурсов и уни­кальный человеческий капитал, потерянным шансом стать со­временным промышленно развитым демократическим государ­ством, оплотом благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже сейчас начинают выражать недо­вольство аппетитами местных чиновников, и американским правительством, желающим иметь стабильные демократиче­ские режимы в регионе, авиабазы которого представлены США для войны с терроризмом"66


3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран


Как известно из опыта многих нефтедобывающих стран, темпы экономического роста и сдвиги в распределении нефтя­ных доходов и богатства тесно связаны с характером политиче­ского режима и направлением внутренней политики. Когда приобретено богатство, то, несомненно, умножаются возмож­ности наживать больше денег, поскольку накопленное богатст­во открывает новые возможности наживы, закрытые без него. Поэтому главным вопросом для сформировавшихся режимов заключается в том, насколько правительство сможет помешать росту неравенства, прежде чем оно достигнет опасного предела или, другими словами, насколько правительство сможет сохра­нить уровень неравенства, не вызвав недовольства и сопротив­ления собственного народа. Каждый режим, сформировавшийся на нефтяных богатствах, отобранных у народа, увы! -пытается сохранить нефтяную "кормушку" всеми силами, средствами, ре­сурсами, мощью армии и правоохранительных органов. С оппо­зицией в данном случае особо не церемонятся. События по­следних лет из политической ситуации стран Центральной Азии наглядно демонстрируют этот тезис.

 

65 Martin Baily, Gary Burtless, Robert E. Litan. Growth with Equity. - Washington, D.C.: Brookings Institution, 1993.

66 Робинсон Э. Центральная Азия: ставки высоки. / Assandi-Times. - 2002. - № 08.



Пример нефтедобывающих стран показывает огромный разброс возможных сценариев развития. И, хотя достаточно трудно прогнозировать варианты развития стран Центральной Азии вообще и Казахстана в частности как нефтяной державы, даже на самое ближайшее будущее, происходящие в нашей стране процессы наглядно показывают возможности повторе­ния путей развития таких нефтяных стран, как Венесуэла, Ин­донезия и даже Нигерии. В данном случае анализу подвергают­ся не столько количественные показатели, характеризующих темпы развития национальной экономики в целом, сколько ка­чественное содержание происходящих политических, экономи­ческих и социальных процессов.

Представляется очевидным, что каждый режим вынужден быстро и любыми путями приспосабливаться к изменениям со­циально-экономических процессов, происходящих в собствен­ной стране. К этому их подталкивают такие факторы, как уве­личивающаяся нестабильность в обществе, которая, в конечном счете, может привести к нарастанию конфликтных ситуаций, вплоть до установления военной диктатуры. Поэтому некоторые аналитики прогнозируют, хотя и очень осторожно, возможности установления военной диктатуры в Казахстане и других странах Центрально-Азиатского региона с целью не допустить коренных изменений в сложившейся политической структуре. Как отмеча­ют эксперты по странам Центральной Азии, например, в Узбеки­стане "уже в ближайшие годы вполне реальной перспективой может стать начало гражданской войны, сопровождаемой ради­кальными изменениями политического плана".67

Как показывают недавние события в Туркменистане (воо­руженное покушение на пожизненного президента С. Туркмен-баши), в этой стране региона не все так гладко, как представля­ется на первый взгляд. В связи с такими прогнозами можно проследить достаточно явную связь между попытками прави­тельства Казахстана не допустить дальнейшей утечки инфор­мации из иностранных источников по поводу "нефтяного" скандала и, как следствие, возможную передачу власти.

О том, что установление военной диктатуры вполне явля­ется достоверным вариантом, можно говорить в свете послед­них решений прикаспийских государств по вопросу о правовом статусе Каспийского моря. После долгих переговоров, в мае 2002 г. Президент России Владимир Путин и Президент Казах­стана Нурсултан Назарбаев подписали документ, устанавли­вающий координаты прохождения модифицированной средин­ной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Россией и Казахстаном. Этим документом две страны "застолбили" спорные месторождения на стыке каспийской зоны для совместного освоения. К России и Казахстану присое­динился и Азербайджан, но Иран достаточно резко отказался признавать это соглашение, настаивая на собственной позиции: делить Каспий необходимо по секторам, по 20% акватории для каждой прикаспийской страны.

Мировые информационные агентства прокомментировали это событие следующим образом: Россия сможет свободно заниматься добычей и транспортировкой нефти в своем, уже определенном секторе Каспийского моря, поскольку с другими прикаспийскими странами у нее границ нет, а вот Азербайджа­ну и Казахстану придется сложнее, т.к. у этих стран есть грани­цы с Туркменистаном и Ираном, договариваться с которыми придется еще достаточно долго.

Россия и Казахстан в последнее время наращивают собст­венное военное присутствие на Каспии. Уже созданы военно-морские формирования ВС РК, включающие около трех тысяч военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. Правда, пока эти подразделения береговой охраны организаци­онно входят в Силы охраны государственной границы Казах­стана.



67 Пономарев В. Грядет ли исламская революция в Узбекистане? // Континент. - 2000. - № 8(21). - С. 39.

В недалеком будущем планируется создание военно-морских сил: в Актау уже открыто Высшее военно-морское училище Министерства Обороны РК.

Установление военной диктатуры возможно двумя путями: приходом к власти потенциального диктатора через президент­ские выборы или военным свержением правового режима, не спо­собного справиться с социально-экономическими трудностями.

Крайности в данном случае могут быть две - варианты правой и левоцентристской диктатуры. Поскольку последний вариант уже рассмотрен выше, посмотрим, что может на прак­тике может означать военная диктатура правового типа. Ее главные отличия от обычного правого режима заключаются в следующем:

- акцент на субсидирование военно-промышленного ком­плекса;

- большой упор на популистские акции;

- протекционизм для защиты отечественной промышлен­ности.

В совокупности эти меры могут дать на определенный толчок развитию экономики и помочь ей набрать умеренные темпы роста. Но этого недостаточно для серьезного улучшения Уровня жизни большей части населения страны. Кроме того, правая диктатура должна опираться на финансовую олигархию в лице крупного национального бизнеса, что сузит поле для по­пулистских социально-экономических маневров. Ведь известно, ito к популистским обещаниям крупный бизнес как иностранный, таки и отечественный относится крайне скептически- Ско­рее всего, они свелись бы к формальному наведению порядка в борьбе с организованной преступностью и к показной борьбе с коррупцией на самом высоком уровне, что и демонстрирует высшее руководство стран Центрально-Азиатского региона. На­пример, "разборки" с коррумпированными высшими чиновника­ми стали обыденным явлением для туркменских телезрителей.

Возможны также меры милитаристского характера, на­пример, превращение вооруженных сил в политическую корпо­рацию, обладающую особыми правами и привилегиями, созда­ние "народной" партии во главе с диктатором, которая бы осу­ществляла власть на местах и составляла резерв для управления на более высоком уровне. Имевшие место в истории некоторых стран прецеденты (например, Чили) показывают, что военные диктатуры правого толка вполне уживаются с социально стра­тифицированным обществом и властью богатых.

Крайний вариант такого режима может иметь два послед­ствия. Первое - экономика страны будет обречена на дальней­ший социально-экономический и, в результате этого, политиче­ский застой, что сделает военную диктатуру крайне неустойчи­вым образованием. Второе - вызвать кратковременный подъем, в основе которого будет лежать восстановление военной инду­стрии, строительство военной инфрастуктуры, расширение ар­мии и сокращение за этот счет безработицы. Но надежды на долговременный самоподдерживающий рост экономики и вы­сокий социальный уровень большинства населения такой ре­жим дает ничтожно мало.

Для объяснения этого можно привести тот факт, что авто­ритарный режим может интегрировать и интегрирует в себя достаточно узкий слой нуворишей, разбогатевших при его под­держке и в его рамках. Но за его пределами остается весь наро­ждающийся средний класс, который не имеет тех привилегий, которые имеют "новые" богатые. Оставшиеся за рамками авто­ритарного режима национальные предприниматели, т.е. не пользующиеся его протекцией в виде льготных кредитов, вы­годных контрактов, лицензий и других форм предоставления режима наибольшего благоприятствования для бизнеса, объек­тивно заинтересованы в установлении открытых, рыночно ори­ентированных, демократических условиях принятия в государ­стве экономических и политических решений.

Отметим также, что авторитарные режимы не имеют ника­ких сдержек и противовесов. Если даже они проводят разруши­тельную политику, то ничто их не может сдержать. Кроме это­го, авторитарный режим может обеспечить экономическое раз­витие, но в то же время подрывает основы своего существова­ния. Чтобы экономика бурно развивалась, нужны квалифици­рованные кадры. Следовательно, должен расти уровень образо­вания. Интеграция национальной экономики в мировую эконо­мику расширяет контакты людей. Развитие средств массовой информации - ещё один фактор, который подвергает эрозии авторитарные режимы. И как бы не старались руководители высшего эшелона власти "замолчать" независимую прессу, их попытки заранее обречены на неудачу.

Угроза гражданской войны - это не миф, сочиненный со­временными исследователями последствий коррупции для стран со слабой структурой гражданского общества. Опыт не­которых нефтедобывающих стран, который был рассмотрен в главе 2 "Проявления и особенности коррупции в нефтедобы­вающих странах", с особой наглядностью свидетельствует, что акции гражданского неповиновения властям и вооруженное восстание отделяют только один шаг. Поэтому нужна полити­ческая воля высшего руководства страны, чтобы избавить соб­ственный народ от повторения чужого негативного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблему коррупции, на наш взгляд, не стоит умалчивать. Тем более, она вызывает самый живой интерес у студентов, изу­чающих спецкурс "Макроэкономическая политика стран, бога­тых сырьевыми ресурсами". Это связано с тем, что мы живем в стране, богатой природными ресурсами, которые принадлежат не только нам, но и последующим поколениям казахстанцев. И наша задача - правильно распорядиться этими богатствами в ин­тересах всего народа.

Эта проблема, к сожалению, коснулась не только Казах­стана. Болезнью под названием "коррупция" болеют многие страны мира, особенно развивающиеся - те, которые только продвигаются на пути создания рыночной экономики и демо­кратического управления. Пример некоторых нефтедобываю­щих стран позволяет, как бы примерить эту проблему на себя, но, дай бог, только теоретически. Разрушительные последствия коррупции сказываются до сих пор на экономике Нигерии, Ин­донезии, Венесуэлы, Анголы, Эквадора и т.д. Даже Саудовская Аравия, богатейшая страна мира, не смогла избежать корруп­ции, которая, как ржавчина, разъедает все общество и общест­венные институты этой страны.

Глобализация коррупции, которая отмечается практически всеми исследователями этой проблемы, требует и транснацио­нальной борьбы с ней. Казахстан пока не готов к такой борьбе, поскольку для этого необходимо ратифицировать антикорруп­ционную конвенцию OECD, ввести уголовную ответственность за коррупцию государственных служащих за рубежом, органи­зующих международные сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов страны.

Для эффективной же борьбы с коррупцией внутри страны, необходимо создавать новые демократические формы управле­ния государством, формировать по-настоящему гражданское общество, усилить общественный контроль за деятельностью правительства в вопросах распоряжения доходов от экспорта сырьевых ресурсов, сделать государственный бюджет прозрач­ным и открытым, контролировать недавно созданный Нацио­нальный фонд, в котором аккумулируются нефтяные деньги. А это может сделать только молодое поколение, образованное и свободное от коррупции.

ГЛОССАРИЙ


Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и факти­ческим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духов­ной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий; Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сдела­ны первые шаги по переходу к конституционной монархии. Со­гласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнитель­ную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (вы­борных или назначаемых).

Автократия (от греч. "autokrateia"- самодержавие) - сис­тема управления, при которой одному лицу принадлежит неог­раниченная верховная власть - Авторитаризм (от лат. "auctoritas" - власть) - система вла­сти, характерная для антидемократических политических ре­жимов. Характеризуется сосредоточением всей государствен­ной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов прав­ления может варьироваться от умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до класси­ческой фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма - тоталитаризм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.