62
Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33.
63 Сорос Д. Прозрачная
коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3.
64 Туркменбаши С. Рухнама.
- Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002.
- С. 373.
Известно, что
классическая теория предполагает следующее распределение доходов по принципу:
груду - зарплата, капиталу - процент, земле - рента, предпринимательству -
прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого
первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике
всегда должны иметь место перераспределительные процессы, направленные на
обеспечение равновесия в обществе между различными слоями населения; теми, кто
имеет средства производства (экономическую власть) или должность в
государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных
обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная
рыночная экономика обязана содержать или материально поддерживать тех людей,
участие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено
(престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной
работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения
доходов, что во многом ослабит давление коррупции.
Несправедливое
распределение доходов приводит к безработице среди большинства населения,
которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное
отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Римский,
говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица
является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только
средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно,
когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и
режим труда или отдыха, а для остального населения этот выбор оказывается
несвободным, продиктованным чужой волей. Происходит явное (иногда сознательное)
нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда
приводит к тяжелым психологическим заболеваниям, к деградации личности. Кроме
того, определенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет
криминальные слои, усиливает социальную дестабилизацию в обществе.
Поэтому в связи с
вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в
стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых политических и
экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании
системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе
перехода к новому типу общественных отношений и созданию действительно
гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день
движущей силой № 1 экономических преобразований в странах
Центрально-Азиатского региона, их направленность и результативность в решающей
степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общественных
институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них.
Один из
оригинальных методов решения проблемы коррупции в странах с сырьевой
экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером
Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг
"Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК
сообщить общественности о том, сколько они платят национальным правительствам
принимающих стран. Сорос считает, что именно прозрачность в суммах, приходящих
в сырьевую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпированные
правительства стать более открытыми для собственных граждан.
Рыночная
экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень
быстро бежать, чтобы оставаться на месте, поскольку уже предотвращение роста
неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что,
поскольку "рыночная экономикане выработала экономического
равенства, совместимого с демократией, всем демократиям пришлось
"вмешаться" в дела рынка с целым рядом программ, имевшим целью
содействовать равенству и предотвращать неравенства"65.
Хотя, в
исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002
г., в посттранзитных экономиках, уровень коррупции постепенно снижается.
Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в
особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За
последние три года средний уровень взяткодательства снизился в этом регионе с
2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня
взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпринимателям в гораздо
меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям
государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим
улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и
прежде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, несмотря на
положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших
улучшениях.
Казахстанские
наблюдатели отмечают, что "все положительные сдвиги в уровне
коррумпированности во всем регионе явно произошли не за счет Казахстана".
В качестве аргумента приводится тот факт, что в 2001 г. индекс восприятия
коррупции Казахстана спустился на 17 позиций, уступив лишь нескольким
африканским странам.
В настоящее время
ситуация с коррупцией в Казахстане обсуждается известными аналитиками и
экспертами. Так, английский журналист, бывший редактор "Financial Times" no Восточной Европе Э. Робинсон
предостерегает власти Казахстана, что "полагаясь на кланы, бюрократию и
подхалимов, режим превратится в классическую нефтяную клептократию. Это будет
трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти,
минеральных ресурсов и уникальный человеческий капитал, потерянным шансом стать
современным промышленно развитым демократическим государством, оплотом
благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно
восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже сейчас начинают
выражать недовольство аппетитами местных чиновников, и американским
правительством, желающим иметь стабильные демократические режимы в регионе,
авиабазы которого представлены США для войны с терроризмом"66
3.4. Сценарии
развития нефтедобывающих стран
Как известно из
опыта многих нефтедобывающих стран, темпы экономического роста и сдвиги в
распределении нефтяных доходов и богатства тесно связаны с характером политического
режима и направлением внутренней политики. Когда приобретено богатство, то,
несомненно, умножаются возможности наживать больше денег, поскольку
накопленное богатство открывает новые возможности наживы, закрытые без него.
Поэтому главным вопросом для сформировавшихся режимов заключается в том,
насколько правительство сможет помешать росту неравенства, прежде чем оно
достигнет опасного предела или, другими словами, насколько правительство сможет
сохранить уровень неравенства, не вызвав недовольства и сопротивления
собственного народа. Каждый режим, сформировавшийся на нефтяных богатствах,
отобранных у народа, увы! -пытается сохранить нефтяную "кормушку"
всеми силами, средствами, ресурсами, мощью армии и правоохранительных органов.
С оппозицией в данном случае особо не церемонятся. События последних лет из
политической ситуации стран Центральной Азии наглядно демонстрируют этот тезис.
65 Martin Baily, Gary Burtless, Robert
E. Litan. Growth with Equity. - Washington, D.C.: Brookings Institution, 1993.
Пример нефтедобывающих
стран показывает огромный разброс возможных сценариев развития. И, хотя
достаточно трудно прогнозировать варианты развития стран Центральной Азии
вообще и Казахстана в частности как нефтяной державы, даже на самое ближайшее
будущее, происходящие в нашей стране процессы наглядно показывают возможности
повторения путей развития таких нефтяных стран, как Венесуэла, Индонезия и
даже Нигерии. В данном случае анализу подвергаются не столько количественные
показатели, характеризующих темпы развития национальной экономики в целом,
сколько качественное содержание происходящих политических, экономических и
социальных процессов.
Представляется
очевидным, что каждый режим вынужден быстро и любыми путями приспосабливаться к
изменениям социально-экономических процессов, происходящих в собственной
стране. К этомуих подталкивают такие факторы, как увеличивающаяся
нестабильность в обществе, которая,в конечном счете, может привести к
нарастанию конфликтных ситуаций, вплоть до установления военной диктатуры. Поэтому
некоторые аналитики прогнозируют, хотя и очень осторожно, возможности
установления военной диктатуры в Казахстане и других странах
Центрально-Азиатского региона с целью не допустить коренных изменений в
сложившейся политической структуре. Как отмечают эксперты по странам
Центральной Азии, например, в Узбекистане "уже в ближайшие годы вполне
реальной перспективой может стать начало гражданской войны, сопровождаемой радикальными
изменениями политического плана".67
Как показывают
недавние события в Туркменистане (вооруженное покушение на пожизненного
президента С. Туркмен-баши), в этой стране региона не все так гладко, как
представляется на первый взгляд. В связи с такими прогнозами можно проследить
достаточно явную связь между попытками правительства Казахстана не допустить
дальнейшей утечки информации из иностранных источников по поводу
"нефтяного" скандала и, как следствие, возможную передачу власти.
О том, что
установление военной диктатуры вполне является достоверным вариантом, можно
говорить в свете последних решений прикаспийских государств по вопросу о
правовом статусе Каспийского моря. После долгих переговоров, в мае 2002 г.
Президент России Владимир Путин и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
подписали документ, устанавливающий координаты прохождения модифицированной
срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между
Россией и Казахстаном. Этим документом две страны "застолбили"
спорные месторождения на стыке каспийской зоны для совместного освоения. К
России и Казахстану присоединился и Азербайджан, но Иран достаточно резко
отказался признавать это соглашение, настаивая на собственной позиции: делить
Каспий необходимо по секторам, по 20% акватории для каждой прикаспийской
страны.
Мировые
информационные агентства прокомментировали это событие следующим образом:
Россия сможет свободно заниматься добычей и транспортировкой нефти в своем, уже
определенном секторе Каспийского моря, поскольку с другими прикаспийскими
странами у нее границ нет, а вот Азербайджану и Казахстану придется сложнее,т.к. у этих стран есть границы с Туркменистаном и Ираном, договариваться с
которыми придется еще достаточно долго.
Россия и
Казахстан в последнее время наращивают собственное военное присутствие на
Каспии. Уже созданы военно-морские формирования ВС РК, включающие около трех
тысяч военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. Правда, пока
эти подразделения береговой охраны организационно входят в Силы охраны
государственной границы Казахстана.
67
Пономарев В. Грядет ли исламская революция в Узбекистане? // Континент. - 2000.
- № 8(21). - С. 39.
В недалеком
будущем планируется создание военно-морских сил: в Актау уже открыто Высшее
военно-морское училище Министерства Обороны РК.
Установление
военной диктатуры возможно двумя путями: приходом к власти потенциального
диктатора через президентские выборы или военным свержением правового режима,
не способного справиться с социально-экономическими трудностями.
Крайности в
данном случае могут быть две - варианты правой и левоцентристской диктатуры.
Поскольку последний вариант уже рассмотрен выше, посмотрим, что может на практике
может означать военная диктатура правового типа. Ее главные отличия от обычного
правого режима заключаются в следующем:
- акцент на
субсидирование военно-промышленного комплекса;
- большой упор на
популистские акции;
- протекционизм
для защиты отечественной промышленности.
В совокупности
эти меры могут дать на определенный толчок развитию экономики и помочь ей
набрать умеренные темпы роста. Но этого недостаточно для серьезного улучшения
Уровня жизни большей части населения страны. Кроме того, правая диктатура
должна опираться на финансовую олигархию в лице крупного национального бизнеса,
что сузит поле для популистских социально-экономических маневров. Ведь
известно, ito к
популистским обещаниям крупный бизнес как иностранный, таки и отечественный
относится крайне скептически- Скорее всего, они свелись бы к формальному
наведению порядка в борьбе с организованной преступностью и к показной борьбе с
коррупцией на самом высоком уровне, что и демонстрирует высшее руководство
стран Центрально-Азиатского региона. Например, "разборки" с
коррумпированными высшими чиновниками стали обыденным явлением для туркменских
телезрителей.
Возможны также
меры милитаристского характера, например, превращение вооруженных сил в
политическую корпорацию, обладающую особыми правами и привилегиями, создание
"народной" партии во главе с диктатором, которая бы осуществляла
власть на местах и составляла резерв для управления на более высоком уровне.
Имевшие место в истории некоторых стран прецеденты (например, Чили) показывают,
что военные диктатуры правого толка вполне уживаются с социально стратифицированным
обществом и властью богатых.
Крайний вариант
такого режима может иметь два последствия. Первое - экономика страны будет
обречена на дальнейший социально-экономический и, в результате этого, политический
застой, что сделает военную диктатуру крайне неустойчивым образованием. Второе
- вызвать кратковременный подъем, в основе которого будет лежать восстановление
военной индустрии, строительство военной инфрастуктуры, расширение армии и
сокращение за этот счет безработицы. Но надежды на долговременный
самоподдерживающий рост экономики и высокий социальный уровень большинства
населения такой режим дает ничтожно мало.
Для объяснения
этого можно привести тот факт, что авторитарный режим может интегрировать и
интегрирует в себя достаточно узкий слой нуворишей, разбогатевших при его поддержке
и в его рамках. Но за его пределами остается весь нарождающийся средний класс,
который не имеет тех привилегий, которые имеют "новые" богатые.
Оставшиеся за рамками авторитарного режима национальные предприниматели, т.е.
не пользующиеся его протекцией в виде льготных кредитов, выгодных контрактов,
лицензий и других форм предоставления режима наибольшего благоприятствования
для бизнеса, объективно заинтересованы в установлении открытых, рыночно ориентированных,
демократических условиях принятия в государстве экономических и политических
решений.
Отметим также,
что авторитарные режимы не имеют никаких сдержек и противовесов. Если даже они
проводят разрушительную политику, то ничто их не может сдержать. Кроме этого,
авторитарный режим может обеспечить экономическое развитие, но в то же время
подрывает основы своего существования. Чтобы экономика бурно развивалась,
нужны квалифицированные кадры. Следовательно, должен расти уровень образования.
Интеграция национальной экономики в мировую экономику расширяет контакты людей.
Развитие средств массовой информации - ещё один фактор, который подвергает
эрозии авторитарные режимы. И как бы не старались руководители высшего эшелона
власти "замолчать" независимую прессу, их попытки заранее обречены на
неудачу.
Угроза
гражданской войны - это не миф, сочиненный современными исследователями
последствий коррупции для стран со слабой структурой гражданского общества.
Опыт некоторых нефтедобывающих стран, который был рассмотрен в главе 2
"Проявления и особенности коррупции в нефтедобывающих странах", с
особой наглядностью свидетельствует, что акции гражданского неповиновения
властям и вооруженное восстание отделяют только один шаг. Поэтому нужна политическая
воля высшего руководства страны, чтобы избавить собственный народ от повторения
чужого негативного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблему
коррупции, на наш взгляд,не стоит умалчивать. Тем более, она вызывает
самый живой интерес у студентов, изучающих спецкурс "Макроэкономическая
политика стран, богатых сырьевыми ресурсами". Это связано с тем, что мы
живем в стране, богатой природными ресурсами, которые принадлежат не только
нам, но и последующим поколениям казахстанцев. И наша задача - правильно
распорядиться этими богатствами в интересах всего народа.
Эта проблема, к
сожалению, коснулась не только Казахстана. Болезнью под названием
"коррупция" болеют многие страны мира, особенно развивающиеся - те,
которые только продвигаются на пути создания рыночной экономики и демократического
управления. Пример некоторых нефтедобывающих стран позволяет, как бы примерить
эту проблему на себя, но, дай бог, только теоретически. Разрушительные
последствия коррупции сказываются до сих пор на экономике Нигерии, Индонезии,
Венесуэлы, Анголы, Эквадора и т.д. Даже Саудовская Аравия, богатейшая страна
мира, не смогла избежать коррупции, которая, как ржавчина, разъедает все
общество и общественные институты этой страны.
Глобализация
коррупции, которая отмечается практически всеми исследователями этой проблемы,
требует и транснациональной борьбы с ней. Казахстан пока не готов к такой
борьбе, поскольку для этого необходимо ратифицировать антикоррупционную
конвенцию OECD, ввести уголовную
ответственность за коррупцию государственных служащих за рубежом, организующих
международные сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов
страны.
Для эффективной
же борьбы с коррупцией внутри страны, необходимо создавать новые
демократические формы управления государством, формировать по-настоящему
гражданское общество, усилить общественный контроль за деятельностью
правительства в вопросах распоряжения доходов от экспорта сырьевых ресурсов,
сделать государственный бюджет прозрачным и открытым, контролировать недавно
созданный Национальный фонд, в котором аккумулируются нефтяные деньги. А это
может сделать только молодое поколение, образованное и свободное от коррупции.
ГЛОССАРИЙ
Абсолютная
монархия -
разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и
фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,
исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках
монарха. В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий;
Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. В некоторых из
этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к
конституционной монархии. Согласно конституциям и другим
государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет
исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при
помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых).
Автократия (от греч. "autokrateia"- самодержавие) - система
управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная
власть - Авторитаризм (от лат. "auctoritas" - власть) - система власти, характерная для
антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей
государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или
ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением
политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от
сочетания методов правления может варьироваться от умеренно авторитарного
режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической
фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма - тоталитаризм.