скачать рефераты

МЕНЮ


Коррупция в нефтедобывающих странах

Помимо этого, представители счетного комитета подверг­ли серьезной критике правительство страны за нарушение зако­нов по некоторым расходным статьям, в число которых входит и грант в 509 млн. долларов, предоставленный в 1999 г. прави­тельству Нигерии. Другим примером бесхозяйственного рас­транжиривания государственных денег в докладе называется беспроцентный заем в 13 млн. долларов, предоставленный го­сударством правоохранительным органам Ганы в апреле 2002 г. Подчеркивается, что Нигерия, сама стоящая на грани разрухи, вряд ли обладает такими средствами для оказания помощи со­седнему государству.

Несмотря на то, что нынешние власти Нигерии в течение последних лет пытаются бороться с коррупцией, бушующей в стране, и, объявляя ее результатом правления покойного С. Аба­чи, говорить о полном искоренении этого зла, не приходится. По инициативе президента в Нигерии проводятся всеафриканские конференции по борьбе с коррупцией. Но только проведением конференций коррупционеров трудно запугать. И О. Обасанджо постоянно придумывает все новые и новые способы перекрытия им кислорода. Например, он создал комиссию по пересмотру лицензионных соглашений на право добычи нефти. Как выяснилось, подавляющее большинство мелких фирм, ка­чали нефть "мимо государственного кармана", обогащая высо­копоставленных военных. Лицензии у них уже отобраны и пе­реданы крупным и проверенным иностранным партнерам, рас­полагающим своими перерабатывающими предприятиями и сетью сбыта нефтепродуктов в Нигерии. Тем самым правитель­ство попутно намеревается избавиться от длинной цепочки по­средников и перекупщиков, которые вздували цены.

В настоящее время перед президентом О. Обасанджо стоит нелегкая задача - отстаивать свои позиции в качестве против­ника коррупции и процветающего мошенничества, иначе имидж Нигерии окончательно будет подорван перед лицом ми­ровой общественности. Во время своей предвыборной кампа­нии именно он заверял своих избирателей обещаниями искоре­нить коррупцию, которая захлестнула и практически развалила страну с момента приобретения независимости в 1960 г. Но внутри страны оппоненты президента утверждают, что ее руко­водство не продемонстрировало доказательств эффективного управления экономикой. Главе государства вменяют в вину иг­норирование государственного бюджета, отказ от борьбы с коррупцией ("инвесторы уходят!").

К тому же президент не может урегулировать отношения в конфессиональной сфере - между христианами и воинствую­щими исламистами. В ряде штатов страны на севере и северо-востоке действуют законы шариата, и сохраняется смертная казнь в форме забивания камнями. Но, самое главное, прези­денту инкриминируют неумение (либо, еще хуже, нежелание) вернуть деньги, наворованные предыдущими военными режи­мами. Это тем более важно, что ситуация обостряется в связи с грядущими выборами на пост президента. Предыдущие прави­тели Нигерии (Мухаммеду Бухари и Ибрагим Бабангида) до сих пор имеют значительное влияние внутри страны и являются первыми кандидатами в президенты.

2.3. Последствия нефтяного развития Индонезии и роль коррупции


Нефтяной сектор Индонезии является одним из старых от­раслей страны. Основные нефтяные месторождения располо­жены на Суматре, шельфе Молуккского пролива, северной Яве, Калимантане, западных районах Ириан-Джая. Главные внешне­торговые партнеры - Япония, США, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Нидерланды.

Островное государство Индонезия стало единым целым при голландских колонизаторах. Как известно, в XVII в. Ни­дерланды владели флотом, превосходящим флот всех стран ми­ра, вместе взятых, но с начала XVIII в. они постепенно уступи­ли свое морское и торговое первенство Англии, потеряли мно­гие колонии в Азии. Но до второй мировой войны они жестоко эксплуатировали свою богатейшую колонию - "изумрудный пояс"- Индонезийские острова.

В начале XVI века (1512 г.) у берегов Цейлона появились первые португальские корабли. Пятнадцать лет португальцы грабили остров. В начале XVII века на остров стали проникать голландцы. После упорной борьбы они окончательно вытесни­ли португальцев. На лучших землях, отобранных у местных жителей, новые колонизаторы создали плантации коричневого дерева и заставляли сингалов бесплатно работать на этих план­тациях. В конце XVIII - начале XIX веков Цейлон был завоеван англичанами.

Таким образом, возникла колониальная империя Голлан­дии к середине XVII века, сердцевиной которой стали Молукк­ские и Зондские острова. На других территориях Голландия предпочитала иметь только торговые фактории, так как для за­воевания обширных государств с многочисленным населением у голландцев не хватило бы войск и военного снаряжения. Хотя в середине XVII века из приблизительно 20 тыс. кораблей сум­марного европейского флота 15-16 тыс. принадлежали Нидер­ландам. Экономическая политика голландской Ост-Индской компании, созданной специально для торговли с этим регио­ном, практически ничем не отличалась от той политики, кото­рую проводили на завоеванных землях предшественники голландцев - португальцы. На экспорт в Европу вывозились перец, корица, гвоздика, мускатный орех, позже нефть и каучук.

В годы второй мировой войны Индонезию захватили япон­цы, но 17 августа 1945 г. Республика Индонезия обрела незави­симость, и первым президентом стал инженер-архитектор Сукарно. Его величайшей заслугой стало объединение архипелага, состоящего из 13000 островов в единое государство. В начале своего становления страна испытывала огромную зависимость от иностранцев, которые по-прежнему контролировали производ­ство каучука, чая, добычу нефти и олова, а также международ­ные и внутренние транспортные коммуникации. До завоевания Индонезией независимости добыча нефти в стране регулирова­лась горным законодательством Голландии по Ост-Индии, вве­денным еще в 1899 г., по которому разрешалось предоставлять площади для проведения горных работ на условиях концессии. При этом концессионер получал право непосредственного кон­троля за минеральными ресурсами, находящимися в недрах в пределах предоставленной площади.

После провозглашения независимости и принятия Консти­туции, все природные ресурсы, включая нефть, были объявле­ны государственной собственностью. Для их эксплуатации бы­ли созданы государственные компании. В соответствии с при­нятыми в стране законодательными актами 1960 и 1971 гг., действующими поныне и составляющими основу нефтегазово­го законодательства страны, индонезийскому государственному нефтегазодобывающему предприятию "Pertamina" было пре­доставлено исключительное право на разведку и добычу нефти Отметим, что до сегодняшнего дня эти акты составляют основу нефтегазового законодательства Индонезии.

Президент Сукарно постепенно укреплял позиции нацио­нального правительства в экономическом секторе страны. Мно­гие отечественные и западные исследователи отмечают, что новейшая история Индонезии в политическом отношении была авторитарной- Но при Сукарно в 1959-1965 гг. авторитаризм был "просвященный" и сравнительно мягкий. В 1966-1998 гг. стал гораздо жестче, с главной опорой на военных. Сукарно, установивший режим "направляемой демократии", был против­ником демократии западного образца. Глубоко стратифициро­ванное индонезийское общество, по его мнению, может сохра­нять свое единство благодаря отношениям "бандк-акакбуах", т.е. "патрон-клиент". В основе этих отношений лежит понятие взаимности как сердцевины яванской культуры "готонг-ройонг" (традиции взаимной помощи), обсуждение проблем (мушавара), и достижение консенсуса (муфакат). Это и стало главной частью идеологии Сукарно. Как отмечает российский исследователь Л. Панченко46, "традиционная политическая культура яванцев ие-рархична и концентрична (властвующие группировки располо­жены концентрическими кругами вокруг лидера)".

Сукарно считал, что его режим "направляемой демокра­тии" является наиболее подходящим для Индонезии, поскольку основан на "Панча Шила" - "пяти принципах": монотеизме, на­ционализме, гуманизме, социальной справедливости, демокра­тии. Однако его критики считали, что "направляемая демокра­тия" - это лишь фасад диктатуры президента, поскольку её суть состояла лишь в том, что каждый гражданин страны должен быть согласен с принятыми решениями президента.

В сентябре 1965 г. группа заговорщиков осуществила убий­ство нескольких генералов. Сухарто, стоявший тогда во главе стратегического командования сухопутных войск (КОСТРАД), подавил этот путч. Поскольку считалось, что "Движение 30 сен­тября 1965 г." организовано коммунистами, началась кампания их жесточайшего преследования. Кровопролитие длилось почти два года. Было убито около 500 тыс. человек; десятки тысяч по­пали в тюрьмы и концентрационные лагеря. После путча Сукар­но назначил Сухарто начальником штаба вооруженных сил. В 1967 г. Сухарто вынудил Сукарно уйти в отставку и провозгла­сил собственный "новый порядок" в Индонезии.

 

46 Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994.- С.110.


Именно с этого времени армия становится главной системообразующей силой авторитарного режима Сухарто не только в политической, но и в экономической сфере.

Накануне утверждения "нового порядка" экономика -нахо­дилась в глубочайшем кризисе, уровень инфляции достигал 600%. В 1965 г. Индонезия считалась одной из беднейших стран Третьего мира. Доход на душу населения составлял всего 60 долларов США.

В 1971 г. состоялись парламентские выборы, но к этому времени Сухарто уже сосредоточил в своих руках власть, прак­тически полностью контролировал вооружённые силы, бюро­кратию и бизнесменов. Новый парламент избрал его президен­том на безальтернативной основе. Члены запрещённой к тому времени Коммунистической партии Индонезии и примыкавших к ней организаций, а также подозреваемые в причастности к "Движению 30 сентября" были лишены избирательных прав. "Новый порядок" Сухарто был основан на следующих постула­тах: приверженности принципам "Панча Шила"; антикомму­низме; двойной функции вооруженных сил, суть которой со­стояла в том, что армия обеспечивает не только оборону стра­ны, но и ее развитие; доктрине "плывущей массы", в соответст­вии с которой народ участвует в политических процессах толь­ко в период выборов; приоритете экономического развития, на­правленному на достижение самообеспечения и международно­го признания.

Ключевыми приоритетами экономического развития стали ускоренное развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности; восстановление внешней торговли и про­движение экспорта; переориентация политики импорта; про­граммы стимулирования внутреннего спроса; преобразование банковской системы. В результате проводимых экономических программ произошел рост торговли, который способствовал увеличению доходов; собираемые правительством налоги под­нялись с 4% ВВП в 1966 г. до 10% в 1970 г.

Если в экономической сфере действия правительства были направлены на формирование рыночной экономики, которая предполагает демократическую форму управления, то совсем другая картина наблюдалась в политической области. Все клю­чевые решения в рамках "нового порядка" принимаются одним человеком — президентом, власть которого была легимитизирована Конституцией 1945 года, предоставляющей президенту Индонезии исключительные властные полномочия. Согласно Конституции, президент не подотчётен парламенту за исполне­ние государственной политики, а подотчётен лишь ассамблее народного конгресса - высшему государственному органу, ко­торый собирается один раз в пять лет. Таким образом, парла­мент страны не мог играть роль представительного органа на­родовластия.

Известно, что при авторитарном режиме номинально мо­гут существовать и функционировать парламент и правительст­во. Фактически все важные государственные решения выраба­тываются в узком кругу приближённых к верховному правите­лю лиц, составляющих своего рода теневой кабинет. В системе "нового порядка" Сухарто судебная власть не стала самостоя­тельной и независимой ветвью власти. Судьи разных уровней назначались министерством юстиции и всецело зависели от ис­полнительной власти, особенно от служб безопасности при рас­смотрении политических дел. Как подчеркивают исследовате­ли, коррумпированность судей и низкий уровень правовой гра­мотности населения - наиболее характерные черты правовой системы режима Сухарто.

В Индонезии при Сухарто создана трёхпартийная система. Ведущую роль в ней играла государственная организация ГОЛКАР, которая, но сути, являлась политическим лицом воо­ружённых сил и государственной бюрократии. Правда, существовали еще две неправительственные партии, но они не могли быть оппозиционными правительству, поскольку на слово "оп­позиция" было наложено строжайшее табу.

Основной опорой власти Сухарто стали вооруженные силы Индонезии, верховным главнокомандующим которых он являл­ся. Кроме того, именно он назначал командующего вооружён­ными силами и командиров соединений и территориальных ко­мандований в каждой провинции. К числу источников неогра­ниченной власти Сухарто относились: Конституция 1945 года (поправки внесены в 1959 г.), которая вверяет ему всю полноту власти и ответственность за ведение государственных дел; пост верховного главнокомандующего вооружёнными силами стра­ны; политический контроль над парламентскими структурами.   

Необычно высокая роль армии во внутренних делах стра­ны была легимитизирована её "двойной функцией": военной и гражданской. Первая функция заключалась в обороне страны, вторая - в руководстве государством и обществом. Военные занимали ключевые посты в центральном и провинциальных органах власти и в то же самое время активно занимались ком­мерческой .деятельностью на привилегированных условиях. Ти­пичным при "новом порядке" стало совмещение воинских и государственных постов с частным предпринимательством. Под предлогом угрозы национальной безопасности представи­тели министерства обороны и безопасности имели право вме­шиваться во внутренние дела политических партий и общест­венных организаций. В стране было создано 10 территориальных подразделений, чьей главной обязанностью установлено прово­дить надзор политической активности в регионах и вмешивать­ся, когда необходимо. Военные, получившие широкий доступ к материальным, финансовым и информационным ресурсам стра­ны, стали играть решающую роль в распределении импортных и экспортных лицензий, концессий на разработку природных ре­сурсов, заключении контрактов от имени государства.

Подлинная экономическая суть модернизации Индонезии при Сукарно состояла в следующем; "В недрах традиционно-патерналистского режима, в том числе и в армии, шло бурное первоначальное накопление буржуазно-бюрократического ка­питала. Не в силах заявить о своих социальных целях в откры­той форме среди населения, в массе своей с подозрением отно­сящегося к предпринимательству, бюрократическая буржуазия приняла псевдосоциалистическую "направляемую демократию" как форму политико-идеологической мимикрии, а ее автори­тарность при некоторых неизбежных неудобствах была защи­той от масс страдавших и от усугублявшегося социального не­равенства".47

Исследователи утверждают, что установленный генералом Сухарто "новый порядок", безусловно, являлся авторитарным режимом. На самом верху властной пирамиды — сильный пре­зидент, всецело контролирующий политический процесс; воо­ружённые силы; репрессивный аппарат; бюрократия, которая исполняет политику президента по всей стране. Президент опи­рается на национальную буржуазию и на особый слой китайцев-бизнесменов, которые занимают сильные позиции в эконо­мике страны, и на международные корпорации и банки.

В рамках режима "новый порядок" доступ к экономиче­ским благам был возможен лишь в обмен на политическую ло­яльность. Высокие импортные пошлины, ограничения и другие формы жёсткого административного контроля создавали усло­вия для процветания тех бизнесменов, которые тесно были свя­заны с властью. Лицензии и квоты на импорт стали эффектив­ным механизмом обеспечения среди предпринимателей поли­тических сторонников режима. Доступ в экономику был открыт для тех, чья лояльность режиму не подвергалась сомнению. Чтобы продвинуться на службе, надо быть членом партии ГОЛКАР или иметь связи во власти. Поэтому у кражданских служащих не было стимула интенсивно трудиться и проявлять себя, поскольку это не имело решающего значения для продви­жения по службе. Аналогичную роль в Индонезии играл Инве­стиционный Совет (Investment Board), контролировавший дея­тельность как иностранных, так и отечественных инвесторов.


47 Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. - М.: Наука. - 1997. - С.64.


Сложные процедуры получения лицензий на инвестирование позволяли надёжно контролировать тех, кто рассчитывал на получение инвестиций. Сухарто привлёк к управлению экономикой технократов, как правило, выпускников Калифорнийского университета в Беркли, чтобы с их помощью завоевать доверие иностранных инвесторов. Опасение, что власть перейдет в руки технократов, было безосно­вательным, т.к. основные экономические объекты находились в руках военных. Это обеспечило уверенность иностранных инве­сторов в том, что макроэкономическое управление страной, цены и обменные курсы находятся в безопасности, и они могут не опа­саться делать свои вклады в экономику Индонезии.

Клан президента Сухарто, который являлся одним из бога­тейших кланов Индонезии, использовал своё положение в це­лях укрепления своего экономического положения. Жена и дети президента были вовлечены в компании, которые быстро обер­нулись в монополии, поскольку местные и иностранные биз­несмены боялись иметь дело с ними. Члены семьи преуспевали в наиболее выгодных отраслях экономики, в получении кон­трактов с зарубежными корпорациями и банками. Для последних вовлечь членов семьи в сделки означало получить допол­нительные гарантии избежать рисков, капризов бюрократов на более низких уровнях. Экономика страны получила наименова­ние "кронизм", поскольку выгодные контракты, субсидии, кре­диты и заказы доставались тем, кто был ближе к президенту и членам его семьи.

Семья Сухарто активно участвовала в процессах приватиза­ции в начале 1990-х гг., которые невероятно её обогатили: пра­вительство страны вознаградило семью выгодными контрактами в электроэнергетике, телекоммуникациях и платных дорогах. До обвала индонезийской рупии члены клана Сухарто имели воз­можность в любом банке получить заём на благоприятных усло­виях. За 32 года правления Сухарто сложилась мощная семейная бизнес-империя. Нефтехимия представляла сектор экономики Индонезии, в которой хозяевами был сын Сухарто Бамбанг Трихатмоджно, контролировавший "Bimantara Group", и Сигит Харджоджуданто, его старший брат. Фирмы, связанные с семьей Сухарто, освобождались от уплаты налогов на 7-10 лет. Клан Сухарто, включающий в себя шестерых детей и других родст­венников, по оценкам экспертов, контролировал активы общей стоимостью более 40 млрд. долларов.

Несмотря коррумпированность экономики, Индонезия раз­вивалась достаточно мощно, особенно после 1965 г. Ежегодный рост экономики составлял не менее 5%. Хотя сливки от эконо­мического роста снимали, прежде всего, верхние эшелоны вла­сти и сторонники режима, уровень благосостояния народа за­метно повысился за годы правления Сухарто.

Доход на душу населения, составлявший в 1965 г. 60 дол­ларов США, в 1974 г. - 200 долл., в 1997 г. он достиг 1021 долл. За последние четверть века в Индонезии число бедных среди населения сократилось с 60% населения в середине 1960-х гг. до 11% в середине 1997 г. Среди достижений правления Сухар­то за последние два десятилетия можно назвать структурную перестройку экономики: 65% всех отечественных и зарубежных инвестиций в период 1968 по 1997 гг. было вложено в произ­водство готовой продукции. Её экспорт вырос с 3,4 млрд. в 1984 г. до 30 млрд. долл. в 1997 г. До этого экономическое раз­витие Индонезии всецело зависело от экспорта нефти и других видов традиционной экспортной продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.