скачать рефераты

МЕНЮ


Коррупция в нефтедобывающих странах

Каким образом экономика Индонезии избежала сильной зависимости от нефтяных поступлений? Исследователи отме­чают, что этому способствовали следующие особенности индо­незийской экономической политики того периода:

- правительство проводило политику гибкого обменного курса;

- готовность правительства оградить воздействие нефтя­ных поступлений на ненефтяные сектора экономики;

- правительством была разработана широкомасштабная сграте! ия развития и подъема сельского хозяйства, которое да-^, ло толчок для развития обрабатывающих отраслей.          

Приток нефтедолларов в 1974-1981 гг. позволил правительству Индонезии сосредоточиться на стимулировании раз­вития отраслей тяжелой промышленности: автомобильной, це­ментной, черной металлургии. В частном секторе быстрыми темпами стали развиваться трудоемкие отрасли: текстильная, швейная, обувная, мебельная, которые опирались на отечест­венную сырьевую базу.

По оценкам некоторых специалистов, Индонезия стала , единственной страной из всех стран-членов ОПЕК, которая пра­вильно использовала нефтяные доходы. Они были направлены, на развитие инфраструктуры, образование, модернизацию про­мышленности - в отрасли металлургии, авто- и самолетострое­ние. Индонезия является страной, которая не очень сильно зави­сит от экспорта нефти, поскольку кроме нефти, она экспортирует газ, древесину, цветные металлы и многие другие товары. Роль нефтегазовой отрасли постепенно снижается: если в 1970-е гг. на ее долю приходилось 30% ВВП, в 1990 г. - 14%, в-1997 г. - 6%, т.е. страна существенно сократила свою нефтяную зависимость.

До начала азиатского финансового кризиса правительство Сухарто сумело за три года сократить уровень инфляции с 10% до 5% и имело сбалансированный государственный бюджет. Оно значительно увеличило инвестиции в образование и профессио­нальную ориентацию, повысило минимум заработной платы, сократило тарифы и торговые барьеры в целях стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

Некоторые исследователи отмечают, что в двух банков­ских кризисах в Индонезии еще до печально знаменитого "ази­атского" финансового кризиса 1997 г. "виноваты" крупные коммерческие банки второго уровня, возглавляемые родствен­никами президента Индонезии, поскольку отсутствие процедур банкротства банков фактически означало, что все обязательства всех банков полностью гарантируются "Bank of Indonesia".48

Но азиатский экономический кризис 1997-1998 гг. поло­жил конец режиму Сухарто. Экономическое благополучие рух­нуло после бегства иностранного капитала, в результате чего правительство практически потеряло контроль над экономикой страны. Власть утратила доверие и поддержку общества. В мае 1998 г. произошло падение режима Сухарто. Кроме азиатского экономического кризиса, можно назвать следующие причины политической и экономической несостоятельности принципов "нового порядка":

1) система отношений "патрон-клиент" стала изживать се­бя, и в индонезийском обществе стала нарастать потребность в демократизации общественных отношений;

2) в обществе стало проявляться недовольство той непо­мерной высокой ролью, которая играла армия в жизни страны;

3) издержки авторитарного режима (коррупция, непотизм, злоупотребление властью) подорвали доверие иностранных ин­весторов и мешали преодолеть экономический и финансовый кризис;

4) очевидно, что интеграция Индонезии в мировую эконо­мику и экономический рост страны способствовали расшире­нию и усилению среднего класса - той социально-политической силы, которая наиболее заинтересована в прихо­де демократического строя на смену авторитарному.

Исследователями отмечается, что в течение 32 лет правле­ния Сухарто политическая элита Индонезии проявила не только отсутствие единства, но и недостаточно четкое видение нацио­нальных интересов. Фаворитизм и семейно-клановый характер бизнеса, коррупция, непотизм стали неприемлемы в индонезий­ском обществе на исходе XX века.

 

48 Monies M.F. and Abdusalamov M.A. Indonesia: Reaping the Market in Jomo K.S.(ed.), Tigers in Trouble. -Bangkok:White Lotus, 1998;-P. 162-180.


Было известно, что Сухарто и его многочисленный клан за время президентства скопили огромное состояние (15 млрд. долларов), что большинство высших чиновников в стране пришли во власть благодаря бли­зости к Сухарто и его семье. Режим Сухарто стали восприни­маться широкими слоями населения, и особенно среди молодо­го поколения, как тормоз для дальнейшего развития Индонезии.

Хотя на смену Сухарто пришел Бурхануддин Юсуф Хабиби, его конституционный преемник и способный политик, тем не менее, индонезийское общество отвергло его, поскольку он был скомпрометирован близостью к бывшему президенту. Поэтому лидеры большинства партий сошлись на фигуре известного му­сульманского деятеля Абдуррахмана Вахида как компромисс­ной. Тем более, что он был немолод и обладал слабым здоровь­ем. К этому времени законодательно уже были ограничены пол­номочия президента как главы исполнительной власти. Вахид пришел в то время, когда десятилетия авторитаризма привели к отчуждению населения от власти, утрате доверия к ней. Власть ассоциировалась с произволом, коррупцией и непотизмом.

Армия, на которой держался диктат Сухарто, была изъята из политической сисгемы. Это привело к тому, что в тяжелых условиях нарастания недовольства населения властью произо­шел резкий и слабо контролируемый всплеск всех противоре­чий, накопившихся за десятки лет авторитарного правления: сепаратистские настроения и межобщинные столкновения в Восточном Тиморе привели к признанию международным со­обществом его независимости.

Импичмент, объявленный Вахиду в 1999 г. в связи с обви­нениями в коррупции и некомпетентности, вызвал в стране по­зитивную реакцию практически всех слоев населения, близкую к эйфории. В результате смены правительства курс националь­ной валюты относительно доллара вырос на 15%, стоимость акций на фондовой бирже повысилась в среднем на 30%. Одна­ко такой подъем был явно неоправдан из-за неблагополучного положения в индонезийской экономике. Затянувшееся противо­стояние между Вахидом и законодательными органами власти привело к ослаблению индонезийской валюты примерно на 25%. Одновременно подорожало топливо, а годовой уровень инфляции превысил 10%, тогда как в 2000 г. он был весьма умеренным - 4%. Выросли банковские процентные ставки, что увеличило долговое давление на индонезийское правительство. В конце 2000 г. государственный долг относительно ВВП дос­тигал значительной величины - 105%.

В 2001 г. парламентом на пост президента страны была ут­верждена Мегавати Сукарнопутри, значительную роль в вы­движении которой, по мнению аналитиков, сыграла армия. В настоящее время возглавляемая действующим президентом Мегавати Сукарнопутри Индонезийская демократическая пар­тия борьбы (ИДПБ) является лидирующей политической силой, хотя, в преддверие выборов 2004 г., ситуация в политической системе Индонезии остается крайне сложной и напряженной. Это происходит потому, что усилия правительства, президента и ее партии подвергаются резкой критике в связи с нерешенностью проблем: вывода страны из экономического кризиса, борьбы с коррупцией, отсутствием улучшения в социальной сфере, невыполнением требований демократических преобра­зований, в том числе проведении военной реформы- Сегодня внешний долг Индонезии составляет 134 млрд. долларов. При общей численности населения около 220 млн. человек в стране 43 млн. безработных, 125 млн. человек находятся ниже черты бедности. Правительство Сукарнопутри изо всех сил добивает­ся от иностранных кредиторов реструктуризации долга и полу­чения новых займов.

Но поскольку до сих пор международное сообщество счи­тает Индонезию самой коррумпированной страной в Азии, при­влечение иностранных инвестиций в страну является крайне проблематичным. Правда, МВФ уже заявил о готовности во­зобновить кредитование Индонезии на общую сумму 4,9 млрд. долларов, которое было приостановлено в конце 2000 г. из-за задержек с реформированием национальной экономики, в слу­чае согласия Мегавати Сукарнопутри пересмотреть план эко­номических реформ, который был разработан еще при прави­тельстве Вахида. Кроме того, правительству Индонезии при­дется возобновить переговоры с Парижским клубом кредиторов о переносе сроков погашения индонезийской задолженности в 2,8 млрд. долларов. Кроме того, как предполагают эксперты, необходимо проводить такую государственную политику, ко­торая бы ограничила бюджетный дефицит.

Одним из действенных инструментов достижения сбалан­сированности между государственными расходами и доходами является получение дополнительных средств от приватизации предприятий и продажи активов частных компаний, обанкро­тившихся в ходе валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. и оценивающихся в общей сложности в 50 млрд. долларов. Одна­ко индонезийское управление по банковской реструктуризации ответственное за реализацию этих активов, до сих пор смогло получить только пятую часть запланированной на 2001 г. сум­мы (27 трлн. индонезийских рупий, или 2,4 млрд. долларов). Президенту придется заменить главу этого ведомства, т.к. в на­стоящее время им является представитель правительства, кото­рое было обвинено в коррупции и пренебрежении националь­ными интересами.

Именно поэтому правительство Мегавати в последнее время демонстрирует проведение некоторых мер против кор­рупции. Так, до сих пор не закрыто дело об использовании в 1999 г. 40 млн. долларов внебюджетных средств, которые пред­назначались для продовольственной помощи бедным, на пред­выборную кампанию 1999 г. партии Голкар. К этому финансо­вому скандалу причастен лидер Голкара и председатель Совета народных представителей (СНП) Акбар Танджунг. Мегавати, с одной стороны, дав согласие на судебное преследование Акбара, в это же время противодействовала срочному созданию пар­ламентской комиссии по расследования дела и решения вопро­са о пребывании Акбара на должности председателя СНП. Дело в том, что ИДПБ, показывая активность в борьбе с коррупцией, одновременно старается не допустить нарушения социально-политической стабильности и новых нападок на партию. Фи­нансовый скандал, который коснулся лидера Голкара, подрыва­ет авторитет партии, но ее руководство не отказывается от пла­нов борьбы за парламент. Несмотря на продолжающийся су­дебный процесс, Акбар по-прежнему остается председателем Голкар и парламента (СНП). Многие политологи в Индонезии считают, что финансовый скандал поставит на Акбаре крест как на политике и снизит доверие к Голкар. В парламенте решение об отсрочке рассмотрения создания комиссии по расследова­нию скандала, в котором замешан Акбар, было принято с явной неохотой, проявленных особенно со стороны мусульманских партий.

Еще одной особенностью расстановки политических сил в стране представляется укрепление партий военными кадрами. В последнее время в партии вступили известные отставные воен­ные. Некоторые из них создают собственные партии. Министр-координатор в правительстве Мегавати генерал в отставке Су-сило Бамбанг Юдойоно формирует Демократическую партию с прицелом на выдвижение кандидатом на президентские выбо­ры. Приток бывших военных в партии показывает стремление армии сохранить свое влияние на политическую жизнь страны. Не исключается, что в период следующих выборов армия мо­жет сыграть важнейшую, если не решающую роль.

Поскольку нефть продолжает оставаться основным экс­портным товаром Индонезии (из 1,2 млн. баррелей в день, бо­лее 50% идет на экспорт), то положение дел именно в этом сек­торе экономики беспокоит больше всего как правительство, так и иностранных инвесторов. Поэтому в экономической сфере президенту предстоит продемонстрировать свою открытость и приверженность букве закона, иначе иностранные инвесторы воздержатся от возвращения в индонезийскую экономику, даже в ее наиболее прибыльный сектор - добычу нефти. Дело в том, что в Индонезии большое распространение получила нелегаль­ная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений при яв­ном попустительстве армии и местной полиции.

В настоящее время иностранные и национальные предпри­ниматели возлагают большие надежды на стабильность прави­тельства Мегавати. Теперь многое зависит от того, насколько быстро Мегавати Сукарнбпутри сможет приступить к осущест­влению как экономических, так и политических реформ. Тем более, как прогнозируют политики, с приближением прези­дентских выборов 2004 г. политическая ситуация в стране будет только накаляться.


2.4. Нефть, коррупция и неспокойная Венесуэла


До начала XVI века территорию Венесуэлы населяли ко­ренные обитатели Американского континента - карибы и араваки, которые занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей. В 1498 году на берега Венесуэлы высадился испанский море­плаватель Христофор Колумб, а вслед за ним в страну хлынули испанские завоеватели, жаждущие обогащения. Коренное насе­ление частично было истреблено, а частично обращено в рабст­во. Однако в отличие от других южноамериканских стран - Пе­ру, Колумбии и Боливии - в Венесуэле не было крупных золо­тых месторождений. Она оставалась бедной страной земле­дельцев, скотоводов и торговцев. Испанцы привозили сюда ра­бов из Африки для работы на плантациях. С течением веков коренные американцы, африканцы и испанцы смешались. В наши дни три четверти населения Венесуэлы составляют мети­сы (потомки от брака между людьми разных рас). В конце XVIII века колонисты выступили за независимость Венесуэлы. Под предводительством Симона Боливара они начали ожесто­ченную войну с испанскими властями, которая длилась 15 лет. В 1811 г. Венесуэла объявила себя суверенным государством, но окончательную свободу получила лишь в 1821 г. В течение последующего времени страна неоднократно переживала граж­данские войны периоды военной диктатуры.

Венесуэла была бедной аграрной страной и возможно, так и осталась ею, если бы на озере Маракайбо не были открыты огромные месторождения нефти. Именно это стало толчком для развития нефтяной отрасли и, начиная с 1920-х гг., страна по­вернула собственное развитие в сторону сырьевой направлен­ности. Уже к 1930-м гг. нефть составляла 83% экспорта страны и именно она стала причиной быстро растущего уровня урбани­зации. Нефть стала тем живительным "элексиром", благодаря которому в стране происходил экономический рост. Предпри­ятия, представляющие нефтяной сектор, стали значительно влиять на национальную политику. С конца 1920-х по конец 1970-х гг. Венесуэла входила в тройку основных мировых про­изводителей и экспортеров нефти.

С 1950-х гг. структура ВВП изменилась: с 1958 по 1972 гг. доля не нефтяного сектора составила 6,8%. Доля нефтяного сек­тора, включая очистку нефти, в 1968 г. понизилась с 31 до 20% (в ценах 1968 г.). Производство, исключая очистку нефти, было самым быстро развивающимся сектором экономики (7-8%). Это произошло в результате динамических процессов, поддержи­ваемых иностранными инвестициями, благодаря которым доля импорта в страну снизилась с 30% в конце 1950-х гг. до 3% в 1972 г. Сельское хозяйство имело не столь высокие темпы, имея долю в ВВП только 6% в 1972 г.

С конца 1940-х до конца 1960-х гг. у власти находились диктаторские режимы, которые тормозили экономическое раз­витие страны. В конце 1960-х гг. произошел переход к демокра­тической форме правления в условиях фактически сложившей­ся двухпартийной системы: партии "Accion Democratica" ("Де­мократическое действие"), созданной в 1941 году, и COPEI (Социал-христианская партия), созданной в 1946 г.

В 1958 г., после свержения военного диктатора Переса Жименеза, в Венесуэле состоялись первые демократические выборы, в результате которых президентом страны стал Ромуло Бетанкур. Страна стала развиваться по модели конституцион­ной демократии США. Доходы от нефтяной промышленности новый президент направлял на повышение жизненного уровня народа. В городах страны появился новый зажиточный слой общества, состоящий из бизнесменов, чиновников и квалифи­цированных рабочих. Уровень инвестиций был высокий (выше 23% ВВП в период 1968-1972 гг.) благодаря значительным фискальным доходам от экспорта нефти, а также общественно­му выбору относительно того, как использовать нефтяные до­ходы. Правительство при этом не переводило свои сбережения в частный сектор. Правительство целенаправленно проводило национализацию сначала в таких отраслях, как энергетика»: транспорт, коммуникации, алюминиевая, сталеплавильная. За­тем в 1975-1976 гг. были национализированы предприятия же­лезорудной, газовой и нефтяной промышленности.

К началу 1970-х гг. неравномерное распределение нефтя­ных доходов (эксперты отмечали, что оно было самым нерав­ноправным в мире) привели к высокому уровню безработицы, неадекватным общественным услугам. Концентрация доходов стала причиной снижения уровня индустриализации. Рост про­изводства; исключая переработку нефти, составлявший 8,4% в период 1958-1965 гг., упал до 4,7% в период 1968-1973 гг.

Победившая в 1968 г. партия COPEI в лице ее представи­теля Р. Калдера, ставшего президентом страны, взяла курс на стратегию национализации нефтяной промышленности и раз­вития нетрадиционного экспорта. Для этого были увеличены ставки налога на экспорт, ужесточен контроль за контрактами между иностранными компаниями и национальной нефтяной компанией. Эти меры, наряду с улучшением условий торговли, дали возможность администрации компенсировать медленный внутренний рост за счет расширения общественных расходов.

Однако в начале 1980-х гг. цены на нефть на мировом рынке начали падать, что пагубно отразилось на экономическом поло­жении Венесуэлы. Правительство страны признало необходи­мость разнонаправленных капиталовложений и в наши дни развивает новые отрасли промышленности (в том числе, сталепла­вильную и текстильную), чтобы обеспечить население работой и сохранить экономическую стабильность государства.

В 1990-е гг. позиции этих партий пошатнулись, отчасти потому, что ни одна из них не сумела справиться с экономиче­ским кризисом середины 1980-х гг., тяжело сказавшимся на уровне жизни граждан со средними и низкими доходами; их стали теснить на политической арене партии левого и попули­стского толка, независимые группировки, а также внепартий­ные организации, в том числе военные.

По оценкам специалистов, коррупция в Венесуэле в сере­дине 1990-х гг. была более значительна, чем в любой из лати­ноамериканских стран. Правительство предпринимало попытки провести структурные перестройки экономики, учитывая реко­мендации Международного валютного фонда. Однако нововве­дения встретили серьезное противодействие со стороны электо­рата, которое закончилось углублением системного кризиса в стране, и привели к поражению правящих сил.

В 1992 г. на нефть приходилось около 90% экспортных ва­лютных поступлений, 60% государственных доходов и пример­но 25% ВВП. Максимальный объем добычи нефти отмечался в 1970 г. (3,7 млн. баррелей в день). В 1988 г. производство нефти составило 1,7 млн. баррелей в день. Первоначальное сокраще­ние добычи нефти обусловливалось государственной полити­кой, направленной на консервацию скважин и уменьшение ин­вестиций в разведку и разработку нефти.

Доминирующее положение нефтяной отрасли в экономике объясняет, почему Венесуэла крайне болезненно реагирует на колебание мировых цен на нефть, как это уже было в начале 1980 гг. Снижение экспортных цен на нефть означало для Ве­несуэлы ухудшение условий торговли, увеличение уровня без­работицы и дефицит платежного баланса, финансирование ко­торого осуществлялось за счет кредитов МВФ и иностранных инвесторов. В результате внешний долг страны в 1990 г. достиг 33,3 млрд. долларов США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.