скачать рефераты

МЕНЮ


Кредитование во внешнеторговой деятельности

p> Во-вторых, государственные органы и кредитные учреждения непосредственно выступают в качестве кредиторов иностранных правительств, банков и фирм.
Государственные экспортные кредиты и прочие ссуды на двусторонней основе предоставляются преимущественно развивающимся странам в рамках официальной помощи развитию. Условия таких кредитов (срок, процентные ставки и т. д.) являются льготными по сравнению с рыночными. Большая часть официальной помощи несет связанный характер: она имеет товарную форму или используется для закупок товаров в стране- доноре.

В-третьих, государство организует страхование фирменных и банковских экспортных кредитов. Государственное страховое агентство берет на себя обязательство покрыть в определенном размере убытки, которые могут возникнуть по кредитным операциям. Страхованию подлежат как экономические, так и политические риски. К экономическим рискам относятся: повышение стоимости товара в период изготовления, неблагоприятные изменения валютных курсов, отказ от платежа или принятия товара покупателем, неплатежеспособность заемщика и др. Политические риски связаны с невозможностью выполнения иностранным заемщиком своих обязательств в результате войны, революции, национализации, конфискации, введения валютных ограничений, моратория и т. д. При наступлении страхового случая кредитору выплачивается возмещение. Необходимые для этого ресурсы формируются за счет страховых премий, выплачиваемых страхователями (фирмами и банками). Если этого источника недостаточно, образующиеся убытки страхового агентства покрываются за счет государственного бюджета.

В промышленно развитых капиталистических странах применяются различные системы государственного кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов. В США и Японии рефинансирование частных кредитов и государственное кредитование внешней торговли осуществляются экспортно- импортными банками, принадлежащими государству. В большинстве западноевропейских стран для проведения таких операций созданы специальные кредитные институты с участием государственного и частного капитала
(«Аусфуркредит» в ФРГ, «Эстер-рейхише контрольбанк» в Австрии и др.).

Во многих странах страхованием экспортных кредитов занимаются государственные организации (Департамент гарантий экспортных кредитов —
ДГЭК — в Великобритании, аналогичные учреждения в Скандинавских странах,
САКЭ в Италии и т.д.). В некоторых странах гарантии по экспортным кредитам выдают полугосударственные (например, КОФАСЕ во Франции) или частные страховые компании (например, «Гермес» в ФРГ).

Обычно функции кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов закреплены за разными специальными институтами. Однако в отдельных странах они объединяются в одном учреждении (Экспортно-импортный банк в США, ДГЭК в
Великобритании, «Контроль-банк» в Австрии).

Используя различные механизмы кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, государство оказывает финансовую поддержку национальным фирмам и банкам, с тем чтобы предлагаемые ими условия кредитования были не хуже, чем у конкурентов.

Глава III . Кредитование внешней торговли России в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности

3.1 Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности.

Кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота.
Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта.

Особенно активно кредитование внешней торговли стало развиваться в послевоенный период. С начала 60-х годов экспортный кредит стал нормой международной торговли многими видами товаров, и в первую очередь машинами и оборудованием. По некоторым оценкам, долгосрочный международный кредит в той или иной форме обслуживает в настоящее время до 80 % экспорта машин и оборудования.

В последние годы во внешней торговле России существенно возросло значение кредита, т. е. Предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров. Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.

Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы вынуждены ограничивать минимальными размерами основной капитал и максимально ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществления их деятельности. В целях повышения эффективности вложенного капитала
(получения максимального дохода на вложенный капитал) производственные и внешнеторговые предприятия и организации широко используют возможности кредитования своей деятельности. И это позволяет им формировать их оборотный капитал за счет кредитов, получаемых под залог проданных товаров на весь период их продвижения от продавца к покупателю и до завершения расчетов между ними. Это, в свою очередь, дает возможности получать соответствующую долю прибыли банкам, участвующим в мобилизации временно свободного капитала на денежном рынке этих стран.

В качестве кредиторов внешнеторговой сделки могут выступать экспортеры, импортеры, банки и другие кредитно - финансовые организации, а также государство. На практике, однако, финансирование внешнеторговых сделок прямо или косвенно осуществляется коммерческими банками, а экспортер (или импортер) выступает в качестве инициатора и ответственного лица за своевременное погашение кредита и связанных с этим расходов. На международном рынке ссудных капиталов выработаны практикой определенные обычаи в оформлении и порядке исполнения кредитных операций. Любая выходящая на внешний рынок организация должна использовать существующие организационные формы кредитования экспорта (или импорта) при формировании условий внешнеторговой сделки.

Так, в современных условиях фирменный кредит является преимущественной формой кредитования внешнеторговой деятельности и в зарубежной практике, и в России. Поскольку поиск источников финансирования для российских предпринимателей является главной проблемой, то и процессы кредитования представляют большой интерес в предпринимательской практике.

В настоящее время кредит обслуживает большинство видов внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно- технические связи и т. д. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты.

Знание процесса кредитования (виды кредита, этапы и условия его предоставления) как для продавцов, так и для покупателей является ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время практически ни одна внешнеторговая сделка не обходится без кредита в той или иной форме.

Для экспортера коммерческая выгода кредитования поставок товара определяется, во-первых, тем, насколько это способствует увеличению сбыта его товаров, а во-вторых, стоимостью экспортных кредитов и возможностью покрыть расходы по кредитованию из выручки за проданный товар.

Именно по этой причине экспортеры, хотя они и вынуждены под давлением конкуренции идти на определенные уступки покупателям в отношении сроков и некоторых других условий предоставляемых ими кредитов, в отношении стоимости данных кредитов занимают более жесткую позицию. Для импортеров же довольно частый и приемлемый вариант внешнеторговой сделки
- сочетание покупки за наличные и в кредит.

Кредиты, применяемые во внешнеторговой практике, можно классифицировать по нескольким главным признакам и видам, характеризующим отдельные аспекты кредитных отношений сторон: объектам кредита (валютные и товарные), кредиторам (фирменные, банковские, брокерские, правительственные, предоставляемые международными валютно- финансовыми организациями), срокам кредитования (долго-, средне- и краткосрочные), целевому назначению (на завершение производства экспортного товара, хранение, складирование и т.д.), условиям реализации
(наличные или акцептные), способу предоставления (выдача аванса, отсрочка или рассрочка платежа), способу обеспечения (обеспеченные и бланковые) и т.д.

3.2 Проблема развития кредитного рынка в Российской Федерации.

Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых обязательств, которые продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.

Следовательно, кредитный рынок предоставляет средства для инвестиций в распоряжение предприятий и именно на нем происходит перемещение денег из тех секторов экономики, где имеется избыток, в те сектора, которые испытывают в них недостаток. На кредитном рынке предприятия берут деньги в долг для финансирования своих инвестиций; иногда предприятия дают деньги взаймы, но, как правило, производственный сектор больше берет, чем дает.
Поэтому можно сказать, что одна из основных задач кредитного рынка - направлять сбережения населения и свободные средства посредническим лицам на инвестиции.

Анализ кредитного рынка России позволяет сделать вывод, что 2000 год был самым противоречивым, в течение одного года изменялись ранее устоявшиеся тенденции, намечались новые, которые не успев окрепнуть, снова изменялись.
Все же следует отметить, что некоторые тенденции в развитии кредитного рынка, появившиеся в 1998-1999гг., нашли свое логическое завершение в 2000 году.

Это относится прежде всего к выравниванию процентных ставок отраслевых и универсальных банков. Как видно из таблицы 1, в 1998 г. ставки универсальных банков

Таблица 1 Отношение средних процентных ставок универсальных и отраслевых коммерческих банков г. Москвы
|Год, |Депозиты |МБК |Кредиты |Кредиты |
|квартал | | |государственным |другим |
| | | |предприятиям |орга-низациям|
|1998 I |( |( |( |( |
|II |1,59 |1,47 |1,41 |1,31 |
|III |1,23 |1,29 |1,27 |1,07 |
|IV |1,25 |1,49 |1,10 |1,06 |
|1999 I |1,18 |1,67 |1,22 |1,05 |
|II |1,12 |1,39 |1,22 |1,11 |
|III |1,12 |1,36 |1,20 |1,04 |
|IV |1.09 |1,25 |1,17 |1,02 |
|2000 I |1,04 |1,22 |1,20 |1,00 |
|II |0,97 |1,10 |1,11 |1,00 |
|III |1,02 |1,09 |1,02 |1.04 |
|IV |0,99 |0,89 |0,98 |0,98 |

Источник: БИКИ. — 2000. — 23 декабря. - С. 8 почти в полтора раза превосходили аналогичные ставки отраслевых банков.
В течение 1999 года происходило их постепенное выравнивание и на конец 2000 года ставки практически сравнялись. Очевидно, в дальнейшем отпадет необходимость при анализе кредитного рынка делить банки на две группы: универсальные и отраслевые.

Другая тенденция, достаточно ясно обозначившаяся в середине 1999 года, состоит в сближении ставок кредитования государственных и коммерческих организаций. Приведенные в таблице 2 показатели отношения средних процентных ставок кредитов коммерческим организациям к кредитам государственным предприятиям явно стремятся к единице, но все же в 2000 году ставки не сравнялись. В связи с этим целесообразно сохранить градацию по разделению ставок при кредитовании государственных и коммерческих структур, тем более, что в настоящее время и, видимо, в ближайшем будущем сохранится практика централизованного льготного финансирования государственных предприятий.
Таблица 2 Отношение средних процентных ставок кредитов другим организациям к кредитам государственным предприятиям
|Год |Iкв. |II кв. |III кв. |IV кв. |
|1998 |1,32 |1,44 |1,22 |1,23 |
|1999 |1,31 |1.27 |1,13 |1.09 |
|2000 |1,08 |1,11 |1,05 |1,06 |

Источник: БИКИ. — 2000. — 23 декабря. - С. 10

Как известно, одним из основных источников пополнения коммерческими банками своего оборотного капитала являются депозиты и межбанковский кредит. Банкам более удобно, в том числе и по чисто техническим причинам, привлекать деньги, используя межбанковский кредит, поэтому в первые годы становления коммерческих банков кредитные ставки по МБК почти в полтора раза превышали ставки по привлечению депозитов. Однако рынок межбанковского капитала ограничен и причем в значительной степени как раз объемом привлеченных депозитов. Вследствие этого новые и уже функционирующие банки все в большем объеме стремятся привлекать депозиты. По этой и ряду других причин в течение 1999 -2000 гг. происходило сближение процентных ставок по привлекаемым депозитам и межбанковскому кредиту (см. таблицу 3).
Маловероятно, что в ближайшее время эти ставки выравнятся, поскольку на них значительно влияет не только потребность банков в пополнении своего оборотного капитала, но и другие — в некоторых случаях разные для этих ставок факторы, а н некоторых случаях одинаковые, по имеющие разную степень влияния на эти ставки. Кроме того, при сравнении значений указанных ставок нужно учитывать скорость их реагирования на изменяющуюся экономическую и политическую ситуацию. В этом смысле наиболее динамичными являются ставки
МБК, в том числе и по той причине, что в их оперативном изменении всегда заинтересована определённая часть коммерческих банков.

Таблица 3 Отношение средних процентных ставок МБК к средней ставке по депозитам
|Год |I кв. |II кв. |III кв. |IV кв. |
|1998 |1,66 |1,39 |1,50 |1,44 |
|1999 |1,53 |1,33 |1,28 |1,21 |
|2000 |1,16 |0,99 |0,98 |1,28 |

Источник: БИКИ. — 2000. — 23 декабря. - С. 13

Переход от командно-административной экономики к рыночной обусловил необходимость создания в Российской Федерации рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка ссудных капиталов возможно лишь при наличии рынков: средств производства; предметов потребления; рабочей силы; недвижимости; земли. Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые должен предоставить им рынок ссудных капиталов. Это основной принцип формирования рынка ссудных капиталов.

Как известно, в рамках командно-административной экономики действовал независимый ссудный фонд, слагаемый из кредитных ресурсов трех банков, доходов государственных страховых учреждений (Госстрах и Ингосстрах), системы сберегательных касс, который по существу заменял рынок ссудных капиталов. Переход к построению рыночной экономики в начале 90-х годов вызвал необходимость формирования рынка ссудных капиталов в соответствии с западной моделью, предусматривающей два основных яруса.

При переходе от ссудного фонда к формированию рынка ссудных капиталов имелись отдельные элементы последнего: кредитная система (хотя в довольно усеченном виде представленная банковской сферой), государственные страховые учреждения, а также рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска выигрышных государственных займов.

Создание кооперативов, развитие индивидуальной трудовой деятельности, придание экономической и финансовой самостоятельности предприятиям в конце
80-х годов реально поставили вопрос о переходе от ссудного фонда к рынку ссудных капиталов. В дальнейшем условия для формирования рынка капиталов стали более благоприятными: в 1988—1989 гг. начался активный процесс создания коммерческих банков как центрального механизма банковской и кредитной сфер, были организованы первые независимые страховые компании, начался выпуск акций отдельных крупных предприятий (например, КамАЗ,
АвтоВАЗ), расширился выпуск государственных ценных бумаг за счет выпуска 5%- ных облигаций. В дальнейшем выпуск ценных бумаг и появление новых кредитных институтов, ведущих в основном торговлю деньгами, обусловили необходимость создания фондовых отделов, торговых бирж и организации как юридических лиц в 1991 г. ряда фондовых бирж в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

Однако о создании полнокровного рынка ссудных капиталов в Российской
Федерации говорить рано. Пока речь идет лишь о наличии и укреплении ряда элементов этого рынка, к которым можно отнести формирование двухъярусной банковской системы, постепенное развитие специализированных кредитных институтов и функционирование рынка ценных бумаг в виде ряда фондовых бирж.

Но этого недостаточно, чтобы приблизить рынок Российской Федерации к рынкам западных стран. Отставание объясняется прежде всего отсутствием полнокровного рынка средств производства и рынка недвижимости, существование которых возможно только на базе широкой приватизации, акционирования большой части государственной собственности. Кроме того, необходимы рынок рабочей силы и ее мобильная миграция, а также рынок земли.
Все это - необходимые условия для расширения рынка ценных бумаг, а следовательно, дальнейшего развития новых кредитно-финансовых институтов, укрепления двух звеньев кредитного рынка, обеспечение спроса и предложения на денежный капитал.

Поэтому основными направлениями в формировании кредитного рынка должна стать высокая норма сбережений (как в производственном, так и личном секторе), широкая приватизация, связанная с организацией рынка ценных бумаг, и создание на ее базе разветвленной сети специализированных кредитно- финансовых институтов.

3.3 Формы кредитования внешней торговли и их совер-шенствование

Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:[8]

1. назначению:

• коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;

• финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком;

• промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, инжиниринг);

2. видам:

• товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа);

• валютные (в денежной форме);

3. технике предоставления:

• наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика;

• акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком;

• депозитные сертификаты;

• облигационные займы, консорциональные кредиты и др.;

4. валюте займа:

• международные кредиты в валюте либо страны-должника, либо страны- кредитора, либо третьей страны, либо в международных счетных валютных единицах (СДР, чаще в ЭКЮ);

5. срокам:

• сверхсрочные (суточные, недельные, до трех месяцев)

• краткосрочные кредиты (от одного дня до одного года, иногда до восемнадцати месяцев);

• среднесрочные (от одного года до пяти лет);

• долгосрочные (свыше пяти лет).

Если краткосрочный кредит пролонгируется (продлевается), он становится средне- и иногда долгосрочным. В процессе трансформации краткосрочных международных кредитов в ссуды на более длительный срок участвует государство в качестве гаранта. Для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде стран (Великобритании, Франции, Японии и др.) создана при поддержке государства специальная система средне- и долгосрочного кредитования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международный кредит
(практически до десяти-пятнадцати лет) предоставляют прежде всего специализированные кредитно-финансовые институты — государственные и полу государственные;

6. обеспечению:

• обеспеченные кредиты;

• бланковые кредиты.

В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото.
Например, Италия, Уругвай, Португалия (в середине 70-х гг.), некоторые развивающиеся страны (в 80-х гг.) использовали международные кредиты под залог части официальных золотых запасов, оценивающихся по среднерыночной цене. Бланковый кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.