скачать рефераты

МЕНЮ


Кризис института президенства в США


Источники. Источниковую базу дипломной работы составляют следующие документы. Первую группу источников составили законодательные акты американской буржуазной революции: Декларация независимости (4 июля  1776 года)[23], Статьи Конфедерации[24], Конституция США 1787г[25]., Декларация прав[26].

Декларация    независимости - документ,    объявляющий    США независимым от Великобритании государством. Статьи Конфедерации 1777г. - документ,   определяющий  устройство   Соединенных  Штатов.   Оба  эти документа очень важны для истории США.  Они оказали революционное воздействие на развитие государства.

Конституция США, на мой взгляд, одна из лучших демократических документов мира. Многие положения Конституции США достойны особого внимания. Во-первых, это система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с ее механизмом сдержек и противовесов. И хотя иногда эта система дает сбои, в целом она достаточно совершенна.

Многие важные проблемы в Конституции слишком обобщены. К примеру, процедура импичмента. В статье II (раздел 4) Конституции США говориться, что «Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках ».[27]

 И, несмотря на все недостатки Конституции, она остается, основным законом государства по сей день, что позволяет отметить особую ценность этого документа.

Третья группа источников: выступления президентов и других политических деятелей[28].

Четвертая группа источников: воспоминания, мемуары участников событий. Г.Хант написал в тюрьме книгу «Пошли нам сей день»[29], а в 1974г. выходит в свет его работа «Тайный агент»[30].

Интересным источником являются и мемуары Р.Никсона «На арене».[31] Хотя основной недостаток данного источника -  субъективизм, желание приукрасить и обелить свои действия.

Шестым источником является периодика. Однако такие издания как News Week, Washington Post и другие американские газеты, и журналы практически не доступны. Краткие сведения из них содержатся в различных монографиях. В этом основная проблема.


Хронологические рамки:  80-е (Ирангейт) - 1998 (Импичмент Б.Клинтона).

Методология. Для написания дипломной работы использовались различные методы: историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический и историко-генетический.

Историко-генетический метод наиболее распространенный в исторических исследованиях. Он позволяет в наибольшей степени приблизиться воспроизведению реальной истории объекта исследования (от зарождения института президентства до кризисных явлений и выход их них).

Глава I. История возникновения института президентства в США

§ 1. Зарождение и сущность института президентства

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Более 130 стран мира имеют в своем государственном устройстве пост президента. В разных странах президенты имеют разный объем полномочий. Эти обстоятельства предопределяют необходимость более пристального изучения института президентства.

Термин «президент» происходит от латинского presidents, что буквально означает "сидящий впереди".

В русле европейской республиканской практики первоначально
проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе  Континентальном Конгрессе.[32] Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного Конвента, собравшиеся в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев только что, покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее применяемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально установился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки: «Исполнительная власть представляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом... (Ст. II, раздел 1)».[33] Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов (Ст. II, раздел 1)[34].

На протяжении всей истории США президенты оставляли свой след в американской политике. Однако вплоть до XX века они чаще всего были на заднем плане, не принимая активного участия в процессе выработки решений Конгрессом. Проводимая ими политика обычно не оказывала большого влияния за пределами США и даже не имела особого значения для большинства американцев. Со времени президентства Ф.Д. Рузвельта (1933 -1945) существенно изменилась роль президентской деятельности и значимость самого института президентства.

Президентство становилось в США главным звеном в процессе принятия решений. Начиная со времени "нового курса" президенты обрели мощные средства определения политики (закрепленные в законах), которых не было у их предшественников. Стало само самим разумеющимся, что президент играет доминирующую роль в процессе принятия важных для страны решений. Он получил в свое распоряжение официальных помощников, сконцентрированных в аппарате президента, а также мог привлекать любых сотрудников из органов исполнительной власти (Ст. II, раздел 2)[35]. В 1940-1950 гг. изменения, начавшиеся при Рузвельте, были институционализированны его преемниками и в настоящее время являются одним из постулатов американской политики.

Современные американские президенты дают богатый материал для многогранных исследований возможностей человека. Ф. Рузвельт и Дж. Картер, Л. Джонсон, Д. Эйзенхауэр и др. таят в себе множество загадок.

Но часто говорят, что американская политическая система - это скорее система действия законов и институтов, нежели индивидуальностей. Однако личности президентов являются неотъемлемой частью американской политической системы как конституционно установленные инструменты правления и в равной степени нуждаются в пристальном и постоянном изучении.

Со времен Фр. Рузвельта институт президентства претерпел заметные изменения, что приводит к политической уязвимости президента, равно как к росту его потенциального влияния. Растущий штат сотрудников, являющийся характерной чертой современного президентства, скорее периодически создает проблемы для своего руководства, нежели способствуют их разрешению. Огромная открытость современных президентов делает их «козлами отпущения» в глазах общественности во время национального бедствия, даже если они не ответственны за него. И возросшая власть современных президентов, и возможности контроля над национальной политикой часто ведут к росту ожиданий общественности, которым не суждено сбыться.

Однако основной силой быстрого реагирования в правительстве, способной овладеть стремительно изменяющейся ситуацией, является американский  Президент.

Сегодня, когда Америка является великой индустриальной державой, американцы оценили мудрость известного изречения, что современная демократия - это «просто-напросто один треклятый кризис за другим»[36]. Вот почему центр американской политической жизни переместился от двух других властей именно к исполнительной власти, и та система, которая в ранний период существования государства именовала себя «правлением Конгресса», а в десятилетие «невмешательства» (laisser faire) конца XIX в. звалась "правлением законников", теперь называется "президентским правлением".

В глазах человека с твердыми убеждениями уже сам процесс выдвижения на пост Президента равносилен подвигу, ибо для того, чтобы руководство политической партии признало человека "перспективным", он должен быть, как правило, надежным и умеренным, сохраняя при этом внешнюю боевитость.

Путь к президентскому креслу настолько зависит от случайности и требует такого умения приспосабливаться, что нередко президентом может стать просто добродушный и заурядный человек, который действует из добрых побуждений, пользуется доверием народа и не слишком упрям.

Притом, что традиция американского президентства отметала людей творческих и идейных, "сам этот пост наделен удивительным свойством: мантия Президента волшебным образом съеживается или растягивается, приспосабливаясь к статьям своего обладателя. Она не стесняет человека крупных габаритов и маленькому не чересчур велика. Она облекала, Бурена и Линкольна, Гардинга и Рузвельта"[37].

Вопрос о конституционных полномочиях Президента дискутируется разве что на страницах учебников, сегодня никто не сомневается в расширении его реальной власти. Безусловно, президентская власть могла быть больше или меньше в зависимости от того, кто занимал президентское кресло.

Однако на протяжении последних столетий тенденция к увеличению просматривается безошибочно, невзирая на то, что уже и Джефферсон, и Линкольн сосредотачивали в своих руках огромную власть. Среди толкователей этой тенденции кое-кто склонен сокрушаться, по мнению М. Лернера, безосновательно, по поводу того, что расширение президентских полномочий в значительной мере ущемляет права штатов и принцип разделения властей. Встречаются и такие, кто спрашивает, где именно в Конституции записаны те или иные полномочия, которые присвоили себе президенты за последнее время. На это обычно отвечают, что действия Президента определяются не конкретными правами, записанными в Конституции, но широкой всеобъемлющей исполнительной властью. Она включает в себя весь остаток власти, которая не истребована двумя другими властями и не противоречит духу и букве Конституции. Еще один ответ содержится в знаменитой теории "слежения" Теодора Рузвельта. По этой теории, Президент мыслится как лицо, осуществляющее эти остаточные полномочия в целях служения народу.

Проблема президентской власти в целом оказывается в плену ложного представления о соотношениях между институтом президентства и источниками его власти. В соответствии с толкованием Верховного Суда Конституция определяет те пути, по которым распространяется власть Президента. Между тем власть сама по себе зависит от связи Президента с происходящими вокруг него событиями, а также от того, как его позиция соотносится с образом мыслей и целями тех людей, на которых эти события могут отразиться. Вот где таится подлинный источник президентской власти. Существует две Конституции: писанный документ и неписанная практика. На деле истинный смысл второй Конституции не сводится к ее практическому применению.

Авторитет Президента еще важнее, чем его полномочия, ибо именно авторитет формирует и определяет структуру полномочий. Под "авторитетом" понимается доверие народа. Президентский авторитет черпается скорее из субъективных, нежели из объективных источников, он вырастает из личности Президента, его политического стиля, того, как он распоряжается своей должностью, и его воздействия на людей. Авторитет нельзя раз и навсегда заложить в писаную Конституцию. Если Президент наделен магнетизмом, обаянием и политическим артистизмом, если он умеет поставить цель и достигнуть ее, то он будет обладать авторитетом, независимо от того, каких полномочий он добивается, а какими пренебрегает. Тогда авторитет президента исполняет любое его желание. Если же, напротив, Президенту не удается завоевать авторитет, как это произошло с Дж. Адамсом (1825-1829) и Г. Гувером (1929-1933), то даже ограниченное применение президентской власти обернется бедой и четкие полномочия ему не помогут.

Президент сосредотачивает на себе не только огромную власть, авторитет; на него возложены обязанности, которые давят на него тяжелым бременем. Президентство съедает человека. К тому, кто восседает в президентском кресле, предъявляются столь же категорические, сколь и парадоксальные требования.

Сила или слабость в осуществлении президентских функций отчасти зависит от характера личности и внутренних побуждений, отчасти от избранной концепции президентской власти, но более всего от тех трудностей, с которыми Президенту довелось столкнуться.

С точки зрения правящей элиты, роль президента в политическом процессе рассматривается как центральная. Защищая интересы господствующего класса, хозяин Белого дома выдвигает политические инициативы, мобилизует силы в поддержку существующего режима, направляет правительственное регулирование социальных и экономических отношений. Именно поэтому столь велики его формальные полномочия: глава правительства, глава государства, лидер партии, главнокомандующий, руководитель дипломатии страны, важная сила в законодательстве.

Будучи главой правительства, президент контролирует федеральную исполнительную власть и проведение в жизнь законодательных актов. В качестве руководителя дипломатической службы президент заключает договоры и исполнительные соглашения, устанавливает дипломатические отношения. Как лидер партии он осуществляет контроль над общенациональной организацией своей партии и системой патронажа, благодаря престижу может воздействовать также на партийные организации в штатах и на местах. В сфере законодательства президент выступает с инициативами в виде запросов и рекомендаций конгрессу, налагает вето на неугодные ему законопроекты, обладает правом созыва специальных сессий одной или обеих палат конгресса. В качестве главнокомандующего он возглавляет армию и флот США, производит назначения в офицерском корпусе, принимает решения о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны, (статья II).[38]

В последние десятилетия президент выступает также как ведущий координатор экономической и социальной политики США, центральная фигура в регулировании отношений федерации и штатов, главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов. Помимо этого глава исполнительной власти имеет в своем распоряжении обширный арсенал средств влияния на законодательство; личное давление (встречи, письма, звонки и т.д.), правительственный лоббизм, призывы к партийной лояльности конгрессменов или защите "общенациональных интересов" и др. Он является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов; присваивает офицерские звания в вооруженных силах; имеет право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против США (за исключением дел по импичменту); имеет право требовать в письменном виде от высших должностных лиц каждого из департаментов исполнительной власти мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности; заполнять вакансии, открывающиеся в период между сессиями Сената, выдавая удостоверения на должности, сроки действия которых истекают к концу следующей сессии; рекомендовать к рассмотрению Конгресса целесообразные, с его точки зрения, меры; созывать при чрезвычайных обстоятельствах одну или обе палаты; принимать послов и других официальных представителей; заботиться об исполнении законов; подтверждать назначение на должности всех высших должностных лиц Соединенных Штатов.

Президент разделяет с Сенатом следующие полномочия: заключать международные договоры при условии одобрения их двумя третями присутствующих на заседании сенаторов; назначать на должности и по совету и с согласия Сената назначать послов, консулов, и других официальных представителей, судей Верховного Суда и всех других должностных лиц. Введение в должности, которых в ином порядке не предусмотрено Конституцией США и должности, которых установлены Основным законом.

К полномочиям Президента, разделяемым с Конгрессом, относится и одобрение законодательных актов.

Таким образом, президент играет основную роль в системе исполнительной ветви власти.

§ 2. Исполнительная власть в системе разделения властей федерального уровня: взаимодействие и сдерживание


Конституцией США определен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, который одновременно предполагает их взаимодействие. Этот механизм напрямую воздействует на законотворчество. Влияние Президента в Конгрессе в значительной мере зависит от того, какой процент составляют его однопартийцы. В истории американской демократии законодательные полномочия несколько раз переходили от Конгресса к Президенту и наоборот. Поэтому администрация президента с начала XX века стала уделять большое внимание вопросам взаимодействия с парламентариями.

Законодательная и исполнительная власти в США находятся в тесном сотрудничестве. Согласно Конституции все законодательные полномочия принадлежат Конгрессу США, который состоит из Сената и Палаты представителей (ст. 1., разд. I).[39] Исполнительная власть предоставляется Президенту (ст. 2, разд. 1)[40]. Его полномочия изложены в статье 2 (разд. 1 - 4)[41] Конституции США.

Естественно особое внимание исследователей к взаимоотношениям президента как главы федерального исполнительного аппарата и конгресса, которые формируют и осуществляют американскую государственно-политическую стратегию. Прежде всего от их деятельности зависит эффективность проведения правящими кругами своей классовой линии в области внешней и внутренней политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.