скачать рефераты

МЕНЮ


Кризис института президенства в США

Свое мнение комитет передал на пленарное заседание палаты представителей, где республиканское большинство в 227 голосов и примкнувший к ним 31 демократ вывод комитета поддержали.

Б.Клинтону советовали откупиться от Полы Джонс, которая продолжала судебную тяжбу против президента. Б.Клинтону предлагали также «покаяться в грехе» с Моникой Левински и тем самым упредить разворот расследования. Был бы скандал, но не было бы обвинений в нарушении законов.

Клинтон, очевидно, не хотел травмировать семью. Тем самым он загнал себя в угол.

Его противники подчеркивали, что дело не в адюльтере, а в нарушении законов страны при попытке этот адюльтер скрыть. Речь тут идет не о качестве руководителя страны. Как можно говорить, что все равны перед законам, если президент может лжесвидетельствовать и при этом избежать наказания.

Американцы считают свою конституцию самым совершенным в мире правовым документом. Суть предлагаемой ею модели государственного устройства в том, что президентская власть уравнивается двумя другими «ветвями власти» - законодательной и судебной, о чем было сказано выше. Эту взаимоуравновешенную тройную систему называют системой сдержек и противовесов. Ни одна из ветвей власти не может подмять под себя остальные.

22 октября 1998 года начал работать конституционный подкомитет юридического комитета (который собрался позже) уточняя дефиниции предлагаемых правонарушений.

Депутаты-демократы предложили наказать Б.Клинтона соразмерно с его поступком: вынести порицание. Большинство юридического комитета отвергло эту попытку, ссылаясь на то, что палата представителей не имеет такого права. Ее право утвердить или отвергнуть предложение по импичменту, вынесенное юридическим комитетом. Импичмент - это еще не наказание, а предъявление обвинения.

Однако, 55 % американцев были не согласны с проведением процедуры импичмента, 34 % - одобряли такое решение.

Ради собственных политических целей республиканцы были готовы поступиться образом США на международной арене. «Они прикрылись красивым девизом императора Фердинанда I: "Pereat mundus et flat justitia", то есть «Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир[69]». А, по мнению газеты «Уолл-стрит джорнал», в других странах Клинтон легко бы отделался, но не в США, поскольку здесь существует «самая совершенная система ».

Но вернемся к процедуре импичмента. В отношении президентов она применялась только раз, в 1868 году, когда конгресс США пытался сместить президента Эндрю Джонсона, причем как считают некоторые эксперты, безосновательно. Под угрозой импичмента, дожидаясь решения конгресса (который наверняка отстранил бы его от власти) подал в отставку президент Р.Никсон. Сработал даже не импичмент, а попросту угроза импичмента.

Профессиональный юрист Б.Клинтон на скользкие вопросы давал скользкие ответы, которые формально не противоречили истине.

Шесть раз, говорят обвинители, президенту предоставлялся случай рассказать органам правосудия о связи с Левински.

Но он не только эту связь скрыл, но еще использовал друзей и подчиненных в Белом доме, чтобы обмануть правосудие. Сам Б.Клинтон должен был пресечь ложь подчиненных, старавшихся ему угодить.

Нужно заметить, что накануне рассмотрения своего дела в юридическом комитете палаты представителей президент Б.Клинтон принял решение бомбить Ирак. Ведущие республиканские деятели сразу же поставили под сомнение мотивы столь серьезного решения. В самом Ираке операцию «Лиса в пустыне» назвали «Операция Моника». Республиканцы поддержали эту акцию, как и большинство американцев.

Широкое распространение сомнений относительно причин решения Б.Клинтона показало утрату им доверия общества - необходимого условия успешного руководства.

Расчет был на то, что перед лицом военных действий и в связи с начавшимися рождественскими каникулами конгресс отложит рассмотрение представления юридического комитета. А в новом году соберется уже другой конгресс, частично переизбранный в ноябре, с меньшим число республиканцев и, соответственно с большими шансами для Клинтона избежать импичмента.

Обсуждение вопроса, однако, было отложено всего лишь на один день.

Подлинная причина почти звериной ненависти республиканцев к Б.Клинтону находилась не в области права или морали, а в области политики. Они отвергали стремление президента реформировать социальное обеспечение, реорганизовать медицинское обслуживание, улучшить участь меньшинств, построить больше школ и т.д.

В США и за рубежом циркулировала еще одна довольно интересная, но крайне фантастическая версия всего происходящего. Суть ее в следующем. Скандал с Моникой Левински разразился как раз в те дни, когда президент Б.Клинтон весьма жестко обращался с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, настаивая на тех принципах в ближневосточном урегулировании, которые глава израильского правительства не принимал. Поддержки своей позиции в диалоге с палестинцами со стороны Вашингтона Тель-Авив так и не получил. И чтобы додавить Клинтона, пришлось прибегнуть к методу компрометации - хорошо проверенному методу работы спецслужб. В подтверждении такой гипотезы ссылаются на соответствующую национальность М.Левински, на момент возникновения скандала и на общественное влияние еврейского лобби в США. Ко всему прочему добавился и очередной виток иракского кризиса, в решении которого заинтересован Израиль, опасавшийся ракетного удара со стороны Багдада.

Как уже говорилось, импичмент - еще не наказание, хотя уже позор.

Согласно Конституции, решение о передаче под суд принимает палата представителей простым большинством голосов[70]. Палата действует в этом случае как большое жюри.

Этот орган досудебного надзора состоит из присяжных заседателей, которые рассматривают каждое начатое следствием уголовное дело на предварительной стадии рассмотрения. Большое жюри дает разрешение на арест подозреваемого и на дальнейшее ведение дела. Если в действиях подозреваемого отсутствует состав преступления, а доводы следствия шатки, Большое жюри прекращает дело, освобождает подозреваемого.

Дело Б.Клинтона было рассмотрено на этой стадии. Палата представителей большинством голосов проголосовала за возбуждение уголовного дела против президента. С момента голосования президент уже считался подвергнутым импичменту. Такова процедура импичмента. Члены комитета по юридическим делам палаты представителей конгресса США, представляющие республиканскую партию, выступили в ходе процесса в роли обвинителей. Их 13 человек, каждый из которых выступил с длительной обвинительной речью. Сенаторы обязаны были сидеть на своих местах и без крайней нужды не выходить.

На 100 человек сената была возложена функция вынесения приговора («виновен»/ «невиновен»), причем не простым большинством голосов, а квалифицированным - 2/3 голосов. Сенаторы могут сместить президента или оставить его у власти. Могут посадить в тюрьму или оштрафовать на крупную сумму. Могут отложить выполнение этого приговора до того времени, когда закончится срок его президентства. Наконец, дело может кончиться вынесением порицания президенту. Именно на такой форме наказания настаивали демократы в сенате, в частности Р.Доул. Однако, никакая иная форма, кроме отстранения от власти, не устраивала республиканцев.

Но 2/3 американцев, да и сам Б.Клинтон отставки не желали. Расследования возможных нарушений закона со стороны Б.Клинтона обошлось американским налогоплательщикам примерно в 60 млн. долларов. Именно такая сумма была потрачена на разбирательство по поводу скандалов с Моникой Левински и других громких обвинений в адрес президента. Вероятно, ради установления истины и утверждения законности американцы готовы были на любые жертвы. Но, очевидно, что жертвовать их заставляют политические лидеры для достижения собственных, весьма далеких от альтруизма интересов.

Скандалы в связи с Полой Джонс и Моникой Левински и угроза импичмента, нанесшие урон авторитету страны и самого президента, не раздавили его. Б.Клинтон смог выйти из ситуации победителем, хотя и униженным. По-всякому можно расценить произошедшее в Вашингтоне. Одни считают, что американская государственность переживает острейший кризис, ставящий под сомнение основные принципы конституции, основы политического строя вопреки воле американского народа демагоги и карьеристы, борясь за власть, ни перед чем не останавливались. Ради того, чтобы свергнуть президента из мухи делают слона... Разве это демократия?

Другие же считают, что именно это и есть демократия в действии. Подтверждение того, что конституция работает. Президент, совершающий преступление, лгущий под присягой и заставляющий лгать других обязан предстать перед судом. Он не божество, он человек, как все их всех подобных кризисов в прошлом и настоящем американская демократия выходит очищенной от скверны, укрепившейся, снова и снова подтвердив свою устойчивость, свои преимущества.

Объективно Соединенные Штаты как ни какая другая в прошлом великая держава, приблизившись к положению мирового лидера. Они обладают не превзойденной военной мощью, конкурентоспособной экономикой, технологическим преимуществом, преобладающим авторитетом и влиянием в ООН, НАТО, МВФ, и других международных организациях.

И вдруг оказывается, что карьера президента, практически играющего ключевую роль в реализации глобального лидерства США, находится в руках какой-то Полы Джонс и других подобных ей сомнительных личностей. Причем не только его личная карьера, но и политическое выживание всей его команды с ее связями в стране и за рубежом, устойчивость американского рынка, уже среагировавшего на скандал, авторитет власти и - по большому счету - политического устройства американской демократии.

При этом уже не важно, давал ли сам Б.Клинтон повод для обвинения в свой адрес или нет. Важно, что усилиями небольшой группы людей такой прецедент создан, причем на легитимной основе. Следовательно, и с каждым последующим президентом США и его ближайшим окружением может произойти нечто подобное. А в условиях взаимозависимого мира, и при той роли, которую возложили на себя Соединенные Штаты, скандал вокруг Б.Клинтона, получивший уже широкую огласку, чреват международными последствиями.

Конечно, в США имеется преемственность власти, есть возможность погасить скандал и свести на минимум его последствия. Вряд ли стоит думать, что именно этот инцидент глобально опасен. Скорее всего, это лишь повод задуматься над тем, какое вообще значение внутриполитические проблемы американского должны иметь для остального мира. И в таком контексте вся эта ситуация «работает» на концепцию многополюсного мира.

В самом деле, мировое лидерство США в значительной мере покоится на престиже морально-нравственных принципов американского общества, которые пропагандируются и продвигаются во всем мире. Нельзя не согласиться с авторитетным в США и в мире американским ученым Г. Моргентау, который писал, что «мораль - это почва национальной мощи страны».

Но авторитет США подорван. Причем не только сомнениями в репутации Б.Клинтона, сколько тем цинизмом, с которым его противники внутри страны использовали обвинения в моральной неустойчивости президента для достижения своих корыстных целей.

Не работает на авторитет США и совпавшее по времени со скандалом решение бомбить Ирак. Высказывавшиеся в прессе подозрения относительно, того, что это решение было принято с целью отвлечь внимание мировой общественности от ситуации вокруг семьи Б.Клинтона, позволяет сомневаться в ответственности американской администрации, готовой, по всей видимости, идти на обострение и принести в жертву жизни многих иракских граждан для успокоения собственной общественности или в угоду каким-либо внутриполитическим соображениям[71].

Внутриполитическая стабильность США уже не воспринимается как, во-первых, постоянное, само собой разумеющееся, раз и навсегда данное качество и, во-вторых, как сугубо внутренняя проблема Вашингтона.

Заключение.


Подводя итог, можно сделать заключение, что кризис института президентской власти - не случайное явление. Большую роль здесь играет личность президента находящегося во главе исполнительной ветви власти. Немалое значение имеют его профессиональные качества, а также морально-правовые и нравственные устои (стереотипы). Ведь президент - это глава правительства, лицо государства, он всегда находится под контролем и пристальным вниманием общественности. В то же время в его руках сосредотачивается ограниченная власть. При определенном стечении обстоятельств (войны, политические или экономические кризисы страны) ведут к усилению власти президента, что является закономерным явлением, т.к. в кризисной ситуации происходит стремление передать власть в одни руки, а также усилить эту власть.

Все это закономерности существующей системы разделения властей, принцип сдержек и противовесов. При наличии такой системы, каждая ветвь власти сдерживает другую для создания политического равновесия в обществе. При усилении той или иной ветви власти (Конгресса либо Президента) другая ветвь начинает усиленно воздействовать на первую с целью пресечь преувеличение властных полномочий для установления того же политического равновесия.

Сложившиеся в США в 70-е - в конце 90-х гг. положение позволяет сделать вывод, как отмечают многие последователи, что США переживают длительные и серьезные политические трудности. Снаружи это выглядит как кризис института исполнительной власти. Если же обнажить корни, то обнаружится кризис всей политической системы США.

Таким образом, кризисность в отношениях исполнительной и законодательной власти это часть более общего процесса кризиса политической системы США. Исторические прецеденты Уотергейта и "Ирангейта", а также других кризисных явлений, позволяют говорить о фактическом создании с послевьетнамский период особого кризисно-восстановительного политического механизма в американской системе разделения властей. Этот механизм предназначен для пресечения косвенным путем тех, чаще всего связанных с нарушением закона, направлений деятельности президентской власти, которые прямо или только лишь в потенциале несут угрозу авторитаризма, т.е. серьезных нарушений баланса разделения властей в пользу исполнительной власти. Обратной стороной этого явления является угроза корпоративным интересам сенаторов и конгрессменов. Срабатывание данного механизма - довольно болезненное и даже отчасти рискованная мера для американской политической системы.

Однако само наличие такого кризисно-восстановительного механизма позволяет говорить о высокой политической эффективности американской системы разделения властей, о доминировании права и глубоких демократических традиций в ее функционировании. "Президент не выше закона", однако, и Конгресс не всесилен.

Таким образом, мы рассмотрели кризис института президентства в США и выявили, что его наличие зависит не только от конкретной личности данного президента, а от самой политической системы и ее устройства.

Исторические прецеденты Уотергейта и "Ирангейта", а также других кризисных явлений, позволяют говорить о фактическом создании с послевьетнамский период особого кризисно-восстановительного политического механизма в американской системе разделения властей. Этот механизм предназначен для пресечения косвенным путем тех, чаще всего связанных с нарушением закона, направлений деятельности президентской власти, которые прямо или только лишь в потенциале несут угрозу авторитаризма, т.е. серьезных нарушений баланса разделения властей в пользу исполнительной власти. Обратной стороной этого явления является угроза корпоративным интересам сенаторов и конгрессменов. Срабатывание данного механизма - довольно болезненное и даже отчасти рискованная мера для американской политической системы.

Однако само наличие такого кризисно-восстановительного механизма позволяет говорить о высокой политической эффективности американской системы разделения властей, о доминировании права и глубоких демократических традиций в ее функционировании. "Президент не выше закона", однако, и Конгресс не всесилен.

Таким образом, мы рассмотрели кризис института президентства в США и выявили, что его наличие зависит не только от конкретной личности данного президента, а от самой политической системы и ее устройства.

Список источников и литературы

Источники

Американская пресса о советско-американской встречи на высшем уровне в Москве в 1972 г. // Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995) /Под ред. Киселева А.Ф., Щагина Э.М. - М.: Владос, 1996. - 600 С.

Американские   просветители.   Избр.   произведения.   В   2-х  т.   Т.2.   М.,"Мысль"; 1968-69.-519 С.

Американские   федералисты:   Гамильтон,   Мэдисон,   Джей:   Избранныестатьи с приложением документов. /Пер. Г. Фрейдин; ред. В.Л. Чалидзе. -BENSON. Chalidze Publications, 1992. - 327 С.

Декларация независимости. 4 июля 1776 г. // Американские федералисты;
Указ. соч.

Декларация прав. //Американские федералисты: Указ. соч.

Конституция США. // Беррес Р. Документы американской революции. –М., Тверь: "Альба"; "Рос. экон. журн.", 1994. - 222 С.

Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении.-М.: Из-во "Новости"., 1992. - 440 С.

Никсон Р. Шесть кризисов. М.: "Мысль", 1995.

Статьи   Конфедерации   1777.   //   Черниговский   З.М.   Хрестоматия   по всеобщей теории государства и права. - М., 1996.


Советско-американская встреча на высшем уровне (Женева., 1986.) -
М., 1986.

Рейган Р. Откровенно говоря. Статьи и речи. - М., 1990.

Рейган Р. Жизнь по-американски. - М., 1992  >.

Хант   Г.   Пошли   нам   сей   день.   //   Самуилов   С.М.  Уотергейт:
предпосылки, последствия, уроки. - М., 1991.


Литература.

"Американская   модель":   с   будущим   в   конфликте:   /Сб.   под ред. Шахназарова К.М. - М.: Прогресс, 1984. - 254 С.

Американские президенты: 41 исторический портер от Дж. Вашингтона до Билла Клинтона (под ред.  Ю.  Хайдекинга).  М.;  Р.-на-Д.: "Зевс"; "Феникс", 1997.-636 С.

Американская цивилизация как исторический феномен восприятие США в Американской, Западноевропейской и русской общественной мысли./Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. - М: "Наука", 2001. - 495 С.

Аникеев А.А. Проблемы методологии истории. Ставрополь, 1995.

Антонова Л.А. Промежуточные выборы в США: референдум по         Клинтону//США –ЭПИ. 1994, №12. С.79-84.

Американское правительство: единство в многообразии. М.: Магистр.,1997.-355 С.

Боботов СВ. , Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США.-М.,1997.

Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт /Пер. с англ. - М.,1993.-811 С.

Веремьева В.М. Конгресс и Белый дом//США–ЭПИ. 1987, №10. С.74-78.

Ветлугин    С.А.     Сексуальные    домогательства    на    работе:     обзор законодательства и судебной практики США.//  Юридический мир.-1999., №3. С. 26-32.

Вильсон В. Цели и задачи правительства. // Новое время. - 1994., с. 6.

Война   В.   Импичмент   устному   сексу:   Клинтона   судит   последняя инстанция (США) // Новое время. - 1999., № 4.

Волкова Т.С. Свобода информации о деятельности исполнительной власти федерального уровня в США: правовой аспект. // Отечественный архив. - 1998., № 6. С. 94-101.

Всемирная история (под ред. И.Б. Поляка, А.Н. Маркова). - М., 2000.

Всемирная история в 10-ти томах. Т. 11. - М., 1977.

Всемирная история в 10-ти томах. Т. 12. - М., 1979.

Всемирная история в 10-ти томах. Т. 13. - М., 1983.

Геевский  И.А.  Мафия.  ЦРУ.   Уотергейт:   Очерки  об  организованной преступности и политических правах в США. - 2-е изд. доп. - М: Политиздат., 1983.

Геевский И.А., Сегтунский Н.А. Американская мозаика.- М.,1991.

Герасимов Г.  Шрам останется на лице Америки:  конгресс  начинает процедуру импичмента. // Новое время. - 1998., № 14.

Герасимов Г. Голое платье президента: 1998 г. войдет в историю США как год Моники. // Новое время. - 1998., № 52.

Гренвил Дж. История XX века. Люди. События. Факты. - М., 1999.

Гринстайн Ф. Американская партийная система и американский народ. / Пер. с англ. - М., 1990.

Гринстайн Ф. Личность и политика: Проблемы доказательства выводов и концептуализации. - М., 1991.

Гринстайн Ф.Личность и  институт  современного   президентства.  //Социально-политический журнал. - 1995., № 2.

Дай Томас Р., Хартен Зиглер Л. Демократия для элиты (Введение в американскую политику). - М.: Юрид. лит-ра., 1984. - 318 С.

Жинкина И.Ю. Зависит ли человечество от Моники Ливински? Личная жизнь американского президента и новый мировой порядок.//Независимая газета.-1998.- 13 февраля. С.6.

Замошкин Ю.А. Вызов цивилизации и опыт США: История, психология, политика. - М., 1991.

Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 и Конституции Франции 1791 г.: Сравнит, анализ. // Государство и право.-2000.-№12.-С. 80-84.

Иванов Р. Ф. Президентство в США. - М, 1999.

Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политики. - М., 1979.

Иванян Э.А. Ястребы войны. - М.: Поилтиздат., 1984.

Иванян Э.А. Рональд Рейган - Хроника жизни и времени. - М.: Мысль., 1991.-411 С.

Иванян Э.А. История США. М., 2004.

Игонин И.Н. Институциональные системы и их искажения.//Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки.- 2003, №5. С.39-51.

История США в 4-х т. (под ред. Севастьянова Г.) - М., 1983. Т.4.

Кареев Н.Н. Властелин Америки. - М., Политиздат., 1983.

Козенко Б.Д., Севастьянов Г.Н. История США. - Самара., 1994.

Кокорев А.А. "Ястребы" не унимаются. - М.: Молодая гвардия. - 1981. -239 С.

Корнилов Ю.Э., Шишкин Г.А. Кто правит Америкой. М.: Политиздат., 1986.-335 С.

Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президенты и Конгресс, законодательство. // Государство и право. - 1998., № 1.

Краткая история США. - М., 1993.

Крючкова  О.В.   Опыт  и  уроки  американской  демократии.   //  США: Экономика, политика, культура. - 1999. № 6. С. 103-106.

Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США. // Журнал российского права. - 2000. - № 12. С. 117-123.

Лёрнер М.  Развитие цивилизации в Америке. - М., 1992. Т. 1.

Лобанов В.В. Служба высших руководителей в США. // Государство и право. - 1996., № 6.

Лосев С.А., Петрусенко В.В. Западня на Потомаке: Подъем и падение P.M. Никсона. - М., 1987.

Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США)// Государство и право. - 1999., № 3. С. 82-90.

Манаков  A.M.   Апостолы   двуликого  Януса:   Очерки   о современной Америке. - М., Политиздат.,1986.

Мирошникова В.В., Мирошникова Д.С. 100 знаменитых политиков.-Харьков:"Фолио",2002.-511.с.

Мишина   Е.   Миссисипи   против   Джонсона   как   судебное   зеркало президентского иммунитета. // Российская юстиция. - 1998., № 1.

Никонов В.А. Республиканцы: от Никсона до Рейгана. - М., 1988.

Никонов В.А. Рональд Рейган. // Вопросы истории. - 1989., № 2.

Овинников Р.С. Зигзаги внешней политики США. От Никсона до Рейгана.-М., 1986.

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997.-639 С.

53.Орлов А. Речь Клинтона Была встречена аплодисментами. (Президент США  выступил  с  ежегодным  посланием  "о  положении  страны"). //Независимая газета. - 1998. - 29 января. С. 6.

Павлов И. Америка тревожных лет: Докум. очерки внутренней жизни и внешней политики США в 70-е - 80-е гг. - М.: Политиздат., 1984.

55.Паренти М. Демократия для немногих. / Пер. с англ. М.:Прогресс,1990.

56.Политически институты США: История и современность. - М., 1988.

57.Петровская М.М. Президент и общественное мнение//США. 1991, №10, С.23-33.

58.Савельев В.А. Рейганизм: предварительные итоги. // США: Экономика, политика, идеология. - 1987. № 9.

59.Савельев В.А. Капитолий США: прошлое и настоящее. - М., 1989.

60.Сагателян М.Д. Вашингтонская карусель. - М., 1989.

61.Самуилов СМ. Уотергейт: предпосылки, последствия, уроки. - М., 1991.

62.Самуйлов С.М. Президентские кризисы: общее и особенное//США.-1990., 1990, №4.

63.Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М.,1980.

64.Сычев Н.В., Языков Е.Ф. Новейшая история США. - М., 1980.

65.Согрин В.В. Мифы и реальность американской истории. М., 1986.

66.Согрин В.В. Политическая власть в США: характер, содержание, тенденции//МЭМО.-2001.№6.

67.Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX в. - М., 1995.

68.Согрин В.В. Президенты и демократия: Американский опыт. М.: изд-во "Весь мир", 1998.

69. Согрин   В.В.   Ветви   государственной   власти   в   США:    Эволюция, взаимодействие, соперничество. // ОНС. - 2001. - № 1. С. 70 - 1989.

70.Согрин В.В. Политическая история США. - М., 2001.

71.Согрин В.В.  Общество и власть в США XX века. //Американская цивилизация    как    исторический    феномен.    Восприятие    США    вамериканской, западноевропейской и русской общественной мысли. - М.:Наука., 2001.-459 С.

72.Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. / Сост. Б.С. Ерасов. М.:Аспект-Пресс, 2001. - 556 С.

73.Становление американского государства / Отв. ред. А.А.Фурсенко. -Спб., 1992.-320 С.

74.Сто  великих любовников  (Автор - составитель И.А.  Муромов).  М:"Вече", 2002.-624 С.

75.Тимофеева. Дело Полы Джонс закрыто. // Независимая газета. - 1998 – 3 апреля. С. 6.

76.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. / Пер. с англ. М.;Спб, 1996.-477 С.

77.Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 94.

78.Фурсенко А.А. Президенты и политика США., 70-е годы. - Л., 1989.

79.Червонная С.А., Петросян М.Е. Америка в зеркале импичмента // США: Экономика, политика, культура- 1999., №11.

80.Червонная С.А. Третий срок Клинтона без Клинтона. //Независимая газета. -2000. -21 марта.

81.Шкода А.Б. Клинтон дело у Конта выиграл. // Независимая газета. – 2000 г. - 29 января.

82.Шлезингер A.M. Циклы американской истории. - М., 1992.

83.Яковлев А.Н. От Трумена до Рейгана: Доктрины и реальности ядерного века. М.: Молодая гвардия., 1985. - 416.



[1] История  США в 4-х томах. Т.1. (под ред Болохвитинова Н.Н.). М.,1983.

[2] История  США в 4-х томах. (под ред Севастьянова Г.Н.). Т.4., М.,1987.


[3] Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика.-М.,1979.

[4] Иванян Э.А. Рональд Рейган – Хроника жизни и времени. М., 1991.

[5] Иванян Э.А. Ястребы войны.-М.,1984; Он же: История США.М., 2004.

[6] Савельева В.А. Капитолий США: прошлое и настоящее. М., 1989.



[7] Никонова В.А. «Республиканцы: от Никсона к Рейгану

[8] Фурсенко А.А. Президенты и политика США. 70-е годы. Л., 1989.

[9] Согрин В.В. Президенты и демократия: американский опыт.- М.,1998.

[10] Он же: Мифы и реальность американской истории. М., 1986;

4Он же: Идеология американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.



[11] Крючков О.В. Опыт и уроки американской демократии (рец. на книгу В.Согрина) //США: экономика, политика, культура. 1999г.,№6, С. 104.


[12] Крючков О.В. Указ. соч., с.105

[13] Соргин В.В. Президенты и демократия (Американский опыт). М., 1998, С.15.

[14] Соргин В.В.  Политическая история США. М., 2001.

[15] Шлезингер А.М. Циклы американской истории.-М.,1992.

[16] Соргин В.В. Общество и власть в США XX века.// Американская цивилизация как исторический феномен. Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли. М., 2001.

[17] Червонная С.А., Петросян М.Е. Америка в зеркале импичмента.//США: экономика, политика, культура. 1999, №6, С.3-20.

[18] Там же, С.6.

[19] Американские президенты: 41 исторический портрет от Дж.Вашингтона до Б.Клинтона.- Ростов н/Д.,1997.

[20] Гринстайн Ф. Американская партийная система и американский народ.- М.,1995.

[21] Гринстайн Ф. Личность и политика: проблемы, доказательства выводов и концептуализации.-М.,1997.

[22] Шлезингер А. Циклы американской истории.-М.,1991.

[23] Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избранные статьи..- Бенсон, Вермонт, 1992.

[24] Статьи Конфедерации 1777.//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (сост. Крашенинникова).-М.,1999.

[25] Конституция США 1787 г.//Беррес Р. Документы американской революции. М., 1994.

[26] Там же.

[27] Конституция США.// Американские федералисты… .,С.306.

[28] Рейган Р. Откровенно говоря: статьи и речи.- М.,1990.

[29] Самуйлов С.М. Уотергейт: предпосылки, последствия уроки.-М.,1991, С.257.

[30] Самуйлов С.М. Уотергейт… .

[31] Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении.-М.,1992.

[32] Статьи Конфедерации   1781   г.  // Хрестоматия  по  истории  государства  и  права зарубежных стран, (сост. Крашенинникова). М.„ 1999., С. 138.



[33] Конституция США. // Ричард Бэррес Документы американской революции. Москва-Тверь, 1994. С. 195

[34] Конституция США. // Бэррес Р.: Указ. соч. С. 195.

[35] Конституция США. // Бэррес Р.: Указ. соч. С. 198.


[36]  Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992 г. Т. 2. С.457

[37] Лернер М. Указ. соч.,С.458.

[38] Конституция США. // Бэррес Р.: Указ. соч. С. 195-198.


[39] Конституция   США   //   Черниловский   З.М.   Хрестоматия   по   всеобщей   истории государства и права. М., 1996 г. С. 183.

[40] Конституция   США   //   Черниловский   З.М.   Хрестоматия   по   всеобщей   истории государства и права. М., 1996 г. С. 189.

[41] Там же, С.189.

[42] Американские президенты. 41 исторический портрет: от Дж. Вашингтона до Б. Клинтона. С. 96

[43] Конституция  США  //  Американские   федералисты…, С.293.

[44] Савельев В.А. Капитолий США: прошлое и настоящее.-М.,1989, С.112.

[45] Савельев В.А. Указ. соч.,С.113.

[46] Конституция США // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Сост. Крашенинников). С. 150.

[47] Савельев В.А. Указ. соч.,С.140.


[48] Мишина Е. Миссисипи против Джонсона как судебное зеркало президентского иммунитета//Российская юстиция.-1998, Ч.1, С.39

[49] Мишина Е.: Указ. соч. С. 40.


[50] Конституция США 1787 г.//Американские федералисты… ,С.239.

[51] Конституция США.//Бэррес Р. Указ. соч., С.198.

[52] Конституция США, статья I, разд. 2 и 3; статья II, разд. 2 и4.

[53] Там же.


[54] Петровская М.М. Президент и общественное мнение//США- ЭПИ,1991.,№10. С.27.

[55]  А. де Токвиль. Демократия в Америке.-М.,1994, С.108.

[56] Самуйлов С.М.  Президентские кризисы: общее и особенное// США- ЭПИ, 1990., №4. С.24.

[57] Самуйлов С.М.  Президентские кризисы: общее и особенное// США- ЭПИ. 1990., №4. С.32.

[58]  Согрин В. В. Политическая власть в США: характер, содержание, тенденции. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. №6 С.65.

[59]  Согрин В. В. Политическая власть в США: характер, содержание, тенденции. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. №6 С.65.


1  Американские президенты (Под ред. Хайдекинга), Р-на-Д.,1997.С.329.

[60]  Американские президенты (Под ред. Хайдекинга), Р-на-Д.,1997.С.329.


[61] Иванян Э. А. Рональд Рейган – Хроника жизни и времени. М, 1991. – С. 379.

[62] Иванян Э.А. Рональд Рейган – Хроника жизни и времени. М, 1991.

[63] Веремьева Е.М. Конгресс и Белый дом// США- ЭПИ. 1987., №10. С.74.

[64] Веремьева Е.М. Конгресс и Белый дом// США.- ЭПИ. 1987., №10. С.75.


[65] Веремьева Е.М. Конгресс и Белый дом// США.- ЭПИ. 1987., №10. С.76.


[66] Иванян Э.А. Рональд Рейган – Хроника жизни и времени. М., 1991.

[67] Сто великих любовников (Автор составитель И.А. Муромов). М., «Вече»,2002.

[68]  Герасимов Г. Персональное дело Билла Клинтона//Новое время.1998, №41.,С.28.

[69]  Герасимов Г. Указ. соч., С.28.

[70] Конституция США//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (под ред. Крашенинникова). С.150.

[71] Жинкина И.Ю. Зависит ли человечество от Моники Левински?// Независимая газета, 1998, 13 февраля, С.6.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.