скачать рефераты

МЕНЮ


Место и роль экономики США в глобализационном процессе

7.        Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

8.        Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:

1.                   Неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

2.                   Возможная деиндустриализация национальных экономик;

3.                   Возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

4.                   Возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них — поставщиков деталей для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют меньшие, весьма нестабильные доходы, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.

    1.2. США как центр глобализации

Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

США, с одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире, является первой страной в мировом хозяйстве. На ее долю приходится 25% мирового потребления. Степень самообеспеченности, богатство ресурсной базы в этой стране достаточно высока. Здесь имеются запасы цветных и драгоценных металлов, природного газа, нефти и каменного угля. Почвы плодородны, а климат благоприятный. В период с 80-х по 90-е годы усилились позиции США в мировой экономике; ее ВВП увеличилось в 1,7 раза. Среднегодовой темп прироста ВВП составил около 3%; этот рост был устойчив. Спад производства в США был только в 1991 году, когда не выделялось высокой нормой сбережений и капиталовложений, предприниматели более эффективно использовали капитал.

Сверхдержава, которая и сейчас ощущает себя таковой и, главное, хочет вести себя как сверхдержава, большей частью стала жертвой собственного самоудовлетворения. Эта страна, которая, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя избранной, особой. Они полностью доминировали в мировой экономики на протяжении 25 лет после окончания второй мировой войны, которая имела опустошительный характер влияния на другие индустриальные страны. Тем временем Соединенные штаты, которые относительно мало пострадали во второй мировой войне, не имели необходимости соревноваться за мировые рынки – управляли большинством из них. Как следствие, у работников компаний страны возникло чувство самоудовлетворения. Главные мировые конкуренты США вынуждены были строить свои экономики практически с ничего, и требовалось определенное время на то, что бы они начали догонять США.

США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное - гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.

Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной оставшейся сверхдержавой.

Этот тезис связан с определенным видением мира. Он свидетельствует о желании не замечать происходящих в международных отношениях глубоких перемен, вызванных окончанием второй мировой войны. Тезис этот отражает глубокое убеждение в том, что, несмотря на окончание эпохи конфронтации, во всяком случае старой конфронтации между Востоком и Западом, между коммунизмом и свободным миром, отношения между ними остаются основанными на силовой иерархии, на подсчете количества ракет, авианосных соединений, боеготовых дивизий и прочих силовых моментов, жестко определяющих место каждой страны в мировой табели о рангах. Наконец, тезис этот демонстрирует твердое убеждение, что двуполярная модель мира в современных условиях может эволюционировать исключительно в сторону однополярной и что распад двуполярной международной системы в глазах многих политических деятелей США воспринимался только как становление однополярной.                                         

Утверждение, что "США - единственная сверхдержава" помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку—о роли самих США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторонам национального могущества США придается исключительное значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.

Сделаем соответствующие выводы. Во-первых, об основах стабильности современной системы и ее жизнеобеспечении: ее жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния американских ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это прежде всего означает усиление степени ответственности США и их политического механизма.

Во-вторых, выводы из концепции определяют также объем и содержание функций этой державы в современном мире и ответных обязанностей этого мира перед ней. На США и их союзников возлагается ответственность за поддержание общей международной стабильности, в связи с чем возник глубокий кризис в отношении Вашингтона к ООН. Если раньше, в условиях многополярного мира после окончания второй мировой войны, когда существовали пять приблизительно равных великих держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай), или даже в условиях двуполярного мира, когда из числа великих держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла выступать в качестве дополнительного механизма к двусторонним механизмам согласования их интересов, то в условиях однополярного мира ситуация меняется: нет нужды согласовывать с кем бы то ни было свои интересы, а следовательно, не нужен и механизм Совета Безопасности ООН.

В-третьих, в рамках этой концепции стали меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над собственными же планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня. Окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания международной безопасности, права и ценностей с помощью авиационно-ракетных ударов, десантов спецназа и поставок вооружений. В противовес временам холодной войны, оказалось, что применение силы не просто оправданно, но и целесообразно, а также полезно, естественно, силы американской против «неамериканцев», а не наоборот. "Наоборот" по-прежнему осуждалось как "отсталость" и "варварство", как нарушение "международных норм и стандартов".

В-четвертых, эта концепция связана и с продолжением углубления раздела стран на друзей и недругов Америки. Со времени начала войны система взаимоотношений США с другими государствами была довольно разнообразной: союзнические связи, партнерство, дружественные, нейтральные отношения, холодность, безразличие, враждебность. Но все это при известном, хотя и трудно усваиваемом принципе уважения к суверенитету других, потому что всегда была еще одна страна, которая могла утешить всех обиженных, не понятых и не принятых Вашингтоном, как это случилось с Кубой, Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д. После окончания холодной войны ситуация упростилась: перед каждым из государств возник вопрос о том, какие отношения строить с США - дружественные или нет? А "еще одной страны", к которой в случае чего можно было бы обратиться за помощью, уже нет в природе. Таким образом, мир становится все более одномерным не проамериканским или просоветским, а либо проамериканским, либо антиамериканским.

Помимо совершенно новых схем построения "мира по-американски", что само по себе может означать его сильнейшую дестабилизацию и даже повышение конфликтного потенциала.

При возникновении идеи однополярного мира и "единственной оставшейся сверхдержавы" возникает совершенно естественное и логичное ее продолжение в виде специфических схем мирового порядка, его правил и норм, механизмов, движущих сил и контрольных средств. И с этой точки зрения идея "единственной сверхдержавы" предполагает возникновение своеобразного американоцентристского мира, в котором США будут и задавать темп развития всей совокупности современных государств, и обеспечивать его стабильность.

Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство. Джонстон Дуглас в своей статье «Почему Америка должна служить мировым лидером» тоже говорит об этом: «На микроуровне мы потребовали, чтобы грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе с тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом, предохраняющим их от такого же требования за рубежом. … Парагвайский гражданин был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили перед этим о своем праве проконсультироваться с представителем своего правительства; при этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права каждому американскому гражданину, задержанному в других странах. Со временем такое эгоцентрическое поведение неизбежно подорвет международное доверие к США и их моральный авторитет.»

Если говорить о промышленной политике, то необходимо отметить, что в некоторых отраслях Соединенные Штаты занимают прочные позиции, а в других – слабые. В таких отраслях, как фармацевтика аэрокосмическая, они чувствуют себя достаточно уверенно, но в других отраслях дела идут не так хорошо. США теряю позиции в тех отраслях, где наиболее большой рынок сбыта и значительный прибыльный потенциал на будущее.

Десять лет тому назад компьютерная и телекоммуникационная отрасли Америки занимали такие же высокие позиции, как и фармацевтическая, и большинство других отраслей тоже были в лучшем состоянии. Главное проявление конкуренции ожидается со стороны объединенной Европы, что может получить превосходство, что касается экономии, благодаря увеличению масштабов производства в таких отраслях, как производство электричества. Вызов американской продуктовой промышленности кинет тоже Европа, которая будет иметь сравнительный с Соединенными Штатами размер объединенной площади обрабатываемых земель. Открытая Восточная Европа станет источником дешевых предложений. Япония догнала США в производстве производственной и сельскохозяйственной техники и перегнала в производстве телекоммуникационного оборудования. Европа обошла Америку по производству стали. В 1991году американская автомобильная промышленность потеряла 6.8 млрд. долларов, а импорт японских автомобилей в США равнялся двум третьим ее торгового дефицита с Японией.

США – крупнейший экспортер мира, в большей степени зависящий от экспорта, чем, скажем, Япония, что заграничные филиалы американских компаний владеют преобладающей долей мирового экспорта, в сравнении с компаниями на американской земле, что четверть ВВП США зависит от мировой экономики.

Глобализация – «палка о двух концах», но в Америке этого пока еще не оценили.

Глава II

Некоторые аспекты современной глобализации в экономике США

2.1. Отраслевая структура современной экономики США

В 80-е года Соединенные Штаты пережили затяжной упадок, увеличилась безработица. За последние двадцать лет реальные заработки американцев незначительно увеличились.

Дефицитом бюджета дестабилизировали финансовую и денежную систему страны, привлечением средств с кредитного рынка для покрытия государственного долга, что создает конкуренцию частному бизнесу в использовании заемных средств. А высокие процентные ставки, введенные в целях борьбы с инфляцией, долго поддерживались для привлечения иностранных капиталов, финансирующих до 1/3 ежегодного покрытия растущего, как лавина, государственного долга. Затем последовало снижения уровня процентных ставок и налогов, итогом проводимой политики стала жизнь страны взаймы, что не может не обострять всего комплекса экономических противоречий. Соединенные Штаты являются самым большим государством-должником в мире и имеют не благоприятный торговый баланс с другими государствами.

На место инфляции как последствия государственного воздействия пришло расстройство финансов, отрыв финансовой надстройки от реального основания, что сохраняет питательную среду для вспышек инфляции.

Распространилось чувство неудовлетворенности тем, что дела в Америке идут достаточно нехорошо, и осознание необходимых перемен для обновления конкурентоспособности своих корпораций в борьбе с иностранными соперниками. В ход пускаются все возможные меры для ее укрепления.

Государственная собственность в США была развита относительно слабо, теперь ее значение еще больше снизилось. Однако в целом, повернуть вспять развитие монополистических процессов невозможно. Новый вариант государственного регулирования порождает большое число острых проблем и противоречий в экономике.

США имеют множество преимуществ. Они имеют наивысший в мире уровень жизни. Их экспорт в другие страны вырос настолько, что Соединенные Штаты были наибольшим экспортером мира 1991-1992гг., а их торговый дефицит уменьшился. Им присущи динамизм и способность быстро восстанавливать силы, что и было продемонстрировано во время второй мировой войны, когда за короткий промежуток времени после Перл-Харбора они наладили производство тысяч кораблей, самолетов и танков. После запуска советского спутника в 1958г. Америка разработала космическую программу и высадила человека на луну. Средняя продуктивность США все еще остается наивысшей. Соединенные Штаты занимают очень важное место среди других государств в сфере обеспечения таких услуг, как консалтинг.

Но с другой стороны, существует ряд слабых сторон в экономике. В период между гражданской и второй мировой войнами норма сбережений США была самой высокой в мире и намного выше, чем японская. Но после второй мировой войны, когда  американцы стали больше сориентированы на потребление, норма сбережений начала снижаться. Еще одной, очень важной проблемой Соединенных Штатов является обучение. В школах введены низкие образовательные стандарты, в них плохая дисциплина, в то время как другие страны повысили требования к качеству образования. США не способны готовить работников, которые будут в состоянии конкурировать с работниками наших промышленных соперников.

Так же минусом является склонность мыслить кратковременными категориями, привычка планировать для кратковременных целей, так как их деятельность традиционно считается успешной, если прибыль постоянно возрастает, а дивиденды ежегодно увеличиваются. Кроме того, большинство менеджеров американских компаний почти не обращают внимания на долговременные задания и больше обращают внимание на такие краткосрочные вещи как маркетинг. Вследствие этого обычного для культуры США расчета на немедленную награду норма сбережений в американских семьях является самой низкой среди всех индустриальных стран.

2.2. Бюджетная политика США и ее влияние на глобализационный процесс

Важное место в системе институциональных структур регулирования мировой экономики и мирохозяйственных связей занимают международные экономические организации. В числе их важная роль принадлежит Международному валютному фонду (МВФ).

Период, длившийся с конца второй мировой войны до конца 50-х годов, характеризуется подавляющим экономическим и политическим превосходством США в мире. После болезненных уроков «великой депрессии» 1930-х годов и второй мировой войны США взяли на себя лидирующую роль в оказании помощи странам Западной Европы и Азии в деле восстановления разрушенной войной экономики. Эти усилия американского правительства приняли форму Плана Маршалла в Европе и различных программ помощи в Азии, особенно в Японии и Китае. В конце 40-х годов на основе решений многосторонних конференций при активной инициативе и преобладающей роли США было создано несколько международных организаций, в том числе Международный валютный фонд (МВФ) в 1944г.

МВФ был основан на Международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США), проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. Представители 44 стран встретились, чтобы создать отлаженную и лучше функционирующую валютную систему, а также институциональный механизм, который бы обеспечивал ликвидность, регулирование платежей, валютную стабильность.

Валютная система, основывалась на утверждении фиксированных валютных курсов по отношению к доллару США и стабильной цене золота в долларах.

Целью создания МВФ было обеспечение на международном уровне контроля за соблюдением финансовой дисциплины странами-членами и поддержания ими стабильных валютных курсов.

Бреттонвудская система вводила двойственные условия стабильности. Требовалось, чтобы США проводили политику, направленную на поддержание доверия к фиксированному обменному курсу и цене золота в долларах. Требовалось также, чтобы страны-члены проводили политику, способствующую поддержанию соотношения их фиксированных обменных курсов и доллара США. Таким образом, эта валюта играла главную роль в системе, а США имели особые обязательства.

В начальный период деятельность МВФ была ориентирована на восстановление и реконструкцию экономики стран Западной Европы. С ростом числа участников и коренными изменениями в облике мира, которые произошли в 60-е годы, МВФ все больше превращался в орган, учитывающий и отражающий интересы многих, в том числе развивающихся стран. Вместе с тем эволюция МВФ отражала меняющееся положение Соединенных Штатов и доллара в мировых финансах. Это требовало адаптации деятельности МВФ к изменениям и процессам, происходящим в мировой экономике.

В период с 1962 по 1970 гг. в МВФ сформировались специальные и дополнительные механизмы кредитования. Исполнительный совет МВФ принял условия и положения Генеральных соглашений о займах, были созданы механизмы компенсационного финансирования и финансирования буферных запасов. Совет управляющих утвердил план введения специальных прав заимствований.

Однако эти действия МВФ, в которых была велика роль США, не помогли сохранить бреттонвудскую систему. Поскольку США всячески сопротивлялись этому пересмотру, он произошел в форме мирового валютного кризиса. В основе этого кризиса лежало изменение соотношения сил в мировой экономике в результате послевоенного развития, создание европейской валютной системы.

В первую очередь, претерпела серьезные изменения расстановка сил между развитыми индустриальными странами. Быстрый экономический рост Японии, возросшая конкуренция со стороны западноевропейских компаний, как на международной арене, так и в самих США, привели к тому, что США практически утратили господствующие позиции в экономике на мировом рынке.

На внутренний рынок США хлынули иностранные товары.

Стремление американских корпораций расширить зарубежную деятельность привело к резкому увеличению вывоза капитала из США в Западную Европу, что оказало негативное воздействие на состояние платежного баланса США. Положение доллара в качестве опоры мировой валютной системы резко ухудшилось. Еще в конце 60-х годов открыто обсуждался вопрос о необходимости девальвации доллара. Однако США всячески сопротивлялись этому, используя также и механизм МВФ и пытаясь переложить бремя поддержания доллара, а вместе с ним и действующей мировой валютной системы на плечи своих партеров из стран Западной Европы и на Японию.

В начале 1971 г., несмотря на все усилия со стороны США, ведущие Европейские центральные банки прекратили действия по поддержке доллара, а немецкий Бундесбанк был вынужден на короткий период времени даже закрыть рынок иностранной валюты во Франкфурте. США были поставлены перед необходимостью решительных действий.

В августе 1971 г. США прекратили размен доллара на золото, и это означало отход от обязательств, взятых ими в рамках МВФ. В декабре 1971 г. под эгидой МВФ было заключено Смитсоновское соглашение, предусматривающее изменение взаимных паритетов валют промышленно развитых стран и повышение цены золота. Был установлен более широкий диапазон колебаний валютных курсов (2,25% вместо 1% в обоих направлениях) с тем, чтобы сделать механизм регулирования менее уязвимым для спекулятивных действий и сделать более гибким соотношение валютных курсов.

В середине 1972 г. Совет управляющих МВФ принимает резолюцию об учреждении Комитета по реформированию международной валютной системы, известного как Комитет 20-ти. США пытались проталкивать через этот комитет выгодные им планы переустройства мировой валютной системы. Однако эти планы были перечеркнуты событиями начала 70-х годов, когда произошел пересмотр цен на энергоносители и сырье, за чем последовал глубокий мировой валютный кризис.

В начале 1973 г. был вновь девальвирован доллар, но это уже не могло спасти старого мирового валютного порядка. Переход к плавающим валютным курсам. Возникла новая валютная система. Прекратилось использование золота в качестве основы валютной системы.

Мировые нефтяные кризисы в 1974 и 1979 гг. вызвали необходимость помогать странам в преодолении дефицита торгового баланса, причиной которого стало резкое повышение цены на нефть. В середине 1974 г. МВФ создает нефтяной фонд «oil facility», для того чтобы резервные средства стран-членов ОПЕК направлялись в страны, нуждающиеся в зарубежной помощи.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни роль МВФ оказалась недостаточной для принятия срочных и порой радикальных решений по стабилизации мировой экономики. Кризисные потрясения 70-х годов заставили развитые страны, включая США, искать новые механизмы международной координации политики. В эти годы центр тяжести принятия ответственных решений в области мировой экономики сместился от МВФ к начавшимся с 1975 г. регулярным встречам на высшем уровне представителей стран «большой семерки», а также на уровне руководителей центральных банков и министров финансов. Опыт последующих двух десятилетий показал, что предметом для консультаций на этих встречах в числе других важных вопросов всегда был курс доллара, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика США. Однако и в МВФ, и в созданной в 70-е годы «Группе 7», США стремятся в максимальной степени проводить политику, соответствующую их интересам.

Располагая колоссальным запасом прочности своей экономики, США в определенных, выгодных для них ситуациях, подчеркивали приверженность рыночным принципам, а в других ситуациях готовы были от этих принципов отступить, если это требовали интересы их экономики.

Существенные сдвиги в деятельности МВФ произошли в начале 80-х годов в связи с мировым кризисом задолженности, в эпицентре, которого оказались развивающиеся страны. Влияние США заметно сказалось на изменении подходов МВФ к этой проблеме. Кроме того, США выдвигали собственные планы решения этой проблемы, используя свое экономическое и финансовое влияние.

К 1981 г. размеры задолженности развивающихся стран превзошли их возможности по обслуживанию долгов. В 1982 г. развернулся мировой долговой кризис.

В этот период МВФ оказывал поддержку масштабным программам стабилизации в Мексике и ряде других стран, испытывающих серьезные трудности с обслуживанием долга, которые предусматривали уменьшение роста денежной массы и дефицитов государственных бюджетов стран-должников.

В 80-е годы были введены дополнительные специальные льготные механизмы финансирования беднейших стран. МВФ также поддержал программы по урегулированию долга, выдвинутые министрами финансов США Дж. Бейкером (1985 г.) и Н. Брейди (1989 г.).

Затем в 1987 г. МВФ создал механизм расширенного кредитования структурной перестройки на льготных условиях, предназначенный для оказания помощи в финансировании платежного баланса тем развивающимся странам с низким уровнем дохода, которые осуществляют трехлетние программы по структурному реформированию своих экономик. В настоящее время действие этого механизма распространяется на 80 развивающихся стран.

Деятельность МВФ в 90-е годы в определенной степени сконцентрировалась на оказании содействия странам с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В эти годы Исполнительный совет МВФ утвердил создание механизма финансирования системных преобразований для оказания помощи странам, которые испытывают трудности с платежным балансом, возникающие в результате перехода от плановой к рыночной экономике.

В условиях растущей глобализации мировой экономики, интернационализации финансовых рынков и все более тесного переплетения интересов различных групп государств возникла необходимость создания достаточно значительного фонда общих ресурсов для целей инвестирования, экономического роста и социального развития. Эта задача не могла быть решена МВФ самостоятельно. В ее осуществлении важнейшая роль принадлежала США, которые убедили ряд других стран-доноров МВФ пойти на создание такого фонда.

Глобализация привела к повышению риска того, что утрата доверия рынка может вызвать истощение или отток капитала из стран, переживающих экономические трудности. Это в полной мере продемонстрировал мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., охвативший Юго-Восточную Азию, Россию, а также Бразилию и другие развивающиеся рынки. По своим международным последствиям, где стремительно упали обменные курсы и котировки акций, финансовый кризис не имел себе равных за всю послевоенную историю.

Противодействие всем аспектам кризиса определяло деятельность МВФ за последние годы, обусловив беспрецедентно высокие уровни предоставления кредитов и вызвав значительную напряженность с его финансовыми ресурсами. В результате еще настоятельнее стала потребность в укреплении ресурсов Фонда путем повышения квот и принятия других мер с тем, чтобы он и дальше мог в полной мере исполнять свою растущую роль в мировой экономике.

В настоящее время МВФ включает 182 страны. Фонд продолжает вести повседневную работу по поддержанию правил функционирования мировой валютной системы. Вместе с этой деятельностью МВФ ведет значительный объем аналитических исследований о состоянии экономики отдельных стран, выпускает доклады и отдельные издания по актуальным вопросам. МВФ фактически выступает в роли некоего уполномоченного действующего в интересах утверждения принципов рыночной экономики в общемировых масштабах. Условия предоставления кредитов МВФ становятся тем рычагом, который вынуждает страны-получатели проводить политику по высвобождению и укреплению рыночных сил, независимо от издержек социально-экономического характера, связанных с проведением такой политики. Поскольку МВФ использует средства стран-доноров для оказания такой поддержки, эти страны, в первую очередь США, имеют возможность оказывать через механизм МВФ влияние на направление мирового развития.

Валютные проблемы остаются в поле повседневного контроля со стороны МВФ. Для проведения устойчивых международных расчетов МВФ обеспечивает международное деловое сообщество данными о стоимости. Страны-члены МВФ имеют право использовать СДР в сделках и операциях между собой, с 15 уполномоченными организациями-держателями СДР. Они выступают в качестве базы установления стоимости национальных валют и международного резервного актива, распределяемого между государствами-членами для дополнения существующих резервных активов. С 1970 года МВФ провел два распределения в общей сложности на сумму 21,4 млрд. СДР. По состоянию на 30 апреля 1998 г. доля СДР в общей сумме резервов стран-членов (без учета золота) составила 1,8 %.

Стоимость СДР определяется ежедневно на основе корзины из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, японской йены и фунта стерлингов. Стоимость СДР имеет тенденцию к большей стабильности, по сравнению со стоимостью любой из валют в корзине, поскольку изменения обменного курса любой входящей в корзину валюты обычно компенсируется в полном объеме или частично колебаниями курсов других валют. Состав валютной корзины СДР пересматривается каждые пять лет.

В условиях растущей глобализации МВФ должен обладать достаточными ресурсами, для того чтобы удовлетворять потребности некоторых стран-членов в финансировании дефицитов их платежных балансов. Избегать дополнительных дорогостоящих займов, предоставлять ликвидные средства странам-членам, испытывающим их нехватку, обеспечивать кредитование тех стран, которые осуществляют структурные экономические преобразования. Поддерживать усилия отдельных стран-членов, направленные на установление конвертируемости своих валют и либерализацию торговли.

Каждая страна-член МВФ имеет свою квоту – долю в суммарном капитале Фонда. Квота определяет базовые аспекты финансовых и организационных взаимоотношений отдельной страны с Фондом.

МВФ построен по принципу частного акционерного предприятия, в котором число голосов и, следовательно, степень воздействия на процесс формирования политики, непосредственно определяются величиной доли в капитале.

Квота определяет количество голосов каждой страны при принятии решений, представительство в Исполнительном совете, а также лимит доступа к кредитным ресурсам МВФ и распределение СДР.

США имеют наибольшую квоту в МВФ, а десять крупнейших индустриальных стран имеют общую квоту, соответствующую 55% от общего объема квот.

Принятие важных решений МВФ в значительной степени зависит от позиции США, которые имеют блокирующий пакет голосов. США обладают около 18 процентов голосов, что фактически дает им право вето по важнейшим вопросам, требующим для своего одобрения квалифицированного большинства в 85 процентов голосов (увеличение капитала Фонда, изменение Устава и др.).

Традиционно должность Директора-распорядителя не может занимать американец. В то же время, в 1992 г. была создана должность первого заместителя Директора-распорядителя, которая неформально закреплена за США.

В январе 1998 г. Совет управляющих МВФ утвердил резолюцию об увеличении квот, а в январе 1999 г. это решение было одобрено тремя пятыми от общего числа стран-членов, обладающих в сумме более 85 процентами всех голосов, необходимых для вступления решения в силу.

В условиях глобализации экономики и финансовых рынков на повестку дня выносится важный вопрос о создании механизмов мирового и регионального регулирования финансовых потоков.

В этой связи США и их главные партнеры противоречиво относятся к будущей роли МВФ. С одной стороны, нередко высказываются идеи об упразднении МВФ как не справившейся со своими задачами организации, или рекомендации свести роль Фонда лишь до роли донора для слабых и сталкивающихся с финансовыми трудностями экономик. С другой стороны предлагается, чтобы МВФ стал основой для предполагаемого международного центра регулирования мировой экономики.

В настоящее время совершенствование деятельности МВФ осуществляется по следующим основным направлениям:

·      предотвращение новых международных финансовых потрясений;

·      создание новых и повышение эффективности уже действующих механизмов финансирования;

·      налаживание более тесного взаимодействия Фонда с другими бреттонвудскими институтами и специализированными учреждениями ООН по глобальным и макроэкономическим проблемам.

Что касается роли МВФ в качестве координатора экономической политики, то здесь США и другие развитые страны стремятся ограничить эту роль кругом развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Исполнительный директор МВФ М.Камдессю неоднократно подчеркивал, что готовность ведущих промышленно развитых стран к кооперации под более жестким контролем Фонда «пока находится в зачаточном состоянии».

Финансовая и экономическая безопасность в современном мире, в период после окончания «холодной войны», становится во многих случаях, более важным фактором международной стабильности, чем военная безопасность, а МВФ и мировое сообщество должны пойти на усиление политического контроля над работой Фонда со стороны не только одних США, а более широкого круга влиятельных государств. Это сделало бы МВФ более демократической международной организацией, способной полнее учитывать и выражать интересы своих многочисленных участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       С моей точки зрения, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

       В глобализационном процессе важную роль играет США.

       Одним из наиболее крупных и фундаментальных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и окружающими странами, под которыми понимаются не только и не столько американский внешнеполитический курс, а вся совокупность взаимосвязей, включающая и роль окружающего мира в становлении США, как государства и мировой державы, и продолжение его воздействия на американское общество и государство на современном этапе, и обратную связь — от США к окружающему миру.

       Традиционные, сравнительно старые, технологически освоенные производства обработки перестают иметь для Америки первостепенное значение не только в мировом разделении труда, но даже и в формировании структуры внутреннего рынка.

       Силовые возможности США трудно переоценить. США, с одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире, является первой страной в мировом хозяйстве. В целом, обрабатывающая промышленность США – это сектор экономики, находящийся на подъеме непрерывно вот уже на протяжении минимум 10 лет.

Однако за каждым экономическим подъемом следует спад, следовательно, экономический рост США когда-нибудь сменится спадом, и он так же сильно может повлиять на мировое хозяйство, как и теперешний рост экономики США.

 

Список литературы


1.     Дейкин А.И. // США, 1998, №5, С.3

2.     Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. – М.: Высш. шк., 1990 – 479с.

3.     Кудров В.М. // Мировая экономика: Учебик. – М.: Издательство БЕК, 1999. – 464с.

4.     Погорлецкий А.И. // Экономика зарубежных стран: Учебник. – СПб.:Издательство Михайлова В.А., 2000. – 492с.

5.     Сравнение экономических систем. Пер. с англ. – К.; Основы, 1997. – 519с.

6.     Петров В.П. // США Канада, 1999, №10, С5

7.     Пороховский А.А // США Канада, 2000, №9, С3


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.