скачать рефераты

МЕНЮ


Международное разделение труда в системе МЭО

p> В докладе Всемирного банка “ Африка южнее Сахарый : от кризиса к устойчивому росту” отмечается, что “ в общем африканцы в 1989 году почти так же бедны, как и 30 лет назад”. Для того, чтобы достигнуть “скромного повышения уровня жизни, экономика стран южнее
Сахары должна расти по крайней мере на 4 - 5% ежегодно” .

В 1990 году общий ВВП этих стран возрос на 1,3% и примерно на 2,4% в 1991 году. Этого недостаточно с учетом высокой рождаемости в Африке ( 3,2% ), чтобы предотвратить падение подушного дохода ( на 0,6% ). Поэтому неслучайно специалисты утверждают, что “ к
2000 году прирост реального дохода на душу населения будет минимальным во всем регионе в целом”, - говорится в докладе
Всемирного банка
“Перспективы глобальной экономики и развивающиеся страны”,“Хотя можно ожидать помощи в виде реальных повышений товарных цен и мер по сокращению долга и его обслуживания”, - говорится в докладе, - “ скудость капиталовложений в оборудование, инфраструктуру и человеческие ресурсы исключает резкое улучение уровня жизни”. В общем в регионах развивающегося мира картинам неоднозначная. С позиций оказания помощи со стороны индустриальных стран, в 90-е годы их положение даже несколько осложнилось : здесь сказывается элемент конкуренции - развитие страны были вынуждены оказывать большую помощь некоторым странам СНГ и Прибалтики, - а эта
“конкуренция”, не сомненно, осложнит положение многих РС, особенно наиболее отсталых их них.

События 1998 года показали, что экономика стран Юго - Восточной
Азии не смогла справиться с финансовым кризисом, возникшим в результате проводимой этими странами экономических реформ. Этот кризис еще политики промышленноразвитых стран.
Резюме.

Международные экономические отношения объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни.

Углубление развитие международного разделения труда а значит
МЭО зависят от естественных ( климат, природные ресурсы, и т.д. ) и приобретенных ( производственные, технологические ) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственных условий.

Возможности, перспективы и роль международных экономических отношений, значение и соотношение их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходим к высоким его типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающихся и обрабатывающих отраслей отдельных стран.
Частное разделениетруда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутримежотраслевой . Наконец, единичный тип
МРТ означает специализацию на отдельных этапов производства ( узлах, деталях, полуфабрикатах ) и стадиях научно - технической, проектно - конструкторской и технологической разработан и даже инвестиционного проекта. Развитие форм специализации и кооперации создает предпосылки развития международных экономических отношений.

Развивающиеся страны ( в том числе и Республика Казахстан ) занимают важное место в системе международного разделения труда. Их место и роль обуславливает их экономическим развитием и уровнем развитости промышленности. На данный момент они во основе выполняют роль поставщиков сырья для промышленноразвитых стран. Но по мере развития своих экономик развивающиеся страны переходят к специализации по выпуску готовой продукции, в основном НИС Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Не смотря на это, все же они еще длительное время будут носить периферийный характер по отношению к ПРС, тем самым обуславливая свое место в международном разделении труда и системе МЭО.

Глава 2. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА.

В настоящее время ни одна страна мира, независимо от ее научно - технического и экономического потенциала, не может обеспечить свое оптимальное функционирование без учета внешнее экономических связей, без дополнения своих возможностей возможностями сотрудничества с другими странами. При этом проявляется очевидная “ зависимость” чем выше уровень экономического развития страны и чем уже ее внутренний рынок, тем большой степени она должна быть включена в систему международного разделения труда. Однако понимание этого обстоятельства не вело на практике к позитивным результатам.

( 1. ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА.

Казахстан в условиях создания рыночной экономики должен коренном образом изменить характер участия в международном разделении труда , приобрести новый облик на мировом рынке, чем это было при СССР.

Интернационализация производства в бывшем СССР шла через административное повеление “ сверху” , политическом уровне.

Во внешнеэкономической деятельности страны СЭВ главным образом ориентировались между собой. Механизм интеграции осуществлялся с помощью следующих элементов :

1. совместной плановой деятельности;

2. координация научно - исследовательских работ;

3. специализация и кооперирование производства;

4. внешняя торговля в системе международного разделения труда, которая осуществлялось по принципу:

1. сырье - готовые изделия.

2. готовые изделия - готовые изделия.

Принцип “сырье - готовые изделия” был характерен для взаимоотношений “ СССР - остальные страны СЭВ”.

Экономическое самостоятельное плавание Казахстана в мировом рыночном пространстве потребует наличие собственного компаса, своего грамотного капитана, чтобы правильно ориентироваться в бушующем океане мирового рынка и найти свою пристань в международном разделении труда. Для этого необходимо определить в таких отраслях промышленного производства мы занимаем приоритетные места, в таких отраслях мы являемся монополистами, в каких отраслях нам необходимо удовлетворится покупкой готовой продукции, в каких отраслях нам необходимо развивать свое производство, чтобы самообеспечить этой продукцией внутренний рынок, в каких отраслях нам необходимо создавать совместные межгосударственные предприятия картельного типа как ОПЕК. Может быть в тех отраслях, где мы занимаем в мировом производстве приоритетные места, такие как цветная металлургия, урановая руда, фосфорные удобрение, производство золото и т.д. нам необходимо поискать пути создания совместных межгосударственных предприятий, которые способствовали бы закреплению за Казахстаном роли на мировом рынке не как поставщика сырья, а как поставщика готовых изделий или полуфабрикатов. Здесь выход только на плечах своего партнера, использования его имиджа, чего не имеют пока предприятия нашей республики. Нельзя забывать, что мировой рынок - это
“сверхкапризная дама”, и за ней надо уметь ухаживать.

Таким образом, начиная с 1991 года Казахстан стал самостоятельно определять свое место и роль в международном разделении труда. Однако перед тем, как, участвовать во внешнеэкономической деятельности, нужно было определиться с экономическим потенциалом республики, чтобы на основе чего определять экспорт и импорт страны, специализацию а производстве.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН.

Казахстан по своей территории занимает второе место в СНГ после Российской Федерации, его территория 2717.3 тыс. квадратных км., куда могут разместиться восемь европейских государств вместе взятых
: Франция, Испания, Италия, Португалия, Швеция, Норвегия, Греция,
Финляндия, где проживает свыше 240 млн. человек. Республика имеет 14 областей, 198 районов, 82 города, она обладает богатейшими земельными ресурсами и полезными ископаемыми. Казахстан обладает уникальными природными богатствами.

Это, прежде всего , нефть. Основные месторождения нефти находятся в Западно - Казахстанской, Атырауской, Мангистауской, Актюбинской, Кзыл -
Ординской областях. Исследованные запасы составляют 4.5 млрд.т. нефти ;
5.9 трил.куб.м. газа.
Уголь. Запасы 200 млрд.т. Основные месторождения угля сосредоточены в
Карагандинской ( коксующийся уголь ), Костанайской, Акмолинской,
Павлодарской, Восточно - Казахстанской областях. Имеется уникальное месторождение угля : Шубаркольское месторождение, где запасы угля составляют 2 млрд.т.,при злостности 4 - 25%.
Железная руда. По объемам запасов ( 8 млрд.т. ) Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины. Основные запасы сосредоточены в Костанайской области (Сарбай, Кашир, Лисаковск ). Запасы хрома сосредоточены в Актюбинской области ( 90% запасов СНГ ).
Фосфор - 60% мировых запасов имеется в Жамбылской области. Фактически две страны в мире являются монополистами по фосфорным удобрениям :
Казахстан и США. 60% технических алмазов, 97% цветным металлов, 60% запасов серебра СНГ, а также 40 - 45% мировых запасов урановой руды ( по данным МАГАТЭ ) находятся на территории Казахстана.
Республика располагает значительными запасами золота, ванадия, вольфрама и другими видами цветных металлов, из таблицы Менделеева на территории Казахстана выявлено 99 элементов. Уровень промышленного развития республики в целом находится на уровне слаборазвитых стран, однако имеются отрасли промышленности, где республика может претендовать на свою “нишу” в мировой системе развитых стран. Это предприятия военно - промышленного комплекса, уникальный космодром
Байконур и другие отрасли.

К неуместным богатствам Казахстана относится его земля. Общая земельная площадь составляет 176 млн.га.,из них сельхозугодий 220 млн.га., под сельскохозяйственные культуры занято 35 млн.га., из них под зернами культурами - 23 млн.га. земли.

Казахстан обладает развитой системой образования, науки, культуры, значительным научным и техническими потенциалом, которых нет во многих странах, строящих рыночную экономику.

На основе экономического потенциала была построена внешнеторговая политика и политика участия в международном разделении труда. Рассмотрим экспортный потенциал Казахстана, чтобы понять, на чем специализируется республика в данное время, определить ее роль и место в международном разделении труда.

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА.

Многие страны при создании основ рыночной экономики главное внимание уделяли развитию экспорта, как фактора повышения конкурентоспособности своего производства в целом, как наиболее короткого пути при решении наболевших проблем. В этом плане какими возможностями располагает Республика Казахстан ?

Экономическое положение Казахстана определяется его богатством, в данном случае природными ресурсами, с которыми Казахстан может выйти на мировой рынок и конкурировать с другими товаропроизводителями. Однако на этом пути его подстерегают большие непредвиденные обстоятельства. Прежде всего, мировой рынок сырья уже поделен между всеми товаропроизводителями и там нет свободной
“ниши”, там существует острая конкурентная борьба. Во - вторых, сырье на мировом рынке реализуется по низким ценам, да еще казахстанский поставщики сырья не имеет своего имиджа и качество его продукции не имеет мирового сертификата. Мировой потребитель сырья привык покупать сырье определенного качества и в точно указанные сроки.
Поэтому, чтобы завоевать свою “нишу” на этом рынке необходимо прикладывать максимум усилий. При социализме республика находилась в тепличных условиях : она знала, что произвести столько тонн угля, нефти, зерна, цветных металлов и т.д., не вступала ни в контакты со своими потребителями, не конкурировала на мировом рынке с другими производителями аналогично продукции, не изучала конъюнктуру мирового рынка. Однако, получив независимость, республика стала делать первые шаги в экспорте своей продукции.

На внешний рынок Казахстан в начале 90 -х годов поставлял 290 наименований разнообразных товаров и был основным поставщиком в бывшем Союзе на экспорт : 95% хромовой руды, 90% желтого фосфора, 75% свиньца, 50% цинка,
60% феррохрома и хромника натриевого, значительной части экспортируемой меди, титана, магния, редкоземельных металлов.

Экспортно - импортные операции осуществляются внешнеторговыми организациями МПТ и ЭРК и другими специализированными организациями, на основе межправительственных соглашений и квот и лицензий на экспорт продукции государственного значения и на импорт сырья, продовольствия, медикаментов для государственных нужд и на условиях свободной торговли, а также непосредственно товаропроизводителями - предприятия совместные, малые, частные и кооперативы.

С 1992 года Казахстан начал самостоятельно осуществлять свои внешнеторговые связи.

По данным таможенных деклараций, введенных в первом полугодии
1998 года, республика имела товарообмен с 89 странами дальнего зарубежья, в том числе : 38 - Европы, 28 - Азии, 12 - Африки, 9 -
Америки, а также с Австралией и Океанией. Ведущее место во внешнеторговым товарообороте по контрактодержателями занимали Китай,
Швейцария, Германия, США, Великобритания, Швеция, Турция, Чехия, Южная
Корея,
Нидерланды, Япония. На долю остальных операций, на долю азиатских стран - 28% внешней торговли.

Динамика объема внешнеторгового оборота ( без торговых операций между странами СНГ ) млн.долларов.

| 1989г. 1990г. 1991г. 1992г.|
|1993г. 1994г. |
|по данным Госкомитета РК годы выглядят: |
|ВСЕГО 4048 6062 2424 1958 |
|1915 6797 |
|ЭКСПОРТ 1580 1901 776 1489 |
|1463 3230,7 |
|ИМПОРТ 2468 4161 1648 469 |
|452 3561,2 |
|САЛЬДО - 888 -2260 -872 1020 |
|1011 - 330,5 |

| 1995г. 1996г. 1997г.|
|1998г. |
|по данным Госкомитета РК годы выглядят: |
|ВСЕГО 8755,4 10491,7 11351 |
|12051 |
|ЭКСПОРТ 4974,4 6230,4 6697,7 |
|7325 |
|ИМПОРТ 3781 4261,3 4653,3 |
|5726 |
|САЛЬДО 1193,4 1969,1 2044,4 |
|1599 |

Из общего объема 1998 году в страны дальнего зарубежья поставлено 41%, ближнего зарубежья - 59% Казахстан в объеме экспорта
СНГ занимает третье место ( 2,5% ) в после России (84,7% ) и
Украины ( 5,9% ).

В структуре экспорта Казахстана велик удельный вес металлоизделий ; минеральных продуктов и химической продукции, еще низка доля машин и оборудования.

В объеме натуральных поставок на первом месте медь, прокат черных металлов, ферросплавы, цинк, нефть, мазут, дизельное топливо и удобрения. На долю этих девяти сырьевых продуктов приходится 54% экспорта.

Таким образом мы видим, что Республика Казахстан на данной момент ориентируется на экспорт сырья и материалов, в добыче которого мы имеем большие преимущества перед другими странами. То есть Казахстан специализируется на добыче природных материальных ресурсов, и это обусловливает роль и место Казахстана, в международном разделении труда, как поставщики дешевых ресурсов. Если же рассмотреть импорт страны, то можно выявить следующие тенденции.

ИМПОРТНАЯ ПОЛИТИКА.

В 1998 г. импорт составил свыше 3,5 мллрд.дол. США
( по данным Гокомстата с учетом стран СНГ ) из них доля энергоносителей - 31%, машин, оборудования, транспортных средств и приборов - 29%, продукции химической промышленности - 8%, товаров широкого потребления в пределах - 10%.

Импортная политика республики должна быть направленна прежде всего на осуществление жесткого контроля за импортом.

В настоящее время в республику завозятся товары в основном алкогольного направления и низкого качества, к чему должен быть поставлен заслон. В соответствии с общепринятой международной практикой предстоит регулировать импорт, ограничивая косвенными методами ввоз продукции, которая может нанести ущерб национальному производству и шире развивать импорт -замещающие производства, которые
Казахстан может осуществлять самостоятельно. На закупку импортных товаров расходуется значительная часть валютных поступлений и импортного кредита, а также средства негосударственных структур.

Таким образом мы видим, что Республика Казахстан на данные момент ориентируется на экспорт сырья и материалов, добыче которого мы имеем большие преимущества перед другими странами. Т.е. Казахстан специализируется на добыче минеральных ресурсов, и это, обуславливает роль и место Казахстана в международном разделении труда, как поставщика дешевых ресурсов. Если же рассмотреть импорт, то можно выявить положительные и отрицательные стороны.

ФОРМЫ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МРТ.

С 1987 года союзные республики самостоятельно составляют планы экспортно - импортных операций и им было официально разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок.

До этого внешнеэкономические и межреспубликанские связи формировались в составе единого государственного плана и народнохозяйственного комплекса. Советами Министров союзных республик устанавливались задания по экспорту только по продукции, которая изготавливалась предприятиями непосредственно республиканского подчинения. Основные предприятия - экспортеры находились в ведении союзные министерств, в планах которых устанавливались задания по производству в продукции на экспорт. Аналогичная система отношений действовала и при импортных закупках.

Решением детективных органов были определены права и обязанности предприятий, отраслевых, региональных и республиканских органов и в их структуре созданы специальные подразделения по внешнеэкономическим связям.

В 1988 году было создано республиканское внешнеторговое объединение “Казахимпорт” , в 1989 году был образован Государственный
Комитет по внешнеторговым связям, который в 1991 году был преобразован в внешнеэкономических связей (МВЭС) с июня 1993 года его возглавлял заместитель премьер-министра республики.

В целях более эффективного использования производственного потенциала республики и удовлетворения потребности рынка, быстрейшего вхождения республики в мирохозяйственные связи в июне 1994 года образовано Министерство промышленности и торговли Республики
Казахстан (МПиТ РК ) на базе упраздненных МВЭС, Минпрома и
Минторга Республики Казахстан.

Были созданы и укрепляются соответствующие подразделения в аппарате Кабинета Министров, Минэкономики, Минфина, Нацбанка, организованы Таможенный Комитет и Внешэкономбанк ( Алембанк ) с развернутой системой в регионах.

В целях широкого привлечения иностранной помощи для структурной перестройки экономики и укрепления его экспортного потенциала в 1992 году было создано Национальное агентство по иностранным инвестициям, которое с января 1993 года находилось при
Министерстве экономики республики, а с марта 1995 года оно было преобразовано в Комитет по использованию иностранного капитала при
Кабинете Министров Республики Казахстан.

Для координации работы по привлечению правительственных кредитов иностранных государств и для решения оперативных вопросов создана республиканская Комиссия по иностранным кредитам под руководством Пример - Министра.

Для усиления государственного регулирования процессов привлечения, использования, обслуживания и погашения иностранных кредитов, полученных или гарантируемых Республикой Казахстан, и стимулирования развития экспорта отечественной продукции в июль 1994 года создан государственный экспортно - импортный банк Республики
Казахстан ( Эксимбанк Казахстан ), который является правоприемником
Алембанка Казахстан по всем международным обязательством. Алембанк
Казахстан за 3 года получил серьезное международное признание, имеет корреспондентские связи со 170 крупнейшими банками мира, обслуживает 13 генеральных кредитных линий, финансирует ряд крупнейших объектов, более 85% валютных кредитов направляет в сферу производства.

По данным Эксимбанка Казахстан общая сумма подписанных кредитных соглашений превышает 1 млрд.долл., из которых 600 млн.долл. уже используется ( 01.01.1995 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.