Международное разделение труда в системе МЭО
p> В докладе Всемирного банка “ Африка южнее Сахарый : от кризиса к устойчивому росту” отмечается, что “ в общем африканцы в 1989
году почти так же бедны, как и 30 лет назад”. Для того, чтобы
достигнуть “скромного повышения уровня жизни, экономика стран южнее
Сахары должна расти по крайней мере на 4 - 5% ежегодно” . В 1990 году общий ВВП этих стран возрос на 1,3% и примерно на 2,4% в 1991 году. Этого недостаточно с учетом высокой
рождаемости в Африке ( 3,2% ), чтобы предотвратить падение подушного
дохода ( на 0,6% ). Поэтому неслучайно специалисты утверждают, что “ к 2000 году прирост реального дохода на душу населения будет
минимальным во всем регионе в целом”, - говорится в докладе
Всемирного банка
“Перспективы глобальной экономики и развивающиеся страны”,“Хотя можно ожидать помощи в виде реальных повышений товарных цен и мер по
сокращению долга и его обслуживания”, - говорится в докладе, - “
скудость капиталовложений в оборудование, инфраструктуру и
человеческие ресурсы исключает резкое улучение уровня жизни”. В
общем в регионах развивающегося мира картинам неоднозначная. С
позиций оказания помощи со стороны индустриальных стран, в 90-е
годы их положение даже несколько осложнилось : здесь сказывается
элемент конкуренции - развитие страны были вынуждены оказывать
большую помощь некоторым странам СНГ и Прибалтики, - а эта
“конкуренция”, не сомненно, осложнит положение многих РС, особенно
наиболее отсталых их них. События 1998 года показали, что экономика стран Юго - Восточной Азии не смогла справиться с финансовым кризисом, возникшим в
результате проводимой этими странами экономических реформ. Этот
кризис еще политики промышленноразвитых стран.
Резюме. Международные экономические отношения объективно вытекают из
процесса разделения труда, международной специализации производства и
науки, интернационализации хозяйственной жизни. Углубление развитие международного разделения труда а значит
МЭО зависят от естественных ( климат, природные ресурсы, и т.д. ) и
приобретенных ( производственные, технологические ) факторов, а также
социальных, национальных, этнических, политических и нравственных
условий. Возможности, перспективы и роль международных экономических
отношений, значение и соотношение их основных форм и направлений
определяются углублением международного разделения труда, переходим к
высоким его типам. Общий тип международного разделения труда
предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности,
товарами добывающихся и обрабатывающих отраслей отдельных стран.
Частное разделениетруда приводит к развитию и преобладанию
международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и
производств, в том числе внутримежотраслевой . Наконец, единичный тип
МРТ означает специализацию на отдельных этапов производства ( узлах,
деталях, полуфабрикатах ) и стадиях научно - технической, проектно -
конструкторской и технологической разработан и даже инвестиционного
проекта. Развитие форм специализации и кооперации создает предпосылки развития международных экономических отношений. Развивающиеся страны ( в том числе и Республика Казахстан )
занимают важное место в системе международного разделения труда. Их
место и роль обуславливает их экономическим развитием и уровнем
развитости промышленности. На данный момент они во основе выполняют роль
поставщиков сырья для промышленноразвитых стран. Но по мере развития своих
экономик развивающиеся страны переходят к специализации по выпуску готовой
продукции, в основном НИС Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Не смотря
на это, все же они еще длительное время будут носить периферийный характер
по отношению к ПРС, тем самым обуславливая свое место в международном
разделении труда и системе МЭО. Глава 2. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА. В настоящее время ни одна страна мира, независимо от ее
научно - технического и экономического потенциала, не может обеспечить свое оптимальное функционирование без учета внешнее экономических
связей, без дополнения своих возможностей возможностями
сотрудничества с другими странами. При этом проявляется очевидная “
зависимость” чем выше уровень экономического развития страны и чем
уже ее внутренний рынок, тем большой степени она должна быть
включена в систему международного разделения труда. Однако понимание
этого обстоятельства не вело на практике к позитивным результатам. ( 1. ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА. Казахстан в условиях создания рыночной экономики должен
коренном образом изменить характер участия в международном
разделении труда , приобрести новый облик на мировом рынке, чем это
было при СССР. Интернационализация производства в бывшем СССР шла через
административное повеление “ сверху” , политическом уровне. Во внешнеэкономической деятельности страны СЭВ главным образом
ориентировались между собой. Механизм интеграции осуществлялся с
помощью следующих элементов : 1. совместной плановой деятельности; 2. координация научно - исследовательских работ; 3. специализация и кооперирование производства; 4. внешняя торговля в системе международного разделения труда,
которая осуществлялось по принципу: 1. сырье - готовые изделия. 2. готовые изделия - готовые изделия. Принцип “сырье - готовые изделия” был характерен для
взаимоотношений “ СССР - остальные страны СЭВ”. Экономическое самостоятельное плавание Казахстана в мировом
рыночном пространстве потребует наличие собственного компаса, своего
грамотного капитана, чтобы правильно ориентироваться в бушующем
океане мирового рынка и найти свою пристань в международном
разделении труда. Для этого необходимо определить в таких отраслях
промышленного производства мы занимаем приоритетные места, в таких
отраслях мы являемся монополистами, в каких отраслях нам необходимо
удовлетворится покупкой готовой продукции, в каких отраслях нам
необходимо развивать свое производство, чтобы самообеспечить этой
продукцией внутренний рынок, в каких отраслях нам необходимо
создавать совместные межгосударственные предприятия картельного типа как ОПЕК. Может быть в тех отраслях, где мы занимаем в мировом
производстве приоритетные места, такие как цветная металлургия,
урановая руда, фосфорные удобрение, производство золото и т.д. нам
необходимо поискать пути создания совместных межгосударственных
предприятий, которые способствовали бы закреплению за Казахстаном
роли на мировом рынке не как поставщика сырья, а как поставщика
готовых изделий или полуфабрикатов. Здесь выход только на плечах
своего партнера, использования его имиджа, чего не имеют пока
предприятия нашей республики. Нельзя забывать, что мировой рынок - это “сверхкапризная дама”, и за ней надо уметь ухаживать. Таким образом, начиная с 1991 года Казахстан стал
самостоятельно определять свое место и роль в международном
разделении труда. Однако перед тем, как, участвовать во
внешнеэкономической деятельности, нужно было определиться с
экономическим потенциалом республики, чтобы на основе чего определять экспорт и импорт страны, специализацию а производстве. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. Казахстан по своей территории занимает второе место в СНГ
после Российской Федерации, его территория 2717.3 тыс. квадратных км.,
куда могут разместиться восемь европейских государств вместе взятых
: Франция, Испания, Италия, Португалия, Швеция, Норвегия, Греция,
Финляндия, где проживает свыше 240 млн. человек. Республика имеет 14
областей, 198 районов, 82 города, она обладает богатейшими земельными ресурсами и полезными ископаемыми. Казахстан обладает уникальными
природными богатствами. Это, прежде всего , нефть. Основные месторождения нефти находятся в Западно - Казахстанской, Атырауской, Мангистауской, Актюбинской, Кзыл -
Ординской областях. Исследованные запасы составляют 4.5 млрд.т. нефти ;
5.9 трил.куб.м. газа.
Уголь. Запасы 200 млрд.т. Основные месторождения угля сосредоточены в
Карагандинской ( коксующийся уголь ), Костанайской, Акмолинской,
Павлодарской, Восточно - Казахстанской областях. Имеется уникальное
месторождение угля : Шубаркольское месторождение, где запасы угля
составляют 2 млрд.т.,при злостности 4 - 25%.
Железная руда. По объемам запасов ( 8 млрд.т. ) Казахстан занимает
третье место в СНГ после России и Украины. Основные запасы
сосредоточены в Костанайской области (Сарбай, Кашир, Лисаковск ). Запасы хрома сосредоточены в Актюбинской области ( 90% запасов СНГ ).
Фосфор - 60% мировых запасов имеется в Жамбылской области. Фактически две страны в мире являются монополистами по фосфорным удобрениям :
Казахстан и США. 60% технических алмазов, 97% цветным металлов, 60%
запасов серебра СНГ, а также 40 - 45% мировых запасов урановой
руды ( по данным МАГАТЭ ) находятся на территории Казахстана.
Республика располагает значительными запасами золота, ванадия,
вольфрама и другими видами цветных металлов, из таблицы Менделеева
на территории Казахстана выявлено 99 элементов. Уровень промышленного развития республики в целом находится на уровне слаборазвитых
стран, однако имеются отрасли промышленности, где республика может
претендовать на свою “нишу” в мировой системе развитых стран. Это
предприятия военно - промышленного комплекса, уникальный космодром
Байконур и другие отрасли. К неуместным богатствам Казахстана относится его земля. Общая
земельная площадь составляет 176 млн.га.,из них сельхозугодий 220
млн.га., под сельскохозяйственные культуры занято 35 млн.га., из них
под зернами культурами - 23 млн.га. земли. Казахстан обладает развитой системой образования, науки,
культуры, значительным научным и техническими потенциалом, которых нет во многих странах, строящих рыночную экономику. На основе экономического потенциала была построена
внешнеторговая политика и политика участия в международном разделении труда. Рассмотрим экспортный потенциал Казахстана, чтобы понять, на
чем специализируется республика в данное время, определить ее роль
и место в международном разделении труда. ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА. Многие страны при создании основ рыночной экономики главное
внимание уделяли развитию экспорта, как фактора повышения
конкурентоспособности своего производства в целом, как наиболее
короткого пути при решении наболевших проблем. В этом плане какими возможностями располагает Республика Казахстан ? Экономическое положение Казахстана определяется его богатством,
в данном случае природными ресурсами, с которыми Казахстан может
выйти на мировой рынок и конкурировать с другими
товаропроизводителями. Однако на этом пути его подстерегают большие непредвиденные обстоятельства. Прежде всего, мировой рынок сырья
уже поделен между всеми товаропроизводителями и там нет свободной
“ниши”, там существует острая конкурентная борьба. Во - вторых, сырье
на мировом рынке реализуется по низким ценам, да еще казахстанский
поставщики сырья не имеет своего имиджа и качество его продукции не имеет мирового сертификата. Мировой потребитель сырья привык
покупать сырье определенного качества и в точно указанные сроки.
Поэтому, чтобы завоевать свою “нишу” на этом рынке необходимо
прикладывать максимум усилий. При социализме республика находилась в
тепличных условиях : она знала, что произвести столько тонн угля,
нефти, зерна, цветных металлов и т.д., не вступала ни в контакты
со своими потребителями, не конкурировала на мировом рынке с
другими производителями аналогично продукции, не изучала конъюнктуру
мирового рынка. Однако, получив независимость, республика стала
делать первые шаги в экспорте своей продукции. На внешний рынок Казахстан в начале 90 -х годов поставлял 290 наименований разнообразных товаров и был основным поставщиком в
бывшем Союзе на экспорт : 95% хромовой руды, 90% желтого фосфора, 75%
свиньца, 50% цинка,
60% феррохрома и хромника натриевого, значительной части
экспортируемой меди, титана, магния, редкоземельных металлов. Экспортно - импортные операции осуществляются внешнеторговыми
организациями МПТ и ЭРК и другими специализированными организациями,
на основе межправительственных соглашений и квот и лицензий на
экспорт продукции государственного значения и на импорт сырья,
продовольствия, медикаментов для государственных нужд и на условиях свободной торговли, а также непосредственно товаропроизводителями -
предприятия совместные, малые, частные и кооперативы. С 1992 года Казахстан начал самостоятельно осуществлять свои
внешнеторговые связи. По данным таможенных деклараций, введенных в первом полугодии
1998 года, республика имела товарообмен с 89 странами дальнего
зарубежья, в том числе : 38 - Европы, 28 - Азии, 12 - Африки, 9 -
Америки, а также с Австралией и Океанией. Ведущее место во
внешнеторговым товарообороте по контрактодержателями занимали Китай,
Швейцария, Германия, США, Великобритания, Швеция, Турция, Чехия, Южная
Корея,
Нидерланды, Япония. На долю остальных операций, на долю азиатских
стран - 28% внешней торговли. Динамика объема внешнеторгового оборота ( без торговых операций
между странами СНГ ) млн.долларов. | 1989г. 1990г. 1991г. 1992г.|
|1993г. 1994г. |
|по данным Госкомитета РК годы выглядят: |
|ВСЕГО 4048 6062 2424 1958 |
|1915 6797 |
|ЭКСПОРТ 1580 1901 776 1489 |
|1463 3230,7 |
|ИМПОРТ 2468 4161 1648 469 |
|452 3561,2 |
|САЛЬДО - 888 -2260 -872 1020 |
|1011 - 330,5 | | 1995г. 1996г. 1997г.|
|1998г. |
|по данным Госкомитета РК годы выглядят: |
|ВСЕГО 8755,4 10491,7 11351 |
|12051 |
|ЭКСПОРТ 4974,4 6230,4 6697,7 |
|7325 |
|ИМПОРТ 3781 4261,3 4653,3 |
|5726 |
|САЛЬДО 1193,4 1969,1 2044,4 |
|1599 | Из общего объема 1998 году в страны дальнего зарубежья
поставлено 41%, ближнего зарубежья - 59% Казахстан в объеме экспорта
СНГ занимает третье место ( 2,5% ) в после России (84,7% ) и
Украины ( 5,9% ). В структуре экспорта Казахстана велик удельный вес
металлоизделий ; минеральных продуктов и химической продукции, еще
низка доля машин и оборудования. В объеме натуральных поставок на первом месте медь, прокат
черных металлов, ферросплавы, цинк, нефть, мазут, дизельное топливо и
удобрения. На долю этих девяти сырьевых продуктов приходится 54%
экспорта. Таким образом мы видим, что Республика Казахстан на данной
момент ориентируется на экспорт сырья и материалов, в добыче
которого мы имеем большие преимущества перед другими странами. То
есть Казахстан специализируется на добыче природных материальных
ресурсов, и это обусловливает роль и место Казахстана, в
международном разделении труда, как поставщики дешевых ресурсов. Если
же рассмотреть импорт страны, то можно выявить следующие
тенденции. ИМПОРТНАЯ ПОЛИТИКА. В 1998 г. импорт составил свыше 3,5 мллрд.дол. США
( по данным Гокомстата с учетом стран СНГ ) из них доля
энергоносителей - 31%, машин, оборудования, транспортных средств и
приборов - 29%, продукции химической промышленности - 8%, товаров
широкого потребления в пределах - 10%. Импортная политика республики должна быть направленна прежде
всего на осуществление жесткого контроля за импортом. В настоящее время в республику завозятся товары в основном
алкогольного направления и низкого качества, к чему должен быть
поставлен заслон. В соответствии с общепринятой международной
практикой предстоит регулировать импорт, ограничивая косвенными
методами ввоз продукции, которая может нанести ущерб национальному
производству и шире развивать импорт -замещающие производства, которые Казахстан может осуществлять самостоятельно. На закупку импортных
товаров расходуется значительная часть валютных поступлений и
импортного кредита, а также средства негосударственных структур. Таким образом мы видим, что Республика Казахстан на данные момент
ориентируется на экспорт сырья и материалов, добыче которого мы имеем
большие преимущества перед другими странами. Т.е. Казахстан
специализируется на добыче минеральных ресурсов, и это, обуславливает роль
и место Казахстана в международном разделении труда, как поставщика дешевых
ресурсов. Если же рассмотреть импорт, то можно выявить положительные и
отрицательные стороны. ФОРМЫ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МРТ. С 1987 года союзные республики самостоятельно составляют планы экспортно - импортных операций и им было официально разрешено
самостоятельно выходить на внешний рынок. До этого внешнеэкономические и межреспубликанские связи
формировались в составе единого государственного плана и
народнохозяйственного комплекса. Советами Министров союзных республик
устанавливались задания по экспорту только по продукции, которая
изготавливалась предприятиями непосредственно республиканского
подчинения. Основные предприятия - экспортеры находились в ведении
союзные министерств, в планах которых устанавливались задания по
производству в продукции на экспорт. Аналогичная система отношений
действовала и при импортных закупках. Решением детективных органов были определены права и
обязанности предприятий, отраслевых, региональных и республиканских
органов и в их структуре созданы специальные подразделения по
внешнеэкономическим связям. В 1988 году было создано республиканское внешнеторговое
объединение “Казахимпорт” , в 1989 году был образован Государственный Комитет по внешнеторговым связям, который в 1991 году был
преобразован в внешнеэкономических связей (МВЭС) с июня 1993 года
его возглавлял заместитель премьер-министра республики. В целях более эффективного использования производственного
потенциала республики и удовлетворения потребности рынка, быстрейшего
вхождения республики в мирохозяйственные связи в июне 1994 года
образовано Министерство промышленности и торговли Республики
Казахстан (МПиТ РК ) на базе упраздненных МВЭС, Минпрома и
Минторга Республики Казахстан. Были созданы и укрепляются соответствующие подразделения в
аппарате Кабинета Министров, Минэкономики, Минфина, Нацбанка,
организованы Таможенный Комитет и Внешэкономбанк ( Алембанк ) с
развернутой системой в регионах. В целях широкого привлечения иностранной помощи для
структурной перестройки экономики и укрепления его экспортного
потенциала в 1992 году было создано Национальное агентство по
иностранным инвестициям, которое с января 1993 года находилось при
Министерстве экономики республики, а с марта 1995 года оно было
преобразовано в Комитет по использованию иностранного капитала при
Кабинете Министров Республики Казахстан. Для координации работы по привлечению правительственных
кредитов иностранных государств и для решения оперативных вопросов
создана республиканская Комиссия по иностранным кредитам под
руководством Пример - Министра. Для усиления государственного регулирования процессов
привлечения, использования, обслуживания и погашения иностранных
кредитов, полученных или гарантируемых Республикой Казахстан, и
стимулирования развития экспорта отечественной продукции в июль 1994
года создан государственный экспортно - импортный банк Республики
Казахстан ( Эксимбанк Казахстан ), который является правоприемником
Алембанка Казахстан по всем международным обязательством. Алембанк
Казахстан за 3 года получил серьезное международное признание, имеет корреспондентские связи со 170 крупнейшими банками мира,
обслуживает 13 генеральных кредитных линий, финансирует ряд
крупнейших объектов, более 85% валютных кредитов направляет в сферу
производства. По данным Эксимбанка Казахстан общая сумма подписанных
кредитных соглашений превышает 1 млрд.долл., из которых 600 млн.долл.
уже используется ( 01.01.1995 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|