скачать рефераты

МЕНЮ


Международные конкурсы в области литературы и искусства

p>2.3.1 Нобелевская премия

Самой престижной из существовавших до настоящего времени премий считается Нобелевская премия. Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в семье преуспевающего шведского промышленника.
В 1895 году Нобель обнародовал в Париже свое ставшее знаменитым «Завещание», согласно которому весь его капитал, достигший к тому времени 30 миллионов крон (около 10 миллионов долларов по тогдашнему курсу), обращался в особый фонд. Проценты с него должны были ежегодно присуждаться в виде именных премий за научные открытия предыдущего года, наиболее способствовавшие прогрессу и процветанию человечества.
Поначалу Нобель учредил четыре премии: в области математики, физики, химии, медицины и физиологии. Позже добавил также литературную премию - за создание произведений, наиболее полно отражающих "стремление к идеалу". Нобель не был чужд литературе: сам писал и оставил потомкам несколько неопубликованных поэм и романов.
Сама церемония вручения этих премий весьма торжественна и представляет событие общечеловеческого масштаба. Премии Нобеля вручаются в Концертном зале столицы Швеции - Стокгольме. Здание было построено в 1923 году. Первые премии вручал король Оскар II. Король Карл XVI Густав внес в торжественную церемонию существенные изменения. Теперь король с королевой Сильвией находятся с лауреатами на сцене. Памятный диплом в папке из тисненой кожи и золотая медаль в футляре красного дерева вручаются в центре белого круга, вытканного на синем ковре. На медалях с одной стороны отчеканены профиль Нобеля с датами его рождения и смерти, а на другой - аллегорические фигуры, символизирующие различные области знания. На медали, вручаемой лауреатам по литературе, например, изображена муза поэзии - Эрато, перед ней - фигура поэта, под ними надпись по-латыни: "Шведская академия". Именно Шведская академия выносит каждый год решение о награждении того или иного лауреата. Академия была основана 5 апреля 1786 года королем Густавом III.

2.3.2 Премия Вольфа

Премия Вольфа[19][22] присуждается в Израиле с 1978 года Фондом Вольфа. Фонд был учрежден в 1976 Рикардо Вольфом (18871981), изобретателем, дипломатом и филантропом, и его женой Франсиской Субирана-Вольф (19001981), в целях продвижения науки и искусства на пользу человечества. Рикардо Вольф родился в Ганновере (Германия), незадолго до начала Первой мировой войны он эмигрировал на Кубу. Будучи послом Кубы в Израиле с 1971, после разрыва дипломатических отношений в 1973 остался в Израиле до конца жизни. Премия Вольфа вручается ежегодно (с возможными перерывами) в пяти номинациях: сельское хозяйство, химия, математика, медицина, физика и искусства. Премия в области искусств присуждается по правилу ротации отдельных искусств. Чередование осуществляется в следующем порядке: живопись, музыка, архитектура, скульптура. Премия включает диплом и денежную сумму в размере 100000$. Отбор победителей в каждой области осуществляется международными комитетами из трёх экспертов. Новые составы комитетов формируются ежегодно. Фонд имеет статус частной некоммерческой организации. Опекуны, члены Совета и Комитетов, выполняют свои обязанности на добровольных основаниях. В 1975 году Кнессет[20] утвердил специальный «Закон о фонде Вольфа». Премия Вольфа одна из немногих негосударственных премий, имеющих комплексный характер, то есть охватывающих сразу несколько сфер человеческой деятельности. Премия Вольфа имеет высокий авторитет, и часто рассматривается второй по престижу (среди комплексных премий) после Нобелевской премии. В отдельных дисциплинах Премия Вольфа следует за Филдсовской премией (математика) или Ласкеровской премией (медицина).


2.3.3 Букеровская премия

Наиболее престижная литературная премия в Европе - Букеровская (официальное название премии - The Man Booker Prize), основана в 1969 году и ежегодно вручается в Великобритании за достижения в области литературы авторам, которые живут в странах Британского Содружества или в Ирландии. Букеровская премия замышлялась как статусная, в которой главной наградой становится не денежный приз, а сама постановка в один ряд с победителями прошлых лет. Изначально премия существовала на средства группы компаний "Букер", производящей продукты питания. В 1969 г. лауреат получал 5 000 фунтов стерлингов, позже эта сумма возросла до 10 000, а затем до 15 000 и 20 000 фунтов. В 2002 году премия увеличилась в размере в результате появления нового спонсора - компании "Мэн групп", работающей на рынке финансовых услуг. В результате размер премии, переименованной в Мэн-Букер, возрос с 20 до 50 000 фунтов (73 тыс. долларов). Административным органом, курирующим премию, является комитет, куда входят писатель, издатель, книготорговец, специалист по библиотечному делу, председатель Совета директоров "Booker" и еще одно должностное лицо, представляющее компанию, администратор премии. Количество ежегодно представляемых на соискание премии книг колеблется где-то между 85 и 105: одно их прочтение требует от членов жюри весьма значительных затрат времени. Победителя определяют следующим образом: сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек. - это известные литературные критики, писатели, учёные, общественные деятели. Так, например, четыре лауреата Букеровской премии - Уильям Голдинг, Надин Гордимер, В. С. Найпол и Дж. М. Кутзее стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии по литературе. Писатели Дж. М. Кутзее и Питер Кэри завоевали Букера дважды (в 1983 и 1999 гг.; в 1988 и 2001 гг., соответственно). Никем не превзойдён рекорд Айрис Мёрдок (лауреата Букера в 1978 г.) по числу попаданий в "короткий" список - 6 раз.

2.3.4 Гонкуровская премия

Гонкуровская премия считается самой главной премией Франции в области литературы. Она была официально учреждена в 1896 году, но присуждать ее начали только с 1902 года. Братья Гонкуры оставили огромное состояние, которое по завещанию Эдмона переходило в Академию Гонкуров, официально учрежденную в 1896 году. Несмотря на то, что номинально размер Гонкуровской премии символичен - всего 10 евро, - писателю гарантированы крупные доходы, так как продажи его книг после присуждения премии стремительно взлетают. В Гонкуровскую академию входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату - 60 франков в год. Каждый член Академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу. Президент Академии имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони - старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон и другие. Первым лауреатом Гонкуровской премии в 1903 году стал Джон - Антуан Но, получивший эту самую почетную и авторитетную литературную награду Франции за роман "Враждебная сила".

2.3.5           Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких

Международная литературная премия в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») — международная литературная премия, которая вручается ежегодно решением специального жюри за лучшие произведения литературной фантастики, написанные на русском языке и опубликованные в предшествующем году. «Премия присуждается за лучшее фантастическое произведение года, причем под фантастическим понимается любое произведение, в котором автор в качестве художественного сюжетообразующего приема использует элементы невероятного, невозможного, небывалого. Таким образом, рассмотрению подвергается чрезвычайно широкий спектр произведений — от чистой научной фантастики в манере Г. Дж. Уэллса, С. Лема и Р. Шекли до гротесков и фантасмагорий в стиле Ф. Кафки, М. Булгакова, В. Маканина или современных сказок в стиле Е. Шварца или В. Шефнера». Премия учреждена Петербургским «Центром современной литературы и книги» при содействии литературной общественности города в 1998 году. Премия вручается с 1999 года ежегодно 21 июня, то есть в день, равно отстоящий от дат рождения каждого из братьев Стругацких. Премия вручается в двух номинациях:

  • За лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ)
  • За лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга)


2.4    Премии в области искусства и культуры

2.4.1 Музыкальные конкурсы

         Международные связи в области музыки имеют давнюю историю. Первые упоминания о культурном обмене в области  музыки можно найти еще в античные времена [21] [23]. Известно, что при дворах царствующих особ и высшей знати состояли группы музыкантов. Существовали первые музыкальные школы, где молодежь постигала тонкости игры на различных музыкальных инструментах. Интерес к музыке проявлялся вне классовой принадлежности в различных слоях общества во все времена. В средние века распространенным явлением было, когда бродячие актеры, среди которых были и музыканты, в поисках заработка колесили по странам Европы, устраивая своеобразные гастроли. Поскольку музыка была вне языковых ограничений, она воспроизводилась исполнителем в первоисточнике и не требовала перевода. Такое свойство общедоступности в плане восприятия слушателем способствовало популяризации музыкальных произведений в международном масштабе. Талантливых исполнителей ценили и приглашали за рубеж. Интерес к иностранным новинкам музыкального творчества, как у образованной знати, так и у представителей низших сословий был достаточно велик во всех странах, несмотря на религиозные и идеологические различия. Кроме того, благодаря  техническому прогрессу, возникала возможность в создании новых музыкальных инструментов, позволявших разнообразить их звучание, придавать особую окраску и колорит музыкальной палитре произведения, что в результате оказывало более сильное эмоциональной воздействие на слушателей. Развитие музыкальных форм изложения произведений, равно как появление широкой гаммы исполнительских инструментов, получило заметное развитие в 17-18 веках в странах Западной Европы, что было связано с бурным экономическим ростом и культурным  развитием в этих странах. Так упоминание о первых международных музыкальных конкурсах появились уже в 18 веке. В последствии международные музыкальные конкурсы стали основной формой международных музыкальных связей. Общепризнанными ведущими международными организациями в области музыки являются: Всемирная ассоциация международных музыкальных фестивалей, Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО и ряд других[22][26].

2.4.1.1        Премия имени П. И. Чайковского

Международный конкурс имени П.И. Чайковского проводится в Москве с 1958 года. Почти за полвека своего существования стал одним из наиболее масштабных и авторитетных в мире. Каждое его проведение становится замечательным художественным событием в мировой культуре. Успеху конкурса способствовали крупнейшие отечественные музыканты — Д. Шостакович, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, А. Свешников, М. Ростропович, Д. Шафран, Т. Хренников, И. Архипова, Л. Коган, О. Тактакишвили, Т. Николаева, а так же К. Иванов, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский, Д. Китаенко, В. Федосеев. Авторитетное жюри в разное время украшали имена Й. Сигети, Е. Цимбалиста, H. Буланже, Г. Нейгауза, Л. Оборина, Я. Флиера, С. Рихтера, Ю. Листа, М. Марешаля, П. Фурнье, Г. Кассадо, Г. Пятигорского, Д. Лондона и многих других выдающихся мастеров разных стран. Художественные традиции, заложенные замечательными музыкантами старшего поколения, дают возможность сотням представителей творческой молодежи разных стран получить эстетические ориентиры, правильное направление в дальнейшем совершенствовании своего мастерства. Высокий авторитет конкурса имени П. И. Чайковского подтверждает и тот факт, что многие его лауреаты впоследствии приобрели мировую известность. Среди них пианисты В. Клайберн, Л. Власенко, Н. Штаркман, Д. Поллак, В. Ашкенази, Д. Огдон, Г. Соколов, М. Дихтер, В. Крайнев, Д. Лилл, А. Гаврилов, М. Плетнев, П. Донохоу, Б. Дуглас; скрипачи В. Климов, В. Третьяков, М. Усиода, Г. Кремер, В. Спиваков, М. Фудзикава, Л. Исакадзе, И. Груберт, Э. Оливейра, М. Мартин, B. Муллова, С. Стадлер, И. Калер, Р. Олег; виолончелисты Н. Шаховская, Л. Парнас, В. Фейгин, Н. Гутман, К. Георгиан, С. Кейтс,А. Норас, Д. Герингас, Ко Ивасаки, Н. Розен, М.Фудзивара, А. Менезес, А. Рудин, М. Брунелло; певцыД. Марш, В. Атлантов, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, 3. Соткилава, В. Пьявко, Н. Огренич, C. Шаш, П. Дворски и многие другие. Однако конкурс имени П.И. Чайковского — это не только накал творческой борьбы, всплеск вдохновения, стремление к победе, это еще и форум музыкантов разных поколений и стран, обмен опытом, обсуждение перспектив дальнейшего развития исполнительской культуры, и великолепная школа мастерства для творческой молодежи.

2.4.2 Кинематографические конкурсы

По силе эмоционального воздействия на зрителя кинематограф, пожалуй, до сих пор не имеет себе равных. Недаром в советский период часто цитировалось высказывание В. И. Ленина о том, что «кино является высочайшим из искусств». Восторженными поклонниками этого вида искусств действительно являются многие. Благодаря достижениям современной кинематографической техники, мастерству актеров, режиссеров, операторов у зрителей при просмотре кинофильма часто возникает эффект полного присутствия, благодаря чему эмоциональные переживания зрителей особенно сильны. Самая первая лента братьев Люмьер «Прибытие поезда», созданная в конце 19 века, длилась всего несколько минут, но, будучи в диковинку для большинства непосвященных в технические тонкости людей, была подобна чуду[23][24]. С тех пор прошло более века. Кино стало столь же обыденной и необходимой вещью для многих людей как прием пищи. Широкая доступность всех, даже самых малоимущих, слоев населения планеты к тем или иным произведениям кинематографии, породили и широчайший спрос на продукцию кинематографа. В результате родилась понятие целой отрасли – «киноиндустрии», являющейся весьма доходной во многих странах мира. Став на коммерческие рельсы этот вид искусства, зачастую живет по закону "спрос рождает предложение", следствием чего является появление огромного количества низкопробных, а порой и вредной с точки зрения нравственных норм кинопроизведений. Учитывая, огромное влияние кино на сознание зрителей, как средства пропаганды различного рода идей, как прогрессивных с общечеловеческой точки зрения, так и деструктивных, следует отметить огромное все возрастающее значение международных кинематографических форумов в деле укрепления и пропаганды подлинных культурных ценностей. Главными из таких форумов являются кинофестивали. Зародившись в первой половине 20 века, фестивальное движение приобрело широкую популярность и теперь является предметом пристального влияния, как специалистов, так и поклонников этого вида искусства.

2.4.2.1        Премия «Оскар»

Премия Американской Академии Киноискусства в виде символа – золотой статуэтки мужчины. Вручается за выдающиеся достижения в кинематографе каждый календарный год с 1929. В том виде, в каком она существует в настоящее время, золотая статуэтка была вручена на первой же церемонии, но название «Оскар» появилось только в 1939. По самой распространенной версии, своим названием награда (работа дизайнера Седрика Гиббонса) обязана исполнительному директору Академии Маргарет Херрик, воскликнувшей при ее виде: «Да он же похож на моего дядю Оскара!». Так или иначе, но с 1939 приз Академии известен именно под этим именем и считается самой престижной кинонаградой планеты. Чтобы попасть в число кинокартин, имеющих право претендовать на «Оскар», фильм должен идти хотя бы в одном кинотеатре Лос-Анджелеса в течение 7 дней, но не позднее 31 декабря каждого года. Продолжительность кинокартин (исключая номинации для короткометражных фильмов) должна быть не менее 40 минут, а сам фильм должен быть снят на пленке форматом от 35 до 70 мм и не должен быть показан перед театральным прокатом по телевизионным каналам. 10 января списки фильмов, получивших право вступить в борьбу за «Оскар» и разбитых по номинациям, на которые они могут претендовать, рассылаются членам Академии (всего около 6000 человек, возглавляемых избираемым президентом Академии). Они должны указать не более пяти фильмов в каждой номинации и отослать обратно не позднее 29 января. В середине февраля, исходя из этих списков, объявляются номинации на «Оскар» и создаются т.н. «финальные списки». В этих списках члены Академии отмечают по одному фильму в каждой номинации. И, по результатам списков, в конце марта на торжественной церемонии вручения «Оскаров», объявляются победители. Правила отбора кинокартин на соискание премии Американской Академии Киноискусства в номинации «лучший фильм на иностранном языке» следующие. Не позднее ноября страна, желающая участвовать в соискании «Оскара», должна представить не более одного фильма организационному комитету Академии Киноискусства. Из общего числа представленных фильмов члены Академии выберут сначала пять номинантов, а затем – победителя. Первой кинокартиной, удостоенной «Оскара» в этой номинации, была лента «Похитители велосипедов» режиссера Витторио Де Сики в 1950 (Италия). В настоящее время «Оскары» вручаются по 24 номинациям: Лучший фильм года. Лучшая режиссура. Лучшая мужская роль. Лучшая женская роль. Лучшая мужская роль второго плана. Лучшая женская роль второго плана. Лучший оригинальный сценарий. Лучший сценарий-адаптация. Лучшая операторская работа. Лучший монтаж. Лучшая работа художника-постановщика/декоратора. Лучшая музыка. Лучшая песня. Лучший дизайн костюмов. Лучший звук. Лучший звуковой монтаж. Лучшие визуальные эффекты. Лучший грим (вручается с 1981). Лучший фильм на иностранном языке (вручается с 1947). Лучший анимационный полнометражный фильм (вручается с 2001). Лучший анимационный короткометражный фильм. Лучший художественный короткометражный фильм. Лучший документальный полнометражный фильм. Лучший документальный короткометражный фильм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.