скачать рефераты

МЕНЮ


Международные отношения

p> Классическим методом регулирования ВЭД и, в том числе внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф . это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле

- протекционизм и «свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира.

Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

36. Тарифы примышлено развитых государств;

37. Тарифы развивающихся стран.

11.4 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ

СТРАНАХ.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство.

Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово- экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в

Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.

По способу взимания различают следующие пошлины:

38. адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

39. специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

40. комбинированные, включающие оба способа установления величины пошлины;

41. сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

42. фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;

43. протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

44. преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

45. льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

46. уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

47. компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

48. антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.

Ограничительная функция таможенных тарифов в основном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности -текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь

- электротехнического машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

Появление ГС обусловлено тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой.

ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН.

Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров, намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур,

Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства

Персидского залива. Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-

100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания

(Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также

Южная Корея. Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет,

Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд,

Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта,

Эквадора, Пакистана.

Подавляющее большинство развивающихся стран осуществляет построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенклатуры

Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 90-х годов большинство государств предполагает осуществить переход на ГС.

Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы: наряду с одно-, двух- и трех- колонными тарифами, составляющими большинство, ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала - 9, Мали -17).

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги. Кроме того. в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является

Европейское экономическое сообщество.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлиемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.

ВЫВОД

В условиях рыночной экономики цена определяется соотношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли.

Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, проектирования цен - исходя из ситуации на рынке - и формирование контрактной цены. Валютно- финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово- банковских организаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие

России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

Международные валютные отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений.

Денежные единицы стран становятся валютой, когда используются в международных экономических отношениях. В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную, различаются свободно конвертируемые (свободно используемые), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Соотношение между двумя валютами, цена одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, называется валютным курсом. Валютный курс испытывает на себе воздействие многочисленных факторов.

Формирование устойчивых экономических отношений по поводу купли- продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные системы

(национальные, региональные и мировую). Валютная система состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. В истории мирового хозяйства насчитывается три мировых валютных системы

(Парижская, Генуэзская и Бреттонвудская). В настоящее время действует Ямайская валютная система, в которой закреплено изменение роли и места основных промышленно развитых стран в мировой экономике во второй половине XX в. Валютная система России находится в стадии становления. Российский рубль является частично конвертируемой валютой. Экономические, политические, культурные связи между странами порождают денежные требования и обязательства, платежи по которым подлежат регулированию. С этой целью применяются различные формы международных расчетов. Выбор формы расчетов определяется рядом факторов. Некоторые формы расчетов более выгодны экспортеру, другие - импортеру. Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно - на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно- на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала.

Административные методы регулирования движения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иностранными инвестициями, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важное место в мировой валютной системе. Осуществляет регулирующие, консультативные и финансовые функции.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА - группа международных финансовых организаций во главе с МБРР (созд. 1944 г.). Включает также

Международную Финансовую Корпорацию - МФК (1956 г.). Международную ассоциацию развития - MAP (1960 г.) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций -МИГА (1988 г.).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ - региональные банки и финансовые учреждения, предоставляющие финансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.

ЦЕНА - денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель.

МИРОВАЯ ЦЕНА - цены мировых товарных рынков или крупных экспортно- импортных сделок, заключаемых на рынках соответствующих товаров, в основных центрах мировой торговли.

МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающиеся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм-поставщиков и покупателей.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость товара на момент пересечения таможенной границы. международные валютные отношения- общественные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мирохозяйственных связях и обслуживающие обмен результатами деятельности субъектов мирового хозяйства.

ВАЛЮТА - денежная единица страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах, а также международные (региональные) счетные валютные единицы.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы данной страны (национальной валюты), выраженная в денежных единицах другой страны, том или ином наборе валют или в международных (региональных) счетных валютных единицах.

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ - организация и регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим на базе экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (foreign exchange market) — рынок, на котором заключаются валютные сделки, то есть обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенному номинальному валютному курсу.

НОМИНАЛЬНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ (ОБМЕННЫЙ) КУРС (nominal exchange rate) — относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

ОБЕСЦЕНЕНИЕ (УДЕШЕВЛЕНИЕ) НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (depreciation of local currency) — рост цены единицы иностранной валюты в национальных денежных единицах.

УДОРОЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (appreciation of local currency) — падение цены единицы иностранной валюты в национальных денежных единицах.

РЫНОК СПОТ (spot market) — рынок немедленной поставки валюты (в течение двух рабочих дней).

СРОЧНЫЙ (ФОРВАРДНЫЙ) ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (forward exchange market) — рынок, на котором заключаются сделки о покупке или продаже фиксированного количества валюты на определенную дату в будущем по заранее оговоренному (срочному) валютному курсу.

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — страхование валютных рисков.

ВАЛЮТНАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ (foreign exchange speculation) — игра на будущей цене валюты с целью получения максимального выигрыша от валютной сделки.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ (devaluation) — при системе фиксированного лютного курса постановление Центрального банка о i нижении курса национальной валюты.

РЕВАЛЬВАЦИЯ (revaluation) — при системе фиксированного валютного курса постановление Центрального банка о повышении курса национальной валюты.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - совокупность мер, принимаемых государством и призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики, защищать национальную экономику от

«чрезмерно» внешней конкуренции.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - система организационно- правовых мер по ограничению, запрету и контролю за импортом или экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств административного регулирования может использоваться лицензирование и квотирование.

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - установленный на законодательном уровне систематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного государства. По характеру действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПИСАНИЯ И КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ (ГС) - международные правила классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю. Включает подробный многоцелевой перечень ввозимых и вывозимых товаров, распределенных по специальной классификационной схеме; в числе вспомогательных материалов: алфавитный указатель к ГС, а также ключ перехода от номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС) к ГС.

Литература:

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник., М.,

«М.О.», 1996.

2. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.

М., «М.О.», 1993.

3. Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 1996.

4. Основы внешнеэкономических знаний Словарь справочник. М.,

Высшая школа, 1990.

5. Инфляция: ценообразование и денежное обращение.М., ИМЭМО РАН,

1994.

5. «О таможенном тарифе». Закон РФ от 16.04.1993 г., раздел III, ст.12, раздел IV ст.18-24.

6. Финансовые известия, 5.7.1996.

7. Внешнеэкономический бюллетень, 7(1) М., 1996, с. 52.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.