Международный Валютный Фонд и его отношения с Россией и Кыргызстаном
p> Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными
факторами. 1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к
сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило
платежные балансы ряда стран. 2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам,
приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился
в урегулирование внешнего долга этих стран. 3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР
в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к
рыночной экономике. Всем ясно, что стабильность национальной валюты обеспечивает и
стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение
многих лет.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание
специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они
различаются по целям, условиям и стоимости кредита. 1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для
кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса
обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные
бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение
протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-
заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента: 1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран,
особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в
результате падения мировых цен на сырье; 2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,
испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря
1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов
и природного газа: 3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для
помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до
30% квоты). Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о
выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая
может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных
трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь
снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых,
лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При
использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных
одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт
зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов
механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный
лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда
компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его
компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны. 2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов
для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов
сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это
ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты. 3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по
сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью
МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.
При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам
часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях
сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации
процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при
обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более
низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх
резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992
г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита
определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с
учетом “степени радикальности” программы макроэкономической стабилизации и
структурной перестройки соответствующей страны. 4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных
преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к
рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.
Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение
поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на
рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение
стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-
третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном
случае обусловливается выполнением страной - заемщицей набора более
“мягких” макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано
получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены
могут получать средства в рамках “промежуточного”, или “переходного”,
кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями
по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован
главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в
условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять
обычные жесткие требования МВФ. Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это
дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных
фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее
национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для
получения кредитных долей. Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически
создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем
международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные
средства из различных внешних официальных источников. К временным
специальным фондам относятся: 1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976
гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных
расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.
Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры
нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей
кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми
государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были
жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых);
обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной
энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся
стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они
покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти; 2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--
-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части
золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее
развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-
заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной
валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти
условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55
стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была
передана развивающимся государствам пропорционально их квотам: 3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени
директора-распорядителя МВФ; время действия 1979-1984 гг. Цель этого фонда
— предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам,
испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и
исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8
млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-
членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого
фонда получили 26 стран: 4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда
дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда
предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы
неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами
их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в
средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех
кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более
продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при
большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись
собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у
других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд
прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной
перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим
развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в
целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной
перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны,
имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР,
или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение
10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты.
Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных
доверительным фондом; 6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г.
предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда
структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд.
СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является
преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения
кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам,
включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993
г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет
возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при
исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для
заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в
дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.). В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки
— правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7
млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.
СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим
займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании
этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут
осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания
социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных
расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки —
до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут
предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г. Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем
заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений
процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного
регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль
посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных
стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах.
Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран
- заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.
РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами
своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой
валютной системы. За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную
организацию, добился широкого признания в качестве главного
наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора
межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран -
заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений
“семерки” ведущих государств Запада, становится ключевым звеном
формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной
координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд
зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,
накопил большой и полезный опыт. МВФ – КЫРГЫЗСТАН В Центральной Азии Кыргызстан выделяется тем, что избрал западную
модель политического и экономического развития. В отсталой, слаборазвитой
азиатской республике бывшего СССР предпринята попытка построить общество,
основанное на западных ценностях. С 1993 по 1996 год республика получала на
душу населения в виде кредитов больше долларов чем любая другая страна СНГ.
Только на поддержание национальной валюты - сома - Кыргызстана ежегодно
выделалось примерно по 100 миллионов долларов. В 1996 году МВФ предоставил
Кыргызстану режим наибольшего благоприятствования и увеличил размеры
помощи. Несмотря на это экономическое положение страны непрерывно
ухудшалось. Поступаемые в КР средства используются главным образом для
освоения ресурсов страны, создания инфраструктуры для вывоза сырья и
подпитку местной элиты. Низкий платежеспособный спрос, ослабление производственных связей,
неконкурентноспособность отдельных видов выпускаемой продукции, отсутствие
материальных и финансовых ресурсов, рост кредиторской и дебиторской
задолженности - все это подорвало основы и без того весьма слабой экономики
страны. Темпы спада промышленного производства в 1992 г. составили 26,4 %,
в 1993 - 24,6, в 1994 - 27,9. (по другим данным до 50%), в 1995 -50% В 1997
г. деиндустриалилизация в КР завершилась. В обществе произошло резкое имущественное расслоение. В стране
установился значительный разрыв между богатыми (3% населения) и бедными
(97%). Местные коммерсанты вывезли из страны все что можно - цветные
металлы, машины, станки, свинцово-цинковую руду, шерсть, кожу и т.д. В
отсутствие наличности бараны превратились в денежную единицу. Расчеты на
периферии, особенно в отдаленных населенных пунктах, нередко производятся с
помощью баранов. Внедрение западной модели, проведенное прямолинейно, без
учета местных традиций и особенностей, привело к обострению внутренних
противоречий и проблем. Наиболее опасной из них является регионализм.
Политическая и хозяйственная элита Киргизии с давних пор была разделена на
два региональных клана - северный и южный. В 70-80 годах между ними
установилось равновесие. Сферы влияния были разделены и сложившееся
положение устраивало обе стороны. Последовавший в 1992-1995 годах передел
собственности привел к нарушению равновесия. При А.Акаеве северный клан
стал быстро набирать силу. Он и раньше превосходил южный по численности и
потенциалу. Но в настоящее время это положение закрепилось еще больше.
Представители севера держат в своих руках основные рычаги власти и
собственность. Противоречия между севером и югом уже стали причиной
внутриполитического кризиса в 1994 году. Сегодня приходится констатировать,
что А.Акаев и его окружение не контролируют в полном объеме обстановку на
юге страны. Город Ош сегодня является перевалочным центром наркоторговли.
Его называют региональной столицей наркобизнеса. Время от времени
появляются сообщения о действующих в труднодоступных, горных районах южной
части Кыргызстана лагерей боевиков афганских и таджикских оппозиционеров. Другим следствием проводимого в КР эксперимента является полная
зависимость страны от финансовых вливаний запада. Без дотаций экономика КР
уже не может существовать. Запад ссужает под залог наземных и подземных
ресурсов (золото, серебро, сурьма, ртуть и прочее). Таким образом наиболее
вероятное будущее КР - это повторение пути наиболее отсталых государств
Африки и Латинской Америки.
О взаимоотношениях КР с МВФ подробнее: БИШКЕК, 27 мая. Директор-распорядитель Международного валютного фонда
высоко оценил действия Кыргызстана по переходу к рыночной экономике. Мишель
Камдессю выступил 27 мая на праздновании пятой годовщины введения
национальной валюты Кыргызстана - сома на проходящей в Бишкеке конференции
"Задачи и перспективы переходных экономик". В работе конференции участвуют
также эксперты из Всемирного и Азиатского банков. Мишель Камдессю отметил,
что Кыргызстан со времени вступления в МВФ /май 1992 года/ получил по его
кредитным линиям более 420 миллионов долларов США, опередив другие страны
СНГ в ведении национальной валюты /май 1993 года/. К прошлому году
республика снизила инфляцию с 1259 процентов до уровня однозначных величин
/14,8 процента/, а уровень производства прочно занял 7-процентную отметку.
МВФ и далее готов сопровождать Кыргызстан на пути к созданию эффективной
рыночной экономики и интеграции в глобальную экономику, подчеркнул Мишель
Камдессю. В свою очередь президент Кыргызстана Аскар Акаев заявил, что "с
помощью МВФ и других международных организаций по сравнению с 15-процентным
падением ВВП в 1993 году в 1997 году рост валового внутреннего продукта в
Кыргызстане составил 10 проц. Уровень инфляции, который в 1993 году
измерялся в 1333 проц., в прошлом году составил 14 проц. В 1997 году,
сказал Аскар Акаев, Киргизия завершила первый антикризисный этап реформ с
помощью программы МВФ. С 1998 по 2001 год начнет работу вторая программа
МВФ, которая предусматривает закрепление устойчивого экономического роста в
Киргизии. В то же время, отметил Аскар Акаев, "правительство республики не
может постоянно ориентироваться на внешние заимствования. Обязательства
растут. Величина внешнего долга к 2000 году увеличится с 974 миллионов
долларов до 1 миллиарда 345 миллионов долларов". Аскар Акаев назвал пять
основных задач дальнейшего развития киргизской экономики: приватизация до
2000 года стратегических базовых отраслей /энергетика, транспорт, связь,
развитие инфраструктуры рынка, развитие малого и среднего бизнеса,
привлечение прямых иностранных инвестиций/. ВАШИНГТОН. 30 июня. Международный валютный фонд одобрил выделение
Киргизии нового трехлетнего займа в размере 86 млн. долларов в рамках
программы структурных экономических преобразований. Половина первого транша
в размере 29 млн. долларов выделяется немедленно, а вторая будет передана
через полгода. По оценке МВФ, в результате первого трехлетнего этапа
структурных преобразований, который закончился 31 марта текущего года,
Киргизия добилась значительного прогресса в макроэкономической стабилизации
и начала строительство новых рыночных отношений. В распространенном
заявлении фонда отмечается, в частности, что в республике "в течение 2-х
последних лет наблюдался рост экономики, в то время, как инфляция
опустилась ниже уровня в 15 проц. Были проведены ключевые структурные
реформы в финансовом секторе и бюджетных процедурах". БИШКЕК, 12 ноября. Международный валютный фонд выделяет Киргизии 11
миллионов долларов для преодоления последствий кризиса в России. Об этом
сообщил 12 ноября журналистам премьер-министр страны Кубанычбек Жумалиев.
Прямые последствия российского кризиса в Киргизии оцениваются в 35
миллионов долларов. Половину из них, как сообщали раньше в киргизском
правительстве, республике пообещал покрыть Международный валютный фонд. О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С МВФ ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН
Страницы: 1, 2, 3
|