скачать рефераты

МЕНЮ


Мировая экономика

      Однако, наряду с долей госрасходов в ВВП для более детального и достоверного анализа необходимо рассматривать структуру этих расходов.        

      Анализ структуры государственных расходов позволяет оценить социальную направленность государств, которую можно количественно охарактеризовать долей общественных благ в ВВП, производимых государством, социальных трансфертов в ВВП. Здесь первенствует Швеция (по 25% общественных благ и трансфертов), за ней следуют другие западноевропейские страны, за ними либеральные страны ОЭСР и далее более бедные развивающиеся страны.

      Степень социальной направленности государства отражает также децильный коэффициент, показывающий, во сколько раз 10% наиболее богатых людей имеют большие доходы, чем 10% наиболее бедных. На одном из первых мест по этому показателю – Бразилия (73 раза), имеющая, кстати, всего 7% ВВП, расходуемых на социальные блага и 4% трансфертов. У США этот показатель равен 15, у западноевропейских стран около 3-7.

      Открытость государства для внешних рынков может быть охарактеризована средним уровнем импортных тарифов, импортными тарифами по группам товаров и другими мерами протекционистской политики. Важным показателем является также доля экспорта в ВВП. Высокая степень протекционизма характерна для стран, по различным причинам неспособных на равных конкурировать на мировых рынках (невыгодные природно-климатические условия, технологическая отсталость, традиционно высокая оплата труда, делающая некоторые группы товаров неконкурентоспособными).

      Причины протекционизма разнообразны, поэтому довольно высокую степень защиты по ряду товаров демонстрируют как развитые европейские страны и Япония (например, по продовольственным товарам), так и развивающиеся страны Южной Азии (средний уровень тарифа – 52,7%) и Африки (36,6%). Классическими примерами либеральных и предельно открытых экономик  оставались в конце 20 века Гонконг и Сингапур. Одной из самых отрытых является в то же время социально ориентированная экономика Швеции, которая зато тратит значительные средства на поддержку своего неконкурентоспособного сельского хозяйства.

      Россия в первые годы реформ вообще обходилась без импортных пошлин, то есть была абсолютно открыта. Сейчас эти пошлины в среднем составляют 15%. С точки зрения экспорта экономика России относится также к весьма открытым. Наша страна экспортирует 43% добываемой нефти, 34% газа, более 60% проката черных металлов, 70-90% цветных металлов, около 80% минеральных удобрений, треть пиломатериалов и почти 90% целлюлозы.

      Государственный сектор, включающий полностью или частично государственные предприятия, играет заметную роль в большинстве стран. В одних странах госсектор возник, в основном, в результате национализации предприятий и целых отраслей (Франция, Италия, Великобритания, Австрия), в других государство строило или приобретало разоряющиеся объекты (ФРГ, США, Япония, Швеция). В постсоциалистических странах госсектор сохранился как наследие от социалистического прошлого.

      Необходимость госсектора обусловлена, прежде всего, внерыночным характером некоторых, в основном стратегических, целей, которые рынок без государства осуществить не в состоянии. Роль госсектора определяется его долей в ВВП и долей занятых в нем людей от всех трудоспособных. В настоящее время в странах ЕС на государственных предприятиях занято более 8 млн чел., что составляет около 11% всех работающих по найму. На них приходится 12,5% ВВП и 20% капиталовложений. Максимальный вклад госсектора в ВВП у Греции (23,3%), минимальный у Нидерландов (8,3%). На государственных предприятиях энергетики занято 70% работающих в отрасли, на транспорте и связи – 60%, в финансовом секторе – 30%. Традиционно большое влияние имеют госсекторы Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии в металлургии, авто- и судостроении, химии, пищевой промышленности, авиастроении, атомной энергетике и космической промышленности

      Государственные концерны «Рено» во Франции и «Фольксваген» в ФРГ дают примеры эффективного использования госсобственности.

      Однако расширение госсектора и непомерное увеличение роли государства в экономике создают предпосылки для бюрократизации и коррупции. (Россия здесь занимает одно из первых мест в мире). Одним из объективных показателей бюрократизации страны, являющейся одной из причин коррупции, может служить отношение доли госаппарата к числу всех трудоспособных к доле госрасходов в ВВП. Например, для стран ОЭСР госрасходы в ВВП составляют 51%, отношение занятых на госслужбе к занятым в экономике – 19,2%, отношение второго к первому 0,37. Для Египта те же показатели равны14%, 17,9% и 1,28. Отсюда степень «бюрократизации» Египта в 3,46 раза выше, чем в странах ОЭСР.

      Анализ различных моделей взаимодействия государств с экономиками своих стран позволяет сделать вывод о постепенной конвергенции моделей, что объясняется, прежде всего, глобализацией экономики. Крайние случаи сверх социально ориентированных и сверхлиберальных стран постепенно приближаются к центру спектра, а весь спектр моделей становится со временем все более узким.

     

      2.3. Классификация интеграционных образований

      Эволюция форм межстрановой интеграции, так же как и интеграция между отдельными предприятиями, идет от относительно простых и «мягких» форм к более сложным и жестким. Например, интеграция между предприятиями начиналась со стратегических альянсов, затем появились картели и синдикаты и, наконец, тресты и концерны. После появления более сложных форм относительно более простые, появившиеся на более ранних этапах эволюции, не отмирают, а лишь утрачивают свое былое доминирующее значение и занимают определенную нишу.

      Интеграционные объединения на уровне стран проходят следующие эволюционно сменяющие друг друга формы:

      1. Зоны свободной торговли. С организации таких зон начинается интеграция. При этом между странами заключаются соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров. Общее направление на либерализацию внешней торговли соответствует общим тенденциям и вектору усилий ВТО.

      2. Таможенный союз. В таможенном союзе вырабатывается единая таможенная политика по отношению к третьим странам.

      3. Общий рынок. Общий рынок предполагает полную либерализацию межгосударственных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эти рынки становятся едиными для всех стран общего рынка.

      4. Валютный союз. Валютный союз дополняет уже имеющиеся договоренности об общем рынке единой валютной политикой. Постепенно осуществляется переход к единой валюте. Организуется единый центральный банк или система центральных банков, осуществляющих согласованную валютную и эмиссионную политику.

      5. Экономический союз. Экономический союз является высшей формой экономической интеграции, при которой общий рынок и валютный союз дополняются общей экономической политикой. Возникают надгосударственные экономические органы, решения которых становятся обязательными для экономических субъектов стран союза.

      6. Политический союз. Политический союз – это уже переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству.    

      К настоящему времени в мировой экономике насчитывается уже несколько десятков региональных интеграционных объединений со всеми перечисленными ыше формами интеграции. На рис. 2.1. изображены основные интеграционные объединения, расположенные в различных частях света.

Интеграционные объединения
 
 






1. Европа





















2. Америка





















3. Азия





















4. Африка.






1.1.  Европейский

союз (ЕС)

2.1. ОАГ

3.1. АТЭС

4.1. ОАЕ






1.2. ЕАСТ

2.2. КАРИКОМ

3.2. АСЕАН

4.2. ЮДЕАК






1.3. ЕЭП

2.3. НАФТА

3.3. САЭЕ

4.3. ЭКОВАС






1.4. СНГ

2.4. МЕРКОСУР

3.4. ОЭС

4.4. САДК






1.5. ЧЭС

2.5. Андская

группа


4.5. КОМЕСА









4.6. УЭМОА


      Рис. 2.1. Система межгосударственных интеграционных объединений

                                 

Интеграционные объединения Европы  

 
1.1.  Европейский союз (ЕС) является самым развитым                                                          развитым интеграционным образованием в мире

и представляет собой высшую форму экономической интеграции. ЕС последовательно прошел все вышеназванные формы интеграции и в настоящее время находится на стадии политического объединения. Сейчас состояние этого объединения можно определить как промежуточное между самой высокой ступенью экономической и политической интеграции и начальной стадией образования единого конфедеративного государства.

      История развития ЕС чрезвычайно поучительна, особенно для нашего СНГ. Вот ее краткая летопись.

      1952 г. – образование Европейского объединения угля и стали с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Экономическая необходимость и экономические интересы подтолкнули недавних врагов (только 7 лет назад кончилась война) к объединению.

      1957 г. – создание по Римскому договору Европейского экономического сообщества (ЕС), фактически зоны свободной торговли.

      1968 г. – фактическое образование таможенного союза. За эти годы ЕС «обросло» множеством вспомогательных организаций, таких как аграрный фонд ЕС (ФЕОГА), призванный координировать аграрные политики стран Содружества.

      1979 г. – создание Европейской валютной системы на базе единой расчетной единицы – ЭКЮ.

      1985 г. – окончание создания полностью интегрированного общего рынка. Вообще-то, ЕС с начала его образования называли Общим рынком, но окончательно он оформился после подписания Единого европейского акта в 1985 г.

      1991 г. – подписание Маастрихтского договора об образовании Европейского союза, предусматривающего единое гражданство ЕС (параллельно с национальным гражданством), формирование валютного, экономического и политического союзов.

      1999 г. – начало перехода к единой валюте – евро.

      К настоящему времени уже создана система надгосударственных органов ЕС, включающих Европейский Совет, Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Европейскую комиссию и Европейский суд.

      Европейский совет состоит из глав государств или правительств государств-членов. В него входят также председатель Европейской комиссии, министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Он определяет основные стратегические направления деятельности Союза и принимает решения на сессиях, которые проводятся минимум дважды в год.

      Европейский парламент избирается на 5-летний срок и состоит из 626 депутатов, число которых от каждой страны зависит от численности населения. Совет и Парламент принимают решения совместно по ряду наиболее важных направлений. Если Совет и Парламент не могут прийти к соглашению по какому-либо постановлению или директиве, предусматривается достижение компромисса путем создания согласительного комитета.

      Совет Европейского Союза (Совет министров) состоит из министров правительств государств-членов и несет ответственность за принятие основных политических решений Сообщества на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Совет министров обладает реальной властью – принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства ЕС.

      Европейская комиссия является исполнительным органом и несет ответственность за соблюдение выполнения Договора. Ее полномочия заключаются в законодательной инициативе и контроле за правильностью применения положений Договора и решений институтов ЕС. Она может поставить вопрос о нарушении каким-либо государством-членом ЕС условий Договора и решений ЕС и передать дело в Европейский суд. Комиссия разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС.

      Европейский суд призван обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении Договора соблюдался закон. Он выступает в качестве высшего апелляционного суда ЕС.

     Резюмируя вышесказанное, Европейская комиссия готовит предложения, Европейский парламент высказывает мнение о предложениях, Совет министров принимает окончательные решения, Европейская комиссия отвечает за осуществление принятых решений. Европейский парламент совместно с Советом и Европейская комиссия принимают постановления и решения, а также дают рекомендации и делают заключения.

      Постановления, имеющие общее применение, являются юридически обязывающими и имеют характер прямого действия для всех государств-членов, заменяя соответствующие элементы национального законодательства.

      Директивы являются обязательными для определенных государств-членов и касаются цели, которая должна быть достигнута. Выбор форм и методов осуществления целей остается за национальными органами власти. Решения касаются конкретных вопросов и являются обязательными для государств-членов, которым они непосредственно адресованы.

      Заключения и рекомендации относятся к тенденциям развития и направлениям политики и не имеют обязательной силы.

      В настоящее время ЕС представляет собой мощнейший экономический блок, способный реально конкурировать с США и Японией. Его членами являются 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Европейский союз – это крупнейший в мире экономический блок с населением 325 млн человек, ВНП в 8900 мрд долл. США (40% стран ОЭСР). На его долю приходится 21% мировой торговли (США – 20%).       

      1.2. СНГ – Содружество независимых государств создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за исключением стран Балтии. Первоначально СНГ воспринимался как некоторая новая более свободная конфедеративная форма СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.