Мировая экономика и международные экономические отношения
Большое распространение в последние десятилетия
приобрела практика сбыта машин и оборудования через международные торги
(тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда покупатель
(заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее
определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений
заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар,
наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях. Различают
открытые (публичные) торги, к участию в которых приглашаются все желающие
фирмы и организации, изакрытые торги, к участию в которых приглашается
ограниченное число фирм и консорциумов (временных союзов фирм для совместной
борьбы за получение заказа и для его совместного исполнения). Основная часть
международных торгов проводится сейчас в развивающихся странах.
Машины и оборудование могут не только продаваться, но
и сдаваться в аренду. Долгосрочная аренда машин и оборудования называется лизингом.
Лизинговый бизнес, распространившийся с середины 50-х гг. в США, ускоренно развивается на международной
арене с 70-х гг. Лизинг позволяет промышленным, транспортным и другим
предприятиям (арендаторам) получать у специализированных лизинговых компаний
(арендодателей) за определенную плату в долгосрочное пользование широкий
спектр основных средств производства (от мелкого конторского оборудования до
сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудования, от автотранспортных
средств до реактивных авиалайнеров и океанских танкеров и т.д.). Соглашение о
лизинге обычно заключается на срок от пяти до десяти, а порой до 20 лет и более.
По истечении срока соглашения предприятие-арендатор обычно имеет право
приобрести арендуемое оборудование с учетом суммы внесенной арендной платы.
Лизинг обеспечивает производителям дополнительную возможность сбыта продукции
при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках, а потребителям -
возможность в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса
обновлять оборудование без единовременной мобилизации значительных средств на
его приобретение. На мировом рынке действует около тысячи международных
лизинговых компаний, на арендные операции которых приходится, по некоторым
оценкам, 1/5 мирового экспорта машин и оборудования.
Признанными мировыми лидерами в производстве и
экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых
приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же
часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными
экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также
Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция,
Швейцария. В целом на развитые страны Запада приходится около ѕ мирового
экспорта машинно-технической продукции. Доля машиностроительной продукции в
экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по
экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт
машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из
НИС). Сингапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых
экспортеров электроники, уступая только таким признанным лидерам
научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и
Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из
развивающихся стран в продвижении на мировой рынок также автомобилей
(Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия,
Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электрооборудования,
некоторых вооружений и других технически сложных видов продукции. Доля стран
Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования в 1990
г. составляла всего 3,5%. Выделялись здесь на общем фоне бывший СССР и
Чехословакия (у последней в конце 80-x гг. на машины,
оборудование и транспортные средства приходилось почти 2/3 всего экспорта). В
связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и сокращением взаимной торговли,
а также неконкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования,
производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в
экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая республики бывшего
СССР) снижается. Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин
и оборудования из России сыграло резкое сокращение российского экспорта
оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е
место в мире – около 15 млрд. дол.[33]), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд.
дол. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции).
Статистика ООН относит к сырьевым товарам
продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье; каучук, включая синтетический;
лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу; текстильные волокна и др.), руды и
другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные
металлы. В то же время черные металлы и химические продукты, пряжу, ткани ООН
относит к готовым изделиям.
В целом довольно сложно провести границу между
сырьевыми товарами и готовыми изделиями. В узком смысле сырье включает в себя
только продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства, в широком -
все материалы, непосредственно добываемые из окружающей среды (уголь, нефть,
руды, лес и др.), а также полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке
и в свою очередь выступающие сырьем для готовой продукции (металлы, химические
товары, пряжа, фанера и т.д.). В данном разделе мы рассматриваем особенности
международной торговли сырьевыми товарами, взятыми в широком смысле.
Международная торговля сырьем в значительно большей
степени, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими
компаниями промышленно развитых капиталистических стран, прежде всего ТНК. THK контролируют, к примеру, до 80-90% экспорта чая, кофе, какао, хлопка,
лесных продуктов, табака, джута, меди, железной руды и бокситов. При этом в
каждом конкретном случае контроль осуществляется тремя-шестью ведущими фирмами,
которые имеют возможность контролировать цены на соответствующих рынках.
Особое место в торговле сырьем занимает
внутрикорпорационная торговля между материнскими и дочерними фирмами добывающих
ТНК. Она ведется по пониженным трансфертным ценам, что создает возможность для
безналогового перевода прибылей, полученных при разработке зарубежных
источников сырья с использованием
местной дешевой рабочей силы. Внутрикорпорационная торговля составляет около
30% мирового экспорта сырья.
Для торговли сырьем характерно растущее число
долгосрочных соглашений. Обычно они заключаются на срок 15-20 лет и более.
Особенно распространены такие соглашения при торговле железной, марганцевой,
хромовой рудой, природным газом,
фосфатами, бокситами, каменным углем, урановой рудой.
Важная форма долгосрочных соглашений - уже
упоминавшиеся компенсационные сделки (соглашения типа
“развитиe-импорт”). Согласно условиям подобных сделок, импортер сырья
предоставляет экспортеру кредит на разработку месторождения или создание
соответствующего производства, получая в погашение займа часть продукции нового
предприятия.
Существенное место в торговле сырьем занимают
ассоциации экспортеров сырья, создаваемые на межправительственной основе и
осуществляющие коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами.
Имеется свыше 20 подобных объединений, наиболее известное и влиятельное среди
них, пожалуй, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в 1960 г.
и объединяющая 11 государств, на которые приходится около 40% объема
нефтепродаж в мире.
В направлении межгосударственного регулирования рынков
сырьевых товаров в последние десятилетия успешно действует Конференция ООН по
торговле и развитию (ЮНКТАД). В ее рамках была выдвинута и одобрена
Интегрированная программа по сырью (1976 г.), разработано межправительственное
соглашение о создании Общего фонда сырьевых товаров, предназначенного для
стабилизации мировых рынков сырья (1980 г.).
Около 20% мировой торговли сырьевыми и продовольственными
товарами осуществляется через международные товарные биржи.
Биржевые цены служат ориентирами для установления цен во внебиржевой торговле,
а сами операции на бирже активно используются для страхования торговых сделок и
сырьевых запасов от изменения рыночных цен.
В настоящее время объектами биржевой торговли являются
60-70 видов товаров. Две трети товаров, обращающихся на международных товарных
биржах, - это сельскохозяйственные и лесные товары (прежде всего маслосемена и
продукты их переработки, зерновые, живой скот и мясо). В группе промышленного
сырья и продуктов его переработки более половины оборота приходится на
топливные товары (сырую нефть и продукты ее переработки). Доля драгоценных
металлов (золота, серебра, платины, палладия) составляет 30% оборота товаров
этой группы, цветных металлов (меди, олова, свинца, цинка, никеля, алюминия) -
20%.
Важнейшие центры международной биржевой торговли
сосредоточены в США (Чикаго, Нью-Йорк) и Великобритании (Лондон). В последние
годы существенно возросла роль Японии (Токио).
К числу международных относят также ряд
специализированных бирж, обслуживающих региональные рынки, - Виннипегская, Парижская,
Сиднейская, Сингапурская, Сянганская (Гонконг) и ряд других.
На товарных биржах примерно только 5-10% от общего
числа сделок совершается на реальный товар, когда продавцы обязаны доставить
товар на биржу, а покупатели - забрать его с биржи; 90-95% сделок - это так
называемые срочные (фьючерсные) сделки, 80% которых совершается с целью
спекуляции, игры на повышение или понижение цен, 20% - для страхования
(хеджирования) от потерь, вызванных изменением цен на товары.
Развивающиеся страны продолжают оставаться важнейшими
поставщиками топлива (около 57% мирового экспорта в 1995 г.) и минерального
сырья (36%) для промышленно развитых стран Запада. В то же время их доля в
мировом экспорте сырья (без нефти) и продовольствия сократилась с 40 в 1960 г.
до 28% в начале 90-х гг.
Страны Ближнего и Среднего Востока обеспечивают
примерно 2/3 мирового экспорта сырой нефти (крупнейшие экспортеры – Саудовская
Аравия (1-е место в мире), Иран, ОАЭ). В десятку ведущих экспортеров нефти
входят и такие развивающиеся страны, как Венесуэла, Нигерия, Мексика, Ливия.
Алжир и Индонезия являются крупными экспортерами природного газа, Колумбия –
каменного угля.
Добыча основных видов минеральных ресурсов в
развивающихся странах примерно в три раза превышает их собственные потребности,
а возникающие “излишки” направляются на экспорт в промышленно развитые страны.
Ведущими экспортерами минерального сырья в этой группе государств являются
Бразилия (железная руда, марганец, титан, олово, бокситы, графит и др.), Чили
(медь), Перу (медь, свинец, цинк, олово), Гвинея (бокситы) и др.
На развивающиеся страны приходится около 32% мирового
экспорта сельскохозяйственного сырья. Особенно важную роль играют они в
экспорте тропических продуктов (какао-бобы, кофе, чай и др.) - около 90%
мирового экспорта, а также сахара - свыше 50%. При этом чая больше всего
экспортирует Индия, кофе – Бразилия, какао – Кот-д’Ивуар, сахара – Бразилия.
В связи с переносом в развивающиеся страны
экологически опасных, материало- и трудоемких производств из развитых
капиталистических государств и самостоятельным развитием соответствующих
отраслей увеличилась доля этой группы государств в мировом экспорте
полуфабрикатов (черные и цветные металлы, химикаты и др.)[34]. Так, Республика Корея и Бразилия – крупные экспортеры стали и
проката; Бразилия, Венесуэла, Бахрейн, ОАЭ - алюминия.
Развитые страны Запада не обеспечивают себя полностью
топливом и минеральным сырьем и значительную часть своих потребностей
удовлетворяют за счет поставок из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так,
даже в США с их развитой нефтяной промышленностью доля импортной нефти в
потреблении достигла 50%. Западная Европа удовлетворяет свои потребности в
нефти лишь на 1/3, а вся остальная нефть импортируется из развивающихся стран и
из России. Япония полностью зависит от импорта нефти. Западная Европа
импортирует из России и из стран Африки более половины потребляемого природного
газа. Что касается минерального сырья, то страны Запада (в первую очередь
Западная Европа и Япония) удовлетворяют за счет импорта примерно 1/3 своих
потребностей.
В то же время на развитые капиталистические страны
приходится 31% мирового экспорта топлива и 55% мирового экспорта руд и металлов
(1995 г.). Они являются крупными экспортерами нефти (Норвегия, Великобритания,
Канада), природного газа (Канада, Нидерланды, Норвегия), каменного угля
(Австралия, США. ЮАР, Канада и др.), урана (Канада, ЮАР, Австралия, США),
железной (Австралия, Канада, Швеция) и хромовой (ЮАР) руды, никеля (Канада),
молибдена (США), бокситов (Австралия), свинца (Австралия, Канада), цинка
(Канада, Австралия), золота (ЮАР, США, Австралия, Канада), металлов платиновой
группы (ЮАР, Канада), алмазов (Австралия, ЮАР) и др.
Развитые страны Запада - ведущие экспортеры (около 67%
мирового экспорта) и импортеры (68% мирового импорта) продовольствия. Особенно
велика их доля в мировом экспорте молочных товаров, зерновых, мяса, напитков,
фруктов, овощей, масличных, рыбы. Ведущими экспортерами продовольствия в этой
группе стран являются США, страны ЕС, Канада, Австралия; импортерами - Япония,
США, страны ЕС.
На взаимную торговлю промышленно развитых стран Запада
приходится более 60% мировой торговли химической продукцией (важнейшие
экспортеры - ФРГ, CШA, Франция,
Великобритания, импортеры - ФРГ, США, Франция, Великобритания, Италия).
Япония, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Франция и Италия
являются крупными экспортерами стали и проката, Канада, Австралия, Норвегия,
США, Нидерланды – алюминия.
Сейчас на долю нашей страны приходится около 14%
мирового экспорта продукции из черных металлов, более 20% мирового экспорта
алюминия, 17% никеля, 11% меди, более 10% титана и т.д. Массированные поставки,
нередко по бросовым ценам, привели к резкой дестабилизации мирового рынка и
существенному снижению цен на металлы, к тому, что страны Запада начали принимать
протекционистские меры по защите собственных производителей от российской
конкуренции.
Россия также является крупным экспортером алмазов,
минеральных удобрений, древесины и целлюлозы.
В целом в последние годы импорт обеспечивает примерно
1/3 потребления продовольствия в России и свыше 50% его розничного
товарооборота (меньшая доля импорта в потреблении объясняется резко
увеличившимся объемом производства продовольствия в личных подсобных
хозяйствах).
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая
часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике
ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и
связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и
коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм,
финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение,
физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные,
информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по
изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный
сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется,
разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью
интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны,
транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли
товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых
контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в
отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не
подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия
за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных
потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики
значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с
торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки
товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и
кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно
велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы
большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных
консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых
для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на
внешнем рынке.
Международная торговля услугами также тесно
сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она
вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг.
В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы
стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около
1,3 трлн. дол. и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти
занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный оборот, либо
фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в
экспорт товаров. Из-за этого у США, например, фактический объем экспорта услуг,
по некоторым оценкам, почти в два раза выше официального.
Международная статистика дает ограниченный объем
сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю
всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4
мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на
международный туризм.
Основную часть международных транспортных услуг
составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского
(реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения
конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки,
заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и
грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется
чартером. Собственно фрахт - одна из форм оплаты
морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для
каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется
на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за
определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового
рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов.
Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская,
средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская,
североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.
В целом совокупная мировая
стоимость фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г. до 247 млрд. дол. в 1995
г.