скачать рефераты

МЕНЮ


Мировая экономика и международные экономические отношения

Важное значение в мировых потоках прямых инвестиций имеют внутриконтинентальные инвестиции между западноевропейскими странами, увеличивающиеся в результате создания единого рынка капиталов ЕС, а также  японские инвестиции в страны Западной Европы. В то же время сама Япония вплоть до начала 80-x гг. проводила достаточно жесткую ограничительную политику в отношении проникновения в страну иностранного капитала. В результате по состоянию на конец 1997 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций в японскую экономику составлял всего 21 млрд. дол., что в сопоставлении с масштабами японской эконо­мики и степенью вовлеченности страны в МРТ является крайне не­значительным показателем.

В 80-е гг. развивающиеся страны проигрывали развитым в соревновании за привлечение иностранных инвестиций. Если в 1983-1987 гг. они получили 24% всех прямых иностранных инвестиций, то в 1990 г. – только 17%. В 90-е гг. приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны резко увеличился. Если в 1990 г. они (включая Китай) получили 34 млрд. дол. иностранных инвестиций, то в 1997 г. – уже 149 млрд. дол., а их доля в общем притоке инвестиций возросла  до 37%. Среди причин, обусловивших бум иностранных инвестиций, называют общую либерализацию экономики развивающихся стран, облегчение доступа туда иностранного капитала, а также широкомасштабную приватизацию государственных предприятий, к которой были допущены иностранные инвесторы. Сыграли свою роль и такие факторы, как высокая оценка перспектив развития в ряде развивающихся государств (особенно Азии), дешевизна рабочей силы, ослабление протекционизма и облегчение доступа продукции из развивающихся государств на рынки промышленно развитых стран.

Распределение инвестиций среди этих государств исключительно неравномерно. Наибольшая доля притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 1997 г. (почти 60%) пришлась на страны Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, при этом почти 1/3 составила доля КНР. На втором мес­те - Латинская Америка (около 38%). В то же время доля всех развивающихся стран Африки составила чуть более 3%. Из общего притока прямых инвестиций в развивающийся мир почти 80%  поступает всего в десять стран (табл. 15).


Особенно преуспел в их привлечении Китай, для которого открытость внешнему миру и иностранному капиталу является одной из важнейших составляю­щих курса экономических реформ. К началу 1999 г. страна привлекла в виде прямых иностранных инвестиций более 265 млрд. дол. Среди инвесторов ведущее место занимают Гонконг, Тайвань, Япония, США и Сингапур. В значительной степени это капитал зарубежных китайцев (хуацяо). Важным фактором, спо­собствовавшим иностранным инвестициям, явилось создание в Ки­тае системы районов льготного иностранного инвестирования (специальные экономические зоны, зоны технико-экономического развития, открытые города, открытые приморские экономические районы и др.).

Растет в последние годы и роль развивающихся стран в экспорте предпринимательского капитала. Это прежде всего относится к таким НИС, как Гонконг, Бразилия, Мексика, Аргентина, Сингапур, Республика Корея, Тай­вань.

Доля Центральной и Восточной Европы и государств, возникших на месте СССР, в ежегодном притоке прямых иностранных инвестиций возросла в 1990-1997 гг. с 0,1 до 4,6%. Общая сумма накопленных инвестиций по состоянию на конец 1997 г. составила около 62 млрд. дол. Наибольшие суммы прямых инвестиций в этом регионе за 1990-1998 гг. получили Польша (22,9 млрд. дол.) и Венгрия (17,2 млрд. дол.).

Значительные надежды связывались с иностранными инвестиция­ми в России. Пока, однако, их притоку препятствуют политическая нестабильность, финансово-экономический кризис, отсутствие необходимых гарантий для иностранных инвесторов, неустойчивость и слабая проработанность законодательства и другие факторы. В результате, по некоторым оценкам, накопленный объем прямых иностранных инвестиций в России на начало 1999 г. составил всего около 13 млрд. дол. при емкости рынка 40-50 млрд. еже­годно. Напомним, что КНР получила к этому времени более 260 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций.

Что касается отраслевой структуры прямых зарубежных инвес­тиций, то во второй половине ХХ столетия наблюдается их последовательная переориентация с отраслей добывающей промыш­ленности (50-е гг.) на обрабатывающую промышленность (60-70-е гг.) и сферу услуг (80-90-е гг.). Если в начале 70-х гг. на сферу услуг приходилось около 1/4 мирового объема накопленных за рубежом прямых инвестиций, то уже к концу 80-х гг. ее доля приблизилась к 50% накопленного объема и составила 55-60% ежегодного потока новых вложений последних лет.

Характерной особенностью современного этапа вывоза капитала помимо возрастания удельного веса и значения прямых ин­вестиций является возрастание в этом процессе роли государ­ства. Доля государственного капитала в общем вывозе в мире достигает примерно 30%, причем подавляющая его часть (около 90%) идет в развивающиеся страны в виде безвозмездных субсидий и дотаций, государственных долгосрочных кредитов на развитие, государственных коммерческих кредитов и т.д. (так называемая “официальная помощь развитию”). Новым явлением стал и вывоз капитала, осуществляемый через международные ор­ганизации - МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструк­ции и развития (ЕБРР) и др., доля которого составляет около 10%.

Важнейшей составной частью МЭО является международный кре­дит, который выступает в разнообразных формах. Кредиты в де­нежной форме, имеющие долгосрочный характер, в МЭО получили название внешних займов.

По срокам международные кредиты делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти-семи лет) и долгосрочные (свыше пяти-семи лет).

По назначению (в зависимости от того, какие внешнеэкономические сделки покрываются за счет заемных средств) различают кредиты коммерческие, связанные с внешнеторговыми операциями, и финансовые, исполь­зуемые на любые другие цели, включая погашение внешней задол­женности, приобретение ценных бумаг, инвестиции и др.

Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа при реализации товаров и услуг (обычно от двух до семи лет).

Кредиты по видам делятся на товарные, предоставляемые в основном экспортерами своим покупателям, и валютные, выдаваемые банками в денежной форме.

Международные банковские кредиты могут быть связанными и финансовыми. Связанные кредиты имеют строго це­левой характер, который закрепляется в кредитном соглашении. Финансовые кредиты, в отличие от них, не имеют строгого целе­вого назначения и могут быть использованы по усмотрению заем­щика на любые цели.

По валюте займа различают международные кредиты, предоставляемые в валюте страны должника или страны-кредитора, в валюте третьей страны, а также в международной счетной валютной единице (СДР, ЭКЮ и др.). Чаще всего валютный кредит предоставляется в валюте страны-кредитора.

Особой разновидностью международного кредита является эмиссия облигаций, акций и других ценных бумаг на международ­ном рынке и иностранных рынках капиталов. В качестве кредито­ров здесь выступают инвесторы, помещающие свои средства в иностранные ценные бумаги, а посредниками между ними и заем­щиками выступают банки или группы банков.

Общий объем заимствований на мировых рынках капитала в 1995 г. составил 1258 млрд. дол., превысив уровень 1990 г. более чем в три раза. В качестве основных заемщиков выступают, вопреки распространенному мнению, индустриальные страны Запада. На их долю к середине 90-х гг. приходилось до 85-87% всего мирового импорта заемных средств с внешних финансовых рынков, причем около половины импорта заемных средств с мирового рынка падает на США.

Изменилось и соотношение сил среди стран-кредиторов. Еще недавно основным кредитором выступали США, к которым после повышения в 1973 г. цен на нефть присоединились разбогатевшие нефтеэкспортеры (главным образом с Ближнего Востока). Однако к середине 80-х гг. импорт капитала в США превысил американ­ский экспорт и эта страна стала самым большим в мире должни­ком (к 1995 г. иностранный долг страны достиг 862 млрд. дол.). Группа нефтедобывающих стран стала ежегодно брать кредиты, в сумме составляющие почти столько же, сколько они дают в кредит сами. Новым крупнейшим кредито­ром стала Япония; менее значительная роль принадлежит Швейцарии, Тайваню и некоторым западноевропейским странам.

Международный кредит способствует ускорению развития произ­водительных сил, интернационализации производства и обмена. Он является мощным фактором расширения международной торговли, порождая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, создает благоприятные предпосылки для притока прямых иностран­ных инвестиций в страну-должника. Кредит обеспечивает перераспределение финансовых средств между странами, что позволяет использовать средства с большей эффективностью или удовлетво­рять наиболее острые потребности в заемных средствах. Однако чрезмерное привлечение международных кредитов и их неэффектив­ное использование способно привести к неблагоприятным послед­ствиям для заемщиков. Об этом свидетельствует кризис внешней задолженности развивающихся стран.

С 1970 по 1991 г. внешний долг развивающихся стран увели­чился почти в 15 раз (с 85 млрд. до 1,25 трлн. дол.). Взятые кредиты использовались неэффективно, зачастую на непроизвод­ственные цели - закупки вооружений, финансирование престижных расточительных проектов, покрытие дефицита платежного баланса и т.д. Неуклонно росли трудности с выплатой долга, чему спо­собствовало и повышение процентных ставок в начале 80-х гг. В эпицентре кризиса оказались государства Латинской Америки, на которые приходилась 1/3 всего долга развивающихся стран. Уже в 1982-1983 гг. многие развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки оказались не в состоянии вы­полнять свои кредитные обязательства (у некоторых из них на выплату процентов и погашение долгов уходили почти все доходы от экспорта). Для погашения старых долгов и уплаты процентов они требовали отсрочки платежей и предоставления новых креди­тов, но были вынуждены все же продолжать переводить огромные средства своим кредиторам. В резуль­тате начался отток средств из развивающегося мира, приведший к практическому приостановлению экономического роста, сокра­щению доходов и потребления на душу населения во многих госу­дарствах. К началу 90-х гг. в результате экономических реформ и структурной перестройки   в ряде стран-долж­ников, а также переговоров между за­емщиками и кредиторами остроту проблемы удалось несколько снизить. Для облегчения проблем задолженности созданы два “клуба” – Парижский, объединяющий 19 государств-кредиторов, и Лондонский, членами которого являются около 600 коммерческих банков-кредиторов. Обычной практикой стала реструктуризация долгов - их отсрочка, а в некоторых случаях – полное или частичное списание. Важную, хотя и неоднозначно оцениваемую роль в оказании помощи странам-должникам при перестройке их экономики играет МВФ.

Тем не менее за первую половину 90-х гг. задолженность развивающихся стран, а также присоединившихся к ним государств с переходной экономикой (бывших социалистических) официальным и частным кредиторам Запада возросла более чем на четверть и достила почти 2 трлн. дол. (1998 г.). Перечень крупнейших должников приведен в табл. 16.

Таблица 16

Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой
с наибольшими размерами внешнего долга (1997 г.)

Страна

Величина внешнего долга

 


в млрд. дол. США

в % к ВНП

 

 1. Бразилия

194

23

 2. Мексика

150

37

 3. Республика Корея

143

33

 4. Индонезия

136

62

 5. Китай

147

15

 6. Россия

126

27

 7. Аргентина

123

38

 8. Индия

  94

18

 9. Таиланд

  93

61

10. Турция

  91

43

11. Малайзия

  47

48

 

12. Филиппины

  45

51

 

13. Польша

  40

27

 

14. Венесуэла

  36

41

 

15. Чили

  31

43

 

 

Самая тяжелая ситуация с внешним долгом – у стран Африки, расположенных южнее Сахары, где внешний долг в среднем превышает 70% ВВП. У развивающихся стран Западного полушария абсолютная величина долга в 3,3 раза выше, но отношение долга к ВВП намного лучше – 36% (конец 1998 г.).

Ситуация с внешним долгом СССР оставалась благоприятной вплоть до середины 80-х гг. Затем Советский Союз стал активно занимать деньги у Запада (“кредиты под Горбачева”). Заимствования под перестройку увеличили внешний долг страны с 28 (в 1985 г.) до 95 млрд. дол. (в начале 1990-х г.). После распада СССР России пришлось пойти на “нулевой вариант”, взяв на себя весь бывший советский долг и взяв себе все активы бывшего СССР (долги других стран, недвижимость за рубежом и т.д.)[39].

В апреле 1996 г. наша страна подписала рамочное соглашение с Парижским клубом стран-кредиторов о 25-летней реструктуризации задолженности бывшего СССР в размере около 38 млрд. дол. Соглашение предусматривает предоставление России 6-летнего льготного периода, в течение которого будут выплачиваться только проценты по долгу. Погашение же основной суммы долга начнется только в 2002 г. и завершится через 20 лет. В 1997 г. достигнуты двусторонние договоренности о реструктуризации долга России перед ФРГ, США и Швейцарией (на общую сумму около 20 млрд. дол.), на долю которых приходится 50% долгов бывшего СССР, а также соглашение о полной реструктуризации долга Советского Союза с членами Лондонского клуба кредиторов. Тем не менее, не успев разобраться со старыми долгами, Россия стала набирать новые. В результате внешний долг России на 1 января 1999 г. составил 150,6 млрд. дол. США (из них на долги бывшего СССР приходилось 79,9 млрд.). Бремя внешнего долга, несмотря на соглашения о реструктуризации задолженности, остается весьма серьезным – вплоть до 2005 г. страна должна выплачивать от 14 до 19 млрд. дол. ежегодно.

В сентябре 1997 г. Россия стала членом Парижского клуба стран-кредиторов, что дает ей возможность принимать участие в реструктуризации задолженности других государств. На 1 января 1999 г. 57 стран были должны России примерно 100 млрд. руб. (около 150 млрд. дол. по курсу Госбанка СССР, котируемому  Банком России для платежно-расчетных и торговых соглашений бывшего СССР). Свои долговые обязательства перед Россией выполняют, однако, в той или иной степени только менее трети стран-должников. Значительная часть долгов иностранных государств России (долги наименее развитых стран) может быть отнесена к разряду безнадежных. С учетом этого реальная стоимость долгов бывшего СССР в СКВ, по различным экспертным оценкам, составляет 30-40 млрд. дол.

Основой аккумуляции и перераспределения между странами ссудного капитала является мировой рынок ссудного капитала. Он представляет собой совокупность кредитно-финансовых учреж­дений и фондовых бирж, предоставляющих кредиты и займы ино­странным заемщикам. Мировой рынок ссудных капиталов подразде­ляется на мировой денежный рынок (краткосрочный) и мировой рынок капиталов (средне- и долгосрочный).

Основными видами операций на мировом рынке ссудного капи­тала являются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг, преиму­щественно в виде облигаций (выделяют мировой рынок ценных бу­маг), предоставление и получение банковских кредитов. В 80-е гг. на мировом рынке капиталов ссудные операции, опосредуемые выпуском ценных бумаг, значительно расширились. Эта тенденция именуется секьюритизацией мирового рынка ссудного капитала.

В качестве кредиторов на мировом рынке выступают частные банки и фирмы, прежде всего ТНК и ТНБ, фондовые биржи (при­мерно 40% всех операций); государственные предприятия, прави­тельственные и муниципальные органы (более 40%); международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации (около 20%). Основными заемщиками являются ТНК, правительст­ва, международные валютно-кредитные и финансовые организации.

По кредитам мирового рынка ссудных капиталов применяются фиксированные и плавающие (с 70-х гг.) процентные ставки, ко­торые базируются на процентных ставках стран-ведущих кредито­ров (прежде всего США).

Мировой рынок капиталов состоит из нескольких крупнейших финансовых центров, аккумулирующих и распределяющих огромную массу ссудных капиталов по всему миру. Они связаны между со­бой системами электронной передачи данных (наиболее известная из них – Всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть (SWIFT)).

В настоящее время существует два вида мировых финансовых центров: одни возникли на базе национальных рынков капитала (в зарубежной печати их называют рынками иностранного капита­ла), другие - на базе международных рынков капитала. Хотя первые появились раньше, ныне они имеют подчиненное значение. Подавляющее же большинство мировых финансовых центров пред­ставляет собой совершенно новые образования, возникшие на ос­нове международных рынков капитала, а точнее, еврорынков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.