Мировая экономика и международные экономические отношения
Важное значение в мировых
потоках прямых инвестиций имеют внутриконтинентальные инвестиции между
западноевропейскими странами, увеличивающиеся в результате создания единого
рынка капиталов ЕС, а также японские инвестиции в страны Западной Европы. В то
же время сама Япония вплоть до начала 80-x гг. проводила
достаточно жесткую ограничительную политику в отношении проникновения в страну
иностранного капитала. В результате по состоянию на конец 1997 г. накопленный
объем прямых иностранных инвестиций в японскую экономику составлял всего 21
млрд. дол., что в сопоставлении с масштабами японской экономики и степенью
вовлеченности страны в МРТ является крайне незначительным показателем.
В 80-е гг. развивающиеся
страны проигрывали развитым в соревновании за привлечение иностранных
инвестиций. Если в 1983-1987 гг. они получили 24% всех прямых иностранных
инвестиций, то в 1990 г. – только 17%. В 90-е гг. приток иностранных инвестиций
в развивающиеся страны резко увеличился. Если в 1990 г. они (включая Китай)
получили 34 млрд. дол. иностранных инвестиций, то в 1997 г. – уже 149 млрд.
дол., а их доля в общем притоке инвестиций возросла до 37%. Среди причин,
обусловивших бум иностранных инвестиций, называют общую либерализацию экономики
развивающихся стран, облегчение доступа туда иностранного капитала, а также
широкомасштабную приватизацию государственных предприятий, к которой были
допущены иностранные инвесторы. Сыграли свою роль и такие факторы, как высокая
оценка перспектив развития в ряде развивающихся государств (особенно Азии),
дешевизна рабочей силы, ослабление протекционизма и облегчение доступа
продукции из развивающихся государств на рынки промышленно развитых стран.
Распределение инвестиций
среди этих государств исключительно неравномерно. Наибольшая доля притока
иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 1997 г. (почти 60%) пришлась на
страны Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, при этом почти 1/3 составила доля
КНР. На втором месте - Латинская Америка (около 38%). В то же время доля всех
развивающихся стран Африки составила чуть более 3%. Из общего притока прямых
инвестиций в развивающийся мир почти 80% поступает всего в десять стран (табл.
15).
Особенно преуспел в их
привлечении Китай, для которого открытость внешнему миру и иностранному
капиталу является одной из важнейших составляющих курса экономических реформ.
К началу 1999 г. страна привлекла в виде прямых иностранных инвестиций более
265 млрд. дол. Среди инвесторов ведущее место занимают Гонконг, Тайвань,
Япония, США и Сингапур. В значительной степени это капитал зарубежных китайцев
(хуацяо). Важным фактором, способствовавшим иностранным инвестициям, явилось
создание в Китае системы районов льготного иностранного инвестирования
(специальные экономические зоны, зоны технико-экономического развития, открытые
города, открытые приморские экономические районы и др.).
Растет в последние годы и
роль развивающихся стран в экспорте предпринимательского капитала. Это прежде
всего относится к таким НИС, как Гонконг, Бразилия, Мексика, Аргентина,
Сингапур, Республика Корея, Тайвань.
Доля Центральной и Восточной
Европы и государств, возникших на месте СССР, в ежегодном притоке прямых
иностранных инвестиций возросла в 1990-1997 гг. с 0,1 до 4,6%. Общая сумма
накопленных инвестиций по состоянию на конец 1997 г. составила около 62 млрд.
дол. Наибольшие суммы прямых инвестиций в этом регионе за 1990-1998 гг. получили
Польша (22,9 млрд. дол.) и Венгрия (17,2 млрд. дол.).
Значительные надежды
связывались с иностранными инвестициями в России. Пока, однако, их притоку
препятствуют политическая нестабильность, финансово-экономический кризис,
отсутствие необходимых гарантий для иностранных инвесторов, неустойчивость и
слабая проработанность законодательства и другие факторы. В результате, по
некоторым оценкам, накопленный объем прямых иностранных инвестиций в России на
начало 1999 г. составил всего около 13 млрд. дол. при емкости рынка 40-50 млрд.
ежегодно. Напомним, что КНР получила к этому времени более 260 млрд. дол.
прямых иностранных инвестиций.
Что касается отраслевой
структуры прямых зарубежных инвестиций, то во второй половине ХХ столетия
наблюдается их последовательная переориентация с отраслей добывающей промышленности
(50-е гг.) на обрабатывающую промышленность (60-70-е гг.) и сферу услуг
(80-90-е гг.). Если в начале 70-х гг. на сферу услуг приходилось около 1/4
мирового объема накопленных за рубежом прямых инвестиций, то уже к концу 80-х
гг. ее доля приблизилась к 50% накопленного объема и составила 55-60%
ежегодного потока новых вложений последних лет.
Характерной особенностью
современного этапа вывоза капитала помимо возрастания удельного веса и значения
прямых инвестиций является возрастание в этом процессе роли государства. Доля
государственного капитала в общем вывозе в мире достигает примерно 30%, причем
подавляющая его часть (около 90%) идет в развивающиеся страны в виде
безвозмездных субсидий и дотаций, государственных долгосрочных кредитов на
развитие, государственных коммерческих кредитов и т.д. (так называемая
“официальная помощь развитию”). Новым явлением стал и вывоз капитала,
осуществляемый через международные организации - МВФ, Всемирный банк, Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др., доля которого составляет около
10%.
Важнейшей составной частью МЭО является международный
кредит, который выступает в разнообразных формах. Кредиты в денежной
форме, имеющие долгосрочный характер, в МЭО получили название внешних займов.
По срокам
международные кредиты делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные
(от одного года до пяти-семи лет) и долгосрочные (свыше пяти-семи лет).
По назначению (в
зависимости от того, какие внешнеэкономические сделки покрываются за счет
заемных средств) различают кредиты коммерческие, связанные с внешнеторговыми
операциями, и финансовые, используемые на любые другие цели, включая погашение
внешней задолженности, приобретение ценных бумаг, инвестиции и др.
Международный коммерческий кредит часто выступает в
виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны
предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа при реализации товаров и
услуг (обычно от двух до семи лет).
Кредиты по видам делятся на товарные,
предоставляемые в основном экспортерами своим покупателям, и валютные,
выдаваемые банками в денежной форме.
Международные банковские кредиты могут быть связанными
и финансовыми. Связанные кредиты имеют строго целевой характер,
который закрепляется в кредитном соглашении. Финансовые кредиты, в отличие от
них, не имеют строгого целевого назначения и могут быть использованы по
усмотрению заемщика на любые цели.
По валюте займа различают международные
кредиты, предоставляемые в валюте страны должника или страны-кредитора, в
валюте третьей страны, а также в международной счетной валютной единице (СДР,
ЭКЮ и др.). Чаще всего валютный кредит предоставляется в валюте
страны-кредитора.
Особой разновидностью международного кредита является
эмиссия облигаций, акций и других ценных бумаг на международном рынке и
иностранных рынках капиталов. В качестве кредиторов здесь выступают инвесторы,
помещающие свои средства в иностранные ценные бумаги, а посредниками между ними
и заемщиками выступают банки или группы банков.
Общий объем заимствований на мировых рынках капитала в
1995 г. составил 1258 млрд. дол., превысив уровень 1990 г. более чем в три
раза. В качестве основных заемщиков выступают, вопреки распространенному
мнению, индустриальные страны Запада. На их долю к середине 90-х гг.
приходилось до 85-87% всего мирового импорта заемных средств с внешних
финансовых рынков, причем около половины импорта заемных средств с мирового
рынка падает на США.
Изменилось и соотношение сил среди стран-кредиторов.
Еще недавно основным кредитором выступали США, к которым после повышения в 1973
г. цен на нефть присоединились разбогатевшие нефтеэкспортеры (главным образом с
Ближнего Востока). Однако к середине 80-х гг. импорт капитала в США превысил
американский экспорт и эта страна стала самым большим в мире должником (к
1995 г. иностранный долг страны достиг 862 млрд. дол.). Группа нефтедобывающих
стран стала ежегодно брать кредиты, в сумме составляющие почти столько же,
сколько они дают в кредит сами. Новым крупнейшим кредитором стала Япония;
менее значительная роль принадлежит Швейцарии, Тайваню и некоторым
западноевропейским странам.
Международный кредит способствует ускорению развития
производительных сил, интернационализации производства и обмена. Он является
мощным фактором расширения международной торговли, порождая дополнительный
спрос на рынке со стороны заемщиков, создает благоприятные предпосылки для
притока прямых иностранных инвестиций в страну-должника. Кредит обеспечивает
перераспределение финансовых средств между странами, что позволяет использовать
средства с большей эффективностью или удовлетворять наиболее острые
потребности в заемных средствах. Однако чрезмерное привлечение международных
кредитов и их неэффективное использование способно привести к неблагоприятным
последствиям для заемщиков. Об этом свидетельствует кризис внешней
задолженности развивающихся стран.
С 1970 по 1991 г. внешний долг развивающихся стран
увеличился почти в 15 раз (с 85 млрд. до 1,25 трлн. дол.). Взятые кредиты
использовались неэффективно, зачастую на непроизводственные цели - закупки
вооружений, финансирование престижных расточительных проектов, покрытие
дефицита платежного баланса и т.д. Неуклонно росли трудности с выплатой долга,
чему способствовало и повышение процентных ставок в начале 80-х гг. В
эпицентре кризиса оказались государства Латинской Америки, на которые
приходилась 1/3 всего долга развивающихся стран. Уже в 1982-1983 гг. многие
развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки оказались не в состоянии
выполнять свои кредитные обязательства (у некоторых из них на выплату
процентов и погашение долгов уходили почти все доходы от экспорта). Для
погашения старых долгов и уплаты процентов они требовали отсрочки платежей и
предоставления новых кредитов, но были вынуждены все же продолжать переводить
огромные средства своим кредиторам. В результате начался отток средств из
развивающегося мира, приведший к практическому приостановлению экономического
роста, сокращению доходов и потребления на душу населения во многих государствах.
К началу 90-х гг. в результате экономических реформ и структурной перестройки
в ряде стран-должников, а также переговоров между заемщиками и кредиторами
остроту проблемы удалось несколько снизить. Для облегчения проблем задолженности
созданы два “клуба” – Парижский, объединяющий 19
государств-кредиторов, и Лондонский, членами которого являются
около 600 коммерческих банков-кредиторов. Обычной практикой стала
реструктуризация долгов - их отсрочка, а в некоторых случаях – полное или
частичное списание. Важную, хотя и неоднозначно оцениваемую роль в оказании
помощи странам-должникам при перестройке их экономики играет МВФ.
Тем не менее за первую половину 90-х гг. задолженность
развивающихся стран, а также присоединившихся к ним государств с переходной
экономикой (бывших социалистических) официальным и частным кредиторам Запада
возросла более чем на четверть и достила почти 2 трлн. дол. (1998 г.). Перечень
крупнейших должников приведен в табл. 16.
Таблица 16
Развивающиеся государства и
страны с переходной экономикой
с наибольшими размерами внешнего долга (1997 г.)
|