НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг
p> Расширение международного туризма в связи с увеличением доходов
населения, совершенствованием средств транспорта и гостиничного хозяйства,
удешевлением воздушных перевозок (авиатранспорт прочно занимает лидирующее
положение в транспортных пассажирских сообщениях), ослаблением ограничений
на вывоз валюты, а также упрощением пограничных формальностей привело в
конечном счете к увеличению его доли в мировом экспорте услуг. В таких странах, как Япония, США, Швейцария, Малайзия, Финляндия. Дания,
Германия каждый житель ежегодно путешествует по одному и более раз.[12]
По количеству въезжающих туристов на 1998 год лидирующие позиции
занимают: Франция-70000 тыс., Испания – 47749 тыс., США – 46395 тыс.,
Италия-34829 тыс., а из НИС: Китай - 25073 тыс., Мексика-19810 тыс.,
Таиланд – 7843 тыс., Малайзия – 5551 тыс., Бразилия-4818 тыс. человек.[12]
Другим важным видом трансграничного перемещения людей является
движение иностранной рабочей силы: сюда входят и работники физического
труда и все более увеличивающийся поток ученых. Современные трудовые
миграции достигли в сумме уже 100 млн. человек, а общий поток валюты,
заработанный мигрантами и идущий в обратном направлении в страны, откуда
эмигранты выехали, превышает 400 млрд. долл. ежегодно.
Проблема утечки умов, т.е. эмиграция научной и творческой интеллигенции
очень остро стояла в Китае, в развивающихся странах, сейчас она коснулась
России.[2] Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных
филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных
инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно
направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает
необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее
важным направлением является работа по выполнению условий Генерального
соглашение по торговле услугами (ГАТС). Согласно классификация ВТО, к
наиболее «открытым» в мире относится туризм.[3]
Таким образом можно сделать вывод, что около 25% объема «невидимого»
экспорта приходится на транспортные услуги, 20% - на международный туризм.
Остальные 55% распределяются между страхованием, коммуникативными услугами,
обработкой и передачей информации, рекламой, техническими и инженерно-
проектными услугами, кинопрокатом, консультационными услугами.[2]
Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля
услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового
хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-1998 гг. вырос в
3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год.[12]
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми
отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых
государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь
ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и
импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и
Германию - около 40%. Для многих компаний из этих стран все большее
значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в
2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в
1980г. до более 8% в конце 90-х годов.
Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран.
Таблица 6
Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к
итогу)
|Группы стран |Экспорт товаров |Экспорт услуг |
| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |
|Всего |100 |100 |100 |100 |
|С низким уровнем доходов |4,7 |6,4 |3,2 |4,0 |
|Со средним уровнем доходов,| | | | |
|в том числе: |23,3 |18,1 |14,9 |16,4 |
|Ближе к нижней границе |9,2 |6,3 |8,1 |6,5 |
|Ближе к верхней границе |14,1 |11,8 |6,8 |9,9 |
|С высоким уровнем доходов | | | | |
| |72,0 |75,5 |81,9 |79,6 |
Источник :[12] Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой
торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем
доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г.-81,9%,а в 1998 г.
79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и
Тихоокеанского бассейна. Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме
экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем
доходов -4% в 1998 г.. тогда как в странах со средним уровнем доходов он
составлял 16,4%.
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их
экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и,
прежде всего, за счет азиатских стран и территорий, включая Китай,
Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию. Однако даже
достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран
остаются несопоставимыми с масштабами экспорта услуг из развитых
государств.[12] Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во
внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что
некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,
Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и
строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным
финансовым центром.[3].
Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах
Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства,
потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в
Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном
только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5
раза.
Самым первым по времени возникновения считается рынок
транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим
связующим звеном во внешней торговле товарами. Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка
транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке
является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика,
Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно
старой и развитой железнодорожной сетью.
Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей
протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но
большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37]
Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей
связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории
Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют
между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37]
Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный
и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов,
а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных
ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота
сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью
характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что
связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37]
В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и
воздушный транспорт. Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос-
Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно
импорта. [37]
Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и воздушного видов транспорта.
Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через
который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских
контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех
этапах автоматизирована. Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау –
крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7
млн. тонн в год).
В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения
свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В
стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят
рейсы более чем 100 мест назначения.[31]
Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг,
то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в
НИС Латинской Америки.
Таблица 10 Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС
|Страна |Длина |Объем |Грузооборот, |Средняя |
| |внутренних |перевозок |млрд. т км |дальность |
| |водных путей,|грузов, млн. | |перевозки 1 т|
| |тыс.км |т | |груза, км |
|Китай |109,4 |807,5 |310,0 |383,9 |
|Индия |14,5 |18,0 |1,2 |66,7 |
|Бразилия |43,6 |26,5 |35,5 |134,0 |
Источник : [24]
Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность
Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз.
В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся
все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм
стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.
В 2000 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в НИС Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из
данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в Китае за 1998
превышала сумму доходов Бразилии и Мексики вместе взятых за тот же самый
период.
Определенной сенсацией стало опережение в 2000 году Малайзией
Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25%
больше, чем в 1999г. По данным Всемирной туристической организации за 2000 г. в число стран-
лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят:
Мексика, Китай, Гонконг.
Таблица 12
НИС-лидеры в области предоставления туристических услуг [17]
|Страна |Занимаемое место в |Число прибытий |Прирост |
| |мировых турист. услугах |туристов |туристов в |
| | |2000 г. |2000 г. |
| |1990 г|1995 г |2000 г | | |
|Китай |12 |8 |5 |312000 |15,5 |
|Мексика |8 |7 |9 |20000 |5,0 |
|Гонконг, |19 |15 |14 |13100 |15,3 |
|Макао (Китай) | | | | | |
Гонконг в 2000 г. посетили 13 млн. туристов ( на 11 % больше, чем в
1999). Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26] Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества
рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия
для привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на
развитии индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход
странам. Например, Китай в 1997 г. занял пятое место в мире по числу посетивших
его иностранцев и восьмое - по сумме валютных поступлений от туризма.
Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с
Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18]
Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли
услугами является развитие коммерческих услуг.
Если сравнить развитие этих услуг в НИС Азии и Латинской Америки, то
можно сделать вывод, что в НИС Азии эти услуги развиваются более
динамично, чем в НИС Латинской Америки.
Так азиатский экспорт коммерческих услуг в 2000 году увеличился на 13%.
Зарегистрировано ускорение его роста у Гонконга и КНР. Среди стран,
сумевших увеличить как импорт, так и экспорт коммерческих услуг более чем
на 10%, следует отметить Китай, Республику Корея, Сингапур, Тайвань,
Мексику.
Банковские услуги входят в состав коммерческих. Основными видами
банковских операций, проводимых на международном уровне, являются
депозитные и кредитные операции.[30] Спектр предоставляемых банковских услуг НИС Азии более разнообразен и
исторически сложился раньше, чем в НИС Латинской Америки.
Одним из ведущих финансовых и коммерческих центров в юго-восточной
Азии является Гонконг, который считается третьим в мире финансовым центром
после Нью-Йорка и Лондона. Имеется более 160 лицензированных банков,
причем 128 иностранных банков из 40 стран, в том числе 85 из 100
крупнейших банков мира имеют представительские офисы в Гонконге и еще 225
офисов, имеющих лицензию на прием вкладов. Финансовые компании играют
активную роль в финансировании международной торговли и коммерции. Имеются
отличные возможности по получению разнообразных профессиональных
услуг.[33]
Также Гонконг остается свободным портом со свободным притоком капитала
и свободно конвертируемым гонконгским долларом, который официально
привязан к доллару США. В Гонконге нет валютного контроля.[35] Кроме Гонконга ведущим международным финансовым центром НИС Азии
является Сингапур. Представители крупнейших международных банков,
финансовых институтов, компаний по управлению инвестициями, бухгалтерских
и юридических фирм в Сингапуре готовы предоставить широкий спектр услуг
оффшорным инвесторам. Имеется превосходная инфраструктура надежных
юридических услуг. В Сингапуре находятся офисы большинства крупных
бухгалтерских фирм. В Сингапуре также отсутствует валютный контроль.[31]
В мире уже давно существуют оффшорные зоны, и так называемые «зоны
свободной торговли». Такие зоны характеризуются более мягким режимом
регулирования, операции проводятся в валюте стран эмитента, отсутствуют
обязательные резервные отчисления.[5] С помощью оффшорных филиалов и
отделений в налоговых гаванях и финансовых центрах можно выплачивать
прибыль без уплаты подоходного налога, принимать участие в международных
соглашениях и помогать своим клиентам в открытии иностранных компаний и
трастов.[34]
Например, правительство Сингапура активно привлекает иностранных
инвесторов путем предоставления значительных налоговых и финансовых льгот,
и именно в Сингапуре не взимают налогов с процентов по вкладам,
выплачиваемых нерезидентам. Это и позволило Сингапуру, стране, где ставки
налогов высоки, стать одним из ведущих банковских центров Азии и центром
азиатского долларового рынка.[31]
НИС Азии и Латинской Америки в последнее время оказывают все больший
спектр банковских услуг и используют для обслуживания клиентов
информационные технологии, электронные деньги. Так банки Бразилии предоставляют своим клиентам бесплатный доступ в
Интернет, a Бразильский банк Bradesco начал выпуск собственных электронных
денег, которые пока могут обращаться только внутри страны. Когда в начале
2000 г. начались переговоры о создании Глобальной фондовой биржи, среди
потенциальных участников только два принадлежали к формирующимся рынкам —
биржа Сан-Пауло и Мексиканская фондовая биржа.[13]
Кроме Бразилии НИС Латинской Америки на рынке банковских услуг
представлены Аргентиной, в которой существует надежная банковская система,
и наряду с аргентинскими банками действуют такие как City Bank, The First
National Bank of New York, Bank Boston, Bank of Canada, Bank Frances,
Italiano и другие. В повседневном денежном обращении в Аргентине ходят
такие платежных средств как Visa и Master Card и многие другие. [32]
В НИС Азии кроме Сингапура и Гонконга активно развиваются
банковские услуги в Индии, где действует более 30 частных банков. Они
относятся к группе наиболее быстро растущих банков и располагают 13% всех
активов на рынке банковских услуг. У 8 частных банков, основанных в начале
90-х годов, активы росли более чем на 50% в год. «Citibank» инвестировал в Индии 300 млн. долл. и открыл 15 отделений. В
2001 г. Резервный банк Индии предоставил иностранным банкам лицензии на
открытие 15 отделений. В январе 2002 г. РВИ одобрил открытие двух частных
банков, в одном из которых партнером является голландская банковская
компания «Rabobank».[20]
В последние годы происходит постоянный рост числа банков и
расширяется спектр предоставляемых банковских услуг, что связано с
потребностями мировой экономики. Большее развитие эти услуги получили в
НИС Азии, хотя НИС Латинской Америки занимают определенную долю в данном
виде услуг. Превосходство НИС Азии связано с функционированием оффшорных
зон, предоставлением значительных налоговых и финансовых льгот, в
частности в оффшорных зонах не взимаются налоги с процентов по вкладам,
выплачиваемых нерезидентам. Все это позволило НИС Азии одним из ведущих
регионов мира по предоставлению банковских услуг.