Новая европейская валюта и ее перспективы
p> Рисунок 1. Динамика обменного соотношения между евро и долларом США.
[pic] На тот момент это считалось вполне закономерным. Объединение экономик
одиннадцати стран, некоторые из которых не соответствовали даже
Маастрихтским критериям, – дело непростое. Эти требования должны были
служить непременным условием вхождения в новый европейский союз. Ирландия
же и Италия превысили максимально допустимую норму соотношения между
государственной задолженностью и ВВП, а ирландская и португальская
экономики не соответствовали стандартам допустимых темпов развития
инфляции. Кроме того, к новой валюте следовало привыкнуть, что тоже
требовало определенного времени. Однако того, что на самом деле последовало
за первыми неделями снижения, не ожидал, похоже, никто. Уже после февраля-
марта стало ясно, что падение евро приобрело характер долгосрочной, но
стабильной тенденции. Начало НАТОвских бомбардировок и война в Югославии
придали новый импульс начавшемуся движению. С одной стороны, экономики
стран-участниц еврозоны начали испытывать дополнительный прессинг, с другой
– именно военные действия в Югославии способствовали дополнительному
укреплению как американского доллара, так и американской экономики в целом.
В результате евро опустился до уровня 1,0400 менее чем за полгода своего
существования. Итогом стала отставка министра финансов Германии Оскара
Лафонтена, которого обвинили в недостатках планирования. Но даже
произошедшее практически сразу после отставки министра финансов снижение
ставок ЕЦБ, которое, по идее, должно было стимулировать экономический рост,
уже не смогло изменить ситуацию – евро продолжал падать. Падение
происходило на фоне многочисленных комментариев со стороны официальных лиц
– начиная от высших лиц государств, в первую очередь той же самой Германии,
и заканчивая выступлениями видных экономистов, прогнозировавших различные
сценарии развития событий. С приближением лета комментарии приобрели
характер заклинаний: все в один голос утверждали о недооцененности евро по
отношению к доллару и о скором росте новой европейской валюты. В итоге
сложилось впечатление, что по поводу евро не выступали только ленивые.
Однако положение, когда развитие событий на валютном рынке комментировали
именно политики, приводило к прямо противоположному эффекту – вместо того
чтобы расти, евро продолжал падать. Ситуация доходила до смешного – после
шести месяцев постоянного снижения (около13,5%), один из представителей
Финляндии заявил, что "падение евро не столь драматично, как если бы оно
имело характер тренда (долгосрочной тенденции)". Сие заявление было с
юмором оценено всеми валютными операторами, а евро практически сразу
опустилось еще пунктов на 200. В результате представитель Европейского
Центрального банка рекомендовал всем политическим и общественным деятелям
воздержаться от комментариев по поводу евро, "поскольку любые высказывание
приводят лишь к ухудшению ситуации". Жаль, что не все последовали этому
совету. Представляется вероятным, что через некоторое время обменное
соотношение между евро и долларом выровняется и придет в соответствие с
фундаментальными экономическими факторами. Согласно расчетам специалистов
Европейской комиссии евро подешевел относительно валют 24 промышленно
развитых стран гораздо меньше, чем в отношении доллара. Еще меньшим было
снижение курса относительно ведущих 43 валют. О том, что падение курса было
вызвано не столько слабостью евро, сколько исключительным усилением
доллара, говорят и проведенные в Комиссии ЕС сравнения индексов эффективных
курсов. Большинство специалистов считает, что как только экономическое
положение в таких ключевых странах “зоны евро”, как Германия и Франция,
начнет улучшаться, позиции евро относительно доллара сразу усилятся.
Обращает на себя внимание, что, несмотря на падение текущего курса евро,
валютный рынок продолжает рассматривать евро в качестве потенциально
перспективной валюты. Положительные ожидания подкрепляются котировками
форвардного рынка, говорящими о потенциальном удорожании этой валюты в
течение года. Более того, не исключено, что “валютный маятник” может качнуться и в
обратную сторону: в случае усиления нервозности на валютном рынке (как это
отмечалось на разных этапах развития кризиса в Юго-Восточной Азии) и
высвобождения долларовых средств из его кризисных сегментов это может
послужить дополнительным толчком к падению курса доллара. Пока еще небольшой, но достаточно репрезентативный опыт взаимодействия
доллара и евро на мировых рынках показывает, что значительные колебания
обменного соотношения евро и доллара неустранимы. В связи с этим становится
еще более актуальной необходимость реформы мировой валютной системы и
координации действий Евросоюза, США и Японии, а также ведущих международных
экономических организаций. Однако формы такой координации пока не найдены,
предложение некоторых западноевропейских деятелей о введении согласованных
пределов колебаний трех главных валют решительно отклонено. В перспективе долговременная динамика обменного соотношения доллара и
евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя главными
центрами силы в мировой экономике и политике. Пока этот процесс развивается
не в пользу Западной Европы. Вопреки часто высказываемой точке зрения даже в отдаленной перспективе
евро не сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на
международных валютных и финансовых рынках (к чему, кстати, Европейский
Союз и не стремится). Реальными являются лишь два “сценария”:
1. Евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной системе.
2. Доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое доминирующее положение. Разумеется, для полного завершения подвижек в мировой валютной системе
и достижения нового “равновесия” потребуется значительное время. Как бы ни
развивались события, появление евро знаменует собой качественное изменение
мировой валютной системы: впервые за последние полвека на валютных рынках
появляется реальная альтернатива американскому доллару. Создание евро
знаменует радикальный сдвиг в сторону установления биполярности. Появление
евро переводит в новую плоскость противоборство США, Западной Европы и
Японии и в случае успеха единой европейской валюты создаст предпосылки для
возможного передела сфер финансового влияния основных мировых валют. 3. ЕВРО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают
экономическую безопасность России. В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего
мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого
населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в
состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат
по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна
вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские
требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие
в должной мере российскую специфику. Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.
Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия
находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной
страны и ее валюты. Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных
отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас
подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из
которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной
и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в
экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время
Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России. Таблица 2. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %
| |ЕС |США |
|Внешнеторговый оборот |33 |8 |
|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |
|(накопленный объем) | | |
|Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. |44 |35 |
|Иностранные инвестиции в 1998 г. |64 |19 | Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России
является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко
превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль
доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах. Таблица 3. Доллар США в мировой и российской экономике, %
| |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 |
|Внешнеторговые контракты |48 |80 |
|Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 |
|Официальные валютные резервы |65 |65 |
|Государственный долг развивающихся стран|50 |67 | 1 Все данные по России являются оценочными.
2 Не включая ЕС, конец 1996 г. Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на
международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для
российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны. Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.
Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и
политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия
непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические
отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.
Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии,
миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков
и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе —
Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной
экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной
валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости
государства является оздоровление внутренней экономической системы —
внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную
роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования.
Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская
валюта. В контексте экономической безопасности России появление евро и
вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно,
благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то
есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении
вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной
структуры внешних заимствований и торговли. В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная
диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует
осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и
постепенности. Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше,
практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и
пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как
на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых
потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне
государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию
поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий.
Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации
в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют. В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна
валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и
могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро
гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро
существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и
политической) консолидации в Европе. Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны
евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так
называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более
сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может
иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России
(достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии). Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в
состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли:
страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в
пользу вступления в ЭВС. В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего
притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и
Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют
немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и
большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро).
Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить
свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции
заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской
Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в
том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и
уступок обеих сторон). Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных
международных усилиях, направленных на противодействие деятельности
транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по
сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и
российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих
интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают
появление новой международной валюты. Особую опасность представляет
применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и
осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну. В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и
правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся
осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению
финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС
усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила
финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с
соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения
финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг
в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства
борьбы с криминализацией экономики. Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными
обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве,
которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения
капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а
также политической линией Российского государства по вопросу присоединения
России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии
и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими
этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной
системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых
капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных
средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и
правоохранительных органов России и стран ЭВС. 4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ Правовой статус евро определяется соответствующими международными
договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский
договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных
принципах и нормах международного и международного частного права. Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного
союза и единой валюты, состоит из трех частей:
18. нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его участников (например, положения, касающиеся структуры и функционирования Европейской системы центральных банков);
19. нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;
20. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа определяется известным принципом международного и международного частного права, согласно которому к любой валюте применяется право государства-эмитента (в данном случае — право ЕС). В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального
статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский
внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые
странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном
обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне
зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и
на российских операторов). Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально
отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными
валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим
валютам, которое является предметом соответствующего правового
регулирования. В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:
21. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в евро.
22. Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за евро.
23. Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро.
24. Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС размещаются только в евро.
25. Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в евро.
26. Вне указанных выше областей, в которых переход на евро обязателен, участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило “никаких запретов, никаких ограничений”.
27. В полном соответствии с нормами международного частного права введение евро не может служить основанием для применения принципа резкого изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность всех контрактов и других юридических инструментов полностью сохраняются.
28. 1 января 2002 года в обращение будут выпущены купюры и монеты евро, в течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте будут в обязательном порядке конвертированы в евро и прекратят свое существование. После этого евро превратится в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят хождение и на территории третьих стран.
29. Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС, будут в течение неограниченного времени обмениваться на евро кредитными учреждениями на территории союза. Для того чтобы избежать финансового и материального ущерба, российские
экономические операторы должны знать основные правовые нормы в отношении
евро, установленные Европейским Союзом, и в полной мере учитывать их
обязательный характер. В частности, не следует пытаться уклониться от
исполнения сделок и других обязательств по причине якобы неопределенности
некоторых правовых актов ЕС. Попытки такого рода неизбежно будут иметь
отрицательные последствия. Важно помнить и о том, что обменные курсы
11 национальных валют стран — членов ЭВС и ЭКЮ к евро уже определены, и нет
оснований рассчитывать на какие-либо отступления от установленных
соотношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|