скачать рефераты

МЕНЮ


Новая европейская валюта и ее перспективы

p> Вместе с тем стороны, не дожидаясь окончания трехлетнего переходного периода, могут выступить с инициативой перевода долга и/или процентных платежей в евро. Правда, на пути подобных инициатив имеется ряд препятствий. Хотя нормативные документы ЕС, касающиеся единой европейской валюты, в принципе не лишают должника права обращаться и требовать от кредитора пересмотра валюты договора (см. статью 8 (4) Регламента Совета о введении евро), этими же документами установлен незыблемый принцип преемственности и неизменности контрактов и договоров. Опираясь на это положение, любая страна-кредитор на законном основании может воспротивиться досрочному пересмотру валюты кредитного договора. Вместе с тем экономическая (и политическая) целесообразность со временем будет делать кредиторов все более заинтересованными в переходе на евро.

При изменении валюты государственного долга те же документы ЕС обязывают страну-кредитора в интересах соблюдения определенной системы в своей политике и исходя из положений международного права о компетенции государственных органов в области законодательства о деньгах позволять конвертацию лишь на основе решения центрального правительства. Подобная процедура может затягиваться на многие месяцы. Характерно, что в течение первого полугодия 1999 г. российская сторона, по данным Министерства финансов, не ставила перед своими европейскими кредиторами вопрос о переводе долга из соответствующих национальных валют в евро и сама не получала подобных предложений от кредиторов.

Вместе с тем в ряде случаев досрочный пересмотр валюты кредитного договора может стать возможным и целесообразным. Так, открытым остается вопрос о процентных платежах по ранее осуществленным суверенным и квазисуверенным заимствованиям в регионе евро. Действительно, если полученные Правительством Российской Федерации займы, например, у Италии и
Германии имеют разные процентные ставки (плавающие процентные ставки — особый случай), а условия выплаты в основном совпадают (что отражает скоординированную политику предоставления займов или гарантий кредитов, в том числе в рамках ОЭСР), то уже сейчас, а с января 2002 г. — совершенно очевидно возникнут сомнения в юридической оправданности и обоснованности такой ситуации. Правовые акты ЕС по введению евро, в основном рассчитанные на коммерческий оборот, не дают ответа на вопрос о судьбе процентных платежей по такого рода государственным заимствованиям. Очевидно,
Российской Федерации следовало бы вступить в переговоры с партнерами из
“зоны евро” по этому правовому вопросу, имеющему важное экономическое значение.

3. Что касается российского долга европейским кредиторам, номинированного в долларах, то введение евро само по себе не создает никаких оснований для его конвертации в новую валюту. Пересмотр соответствующих кредитных договоров возможен лишь в обычном порядке при наличии обоюдной заинтересованности сторон. Заинтересованность российской стороны при падающем курсе евро очевидна. Но тот же фактор в равной степени определяет незаинтересованность кредиторов. К тому же курсовая конъюнктура переменчива. Как уже отмечалось, в долгосрочном плане следует ожидать повышения курса евро по отношению к доллару, которое неизбежно сведет на нет большую часть полученных от конвертации выгод. В силу этих причин вопрос о переводе части российского государственного долга из долларов в евро в практической плоскости пока не стоит.

Общая линия Российской Федерации в отношении замены доллара на евро в наших долговых обязательствах должна выстраиваться постепенно, с учетом практики международного использования новой мировой валюты, в том числе и в операциях по государственным внешним заимствованиям. Кстати, именно такую осторожную позицию по отношению к евро занял Китай, который намерен определиться в вопросах использования евро в роли мировой валюты только на основе трехлетнего опыта его функционирования.

Следует особо подчеркнуть, что любые шаги по переводу российского государственного долга в евро возможны лишь в строгой увязке с общей тактикой на переговорах о реструктуризации задолженности.

Самостоятельный сегмент российского внешнего долга составляет задолженность российских компаний и коммерческих банков. Она образовалась в основном в 1997—1998 гг., причем значительную ее часть (свыше 40%) составляют кредиты в немецких марках, которые должны быть переоформлены в евро. Эта группа российских должников по иностранным кредитам в силу характера своей деятельности постоянно связана с кредиторами, самостоятельно решает возникающие долговые проблемы.

В более сложном положении находится другая группа российских должников — компании и предприятия. Их задолженность образовалась преимущественно из коммерческих долгов, сделанных в конце 80-х — начале 90- х годов. В соответствии с Заявлением Правительства Российской Федерации от
1 октября 1994 года “О переоформлении коммерческой задолженности бывшего
СССР перед иностранными кредиторами” урегулированием этой части внешнего долга Российской Федерации должны заниматься Министерство финансов,
Министерство торговли и Внешэкономбанк. Соответствующие переговоры ведутся с 14 “страновыми” клубами. Отсутствие прогресса в этой области и особенно резкое падение кредитного рейтинга России после 17 августа 1998 г. существенно осложняют обращение российских компаний на западноевропейский фондовый рынок, где введение евро повысило относительное значение кредитных рисков и, следовательно, требования рынка к дебиторам.

Появление единой европейской валюты требует пересмотра стратегии России относительно новых заимствований. Можно предположить, что в перспективе объем долларовых кредитов в наших операциях на мировом рынке ссудных капиталов сократится и соответственно увеличатся масштабы обращения на объединенный европейский финансовый рынок в силу подробно рассмотренных выше причин (в частности, более низких по сравнению с другими регионами процентных ставок). На возможности использования евро в кредитных операциях повлияет также обычная практика, когда при выборе валюты займа предпочтительной является позиция кредитора. Немецкие и другие кредиторы из стран Евросоюза совершенно определенно станут теперь настаивать на преимущественном использовании евро.

7. КУРСОВАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА РЕЗЕРВОВ

Общие принципы действующего в России валютного механизма предполагают равенство всех валют и отсутствие каких-либо преференциальных или дискриминационных рычагов, применяемых в отношении отдельных валют. Однако на практике для существующей системы характерно фактическое преобладание доллара США. Оно складывается из ряда элементов:
37. Основной объем торговли на внутреннем валютном рынке приходится на операции с долларом, спрос и предложение других валют незначительны. В

1998 г., при шестикратном росте общего объема валютных операций на

Московской межбанковской валютной бирже, по сравнению с предыдущим годом удельный вес операций с долларом США составил 99,3% против 95,3% в 1997 г.
38. Все многообразные факторы курсообразования на международных валютных рынках передаются на российский рынок через доллар США: все остальные валюты выступают в этом процессе как производные от доллара США, их рублевые эквиваленты устанавливаются через систему кросс-курсов на основе рыночного курса доллара. В результате для подавляющего большинства экономических агентов курс российского рубля к доллару США является синтезированным показателем реальной ценности российской национальной валюты.

Очевидной причиной преобладания доллара США в процессе курсообразования является то, что участники рынка — банки, финансовые компании, экспортеры и импортеры — проявляют интерес именно к американской, а не какой-либо другой валюте. Для этого есть свои серьезные основания:
39. доллар США является наиболее ликвидной мировой валютой;
40. доллар США является основной иностранной валютой, используемой при осуществлении расчетов как по внешнеторговым операциям, так и внутри

России;
41. только по доллару США существует достаточно “глубокий” внутренний валютный рынок;
42. в долларах США хранит свои личные сбережения значительная часть населения.

По существу, в России утвердилась бивалютная система: доллар США обращается параллельно с российским рублем.

Курсообразование рубля с использованием курса доллара США несет в себе целый ряд опасностей. Курс доллара на мировых валютных рынках постоянно меняется. Если при этом курс рубля к доллару остается неизменным, то результатом является укрепление (или ослабление) рубля по отношению к прочим валютам одновременно с долларом. Негативный эффект этого процесса особенно чувствителен в связи с тем, что, как уже отмечалось выше, доля США во внешнеэкономических связях России относительно невелика.

Все перекосы, возникающие при формировании курса рубль/доллар (в том числе из-за чисто субъективных настроений операторов рынка), автоматически распространяются и на курс рубль/евро. Кроме того, любые колебания доллара — как относительно рубля, так и относительно евро — отражаются на колебаниях курса рубль/евро. Это сужает возможности уменьшения волатильности рубля за счет других основных валют. В условиях, когда доллар задействован на многих кризисных рынках, колебания его курса могут быть вызваны положением на этих рынках, что автоматически усиливает нестабильность курса рубль/евро.

По состоянию на 1 июля 1999 г. курс евро к доллару понизился примерно на 12% по сравнению с 1 января 1999 г. Курс рубля к доллару за этот же период понизился на 15% (с 20,65 до 24,21 руб./долл.). В результате курс рубля к евро за первое полугодие понизился менее чем на 4%, что означает значительное (почти 20%) реальное (с учетом инфляции) укрепление рубля по отношению к единой европейской валюте.

С учетом значительной недооцененности рубля в настоящее время такое реальное укрепление рубля по отношению к евро не оказывает пока существенного влияния на условия торговли России с Европой. Однако в будущем это может оказать негативное воздействие на состояние платежного баланса России.

Очевидно, что в стратегической перспективе существующая система рано или поздно должна будет уступить место валютному режиму, принятому всеми промышленно развитыми странами, режиму независимого курсообразования рубля применительно ко всем валютам. Однако изменению валютного режима должно предшествовать накопление определенной “критической массы” на валютном рынке, наличие сформировавшихся спроса и предложения на отдельные валюты.
Пока наиболее очевидным (а по сути дела, единственным) кандидатом на роль валюты, способной утвердить свою самостоятельность на валютном рынке
России, является евро.

В этой связи возникает вопрос: что могут предпринять валютные власти
России в переходный период, пока евросегмент валютного рынка находится в стадии становления? Ряд западноевропейских и отечественных специалистов высказывает мысль о том, что исходя из своих геополитических интересов и необходимости борьбы с долларизацией экономики Правительство и Центральный банк Российской Федерации могли бы пойти на создание для евро льготного режима, который позволит преодолеть нынешнюю моновалютную ориентацию участников рынка. Речь могла бы идти, например, о временном применении инструментов, стимулирующих процесс использования евро по всей вертикали
“внешняя торговля — валютный рынок” и предусматривающих, в частности, льготную норму резервирования (с соответствующими коррективами в нормативе валютной позиции для недопущения чрезмерных арбитражных операций), уменьшение норматива обязательной продажи валютной выручки и т.д.

Представляется, что осуществление подобных мер нарушило бы целостность действующего валютного механизма в его нынешнем виде. Реальные изменения в курсовой политике и механизме курсообразования могут быть осуществлены лишь при наличии необходимых для этого объективных предпосылок. Однако это не означает, что регулирующие органы не могут осуществить ряд других мер, способствующих укреплению евросегмента на валютном рынке.

В частности, уже в начале переходного периода в целях лучшего информирования участников рынка, изменения сложившихся психологических стереотипов и нейтрализации отмеченных выше недостатков механизма курсообразования Банк России мог бы начать исчисление и публикацию расчетного курса рубля и евро, минуя доллар. Этот показатель учитывал бы, в частности, изменение реального курса рубля по отношению к валютам всех стран — основных торговых партнеров России.

Достаточно длительная публикация расчетного курса была бы действенной мерой подготовки к переходу к установлению непосредственной котировки рубля по отношению к евро на практике в рамках созревшего для этого евросегмента валютного рынка. Непосредственное курсообразование само по себе будет увеличивать интерес к операциям в евро, поскольку создаст возможности для арбитражных операций со стороны участников валютного рынка.

Надо быть готовыми к тому, что на начальном этапе использования механизмов непосредственного курсообразования операторы рынка будут, по- видимому, ориентироваться как на складывающийся курс доллара, так и на возможности проведения арбитражных операций (такие возможности будут особенно заметны в условиях отладки новых механизмов). По мере же повышения эффективности рынка основным регулятором курса станут более глубокие факторы, в частности, процентные ставки.

В процессе перехода следовало бы учесть практику первых валютных аукционов (в конце 80-х годов) и начального этапа функционирования валютного рынка (в 90-е годы), когда устанавливаемый курс объективно отражал соотношения лишь по относительно узкой группе операций. Более того, из-за отсутствия у операторов исчерпывающей экономической информации, а также с учетом относительно небольшой глубины внутреннего валютного рынка, где любой сколько-нибудь значимый приток или отток ресурсов мог существенно изменить курсовые соотношения, складывавшийся в итоге курс был во многом выражением настроений операторов рынка или их субъективной оценки экономических процессов. Указанное обстоятельство целесообразно принимать во внимание вне зависимости от того, в какую сторону будет эволюционировать валютный рынок России — в сторону повышения роли регулирующих рычагов или, наоборот, в сторону ее уменьшения.

На первом этапе относительная неразвитость российского валютного рынка сделает рыночные котировки рубль/евро недостаточно надежной основой для формирования валютной политики. Поэтому параллельно с этими котировками было бы целесообразно использовать часто применяющуюся в международной практике для аналитических целей, целей сопоставления и т.д. методологию индексов эффективного валютного курса2. При возникновении нормальных условий функционирования валютного рынка расчетный индекс эффективного курса может указывать на “объективные” экономические границы, к которым должен был бы стремиться рыночный курс в отсутствие спекулятивного давления.

Если процесс утверждения евро на валютном рынке России пойдет в рассматриваемом выше направлении, то в перспективе это будет предполагать модификацию принципов курсообразования, основывающихся на долларе, и переход к более широкой корзине “курсообразующих” валют, первоначально включающей в себя доллар и евро (например, в пропорции 50% х 50%).
Необходимо повторить, что условием для введения новых механизмов курсообразования является обеспечение достаточной глубины рынка евро и увеличение масштабов проводимых на его основе операций.

Что касается политики резервов, то, по-видимому, окончательные выводы можно будет сделать позднее в зависимости от того, насколько широко и прочно евро утвердится в международных валютных отношениях и внешнеэкономических связях России.

Очевидно, что по мере роста операций с евро будет автоматически увеличиваться необходимость поддержания большего объема евро в официальных валютных резервах страны. Общий объем потенциальных валютных резервов в евро должен учитывать широкий круг внешнеэкономических показателей (объемы импорта, структуру внешнего долга, платежей по его обслуживанию, глубину внутреннего валютного рынка евро, диапазоны колебаний данной валюты и т.д.) и корректироваться исходя из текущих и стратегических задач. Средства в евро будут необходимы как для регулирования курса рубль/евро, так и для осуществления стерилизационных и иных операций, на которые традиционно могут использоваться валютные резервы.

8. ЕВРО И ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАМКАХ СНГ

Введение евро затрагивает не только Россию, но и все другие государства
СНГ, имеет непосредственное отношение к перспективам развития интеграционных процессов в “постсоветском” пространстве. Какие уроки для
СНГ содержит история валютной интеграции в Западной Европе? Следует ли государствам СНГ принять какие-либо скоординированные меры в связи с появлением евро?

Главные уроки, которые государства СНГ могут извлечь из западноевропейского опыта, сводятся к следующему:
43. Валютная интеграция — не автоматический процесс, она является продуктом политической воли и настойчивых усилий национальных государств, которые при этом могут привести к успеху лишь в том случае, если они экономически обоснованны.
44. Валютной интеграции обязательно предшествует интеграция социально- экономическая: гармонизация национального законодательства и развитие интеграционного права, устоявшееся переплетение национальных экономик, утверждение однотипной модели социально-экономических отношений, наличие интегрированного общего рынка и таможенного союза.
45. Непреложной предпосылкой валютной интеграции являются полная монетизация национальных экономик, оздоровление национальных финансовых систем и создание на этой основе стабильных свободно конвертируемых национальных валют. Решение этих задач входит в круг исключительной ответственности национальных государств.
46. Объединение денежных рынков предполагает и объединение финансовых рынков, полную либерализацию движения капиталов между странами- участницами.
47. Валютный союз может быть прочным лишь при условии высокого уровня конвергенции текущих экономических показателей участвующих в нем стран: низкой инфляции, сбалансированных государственных бюджетов, надежно контролируемого государственного долга, сходных процентных ставок, устойчивых обменных соотношений между национальными валютами.

Очевидно, что государствам СНГ, поставившим перед собой задачу экономической и валютной интеграции, предстоит пройти большой путь во всех этих областях. На данном этапе практический интерес для них представляет опыт Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), который в свое время помог странам Западной Европы преодолеть валютные ограничения в развитии взаимной торговли, обеспечить стабильность национальных валют и подготовить условия для перехода к их полной конвертируемости.

Что же касается координации валютной, в частности, курсовой политики, то, как показал опыт самого Евросоюза, ее проведение шло параллельно или вслед за достижением определенной синхронности в развитии основных экономических процессов, выравниванием экономических условий, созданием совместимой правовой базы и т.д. Валютная интеграция является высшим, завершающим этапом интеграционных процессов в реальной экономике, а предшествующая ей координация курсовой политики закладывает основы для будущего валютного механизма.

При достижении определенного уровня развития механизмов СНГ задача проведения согласованной политики по отношению к ключевым валютам, в том числе евро, по-видимому, встанет в практической плоскости. Однако в настоящее время нельзя говорить о том, что созданы необходимые условия, обеспечивающие эффективность такой координации, даже применительно к
России, Белоруссии и Украине, сохранившим достаточно тесное переплетение экономических связей.

В свете этого представляется вполне оправданным, что в настоящее время отдельные страны СНГ пока ориентируются на проведение самостоятельной политики курсообразования своих валют в отношении к евро. Положение может измениться лишь в том случае, если межстрановые договоренности приведут к либерализации финансовых потоков. Тогда необходимость четкой курсовой координации станет достаточно острой, поскольку без нее могут возникать неоправданные возможности для валютного арбитража и спекулятивного перелива финансовых ресурсов, дестабилизирующих валютный и финансовый рынки.

Очевидно, что тесная взаимосвязь ряда стран СНГ с российским рынком и сами масштабы этого рынка предполагают ведущую роль рубля в их экономических и валютно-финансовых отношениях. Однако, учитывая нынешнее неблагополучное положение в экономике России, в самом движении курса рубля заложены определенные конъюнктурные факторы. Поэтому говорить о привязке курсообразования валют стран СНГ к рублю было бы некорректно, поскольку это означало бы перенос этих факторов посредством курса на внутренние цены и в итоге на экономику этих стран в целом. Этот перенос, конечно, неизбежен, но он должен регулироваться с целью достижения определенной оптимальности.

В то же время нецелесообразной представляется и перспектива жесткой привязки курсов валют стран СНГ либо к доллару, либо к евро, так как это также предполагает (в экономическом плане) перенос экономических проблем
США или ЕС на основные параметры ценовой и курсовой политики в странах СНГ, а в политическом плане означает, что контуры такой политики будут задаваться центральным банком “страны-якоря”.

Одной из важнейших предпосылок оптимального, экономически обоснованного выбора странами СНГ международных валют для осуществления внешних платежей является нормализация их взаиморасчетов. Несовершенство валютных рынков СНГ толкает взаимный товарообмен в сторону натурализации через расширение бартерной торговли. Представляется, что преодолению кризиса в расчетах могла бы содействовать государственная поддержка. Так, в частности, условия конвертации национальных валют должны быть обеспечены договоренностями центральных банков стран СНГ с целью поощрения действующих сегментов национальных валютных рынков для “мягких” валют.

Пробные котировки российского рубля к белорусскому рублю на базе согласованной методики двух центральных банков в последующем могут быть распространены на большее число участников. Чтобы избежать случайного, опосредованного (а потому не всегда имеющего под собой экономическую основу) характера таких котировок, введению предлагаемой системы должно предшествовать построение индексов эффективных курсов, учитывающих основные экономические показатели. По существу, именно в этом направлении идет решение органов валютного регулирования Белоруссии и России об избрании в качестве ориентира котировок Банка России, которые предполагается использовать и внутри Белоруссии. При достижении большей курсовой стабильности и выравнивании экономического положения от этой практики можно будет отказаться, перейдя на непосредственное котирование валют между собой.

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех (или неуспех) новой валюты в России во многом зависит от осведомленности и психологических установок экономических операторов; от того, насколько быстро они смогут выработать навыки и привычку работы с евро. В связи с этим в стране предстоит организовать соответствующую информационно-разъяснительную работу. Она должна вестись в тесном сотрудничестве с органами ЭВС и опираясь на опыт, накопленный в странах
Европейского Cоюза. Масштабы информационной кампании в России будут, конечно, значительно меньшими, чем в странах ЕС. Вместе с тем игнорировать необходимость этой работы нельзя, поскольку без нее невозможно реализовать политическую линию России в отношении евро.

Как показывает практика ЕС, информационную работу целесообразно развернуть на нескольких уровнях: федерального правительства, региональных администраций, профессиональных ассоциаций и непосредственно банков и предприятий.

Задача Правительства и Центрального банка Российской Федерации состоит в том, чтобы, определив стратегические интересы и задачи страны в отношении евро, целенаправленно оказывать воздействие на формирование общественного мнения через средства массовой информации.

Местные органы власти должны определить наиболее актуальные задачи в отношении евро исходя из специфики региона. Следует иметь в виду, что региональные стратегии могут заметно отличаться друг от друга. Так, в районах России, граничащих с ЕС (Финляндия), потребуются детальная проработка вопросов обмена наличных средств, подготовка малого и среднего бизнеса; в районах, связанных с ЕС транспортными коридорами, — вопросов использования евро при оплате экспедиторских услуг; в нефте- и газодобывающих районах — вопросов фактурирования контрактов на поставку сырья.

Особое внимание следует уделить распространению информации в удаленных от центра районах, а также соответствующей подготовке работников местных администраций. Местным органам власти целесообразно организовать, опираясь на помощь федеральных организаций, курсы и семинары для предприятий и организаций, имеющих связи с партнерами из “зоны евро”. Как показывает практика, находящиеся в регионах предприятия имеют крайне ограниченное представление о практической организации платежей в евро и сталкиваются с большими трудностями при решении самых простых, рутинных задач.

Профессиональным и банковским ассоциациям следует взять на себя подготовку узкоспециальных вопросов отрасли, связанных с использованием евро. Они могли бы играть важную роль в подготовке к работе с евро мелких и средних предприятий. Банковские ассоциации могли бы помочь финансовым институтам провести подготовку кадров и модернизацию компьютерных программ.
Кстати, последнее, по опыту стран ЕС, требует больших затрат средств и времени, поскольку предполагает корректировку и последующую отладку индивидуальных компьютерных программ, приспособленных к специфическим нуждам предприятия-пользователя.

Значительное бремя по организации информационно-разъяснительной работы ляжет на банки. Им предстоит своевременно ставить в известность клиентов о возможностях использования евро, разработать информационные пакеты, ориентированные на отдельные категории партнеров — крупные компании, внешнеторговые фирмы, инвестиционные компании, мелкий и средний бизнес, физических лиц.

На глобальном уровне введение евро должно упростить жизнь бизнесменам, ведущим дела с Европой, так как введение единой валюты сделает ненужным закупку разных валют и снимет риск падения той или иной валюты по отношению к рублю. С другой стороны, существует связанный с этим один принципиальный риск для российской экономики в целом. Так сложилось, что ЕС - крупнейший торговый партнер России, поглощающий до 40% российских экспортно-импортных оборотов. Поэтому Евро будет валютой расчетов по примерно половине торговых операций РФ (ведь большинство восточноевропейских валют привязаны не к доллару США, а к дойчмарке). Однако в России - и у населения, и у предприятий, и у государства - доминирующая резервной валютой служит американский доллар. В последние два года это оказалось выгодно - обеспокоенные мировые инвесторы сбили курс марки (и соответственно почти всех прочих евровалют) с 1.30 до 1.75 за доллар, и европейские товары сильно подешевели. Почему? Здесь длинная цепочка причин и следствий.
Германия, пережившая две чудовищных гиперинфляции в 1923 и 1945-48 годах (в первом случае после стабилизации пришлось менять деньги в пропорции 1 миллиард старых за одну новую марку), вменила своему Центральному банку единственную обязанность - недопущение инфляции любой ценой. В результате этого дойчмарка была и остается гордостью немцев: послевоенный уровень инфляции был ниже только в Японии. Поэтому, кстати, 80% жителей Германии против введения Евро (по данным опросов). Введение же Евро передаст доминирущую роль в европейских финансов от Бундесбанка Германии под руководством записного борца с инфляцией доктора Титмайера к новому банку коллегиально управляемому представителями разных европейских стран. Будут среди них и представители Италии и Испании, валюты которых страдали от жесточайшей инфляции, которая была сбита только путем жестких мер перед введением Евро. Будут финны и австрийцы, центробанки которых обязаны не только бороться с инфляцией, но еще и способствовать развитию экономики, борьбе с безработицей и пр. У многих возникло сомнение в способности новой администрации поддержать стабильность евро. Потому-то валюты европейских стран и рухнули по отношению к доллару и к иене. А теперь представим себе, что новый общеевропейский центробанк будет вполне дееспособен, стабильность
Евро не будет подвергаться сомнениям. Курс Евро, уже существующего в безналичной форме, поднимется. И тогда европейские товары, а главное техника и запчасти резко вырастут в применимых в России долларах. С другой стороны, российское сырье, цены на которое традиционно долларизованы, не подорожает.. ..В личном плане для россиян, едущих за рубеж, будет и хорошее и плохое. Хорошее: при поездках за границу можно будет не маяться с обменом валюты в каждой стране. Экономия может быть большая - в среднем на
$1000 покупки валюты в Европе люди тратят 30 долларов на комиссиях обменных пунктов. При новой системе единая валюта (так же, как единая шенгенская виза) будет действовать на всем пространстве EC. Так что, проезжая по маршруту Германия - Бельгия - Франция, вам не придется менять сперва рубли на марки, потом на бельгийские, а в конце и на французские франки. Плохое: при единой валюте и едином экономическом пространстве цены на товары и услуги в разных странах будут уравниваться. Соответственно цены в относительно дешевой Португалии и возмутительно дорогой Швеции будут двигаться примерно к равным значениям, - а, как известно, цены имеют привычку расти, но редко снижаются. С другой стороны, для “долларовых” россиян падение курса евро к доллару может привести к увеличению их покупательной способности.
В заключение можно заметить, что финансовые прогнозы по точности к очень близки прогнозам погоды, Так что узнать, будет ли ураган или ясная погода, мы сможем только после торжественных похорон франков и гульденов через два года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ ИСТОЧНИКОВ

1. http://www.cbr.ru/ - «Центральный Банк Российской Федерации».

2. http://www.evro.ru/ - «Евро в России».

3. http://www.infomarket.md/www.infomarket.md/.



Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.