скачать рефераты

МЕНЮ


Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития.

Послевоенные экономические реформы

После поражения Японии во Второй мировой войне амери­канская оккупационная администрация провела в стране серию глубоких институциональных реформ. Как и в Западной. Герма­нии, здесь прошла либерализация цен, был стабилизирован бюд­жет и введен фиксированный валютный курс. Проведенные в Японии институциональные реформы были более масштабными и глубокими, чем в Западной Германии. Оккупационные власти осуществили программу демонополизации экономики, которая состояла из роспуска довоенных концернов во главе с семейными холдингами («дзайбацу»), широкой распродажи их акций, дроб­ления крупнейших промышленных компаний и принятия анти­монопольного закона.   Цель этой  программы состояла в том. чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию.

Далее, была проведена аграрная реформа с ликвидацией круп­ных владений и массовой перепродажей земли, что привело к со­зданию мелких независимых фермерских хозяйств. Оккупацион­ные власти также перестроили систему государственных предпри­ятий и предприняли финансовое оздоровление частных корпора­ций и банков. Они провели налоговую реформу, которая обеспе­чила предприятиям внутренние источники накопления.

Без всех этих реформ «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться.

Период высоких темпов роста

Это был период, когда Япония преодолевала свое техническое отставание от наиболее развитых стран и осваивала технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массо­вого стандартизированного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы предприятия черной металлургии, уголь­ные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х гг. на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства были со­зданы производство электробытовых приборов и радиоприемни­ков, автомобильная промышленность. Также были созданы от­расли послевоенного поколения: нефтехимия, производство син­тетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкурен­ции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.

Главным направлением в перестройке отраслевой структуры было создание на новой технической основе практически уни­версального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Это направление было продиктовано сочетанием следующих фак­торов: дешевая, хорошо обученная и обильная рабочая сила; от­сутствие собственного сырья и топлива; доступность новых тех­нологий; достаточные внутренние источники накопления и ме­ханизмы финансирования капиталовложений.

Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней задолженности и, кроме. нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользова­лась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном коп-троле над всеми внешними связями (см. ниже). Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставки по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения пред­приятий финансировались главным образом банками.

Послевоенный «бум» деторождения дал стране прирост чис­ленности населения за 1955—1970 гг. с 90 до 104 млн. человек. Ин­дустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сель­ского хозяйства. Численность занятых в несельскохозяйственных отраслях увеличилась с 17 до 36 млн. человек, т.е. более чем уд­воилась. Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий (их число вы­росло в полтора раза). Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс.

На макроэкономическом уровне главной составной частью со­вокупного спроса были личные потребительские расходы населе­ния, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18—20% приходилось на инвестиции в оборудование и производ­ственное строительство. Пока Япония не построила на основе тех­нического обновления конкурентоспособные экспортные отрас­ли, главным ограничителем роста было состояние внешних рас­четов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949—1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импор­та, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае сво­бодного курса иены, и баланс по торговле, и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом.

Для данного периода было характерно активное вмешатель­ство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, т.е. осуществлялась - промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта, что означало практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение досту­па для иностранных инвесторов только на индивидуальной осно­ве. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляю­щей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритет­ным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде от­раслей (в нефтепереработке,- нефтехимии, банковской деятель­ности и страховании). Специфический японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпри­нимателей права на создание подконтрольных правительству кар­телей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того мо­мента, как на внутреннем рынке страны возникал достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отрас­лей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Про­мышленная политика опиралась на групповое поведение пред­приятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала пред­приятиям индивидуальных льгот.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потен­циал для конкурентоспособного экспорта. По мере того как про­дукция обновленной промышленности выходила на международ­ные рынки, внутренний рынок открывался для конкуренции ино­странных товаров. В середине 60-х гг. исчезли периодические де­фициты торгового баланса. К началу 70-х гг. был отменен валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения экс­порта японского капитала за границу. Фиксированный курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела пла­вающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. пере­шла к свободному плавающему курсу.    •

Период структурной адаптации и интернационализации

В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Япо­нии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973—1974 гг. импортные цены выросли в 2,1 раза, в 1979—

1980 гг. - на 8.6%.

t К тому же в 70-х гг. были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обнов­ления товарной номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности в конечном счете привели к удорожа­нию капитального строительства. Поднялся уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В резуль­тате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капита­лоемкого роста. Хотя темп роста снизился более чем наполовину, норма накопления осталась очень высокой (около 30% ВВП).

Промышленность Японии начала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машино­строение и производство современных средств связи. Для форси­рования их развития была осуществлена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-ис­следовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.

По «структурно депрессивным» отраслям в 1978-J 988 гг. были выполнены две пятилетние программы, которые помогли частич­но свернуть те отрасли, где положение предприятий было наибо­лее тяжелым: выплавка алюминия и мартеновской стали, произ­водство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность. Это были последние программы промышленной политики, ибо потреб­ность промышленности в государственном патернализме ушла в прошлое. Внутреннее производство продукции, потерявшей кон­курентоспособность, стало замешаться импортом. Все более се­рьезным источником снабжения промышленности становятся за­рубежные филиалы и совместные предприятия японских корпо­раций.

В итоге японская экономика еще глубже интегрируется в ми­ровое хозяйство. Либерализация внешнеэкономических связей была сильно растянута во времени и дала японским промышлен­никам возможность, при сильной внутренней конкуренции/ ос­новательно подготовиться к конкуренции на международных рынках. Но в мире сформировалось негативное представление об Японии как о стране, закрытой для внешней конкуренции. Хотя формальные ограничения были сняты, традиционная практик;) долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами все больше стали вос­приниматься как признаки протекционистской защиты. В сере­дине 80-х гг. огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и клю­чевым вопросом межгосударственных экономических отношении для Японии.-- В 1986 г. правительство Японии признало, что положительное сальдо торгового баланса есть результат структурной диспропор­ции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Выли введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок и сделать именно внутренний спрос опорой экономичес­кого роста. Но ревальвация  иены (а ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост то­варного экспорта, ускорила вывоз капитала. Зарубежные активы Японии более чем удвоились, резко выросли прямые инвестиции японских компаний. Япония стала экспортировать не только и не столько товары, сколько рабочие места.

  Структурной кризис 90-х гг.

От продолжительного экспортного бума японские банки по­лучали, огромный приток ликвидных средств, который вклады­вался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и не­движимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земель­ных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, по­лучил в прессе и обществе название «экономика мыльного пузы­ря». Когда в 1990 г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и зе­мельных участков начала падать. По мере их падения обнаружи­вались и накапливались долги банкам со стороны, корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому правительством была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма и по­ощряло сокрытие банками информации о состоянии их кредит­ных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми».

Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние, на развитие реального сектора японской экономики. После того как лопнул «пузырь», пошли вниз капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20% до 15—16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога. если экономика страны перестает соответствовать их требовани­ям, они уходят, экономика «опустошается». Недостаток спроси на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабос­тью Японии, в связи с чем кризис 90-х гг. можно назвать струк­турным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынки новым конкурентам, как своим, так и иностранным, т.е. дерегулирование. В числе приоритетных мер — упрощение регла­ментации работы банков и биржи, облегчение правил покупки жилья и земли, отмена лицензирования доступа банков на валют­ные рынки и многое другое.

В 90-х гг. Япония сохранила положительное сальдо по торго­вым платежам и доходам от зарубежных вложений и оно не ком­пенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике не столь­ко прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешне­торгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудше­ние условий деятельности для филиалов японских компаний. Именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских' предприятий. Из-за прекраще­ния поставок местных материалов терпят убытки крупные торго­вые корпорации Японии, ведущие в странах Юго-Восточной Азии строительные проекты. Местные филиалы не возвращают кредиты японским банкам, усугубляя проблему безнадежных долгов.

В конце 1998 г. общая сумма проблемных и безнадежных дол­гов банкам оценивалась в астрономическую сумму — 70—80 трлн. иен (504—576 млрд. долл.), или 20% ВВП. Для стимулирования конъюнктуры и списания безнадежных долгов через бюджет и из средств Банка Японии в экономику направлены огромные фи­нансовые ресурсы — общим объемом 84 трлн. иен, или 684 млрд. долл. Эти «вливания» только углубляют кризис государственного бюджета.

Для оздоровления банковской сферы, без чего Япония не смо­жет рассчитывать на выход из кризиса, нужны банкротства наи­более слабых банков и введение жесткого контроля за реструкту­рированием финансовых учреждений. Надзор за банками поручен новому Агентству финансового надзора. В конце 1998 г. Агентство ввело кризисное государственное управление сроком на один год в двух банках долгосрочного кредита — «LTCB» и Японском кре­дитном банке.

3.2. Индонезия

3.2.1Современные тенденции социально-экономического развития

Растущее вовлечение экономики Индонезии в мировое хозяй­ство наряду с позитивными последствиями несло в себе и нега­тивные. Все это наглядно проявилось в ходе восточноазиатско-го кризиса 1997—1998 гг. В частности, тяжелым бременем оста­ется внешний долг, составляющий 140 млрд долл., из которых Х0 млрд долл. приходится на частный сектор: В свою очередь, 30% частного долга представляют собой обязательства 20 крупнейших финансово-промышленных групп, с которыми тесно связаны ин­тересы экс-президента Сухарто. Бремя «плохих» долгов привело к банкротству половины кредитных институтов, что фактически парализовало банковскую систему страны. Тем самым была по­дорвана финансовая устойчивость реального сектора экономики. В итоге в 1998 г. ВВП сократился на 16%, курс рупии скачкооб­разно менялся, резко ухудшилось материальное положение основ­ных групп населения, общественные процессы оказались деста­билизированы и страна на пороге XXI в. вступила в полосу глу­бокого системного кризиса.


3.3 Таиланд

3.3.1 Современные тенденции социально-экономического развития

В отличие от Малайзии Таиланд вырабатывает антикризисную стратегию в тесной кооперации с международными финансовыми организациями, прежде всего с МВФ. Получив от последнего кре­дитную поддержку в размере 17 млрд долл., правительство активнопроводит санацию банковской системы, страдающей от бремени просроченных долгов, объем которых достигает 35% всех предо­ставленных кредитов. При этом активно используется процедура банкротства, слияния и поглощения кредитных институтов. Ком­плексное оздоровление банковской системы потребует суммы, эк­вивалентной 40-50% ВВП.      ■.

Серьезное давление на экономику оказывают внутренние .и внешние долговые обязательства Таиланда, совокупный объем которых составляет порядка 200% ВВП. Идя на сотрудничество с МВФ, Таиланд стремится адаптировать рекомендации зарубеж­ных экспертов к конкретным реалиям страны. В частности, Банг­коку удалось получить согласие МВФ на временное сохранение дефицитного сальдо бюджета в размере 1—2% ВВП с тем* чтобы поддержать социально-экономическую стабильность в стране.

Нормализация положения в финансовой сфере рассматривает­ся в Таиланде как обязательное, но не единственное условие пре­одоления последствий кризиса. Ключевое значение приобретает проведение в экономике структурной перестройки. С одной стороны, правительство контролирует кредитное обеспечение банка­ми финансовых потребностей сельского хозяйства, что жизненно важно для устойчивого развития Таиланда, с другой — иницииру­ется проведение образовательной реформы как одного из ключе­вых условий структурных преобразований, предусматривающих сдвиги в пользу, перспективных отраслей машиностроения, (авто­мобилестроения, электроники, электротехники и ряда других).

3.4.китай

3.4.1 Современные тенденции социально-экономического развития

Переходный характер современной китайской экономики, со­существование в ней элементов прежней административно-ко­мандной и новой рыночной систем оказывают определяющее воз­действие на процессы общественного воспроизводства в стране. Данные табл. 26.2 свидетельствуют об очень высоких в целом среднегодовых показателях экономического роста в период ре­форм. Но эти данные говорят и о другом: динамика экономичес­кого роста в Китае в 80—90-е гг. характеризуется ярко выраженной неравномерностью.

Резкие ускорения прироста ВВП обычно сопровождаются яв­лениями «перегрева» экономики и скачками инфляции. Для ее обуздания власти вынуждены периодически прибегать к «урегу­лированию» экономики — мерам ограничительной финансовой политики. В результате рост цен замедляется, но платой за это является сопутствующее замедление темпов экономического рос­та. Периоды ускорений и урегулирований следуют один за другим, формируя определенную циклическую тенденцию. К примеру, в 1988 г. — на пике экономического подъема второй половины 80-х гг. — годовой прирост ВВП составил 11,3%, а инфляция — Г8,5%. В результате политики «урегулирования», осуществляв­шейся с осени 1988 г., темпы инфляции снизились в 1990 г. до 2,1%, а темпы экономического роста — до 3,8%. В ходе ново­го хозяйственного оживления, начавшегося во второй половине 1991 Г., максимальные темпы экономического роста (14,2%) были достигнуты в 1992 г., а инфляция достигла максимума (21,7%) в 1994 г. Меры ограничительной политики начали осуществляться уже с середины 1993 г. На этот раз в отличие от урегулирования в 1988—1991 гг. правительством была поставлена задача обеспе­чить «мягкую посадку» экономики, т.е. при подавлении инфляции сохранить высокие темпы экономического роста. Предварительные результаты, казалось бы, свидетельствова­ли об успехе выбранной линии и о том, что власти КНР научи­лись воздействовать на факторы циклической динамики. Подав­ление инфляции заняло на этот раз больше времени, чем в конце 80-х гг.; но к концу 1996 г. темпы роста цен в годовом исчислении снизились до однозначных показателей, а темпы экономического роста остались на уровне, близком к 10% в год. В этой связи в конце 1996 г. правительство официально объявило о достижении «мягкой посадки».

Однако последующие события показали, что такой вывод был преждевременным. Дефляционные эффекты жесткой финансо­вой политики, угнетающие экономический рост, оказались более долговременными, чем ожидалось, и в 1997—1998 гг. при сниже­нии инфляции сначала до нуля, а затем1 и до отрицательных по­казателей происходило дальнейшее замедление темпов прироста ВВП. В первой половине 1998 г. прирост ВВП едва превышал 7% в годовом исчислении, тогда как по планам властей он не должен был опускаться ниже отметки 8% (считается, что при меньших показателях роста в экономике Китая не будет создаваться доста­точного числа рабочих мест для абсорбации трудовых ресурсов). В течение 1998 г. приоритетом макроэкономической политики стал новый «разогрев» хозяйственной конъюнктуры за счет смяг­чения денежной политики и осуществления крупных государст­венных инвестиций в инфраструктурные проекты. Это вполне ук­ладывалось в ставшую уже привычной картину циклической ди­намики.  

Причины такого рода цикличности можно обнаружить как на микроуровне, так и на макроэкономическом уровнях. На микроуровне они связаны, прежде всего, с отставанием реформы государствен­ных предприятий от темпов рыночной перестройки по другим на­правлениям. К рамках прежней, административно-командной  системы в КНР, как и в других социалистических странах,  сло­жился специфический механизм распределения инвестиционных ресурсов через «торги» между звеньями административной систе­мы. Обязывая предприятия выполнить определенное плановое за­дание, управленческий орган мог опираться как на силу полити­ко-административного, авторитета, так и на свои возможности предоставить предприятию дополнительные ресурсы. Но на деле предприятие, обладающее реальной информацией о своих произ­водственных возможностях, всегда могло сослаться на нереаль­ность плана, срыв выполнения которого был бы невыгоден и органу управления. В ходе согласования интересов предприятия требовали увеличения выделяемых сверху ресурсов, а выше стоящий орган – больших результатов в обмен на эти ресурсы.

В целом типичную картину макроэкономического цикла В КНР можно представить следующим образом. В интересах ускорения экономического развития, создания дополнительных рабочих мест, а также под давлением групповых интересов на отраслевом и региональных уровнях государство ослабляет денежную политику. Это приводит к усилению хозяйственной активности предприятий и местных властей. В  экономике возникает гипертрофированный инвестиционный бум, приводящий к сверхвысоким  темпам экономического роста и ускорению роста цен. Вслед за инфляцией спроса, вызванной кредитной эмиссией, в процессе хозяйственного подъема выявляются «узкие места» экономики, и способствует генерированию инфляции издержек. Когда инфляция достигает социально неприемлемого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над ка­питаловложениями. Совокупный спрос ограничивается, ресурс­ные ограничения сглаживаются. Происходит замедление эконо­мического роста. Инфляция постепенно снижается. В то же время трудности, связанные с дефляционной политикой (неплатежи, проблемы со сбытом продукции и получением кредитов, высво­бождение трудовых ресурсов и т.д.), вызывают все большее недо­вольство у хозяйственников и населения. В совокупности эти об­стоятельства постепенно подготавливают условия для начала но­вого цикла.

4. Сравнительный анализ роли  и места 3 – х центров в развитии мирового хозяйства.

 

Под  «Западная Европа» принято обозначать большой регион  (к нему причисляют также северную и Южную Европу, охватывающей территорию более чем двадцати государств. Среди последних крупные, средние, малые и карликовые государства. Почти все западноевропейские страны относятся к категории развитых, что само по себе создает предпосылки для их тесного взаимодействия. Нельзя рассматривать каждую страну по отдельности, т.к.  исторически сложилось, что одна страна не может безубыточно развиваться без другой, следовательно и экономические процессы у них схожи. Западная Европа все более превращается в единый хозяйственный комплекс. Сегодня она - один из трех «центров силы» в мировом хозяйстве наряду с США и Японией.

Выводы:

1.Западная Европа характеризуется высокой экономической и особенно социальной ролью государства и открытостью экономики.

2. Важнейшими тенденциями экономического развития Западной Европы в ближайшие 15 – 20 лет развертывание интеграционных процессов и регионализации.


Почти все пространство Северной Америки (85%) приходиться на территорию трех государств – Канада, США и Мексики, богатой природными ресурсами. Данные страны взаимодействуют между собой, но безусловным лидером является США, обладающая высоким научно – техническим прогрессом и занимающая первое место по суммарным объемам инвестиций в НИОКР.

На традиционную экономику Канады оказывают влияния два главных фактора – наличие богатых природных ресурсов и соседство с могущественными США. Мексика, развивающаяся страна с неустойчивой экономикой, зависящей от внешнего финансирования.

В азиатско – тихоокеанский центр входит большое количество стран но в данной контрольной работе я рассмотрела Японию, Таиланд, Малайзия и Китай. И нельзя отрицать их взаимодействия, но безусловно лидером является конечно – же Япония и её быстрый переход от традиционной феодальной социально – рыночной системы к рыночной экономике. Многие страны позже во многом использовали уроки японского пути «догоняющего развития», что конечно не может не сказаться как на взаимодействии стран азиатско-тихоокеанского региона, так и мирового хозяйства.

Список литературы

 

1. мировая экономика: учебник5 под ред.: Проф. А.С. Булатова – М.: Юристь, 1999

2. Мировая экономика: учеб. Пособие для вузов /Под ред. Проф. И.П. Николаевой, Москва Юнити 2005

3. мировая экономика: Глобальные тенденции за 100 лет /Под ред. И.С. Королёва. – Москва Юристь, 2003

4. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2 – е издание. – Москва, Юнити – Дана, 2004

5. Мировая экономика и международные отношения, Ярославль 2006


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.