скачать рефераты

МЕНЮ


Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике

p>21. Международная специализация производства. Основная форма проявления
МПС.
МРТ логически предполагает м/н специализацию. МПС развивается по 2 направлениям производства:
1. Производственное:

. межотраслевое(30-е гг., характеризовалась обменом продукции одной отрасли на продукцию другой комплексной отрасли)

. внутриотраслевое (70-е гг., обмен товарами-аналогами, которые имеют различные потребительские характеристики),

. специализация отдельного предприятия
2. Территориальное:

. специализация отдельных стран

. групп стран

. регионов на производстве отдельных продуктов, товаров и их частей.
В результате МС произошло разделение стран на 4 группы:

- Страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности (США,

ФРГ, Великобритания, Канада). Эти страны поставляют высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, химические товары

- Страны, дающие добывающую промышленность: обладают значительным запасом минеральных ресурсов – страны БВ, ЛА, Австралия, Канада,

Норвегия, Китай.

- Страны, специализирующиеся на производстве продукции с/х. Бразилия

– поставщик кофе, Аргентина – мяса, Куба – сахара.

- Страны с добывающей, обрабатывающей и с/х продукцией: США, Канада, некоторые страны ЗЕ.
К числу основных видов международной специализации производства относятся:

1) предметная (производство продуктов);

2) подетальная (производство частей компонентов продуктов);

3) технологическая или стадийная специализация (т. е. осуществление отдельных технологических процессов, например, сборка, окраска, сварка, производство отливок, заготовок и и т.п.).

Международная специализация производства - динамическая форма международного разделения труда.

22. Международные торговые организации: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД и др.
В настоящее время в мире около 300 МТО.
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – преемник ВТО. Это многостороннее соглашение, которое содержит принципы, правовые нормы, правила, которыми руководствуются во взаимной торговле страны-участники.
ГАТТ вступило в силу 1 января 1948г. Входят 23 страны. В течение 27 лет это соглашение выполняло роль м/н организации и являлось центральным м/н учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением этого соглашения.
Деятельность ГАТТ осуществлялась по основным направлениям:
1. М/н многосторонние торговые переговоры - до 1994г. было проведено 8 раундов 1986 – 1993гг. Уругвайский раунд – самый важный (111 государств).

Главные направления Уругвайского раунда:

- Снижение таможенных тарифов

- Соглашение создания ВТО

- Генеральное соглашение по услугам

- Разработка торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
2. Урегулирование торговых споров
3. Наблюдение за национальной торговой политикой
4. Работа с развивающимися странами.
ВТО (Всемирная Торговая Организация) - начала действовать с 1 января
1995г. 146 государств, развивающихся – 100, наименее развитых – 30, более
25 стран имеют статус наблюдателя (не имеют право голоса). Не имеет Устава: правовой основой является пакет соглашений:
1. многосторонне торговое соглашение по торговле товарами: a) соглашение по с/х товарам b) соглашение по текстильным товарам c) соглашение по инвестиционным мерам d) соглашение по защитным мерам e) генеральное соглашение по тарифам и торговле
2. генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС
3. соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность
4. Процедуры разрешения споров
5. Механизм обзора торговой политики.
Главная цель ВТО – либерализация торговли товарами и услугами, сокращение регулирования МТ тарифными методами при ликвидации нетарифных ограничений.
В ВТО большое внимание уделяется разрешению торговых споров. Основные принципы ВТО:

- Принцип наибольшего благоприятствования

- Принцип национального режима

- Принцип защиты национальной промышленности

- Создание устойчивой основы торговли

- Содействие справедливой конкуренции (споры по антидемпингу, по субсидированию)

- Общее запрещение в количественных ограничениях импорта

- Специальные условия для развивающихся стран.
Организационная структура:
. Высший орган ВТО – конференция министров (1 раз в 2 года). С 1 сентября

2002г. до 2005г. Супачай Паничпакди (таиландец, 56 лет) – генеральный директор ВТО, штаб-квартира – в Женеве.
. Генеральный совет – следит за текущей работой ВТО.
. Совет по торговле товарами
. Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность
. Совет по торговле услугами.
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – постоянный специальный орган ООН. 186 государств. Цели:
1. Содействие в развитии м/н торговли в целях ускорения экономического роста в развивающихся странах
2. Содействие организации деятельности других учреждений в рамках ООН в области м/н торговли
3. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли
4. Установление принципов и политики, касающиеся м/н торговли.
Организационная структура:
1. Высший орган – Конференция, которая собирается на сессии – 1 раз в 4 года. Сессии представляют собой многосторонние экономические форумы.

Решение ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.
2. Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию. Этот Совет проводит регулярные сессии – 1 раз в год. Осуществляет контроль за всей деятельностью ЮНКТАД, наблюдает за реализацией различных программ, направленных на ускорение экономического развития развивающихся стран
3. Рабочий орган Совета – Комиссия, которая осуществляет контроль за закрепленными за ней областями – инвестиции, торговля товарами и услугами.
4. Секретариат – часть Секретариата ООН и возглавляется генеральным секретарем.
ЮНКТАД функционирует по 4 группам стран:

I. Афро-азиатские страны
II. Промышленно-развитые страны
III. Латиноамериканские страны
IV. Бывшие социалистические страны

23. Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы налаживания кооперированных связей.
В современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП).
Международная кооперация производства – это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве. В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:
- объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;
- организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;
- увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.
Международное кооперирование производства в его развитых формах охватывает различные сферы сотрудничества:

1. Производственно-технологическое сотрудничество, включающее: а) вопросы передачи лицензий и использование прав собственности; б) разработку и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции, строительных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся предприятий; в) совершенствование управления производством, стандартизацию, унификацию, сертификацию, распределение производственных программ.

2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной продукции, а именно: взаимосвязанную продукцию между кооперантами и некоторым третьим лицом в странах-партнёрах.

3. Послепродажное обслуживание техники.

Выделяют три основных метода, которые используются при налаживании кооперационных связей:

1) осуществление совместных программ;

2) специализация в договорном порядке;

3) создание совместных предприятий.

Осуществление совместных программ в свою очередь реализуется в д в у х основных формах: подрядном производственном кооперировании и совместном производстве.

Подрядное производственное кооперирование предполагает выполнение определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное соглашение между двумя сторонами обусловливается сроками, объемами, качеством исполнения и др.

Договорная специализация предполагает разграничение производственных программ между участниками производственного кооперирования.
Договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование производства и прямую конкуренцию между собой на рынке.

Совместные предприятия - это так называемая интегрированная кооперация, получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей.

24. Сущность и форма международного движения капитала.
Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений.

Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу.
Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции.

Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются:

1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства.

2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.

3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина.

4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах.

5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране - доноре капитала.

6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации.
Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации.

Движение капитала, его использование осуществляется в форме:

- прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

- портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги);

- среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;

- экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов
(беспроцентных, низкопроцентных).

С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция капитала происходит и между этими странами.

Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать на нескольких уровнях:
1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония.
2. Между отдельными промышленно развитыми странами.
3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран.

В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают
Великобритания, Германия, Франция
К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия,
Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС.
При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на
Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала.
Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность, а также в сферу услуг.

В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.

25. СНС. Важнейшие показатели СНС.
Для анализа экономических событий необходима СНС – макроэкономический показатель. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. СНС охватывает практически все технические операции, происходящие в экономике. Согласно СНС валовой и национальный продукт, национальный доход страны производятся не только в материальной сфере производства. Но и в сфере услуг. Следовательно в сферу производства включаются следующие деятельности:
. Компании и предприятия, производящие товары и услуги
. Частные некорпоративные предприятия
. Подсобные хозяйства
. Деятельность лиц свободных профессий
. Сфер управления
. Финансовых коммерческих организаций
. Некоммерческих организаций
. Армии
. Жилья, сдающегося в аренду
Не включаются ведение личных домашних хозяйств, любая нелегальная деятельность.
Важнейшими показателями СНС являются: ВВП и ВНП.
ВВП – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятия, расположенного на территории данной страны.
ВНП – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике независимо от места нахождения национальных предприятий.
Добавленная стоимость – стоимость, созданная на данном предприятии и охватывающая реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта.

26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.
Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза в мире.
Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия,
Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973:
Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия;
1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.
Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.
Основными целями Союза являются:
Создание европейского гражданства
Обеспечение свободы, безопасности и законности
Содействие экономическому и социальному прогрессу
Утверждение роли Европы в мире
Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:
Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
Суд (соблюдение закона);
Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);
Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);
Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).
Ряд агентств и органов завершают систему.
Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу
Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.
Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия,
Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая
2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны -
Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время
Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.
Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.
Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в
Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.
После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур ратификации и проведение народных референдумов.
В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в
ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.
В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской
Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что любое европейское государство, уважающее основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме».
Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему
Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым экономическим и социальным пространством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.