Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике
p>21. Международная специализация производства. Основная форма проявления
МПС.
МРТ логически предполагает м/н специализацию. МПС развивается по 2
направлениям производства:
1. Производственное: . межотраслевое(30-е гг., характеризовалась обменом продукции одной отрасли на продукцию другой комплексной отрасли) . внутриотраслевое (70-е гг., обмен товарами-аналогами, которые имеют различные потребительские характеристики), . специализация отдельного предприятия
2. Территориальное: . специализация отдельных стран . групп стран . регионов на производстве отдельных продуктов, товаров и их частей.
В результате МС произошло разделение стран на 4 группы: - Страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности (США, ФРГ, Великобритания, Канада). Эти страны поставляют высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, химические товары - Страны, дающие добывающую промышленность: обладают значительным запасом минеральных ресурсов – страны БВ, ЛА, Австралия, Канада, Норвегия, Китай. - Страны, специализирующиеся на производстве продукции с/х. Бразилия – поставщик кофе, Аргентина – мяса, Куба – сахара. - Страны с добывающей, обрабатывающей и с/х продукцией: США, Канада, некоторые страны ЗЕ.
К числу основных видов международной специализации производства относятся: 1) предметная (производство продуктов); 2) подетальная (производство частей компонентов продуктов); 3) технологическая или стадийная специализация (т. е. осуществление
отдельных технологических процессов, например, сборка, окраска, сварка,
производство отливок, заготовок и и т.п.). Международная специализация производства - динамическая форма
международного разделения труда. 22. Международные торговые организации: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД и др.
В настоящее время в мире около 300 МТО.
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – преемник ВТО. Это
многостороннее соглашение, которое содержит принципы, правовые нормы,
правила, которыми руководствуются во взаимной торговле страны-участники.
ГАТТ вступило в силу 1 января 1948г. Входят 23 страны. В течение 27 лет это
соглашение выполняло роль м/н организации и являлось центральным м/н
учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за
выполнением этого соглашения.
Деятельность ГАТТ осуществлялась по основным направлениям:
1. М/н многосторонние торговые переговоры - до 1994г. было проведено 8 раундов 1986 – 1993гг. Уругвайский раунд – самый важный (111 государств). Главные направления Уругвайского раунда: - Снижение таможенных тарифов - Соглашение создания ВТО - Генеральное соглашение по услугам - Разработка торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
2. Урегулирование торговых споров
3. Наблюдение за национальной торговой политикой
4. Работа с развивающимися странами.
ВТО (Всемирная Торговая Организация) - начала действовать с 1 января
1995г. 146 государств, развивающихся – 100, наименее развитых – 30, более
25 стран имеют статус наблюдателя (не имеют право голоса). Не имеет Устава:
правовой основой является пакет соглашений:
1. многосторонне торговое соглашение по торговле товарами:
a) соглашение по с/х товарам
b) соглашение по текстильным товарам
c) соглашение по инвестиционным мерам
d) соглашение по защитным мерам
e) генеральное соглашение по тарифам и торговле
2. генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС
3. соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность
4. Процедуры разрешения споров
5. Механизм обзора торговой политики.
Главная цель ВТО – либерализация торговли товарами и услугами, сокращение
регулирования МТ тарифными методами при ликвидации нетарифных ограничений.
В ВТО большое внимание уделяется разрешению торговых споров. Основные
принципы ВТО: - Принцип наибольшего благоприятствования - Принцип национального режима - Принцип защиты национальной промышленности - Создание устойчивой основы торговли - Содействие справедливой конкуренции (споры по антидемпингу, по субсидированию) - Общее запрещение в количественных ограничениях импорта - Специальные условия для развивающихся стран.
Организационная структура: . Высший орган ВТО – конференция министров (1 раз в 2 года). С 1 сентября 2002г. до 2005г. Супачай Паничпакди (таиландец, 56 лет) – генеральный директор ВТО, штаб-квартира – в Женеве. . Генеральный совет – следит за текущей работой ВТО. . Совет по торговле товарами . Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность . Совет по торговле услугами.
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – постоянный специальный
орган ООН. 186 государств. Цели:
1. Содействие в развитии м/н торговли в целях ускорения экономического роста в развивающихся странах
2. Содействие организации деятельности других учреждений в рамках ООН в области м/н торговли
3. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли
4. Установление принципов и политики, касающиеся м/н торговли.
Организационная структура:
1. Высший орган – Конференция, которая собирается на сессии – 1 раз в 4 года. Сессии представляют собой многосторонние экономические форумы. Решение ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.
2. Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию. Этот Совет проводит регулярные сессии – 1 раз в год. Осуществляет контроль за всей деятельностью ЮНКТАД, наблюдает за реализацией различных программ, направленных на ускорение экономического развития развивающихся стран
3. Рабочий орган Совета – Комиссия, которая осуществляет контроль за закрепленными за ней областями – инвестиции, торговля товарами и услугами.
4. Секретариат – часть Секретариата ООН и возглавляется генеральным секретарем.
ЮНКТАД функционирует по 4 группам стран: I. Афро-азиатские страны II. Промышленно-развитые страны III. Латиноамериканские страны IV. Бывшие социалистические страны 23. Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы
налаживания кооперированных связей.
В современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место
более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная
часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами
промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации
производства (МКП).
Международная кооперация производства – это скоординированная или
совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как
правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран,
основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и
взаимовыгодном сотрудничестве. В современном мире МКП занимает ведущее
место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей
объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:
- объединении иностранных партнеров на основе общности экономических,
технологических, научно-технических и иных интересов;
- организации производства промежуточной продукции (применительно к
машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с
последующей сборкой из нее готовых изделий;
- увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей
взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов
международных организаций и стран-кооперантов.
Международное кооперирование производства в его развитых формах охватывает
различные сферы сотрудничества: 1. Производственно-технологическое сотрудничество, включающее:
а) вопросы передачи лицензий и использование прав собственности;
б) разработку и согласование проектно-конструкторской документации,
технологических процессов, технического уровня и качества продукции,
строительных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся предприятий;
в) совершенствование управления производством, стандартизацию, унификацию,
сертификацию, распределение производственных программ. 2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной
продукции, а именно: взаимосвязанную продукцию между кооперантами и
некоторым третьим лицом в странах-партнёрах. 3. Послепродажное обслуживание техники. Выделяют три основных метода, которые используются при налаживании
кооперационных связей: 1) осуществление совместных программ; 2) специализация в договорном порядке; 3) создание совместных предприятий. Осуществление совместных программ в свою очередь реализуется в д в у х
основных формах: подрядном производственном кооперировании и совместном
производстве. Подрядное производственное кооперирование предполагает выполнение
определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное
соглашение между двумя сторонами обусловливается сроками, объемами,
качеством исполнения и др. Договорная специализация предполагает разграничение производственных
программ между участниками производственного кооперирования.
Договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование
производства и прямую конкуренцию между собой на рынке. Совместные предприятия - это так называемая интегрированная кооперация,
получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной
форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных,
взаимно согласованных целей. 24. Сущность и форма международного движения капитала.
Международное движение капитала, его активная миграция между странами
является важнейшей составной частью и формой современных международных
экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя
торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными
стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой
процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и
перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и
обращение другой страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала
является относительный избыток капитала в данной стране, его
перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента
он переводится за границу.
Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между
странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны
одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так
называемые перекрестные инвестиции. Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: 1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях
мирового хозяйства. 2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал
экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров,
стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только
осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые. 3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и
рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей
промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше
бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина. 4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный
инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в
специальных (свободных) экономических зонах. 5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в
стране - доноре капитала. 6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших
высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной
международной корпорации.
Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его
происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные,
международные экономические и финансовые организации. Движение капитала, его использование осуществляется в форме: - прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия; - портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги); - среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного
капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым
учреждениям; - экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов
(беспроцентных, низкопроцентных). С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза
капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция
капитала происходит и между этими странами. Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать
на нескольких уровнях:
1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония.
2. Между отдельными промышленно развитыми странами.
3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран. В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала
становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают
Великобритания, Германия, Франция
К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия,
Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС.
При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей
следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на
Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других
промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного
капитала.
Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее
значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в
предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым
инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная
переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую
промышленность, а также в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу
услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в
обрабатывающую промышленность. 25. СНС. Важнейшие показатели СНС.
Для анализа экономических событий необходима СНС – макроэкономический
показатель. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на
макроуровне. СНС охватывает практически все технические операции,
происходящие в экономике. Согласно СНС валовой и национальный продукт,
национальный доход страны производятся не только в материальной сфере
производства. Но и в сфере услуг. Следовательно в сферу производства
включаются следующие деятельности: . Компании и предприятия, производящие товары и услуги . Частные некорпоративные предприятия . Подсобные хозяйства . Деятельность лиц свободных профессий . Сфер управления . Финансовых коммерческих организаций . Некоммерческих организаций . Армии . Жилья, сдающегося в аренду
Не включаются ведение личных домашних хозяйств, любая нелегальная
деятельность.
Важнейшими показателями СНС являются: ВВП и ВНП.
ВВП – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и
сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятия,
расположенного на территории данной страны.
ВНП – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной
экономике независимо от места нахождения национальных предприятий.
Добавленная стоимость – стоимость, созданная на данном предприятии и
охватывающая реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта. 26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.
Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое
процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять
уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза
в мире.
Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской
интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила
заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом
начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия,
Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973:
Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия;
1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.
Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не
является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с
другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют
суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого
целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры
вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.
Основными целями Союза являются:
Создание европейского гражданства
Обеспечение свободы, безопасности и законности
Содействие экономическому и социальному прогрессу
Утверждение роли Европы в мире
Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою
конкретную роль:
Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
Суд (соблюдение закона);
Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения
организованного гражданского общества по экономическим и социальным
вопросам);
Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по
региональной политике, окружающей среде и образованию);
Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого
управления какого-либо института или органа ЕС);
Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования
государственных и частных долгосрочных инвестиций);
Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные
операции).
Ряд агентств и органов завершают систему.
Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу
Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.
Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия,
Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая
2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны -
Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС. После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995
гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время
Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС
является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем
распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.
Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с
точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих
стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию
исторического опыта и культур.
Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в
Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти
вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это
сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС
еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.
После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали
договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо
выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур
ратификации и проведение народных референдумов.
В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в
ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап
расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут
начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом
расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и
повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому
настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического
расчета.
В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской
Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе
предусматривает, что любое европейское государство, уважающее
основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме».
Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему
Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано
в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не
может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан
существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего
расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего
расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших
соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах
расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде
всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым
экономическим и социальным пространством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|