скачать рефераты

МЕНЮ


Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике

p> - судостроение: основная роль в судостроении играют страны Азии

(80%), Япония, Южная Корея, Германия, КНР.

- Машиностроение – 12% всей мировой торговли. Наиболее монополизированная отрасль, 95% мирового производства автомобилей приходится на 20 ТНК, 6 из которых производят 58% автомобилей.

- Авиакосмическая: мировые центры в России, США и ЕС. Еще более монополизированная отрасль, чем автомобильная промышленность. 70% продукции производится несколькими крупнейшими ТНК: Боинг,

Макдоналдс и др.
. Электроника и электротехника –

- военная промышленность: лидеры США, Франция, РФ;

- бытовая электроника – Япония как производитель высококачественной техники. 30% - страны НИС Азии, 13-18% - США и Западная Европа.

Химическая промышленность

Основная химия – производство солей, кислот, щелочей и синтетических материалов. Лидирует фармацевтическая промышленность. 75% выпуска всех медикаментов в промышленно развитых странах: США, Западная Европа, Япония.
21 из 100 ТНК относится к химико-фармацевтической отрасли: «Дюпон»,
«Проктер энд Гэмбел».

Легкая промышленность:

1. Текстильная, лидеры: Китай, США, Индия

2. Обувная: Китай, Италия, Индия

3. Швейная: Китай, Южная Корея, Германия

4. меховая

5. ювелирная

6. мебельная

32. Проблема внешней задолженности. Роль и значение «парижского клуба» и
«лондонского клуба» в урегулировании вопросов внешней задолженности.
Внешняя задолженность – сумма финансовых обязательств страны иностранным кредиторам, подлежащих погашению в установленные сроки. На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии), в 2003г. – выплата
15,5 млрд. $.
Способы погашения внешней задолженности:

- Списание внешней задолженности: 100 млрд.$ было списано с наименее развитых стран.

- Превращение краткосрочных государственных займов в единый долгосрочный займ обычно без процентов.

- Замена ранее выпущенного займа новым – конверсия

- Превращение долгосрочных обязательств в ценные бумаги местных компаний

- Долги в обмен на нераспространение ядерного оружия (Северная Корея)

- Долги в обмен на экологические нормы

- Торговля долгами.
Организации, ответственные за решение урегулирования внешней задолженности:
. «Парижский клуб» - 19 стран-кредиторов – 1956г. – кредиты по линии государства.
. «Лондонский клуб» – частные банки – более 1000 банков и кредитных учреждений
. МВФ
. Группа всемирного банка МВРР

Парижский клуб стран-кредиторов (создан в 1956 г.) - межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около
20 стран- крупнейших кредиторов. Это неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Его цель - пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60 процентов задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям. Кредиторы ведут переговоры с должниками “лицом к лицу” об условиях пересмотра внешних займов.
Вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне
1990 г. - 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба (ее долг
18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд.), Монголия (11,2 млрд.), Вьетнам, Ирак,
Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти государства - должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом

Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не имеют государственных гарантий или страхования.
В начале 70-х годов коммерческие банки развитых стран предоставляли кредиты развивающимся странам, а те не проводили эффективное инвестирование в свою экономику, а фактически «проедали» данные средства. Тогда же разразился мировой долговой кризис. По причине невозврата крупных займов, коммерческие
“проедали” данные средства. В этой ситуации Федеральная резервная система
США предложила не доводить страны-должники до банкротства, а реструктурировать их задолженность в соответствии с условиями экономических реформ в этих странах. Для осуществления этой программы коммерческие банки объединились в Лондонский клуб.
Цели этой организации - разрешение проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб в основном кредитовал развивающиеся и социалистические страны. Россия в списке должников занимает четвертое место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

Именно на этом рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции.

В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником Лондонского клуба со стороны России будет выступать Внешэкономбанк.

33. Формы и методы организации внешней и м/н торговли.

Формы ведения внешней торговли

Основные формы в м/н торговле:
. Аренда – широко практикуется в торговле машинами и оборудованием, в форме кредитования экспорта. При аренде не предполагается передача права собственности на товар. Выделяют краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную аренду.
. Встречная торговля – совокупность сделок, при заключении которых закупка продукции сопровождается ответными поставками товаров. Существует несколько видов встречной торговли:

- Бартер – эквивалентный обмен товаров. Сделка должна быть заключена на товарах, имеющих одинаковую стоимость. Негативность бартера: увеличивает инфляцию, отсутствуют налоговые поступления от сделки.

Позитивность: простота сделки, нет финансовых операций.

- Встречные закупки – договор, который предполагает в случае экспорта продукции в страну закупку ряда товаров этой страны.

- Компенсационное соглашение – соглашение предполагает продажу произведенного оборудования на условиях предоставления коммерческих кредитов с последующим погашением долга поставками продукции, выпущенной на этом оборудовании.

- Клиринг – разница между ценами – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах.

- Офсетные сделки – торговля дорогостоящим оборудованием – строительство АЭС, ГЭС, продажа вооружения, кораблей – сделка, прекращающая обязательства сторон на фьючерской бирже.
. М/н торги и тендеры – форма предполагает собой объявление конкурса для продавцов товаров с определенными технико-экономическими характеристиками. Выделяют 2 вида торгов: открытые (публичные) и закрытые.
. Товарные биржи – одна из важнейших разновидностей торговли преимущественно с/х и сырьевых товаров. Основные биржевые товары: зерновые, сахар, какао, кофе, каучук, хлопок, отдельные виды цветных металлов, нефтепродукты и химпродукты. Цены на биржевые товары устанавливаются на основе биржевых котировок. Реализация осуществляется без предварительного осмотра, по образцам и стандартам, по заранее установленным размерам минимальной партии.
. М/н аукционы – способ продажи отдельных партий и предметов, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому, кто даст наивысшую цену. Основные аукционные товары: пушнина, немытая шерсть, чай, пряности, предметы антиквариата.

Операции мировой торговли: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт

Экспорт – продажа товаров иностранным покупателям с вывозом из страны- продавца.
Импорт – покупка товара у иностранного продавца с завозом в страну- покупателя.
Реэкспорт – приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну- импортера с целью последующей перепродажи его без последующей переработки иностранному покупателю. Вывоз без переработки товаров, которые ранее были ввезены на территорию страны для внутреннего потребления, с соблюдением таможенных формальностей.
Реимпорт – приобретение товара с вывозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергавшегося обработке товара. Ввоз ранее вывезенных из страны товаров.
Практика МО выявила наиболее часто встречающиеся условия обмена товарами, а также обязанности, возникающие между участниками МТ. Таким образом, появились обычаи в МТ. В дальнейшем эти обычаи стали активно применяться участниками МТ. Так появились базисные условия контракта.
Инкотермс – сборник толкований м/н терминов. Этот сборник определяет основные права и обязанности сторон контракта при различных базисных условиях, которые обозначаются начальными буквами, которые определяют отношение груза к ТС.
Инкотермс - это международные правила толкования торговых терминов, которые определяют обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими внешнеторговых сделок и тем самым уменьшает риск сторон.

Инкотермс был создан и издается Международной торговой палатой в 1936 году.

34. Интеграционные процессы в Северной Америке (Нафта)
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free
Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и
Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: o географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США ; o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В
США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля
США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США –
9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает
65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП
Канады и в 19 раз – Мексики.
Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США,
Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами.
В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы.
Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В
1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге
– сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным
(особенно благодаря США) экономическим потенциалом.
Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и
Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к
США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной
Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются: o - отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году; o - поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; o - смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; o - либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; o - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; o - создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении

(радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и

15 лет.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам.

Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.

ВЫВОД: Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США,

Канады и Мексики.

35. Научные ресурсы мирового хозяйства.
Научные ресурсы страны позволяют осуществлять у себя научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы – НИОКР.
Основные показатели состояния научных ресурсов страны:
1. доля расходов на НИОКР в ВВП страны. Средняя его величина в развитых странах – 2,8%. Лидеры: США, Япония, ФРГ. НИС по этому показателю значительно приблизились к развитым странам. Для РФ – менее 1%, однако

СССР лидировал по этому показателю и составлял более 3%.
2. Общая сумма расходов на НИОКР (за 1999г.):

- США – 247,2 млрд. $

- Япония – 92,5 млрд. $

- ФРГ, Великобритания, Франция
3. число специалистов, занятых в НИОКР:

- США – 1 млн. человек

- Япония – 900 тыс. человек

- Германия, Франция, Великобритания
4. количество м/н премий за научные достижения (91-95гг.):

- Великобритания – 70

- Германия – 59

- Франция – 24

- РФ – 10
5. Количество заявок на получение патентов. Патент – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю, который удостоверяет его монопольное право на использование этого изобретения (срок действия – 15-20 лет). Особенность патентования: необходимо периодически выплачивать патентную пошлину. В разных странах 50-500$ в год. Стоимость регистрации патента за границей 4-7 тыс. $.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.