Политическая интеграция между РФ и КНР
3. Китай и
Россия. Осторожное сближение в условиях глобализации
Межгосударственные отношения
между Китаем и бывшим СССР были официально нормализованы в 1989 во время визита
М. Горбачева в Пекин. Россия, и Китай в начале 90-х годов ослабили интерес друг
к другу.
В России
возобладала «новая политическая философия», выдвигавшая в качестве приоритета
скорейшую интеграцию в политические, экономические и, возможно военные структуры
Запада. В то же время, руководство КНР, поставив стратегическую задачу
«объединения родины» путем инкорпорации Гонконга, Макао и, возможно, Тайваня,
было больше заинтересовано в укреплении отношений с США, Японией и Западной
Европой, имеющими реальное влияние в Восточной Азии.
Время переоценки
ценностей наступило во второй половине 90-х годов, в период активного
расширения НАТО на восток. Тогда же, после бомбардировки китайского посольства
в Белграде, произошло охлаждение и американо-китайских отношений. Это
затормозило переговоры по вступлению Китая во Всемирную торговую организацию и
подтолкнуло Пекин к корректировке внешнеполитического курса и, в частности, к
дальнейшему сближению с Россией.
В последние три
года в России также значительно усилился интерес к Китаю, прежде всего к
китайской экономике, находящейся на подъеме. И российские аналитики-китаеведы,
и (в меньшей степени) СМИ нередко проводят контрастные параллели между
«экономическим взлетом Китая» и не очень радужными перспективами российской
экономики. По подсчетам, доля валового внутреннего продукта (ВВП) КНР от
суммарного мирового уровня составляет теперь около 8%, и к 2015 она может
возрасти до 10%, в то время как доля ВВП России в настоящее время всего 1,7% и,
даже при наличии высоких темпов роста экономики, к 2015 году она не превысит 2%.
1
В целом же
созданная в России система в результате перестройки, по словам китайцев, лишь
внешне напоминает капиталистический строй, а по сути своей «является смесью
западного капитализма, традиций царского деспотизма и рудиментов советского
социализма».1 Подводя итоги «ельцинской эпохи»
развития РФ, китайские политологи подчеркивают, что главным его порождением
является тотальный кризис, который охватил социальную, экономическую и
политическую сферы российской действительности и вылился, прежде всего, в
колоссальный регресс производительных сил и серьезное ослабление суммарной мощи
страны. Быстрого выхода из этого состояния китайцы не видят.
Российские
сторонники китайских реформ констатируют факт, что в настоящее время, несмотря
на рост частного предпринимательства в КНР, даже во внешней торговле, примерно
60% сделок в Китае осуществляется государственными предприятиями, а остальные
40% в основном приходятся на совместные с гонконгцами и тайваньцами совместные
предприятия. Доля же частных китайских предприятий, которым с 1997 разрешают в
индивидуальном порядке заниматься ведением внешней торговли, составляет
примерно 0,3% экспортно-импортных операций КНР. До настоящего времени
государственная промышленность Китая (основа которой была заложена в 40-50-е
годы с помощью СССР) дает до 71% поступлений в государственный бюджет страны, а
вместе с предприятиями общественного сектора - 88,4%.
6 ноября 2001 КНР
после долгих переговоров официально вступила во Всемирную торговую организацию.
Этот факт воспринят в России весьма неоднозначно. С одной стороны, вопрос о
вступлении в ВТО России также стоит на повестке дня, с другой стороны, в России
знают, что открытие внутреннего рынка Китая для дешевых импортных товаров может
вызвать труднопреодолимые последствия.
Главным
стратегическим документом, разработанным с учетом вовлечения КНР в процессы
глобализации, является «Программа экономического развития Китая до 2020
года». Этот документ в настоящее время пристально анализируется в России.
Стратегия
«постепенной и осторожной интеграции» в мировую экономику не является
единственным приоритетом «Программы». В качестве 2-го приоритета ее
авторы выдвигают т.н. «регионализацию» - создание близ границ КНР
интернациональных экономических районов, в которые с одной стороны входили бы
приграничные провинции Китая, с другой стороны - приграничные регионы
сопредельных государств.
ГЛАВА 3. БУДУЩЕЕ
КИТАЯ И ПОЛИТИКА РОССИИ
На фоне
российско-европейских связей – стратегического партнерства, регулярных встреч
на высшем уровне, построения четырех общих пространств и многочисленных
диалогов – азиатский вектор российской политики пока недостаточно развит.
Мешают отсутствие политической воли, традиционный европоцентризм отечественного
истеблишмента и существующие маршруты сбыта наиболее рентабельных товаров.
Российской политике на азиатском направлении недостает активности,
государственной поддержки развития экономических связей, включенности в
механизмы регионального сотрудничества и региональные организации безопасности.
Частичная переориентация
политики РФ в азиатском направлении не должна носить заявочный характер. Не
следует громко декларировать свои намерения, поскольку они могут вызвать
подозрение и раздражение не только традиционных партнеров в Европе и США, но и
большинства стран АТР. Необходимо формирование многоплановой и многофакторной
политики. Учитывая сложные отношения между ведущими странами региона — Китаем,
Индией, Японией, Южной Кореей и США, — Россия не может ориентироваться на одну
или две страны, каждая из которых будет склонна рассматривать РФ как противовес
другим. При выработке политики необходим учет факторов, вызывающих
озабоченность у всех партнеров.
Политические и
экономические отношения с азиатскими странами, конечно, не могут вступать в
противоречие с основным, европейским, вектором развития и европейской
идентичностью России. Главной целью нашей политики на азиатском направлении
является развитие восточных регионов.
Важнейшую роль
может сыграть сбалансированное, учитывающее возможные риски участие Сибири и Дальнего
Востока в процессах региональной экономической интеграции. Дальневосточный
регион РФ фактически уже участвует в ориентированных на Китай интеграционных
процессах. На страны АТР приходится 85 % всей внешней торговли российского
Дальнего Востока, а его экономические отношения с соседями гораздо интенсивнее,
чем с европейскими регионами России.1 При этом нельзя не замечать
потенциальную опасность полной переориентации азиатской части РФ на
региональные экономические отношения и игнорировать опасность экспансии, в
первую очередь китайской, на российскую территорию. Такая возможность обусловлена
не «агрессивными устремлениями», а недостаточным экономическим и социальным
развитием азиатской части нашей страны. В этой связи особое значение
приобретает реализация проекта «Новое освоение Сибири», направленного на ее
социальное и экономическое развитие.
Необходимо
стремиться к увеличению объемов и повышению качества торговли. Долю стран АТР
во внешнеторговом обороте России объективно возможно довести до 33–35 %, чтобы
она была сопоставима с долей государств – членов Европейского союза. В среднесрочной
перспективе это может быть достигнуто посредством расширения энергетического
сотрудничества.
Важную роль
сыграет диверсификация путей транспортировки российских энергоресурсов
региональным потребителям, особенно потому, что Китай, Индия и Япония строят
свою оборонную политику с учетом возможности перекрытия – в случае того или
иного межгосударственного конфликта – морских коммуникаций, по которым идет
поставка энергоресурсов. Речь может идти о сооружении как континентальных
трубопроводов, так и «морской» инфраструктуры, ориентированной на экспорт
танкерной нефти и сжиженного газа.
России стоило бы
стремиться к расширению интеллектуального экспорта в страны Азии, которые в
таких перспективных сферах, как, например, образование, пока полностью ориентированы
на США и Западную Европу. Грамотно инвестируя доходы от энергоносителей, Россия
могла бы усилить свои позиции в области подготовки кадров для стран АТР, стать
для многих из них новым «интеллектуальным донором».
Целесообразно
разработать комплекс мероприятий по поддержке технологически ориентированного
экспорта в Китай. Это в первую очередь продукция гражданского машиностроения и
энергомашиностроения, разработанная еще в советский период. При должной
лоббистской поддержке со стороны российских властей можно увеличить объемы
сбыта гражданских воздушных судов и моторов. Государству стоило бы поддержать
создание сервисных центров для обслуживания российских воздушных судов.
Одна из
перспективных, но и наиболее сложных областей – военно-техническое сотрудничество
(ВТС). Хотя ВТС с Китаем остается объектом многочисленных претензий со стороны
партнеров России на Западе, оно не только приносит материальные выгоды, но и
является фактором поддержания регионального баланса сил. Необходимо постепенно
переходить к более высокотехнологическому ВТС с такими государствами, как Индия
и Китай. Обе страны уже далеко продвинулись по пути модернизации собственных
ВПК и заинтересованы в приобретении технологий.
Необходимо также
изменение структуры и качества импорта из государств Восточной и Юго-Восточной
Азии, включая Китай, и увеличение объемов экспорта. В настоящее время
российский импорт из большинства стран ЮВА представляет собой продукцию не
самого высокого качества, хотя объективно они способны поставлять более качественные
товары и по ценам, более приемлемым для российского потребителя.
Закрепление на
региональном рынке потребует усиления российских политических позиций. Это
может быть достигнуто посредством включения нашей страны в формальные и
неформальные механизмы согласования интересов государств АТР, в частности за
счет использования существующих там международных организаций и форумов (АТЭС,
АСЕАН, ШОС, шестисторонние переговоры по Северной Корее).
Следует более
эффективно использовать возможности продвижения отечественных политических
инициатив через Шанхайскую организацию сотрудничества, первенство в которой,
как опасаются ряд наблюдателей, может быть монополизировано Китаем. Вместе с
тем пытаться использовать ШОС для «сдерживания» КНР контрпродуктивно. Целесообразно
реальное включение российских представителей в работу «круглых столов» и других
дискуссионных площадок, которые, как правило, предшествуют крупным
межгосударственным встречам. Безусловно, такая деятельность, равно как и
интеллектуальное обеспечение политики (подготовка научных разработок
специализированными экспертными центрами, участие в международных научных
конференциях), требует целевой государственной поддержки.
Формирование
новой политики России в отношении стран АТР невозможно без трансформации
внешнеполитического мышления, традиционно замкнутого на евро-атлантическое
пространство. Несмотря на продолжительное экономическое и политическое
сотрудничество с Китаем и Индией, Россия по-прежнему рассматривает себя в АТР в
качестве внешней силы. Необходимо перестать воспринимать Азию как нечто чуждое.
Однако отказ от ориентации на Европу означал бы отрицание как генетических и
культурных корней нации, так и надежд на демократическую модернизацию. Кроме
того, поддерживая контакты со странами Азии, Россия может выгодно использовать
свою «европейскость», выступая в качестве посредника и представителя интересов
Востока и Запада.
Настоятельно
необходима активизация контактов с элитой государств АТР, организация
совместных форумов, конференций и научно-политических мероприятий. Уже
сделанные в этом направлении шаги, такие, как участие российской делегации в
сессиях Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, могут рассматриваться
как исключительно позитивный, хотя и недостаточный опыт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя рассматривать фактор прорыва России в АТР
только как топливно-сырьевой ресурс, который до распада СССР использовался для
удовлетворения внутреннего спроса, а теперь должен изменить вектор развития в
сторону АТР, учитывая огромный всё возрастающий спрос на энергоносители в
Японии, Китае, Корее и других странах.
Новое
состоит в том, что решение проблемы зависит от возможности повышения
конкурентоспособности всей российской экономики.
Это станет возможным при выполнении следующих условий:
-
технологического
обновления базовых отраслей, прежде всего ТЭК, поскольку без глубокой
геологоразведки и нового оборудования ресурсы ТЭК могут иссякнуть через 15-20
лет, что вызовет обрушение всей дальневосточной экономики;
-
привлечения крупного
инвестиционного капитала, преимущественно из внешних источников.
Проблема состоит в том, чтобы постараться адресно
использовать привлеченные средства и в ближайшей перспективе не менять
сложившуюся структуру специализации народнохозяйственного комплекса в России.
Россия не только потеряла на какое-то время китайские
и японские инвестиции, которые предполагалось вложить в строительство
нефтепроводов: Ангарск-Дацин, Ангарск-Находка, но и доверие Китая и Японии к
способности России выполнять ранее подписанные соглашения.
Таким образом, для осуществления прорыва в АТР Россия
уже потеряла по меньшей мере пять-семь лет.
Что нужно сделать, чтобы переломить сложившиеся
негативы, в чем видится выход из ситуации. Решение проблемы видится не
только в разработке промышленно-инвестиционной российской политики, сколько в
использовании административного ресурса и усилении
административно-хозяйственной интеграции между краями и областями.
Российские ученые полагают, что подключение России к
интеграционным процессам ускорит концепция специальной таможенной территории,
представляющей дальневосточной экономике России больше стратегической, тарифной
и монетарной автономии. У России есть возможность в ходе переговорного процесса
о присоединении к ВТО обсудить статус специальной таможенной территории для
Дальнего Востока, что, в принципе предусмотрено уставом ВТО.
Концепция специальной таможенной территории для
российского Дальнего Востока имеет то преимущество, что позволяет избежать
возможных коллизий при реализации стратегии России на создание единого
экономического пространства с ЕС и другой, пока не сформулированной, но
объективно назревшей, цели вхождения в единое экономическое пространство СВА.
Для России, кроме СВА, огромное перспективное значение
имеет развитие сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, объединенных в
региональную группировку АСЕАН.
Это сотрудничество важно и с экономической, и с
политической точек зрения. Как неоднократно подчеркивалось
государствами-членами АСЕАН, хотя Россия пока не готова вступить в торговую
зону АФТА, но важен политический авторитет и политическое влияние России в
мировом сообществе. Это уравновесит политическое влияние на АСЕАН Китая и США.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доклад
национального разведывательного совета США. «Контуры мирового будущего – Россия
и мир в 2020 году», М., Европа, 2005 г., стр. 123-131
2. Журавская Е.Г.
Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и
реальность ( на примере АСЕАН).-Москва: Наука, 1990 г.
3.
Инфраструктурный сегмент интеграции России в АТР. Хабаровск, 2004 г.
4. Кузык Б.Н.,
Титаренко М.Л., Китай-Россия 2050: стратегия соразвития, М., 2006 г.
5. Китайские
политологи о характере и результатах перестройки в России в «эпоху
Ельцина». Москва. 2000 г. С.4-12.
6. Китай в
мировой экономике. Москва. Институт международных отношений. 2001г.
7. Матвеев В.А.,
Состояние и перспективы экономического развития стран Центральной Азии – членов
ШОС// Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя развития,
ИДВ, Москва, 2006 г.
8. Михеев В.В.,
В.Б.Якубовский «Роль и место России в развитии интеграционных процессов в АТР и
СВА». Научный доклад на Отделении общественных наук Президиума РАН. 2004 г.
9. Наумов И.Н.,
Стратегия экономического развития КНР 1996-2020 гг. Москва. 1. 2001.С.7-8.
10. Н. Е. Овчаренко
Н.Е. Модели современных интеграционных процессов. – Москва. 2001 г.
11. «Стратегия
развития России в АТР в 21-ом веке». Документы Байкальского Экономического
Форума. М., 2000, электронная версия; «Глобализация экономики Китая». М., 2003,
с. 233-247.
12. Цыганков П.
А., Теория международных отношений, Москва. 2006 г.
1 Н. Е. Овчаренко Н.Е. Модели современных
интеграционных процессов. – Москва. 2001 г.
1 Журавская Е.Г. Региональная
интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность ( на
примере АСЕАН).-Москва: Наука, 1990 г.
1 Михеев В.В., В.Б.Якубовский «Роль и
место России в развитии интеграционных процессов в АТР и СВА». Научный доклад
на Отделении общественных наук Президиума РАН. 2004 г.
2 там же
1 Н. Е. Овчаренко Н.Е. Модели современных
интеграционных процессов. – Москва. 2001 г.
1 Цыганков П. А., Теория
международных отношений, Москва. 2006 г.
1 Журавская Е.Г. Региональная
интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность ( на
примере АСЕАН).-Москва: Наука, 1990 г.
1 Китай в мировой
экономике. Москва. Институт международных отношений. 2001г.
1 Наумов И.Н., Стратегия
экономического развития КНР 1996-2020 гг. Москва. 1. 2001.С.7-8.
1 Матвеев В.А., Состояние и
перспективы экономического развития стран Центральной Азии – членов ШОС//
Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя развития, ИДВ,
Москва, 2006 г.
1 Кузык
Б.Н., Титаренко М.Л., Китай-Россия 2050: стратегия соразвития, М., 2006 г.
1 Наумов И.Н., Стратегия
экономического развития КНР 1996-2020 гг. Москва. 1. 2001.С.7-8.
1 Наумов И.Н., Стратегия
экономического развития КНР 1996-2020 гг. Москва. 1. 2001.С.7-8.
1 Китайские политологи о характере и результатах перестройки в
России в «эпоху Ельцина». Москва.
2000г. С.4
1 Михеев В.В., В.Б.Якубовский «Роль и место
России в развитии интеграционных процессов в АТР и СВА». Научный доклад на
Отделении общественных наук Президиума РАН. 2004 г.
Страницы: 1, 2, 3
|