Позиция России в Священном союзе
Позиция России в Священном союзе
“Англо-Французское соглашение 1904 года” План Стр. 1. Введение ……………………………………………………………… 1 2. Глава I: Франция: внутренняя структура и её положение на международной арене ……………………………………………….. 3 3. Глава II: Английский империализм и её внешняя колониальная политика …………………………………………….. 11 4. Глава III: Международная обстановка в начале 20 века. Создание Англо-Французской Антанты …………………………… 15 5. Заключение …………………………………………………………... 19 6. Список литературы …………………………………………………. 20 Созданная на Венском конгрессе в 1815 г. система международных
отношений, впервые связавшая все страны Европы договорами, просуществовала
почти 40 лет- вплоть до Крымской войны 1853-1856 гг. Наименее изученным
пока остаётся ход конгрессов Священного союза, призванных закрепить
политическое и территориальное положение на континенте согласно венской
системе договоров. Приступая к статье на эту тему, используя различные
источники, проследить как генезис европейского союза и причины,
обусловившие его заключение, так и развитие противоречий между странами-
участницами, которые привели в конечном счёте к распаду союза. В первую
очередь интересует дипломатическая история Союза, поэтому многие
политические события не рассматриваются им особо, играя всего лишь роль
исторического фона. Идейно-политической основой венской системы международных отношений
стал союз великих держав Европы- вначале Четверной (тетрархии) в составе
России, Австрии, Пруссии и Великобритании, как главных участников победы
над Наполеоном, а впоследствии- с подключением к нему Франции- Пятерной
(пентархия). Сердцевиной того и другого на договорной основе стал Священный
союз первых трёх, в котором Россия играла значительную роль, ориентируясь
на тесное сотрудничество с двумя главными германскими государствами-
Австрийской империей и Прусским королевством. Если русские дореволюционные
консервативные историки восхваляли царизм, выступая апологетами дворянско-
самодержавного строя в России, то западные, наоборот, всемерно преуменьшают
роль России и возвеличивают правительства европейских держав. Общим
недостатком тех и других являются безмерный субъективизм в оценке
правителей государств и очень слабое использование архивов. Анализируя международные отношения России и её внешнюю политику в
первой половине прошлого столетия, советские историки обычно выделяют два
этапа: с начала века до окончания Венского конгресса в 1815 г. и после
него, до середины 19 в., отмечая и два соответствующих этим периодам
направления: западное, касавшееся Европы, и восточное, охватываемое
понятием Восточный вопрос. Венский конгресс 1814-1815 гг. Впервые в истории собрал на свои
заседания 216 глав европейских государств. Россия в начале 19 в. Начала выходить из временной международной
изоляции. На заседаниях Негласного комитета во главе с императором и в
министерстве иностранных дел, впервые учреждённом указом Александра I от 8
сентября 1802 г., в качестве «естественных союзников» России
рассматривались Австрия, а вслед за ней Великобритания и Пруссия. Были
восстановлены раннее прерванные дипломатические отношения с первыми двумя,
а с Пруссией они ещё больше укрепились. Характерной и новой чертой внешней
политики России на путях союза, в частности с сент-джемским кабинетом,
стала «конституционная дипломатия». Она выражала приспособление царизма к
буржуазно-демократическим нововведениям в Европе, конституциям,
провозглашённым под влиянием французской революции. Так, в секретной
инструкции Александра I Н.Н. Новосильцеву, направленному со специальной
дипломатической миссией в Лондон для заключения англо-русского союза в 1804
г., говорилось, что Наполеон широко использует в завоевательных целях
лозунги «свободы и благоденствия народов» и правительство России хотело бы
договориться с английским кабинетом не восстанавливать в освобождённых
странах прежний порядок вещей со всеми его злоупотреблениями. Та же мысль
высказывалась в рескрипте императора послу России в Англии С.Р. Воронцову.
Но эта линия встречала противодействие не только в российских
консервативных кругах, но и со стороны венского двора. После выступления союзных войск в Париж четырьмя державами «Россия,
Австрия, Великобритания и Пруссия" был заключён, по предложению министра
иностранных дел Великобритании Р. Каслри, Шомонский трактат от 17 февраля
(1 марта) 1814 г. как договор оборонительного и наступательного союза для
предотвращения новой наполеоновской агрессии. На его основе был подписан
Парижский договор о четверном союзе (тетрархии) 8 (20) ноября 1815 г., а
также протокол о созыве Венского конгресса в двухмесячный срок. Многие
историки рассматривают его в ряду четырёх других важнейших международных
форумов нового и новейшего времени: вместе с Парижским (1815), Берлинским
(1875) конгрессами и Парижской мирной конференцией (1919). Они считают
Венский конгресс «основоположником европейского концерта». Главную роль на конгрессе, продолжавшемся с сентября 1814 г. по июнь
1815 г., играли Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия. Их основной
целью было создать гарантии против возможного повторения агрессии со
стороны Франции; удовлетворить собственные территориальные притязания; по
возможности свести к минимуму последствия Великой французской революции. Австрию на конгрессе представляли император Франц I и министр
иностранных дел К. Меттерних; Великобританию - министр иностранных дел лорд
Р. Каслри и фельдмаршал А. Веллингтон; Пруссию - король Фридрих- Вильгельм
III и канцлер К. Гарденберг; Францию- Ш.М. Талейран, искусный дипломат,
слуга нескольких республиканских и монархических режимов. Россию представлял Александр I. Важная роль в свите императора
отводилась К.В. Нессельроде, статс-секретарю министерства иностранных дел.
Особо отметим И.А. Каподистрию, врача по образованию, грека с Ионических
островов, способного и трудолюбивого дипломата, монархиста, но человека
либерально-демократических взглядов. Его деятельность как дипломата связана
прежде всего с Восточным вопросом. Начало дипломатической карьеры
Каподистрия положил, став в 1807 г. представителем России на Ионических
островах, а затем российским посланником в Швейцарии, участником Венского и
двух последующих международных конгрессов. Он был и автором ряда важных
дипломатических документов России, в том числе Акта Священного союза. Конгресс приступил к работе 1 ноября 1814 г. Главной была двуединая
германо-польская проблема. Россия и Пруссия первоначально добивались полной
ликвидации Саксонского королевства, учитывая, что король Фридрих-Август I
был до конца войны союзником Наполеона и главой Варшавского герцогства -
буферного государственного формирования, задуманного Наполеоном с целью
противопоставить его России и усилить прусско-саксонские противоречия.
Александр I требовал передачи Варшавского герцогства под его управление,
Пруссия претендовала на присоединение всей Саксонии и части Варшавского
герцогства, но против этого, как и против передачи герцогства России,
решительно выступала Австрия. В Петербурге знали, что Пруссия стремилась
полностью захватить герцогство, посадив на его престол вместо саксонского
прусского принца. В ходе трудных дипломатических переговоров о союзе России
с Пруссией во время войны с Наполеоном в 1813 г. это требование не раз
выдвигалось прусской стороной. Но против этого категорически были как
Австрия, так и польская шляхта во главе с А. Чарторыйским, находившимся в
свите Александра I на конгрессе. Этот польский магнат и друг царя, как и
ряд других видных политических деятелей Польши, ещё в 1805-1808 гг. и в
1814 г. призывал Александра I принять польскую корону.. Против этого
выступали некоторые высокопоставленные лица из ближайшего окружения
императора, сторонники абсолютной монархии в России из крупнопоместных
дворян. А также умеренные видные общественные и культурные деятели России,
сторонники монархии, в частности Н.М. Карамзин. Даже Нессельроде под их
влиянием направил царю «сильную» записку против создания польского
государства под эгидой царя, но император настоял на своём, объявив себя
царём польским и пообещав наделить Польшу конституцией. Позиция делегации России вызвала сопротивление трёх западных держав.
В результате столкновения по саксонско - польской проблеме противоречия
между союзниками обострились. Но 1 марта 1815 г. Наполеон покинул о. Эльбу
и направился к Парижу. Только тогда участники конгресса прекратили споры и
подтвердили четверной союз специально принятым Венским договором от 13 (25)
марта 1815 г. Им надо было вновь воевать с «чудовищем Европы», и лишь
незадолго до победы при Ватерлоо Венский конгресс завершил работу. Вопреки воле народов. Не считаясь с их национальными интересами и
правами, монархи перекроили карту Европы. Что нашло выражение в
Заключительном акте конгресса от 25 мая (9 июня) 1815 г. и многочисленных
приложениях к нему. На конгрессе была создана Германская конфедерация
(иногда именуемая союзом) в составе 38 членов, согласно акту от 27 мая (8
июня) 1815 г. В Германии, как и в Италии, многие земли отошли к Австрии.
Пруссия и Австрия получили польские земли; царь обязался предоставить
Царству Польскому конституцию, была провозглашена крохотная Краковская
республика под покровительством России, Австрии и Пруссии. Государственное
объединение двух больших европейских государств - Германии и Италии -
предано забвению. Произошёл, по существу, четвёртый раздел Польши. По
инициативе английской стороны, Россия, Австрия, Великобритания и Пруссия
стали покровителями договоров, охранявших установленную венскую систему
международных отношений. Конгресс принял специальное Положение относительно дипломатических
агентов от 7 (19) марта 1815 года, согласно которому впервые были учреждены
существующие и в наше время ранги дипломатических представителей 9посол,
посланник, поверенный в делах) и порядок их назначения. Оно установило
единообразие в рангах уполномоченных государств, что положило конец
многочисленным конфликтам и спорам. Однако непомерные захваты чужих земель,
искусственная перекройка целых государств на континенте породили новые
спорные проблемы. 14 (26) сентября 1815 г. в Париже Александр I, Франц I и Фридрих-
Вильгельм III в подтверждение итогов конгресса подписали акт о Священном
союзе. Его автором и инициатором был российский император, а редактором в
окончательном виде - Каподистрия. Теперь мы знаем как проект, составленный
Александром I, так и окончательный текст Акта, подписанный монархами с
учётом поправок австрийской стороны. Стали известны и все обстоятельства,
связанные с заключением Союза. Из сопоставления их видно, что проект не
претерпел существенных изменений. Основные положения Акта полностью
сохранились: три монарха были намерены руководствоваться «заповедями сей
святой веры, заповедями любви, правды и мира» (преамбула документа); они
«пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства». Далее
говорилось, что, «почитая себя как бы иноземцами, они во всяком случае и во
всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь».
Абсолютные властители считали необходимым утвердить сам принцип
самодержавия: в документе отмечалось, что они будут руководствоваться
«заповедями бога, как самодержцы народа христианского». Эти формулировки
Акта о союзе высших правителей трёх держав Европы были необычными даже для
условий договоров того времени- на них сказались религиозные убеждения
Александра I, его вера в святость договора монархов. В рамках Священного союза российская дипломатия в 1815 г. придавала
наибольшее значение политическим отношениям с двумя германскими
государствами - Австрийской империей и Прусским королевством, рассчитывая
при их поддержке решать и все другие международные проблемы, оставшиеся не
урегулированными на конгрессе. Это не значит, что петербургский кабинет был
полностью удовлетворён отношениями с Веной и Берлином. Весьма характерно,
что в преамбуле двух проектов Акта сквозила одна и та же мысль о
необходимости «совершенно переменить образ отношений между державами,
которого они ранее придерживались», «подлежащим державам образ взаимных
отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога
Спасителя». Меттерних критиковал Акт о союзе трёх монархов, называя его
«пустым и бессодержательным», что не мешало ему, однако, не раз прибегать к
нему, когда Австрии было необходимо заполучить поддержку России в борьбе с
революцией в Европе и, в частности, для укрепления позиции Габсбургов в
германии и Италии. Австрийский канцлер непосредственно причастен к
заключению Священного союза - был проект документа с его пометками,
австрийский двор одобрил его. Тот факт, что Союз объединял только три государства, подданные
которых исповедовали христианскую религию, рассматривался султаном
Османской империи как намерение России захватить Константинополь. Поэтому в
циркулярной ноте российского министерства иностранных дел от 25 марта (7
апреля) 1816 г. опровергалось это суждение. Документ, говорилось в ноте,
содержал «незыблемые основы европейского мира и общего благополучия».
Неопределённость формулировок Акта позднее была уточнена ещё в одном
Договоре о Четверном союзе, подписанном уполномоченными России в Париже 8
(20) ноября 1815 г., но это было уже после поражения Наполеона при
Ватерлоо, когда готовилось заключение мирного договора с Францией. Вслед за
тремя державами к Акту о Священном союзе присоединились все монархи Европы,
исключая конституционную Великобританию. Мы характеризуем «европейский концерт» как международный союз
реакции. Но он был также приспособлением феодально-абсолютистских режимов к
тем политическим изменениям в отдельных государствах, которые установились
после Великой французской революции и наполеоновских войн. Последующие три конгресса Священного союза, однако отразили,
серьёзные противоречия между его участниками. Россия вместе с партнёрами
стремилась к закреплению сложившегося после Венского конгресса
политического и территориального статус-кво в Европе. К этому была
направлена вся «дипломатия конгрессов» на основе принципов Священного
союза. Первый конгресс Священного союза, проходивший с 29 сентября по 22
ноября 1818 г. в небольшом городке на берегу Рейна Ахене, был в основном
посвящён привлечению Франции к Союзу. Она была допущена де-факто в Союз,
так что он превратился в пентархию. Одновременно союзники условились о
прекращении трёхлетней оккупации страны войсками и о выплате Францией
контрибуций за причинённый им ущерб в ходе войны. Приём Франции в состав европейского союза, безусловно, способствовал
стабилизации политического положения на континенте. Но тогда же четыре
державы секретным протоколом подтвердили свои обязательства по Венскому
договору от 8 (20) ноября 1815 г. с целью предупреждения «гибельных
следствий нового революционного потрясения, которое будет угрожать
Франции». Отдельным военным протоколом были определены условия и сроки
сосредоточения войск четырёх союзников на случай совместных действий против
Франции. Это свидетельствовало о том, что прежняя «тетрархия» испытывала
явное недоверие к политическому режиму во Франции, опасаясь вновь
революционного восстания против короля в этой стране. В докладе царю Каподистрия указал на существующую разницу между
позицией России, с одной стороны, и Австрии и Англии- с другой. Две
последние, отмечал он, «желали бы, конечно, ограничить круг держав, имеющих
право на исключительное руководство общей политикой и решение всех спорных
вопросов». По мнению Каподистрии, причиной тесных отношений между сент-
джемским и венским кабинетами была «зависть, даже опасения, внушаемые
всемогуществом России и вмешательством её кабинета во все европейские
дела». Перечисляя в качестве позитивных примеров проведения
«конституционной дипломатии» российским правительством проявленный
Александром I «либерализм» в Париже и на Венском конгрессе в реставрации
Бурбонов, предоставление вечного нейтралитета Швейцарии, обещание
конституции Польше, заключение Акта о Священном союзе, Каподистрия
подчёркивал недовольство лондонского и венского дворов этими акциями
России. Он писал, что их цель «изолировать по мере возможности Россию от
Испании, Франции, Германии и всех второстепенных государств. Каподистрия высказывался за то, чтобы в основу Ахенских решений была
положена идея более широкого союза. По его мнению, Англия и Австрия хотели
продолжительное время держать под опекой Францию, «проводить такую же
политику в отношении Испании»; «сделать Нидерланды и Португалию зависимыми
от Англии», а итальянские государства превратить в вассалов Австрии,
вооружить германский союз, дабы удержать Россию от её мнимых завоевательных
замыслов. В заключение Каподистрия высказался за превращение Священного во
«всеобщий союз», а не просто за подтверждение Четверного союза, как
предлагали венский и лондонский кабинеты. Анализируя ход Ахенского конгресса с точки зрения перспектив
Четверного союза, Каподистрия писал: «Нас безуспешно пытались склонить к
принятию принципа, согласно которому Четверной союз включает обязательства
и даже изъявили желание их усилить, но только на случай войны против
революции». В таком духе и был составлен протокол, представленный
уполномоченными России на конгрессе 21 октября (4 ноября) 1818 г., вошедший
в записку четырёх держав- России, Австрии, Великобритании и Пруссии от ?
(19) октября 1818 г. Следующий конгресс Священного союза был самым продолжительным за всю
историю европейского союза: начавшись в Силезии, в Троппау (ныне- Опаве),
23 октября 1820 г. он продолжался с небольшим перерывом в Лайбахе (ныне-
Любляна) до конца апреля 1822г. Формально сохранялась пентархия с равными
правами каждой страны, но Великобритания и Франция послали на конгресс
только наблюдателей, что сразу показало оппозицию двух конституционных
государств. Уже на первом заседании в Троппау 23 октября Меттерних выступил с
предложением о подавлении революции в Неаполе, зачитав записку венского
кабинета. В этом королевстве как и во всей Италии, было сильное народное
недовольство тем, что Венский конгресс воспрепятствовал объединению страны,
разбив её на мелкие государства. Возникшее в начале 19 века тайное общество
карбонариев боролось против чужеземного гнёта, за воссоединение страны.
Движение за сохранение конституции, признанной королём и введенной при
Наполеоне, опиралось на патриотически настроенных офицеров, поддержанных
широкими народными массами. Но король предал свой народ, отказавшись от
конституции, которую ранее признал. В этих условиях возможность интервенции
вооружённых сил Австрии воспринималась неаполитанцами особенно болезненно.
Меттерних предлагал, чтобы союзные кабинеты осудили неаполитанскую
революцию как в высшей степени опасную по своим последствиям, учитывая
деятельность карбонариев на территории всей Италии. В записке утверждалось,
что «великие державы обладают неоспоримым правом вмешиваться во внутренние
дела государства, когда в них возникает угроза «справедливым интересам» и
«основам существования других государств»». В дополнительных документах,
которыми он засыпал участников конгресса, Меттерних делал оговорку, что
если Англия и Франция не примут участия в первой части конгресса, то могут
позднее присоединиться к его решениям. Иначе говоря, он сделал ставку
только на Священный союз трёх держав, зная, что конституционные государства- Англия и Франция- не поддержат его позицию. Однако Каподистрия и
Нессельроде ещё перед тем информировали царя о позиции Австрии на основе
двух конфиденциальных бесед с Меттернихом. В ходе переговоров с австрийским
канцлером российские уполномоченные оспаривали его главный тезис о праве
Австрии на вмешательство во внутренние дела итальянских государств. Они
ссылались при этом на донесения о положении в Сардинском королевстве, где
обстановка была относительно спокойной.
Страницы: 1, 2
|