скачать рефераты

МЕНЮ


Права человека: международные правовые пакты и Кыргызское законодательство

p> Эффективным методом защиты прав человека и соблюдения международных конвенций по правам человека должны выступать также судьи всех уровней, как во многих демократических государствах. Однако многие судьи до сих пор не знают норм ратифицированных Кыргызской Республикой международных договоров в области прав человека и об обязательствах Кыргызстана по защите этих прав. В целом ряде западных государств в случае нарушения прав человека, предусмотренных международным договором, индивид у которого нарушены права может обращаться в суд своего государства.

Права человека должны защищаться и правоохранительными органами, однако порой сами представители милиции или прокуратуры нарушают эти права.

Как стало мне известно, недавно УВКБ ООН издало карманные книжки для органов милиции, в которых содержатся права человека и которые не должны нарушать наши милиционеры во время выполнения своих функций.

Задача эффективной защиты прав человека носит главным образом общенациональный характер и за ее решение, в конечном счете, должно отвечать каждое государство. Само по себе закрепление прав человека в конституции или законах страны не является гарантией того, что эти права не будут часто и вопиющим образом нарушаться на практике.

Вместе с тем необходимо всем государственным органам и должностным лицам придерживаться соблюдения международных стандартов в области прав человека.

По второй задаче

Кыргызское Правительство подготовило национальные отчеты в ООН о выполнении 6 важных документов в области прав человека. Это доклады о соблюдении гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав, о запрещении расовой дискриминации, запрещении применения пыток и других бесчеловеческих, унижающих достоинство видов обращения и наказания, о запрещении дискриминации в отношении женщин и о правах ребенка.

Кыргызстан, став участником всех шести основных международных договоров по правам человека, принял обязательство соблюдать их и представлять в течение одного-двух лет первоначальный доклад и последующие четыре года периодические доклады о выполнении упомянутых договоров по правам человека.

Таким образом, такая отчетность перед ООН о соблюдении прав человека нашим государством, позволяет оценивать достижения в области защиты прав человека и содействует принятию дальнейших практических шагов в деле защиты прав человека.

По третьей задаче (повышение информированности граждан):

Полного осуществления прав человека невозможно добиться с помощью надлежащего законодательства и соответствующих административных мер. О понимании этого свидетельствует тот факт, что государство несет важную ответственность за повышение уровня осведомленности населения и общественности о правах человека.

В программу мероприятий по проведению празднования 50-летия Всеобщей декларации прав человека, утвержденных президентом, входит проведение конференций и семинаров, издание журналов и книг в области прав человека, публикации и рубрики в СМИ, посвященные правам человека.

Кроме того, в настоящее время в Кыргызстане действует большое количество неправительственных организаций, деятельность которых направлена на защиту прав человека. Многие из них занимаются обеспечением информирования граждан об их правах и свободах, гарантированных
Конституцией Кыргызской республики и международными документами по правам человека.

По четвертой задаче (отражение международных норм по правам человека в нашем законодательстве)

Согласно нашей Конституции любой ратифицированный нами документ становится частью законодательства. Говоря простыми словами, после ратификации Жогорку Кенешем любой международный договор становится законом.

Наша конституция гарантирует широкий круг прав и свобод человека и гражданина, основанный на принципе не дискриминации. Практически все нормы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека, нашли отражение в нашей Конституции.

В Конституции, в частности, закреплены положения, предусматривающие равноправное положение всех граждан Кыргызстана, независимо от их национальной принадлежности, вероисповедания, пола, языка, имущественного положения и социального происхождения в политической, социальной, культурной и экономических сферах общественной жизни.

Сохранение и укрепление гражданского мира и согласия в многонациональном Кыргызстане, где проживают бок о бок более 80 национальностей и этнических групп, является одним из приоритетов внутренней государственной политики.

При разработке новых норм законодательства в Кыргызстане учитываются нормы Всеобщей декларации прав человека и других международных пактах и конвенций. В разработке нового законодательства Кыргызстана привлекаются в качестве экспертов представители международных и неправительственных организаций.

Недавний референдум в Кыргызстане внес такую важную поправку в
Конституцию Кыргызской Республики, как запрещение ограничения свободы средств массовой информации.

В настоящее время в Кыргызстане следующие категории населения нуждаются в особом статусе и защите их прав, предусмотренных в международных стандартах по правам человека:

1) беженцы и вынужденно перемещенные лица;

2) женщины;

3) дети;

4) пожилые люди.

Относительно первой категории лиц, Кыргызстан присоединился к
Конвенции о статусе беженцев 1951 года и протоколу к ней 1967 года. Вместе с тем разработан и находится на рассмотрении Жогорку Кенеша Закон о беженцах Кыргызской республики. Однако этот Закон регулирует только вопросы беженцев, а за чертой остаются проблемы перемещения этнических кыргызов и вынужденно перемещенных лиц в Кыргызстан из стран СНГ. В этой связи в государственных органах разрабатываются проекты Законов об иммиграции и миграции.

В отношении женщин, Кыргызстан присоединился к пяти международным конвенциям по правам женщин и устранению дискриминации по признаку пола.
(Конвенция об охране материнства, и о минимальном брачном возрасте и согласия вступления в брак).

Хотя положения этих конвенций заложены в наших законах, остается открытым вопрос о выполнении их на практике.

Кыргызстан является участником Конвенции о правах ребенка с 1994 года.
Однако проблема защиты детей до сих пор требует принятия конкретных мер социально-экономического и культурно-образовательного характера.

В настоящее время проблема гарантий прав граждан, и прежде всего, социальной защищенности каждого человека со стороны общества и государства крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Такие явления, как массовая безработица, рост социальной дифференциации, прогрессирующее снижение жизненного уровня населения, ставят под угрозу социальные права граждан. За последние годы в Кыргызской республике приняты важные законодательные акты, которые, по-новому определяя экономическую политику государства, существенно изменили правовое регулирование экономических отношений.

Особое значение придается сотрудничеству Кыргызстана с международными организациями, занимающимися правами человека. Среди них следует выделить
ООН и его институты, ОБСЕ и ряд неправительственных организаций, как
Международная Федерация обществ красного креста, Международный комитет красного креста, Международная комиссия юристов и другие организации.
Многие международные организации оказывают техническую и консультативную помощь Кыргызстану в деле обеспечения защиты прав человека в Кыргызстане.

Заключение хотелось бы отметить, что помимо национальных механизмов по защите прав человека есть и международные механизмы. В частности,
Кыргызстан является участником Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах, согласно которому Комитет ООН по правам человека может рассматривать жалобы граждан на нарушениях их прав органами государства-участника. Однако жалобы не рассматриваются Комитетом, если они анонимны и в случае если не исчерпаны национальные средства правовой защиты.

Таким образом, наша национальная система защиты прав человека является часть международной системы защиты прав человека.

Опираясь на фундаментальные принципы Всеобщей декларации прав человека, мы должны предпринимать дальнейшие практические шаги, направленные на то, чтобы соответствовать самым высоким правозащитным и гуманитарным стандартам.

1. Защита прав человека на основе международных норм

С момента обретения суверенитета Кыргызская Республика присоединилась к 22 международным договорам по правам человека в рамках ООН и ее специализированных учреждений:

1. Конвенция о правах ребенка 1989 года.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

5. Конвенция Международной Организации Труда «О трудящихся мигрантах»

6. конвенция Международной Организации Труда « О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения».

7. Конвенция Международной Организации Труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».

8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования[5].

9. Конвенция о статусе беженцев и Протокол, касающийся статуса беженцев.
10. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от

18 декабря 1979 года (вступила в силу 3 сентября 1981 года)
11. Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года

(вступила в силу 7 июля 1954 года).
12. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака от 7 ноября 1962 года (вступила в силу 9 декабря

1964 года).
13. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года г.

(вступила в силу 11 августа 1958 года).
14. Конвенция № 153 об охране материнства от 28 июня (пересмотренная в

1952 г.) от 28 июня 1952 года (вступила в силу 7 сентября 1955 года).
15. Международная Конвенция против апартеида в спорте (вступило в силу 18 декабря 1985 года).
16. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (вступила в силу 26 июня 1987 г.)

Вместе с тем, регулярно издаются бюллетени неправительственных организаций Кыргызстана, относительно прав человека в Кыргызстане.

4. Права человека преподаются во многих университетах, школах в рамках общеобразовательной программы.

5. В настоящее время, в судебном департаменте Кыргызской Республики в целях повышения квалификации судей создается управление, в задачу которого входит обучение судей местных судов работе на оргтехнике, ознакомление с изменениями в законодательстве и другое. Вместе с тем, предполагается, что будет проведена работа по ознакомлению с ратифицированными Кыргызстаном договорами ООН, в частности по правам человека.

6. В целях реализации ратифицированных международных договоров по правам человека:

- На территории Кыргызстана регулярно проводятся семинары для представителей государственных органов, судебных органов и общественности. Среди них можно выделить следующие семинары:

- 25-28 ноября 1996 г. в Бишкеке проводился семинар на тему

«Международные стандарты по правам человека и их внутригосударственная имплементация», организованный Международной комиссией юристов совместно с Конституционным судом Кыргызской Республики с участием представителей судебной власти, адвокатов, правительственных органов и неправительственных организаций;

- 9 апреля 1997 года в г. Бишкеке проводился Круглый стол на тему «Права человека: национальные учреждения и механизмы», организованный МИДом

Кыргызстана с участием представителей ОБСЕ, омбудсмена Польши, правительственных органов Кыргызстана и неправительственных организаций;

- 22-24 апреля 1997 г. проводился международный семинар «Журналистика и право», организованный Фондом «Сорос-Кыргызстан» совместно с Кыргызско-

Американским бюро по правам человека и соблюдению законности, где основной акцент делается на проблемах защиты прав журналистов и свободы СМИ;

- 17-18 июня в Бишкеке проводился семинар на тему: «Конституционное измерение правовой реформы и правовой системы», организованной Советом

Европы в сотрудничестве с Бюро по Правам Человека и Демократическими институтами ОБСЕ и совместно с Министерством юстиции Кыргызской

Республики.

- 13-15 октября 1997 года в Бишкеке состоялось рабочее совещание по представлению в договорные органы по правам человека доклады государств и индивидуальных жалоб, организованный МИДом совместно с

Международной комиссией юристов с представителями правительственных органов, задействованных в подготовке докладов и неправительственных организаций.

2. Конституционная защита гражданских и политических прав

1. Основным законом является конституция Кыргызской Республики, принятая

Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в 1993 году, с поправками и изменениями от 17 февраля 1996 года, которая выделяет в отдельный раздел «Права и свободы человека и обязанности гражданина».

2. Ст.16 Конституции признает и гарантирует основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, межгосударственными договорами и соглашенными по вопросам прав человека, ратифицированными КР[6]. Каждый в КР имеет право на: жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, личную свободу и безопасность, свободное развитие своей личности, свободу вероисповедания, духовную и культовую свободу, свободное выражение и распространение мыслей, идей и мнений, свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, свободу печати, передачи и распространения информации, свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства на всей территории КР, свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение, объединения, собираться мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации, неприкосновенность жилища, свободу и тайну переписки, честь, свободу частной жизни, личную и семейную тайну, тайну почтовых, телеграфных, телефонных сообщений, иметь собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться ею по собственному усмотрению, экономическую свободу, свободное использование способностей имущества для любой экономической деятельности, свободу труда, свободный выбор деятельности и профессии.

Перечисление в конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

3. 12 января 1994 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял постановление и присоединении к Международному пакту о гражданских и политических правах и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, что потребовало принятия мер для создания правового механизма по реализации положений Пакта. К таким мерам относятся: принятие новых законов, внесение изменений в уже существующие, разработка нормативных и правовых документов, регламентирующих действия государственных органов по защите гражданских и политических прав человека.

4. В Конституции Кыргызской Республики предусматривается, что ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызской Республики. Кыргызская

Республика признала принципы и нормы международного права, подписала международные договоры и соглашения по вопросам прав человека, они учитываются в национальном законодательстве. Принимаются все необходимые меры, чтобы права человека не только провозглашались, но и защищались законом.

5. Содержание мер по реализации международных договоров по правам человека излагается в соответствующих разделах настоящего доклада.

Разработаны законопроекты и концепции, учитывающие государственную политику в области обеспечения гражданских и политических прав.

6. Одной из задач построения правового государства Кыргызстана является принятие законодательных норм и мер по их применению, которые учитывали бы общепризнанные стандарты по правам человека. При разработке новых норм законодательства в Кыргызстане учитываются международные документы по правам человека. В разработке нового законодательства Кыргызстана привлекаются в качестве экспертов представители международных и неправительственных организаций.

Правовая реформа, проводимая в Кыргызстане, предусматривает воплощение в новом законодательстве Кыргызстана неотъемлемых прав человека, безопасность и правовую защищенность личности.

7. В Кыргызстане приняты новые законы на основе международных стандартов по правам человека:

- Гражданский кодекс (части 1 и 3);

- Уголовный кодекс;

- Трудовой кодекс;

- Закон о защите прав потребителей.

8. Совершенствование общей законодательной базы, принятие в 1994-1997 гг. ряда законов и иных нормативных актов по своему характеру и содержанию отвечают требованиям Пакта, однако, существующая система правовой защиты граждан все еще остается недостаточно эффективной. Основная причина такого положения состоит в том, что в Кыргызской Республике пока еще не сформирована единая государственная политика, направленная на комплексное решение всех проблем, связанных с правами человека.

3. Совершенствование законодательной основы защиты прав человека в

Кыргызстане

В современном мире, накануне XXI века, происходят кардинальные изменения в международных отношениях. Разобщенность государств и противоборство различных социальных систем сменяются постепенно сознанием общности всех народов и необходимости совместного решения глобальных проблем, включая создание международной системы, обеспечивающей надежную защиту основных прав и свобод человека.

Общество сейчас приходит к пониманию того, что права человека – это не привлекательный лозунг, прокладывающий путь к власти и придающий благородный облик правящей элите, а реальный показатель цивилизованности, гуманности общества. Мы все понимаем, что между декларированных этих прав и свобод и реальным их торжеством лежит долгий путь борьбы. Ведь права человека не реализуются даже при благоприятных условиях: существуют нарушения прав человека в странах развитой демократии. При всем нашем стремлении сделать Декларацию прав человека документом прямого действия, она всегда должна конкретизироваться и подкрепиться еще национальным законодательством, не искажающим ее сути, но направленным на реализацию и претворение ее основополагающих норм в жизнь.

Хотелось бы отметить некоторые принципиально новые и важные подходы к проблеме обеспечения прав человека в Кыргызстане.

Это создание в 1996 году Государственной комиссии при Правительстве
Кыргызской Республики по делам семьи и женщин, которая занимается реализацией приоритетных мероприятий, направленных на решение важный проблем женщин, их прав и свобод.

Принципиально новым является создание в Кыргызстане нового института уполномоченных Президента Кыргызской Республики – Комиссия по правам человека при президенте Кыргызской Республики, которая дополняет существующие механизмы несудебной защиты прав человека. Создание такого института – реальный механизм осуществления функций президента как гаранта соблюдения прав гражданина. Внедрение данного института в палитру наших реалий будет соответствовать современным традициям демократических стран.

Права и свободы человека, изложенные во всеобщей декларации прав нашли свое отражение в международных конвенциях и пактах в области прав человека, многие из которых получили практически всеобщее признание.[7] Кыргызская республика присоединилась к ряду Международных Конвенций по правам человека, в том числе ко Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, международному пакту о гражданских и политических правах. В этих трех документах определяются и устанавливаются права человека и основные свободы. Они составляют основу для более чем 50 других конвенций и деклараций, сводов правил и принципов ООН в области прав человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.