скачать рефераты

МЕНЮ


Принятие политических решений: Создание СНБ и деятельность в период администрации Р Рейгана

Принятие политических решений: Создание СНБ и деятельность в период администрации Р Рейгана

Часть I

Создание СНБ и его деятельность в период администрации Трумэна, 1947-

1953гг.

Важное место во внешнеполитическом механизме США занимает Совет национальной безопасности (СНБ) — консультативный орган при президенте.
За всё время существования его значение и роль менялись с приходом каждой новой администрации. За эти годы была создана целая система СНБ.

Тревожные военные годы заставили правительственные и военные круги усиленно искать новые методы руководства вооруженными силами и планирования политики. В 1943 г. начальник штаба армии Дж. Маршалл беседовал по этому вопросу с У. Черчиллем, который предложил создать соответствующий орган в американской системе по образцу Британского военного кабинета. Чуть позже он прислал описание механизма его действия. Ознакомив с полученным документом Г. Гопкинса и адмирала В. Леги, Дж. Маршалл стал энергично отстаивать идею создания подобного органа перед президентом Рузвельтом и военными министрами.

Министр военно-морских сил Дж. Форрестол увидел в этом возможность объединения вооруженных сил в одно министерство и создания единого планирующего и координирующего органа. По его инициативе была создана небольшая группа во главе с Ф. Эберштадтом, бывшим в то время вице- президентом Управления военного снаряжения, которая в течение длительного времени изучала опыт Имперского совета обороны, существующего в Англии с
1908 г. Особое внимание было обращено на то, что Имперский совет не представлял премьер-министру свою программу действий, а лишь собирал и классифицировал полученную информацию.

В декабре 1945 г. Г. Трумэн в специальном послании конгрессу высказал свои соображения по поводу организации системы национальной безопасности.
Ключевыми вопросами доклада были: объединение вооруженных сил и создание
Совета национальной безопасности. Через полтора года Белый дом опубликовал программу национальной безопасности, в которой большое внимание уделялось развитию возможных видов вооружения и всеобщей воинской повинности. В целях координации при разработке единой политики национальной безопасности в разведывательной деятельности и в вопросах военной, промышленной и гражданской мобилизации предусматривалось создание Совета национальной безопасности, Центрального разведывательного управления и Управления ресурсов национальной обороны.

Наконец после долгого обсуждения 26 июля 1947 г. Трумэн подписал законопроект, и Закон о национальной безопасности 1947 под № 253 вступил в силу. В соответствии с этим законом были созданы министерство обороны,
Совет национальной безопасности, Центральное разведывательное управление, подчиненное СНБ, и Управление ресурсов национальной обороны.1

Совет национальной безопасности должен был консультировать президента по всем аспектам внутренней, внешней и военной политики, касающейся вопросов национальной безопасности, в целях более эффективной координации деятельности военных ведомств и других правительственных департаментов и учреждений. Большое место в работе Совета должно быть уделено оценке действительной и потенциальной военной мощи страны, выявлению кризисных ситуаций для США, экономическим и психологическим аспектам национальной безопасности. Анализируя проводимую Соединенными Штатами внешнюю политику и координируя действия министерств и правительственных учреждений, занимающихся вопросами национальной безопасности, Совет национальной безопасности должен был давать президенту рекомендации, какие ему представлялись необходимыми, или те, которые требовал президент.

Таким образом, Совет понимался как сугубо совещательный орган при президенте. Это должен был быть своего рода «придворный круг», в котором различные департаменты, в первую очередь государственный департамент и министерство обороны, могли высказать свою точку зрения, провести обсуждение интересующего их вопроса. Сбор, классификация и оценка информации для президента также входили в задачу Совета. Только располагая всеми доступными фактами, президент мог оценить различные курсы действия, взвесить все возможные последствия, прежде чем взять на себя ответственность за принятие окончательного решения. Цель заседаний Совета состояла не в том, чтобы избавить президента от необходимости выбора, а в том, чтобы сделать этот выбор более обоснованным. Но какое бы решение ни принял президент после рекомендаций и разъяснении Совета, воплощать в жизнь это решение будет не Совет, а президент. Г. Трумэн всегда подчеркивал, что ответственность ложится на одного человека — на президента. Это давало возможность каждому президенту организовывать работу и использовать Совет в зависимости от собственного стиля руководства.

Закон 1947 г. определил не только задачи и функции Совета национальной безопасности, но и его состав. В него вошли: президент, государственный секретарь, министр обороны, министр армии, министр военно- морского флота, министр военно-воздушных сил, председатель Управления ресурсов национальной обороны. Эти семь человек, которые, за исключением президента, юридически обладали лишь совещательными правами, фактически подменяли собой кабинет при определении внешней политики Соединенных
Штатов.

Кроме основных членов, президент имел право, с согласия конгресса, приглашать на заседания Совета представителей любых ведомств в качестве консультантов в зависимости от обсуждаемого вопроса. Закон предусматривал также создание аппарата чиновников во главе с исполнительным секретарем, который назначался президентом. Этот аппарат составлял основное административное ядро, которое формулировало точки зрения отдельных ведомств и готовило заседания Совета национальной безопасности.

Положение закона, позволявшее по мере необходимости набирать штат сотрудников, создало возможность для организации целой системы органов
Совета. Формирование их проходило в основном по трем направлениям: создание постоянного штата работников, различных межведомственнных комиссий и комитетов при Совете и органов по делам Совета в составе других учреждений.
Постоянный штат и различные межведомственные комиссии Совета являлись основными компонентами в его структуре. Постоянный штат сотрудников состоял из 28 человек административного и секретарского персонала. Из них 11 человек во главе с исполнительным секретарем составляли «группу анализа», которая «добросовестно и не делая политики... дает объективный анализ политических документов».

В 1950 г. в состав Совета вошла «группа второго уровня» — Штат ответственных сотрудников. Каждый член Совета национальной безопасности был представлен в Штате административным лицом в ранге помощника. В состав
Штата вошли также начальники плановых отделов военных министерств. Штат ответственных сотрудников стал своего рода планирующим центром, куда стекались рекомендации всех ведомств.

В 1951 г. в систему Совета вошел новый орган—Бюро психологической стратегии. Бюро должно было стать руководящим органом пропагандистского аппарата, занимающегося разработкой общих целей политики и программы в области психологической стратегии. Оно должно было объединить отделы пропаганды, находящиеся в подчинении разных ведомств, таких, как госдепартамент, Центральное разведывательное управление, военное министерство и др. Однако все его чиновники оставались сотрудниками различных департаментов и старались выполнять их указания, а работа Бюро не была успешной. Специальная комиссия сената в 1953 г. поэтому и рекомендовала на основе Бюро психологической стратегии создать Управление по координации действий.

Создание системы органов Совета национальной безопасности повлекло за собой организацию специального аппарата по делам Совета во многих министерствах и ведомствах. В госдепартаменте делами Совета в первую очередь стала заниматься Группа планирования политики. В министерстве обороны ответственность за сотрудничество с Советом нес специально выделенный помощник заместителя министра обороны. Специальные сотрудники по делам Совета были и в комитете начальников штабов и в штабах каждого рода вооруженных сил.

Заседания Совета в основном были двух типов:

. По выработке проектов решений. Проходили в узком кругу (председатель комитетов начальников штабов, директор ЦРУ, директор информационного агентства, директор Бюро бюджета и др.). На этих заседаниях присутствовало 11—15 человек.

. Заседания, носившие «информационный» характер. На таких заседаниях заслушивались доклады комиссий Совета или сообщения департаментов.

Обсуждения докладов на расширенных заседаниях не проводились, и проекты решения не готовились. Присутствовало 30-40 человек.

Для заседаний, на которых вырабатывались проекты решений, готовились так называемые политические обзоры. К 1952 г. была принята стандартная форма этого документа. В строго определенном порядке располагались следующие разделы: вступление, общие соображения, возможные возражения и пути их преодоления, финансовое приложение, материалы группы, поддерживающей данную точку зрения. Такая последовательность сохранялась в каждом документе, что обеспечивало оперативность в работе.

Министерства или ведомства, занимающиеся вопросами национальной безопасности, направляли свои соображения в Совет национальной безопасности. Полученные материалы тщательно исследовались во всех органах
Совета, проводились консультации с заинтересованными департаментами. В результате длительного обсуждения составляли проект документа, который обсуждался на заседании Совета.

Решения по рассматриваемому документу могли быть приняты только после одобрения президента, и «это выражение одобрения делало его официальной политикой Соединенных Штатов». Политические документы, которые президент не подписывал, оставались «документами-пожеланиями». Выполнение решений возлагалось на соответствующие ведомства. Если для выполнения решения требовалось согласие других правительств, то это достигалось путем дипломатических переговоров.

Совет национальной безопасности занял ведущее место в правительстве и доминирующее положение в военной системе США, основными компонентами которой стали министерство обороны и Управление ресурсов национальной обороны. Совету принадлежало первое место в пятерке основных учреждений, определявших политику США, наряду с Управлением ресурсов национальной обороны, секретариатом Белого дома, министерством финансов, Группой экономических советников.

Работа Совета национальной безопасности тесно связана с деятельностью
Центрального разведывательного управления, непосредственно подчиненного
СНБ. Проведение «глобальной внешней политики» Соединенными Штатами Америки после второй мировой войны потребовало, по мнению американских политиков, создания «глобальной системы разведки».

Отсутствию разведывательной информации приписывается катастрофа в
Пирл-Харборе. Комиссия Гувера отмечала в 1955 г., что своим существованием
ЦРУ может считать себя полностью обязанным внезапному нападению на Пирл-
Харбор и послевоенному расследованию той роли, которую сыграла разведка
(или, скорее, ее отсутствие) в том, что вооруженным силам США не удалось получить соответствующее своевременное предупреждение о готовящемся нападении Японии.

Согласно закону, ЦРУ должно было консультировать СНБ по вопросам разведывательной деятельности правительственных учреждений и ведомств, касающимся национальной безопасности; давать рекомендации СНБ в отношении координации разведывательной деятельности министерств; сопоставлять и оценивать разведывательную информацию и следить за правильным ее распределением между правительственными учреждениями.

Летом 1948 г. проведение «специальных операций» было официально узаконено постановлением Совета национальной безопасности, в котором подчеркивалось, что операции подобного рода должны быть тайными и проводиться так, чтобы правительство могло достаточно убедительно отрицать свою причастность к ним.

Президент Г. Трумэн вначале отнесся к СНБ очень настороженно. Он склонен был предполагать, что созданный орган будет покушаться на его конституционные прерогативы, поэтому использовал Совет выборочно. Часто, помимо Совета, он консультировался с представителями кабинета, госдепартамента и других ведомств.

И хотя регулярные заседания СНБ стали проводиться с сентября 1947 г., президент редко посещал их, и, как правило, председательствовал в Совете государственный секретарь. Несмотря на это, СНБ работал активно. За пять с половиной лет деятельности Совета в администрации Г. Трумэна было проведено
128 совещаний и принято 699 политических решений. Но в «критические» для
США моменты Совет созывался еженедельно, а с некоторыми из его членов
Трумэн совещался каждый день.

22 апреля 1948 г. на заседании Совета национальной безопасности заместитель государственного секретаря Ловетт доложил об основных положениях резолюции сената по вопросам создания НАТО. На заседаниях Совета были обсуждены все основные положения Североатлантического пакта.

Ликвидация атомной монополии США побудила Г. Трумэна организовать в ноябре 1949 г. в составе Совета национальной безопасности комиссию по атомной энергии. Комиссия занялась разработкой вопросов о создании водородного оружия и военном сотрудничестве в области атомной энергии между
США, Англией и Канадой. После проведения тщательного исследования и обсуждения на заседании Совета Комиссия представила президенту документ
«СНБ-68», в котором намечались долгосрочные задачи в области внешней и военной политики США при значительном увеличении военного бюджета.
Подписанный президентом Трумэном в апреле 1950 г. документ «СНБ-68» на долгие годы определил направление внешней политики США.(

С началом войны в Корее значение СНБ значительно возросло. Стала очевидна необходимость улучшения разработки военной и внешней политики и координации действий. Трумэн признал важность работы Совета в области военной мобилизации и оценке стратегических интересов США. С этого времени президент стал регулярно посещать заседания СНБ и практически использовал его для проведения почти всех наиболее важных внешнеполитических мероприятий.

Тревожная ситуация в районе Юго-Восточной Азии требовала активной деятельности Совета национальной безопасности. Многочисленные анализы разведки, политические и общенациональные оценки были предметом повседневных обсуждений на заседаниях СНБ.

В начале 1950 г. на заседании Совета был поставлен вопрос об отношении Соединенных Штатов к событиям во Вьетнаме. Когда стало ясно, что колониальная война в Индокитае затянулась, правительство США решило вмешаться во вьетнамский конфликт. В феврале 1950 г. Совет национальной безопасности представил президенту Г. Трумэну резолюцию № 64 о Вьетнаме, в которой указывалось, что государственный департамент и министерство обороны в качестве первоначальной задачи должны разработать программу действий США в Индокитае. Резолюция СНБ была принята правительством Соединенных Штатов за основу внешнеполитического курса и задала тон дальнейшим событиям. 2

Особое недовольство вызывало засилье военных в Совете, поскольку до
1949 г. из семи постоянных членов Совета четыре человека являлись руководителями военных министерств: министр обороны и министры трех видов вооруженных сил. Трое из них занимались практической военной деятельностью.
И даже располагался Совета помещении Национального военного управления.

Деятельность СНБ в период администрации Эйзенхауэра, 1953-1961гг.

Реорганизация коснулась почти всех сторон деятельности правительственных органов, определявших политику национальной безопасности
США или в какой-то степени влиявших на нее. Особое место в реорганизационной деятельности правительства было уделено Совету национальной безопасности. Рекомендации комиссии Гувера по улучшению структуры и работы Совета нашли поддержку у новой администрации.

В правительстве Д. Эйзенхауэра Совет национальной безопасности стал такой силой при определении правительственной политики, какой никогда не был в предшествующей администрации. Президент не принимал никаких решений и не предпринимал важных внутриполитических действий до тех пор, пока они не были обсуждены и одобрены на заседаниях Совета.

В 1953 году был создан пост помощника президента по национальной безопасности. Советник должен был лично докладывать президенту по вопросам, касающимся национальной безопасности. Это усилило роль аппарата Белого дома при принятии президентом внешнеполитических решений и вместе с тем положило начало постепенному ослаблению влияния государственного секретаря.3 По распоряжению президента с июля 1953 г. каждое предложение СНБ дополнялось финансовым приложением, определявшим стоимость предложенного курса, чтобы установить «связь между национальной безопасностью и финансовой ответственностью». В связи с этим министр финансов и директор Бюро бюджета были включены в число постоянных членов СНБ. Кроме того, в его состав вошли директор Центрального разведывательного управления, председатель комитета начальников штабов и директор Программы взаимной безопасности.

В период администрации Д, Эйзенхауэра большое развитие получили отделы Совета национальной безопасности. Созданный Г. Трумэном Штат ответственных сотрудников был реорганизован и переименован в Совет по планированию (СП). Каждый член СНБ был представлен в Совете официальным лицом в ранге помощника. Возглавлял СП специальный помощник президента по делам национальной безопасности. Первым председателем Совета был Р. Катлер, затем этот пост занимали Д. Андерсон, Г. Джексон и Г. Грей. Совет по планированию сосредоточил всю работу по подготовке политических обзоров в своих руках.

Основываясь на рекомендациях специальной комиссии сената, президент исполнительным приказом №10483 от 2 сентября 1953 г. преобразовал Бюро психологической стратегии в Совет по координации действий (СКО) в составе помощника государственного секретаря (председатель), помощника министра обороны, директора ЦРУ, директора Информационного агентства, директора
Администрации международного сотрудничества. В качестве временных членов в его состав входили также представители тех ведомств, которые отвечали за проведение какого-либо мероприятия в области национальной безопасности. 50 межведомственных рабочих групп составляли основной штат сотрудников. Каждая группа была ответственна за отдельную область политики, отдельную страну или проблему. Главная функция СКО заключалась в детальной разработке той основной линии политики, которая была сформулирована Советом национальной безопасности и одобрена президентом, а также в координации действий министерств и ведомств, призванных проводить эту политику в жизнь. Оно решало задачи претворения политики в формы и методы действий.4

Организационная система СНБ при Д. Эйзенхауэре отличалась большой активностью всех его органов. Создав СП и СКО, президент разграничил проблемы разработки политики и ее осуществления. Детализированному процессу принятия политических решений уделялось главное внимание, вопросы же осуществления политики были отодвинуты на второй план. Особенно углубился этот разрыв при последующих администрациях.

Концентрация всех вопросов разработки внешнеполитического курса страны в Совете и усиление роли военных ведомств в области внешней политики повлекли за собой определенное ослабление значения государственного департамента.

Главный документ СНБ, который ежегодно тщательно готовили и анализировали на заседаниях,— «Основная политика в области национальной безопасности» — представлял собой глобальный обзор внешнеполитических проблем. Он давал общую политическую директиву всем правительственным учреждениям, связанным с национальной безопасностью. Документ содержал широкий обзор целей национальной стратегии США, а также подробное изложение военных, политических, экономических и внутриполитических факторов, необходимых для реализации этой стратегии. Несмотря на чрезвычайную важность, его объем не превышал 25 страниц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.