скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА

p> Путь Мексики к НАФТА

Мировой энергетический кризис 70-х годов, создавший импульс для быстрой структурной трансформации, условно разделил страны на две группы: одну побудил перейти на новый технологический виток, на интенсивное ресурсосберегающее производство; другой позволил
«упиваться» своим богатством. Взлет мировых цен на нефть подтолкнул
Мексику, обладающую этим ценнейшим ресурсом, да еще в больших размерах (входит в пятерку главных мировых продуцентов), наращивать ее добычу (открытие и освоение в середине 70-х годов новых нефтяных месторождений внесло перелом в ход всех этих эволюционных процессов.) Неожиданный «валютный дождь» породил в стране эйфорию, иллюзию возможности - без особых интеллектуально-трудовых затрат -
«процветания» в современной, быстро меняющейся и усложняющейся экономике.

С одной стороны, резко возрос объем мексиканского экспорта и экспортных доходов, что позволило увеличить вложения в многочисленные экономические программы, с другой - к мексиканской экономике стали проявлять повышенный интерес иностранные инвесторы, в том числе североамериканские.

В условиях оживления конъюнктуры усилился приток в страну зарубежных капиталов, главным образом американских (свыше 2/3 общего объема), которые в основном имели спекулятивный характер.
Диспропорции в экономике, краткосрочность приоритетов развития оборачивались нарастанием внешней задолженности (с 3,8 млрд. долл. в 1970 г. до 39 млрд. в 1979), причем свыше 4/5 ее суммы приходилось на частные «ТНБ с их более жесткими условиями кредитования. Потенциально богатая страна «жила в кредит».

Предгрозовым оказался 1981 г., когда администрация Рейгана, реагируя на кризисные явления в американской экономике и желая привлечь зарубежные капиталы для смягчения своих макродефицитов, резко повысила учетные ставки. Платежи Мексики по долговым обязательствам возросли примерно втрое в обстановке инфляционной экономики, когда становится невыгодно делать долгосрочные инвестиции, мексиканские капиталы устремились в американские банки.
В отсутствие надлежащего валютного контроля все призывы правительства и президента Л. Портильо приостановить бегство капиталов в сложное для страны время оставались тщетными.

Пробуждение от иллюзий началось в 1982 г., когда «неожиданно»
(в 1979-1981 гг. темпы роста достигали примерно 8% ежегодно) произошел резкий спад. Принятые «пожарные» меры девальвация песо, частичные, а затем расширенные валютные ограничения, оказались запоздавшими и не дали должного эффекта. В августе 1982, г.
Мексика, стремившаяся до того момента быть аккуратным плательщиком, внезапно объявила о приостановке выплат в счет внешнего долга.
Чтобы поставить шлагбаум на пути утечки капиталов, правительство в сентябре того же года приняло решение о национализации частных банков. Страна оказалась в тисках глубокого финансово- экономического кризиса; падение производства в 1983 г. превысило
5%, чего Мексика не знала со времен «великой депрессии». Взрывная волна от этого события прокатилась по другим странам региона.

В столь неблагоприятной ситуации избранный в 1982 г. новый президент М. де ла Мадрид обратился за помощью к МВФ, без «зеленого света» которого должник не может рассчитывать на возобновление кредитования со стороны других банков, и в конце года обнародовал
«Хартию намерений» с обязательством изменить экономический курс.
Суть перемен сводилась к сужению госсектора посредством приватизации, отмене валютного контроля, уменьшению бюджетного дефицита и реализации ряда других рекомендаций супербанка- координатора. Конкретизация этих намерений, призванных преодолеть финансово-экономический кризис, была официально оформлена в
Национальном плане развития 1983-1988 гг. (срок полномочий президента).

Первый этап неолиберальной политики в Мексике, как и ряде других латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Уругвай и др.), характеризовавшийся недооценкой системного подхода, не увенчался успехом. Замораживание зарплаты - ее реальное содержание только за один 1983 г. уменьшилось почти на 1/4 обернулось сокращением внутреннего платежеспособного спроса. Если к этому добавить желание
Мексики восстановить свой традиционный образ исправного должника
(только ежегодные выплаты процентов достигли 10 млрд. долл.), что привело к свертыванию инвестиционной деятельности (в 1984 г. почти на 40%), станет понятным повторный спад производства (в 1986 г. на
4%). Управление экономикой выходило из-под контроля, и тогда начались поиски новых экономических ориентиров.

Между тем на мировом небосклоне в 80-е годы ярко засверкали восходящие звезды Южной Кореи, Тайваня, других новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, которые добились феноменальных экономических успехов, не отгораживаясь от стран Запада, а, напротив, активно привлекая их капиталы, создавая условия для совместного с иностранными фирмами производства и освоения внешних рынков. Да и в самой Южной
Америке впечатляющих успехов добилась Чили. Эти примеры, опровергшие классово ограниченные, полумарксистские концепции противостояния
«империалистическим акулам», а главное - неудачи собственной внутренней и внешнеэкономической политики побудили президента Мигеля де ла Мадрида в середине 80-х годов круто изменить курс.

Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования: широкая приватизация предприятий и децентрализация управления промышленностью, полная перестройка экономических отношений в деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической политики становится зондирование перспектив участия в тройственном североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем.

Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с
Мексикой - их непосредственным соседом, имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась американскими конгрессменами еще в 50-е годы, но дальше дискуссий дело не продвинулось. Ее претворению в жизнь препятствовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока мексиканских товаров (мировой экономический кризис 1957-1958 гг. давал тому основания) и нежелательной иммиграции; Мексика, проводившая протекционистскую политику, боялась вторжения более сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя становившийся на ноги национальный капитал.

Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах, особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с
Канадой. Расчеты Мексики строились главным образом на получении доступа к современной технологии для осуществления своей программы модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.

С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де
Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось.
Выпускник Гарвардского университета, он повел страну по пути неолиберализма. Освобождение цен из-под государственного контроля в сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты.
Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г.; бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в последние два года достигли 24—25 млрд. долл. в год; положительное сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г. в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в
Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на
15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%.

Завершающий правление К. Салинаса 1994 год в экономическом плане вроде бы не сулил никаких особых осложнений, тем более потрясений. В результате «салинастройки» инфляция снизилась до 7% - наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл.
Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл.
Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА закончился сравнительно успешно: оборот внешней торговли вырос на
1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной из самых процветающих в мире. Сам президент после передачи власти
Э. Седильо 1 декабря 1994 г. готовился к возможному новому посту — руководству во Всемирной торговой организации, заменившей ГАТТ. В дальнейшем, из-за политического скандала внутри страны, К. Салинас был вынужден снять свою кандидатуру и уехать в США.

Мексиканский кризис

Финансовая буря, разразившаяся в декабре 1994 г., оказалась для многих громом среди ясного неба. Девальвация мексиканского песо менее чем за год после того, как торговый договор вступил в силу, отбросила много ожиданий
НАФТА. Это событие потрясло международные финансовые рынки и вовлекло
Мексику в один из самых худших периодов.

В декабре 1994, девальвация понизила Мексиканское песо c 3.5 за доллар до приблизительно 6.5. Это составило в среднем приблизительно 7.5 песо за доллар в течение 1996. За первую неделю марта курс песо упал до 8 за доллар.

По горячим следам уже был проведен анализ экономических и политических причин, вызвавших финансовую бурю и резкий экономический спад в Мексике, которая считалась на Западе одной из наиболее стабильных латиноамериканских стран и витриной неолиберальных реформ. Сегодня, по прошествии нескольких лет, истекших после начала массового бегства иностранного капитала из Мексики, обрушившего ее экономику, можно более полно оценить его региональные и глобальные последствия («эффект текилы»).

Масштабы потрясений в середине 90-х годов в этой стране нередко сравнивают с тяжелым долговым кризисом 1982 г. Однако необходимо отметить одно существенное отличие. Сегодня Мексика вместе с США и Канадой является участником соглашения о
Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), где она пользуется рядом преференций. На объединенном пространстве
НАФТА отменены многие ограничения в торговле и других областях экономической деятельности, происходят процессы, повышающие взаимозависимость партнеров при всей огромной асимметрии их экономической мощи и политического веса.

Последнее обстоятельство - иными словами, опасения США и международных финансовых институтов относительно того, что
«эффект текилы» может сказаться на мексиканских партнерах по
НАФТА и создаст угрозу стабильности мировой финансовой системы
- побудило их поспешить на выручку Мексике.

Таким образом, с одной стороны, участие Мексики в НАФТА ускорило наступление кризиса, так как подстегнуло изнурительную гонку неолиберальных реформ, в которую оказалась втянута эта страна. «Является ли Мексика жертвой НАФТА? Почти с уверенностью можно сказать «да», - такой ответ дали на поставленный вопрос эксперты независимого английского аналитического центра по проблемам Латинской Америки. По их мнению, НАФТА ограничила свободу маневра для Мексики и усилила её уязвимость от экономических и политических циклов в США. С другой стороны, партнеры по НАФТА не допустили, чтобы Мексика оказалась на дне пропасти.

Президент США Билл Клинтон обосновывал решение Белого дома предоставить Мексике заем следующими аргументами: а) защита интересов американских держателей мексиканских
«тесобонос» (краткосрочных государственных ценных бумаг, деноминированных в долларах); б) сохранение объемов экспорта США в эту страну в) уменьшение потока нелегальных эмигрантов из Мексики; г) нивелирование «эффекта текилы»

Пожалуй, не меньшее, а возможно, и большее значение имели соображения долгосрочной стратегии США, касающиеся конкурентной борьбы за мировое лидерство с Японией и ЕС. Зашаталась одна из опор возводимого по инициативе Вашингтона здания НАФТА, была брошена тень на американскую интеграционную концепцию неолиберального толка, принятую на саммите в Майами в качестве основы будущей зоны свободной торговли всего Западного полушария.

Привлекли внимание беспрецедентный размер международного пакета Помощи Мексике (50 млрд. долл. - 20 миллиардов от
Соединенных Штатов, а остальное от Международного банка и
Международного Валютного Фонда), так же как и «пожарная» быстрота решения. Никогда ранее ни одно государство не получало единовременно таких огромных средств и в столь сжатые сроки.
Обвальное бегство иностранного спекулятивного капитала произошло
15-20 декабря 1994 г., президент Клинтон объявил о международном пакете 31 января 1995 г., а уже 21 февраля министр финансов США
Р. Рубин и его мексиканский коллега Г. Ортис заключили в
Вашингтоне соответствующее соглашение.

Однако условия, поставленные при этом Белым домом и МВФ, оказались жесткими и обременительными. Мексиканскому правительству предписывалось выкупить в 1995 г. 80%
«тесобонос», установить Банку Мексики лимит внутренних кредитов в 10 млрд. песо, ограничить эмиссию денег, сбалансировать бюджет за счет сокращения расходов, ликвидировать торговый дефицит и уменьшить дефицит платежного баланса по текущим счетам до 4,3% ВВП.

Пожалуй, для президента Э. Седильо самым болезненным, с политической точки зрения, условием явилось согласие с созданием «гарантийного фонда» возвращения американских займов путем зачисления на специальный счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка всех поступлений от продажи мексиканской нефти и нефтепродуктов иностранным клиентам (более 7 млрд. долл. ежегодно). Особенно болезненно мексиканцы воспринимают притязания на нефть в качестве обеспечения выплат по полученным кредитам, рассматривая этот главный ресурс как одну из гарантий суверенитета и экономической независимости страны.

Долларовые инъекции позволили терпящему бедствие члену
НАФТА остановить углубление кризиса, залатать бреши в долговых обязательствах, провести реструктуризацию внутреннего долга, удержать на плаву 18 частных банков, оказавшихся на грани банкротства, и выправить положение во внешнеэкономическом секторе, в частности выкупить «тесобонос» на сумму 20,3 млрд. долл.

Однако, несмотря на все эти меры, обещанная экономическая стабилизация не наступала. В сентябре 1995 г. Мексика пережила мини-кризис, когда в течение двух недель из страны «убежало» еще 2 млрд. долл. В ноябре правительству пришлось спасать от банкротства пятый по значению частный банк «Инверлат» (сумма активов - 8 млрд. долл., портфель кредитов - 5,6 млрд. долл.).

Тем не менее, президент Седильо на Международном экономическом форуме в Давосе (февраль 1996 г.) заявил, что участие в НАФТА помогает Мексике выбраться из экономического тупика. Глава мексиканского государства имел в виду успехи в расширении экспорта товаров, пользующихся «надежным и преференциальным доступом» на рынки США и Канады, уменьшение дефицита платежного баланса, рост золото-валютных резервов и другие достижения во внешнеэкономическом секторе, в частности, возвращение доверия части иностранных кредиторов, благодаря чему Мексике удалось возобновить заимствования на международном рынке капитала.

Используя временные преимущества, связанные с девальвацией песо, что удешевило экспортные товары, Мексика смогла под сенью
НАФТА увеличить в 1995 г. свой экспорт на 31%. Развивая успех, мексиканские экспортеры за первые шесть месяцев 1996 г. вновь на 54% увеличили поставки товаров на рынок северного соседа.
Одновременно под влиянием экономического спада мексиканский импорт сократился на 15%. В результате страна получила большое положительное сальдо торгового баланса. С учетом роста доходов от туризма и увеличения объема долларовых переводов мексиканских легальных и нелегальных эмигрантов из США администрации Седильо удалось не только восстановить, но и превзойти предкризисный уровень валютных резервов страны.

Преимуществами, предоставленными НАФТА, лучше других сумели воспользоваться легкая промышленность, металлурги, автосборщики, ориентированные на экспорт отрасли агроиндустрии.
При этом речь идет в первую очередь о крупных компаниях, ассоциированных с американским капиталом и ТНК других стран.

Пока же жертвами «зависимой интеграции», как характеризуют многие мексиканские исследователи модель участия их страны в
НАФТА, стали десятки тысяч разорившихся мелких и средних фирм.
Пострадавшие владельцы и работники пополнили ряды армии противников НАФТА, которые указывают на то, что, в отличие от ЕС, в данном соглашении не был предусмотрен специальный фонд помощи более слабому партнеру на период адаптации к условиям объединенного рынка, и требуют исправления этой несправедливости.

Аналитики говорили, что большинство проигравших - мексиканские политические деятели и рабочие, граждане США, которые открыли банковские счета за границей, чтобы воспользоваться преимуществом более высоких процентных ставок и инвесторы в взаимных фондах с активами в Мексике.

Обычно мексиканские банки предлагают более высокие процентные ставки, чем их американские коллеги, чтобы привлечь зарубежные инвестиции. Деньги, полученные благодаря тем высоким процентным ставкам, часто возмещали потери капитала вызванные понижающейся стоимостью песо по отношению к доллару. Эта стратегия работала пока песо оставался стабильным, и пока инвесторы способны были перевести свой капитал назад в доллары перед тем как курс песо значительно понизился.

“Люди делали деньги [открывая счета в Мексике] в 1993. Они получили высокие процентные ставки, а потери песо по отношению к доллару были скромны”. В 1994 всё изменилось.

К концу 1994 курс песо упал на 70 % в то время как мексиканский фондовый рынок начал приходить в упадок и процентные ставки подскочили. В январе песо стоил 17.9 центов. Две недели до этого песо стоил 28.9 центов.

Ради справедливости стоит сказать, что «финансовая буря» затронула и мексиканский финансовый Олимп, где в результате кризиса число супервладельцев (с состоянием не менее 1 млрд., долл.) сократилось более чем вдвое (Из 358 долларовых миллиардеров всего мира, обнародованных в 1994 г. журналом “Форбс”, 24 были из
Мексики. В 1995 это была уже “Группа 10”.) Разорилось немалое число и просто богатых людей, включая и тех, кто недавно стали собственниками приватизированных предприятий. Ощутимые убытки понесли и американские инвесторы, успевшие забыть про мексиканский финансовый кризис 1982 г. Необыкновенная степень открытости, высокие процентные ставки, прочность песо привлекли миллиарды долларов из США, в том числе из богатых пенсионных фондов.

Неолиберальная модель, которую претворял в жизнь К. Салинас, названный международными финансовыми организациями «великим реформатором», не дала ожидаемых результатов по целому ряду причин.
Преобразования «триумфального шестилетия» проходили слишком поспешно, с заметным забеганием вперед, нередко без должного взаимодействия и взаимоувязки различных частей модели и при определенном игнорировании национально-исторических особенностей развития страны. Главные изъяны обнаружились в экономической области.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.