Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции
p> Характерной чертой второй группы организаций является то, что они
созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества
стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не
выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких
организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы
осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни
создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения
на национальный суверенитет. Принятие решений полностью возложено на
Кабинет Министров, и для любого решения требуется единогласие, а это
означает, что любая страна может наложить вето на решение, как и в Совете
Безопасности в Европе. Ко всему прочему, в организации существует
Парламентская Ассамблея, но ее роль чисто консультативная и у нее нет
законодательных полномочий. Все, что она может — это давать рекомендации
Кабинету Министров. Поэтому любая рекомендация может быть отклонена одним
голосом, так как Кабинет не отвечает перед Ассамблеей. И даже в случае,
если предложение будет принято Кабинетом Министров, оно должно еще быть
ратифицировано национальными парламентами, прежде чем оно будет иметь силу
закона. Из этого можно сделать вывод, что Совет Европы в принципе служит
инструментом межпарламентского сотрудничества. В спектре своих целей по
налаживанию тесных контактов между странами Европы и продвижению их
экономических и социальных достижений, Совет Европы действует очень
успешно. Количество его членов возросло от начальных 10 до 25
(Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия,
Ирландия, Дания, Норвегия и Швеция, Греция, Турция, ФРГ, Австрия, Кипр,
Швейцария, Мальта, Исландия, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Финляндия,
Сан-Марино, Венгрия и Польша). Под его покровительством заключается
широкий спектр экономических, культурных, социальных и юридических
конвенций, наиболее важным и известным из которых является Европейская
Конвенция Защиты прав человека и фундаментальных свобод, принятая 4 ноября
1950 года.
Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по
углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское
(экономическое) Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают
существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут
рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть
отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”. Главной отличительной
чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими международными
образованиями является то, что его члены для создания связующего,
прочного организационного и политического соединения пожертвовали какой-то
частью своего национального суверенитета.
Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9
мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции,
предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии,
который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в
рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это
предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать
односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью
независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру.
Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было
привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке
Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной
Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года,
когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая
принципиальную важность франко-германского сотрудничества. Кроме этого,
Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера,
чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ,
Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее
Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно
вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового
Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет
развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом
этого должно было стать создание Европейской Конституции.
В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано,
Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности,
которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и
ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости
усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию.
Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея
Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять
единственным выходом было привязать Германию к многонациональному
Сообществу — на этот раз военному — для усиления контроля за разоружением.
Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что
Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение,
тем самым давая выход амбициям национального суверенитета.
Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все
предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока
не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры
иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой
“создания объединенной Европы”.
На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было
большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ЕОУС
— то есть прежде всего экономической интеграции. Хотя план Плевена имел
более высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более
реалистично. Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел
Бельгии, Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность
продумать шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою
работу, и его отчет лег в основу переговоров, результатом которых явились
Соглашения, учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии
(Евратом) и Европейское экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные
странами Шестерки в марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года.
Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское
объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и
стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось
как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное
любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды
воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами
создания ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.
Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы
пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна
зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЭС
удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила
опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие
страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало
членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие
страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня.
Для Франции экономический союз с Германией был как бы политическим
признанием готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в
Объединении предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной
экспансии. Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые
возможности для сельского хозяйства Франции.
Бельгия, также как и Германия, в большой степени зависела от внешней
торговли и состояния экспортных рынков, поэтому идея общего рыночного
пространства была очень привлекательной с экономической точки зрения. Ее
интерес к тесным экономическим узам с другими странами Европы был вызван
еще и тем, что в 1950-х годах экономика Бельгии почти целиком была
сконцентрирована на угле и стали. Единое рыночное пространство в Европе
потенциально имело большую важность, частью потому, что открывало большие
возможности для угольной и стальной промышленности, но в большей степени
потому, что открывало перспективы для создания и развития новых отраслей
промышленности.
Италия к тому времени начала активно развивать свою промышленность, и
Европейский внутренний рынок воспринимался ею как уникальная возможность
роста. Она также рассчитывала на определенную финансовую помощь от
организаций Объединения для того, чтобы развивать большее количество
направлений и снизить высокий уровень безработицы в этих сферах.
Нидерланды вошли в Объединение по подобным причинам. Вовлечение в
процесс интеграции должно было дать толчок к развитию промышленности и — в
качестве крупнейшего в Европе перевозчика грузов морем с разветвленной
портовой структурой — открыть для себя новые перспективы. И, наконец,
голландцы столкнулись с проблемой защиты и расширения их
сельскохозяйственных рынков.
На протяжении всей истории Люксембург, по причине его географического
положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между большими соседними
странами. Европейская интеграция позволила защитить как политические, так
и экономические и социальные интересы страны.
Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство
Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран
по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.
Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной
торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны
национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут
упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим
странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-
участницами ЕОУС, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать
схему ЕЭС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой
зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,
окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Поэтому в августе 1961 года
Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество.
Дания, Норвегия и Ирландия — последовали ее примеру.
Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании в
Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая
промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три
раза больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что
возникла заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по
гарантированным ценам.
У Ирландии традиционно сложились тесные культурные, религиозные и
военные взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны
к процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также
увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной
продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году, торговля
сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от
рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для
раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое
значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят
каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,
а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех
промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х
гг., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал
освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность
позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий
торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным
фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало
создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить
вполне конкретные экономические выгоды.
Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973 года,
после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации
соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия
вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на
национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало
53,49 %.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о
своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977
году Португалия и Испания.
Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь установившейся
демократии, а также увеличения своего влияния на международной арене. С
экономической точки зрения членство в Сообществе могло помочь
модернизировать сельское хозяйство и промышленность, следовательно,
поставить национальную экономику на ноги. Широко распространенные
возражения о том, что это может затронуть национальный суверенитет и
вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами экономики и 1
января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.
Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но
все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года
соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными
парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.
Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,
несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В
экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было
получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития
уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также
помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания
надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества
будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе
предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,
будет несомненно полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет
значительно легче.
Для Португалии членство в Сообществе после потери всех колоний
означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество предлагало с
одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны — наилучшую
возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало всплеск
инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее время
затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во многом
повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на Сообщество как
в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в реструктуризации
экономики, в частности в сельском хозяйстве.
Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по
присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того
же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и
Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять
проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %.
Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано
экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и
перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны
и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было
желание более тесной экономической интеграции, но не формального
объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о
своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета.
Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными
по причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о
членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в
Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом
Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,
что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали
прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.
Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в
установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену
Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и
социальное сотрудничество.
Исходя из своего географического положения и исторического опыта,
Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на
западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт
между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком
давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия пробовала установить
дружественные отношения с СССР, что выразилось в Соглашении от 1948 года,
которое действовало вплоть до 1992 года, когда устанавливались формальные
отношения между Финляндией и Россией. Как и в Швеции, изменение
географических границ Европы заставило финнов пересмотреть свои позиции, и
18 марта 1992 года Финляндия официально заявила о своем желании вступить в
Европейское Сообщество. В заявлении Парламента 27 февраля 1992 года очень
подробно были описаны причины, по которым страна желает вступить в
Европейское Сообщество, и эти причины не были чисто экономическими.
Правительство считало само собой разумеющимся дать доступ своему бизнесу
действовать на равных условиях со своими конкурентами в свободном рыночном
пространстве в Европе, а также дать своим гражданам возможность участвовать
в сотрудничестве — и в исследованиях, в образовании, искусстве и любой
другой сфере.
С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц
достигло 15.
Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта
(1990 г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и
разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для
сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и
Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,
получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут
войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен
быть подведен под европейские стандарты . Для того, чтобы помочь им в этом,
Союзом была подписана серия ассоциативных соглашений с этими странами в
период между 1991 и 1993 годами.
II.2. Современное состояние и проблемы развития полноценного еврорынка
Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-
летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель
эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в
сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов
потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри
Сообщества. Но в других важных сферах, таких как свободное движение услуг,
рабочей силы и капиталов, свободы истеблишмента и либерализации платежей,
ощутимого прогресса не было, кроме нескольких отдельных примеров. Также не
удалось “привести к общему знаменателю” национальную экономическую политику для преодоления экономического кризиса 1970-х гг. И до 1980-х, пока
национальные границы мешали оживлению экономической активности, общий рынок
оставался лишь обещанием.
Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу
экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую
инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому
европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована
так называемая “Белая газета” (Белая книга) — каталог специфических
мероприятий с подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к
концу 1992 года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для
каких-либо реальных перспектив успешного завершения такого сложного
процесса за 7 лет, при том, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество,
которое было гораздо меньшим, нужны были не только заявления о политических
намерениях и принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна
была вылиться в Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в
Едином Европейском Акте, который добавил новую статью в Соглашение по ЕЭС
(сейчас статья 7а в Соглашении по Европейскому Сообществу). В ней сказано: