скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции

p> Фактически контуры двух различных подходов были заложены уже в основополагающих документах. Ст. 2204 договора о НАФТА, касающаяся присоединения других стран, была сформулирована весьма обтекаемо и оставляла основателям этого объединения свободу действий в вопросе приема новых членов. В ней записано: "Любая страна или группа стран может присоединиться к этому договору согласно таким условиям и положениям, о которых может быть достигнута договоренность между этой страной или группой стран и Комиссией (НАФТА) и после получения одобрения в соответствии с действующими законодательными процедурами каждой страны".[11]

Анализ ст. 2204 позволяет заключить:
- "отцы-основатели" мыслили категориями постепенного распространения НАФТА на все Западное полушарие, в результате чего к 2005 должна была появиться

ЗСТА;
- каждой латиноамериканской стране, прежде чем получить доступ в "рай", предстояло пройти "чистилище", т.е. соответствовать требованиям диктуемым тремя первоначальными членами;
- каждый из триумвирата НАФТА фактически обладает правом вето по вопросу о вступлении новых членов.

За три года деятельности НАФТА выяснилось, что список требований которым нужно соответствовать, оказался весьма обширным. По словам экспертов независимой лондонской группы, выпускающей известное аналитическое издание "Лэйтин америкэн ньюслеттер", "США установили минимальные условия членства в НАФТА. Они включают ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров, разумную открытость рынка услуг, защиту иностранных капиталовложений, защиту прав на интеллектуальную собственность, исходное законодательство о правилах происхождения товара, антидемпинговые правила, процедуру урегулирования споров и политик, ограничения субсидий".[12] По мнению английских экспертов, это "лишь стартовые условия". Исчерпывающий пакет должен появиться позднее.

В последний день майамского саммита президенты США и Мексики и премьер- министр Канады озвучили избранный ими курс. Они официально пригласили Чили начать переговоры присоединении к торговой зоне трех. Ни для кого не было секретом почему именно Чили первой удостоилась высокой чести. Дело не только в том, что чилийское правительство успешно осуществило неолиберальные реформы, создало стабильно развивающуюся рыночную экономик провело демократизацию страны. Чили являлась «вольным стрелком», не участвовала ни в одной латиноамериканской субрегиональной интеграционной группировке. Следовательно, она идеально подходила для начала претворения в жизнь стратегии присоединения латиноамериканских государств НАФТА в индивидуальном порядке по формуле "3+1". По этой же схеме велись переговоры
Сантьяго с основателями НАФТА.

То, что подходило для Чили, оказалось неприемлемым для Бразилии и ряда других стран региона. Принять формулу "3+1" означало пускаться в плавание по воле волн без каких-либо гарантий успешного его завершении. Более того, фактически предстояло разрушить Меркосур и другие субрегиональные интеграционные блоки, сформированные задолго того, как Вашингтон, исходя из геоэкономических и геополитических соображений, заинтересовался идеей создания сначала торговой зоны, затем сообщества стран Западного полушария.

Помимо компонента стратегического характера американо-бразильские противоречия затрагивали ряд конкретных вопросов: юридическое толкование термина "происхождение товара", закупки, осуществляемые по линии госсектора, открытие финансовой сферы телекоммуникаций, эффективная защита национальных промышленников и др.

Со времени саммита в Майами прошел ровно год. За это время бразильская дипломатия сумела на переговорах за закрытыми дверями, где готовились проекты документов для 34 президентов и глав правительств, "улучшить" текст заявления относительно создания ЗСТА. В Декларации принципов, одобренной в
Майами, говорилось: "Мы расширим и углубим экономическую интеграцию в
Западном полушарии на основе действующих субрегиональных и двусторонних соглашений, приводя их к общему знаменателю".[13] Таким образом, расплывчатый термин "группа стран" был заменен конкретным "субрегиональные соглашения". Им был отдан некоторый приоритет по сравнению с двусторонними договоренностями, а записанное положение о приведении их к общему знаменателю можно было толковать как признание равнозначности всех действующих в регионе интеграционных соглашений, объединение которых, а не поглощение одних другими, создаст в итоге общеамериканскую зону свободной торговли. Декларация принципов стала отправным моментом для разработки бразильской концепции.

В полной мере противостояние двух принципиально различных подходов к решению стратегической задачи 2005 г. выявилось уже на первом этапе многосторонних переговоров, предусмотренных графиком, утвержденным в
Майами. На первой конференции министров торговли 34 стран Западного полушария в Денвере (США, июнь 1995 г.) сложились два блока. Об этом наглядно свидетельствовали ход дебатов и принятие резолюций по основным вопросам повестки дня (см. табл. 4).

Таблица 4

Результаты голосования на конференции в Денвере
|Вопрос |Позиция|Союзники |Позици|Союзники|Резолюция |
| |Бразили|Бразилии |я США |США | |
| |и | | | | |
|Использование | |Меркосур, | |НАФТА, | |
|региональных |за |Андский |против|Чили |отклонено |
|блоков | |пакт | | | |
|Индивидуальное | |Меркосур, | |НАФТА, | |
|вступление в |против |Андский |за |Чили |отклонено |
|НАФТА | |пакт | | | |
|Создание 11 | |Канада, | | |компромисс: 7 |
|рабочих групп |против |Меркосур |за | |групп, остальные |
| | | | | |4 в 1996 г. |
|Рабочая группа по| |Андская | | | |
|антидемпингу |за |группа, |против| |отложено до 1996 |
| | |Меркосур | | |г. |
|Более строгие | |Меркосур, | |НАФТА, | |
|правила, чем в |против |Андский |за |Чили |отклонено |
|МТО | |пакт | | | |
|Экономическая | | | | |одобрен |
|стабилизация |за | |против|Мексика,|компромиссный |
| | | | |Чили |вариант |
|Включение статей | | | | |одобрен |
|об окружающей |против |Меркосур |за |НАФТА, |компромиссный |
|среде и соц. | | | |Чили |вариант |
|проблемах | | | | | |
|Соглашение о ЗСТА| | | |Аргентин| |
|в 2000 г. |против | |за |а, Чили,|отклонено |
| | | | |НАФТА | |
|Соглашение о ЗСТА| | | | | |
|в 2005 г. |за | |против| |отклонено |

Глинкин А.Н. В поисках компромисса [НАФТА - Меркосур] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 8.

Дух компромисса позволил достичь в Денвере еще нескольких решений. В
Совместной декларации рекомендовалось "немедленно начать выполнение программы мероприятий, необходимых для подготовки начала переговоров о Зоне свободной торговли Америки. ОАГ, ЭКЛАК и Межамериканскому банку была поручена роль координаторов для осуществления сложной задачи состыковки более двадцати действующих двусторонних соглашений о свободной торговле и построении единого экономического каркаса в регионе. Для "подготовки почвы" были созданы рабочие группы по вопросам открытия рынков, таможенных правил, инвестиций, стандартов и технических условий для торговли, санитарных мер, субсидий, антидемпинговых пошлин. Спорные проблемы решили отложить до лучших времен.

Бразильская дипломатия, используя предвыборные затруднения Вашингтона, проявила бурную активность, и ей удалось завоевать на свою сторону почти все государства региона, которые учитывали уроки мексиканского кризиса и бесплодных переговоров Чили о вступлении в НАФТА. В результате бразильский путь в 2005 г. получил одобрение на важнейших форумах межгосударственного сотрудничества стран Латинской Америки (ЛАЭС и Группа Рио). В их решениях намечен поэтапный переход к Латиноамериканскому общему рынку на рубеже 2000
- 2005 гг.: сближение Меркосур с Андской группой на первом этапе, ассоциация с Центральноамериканским общим рынком — на втором и сближение с
Ассоциацией карибских стран — на третьем. Таким образом, бразильская стратегия изначально была нацелена на следование модели, уже опробованной в
Западной Европе, где сначала возникли две интеграционные группировки, а затем они объединились, что в конечном итоге привело к созданию ЕС.
Английские эксперты отмечали в конце 1996 г., что «Меркосур, несмотря на трения, вызванные протекционистскими поползновениями Бразилии, совершенно очевидно выступает как блок. Если расширение Меркосур будет продолжаться, он вполне может стать образцом для модели ЗСТА».[14]

Глава III. ЕС – Меркосур — проблемы их взаимодействия и перспективы развития

В последние годы формирование региональных интеграционных группировок набирает силу. Они постепенно расширяются за счет включения новых членов, консолидируются, обретают дополнительные права и полномочия, в том числе право выступать субъектами интеграционного процесса, участвовать в объединениях более высокого уровня. Первая такая интеграционная трансконтинентальная группировка объединит ЕС и Меркосур - южноамериканский регион, в экономическом плане наиболее тесно связанный с Западной Европой.

На ЕС приходится более четверти экспорта Меркосур. Значительное место среди поставляемых товаров традиционно занимают аграрная продукция и продовольствие. Таможенные пошлины на большинство товаров этой категории в
ЕС высоки, действуют и жесткие нетарифные ограничения, касающиеся сроков хранения, способов упаковки, соблюдения санитарных и гигиенических норм.
Введенная в 1995 - 1996 гг. новая система общих преференций, устанавливая неизменные таможенные тарифы сроком на три-четыре года (ранее они менялись ежегодно), сохраняет существовавшие до сих пор ограничения на импорт наиболее конкурентоспособных латиноамериканских товаров, в том числе сельскохозяйственных, продовольственных, текстильных, кожевенных. От импортных пошлин освобождается, как и ранее, подавляющая часть промышленных изделий. Основная преграда их продвижению на западноевропейский рынок - относительно невысокое качество. Вывоз нетрадиционной промышленной продукции из Меркосур в ЕС постоянно возрастает, немалую роль играют, в частности, поставки автоузлов и деталей. В целом, однако, экспорт на данном направлении развивается относительно медленно, неустойчиво, в отдельные периоды стагнирует.

Подавляющая часть импорта из ЕС - машины, оборудование. В Аргентине,
Бразилии, активно проводящих программы экономической модернизации, суммарные потребности в притоке из-за рубежа оборудования и технологий в ходе интеграции существенно не уменьшились, а с учетом обретенного динамизма экономики - даже возросли. Наращивание товарооборота с ЕС шло преимущественно за счет импорта, который увеличился в 1990 - 1996 гг. более чем на 50%[15]. Бразилия опередила Мексику и стала крупнейшим импортером западноевропейских товаров в регионе.

Финансовая стабильность, высокие темпы развития экономики обеспечили в
90-е годы значительное увеличение притока прямых иностранных инвестиций в
Меркосур, в том числе из ЕС - почти на 50% по сравнению с уровнем 80-х годов[16]. Заметный интерес вызывал продолжающийся процесс приватизации госсектора в Бразилии (в частности электроэнергетики, горнодобывающей промышленности). Ведущие европейские автомобильные компании начали осуществлять модернизацию своих предприятий в Аргентине и Бразилии. На эти цели в нынешнем десятилетии будет израсходовано более 5 млрд долл. Но пока основная часть прямых иностранных инвестиций поступает из США. Доля
Западной Европы, составлявшая в конце 80-х годов более 50%, снизилась в
1990 - 1995 гг. почти до 25%.[17] Европейские инвестиции нередко оставались ближе к "дому", нацеливались на переоснащение производства, создание новых рабочих мест, борьбу с безработицей. В ФРГ осуществлялись многомиллиардные программы реструктурирования экономики так называемых "новых земель". Имела место и определенная переориентация на Восточную Европу: Чехия и Венгрия получали больше прямых инвестиций, чем любая южноамериканская страна.

Очевидно, что в системе приоритетов ЕС в 90-е годы обозначились некоторые перемены. Больше внимания уделяется внутренним проблемам. На очереди - создание Валютного союза. Не исключено в недалеком будущем и расширение на восток, появление новых членов из числа восточноевропейских государств. Пересмотр аграрной политики, либерализация внешней торговли сельскохозяйственными товарами (что, кстати, предусматривается соглашениями, заключенными на Уругвайском раунде переговоров в рамках ГАТТ) продвигаются крайне медленно. В Бразилии, Аргентине немалое беспокойство вызывает резкое увеличение дефицита их торгового баланса с ЕС; в 80-е годы этот показатель был положительным. Предметом постоянной озабоченности в ЕС является заметное ослабление экономических позиций в Латинской Америке. Эта тенденция весьма отчетливо проявилась и в Меркосур, где не только доля западноевропейских инвестиций, но и удельный вес ЕС во внешнеторговом товарообороте в 1990 - 1995 гг. уменьшались. Несомненно, новый элемент в отношениях обеих интеграционных группировок - растущая координация экономической политики стран - участниц Меркосур.

В этой довольно непростой обстановке экономическая стратегия ЕС в регионе к середине 90-х годов претерпела определенные изменения. Больший акцент делается теперь на установление особых отношений с важнейшими латиноамериканскими партнерами - прежде всего Меркосур, Мексикой, Чили.
Значительным шагом в данном направлении стало подписание в декабре 1995 г. в Мадриде Рамочного межрегионального соглашения (РМД) о сотрудничестве с
Меркосур. Его первоочередные цели - постепенная либерализация внешней торговли, координация экономической и социальной политики, установление внешнеполитического диалога. Решение этих задач рассматривается как предварительный этап на пути к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ), объединяющей обе интеграционные группировки (ст. 2 - 4 РМД).

Сразу после подписания РМД начали действовать предусматриваемые им
Совет по кооперации (СК), Смешанная комиссия по сотрудничеству (СКС) и
Подкомиссия по торговле (ст. 25 - 29). Они сформированы на паритетных началах, основной принцип их работы - консенсус. Функции наблюдения и контроля за ходом выполнения РМД возложены на СК. В его состав входят члены высших административных органов ЕС и Меркосур. В заседаниях СК принимают участие министры, в чьей компетенции находится решение обсуждаемых проблем.
Заседания созываются не реже одного раза в год, а при необходимости и чаще.
Для обеспечения непрерывности работы СК может временно делегировать все или часть своих полномочий СКС. Но в целом последняя (как и подчиняющаяся ей
Подкомиссия по торговле) носит совещательный и консультативный характер.
Это форум, где обсуждаются вопросы, представляющие общий интерес.

Выдвигаемая схема интеграции - двухэтапная. Первый этап, подготовительный, регулируется РМД. В данный период должен быть разработан и подписан Договор ассоциации, регламентирующий вторую, собственно интеграционную фазу. Представляется, что соглашения о сотрудничестве, заключенные ЕС сравнительно недавно с некоторыми восточноевропейскими и североафриканскими странами, не смогут послужить образцом или хотя бы источником аналогий в рассматриваемом случае. В Меркосур слишком много специфики, речь идет о весьма крупной и динамичной группировке и традиционно важном партнере ЕС в латиноамериканском регионе. Пока известны лишь основные ориентиры будущего интеграционного образования. Это ЗСТ, в которой упраздняются тарифные и нетарифные ограничения во внешней торговле товарами и услугами. По неоднократным заявлениям высших руководителей обоих блоков, срок осуществления данного проекта - 2001 г. М.Марин, вице- президент комиссий ЕС, выступая в Брюсселе в июле 1995 г., заявил: "ЗСТ начнет функционировать в 2001 г. … Нами избран путь, который потребует продолжительных переговоров, но гарантирует стабильность".[18]

В настоящее время ведутся интенсивные переговоры, направленные на сближение нормативов качества экспортируемых пищевых и сельскохозяйственных товаров и упрощение таможенных процедур. По этим вопросам будут подписаны соответственно соглашение и протокол. На повестке дня — согласование инвестиционной и научно-технической политики и мер по охране интеллектуальной собственности.

На подготовительном этапе стороны начнут снижение таможенных барьеров, какие-либо жесткие обязательства на этот счет не устанавливаются. Первые шаги, сделанные ЕС (в том числе введение упомянутой новой системы общих преференций на аграрную продукцию в 1996 г.), не предвещают резких перемен.
В мае 1996 г. представитель Бразилии в СКС охарактеризовал эту систему общих преференций как дискриминационную в отношении важнейших статей латиноамериканского экспорта.

Следует подчеркнуть, что РМД допускает сохранение таможенных ограничений и после 2001 г. на так называемые "чувствительные" товары (ст.
4). Их количество не лимитируется. Списки таких товаров, как правило, согласовываются и постепенно сокращаются. В этом нет ничего необычного.
Данную стадию проходят практически все интеграционные объединения. Нельзя, однако, и приуменьшать трудности нынешнего этапа. Экономический потенциал
Меркосур велик. Себестоимость аграрной продукции низкая, а ее качество высокое, да и многие производимые здесь промышленные изделия могут успешно конкурировать с европейскими (и не только традиционные, но и прокат черных и цветных металлов, бумага, автомобили, легкие самолеты, оружие). В этих условиях РМД фактически дает ЕС отсрочку на четыре-пять лет (а по некоторым позициям - и на более длительный период) для снижения таможенных барьеров и в то же время открывает перед Меркосур перспективу скорее всего частичного и постепенного, но гарантированного и предсказуемого решения проблемы продвижения товарного экспорта на западноевропейский рынок.

Создание ЗСТ сулит обеим сторонам ряд дополнительных преимуществ. Для
ЕС - это прежде всего шаг к восстановлению пошатнувшихся экономических и финансовых позиций в стратегически важном регионе. Для Меркосур - возможность привлечения инвестиций и технологий из Западной Европы, диверсификации внешнеэкономических связей, ослабления обозначившейся, особенно резко в 90-е годы, односторонней импортной ориентации на США.

РМД, несомненно, отражает новое, более глубокое понимание процесса глобализации экономических связей, самостоятельными участниками которого все больше становятся не только отдельные страны, но и региональные интеграционные группировки. Это первый в истории договор между двумя таможенными союзами.

Заключение

Проведенный нами анализ литературы позволяет заключить, что под общим рынком в современной экономической науке понимается объединение стран, на территории которых, посредством законодательства создаются условия для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Как подчеркивают ведущие экономисты мира, это объединение является еще и политическим, поскольку требует от правительств стран-членов единого понимания целей и задач интеграции, и согласованных действий для ее достижения.

Характерным отличием общего рынка от других форм интеграции является мобильность факторов производства в пределах его территории. Это действительно серьезный шаг на пути к экономическому сплочению, поскольку государства вынуждены поступиться национальными интересами ради общей цели.
На этом этапе создаются наднациональные институты управления, регулирующие и контролирующие деятельность общего рынка и способствующие его совершенствованию.

На настоящий момент в мире сложилось несколько общих рынков. Наиболее развитым из них является европейский общий рынок, созданный в послевоенные годы и функционирующий по сей день. В состав объединения входят 15 европейских стран. Предпосылками возникновения рынка явились: во-первых, послевоенная разруха и необходимость восстановления экономики; во-вторых, в политическом плане нужна была мощная организация, способная противостоять
Америке и Советскому Союзу; в-третьих, опыт двух мировых войн привел к пониманию ценности мирного сосуществования и требовал немедленных шагов по его достижению.

Первым шагом к образованию общего экономического пространства в Европе послужило создание Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС), которое впоследствии, по мере присоединения новых членов переросло в Европейское
Сообщество. Определяющими «вехами» в истории развития ЕЭС явились: Римский договор (1957 г.), ознаменовавший объединение Европы; «Белая книга» — комплекс мер для достижения целей общего рынка (1985 г.); Единый европейский акт (1987 г.), законодательно закрепивший, все эти меры.

Несмотря на трудности в ходе интеграции цели европейского рынка все же были достигнуты, и на сегодняшний день Европа представляет единый отлаженный механизм, один из центров мировых сил.

Основными препятствиями на пути создания общего рынка в Европе были следующие:

- различное понимание целей интеграции и соответственно действия в различных направлениях;

- неравномерность развития стран-членов группировки;

- бюрократическая «волокита» при выполнении принятых решений.

В отличие от ЕС, латиноамериканский общий рынок МЕРКОСУР существует чуть более 15 лет, однако является тем не менее одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. В Меркосур входят Бразилия, Аргентина,
Парагвай, Уругвай. Столь малое количество участников (по сравнению с ЕС) позволяет Меркосур быстрее принимать решения, способствует более тесной интеграции, дает возможность постоянного взаимодействия. Меркосур активно сотрудничает с другими группировками в регионе, идет процесс сближения с
Андской группой, ЕС и НАФТА.

Отношения между НАФТА и Меркосур складываются весьма противоречиво.
Каждый «тянет одеяло на себя», стремится развивать сотрудничество в рамках своей организации. Стороны не хотят идти на компромисс, и, несмотря на выгоды, которые обе получат от создания общей зоны торговли, похоже, что на ближайшие пять лет эта идея так и останется идеей.

По другому выглядит сотрудничество в рамках ЕС-Меркосур. Уже в 95 было подписано соглашение о либерализации внешней торговли, что является первым шагом на пути создания общей зоны свободной торговли. Стороны активно взаимодействуют во всех сферах экономики, инвестиционной политике, и, на мой взгляд, этот союз выглядит более перспективно.

В целом процесс развития мировой экономики в последние десятилетия характеризуется усилением процессов интеграции и глобализации. Что же касается нашей страны, то я надеюсь, что разумная внешняя политика позволит в будущем создать предпосылки если не для присоединения к странам-членам
ЕС, то хотя бы для создания общего экономического пространства. Это несомненно благотворно скажется на состоянии экономики в нашей стране.

Другим приоритетным направлением считаю сближение с странами СНГ — историческими партнерами России в мировой торговле. Многолетний зарубежный опыт, может оказать нам в этом неоценимую услугу.

Глоссарий


Белая книга (белая газета) — каталог специфических мероприятий с подробным планом для завершения создания единого европейского рынка, опубликован в
1985 г.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — европейская интеграционная группировка, существует с 4 января 1960 г. Представляет собой зону свободной торговли. Ее членами на начало 1994 г. являлись
Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария.
Европейский союз — официальное название ведущей интеграционной группировки западноевропейских стран.
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — первое европейское объединение, существует с 23 июля 1951 г. Объединило угольную и стальную промышленности Франции и Германии.
Зона свободной торговли (ЗСТ) — форма экономической интеграции, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины.
МЕРКОСУР — крупнейшая интеграционная группировка в Южной Америке.
НАФТА — зона свободной торговли в Северной Америке. Членами объединения являются США, Канада и Мексика.
Общий рынок — форма экономической интеграции, при которой помимо принципов
ЗСТ и ТС, допускается свободное передвижение капитала, рабочей силы и услуг.
Таможенный союз (ТС) — форма экономической интеграции, при которой наряду с отменой таможенных пошлин устанавливается единый внешнеторговый тариф и проводится единая внешнеторговая политика странами-участницами в отношении третьих стран.

Литература


1. Абрамова М.Г. Положение на рынке труда [Меркосур] //Латинская Америка.

1997. №10. С. 18-24.
2. Абрамова М.Г. Уругвай в системе Меркосур [Южноамериканский общий рынок]

//Латинская Америка. 1997. №4. С. 52-57.
3. Авдокушин Е.Ф. Международная экономическая интеграция //Авдокушин Е.Ф.

Международные экономические отношения. -М., 1996. С. 179-193.
4. Баррос С. Основы южноамериканской интеграции. //Латинская Америка. 1996.

№ 5. С. 20.
5. Безруков А.И., Зубченко Л.А. Европейское сообщество на пути к единому рынку: роль транснационального капитала. -М.: Междунар. отношения, 1990.

204 с.
6. Глинкин А.Н. В поисках компромисса [НАФТА - Меркосур] //Латинская

Америка. 1997. №10. С. 6-14.
7. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. -М.:

Междунар. отношения, 1990. 288 с.
8. Демин А.А. Проблемы европейского экономического сообщества

//Международные экономические отношения. Л., 1990. С. 17-23.
9. Железняк А.А., Нутенко Л.Я. Бразилия и Меркосур //Латинская Америка

1997. №2. С. 35-40.
10. Железняк А.А., Нутенко Л.Я. На пороге нового этапа сотрудничества в ЕС:

[Меркосур - ЕС] //Латинская Америка. 1997. №10.
11. Кардосо де Да Сильва Э. Ставка на интеграцию: [Ст. из Венесуэлы]

//Латинская Америка. 1997. № 1. С. 18-26.
12. Клаверн А. Латинская Америка на пути к открытому регионализму: Вопросы интеграции //Латинская Америка. 1997. № 6. С. 4-15.
13. Лавут А.А. Меркосур и пути интеграции в Латинской Америке: [Экономика]

//Латинская Америка. 1996. №7-8. С. 140-153.
14. Ложечко М. Нафта в интеграционных процессах: проблемы и перспективы.

//Внешняя торговля. 2000. №5-6. С. 25.
15. Мазин А.В. Расширение на Запад: [O Меркосуре] //Латинская Америка.

1997. № 10. С. 25-27.
16. Международные экономические отношения: Интеграция. -М.: "Банки и биржи", ЮНИТИ, 1997. 126 с.
17. Международные экономические отношения. Под. ред. Рыбалкина В.Е. -М.,

2000.
18. Наим М. Путь Латинской Америки к рынку: [Ст. из США] Латинская Америка.

1996. №5-6
19. Ордынский Б.Н. Итоги первого пятилетия: [О Меркосуре] //Латинская

Америка. 1997. №10. С. 4-6.
20. Петраш В. Венесуэла и Меркосур: кто кого завоевывает? //Латинская

Америка. 1997. №12. С. 45-50.
21. Питовранова Н.Е. Чили и интеграционные процессы на американском континенте. //Латинская Америка. 1996. №7-8. С. 39-47.
22. Раджабова З.К. Мировая экономика. –Махачкала, 1998. С. 61-79.
23. Романова 3. Объединенный рынок США, Канады и Мексики: [НАФТА]

//Экономист. 1995. №12. С. 80-86.
24. Романова З.И. Объединительные процессы в свете основных внешнеэкономических концепций: [Интеграционные процессы в Латинская

Америке: НАФТА, АТР, Меркосур.] //Латинская Америка. 1997. №2. С. 14-

23.
25. Хасбулатов Р. Мировая экономика. –М.: ИНСАН, 1994.
26. Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции //Экономист. 1998. №10

С. 74-84.
27. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы. //МЭМО. 1991. №11. С.

123-137.
28. Шокина Н.Е. Меркосур и Мексика //Латинская Америка. 1997. №10. С. 33-

35.
29. Щедрин А. Европейский союз в преддверии евро. //МЭМО. 1998. № 10 С. 93-

96.
30. Интернет. WWW: http://www.europa.eu.int/ Официальный сайт ЕС в Интернет http://www.euro.eu.int/ Евро http://www.eubasics.allmansland.com/ Региональное представительство
ЕС

-----------------------
[1] Некоторые авторы добавляют к этому перечню еще и информацию, считая ее не менее важным экономическим фактором, с чем я полностью согласен.
[2] Материалы Интернет со ссылкой на - European Integration. The origins and growth of the European Union. Dr. Klaus-Dieter Borchardt. На английском языке. Издано в Люксембурге для стран Евросоюза в 1995 г.
[3] Кларин № 23 июня 1998 г.
[4] Ордынский Б.Н. Итоги первого пятилетия: [О Меркосуре] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 4.


[5] Ордынский Б.Н. Итоги первого пятилетия: [О Меркосуре] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 4.
[6] Ордынский Б.Н. Итоги первого пятилетия: [О Меркосуре] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 5.
[7] Ордынский Б.Н. Итоги первого пятилетия: [О Меркосуре] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 5.
[8] Абрамова М.Г. Положение на рынке труда [Меркосур] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 19.

[9] Абрамова М.Г. Положение на рынке труда [Меркосур] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 21.

[10] Глинкин А.Н. В поисках компромисса [НАФТА - Меркосур] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 8.

[11] Глинкин А.Н. В поисках компромисса [НАФТА - Меркосур] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 9.
[12]Шестернина Е. Буш начнет строить панамериканскую свободную экономическую зону. // Независимая Газета. 2001. № 47.
[13] Романова З.И. Объединительные процессы в свете основных внешнеэкономических концепций: [Интеграционные процессы в Латинской Америке
– НАФТА, АТР, Меркосур] // Латинская Америка. 1997. №2.
[14] Романова З.И. Объединительные процессы в свете основных внешнеэкономических концепций: [Интеграционные процессы в Латинской Америке
– НАФТА, АТР, Меркосур] // Латинская Америка. 1997. №2.
[15] Материалы Интернет: www.europa.eu.int
[16] Железняк А.А., Нутенко Л.Я. На пороге нового этапа сотрудничества в
ЕС: [Меркосур-ЕС] // Латинская Америка. 1997. №10. С. 36.
[17] Железняк А.А., Нутенко Л.Я. На пороге нового этапа сотрудничества в
ЕС: [Меркосур-ЕС] // Латинская Америка. 1997. №10. С. 36.
[18] Материалы Интернет: www.eubasics.allmansland.com



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.