скачать рефераты

МЕНЮ


Процесс принятия внешнеполитических решений: Деятельность СНБ в период администрации Дж Буша

p> Президентская директива ускорила принятие ряда политических решений, касающихся помощи Ираку со стороны США, которая вызвала много споров после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990г. Согласно директиве №26 и более ранним директивам Р. Рейгана, касающихся Ирака, Государственный департамент дал кредит в размере одного миллиарда долларов Ираку на нужды сельского хозяйства, часть которого пошла на закупки оружия; ЦРУ предоставило необычно детальную военную информацию Ираку, которую иракские агентства безопасности стали использовать против курдских меньшинств, проживающих на территории Ирака; Пентагон начал обновлять американо-иракские военные связи; американские представительства, контролирующие экспортную торговлю, разрешили продажу передовых технологий в области вооружений (а именно - ракет) иракским представителям. Большинство этих операций было строго секретным, также как и существование директивы №26 и ряда других директив
Р. Рейгана, которые заложили основу для этих решений.1

Позднее администрация Буша заявляла, что директива №26 и директивы Р.
Рейгана по Персидскому заливу реально учитывали ситуацию того времени и являлись наилучшим выходом на тот момент.2

§ 4.2. Проведение секретных операций против Ирака

Вскоре после вторжения Ирака в Кувейт, в начале августа, президент Буш одобрил директиву №45 (20 августа 1990г.) и дал добро на проведение тайных операций, спонсируемых Соединёнными Штатами и направленных на то чтобы заставить Ирак вывести свои войска из Кувейта и сбросить правительство
Саддама Хусейна. Администрация тем временем придерживалась дипломатической стратегии, согласно которой целью США было только заставить Ирак вывести свои войска из Кувейта, предпочтительно мирными средствами.

Согласно директиве, тайные операции ЦРУ включали заключение соглашения с Бандар бин Султаном, дипломатом из Саудовской Аравии о финансировании операций ЦРУ в Заливе; предоставление оружия, снабжение и предоставление стратегической информации курдским мятежникам на севере Ирака; поставку телевизионного и печатного оборудования, плюс обучение работе сними, оппозиции; а также использование дезинформации (т. е. информационной войны) в международных СМИ для того чтобы ослабить военную поддержку Саддама в самом Ираке. Первоначально ЦРУ сосредоточилось на помощи курдским мятежникам, но тут вмешалась Турция, а курды стали подозревать США в возможном предательстве. Позже даже планировалось создание пост-Саддамского правительства в Ираке. Спецслужбы США и Саудовской Аравии тесно сотрудничали друг с другом, пытаясь стимулировать экономический кризис и гиперинфляцию в Ираке, наводняя страну поддельной иракской валютой.1


§ 4.3 Применение силы против Ирака

15 января 1991г. штат СНБ подготовил директиву №54 по просьбе президента Буша, который в начале января потребовал составить проект
"исторического документа, "который бы использовал конституционные полномочия, позволяющие президенту использовать военную силу против Ирака без объявления войны со стороны Конгресса. Тем не менее, 12 января Конгресс принял резолюцию, разрешающую использование военной силы.

Президент Буш подписал обновлённую директиву 15 января. Она санкционировала нападение на Ирак (под кодовым названием Буря в Пустыне), при следующих условиях: 1)лидеры Конгресса должны быть незамедлительно уведомлены о начале нападения 2) в последние минуты перед нападением не произошли какие-либо поворотные моменты в американо-иракских отношениях.
Остальная часть директивы излагала позицию администрации по конфликту в целом. Директива подчёркивала, что Соединенные Штаты использовали мирные средства, для того чтобы вынудить Ирак вывести войска из Кувейта, включая решения Организации Объединенных Наций и различные экономические санкции.
Все они потерпели неудачу. Дальнейшее ожидание каких-либо позитивных шагов со стороны Ирака расценивалось как "неоправданный риск для американских интересов" потому что иракские ВС в Кувейте "занялись ограблением страны и начали укреплять сою оборону в ожидании нападения." Военная операция теперь должна "защитить интересы США и союзников."

Директива определила правила вовлечения американских вооруженных сил.
Исламские святые места должны быть не тронуты и жертвы среди гражданского населения должны быть "минимизированы,” поскольку это было связано с защитой дружественных сил.1

16 января союзнические силы начали крупномасштабную операцию в воздухе, на море и на земле. Согласно данным Министерства обороны, приблизительно около 100000 иракских мирных жителей погибли за время войны, хотя некоторые аналитики позже заявляли, что погибло несколько тысяч.
Западные наблюдатели за правами человека позже заявляли, что военные действия и Соединенных Штатов, и Ирака привели к неоправданным жертвам, особенно во время американских бомбардировок гражданских центров.1


§ 5. Безопасность в сфере телекоммуникаций и информационных систем

В период администрации Дж. Буша СНБ занимался не только политическими вопросами и разведоперациями, но и вопросами, касающимися применения высоких технологий в сфере национальной безопасности, которые скорее были ближе по духу АНБ. Это, на мой взгляд объяснялось тем, что в СНБ понимали, что XXI век будет веком информационных технологий, где информация будет играть основную роль, буде то политика, экономика или какая-либо другая сфера. Следовательно, СНБ и решил заняться данным вопросом. 5 июля 1990г. была подписана директива №42.

Директива расширила существующие широкие полномочия ЦРУ в сфере защиты информации. Подчёркивалось, что некоторые компьютерные сети, содержащие
"секретную информацию или ... контролирующие военные объекты, а также оборудование, являются неотъемлемой частью национальной безопасности страны". Директива №42 затрагивала только "системы связанные с национальной безопасностью" — государственные и частные компьютеры и сети, содержащие секретную. Но в то же самое время очевидно, что данные с "обыкновенных" компьютеров проходят через те же самые каналы что и данные с "секретных" сетей. Следовательно, сфера применения директивы №42 зависит в значительной степени от её интерпретации со стороны ведомств, связанных с национальной безопасностью.2


§ 6. Перспективы работы секретных служб на 1992-2005гг.

На своих заседаниях СНБ также принимал решения, касающиеся перспективы работы различных секретных служб. Ярким примером может являться директива №67 (подписана 13 марта 1992 г.), которая вносит небольшие изменения в директиву №29(NSRD29), подписанную 15 ноября, касающуюся структуры и действий американских секретных служб. В начале марта 1992г. план директивы был формально представлен в СНБ, а 1 апреля
1992г. директор ЦРУ Роберт Гейтс огласил изменения на (несекретном) заседании Конгресса.

Согласно Гейтсу, ЦРУ организовало ряд рабочих групп для рассмотрения административных проблем управления, особенно касающихся обработки контрразведывательной информации. Среди принятых мер были: кампания, направленная на улучшение отношений с определёнными журналистами и преподавателями; создание межведомственного комитета для улучшения взаимодействия между ЦРУ, Агентством Национальной Безопасности и другими органами военной разведки; законодательные реформы, разрешающие президенту более эффективно распределять средства среди различных служб; создание
Национального Разведывательного Совета за пределами ЦРУ для обработки информации, идущей к президенту и СНБ; использования чёткой стандартизации в проектировании высоких технологий, используемых для анализа данных и многое другое."

Центральной проблемой реформы было улаживание противоречий между ЦРУ и другими “конкурирующими” организациями, находящимися в сфере компетенции МО и госдепартамента, которые "координировались" директором ЦРУ, а теперь получили "независимость". Только различные агентства МО в одиночку потратили приблизительно 85 процентов всего американского бюджета разведопераций, который в 1992 составлял приблизительно 30 миллиардов долларов.1


Заключение

Президент Буш, имея огромный опыт работы в международных делах, внёс значительный вклад в деятельность СНБ. Он восстановил коллегиальные отношения между различными министерствами и ведомствами, занимающимися международными отношениями, организовав КР, КЗ, и ККП.

Активно велись действия, направленные на установления “дружественных” режимов в Панаме, Ираке. Для этого были задействованы все мыслимые и немыслимые ресурсы: информационная война, экономические санкции, подрывные действия, направленные на ухудшения экономического состояния страны (в
Ираке), секретные операции, проводимые совместно со спецслужбами
“дружественных” стран, некоторые международные рычаги и, конечно, военные интервенции на территории суверенных государств, хотя конфликты можно было решить и мирными средствами. Проведя военную интервенцию в Панаме, США начали восстанавливать экономику этой страны, поставив её в экономическую и, следовательно, политическую зависимость. Эта же участь была уготовлена и Ираку, но война так и продолжается там до сих пор. Такими действиями США стремились занять лидирующую роль в решении международных конфликтов.

СНБ также очень эффективно вёл себя во время таких событий как объединение Германии и распад СССР. В целом работу штата СНБ можно оценить как эффективную.


Литература

1. Simpson C. National security directives directives of the Reagan and
Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995.
2. Колобов О.А., Корнилов Ф.Ф., Макарычев А.С., Сергунин А.А.
Процесс принятия внешнеполитических решений: исторический опыт США, государства Израиль и стран Западной Европы. Н.Новгород:ННГУ, 1992.
3. Конышев В.Н. Принятие решений о военных интервенциях: отношения президента и конгресса США (1982-1991гг.) –СПб.: ВИРД,-1999.
5. Директивы СНБ//http://www.fas.org/nsc/directives/index.html
6. Директивы СНБ // http://www.bush.nara.gov
7. History of the National Security Council, 1947-1997. // http://www.whitehouse.gov/WH/EOP/NSC/html/NSChistory.html
8. Richard Lugar “Shameful Partisan Posturing,” Washington Post, July 20,

1992.
9. Bernard Weinraub, “Bush Backs Plan to Enhance Role of Security Staff,”

New York Times, February 26, 1989.
10. Elane Sciolino, “Pakistan Keeping Afghan Aid Role,” New York Times,

February 26, 1989.
11. Richard Lugar “Shameful Partisan Posturing,” Washington Post, July 20,

1992.


Приложения


Приложение 1

[pic]

Приложение 2

Директивы СНБ администрации Дж. Буша

NATIONAL SECURITY DIRECTIVES (NSDs)

Notes
** indicates the document has not been reviewed for release or release was denied in full.
* indicates document has been declassified and released in part. no * indicates the document has been declassified and released in full.

NSD 1 01/30/1989 Organization of the National Security Council System
(6 pages including supplement)
NSD 2 01/30/1989 Disposition of National Security Decision Directives (1 page)
NSD 3 ** 02/13/1989 U.S. Policy Toward Afghanistan
NSD 4 ** 02/22/1989 U.S. Policy Toward 7 May 1989 Elections in Panama
NSD 5 03/18/1989 Legislation to Authorize the Transfer of Funds to the
Agency for International Development (AID) for Humanitarian Assistance to
Afghanistan (1 page)
NSD 6 03/22/1989 Security for U.S Government Personnel in Panama (1 page)
NSD 7 ** 04/12/1989 Nuclear Weapons Deployment Authorization for FY 1989 and FY 1990
NSD 8 05/01/1989 U.S. Policy Toward Nicaragua and Nicaraguan Resistance
(4 pages)
NSD 8a** 05/11/1989 Sensitive Annex to NSD 8 re: U.S. Policy Toward
Nicaragua and Nicaraguan Resistance
NSD 9 05/08/1989 Actions to Respond to Polish Roundtable Agreement (2 pages)
NSD 10 05/07/1989 Creation of New Policy Coordinating Committees (3 pages)
NSD 11** Classified Title
NSD 12 06/06/1989 Lifting the No-Exceptions Policy (1 page)
NSD 13 06/07/1989 Cocaine Trafficking (2 pages)
NSD 13a** Classified Title
NSD 14** 06/14/1989 ICBM Modernization and Strategic Defense Initiative
NSD 15** 06/22/1989 Open Skies
NSD 16** 07/08/1989 Middle East Peace Process
NSD 17** 07/22/1989 U.S. Actions in Panama
NSD 18* 08/21/1989 International Counternarcotics Strategy
NSD 18a** 08/23/1989 Annex to NSD 18 Regarding International
Counternarcotics Strategy
NSD 19** 08/24/1989 U.S. Policy Toward Libya
NSD 19a ** Classified Title
NSD 20** 08/29/1989 U.S. Policy Toward South Asia
NSD 21 09/01/1989 U.S. Policy Towards Panama Under Noriega after 1
September 1989 (2 pages)
NSD 22* 09/20/1989 U.S. Policy on Nuclear Testing and Arms Control (2 pages)
NSD 23 09/22/1989 U.S. Relations with the Soviet Union (7 pages)
NSD 24 09/26/1989 Chemical Weapons Arms Control Initiative (4 pages)
NSD 25 09/11/1989 U.S. Policy Toward February 1990 Nicaraguan Election (1 page)
NSD 25a** Classified Title
NSD 26* 10/02/1989 U.S. Policy Toward the Persian Gulf (3 pages)
NSD 27* 10/02/1989 Soviet Emigration Policy (3 pages)
NSD 28 10/05/1989 National Security Directive on Sealift (3 pages)
NSD 29 10/30/1989 FY 1990 Aqueduct Nuclear Test Program (2 pages)
NSD 30* 11/02/1989 National Space Policy (National Space Policy
Directive 1) (19 pages)
NSD 30a** 11/02/1989 Annex to NSD 30 and National Space Policy Directive
1
NSD 31** 11/14/1989 Change to FY 1989 and FY 1990 Nuclear Weapons
Deployment Plan
NSD 32 11/30/1989 Economic Sanctions Against Panama (1 page)
NSD 33 01/24/1990 U.S. Policy toward Panama: Post-Noriega (3 pages)
NSD 34 01/24/1990 Partnership with Panama: Action Plan to Foster Economic
Recovery (4 pages)
NSD 35 01/24/1990 U.S.-Soviet Economic Initiatives (2 pages)
NSD 36** 02/06/1990 United States Arms Control Policy
NSD 37** 04/18/1990 Enduring Constitutional Government
NSD 38** 05/01/1990 Nuclear Weapons Deployment Authorization for FY 1990 and FY 1991
NSD 39** 05/01/1990 COCOM Policy Towards Eastern Europe and Soviet Union
NSD 40* 05/14/1990 Decisions on START Issues (5 pages)
NSD 41 05/29/1990 Organizing to Manage On-Site Inspection for Arms
Control (2 pages)
NSD 42* 07/05/1990 National policy for the Security of National Security
Telecommunications and Information Systems (14 pages)
NSD 43* 07/12/1990 FY 1990- FY 1995 Nuclear Weapons Stockpile Plan (6 pages)
NSD 44* 07/18/1990 Organizing to Manage On-Site Verification of Nuclear testing (5 pages)
NSD 45 08/20/1990 U.S. Policy in Response to the Iraqi Invasion of Kuwait
(5 pages)
NSD 46 09/07/1990 Cape York (2 pages)
NSD 47* 10/05/1990 Counterintelligence and Security Countermeasures (5 pages)
NSD 48* 10/10/1990 Nuclear Weapons Deployment Authorization for FY 1990 and FY 1991 (4 pages)
NSD 49* 10/12/1990 Freedom of Navigation Program (6 pages)
NSD 50* 10/12/1990 Decisions on START and CFE Issues (4 pages)
NSD 51 10/17/1990 U.S. Government International Broadcasting (4 pages)
NSD 52* 10/22/1990 FY 1991 Sculpin Nuclear Test Program (11 pages)
NSD 53 12/10/1990 Interagency Review and Disposition of Export Control
Licenses Issued by Department of Commerce (4 pages)
NSD 54 01/15/1991 Responding to Iraqi Aggression in the Gulf (3 pages)
NSD 55* 03/26/1991 Change 1 to NSD 48 - Nuclear Weapons Deployment
Authorization for FY 1990 and FY 1991 (1 page)
NSD 56 04/30/1991 National Security Emergency Preparedness
Telecommunications Funding (2 pages)
NSD 57 05/07/1991 U.S. Port Security Program (9 pages)
NSD 58 05/10/1991 Chemical Weapons Convention Initiative (3 pages)
NSD 59* 05/14/1991 Disposition of Reagan Administration Policy Papers (8 pages)
NSD 60 05/30/1991 FY 1992 nuclear test Program: Julin (2 pages)
NSD 61** 07/02/1991 FY 1991 - FY 1996 Nuclear Weapons Stockpile Plan
NSD 62* 07/08/1991 Significant Military operations and Exercises (3 pages)
NSD 63 10/21/1991 Single Scope Background Investigations (4 pages)
NSD 64** 11/05/1991 Nuclear Weapons Deployment Authorization for FY 1991 and FY 1992
NSD 65* 02/11/1992 Organizing to Manage On-Site Inspections Under the CFE
Treaty (3 pages)
NSD 66 03/16/1992 Civil Defense (4 pages)
NSD 67** 03/30/1992 Intelligence Capabilities 1992-2005
NSD 68** 05/28/1992 Nuclear test Program for FY 1993 and First Quarter FY
1994 - Klaxon
NSD 69** 07/02/1992 Enduring Constitutional Government
NSD 70* 07/10/1992 U.S. Nonproliferation Policy (8 pages)
NSD 71* 07/20/1992 FY 1992-1997 Nuclear Weapons Stockpile Plan (7 pages)
NSD 72* 08/03/1992 Nuclear Weapons Deployment Authorization for FY 1992 and FY 1993 (8 pages)
NSD 73* 11/24/1992 Organizing to Manage Observations Under Open Sky treaty (5 pages)
NSD 74* 11/24/1992 Peacekeeping and Humanitarian Relief Policy (4 pages)
NSD 75* 12/23/1992 American Policy Toward Sub-Saharan Africa in the
1990's (8 pages)
NSD 76* 01/03/1993 Disposition of NSC Policy Documents (8 pages)
NSD 77** Classified Title
NSD 78* 01/19/1993 FY 1993 - FY 1998 Nuclear Weapons Stockpile Plan (5 pages)
NSD 79** Classified Title

1Колобов О.А., Корнилов Ф.Ф., Макарычев А.С., Сергунин А.А. Процесс принятия внешнеполитических решений: исторический опыт США, государства
Израиль и стран Западной Европы. Н.Новгород:ННГУ, 1992.-С. 106.
1 Bernard Weinraub, “Bush Backs Plan to Enhance Role of Security Staff,”
New York Times, February 26, 1989.
* См. Приложение 1
1 Колобов О.А., Корнилов Ф.Ф., Макарычев А.С., Сергунин А.А. Процесс принятия внешнеполитических решений: исторический опыт США, государства
Израиль и стран Западной Европы. Н.Новгород:ННГУ, 1992.-С. 106.

1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the
????????????????????????????????????†???????????????????????????????????????
??????????????????????????????????????????????????????????declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder:
Westview Press, 1995. P. 892, 903.
2 Elane Sciolino, “Pakistan Keeping Afghan Aid Role,” New York Times,
February 26, 1989.

1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 892,-893.

2 Конышев В.Н. Принятие решений о военных интервенциях: отношения президента и конгресса США (1982-1991гг.) –СПб.: ВИРД,-1999.-С. 105.
1 См. NSD21
2 См. NSD32
1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 894,-895.

* См. NSD34
1 Конышев В.Н. Принятие решений о военных интервенциях: отношения президента и конгресса США (1982-1991гг.) –СПб.: ВИРД,-1999.-С. 113-114.

1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 896.

1 См. NSD26 // http://www.fas.org/nsc/directives/index.html

1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 898.

2 Richard Lugar “Shameful Partisan Posturing,” Washington Post, July 20,
1992.
1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 929-930.

1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 947.

1 John Heidenrich, “The Gulf War: How many Iraqis Died?” Foreign Policy,
No.90, Spring 1993, pp. 108-125.
2 См. NSD42 // http://www.fas.org/nsc/directives/index.html; Simpson C.
National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 929, 932.

1 Simpson C. National security directives directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 947.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.